Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
Китайский авиапроизводитель 12 ноября этого года официально переименовал свой ближнемагистральный самолет ARJ21 в С909. Как заявили в компании COMAC, сделано это было для того, чтобы название уже давно выпускаемого лайнера соответствовало общей стилистике всех машин, производимых корпорацией.
Однако большинство экспертов уверены: ребрендинг показывает стремление КНР выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким крупным производителям, как Airbus, Boeing. В отношении последней марки специалисты подчеркивают аналогию с моделью 717, продававшейся в 90-е годы прошлого века.
Разработка лайнера (старое название ARJ21 означает – «передовой региональный самолет 21 века») стартовала в 2002 году. Об окончании строительства компания COMAC заявила в 2007-м, в небо машина поднялась в 2014-м. Однако первый коммерческий полет был совершен в 2016-м.
Изначально базовую модель ARJ21-700 собирали на Шанхайском авиазаводе. Однако его мощностей оказалось недостаточно. Вторую линию запустили в г. Пудун, где расположен Международный аэропорт. Здесь стали выпускать по тридцать лайнеров в год. Первый из них взмыл в небо 6.03.2020.
Помощь в разработке крыла китайцам оказывали специалисты из Антоновского КБ. Они же рассчитывали геометрию плоскостей, анализ нагрузки. Общая компоновка машины напоминает MD-80, ранее производившийся в стране по лицензии.
Однако полную сборку конструкции осуществляли китайские компании, что дало право COMAC утверждать: ARJ21 – первый «региональник», созданный КНР.
В машине применены комплектующие, в т. ч. силовая установка General Electric CF34-10A, зарубежного производства. Сертификат на самолет выдан соответствующими китайскими организациями 18.06.2014.
А уже через четыре года COMAC объявила о стотысячном пассажире, воспользовавшимся этим воздушным судном. Помимо базовой модели, производитель выпускает ее модификации с другими индексами:
✅ ARJ21-900 отличается большим числом пассажиров – до 105 человек
✅ ARJ21F предназначен под перевозку грузов
✅ ARJ21B – премиальный вариант для деловых перелетов
Среди ближайших конкурентов С909, кроме «Боинга 717», можно выделить российский «Суперджет 100», европейский Airbus A220, Ан-158, Embraer E-Jet E2 и другие.
Пока с выходом на международный рынок как-то не очень складывается. Машину С909 эксплуатирует несколько китайских авиаперевозчиков и один индонезийский – TransNusa Airlines. Всего летает примерно 124 машины, каждая из которых стоит 38 млн долларов. При этом представители COMAC на авиасалоне в Чжухае заявили, что предполагаются скидки – при регулярных закупках клиентом. Трудности связаны, например, с отсутствием американской и европейской сертификации на модели С919 и С909.
Среди экспертов – противоречивые мнения. Сами китайцы утверждают, что «новый старый» самолет подвергся модификации. Улучшена шумоизоляция, воздушное судно стало меньше расходовать горючего, т. к. конструкторам удалось снизить взлетный вес машины.
С другой стороны, сингапурский консультант по авиации Б. Соби утверждает: ребрендинг может помешать продажам на международном рынке. По его мнению, новое название как бы «говорит»: машина была разработана 20 лет назад, технологии ее создания, как и она сама, морально устарели. Что тут сказать? Время покажет…
Однако большинство экспертов уверены: ребрендинг показывает стремление КНР выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким крупным производителям, как Airbus, Boeing. В отношении последней марки специалисты подчеркивают аналогию с моделью 717, продававшейся в 90-е годы прошлого века.
Как создавали самолет
Разработка лайнера (старое название ARJ21 означает – «передовой региональный самолет 21 века») стартовала в 2002 году. Об окончании строительства компания COMAC заявила в 2007-м, в небо машина поднялась в 2014-м. Однако первый коммерческий полет был совершен в 2016-м.
Региональный самолет вмещает от 70 до 105 пассажиров. Фото: youtube.com
Изначально базовую модель ARJ21-700 собирали на Шанхайском авиазаводе. Однако его мощностей оказалось недостаточно. Вторую линию запустили в г. Пудун, где расположен Международный аэропорт. Здесь стали выпускать по тридцать лайнеров в год. Первый из них взмыл в небо 6.03.2020.
О конструкции
Помощь в разработке крыла китайцам оказывали специалисты из Антоновского КБ. Они же рассчитывали геометрию плоскостей, анализ нагрузки. Общая компоновка машины напоминает MD-80, ранее производившийся в стране по лицензии.
Базовая модель с индексом 700. Фото: youtube.com
Однако полную сборку конструкции осуществляли китайские компании, что дало право COMAC утверждать: ARJ21 – первый «региональник», созданный КНР.
Долгий выход самолета на уровень коммерческого использования обусловлен частыми авариями при испытаниях. Например, в 2010 году разрушилось крыло, не выдержав нагрузки, позже возникали проблемы с авионикой, электропроводкой. В итоге пришлось внести изменения в конструкцию.
В машине применены комплектующие, в т. ч. силовая установка General Electric CF34-10A, зарубежного производства. Сертификат на самолет выдан соответствующими китайскими организациями 18.06.2014.
Моторы на С909 – американские. Фото: youtube.com
А уже через четыре года COMAC объявила о стотысячном пассажире, воспользовавшимся этим воздушным судном. Помимо базовой модели, производитель выпускает ее модификации с другими индексами:
✅ ARJ21-900 отличается большим числом пассажиров – до 105 человек
✅ ARJ21F предназначен под перевозку грузов
✅ ARJ21B – премиальный вариант для деловых перелетов
Среди ближайших конкурентов С909, кроме «Боинга 717», можно выделить российский «Суперджет 100», европейский Airbus A220, Ан-158, Embraer E-Jet E2 и другие.
Проблемы экспорта
Пока с выходом на международный рынок как-то не очень складывается. Машину С909 эксплуатирует несколько китайских авиаперевозчиков и один индонезийский – TransNusa Airlines. Всего летает примерно 124 машины, каждая из которых стоит 38 млн долларов. При этом представители COMAC на авиасалоне в Чжухае заявили, что предполагаются скидки – при регулярных закупках клиентом. Трудности связаны, например, с отсутствием американской и европейской сертификации на модели С919 и С909.
Перспективы
Среди экспертов – противоречивые мнения. Сами китайцы утверждают, что «новый старый» самолет подвергся модификации. Улучшена шумоизоляция, воздушное судно стало меньше расходовать горючего, т. к. конструкторам удалось снизить взлетный вес машины.
Кабина пилотов выглядит не так уж и старо. Фото: youtube.com
С другой стороны, сингапурский консультант по авиации Б. Соби утверждает: ребрендинг может помешать продажам на международном рынке. По его мнению, новое название как бы «говорит»: машина была разработана 20 лет назад, технологии ее создания, как и она сама, морально устарели. Что тут сказать? Время покажет…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...