Грузовой корабль «Прогресс МС-27» завершил миссию – «Прогресс МС-29» начинает
Грузовой корабль «Прогресс МС-27» с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1а» поднялся в небо 30 мая этого года. В задачу аппарата входила доставка научных приборов, оборудования для МКС, материалов для проведения экспериментов и т. п., а также воды и топлива для станции. Чтобы поддерживать атмосферу внутри МКС в нормальном состоянии, «Прогресс МС-27» «привез» азот.
Космические корабли (КК) этой серии отправляют на земную орбиту с 20.01.1978 года. Это аппарат, конструкция которого в принципиальном плане не меняется уже 46 лет – чуть ли не полвека! Для космонавтики – серьезный срок. Правда, модификаций КК было достаточно много.
Его разработка на базе космического корабля «Союз» началась в 1973 году. Изначально аппарат носил зашифрованное название 7К-ЕГ. Однако позже все грузовые КК получили собственное имя «Прогресс».
Разработкой линейки, как сейчас говорят, и тогда и сегодня занимается корпорация «Энергия». Ее головное предприятие находится в Королеве (Московская область): здесь корабли проектируют и производят.
Окончательная отладка, тестирование осуществляются на Байконуре в специально оборудованном монтажно-испытательном корпусе.
Предлагали достаточно много вариантов, среди которых рассматривалась версия с пилотируемым аппаратом. В качестве аргумента выдвигалась возможность доставки на Землю материалов после научных экспериментов. Однако «победили» сторонники беспилотной версии грузовика. При одинаковом весе такие корабли позволяли разместить больше оборудования для орбитальной станции. А что касается возвращения научного груза на Землю, предлагалось использовать спускаемые аппараты, доставлявшие обратно экипаж.
При создании «Прогресса» применялись основные агрегаты, системы, позаимствованные у «Союза». У аппарата было три главных отсека: герметичный грузовой (он включал в себя стыковочный узел), приборно-агрегатный и дозаправочный.
Изначально первые космические корабли делали одноразовыми. Доставив груз на орбитальную станцию, аппараты сбрасывались в атмосферу, где сгорали. Позже на станциях стали применять модульный принцип компоновки. Прибывшие грузовые корабли использовали в качестве дополнительных «подсобных помещений».
Первый «Прогресс», после отделения от ракеты-носителя самостоятельно, с использованием систем ориентации, сближения, долетел до орбитальной станции «Салют-6». Стыковка (осуществлена 22.01.1978) проходила в автоматическом режиме: ее контролировали космонавты Гречко и Романенко, а также Центр управления полетом с Земли.
Их было достаточно много: после выпуска «базовой модели» в космос отправляли «Прогресс М», потом М1 (с 2000 по 2004-й), М11Ф615А55 (с 1989 по 2009-й), М11Ф615А60 (с 2008-го), М-ГКМ, М-УМ, М-М и МС. Это только основные модели, а были еще и их версии.
С 1978 года модернизации подвергался аппаратурный отсек, система управления движением. Постоянно обновлялось программное обеспечение вычислительного комплекса. Однако, нас интересует космический грузовик из последних семейств.
Это серия пришла на смену кораблям с индексом М-М. Первый аппарат МС-01 запустили в космос 21.12.2015. От предыдущего семейства новинка отличается еще одним наружным отсеком, где располагаются 4 контейнера для пуска 24-х спутников типа CubeSat (конструкция в виде куба с длиной граней 100 мм).
Из других новшеств – защита от летающего в космосе мусора. Корабль стал более надежным в плане стыковки – в узле установлены дублирующие двигатели. Также модернизировали бортовые системы, обеспечивающие связь с Землей. Еще была заменена аппаратура сближения (теперь «Курс-НА») и командно-телеметрическое устройство.
Аппарат доставил на орбитальную станцию 2, 504 т полезной нагрузки:
✅ оборудование для МКС (1,29 т)
✅ все необходимое для проведения экспериментов
✅ вода (420 кг)
✅ горючее (754 кг)
✅ азот (40 кг)
Из научного груза стоит выделить спектрометр «Ураган», работающий в нескольких диапазонах. Его предназначение – мониторинг сельского, лесного хозяйства, водоемов, окружающей среды с целью предупреждения о надвигающихся стихийных бедствиях. Также грузовик доставил на станцию материалы для продолжения текущих экспериментов.
Корабль привезли на Байконур в сентябре прошлого года. Запуск запланировали сначала на 30.06.2024 года, затем перенесли на 3 июня, а в середине апреля переставили дату обратно на 30 мая. Подготовка грузовика стартовала в конце марта: КК проинспектировали и перевели в камеру для проведения электрического тестирования. К концу апреля завершили вакуумные проверки. В мае испытывали солнечные панели.
Параллельно велась загрузка корабля. К 21 мая его заправили, а 23-го соединили с адаптером, который будет пристыкован к третьей ступени РН. В этот же день «Прогрессу МС-27» придали горизонтальное положение и переместили в обтекатель. Подготовка завершилась 26 мая, когда Госкомиссия подписала разрешение о перевозке КК к месту старта.
