Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
Китайский авиапроизводитель 12 ноября этого года официально переименовал свой ближнемагистральный самолет ARJ21 в С909. Как заявили в компании COMAC, сделано это было для того, чтобы название уже давно выпускаемого лайнера соответствовало общей стилистике всех машин, производимых корпорацией.
Однако большинство экспертов уверены: ребрендинг показывает стремление КНР выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким крупным производителям, как Airbus, Boeing. В отношении последней марки специалисты подчеркивают аналогию с моделью 717, продававшейся в 90-е годы прошлого века.
Разработка лайнера (старое название ARJ21 означает – «передовой региональный самолет 21 века») стартовала в 2002 году. Об окончании строительства компания COMAC заявила в 2007-м, в небо машина поднялась в 2014-м. Однако первый коммерческий полет был совершен в 2016-м.
Изначально базовую модель ARJ21-700 собирали на Шанхайском авиазаводе. Однако его мощностей оказалось недостаточно. Вторую линию запустили в г. Пудун, где расположен Международный аэропорт. Здесь стали выпускать по тридцать лайнеров в год. Первый из них взмыл в небо 6.03.2020.
Помощь в разработке крыла китайцам оказывали специалисты из Антоновского КБ. Они же рассчитывали геометрию плоскостей, анализ нагрузки. Общая компоновка машины напоминает MD-80, ранее производившийся в стране по лицензии.
Однако полную сборку конструкции осуществляли китайские компании, что дало право COMAC утверждать: ARJ21 – первый «региональник», созданный КНР.
В машине применены комплектующие, в т. ч. силовая установка General Electric CF34-10A, зарубежного производства. Сертификат на самолет выдан соответствующими китайскими организациями 18.06.2014.
А уже через четыре года COMAC объявила о стотысячном пассажире, воспользовавшимся этим воздушным судном. Помимо базовой модели, производитель выпускает ее модификации с другими индексами:
✅ ARJ21-900 отличается большим числом пассажиров – до 105 человек
✅ ARJ21F предназначен под перевозку грузов
✅ ARJ21B – премиальный вариант для деловых перелетов
Среди ближайших конкурентов С909, кроме «Боинга 717», можно выделить российский «Суперджет 100», европейский Airbus A220, Ан-158, Embraer E-Jet E2 и другие.
Пока с выходом на международный рынок как-то не очень складывается. Машину С909 эксплуатирует несколько китайских авиаперевозчиков и один индонезийский – TransNusa Airlines. Всего летает примерно 124 машины, каждая из которых стоит 38 млн долларов. При этом представители COMAC на авиасалоне в Чжухае заявили, что предполагаются скидки – при регулярных закупках клиентом. Трудности связаны, например, с отсутствием американской и европейской сертификации на модели С919 и С909.
Среди экспертов – противоречивые мнения. Сами китайцы утверждают, что «новый старый» самолет подвергся модификации. Улучшена шумоизоляция, воздушное судно стало меньше расходовать горючего, т. к. конструкторам удалось снизить взлетный вес машины.
С другой стороны, сингапурский консультант по авиации Б. Соби утверждает: ребрендинг может помешать продажам на международном рынке. По его мнению, новое название как бы «говорит»: машина была разработана 20 лет назад, технологии ее создания, как и она сама, морально устарели. Что тут сказать? Время покажет…
Однако большинство экспертов уверены: ребрендинг показывает стремление КНР выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким крупным производителям, как Airbus, Boeing. В отношении последней марки специалисты подчеркивают аналогию с моделью 717, продававшейся в 90-е годы прошлого века.
Как создавали самолет
Разработка лайнера (старое название ARJ21 означает – «передовой региональный самолет 21 века») стартовала в 2002 году. Об окончании строительства компания COMAC заявила в 2007-м, в небо машина поднялась в 2014-м. Однако первый коммерческий полет был совершен в 2016-м.
Региональный самолет вмещает от 70 до 105 пассажиров. Фото: youtube.com
Изначально базовую модель ARJ21-700 собирали на Шанхайском авиазаводе. Однако его мощностей оказалось недостаточно. Вторую линию запустили в г. Пудун, где расположен Международный аэропорт. Здесь стали выпускать по тридцать лайнеров в год. Первый из них взмыл в небо 6.03.2020.
О конструкции
Помощь в разработке крыла китайцам оказывали специалисты из Антоновского КБ. Они же рассчитывали геометрию плоскостей, анализ нагрузки. Общая компоновка машины напоминает MD-80, ранее производившийся в стране по лицензии.
Базовая модель с индексом 700. Фото: youtube.com
Однако полную сборку конструкции осуществляли китайские компании, что дало право COMAC утверждать: ARJ21 – первый «региональник», созданный КНР.
Долгий выход самолета на уровень коммерческого использования обусловлен частыми авариями при испытаниях. Например, в 2010 году разрушилось крыло, не выдержав нагрузки, позже возникали проблемы с авионикой, электропроводкой. В итоге пришлось внести изменения в конструкцию.
В машине применены комплектующие, в т. ч. силовая установка General Electric CF34-10A, зарубежного производства. Сертификат на самолет выдан соответствующими китайскими организациями 18.06.2014.
Моторы на С909 – американские. Фото: youtube.com
А уже через четыре года COMAC объявила о стотысячном пассажире, воспользовавшимся этим воздушным судном. Помимо базовой модели, производитель выпускает ее модификации с другими индексами:
✅ ARJ21-900 отличается большим числом пассажиров – до 105 человек
✅ ARJ21F предназначен под перевозку грузов
✅ ARJ21B – премиальный вариант для деловых перелетов
Среди ближайших конкурентов С909, кроме «Боинга 717», можно выделить российский «Суперджет 100», европейский Airbus A220, Ан-158, Embraer E-Jet E2 и другие.
Проблемы экспорта
Пока с выходом на международный рынок как-то не очень складывается. Машину С909 эксплуатирует несколько китайских авиаперевозчиков и один индонезийский – TransNusa Airlines. Всего летает примерно 124 машины, каждая из которых стоит 38 млн долларов. При этом представители COMAC на авиасалоне в Чжухае заявили, что предполагаются скидки – при регулярных закупках клиентом. Трудности связаны, например, с отсутствием американской и европейской сертификации на модели С919 и С909.
Перспективы
Среди экспертов – противоречивые мнения. Сами китайцы утверждают, что «новый старый» самолет подвергся модификации. Улучшена шумоизоляция, воздушное судно стало меньше расходовать горючего, т. к. конструкторам удалось снизить взлетный вес машины.
Кабина пилотов выглядит не так уж и старо. Фото: youtube.com
С другой стороны, сингапурский консультант по авиации Б. Соби утверждает: ребрендинг может помешать продажам на международном рынке. По его мнению, новое название как бы «говорит»: машина была разработана 20 лет назад, технологии ее создания, как и она сама, морально устарели. Что тут сказать? Время покажет…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....