
«Тракторомобиль» Minneapolis-Moline UDLX: утром в поле, вечером – на танцы
Мысль совместить трактор и автомобиль не нова и хорошо известна многим любителям техники. Например, в СССР широко использовали грузовики марки ЗиЛ, «Урал», КрАЗ. Правда, поля они не пахали, а только разбрасывали удобрения.
Сегодня подобная схема тоже используется, хотя и нечасто. Компания Agromaster «модернизировала» КАМАЗ-65115 и превратила его в свою модель AUTOTRAC U-260. Главных нововведений оказалось не так много: усиленная рама, большие задние колеса, иное передаточное число КПП. Сзади приспособлена тракторная навеска, работающая от гидравлики.
КАМАЗ на пахоте. Фото: youtube.com
Но это автомобиль превращают в трактор, а если наоборот? Сегодня такие попытки предпринимают тоже. Только почти что на самодельном уровне: есть компании, устанавливающие на серийные К-700 и Т-150 кабины от импортных фур: например, донором зачастую служит авто МАN. Хоть и небольшой, но спрос есть!
К-701 с кабиной от MAN. Фото: youtube.com
Но опять-таки: здесь пытаются сделать гибрид, используя грузовой автомобиль. А что, если совместить трактор с легковушкой? Идея кажется сегодня бредовой, но около ста лет назад она была реализована, причем, в серийном виде!
Компания с длиннющим названием образовалась в 1929 году в США (Миннесота). Своему появлению она обязана слиянием трех фирм, которые уже долгое время осуществляли производство и продажу сельхозтехники, включая трактора. Это компании Moline Plow, MTM, MTM. Последняя уже тогда подчеркивала, что в ее продукции применяются «автомобильные технологии»: т. е. «почин» был.
Обычный трактор от Minneapolis-Moline Power Equipment Company. Фото: youtube.com
Хотя это всего лишь крылья на колеса и закрытый капот для движка. Фирме вторила Moline Plow, рекламировавшая фары на тракторах и стартеры (страшно подумать о такой роскоши!). После объединения компании сначала выпускали обычные трактора, но в 1938-м на очередной выставке в Миннеаполисе «рванула бомба»…
Эта пара моделей даже во внешнем оформлении сильно напоминает легковой автомобиль. Первая версия оборудовалась закрытой, вторая – открытой кабиной. Зато какое название – «Спорт Родстер». Это для трактора-то! Кстати, индекс UDLX расшифровывается, как «делюкс».
«Спортивная» открытая версия UOPN. Фото: youtube.com
Технику в комфортном виде стали выпускать не просто так: мол, кому-то пришла идея в голову и начали строить. Предварительно при помощи сторонней фирмы провели маркетинговое исследование.
В его ходе выяснилось: на тот момент на рынке с/х техники серийных тракторов с закрытыми кабинами, дверями и с остеклением не было вообще. Также не продавались транспортные средства, способные играть двоякую роль: легкового авто и «пахаря».
Место тракториста 1930-х комфортным не назовешь. Фото: youtube.com
Создатели гибрида надеялись, что, купив подобную технику, фермер днем будет обрабатывать поля, а вечером поедет в город на отдых. Что же получилось в результате?
Совладельцам компании очень хотелось поразить воображение публики: отчасти им это удалось. Minneapolis-Moline UDLX Comfortractor никак нельзя было назвать примитивной техникой для выполнения рутинной работы. Кузов имел аэродинамические обводы в соответствии с господствовавшей тогда стилистикой Streamline, подразумевавшей наклонную радиаторную решетку, фары по ее бокам (с ближним и дальним светом).
Передок – как у легковушки. Фото: youtube.com
Не забыли про крылья и хромированный бампер. «Тракторомобиль» покрасили в моднейший цвет «золото прерий» или по-английски Prairie Gold.
Попасть в «салон» (даже не знаю, уместны ли здесь кавычки) можно было только через заднюю дверь, что непривычно. Все правильно: а вдруг в город придется везти даму? Не залезать же ей в платье на подножку. Во всем остальном внутри техника не отличалась от легковушки, причем, довольно комфортной.
Кабина напоминала салон легковушки. Фото: youtube.com
