
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
Китайский авиапроизводитель 12 ноября этого года официально переименовал свой ближнемагистральный самолет ARJ21 в С909. Как заявили в компании COMAC, сделано это было для того, чтобы название уже давно выпускаемого лайнера соответствовало общей стилистике всех машин, производимых корпорацией.
Однако большинство экспертов уверены: ребрендинг показывает стремление КНР выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким крупным производителям, как Airbus, Boeing. В отношении последней марки специалисты подчеркивают аналогию с моделью 717, продававшейся в 90-е годы прошлого века.
Разработка лайнера (старое название ARJ21 означает – «передовой региональный самолет 21 века») стартовала в 2002 году. Об окончании строительства компания COMAC заявила в 2007-м, в небо машина поднялась в 2014-м. Однако первый коммерческий полет был совершен в 2016-м.
Региональный самолет вмещает от 70 до 105 пассажиров. Фото: youtube.com
Изначально базовую модель ARJ21-700 собирали на Шанхайском авиазаводе. Однако его мощностей оказалось недостаточно. Вторую линию запустили в г. Пудун, где расположен Международный аэропорт. Здесь стали выпускать по тридцать лайнеров в год. Первый из них взмыл в небо 6.03.2020.
Помощь в разработке крыла китайцам оказывали специалисты из Антоновского КБ. Они же рассчитывали геометрию плоскостей, анализ нагрузки. Общая компоновка машины напоминает MD-80, ранее производившийся в стране по лицензии.
Базовая модель с индексом 700. Фото: youtube.com
Однако полную сборку конструкции осуществляли китайские компании, что дало право COMAC утверждать: ARJ21 – первый «региональник», созданный КНР.
В машине применены комплектующие, в т. ч. силовая установка General Electric CF34-10A, зарубежного производства. Сертификат на самолет выдан соответствующими китайскими организациями 18.06.2014.
Моторы на С909 – американские. Фото: youtube.com
А уже через четыре года COMAC объявила о стотысячном пассажире, воспользовавшимся этим воздушным судном. Помимо базовой модели, производитель выпускает ее модификации с другими индексами:
✅ ARJ21-900 отличается большим числом пассажиров – до 105 человек
✅ ARJ21F предназначен под перевозку грузов
✅ ARJ21B – премиальный вариант для деловых перелетов
Среди ближайших конкурентов С909, кроме «Боинга 717», можно выделить российский «Суперджет 100», европейский Airbus A220, Ан-158, Embraer E-Jet E2 и другие.
Пока с выходом на международный рынок как-то не очень складывается. Машину С909 эксплуатирует несколько китайских авиаперевозчиков и один индонезийский – TransNusa Airlines. Всего летает примерно 124 машины, каждая из которых стоит 38 млн долларов. При этом представители COMAC на авиасалоне в Чжухае заявили, что предполагаются скидки – при регулярных закупках клиентом. Трудности связаны, например, с отсутствием американской и европейской сертификации на модели С919 и С909.
Среди экспертов – противоречивые мнения. Сами китайцы утверждают, что «новый старый» самолет подвергся модификации. Улучшена шумоизоляция, воздушное судно стало меньше расходовать горючего, т. к. конструкторам удалось снизить взлетный вес машины.
Кабина пилотов выглядит не так уж и старо. Фото: youtube.com
С другой стороны, сингапурский консультант по авиации Б. Соби утверждает: ребрендинг может помешать продажам на международном рынке. По его мнению, новое название как бы «говорит»: машина была разработана 20 лет назад, технологии ее создания, как и она сама, морально устарели. Что тут сказать? Время покажет…
Однако большинство экспертов уверены: ребрендинг показывает стремление КНР выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким крупным производителям, как Airbus, Boeing. В отношении последней марки специалисты подчеркивают аналогию с моделью 717, продававшейся в 90-е годы прошлого века.
Как создавали самолет
Разработка лайнера (старое название ARJ21 означает – «передовой региональный самолет 21 века») стартовала в 2002 году. Об окончании строительства компания COMAC заявила в 2007-м, в небо машина поднялась в 2014-м. Однако первый коммерческий полет был совершен в 2016-м.