Грузовой корабль отправился в космос в составе ракеты-носителя «Союз-2.1а». Ее разгонные блоки 1-й ступени отделились через пару минут. Обтекатели «Прогресса МС-27» РН сбросила на высоте 91 км.
Вторая ступень разгонялась дальше и подняла грузовик на 143 км над Землей. Примерно через восемь минут третья ступень доставила грузовик на орбиту (высота 194 км).
В течение одной (!) минуты автоматически были проведены следующие операции:
✅ вывод и установка антенн для сближения
✅ развертывание системы связи
✅ «самомонтаж» солнечных панелей
Следующий этап – подготовка к сближению с орбитальной станцией. Это тоже непростая и длительная операция, которая в масс-медиа мало освещается.
Многие думают: корабль доставили на орбиту, и он тут же полетел к станции. Оказывается, нет. Сначала нужен, видимо, «прицеливающий» полет. Например, «Прогресс МС-27» во время автономного движения «намотал» вокруг Земли 34 витка. Но «болтался» он не просто так. В это время проверялась аппаратура, используемая для сближения с МКС. Далее грузовик провел два маневра, чтобы достигнуть высоты в 319 км.
Стыковка с модулем МКС «Звезда» произошла в 15.03 (по Москве) первого июня. Процесс контролировали космонавты Н. Чуб и О. Кононенко. Сближение и стыковка происходят автоматически, но при необходимости возможно включение ручного управления. Контакт с МКС после ее облета был установлен грузовиком в 14.43.05, а в 14.47.59 процесс закончился. Для стыковки потребовалось менее пяти минут.
Корабль находился в составе станции полгода. Девятнадцатого ноября произошла его отстыковка от российского модуля «Поиск». Через 3,5 часа активировались силовые агрегаты для торможения грузовика и сведения его с орбиты. В результате «Прогресс МС-27» сгорел в атмосфере. Оставшиеся части корабля упали в отдаленном районе Тихого океана, где отсутствуют судоходные маршруты.
На место завершившего свою миссию КК прибудет «Прогресс МС-29». Его старт успешно прошел вчера, 21.11.2024, а стыковка с МКС намечена на 23 ноября.
Космические корабли (КК) этой серии отправляют на земную орбиту с 20.01.1978 года. Это аппарат, конструкция которого в принципиальном плане не меняется уже 46 лет – чуть ли не полвека! Для космонавтики – серьезный срок. Правда, модификаций КК было достаточно много.
История грузовика «Прогресс»
Его разработка на базе космического корабля «Союз» началась в 1973 году. Изначально аппарат носил зашифрованное название 7К-ЕГ. Однако позже все грузовые КК получили собственное имя «Прогресс».
Было исключение: в 1985-м запустили корабль идентичной конструкции под названием «Космос -1669». В СССР была практика неразглашения неудач в космосе. Как раз на этом аппарате возникли неисправности. Позже их устранили и корабль произвел стыковку со станцией.
Разработкой линейки, как сейчас говорят, и тогда и сегодня занимается корпорация «Энергия». Ее головное предприятие находится в Королеве (Московская область): здесь корабли проектируют и производят.
Сборка очередного грузовика. Фото: youtube.com
Окончательная отладка, тестирование осуществляются на Байконуре в специально оборудованном монтажно-испытательном корпусе.
Как пришли к идее создания космического грузовика
Предлагали достаточно много вариантов, среди которых рассматривалась версия с пилотируемым аппаратом. В качестве аргумента выдвигалась возможность доставки на Землю материалов после научных экспериментов. Однако «победили» сторонники беспилотной версии грузовика. При одинаковом весе такие корабли позволяли разместить больше оборудования для орбитальной станции. А что касается возвращения научного груза на Землю, предлагалось использовать спускаемые аппараты, доставлявшие обратно экипаж.
О конструкции
При создании «Прогресса» применялись основные агрегаты, системы, позаимствованные у «Союза». У аппарата было три главных отсека: герметичный грузовой (он включал в себя стыковочный узел), приборно-агрегатный и дозаправочный.
Планировка отсеков грузовика. Фото: youtube.com
Изначально первые космические корабли делали одноразовыми. Доставив груз на орбитальную станцию, аппараты сбрасывались в атмосферу, где сгорали. Позже на станциях стали применять модульный принцип компоновки. Прибывшие грузовые корабли использовали в качестве дополнительных «подсобных помещений».
С помощью грузовика «Прогресс М1-5» была затоплена станция «Мир». Фото: youtube.com
Первый «Прогресс», после отделения от ракеты-носителя самостоятельно, с использованием систем ориентации, сближения, долетел до орбитальной станции «Салют-6». Стыковка (осуществлена 22.01.1978) проходила в автоматическом режиме: ее контролировали космонавты Гречко и Романенко, а также Центр управления полетом с Земли.
Модификации
Их было достаточно много: после выпуска «базовой модели» в космос отправляли «Прогресс М», потом М1 (с 2000 по 2004-й), М11Ф615А55 (с 1989 по 2009-й), М11Ф615А60 (с 2008-го), М-ГКМ, М-УМ, М-М и МС. Это только основные модели, а были еще и их версии.