В наличии – зеркало заднего вида с часами, «бардачок», «аудио» (радиоприемник), стеклоочистители, «бибикалка», полная приборная панель со спидометром, датчиками уровня топлива и температуры, амперметром. Предусмотрели даже прикуриватель и пепельницу. Интерьер увенчивали: тканевая обивка, коврики, мягкое сиденье.
Под капотом стоял четырехцилиндровый силовой агрегат на 4,6 л собственного производства мощностью 42 «лошади». Что касается трансмиссии, конструкторы пошли на «хитрость». Если модель ехала по плохой дороге или полю, использовались все передачи пятиступенчатой КПП. При наборе скорости первые четыре отключались специальным рычагом, чтобы снизить потери мощности. В итоге технику удавалось разогнать до 65 км/ч. Это очень неплохо для 30-х годов, когда тракторы набирали не более 30-40 км/ч.
Обычным тракторам от той же Minneapolis-Moline большая скорость ни к чему. Фото: youtube.com
Конкурентом могла быть только модель Graham-Bradley, которую отдельно выпускал автопроизводитель Graham-Paige. Да и то: техника оснащалась ДВС с шестью, а не четырьмя, как у UDLX и UOPN, цилиндрами. Так что название Sport Roadster вполне оправданно. Несмотря на все «прелести» конструкций, обе модели на рынке потерпели жесткую неудачу.
Учитывая специфику работы тракториста, закрытую кабину можно считать достоинством весьма условно. У UDLX она была небольших габаритов, тесная и узкая. Летом в ней жарко, вентиляция возможна только через лобовое стекло, заднее и боковые не открывались.
Из-за этого плохо контролировалась работа прицепного орудия. Да еще, видимо, из-за резонанса, в кабине, по сравнению с открытой версией, было очень шумно. Проявились и другие технически неувязки, связанные с применением штатных деталей от серийных тракторов. Например, разогнавшееся до 65 км/ч транспортное средство сложно было оперативно остановить механическими барабанными тормозами, не рассчитанными на такую скорость.
Тракторная ходовая часть шансов на мягкую поездку не давала. Фото: youtube.com
Отсутствие подвески делало поездку по асфальту сомнительным удовольствием. А наличие широких, выступающих за пределы колеса, крыльев, ограничивало маневренность: радиус полного разворота уменьшился. Были и «чисто» фермерские минусы: отсутствие вала отбора мощности не давало возможности присоединять множество сельскохозяйственных орудий. Это значит: UDLX годен разве что для буксировки, например, прицепа.
Вот и подошли к главному. Времена (30-е годы) были тяжелыми – только что страна вылезла из Великой депрессии. И у фермеров, как и большинства других граждан США, каждый цент был на счету. За модель UDLX просили $1900. Это деньги, на которые можно было приобрести от этой же компании обычный трактор серии U ($900). А в «довесок» еще и легковушку марки «Форд» за $900. Да, предлагалась модель комфортного трактора UOPN с открытой кабиной, стоившая дешевле: но всего-то на 10%.
Отреставрированный Ford Model A Tudor 1930 года. Фото: youtube.com
Была и еще одна удивительная причина, по которой фермеры не торопились покупать «тракторомобиль». В те времена в Америке царил дух высокой морали, особенно среди деревенских жителей. Поэтому соседи наверняка посчитали бы покупку комфортного трактора признаком изнеженности и расточительства. А это – нехорошо: мнение окружающих важнее, чем закрытая кабина!
К 1940 году Minneapolis-Moline продала всего лишь 100 единиц комфортных тракторов. По сути, фирма просто опередила время: трактора с закрытыми кабинами массово стали выпускать чуть позже. Да и комфорт в кабине сегодня стал нормой. Сама компания в 1963-м вошла в состав White Motor Company, выпускавшей тогда грузовики. И сегодня, кроме коллекционеров, вряд ли кто вспомнит о Minneapolis-Moline с ее комфортабельными тракторами, которые сегодня в отреставрированном виде продают любителям ретро-техники за $150-200 тысяч.
Сегодня подобная схема тоже используется, хотя и нечасто. Компания Agromaster «модернизировала» КАМАЗ-65115 и превратила его в свою модель AUTOTRAC U-260. Главных нововведений оказалось не так много: усиленная рама, большие задние колеса, иное передаточное число КПП. Сзади приспособлена тракторная навеска, работающая от гидравлики.

