Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
1 125

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Китайский авиапроизводитель 12 ноября этого года официально переименовал свой ближнемагистральный самолет ARJ21 в С909. Как заявили в компании COMAC, сделано это было для того, чтобы название уже давно выпускаемого лайнера соответствовало общей стилистике всех машин, производимых корпорацией.


Однако большинство экспертов уверены: ребрендинг показывает стремление КНР выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким крупным производителям, как Airbus, Boeing. В отношении последней марки специалисты подчеркивают аналогию с моделью 717, продававшейся в 90-е годы прошлого века.

Как создавали самолет


Разработка лайнера (старое название ARJ21 означает – «передовой региональный самолет 21 века») стартовала в 2002 году. Об окончании строительства компания COMAC заявила в 2007-м, в небо машина поднялась в 2014-м. Однако первый коммерческий полет был совершен в 2016-м.

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?Региональный самолет вмещает от 70 до 105 пассажиров. Фото: youtube.com

Изначально базовую модель ARJ21-700 собирали на Шанхайском авиазаводе. Однако его мощностей оказалось недостаточно. Вторую линию запустили в г. Пудун, где расположен Международный аэропорт. Здесь стали выпускать по тридцать лайнеров в год. Первый из них взмыл в небо 6.03.2020.

О конструкции


Помощь в разработке крыла китайцам оказывали специалисты из Антоновского КБ. Они же рассчитывали геометрию плоскостей, анализ нагрузки. Общая компоновка машины напоминает MD-80, ранее производившийся в стране по лицензии.

Базовая модель с индексом 700. Фото: youtube.com

Однако полную сборку конструкции осуществляли китайские компании, что дало право COMAC утверждать: ARJ21 – первый «региональник», созданный КНР.

Долгий выход самолета на уровень коммерческого использования обусловлен частыми авариями при испытаниях. Например, в 2010 году разрушилось крыло, не выдержав нагрузки, позже возникали проблемы с авионикой, электропроводкой. В итоге пришлось внести изменения в конструкцию.

В машине применены комплектующие, в т. ч. силовая установка General Electric CF34-10A, зарубежного производства. Сертификат на самолет выдан соответствующими китайскими организациями 18.06.2014.

Моторы на С909 – американские. Фото: youtube.com

А уже через четыре года COMAC объявила о стотысячном пассажире, воспользовавшимся этим воздушным судном. Помимо базовой модели, производитель выпускает ее модификации с другими индексами:

✅ ARJ21-900 отличается большим числом пассажиров – до 105 человек
✅ ARJ21F предназначен под перевозку грузов
✅ ARJ21B – премиальный вариант для деловых перелетов

Среди ближайших конкурентов С909, кроме «Боинга 717», можно выделить российский «Суперджет 100», европейский Airbus A220, Ан-158, Embraer E-Jet E2 и другие.

Проблемы экспорта


Пока с выходом на международный рынок как-то не очень складывается. Машину С909 эксплуатирует несколько китайских авиаперевозчиков и один индонезийский – TransNusa Airlines. Всего летает примерно 124 машины, каждая из которых стоит 38 млн долларов. При этом представители COMAC на авиасалоне в Чжухае заявили, что предполагаются скидки – при регулярных закупках клиентом. Трудности связаны, например, с отсутствием американской и европейской сертификации на модели С919 и С909.

Перспективы


Среди экспертов – противоречивые мнения. Сами китайцы утверждают, что «новый старый» самолет подвергся модификации. Улучшена шумоизоляция, воздушное судно стало меньше расходовать горючего, т. к. конструкторам удалось снизить взлетный вес машины.

Кабина пилотов выглядит не так уж и старо. Фото: youtube.com

С другой стороны, сингапурский консультант по авиации Б. Соби утверждает: ребрендинг может помешать продажам на международном рынке. По его мнению, новое название как бы «говорит»: машина была разработана 20 лет назад, технологии ее создания, как и она сама, морально устарели. Что тут сказать? Время покажет…
А вы что думаете о переименовании ARJ21?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?

ПД-8: новому «Суперджету» быть?

Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....