Модификация «Прогресс М». Фото: youtube.com
С 1978 года модернизации подвергался аппаратурный отсек, система управления движением. Постоянно обновлялось программное обеспечение вычислительного комплекса. Однако, нас интересует космический грузовик из последних семейств.
«Прогресс МС»
Это серия пришла на смену кораблям с индексом М-М. Первый аппарат МС-01 запустили в космос 21.12.2015. От предыдущего семейства новинка отличается еще одним наружным отсеком, где располагаются 4 контейнера для пуска 24-х спутников типа CubeSat (конструкция в виде куба с длиной граней 100 мм).
Скопившийся на станции мусор отправят с грузовиком, который сгорит в атмосфере. Фото: youtube.com
Из других новшеств – защита от летающего в космосе мусора. Корабль стал более надежным в плане стыковки – в узле установлены дублирующие двигатели. Также модернизировали бортовые системы, обеспечивающие связь с Землей. Еще была заменена аппаратура сближения (теперь «Курс-НА») и командно-телеметрическое устройство.
Миссия «Прогресса МС-27»
Аппарат доставил на орбитальную станцию 2, 504 т полезной нагрузки:
✅ оборудование для МКС (1,29 т)
✅ все необходимое для проведения экспериментов
✅ вода (420 кг)
✅ горючее (754 кг)
✅ азот (40 кг)
Из научного груза стоит выделить спектрометр «Ураган», работающий в нескольких диапазонах. Его предназначение – мониторинг сельского, лесного хозяйства, водоемов, окружающей среды с целью предупреждения о надвигающихся стихийных бедствиях. Также грузовик доставил на станцию материалы для продолжения текущих экспериментов.
Подготовка
Корабль привезли на Байконур в сентябре прошлого года. Запуск запланировали сначала на 30.06.2024 года, затем перенесли на 3 июня, а в середине апреля переставили дату обратно на 30 мая. Подготовка грузовика стартовала в конце марта: КК проинспектировали и перевели в камеру для проведения электрического тестирования. К концу апреля завершили вакуумные проверки. В мае испытывали солнечные панели.
Прибытие «Прогресса МС-27» на Байконур. Фото: youtube.com
Параллельно велась загрузка корабля. К 21 мая его заправили, а 23-го соединили с адаптером, который будет пристыкован к третьей ступени РН. В этот же день «Прогрессу МС-27» придали горизонтальное положение и переместили в обтекатель. Подготовка завершилась 26 мая, когда Госкомиссия подписала разрешение о перевозке КК к месту старта.
Хронология полета
Грузовой корабль отправился в космос в составе ракеты-носителя «Союз-2.1а». Ее разгонные блоки 1-й ступени отделились через пару минут. Обтекатели «Прогресса МС-27» РН сбросила на высоте 91 км.
Старт РН с грузовиком «Прогресс МС-27». Фото: youtube.com
Вторая ступень разгонялась дальше и подняла грузовик на 143 км над Землей. Примерно через восемь минут третья ступень доставила грузовик на орбиту (высота 194 км).
Отделение от третьей ступени (технологическая съемка). Фото: youtube.com
В течение одной (!) минуты автоматически были проведены следующие операции:
✅ вывод и установка антенн для сближения
✅ развертывание системы связи
✅ «самомонтаж» солнечных панелей
Следующий этап – подготовка к сближению с орбитальной станцией. Это тоже непростая и длительная операция, которая в масс-медиа мало освещается.
Как происходит стыковка
Многие думают: корабль доставили на орбиту, и он тут же полетел к станции. Оказывается, нет. Сначала нужен, видимо, «прицеливающий» полет. Например, «Прогресс МС-27» во время автономного движения «намотал» вокруг Земли 34 витка. Но «болтался» он не просто так. В это время проверялась аппаратура, используемая для сближения с МКС. Далее грузовик провел два маневра, чтобы достигнуть высоты в 319 км.
Стыковка с грузовым кораблем. Фото: youtube.com
Стыковка с модулем МКС «Звезда» произошла в 15.03 (по Москве) первого июня. Процесс контролировали космонавты Н. Чуб и О. Кононенко. Сближение и стыковка происходят автоматически, но при необходимости возможно включение ручного управления. Контакт с МКС после ее облета был установлен грузовиком в 14.43.05, а в 14.47.59 процесс закончился. Для стыковки потребовалось менее пяти минут.
Завершение миссии «Прогресса МС-27»
Корабль находился в составе станции полгода. Девятнадцатого ноября произошла его отстыковка от российского модуля «Поиск». Через 3,5 часа активировались силовые агрегаты для торможения грузовика и сведения его с орбиты. В результате «Прогресс МС-27» сгорел в атмосфере. Оставшиеся части корабля упали в отдаленном районе Тихого океана, где отсутствуют судоходные маршруты.
Стартовая площадка ждет следующую РН с грузовым кораблем. Фото: youtube.com
На место завершившего свою миссию КК прибудет «Прогресс МС-29». Его старт успешно прошел вчера, 21.11.2024, а стыковка с МКС намечена на 23 ноября.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...