Но это автомобиль превращают в трактор, а если наоборот? Сегодня такие попытки предпринимают тоже. Только почти что на самодельном уровне: есть компании, устанавливающие на серийные К-700 и Т-150 кабины от импортных фур: например, донором зачастую служит авто МАN. Хоть и небольшой, но спрос есть!

Но опять-таки: здесь пытаются сделать гибрид, используя грузовой автомобиль. А что, если совместить трактор с легковушкой? Идея кажется сегодня бредовой, но около ста лет назад она была реализована, причем, в серийном виде!
Minneapolis-Moline Power Equipment Company
Компания с длиннющим названием образовалась в 1929 году в США (Миннесота). Своему появлению она обязана слиянием трех фирм, которые уже долгое время осуществляли производство и продажу сельхозтехники, включая трактора. Это компании Moline Plow, MTM, MTM. Последняя уже тогда подчеркивала, что в ее продукции применяются «автомобильные технологии»: т. е. «почин» был.

Хотя это всего лишь крылья на колеса и закрытый капот для движка. Фирме вторила Moline Plow, рекламировавшая фары на тракторах и стартеры (страшно подумать о такой роскоши!). После объединения компании сначала выпускали обычные трактора, но в 1938-м на очередной выставке в Миннеаполисе «рванула бомба»…
UDLX Comfortractor и UOPN Sport Roadster
Эта пара моделей даже во внешнем оформлении сильно напоминает легковой автомобиль. Первая версия оборудовалась закрытой, вторая – открытой кабиной. Зато какое название – «Спорт Родстер». Это для трактора-то! Кстати, индекс UDLX расшифровывается, как «делюкс».

Технику в комфортном виде стали выпускать не просто так: мол, кому-то пришла идея в голову и начали строить. Предварительно при помощи сторонней фирмы провели маркетинговое исследование.
В те времена трактор представлял собой примитивное создание: кабины не было, капот – редкость, фары, приборы также отсутствовали на многих моделях. О комфорте для фермера и говорить не приходиться.
В его ходе выяснилось: на тот момент на рынке с/х техники серийных тракторов с закрытыми кабинами, дверями и с остеклением не было вообще. Также не продавались транспортные средства, способные играть двоякую роль: легкового авто и «пахаря».

Создатели гибрида надеялись, что, купив подобную технику, фермер днем будет обрабатывать поля, а вечером поедет в город на отдых. Что же получилось в результате?
Экстерьер
Совладельцам компании очень хотелось поразить воображение публики: отчасти им это удалось. Minneapolis-Moline UDLX Comfortractor никак нельзя было назвать примитивной техникой для выполнения рутинной работы. Кузов имел аэродинамические обводы в соответствии с господствовавшей тогда стилистикой Streamline, подразумевавшей наклонную радиаторную решетку, фары по ее бокам (с ближним и дальним светом).

Не забыли про крылья и хромированный бампер. «Тракторомобиль» покрасили в моднейший цвет «золото прерий» или по-английски Prairie Gold.
Интерьер
Попасть в «салон» (даже не знаю, уместны ли здесь кавычки) можно было только через заднюю дверь, что непривычно. Все правильно: а вдруг в город придется везти даму? Не залезать же ей в платье на подножку. Во всем остальном внутри техника не отличалась от легковушки, причем, довольно комфортной.