Изначально базовую модель ARJ21-700 собирали на Шанхайском авиазаводе. Однако его мощностей оказалось недостаточно. Вторую линию запустили в г. Пудун, где расположен Международный аэропорт. Здесь стали выпускать по тридцать лайнеров в год. Первый из них взмыл в небо 6.03.2020.
О конструкции
Помощь в разработке крыла китайцам оказывали специалисты из Антоновского КБ. Они же рассчитывали геометрию плоскостей, анализ нагрузки. Общая компоновка машины напоминает MD-80, ранее производившийся в стране по лицензии.

Однако полную сборку конструкции осуществляли китайские компании, что дало право COMAC утверждать: ARJ21 – первый «региональник», созданный КНР.
Долгий выход самолета на уровень коммерческого использования обусловлен частыми авариями при испытаниях. Например, в 2010 году разрушилось крыло, не выдержав нагрузки, позже возникали проблемы с авионикой, электропроводкой. В итоге пришлось внести изменения в конструкцию.
В машине применены комплектующие, в т. ч. силовая установка General Electric CF34-10A, зарубежного производства. Сертификат на самолет выдан соответствующими китайскими организациями 18.06.2014.

А уже через четыре года COMAC объявила о стотысячном пассажире, воспользовавшимся этим воздушным судном. Помимо базовой модели, производитель выпускает ее модификации с другими индексами:
✅ ARJ21-900 отличается большим числом пассажиров – до 105 человек
✅ ARJ21F предназначен под перевозку грузов
✅ ARJ21B – премиальный вариант для деловых перелетов
Среди ближайших конкурентов С909, кроме «Боинга 717», можно выделить российский «Суперджет 100», европейский Airbus A220, Ан-158, Embraer E-Jet E2 и другие.
Проблемы экспорта
Пока с выходом на международный рынок как-то не очень складывается. Машину С909 эксплуатирует несколько китайских авиаперевозчиков и один индонезийский – TransNusa Airlines. Всего летает примерно 124 машины, каждая из которых стоит 38 млн долларов. При этом представители COMAC на авиасалоне в Чжухае заявили, что предполагаются скидки – при регулярных закупках клиентом. Трудности связаны, например, с отсутствием американской и европейской сертификации на модели С919 и С909.
Перспективы
Среди экспертов – противоречивые мнения. Сами китайцы утверждают, что «новый старый» самолет подвергся модификации. Улучшена шумоизоляция, воздушное судно стало меньше расходовать горючего, т. к. конструкторам удалось снизить взлетный вес машины.

С другой стороны, сингапурский консультант по авиации Б. Соби утверждает: ребрендинг может помешать продажам на международном рынке. По его мнению, новое название как бы «говорит»: машина была разработана 20 лет назад, технологии ее создания, как и она сама, морально устарели. Что тут сказать? Время покажет…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

10 советских грузовиков долгожителей: почему их не хотели снимать с производства?
Советская автомобильная промышленность подарила стране немало легендарных грузовиков, которые стали неотъемлемой частью дорог и стройплощадок. Некоторые из них...

Ускоряем импортозамещение – завод производителя МС-21 модернизировали
Часть работ осуществляли без остановки цехов. Помимо этого появилась информация о количестве собранных серийных лайнеров....

LADA Aura теряет популярность: АВТОВАЗ резко сокращает производство модели
Обещали, что в 2025 году производитель соберет 8 000 автомобилей. Увы, но этого не случится....

Грузовой внедорожник из СССР – как себя «чувствует» ГАЗ-63 в 2025 году
Горьковский автомобильный завод начал проектировать эту модель еще в 1938 году, но в серию она смогла выйти только через десять лет. Ключевым преимуществом и...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....