В наличии – зеркало заднего вида с часами, «бардачок», «аудио» (радиоприемник), стеклоочистители, «бибикалка», полная приборная панель со спидометром, датчиками уровня топлива и температуры, амперметром. Предусмотрели даже прикуриватель и пепельницу. Интерьер увенчивали: тканевая обивка, коврики, мягкое сиденье.
Технические данные
Под капотом стоял четырехцилиндровый силовой агрегат на 4,6 л собственного производства мощностью 42 «лошади». Что касается трансмиссии, конструкторы пошли на «хитрость». Если модель ехала по плохой дороге или полю, использовались все передачи пятиступенчатой КПП. При наборе скорости первые четыре отключались специальным рычагом, чтобы снизить потери мощности. В итоге технику удавалось разогнать до 65 км/ч. Это очень неплохо для 30-х годов, когда тракторы набирали не более 30-40 км/ч.

Конкурентом могла быть только модель Graham-Bradley, которую отдельно выпускал автопроизводитель Graham-Paige. Да и то: техника оснащалась ДВС с шестью, а не четырьмя, как у UDLX и UOPN, цилиндрами. Так что название Sport Roadster вполне оправданно. Несмотря на все «прелести» конструкций, обе модели на рынке потерпели жесткую неудачу.
Технические причины провала
Учитывая специфику работы тракториста, закрытую кабину можно считать достоинством весьма условно. У UDLX она была небольших габаритов, тесная и узкая. Летом в ней жарко, вентиляция возможна только через лобовое стекло, заднее и боковые не открывались.
Первый автомобильный кондиционер установили на Paccard в конце 30-х. Стоила эта громоздкая (занимала чуть ли не весь багажник) штуковина вместе с монтажом $274, за легковой бюджетный «Форд» тогда просили около $900.
Из-за этого плохо контролировалась работа прицепного орудия. Да еще, видимо, из-за резонанса, в кабине, по сравнению с открытой версией, было очень шумно. Проявились и другие технически неувязки, связанные с применением штатных деталей от серийных тракторов. Например, разогнавшееся до 65 км/ч транспортное средство сложно было оперативно остановить механическими барабанными тормозами, не рассчитанными на такую скорость.

Отсутствие подвески делало поездку по асфальту сомнительным удовольствием. А наличие широких, выступающих за пределы колеса, крыльев, ограничивало маневренность: радиус полного разворота уменьшился. Были и «чисто» фермерские минусы: отсутствие вала отбора мощности не давало возможности присоединять множество сельскохозяйственных орудий. Это значит: UDLX годен разве что для буксировки, например, прицепа.
Причины экономические и «моральные»
Вот и подошли к главному. Времена (30-е годы) были тяжелыми – только что страна вылезла из Великой депрессии. И у фермеров, как и большинства других граждан США, каждый цент был на счету. За модель UDLX просили $1900. Это деньги, на которые можно было приобрести от этой же компании обычный трактор серии U ($900). А в «довесок» еще и легковушку марки «Форд» за $900. Да, предлагалась модель комфортного трактора UOPN с открытой кабиной, стоившая дешевле: но всего-то на 10%.

Была и еще одна удивительная причина, по которой фермеры не торопились покупать «тракторомобиль». В те времена в Америке царил дух высокой морали, особенно среди деревенских жителей. Поэтому соседи наверняка посчитали бы покупку комфортного трактора признаком изнеженности и расточительства. А это – нехорошо: мнение окружающих важнее, чем закрытая кабина!
Итоги
К 1940 году Minneapolis-Moline продала всего лишь 100 единиц комфортных тракторов. По сути, фирма просто опередила время: трактора с закрытыми кабинами массово стали выпускать чуть позже. Да и комфорт в кабине сегодня стал нормой. Сама компания в 1963-м вошла в состав White Motor Company, выпускавшей тогда грузовики. И сегодня, кроме коллекционеров, вряд ли кто вспомнит о Minneapolis-Moline с ее комфортабельными тракторами, которые сегодня в отреставрированном виде продают любителям ретро-техники за $150-200 тысяч.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....