Мотороллер Harley-Davidson Topper – крайне неудачная попытка превзойти Vespa
63

Мотороллер Harley-Davidson Topper – крайне неудачная попытка превзойти Vespa

Харлей-Дэвидсон – это, без преувеличения, самый популярный в мире производитель мотоциклов. Нет, он никогда не брал массовостью, но многие «безлошадные» мечтают именно о таком.


Считается, что Harley-Davidson давно окостенел в своем развитии. Ничего, кроме чопперов и круизеров с двигателями V-twin они не выпускают. Но это далеко не так. Например, современная линейка включает в себя и нетипичный Pan America 1250 – турэндуро. И он стал бестселлером продаж.

Харлей-Дэвидсон, в отличие от своего извечного конкурента, Индиан, периодически пытался заработать на нетипичных для бренда моделях. Indian Motorcycle приверженность традициям в итоге привела к банкротству. Сейчас бренд возродили, но это уже совсем другая история.

Мотороллер Harley-Davidson Topper – крайне неудачная попытка превзойти VespaСемейная версия Harley-Davidson Topper с коляской. Фото: youtube.com

А Харлей-Дэвидсон даже снегоходы выпускал. Было это в период с 1971 по 1975 годы. А еще гольф-кары известный бренд собирал когда-то.

Но сегодня мы не будет отдаляться от мотоциклетной тематики. Герой нашего обзора – мотороллер Harley-Davidson Topper. Производитель надеялся, что он станет законодателем моды в классе, подвинув итальянские модели. Увы, нетипичный Харлей-Дэвидсон стал позорной страницей в истории бренда.

Причины популярности мотороллеров


Двухколесная моторизированная техника обрела «второе дыхание» в странах Западной Европы после окончания Второй Мировой войны. И дело вовсе не в том, что местные жители внезапно полюбили мотоциклы. Брали их от безысходности – денег не хватало на что-то более дорогое.

Vespa V98 1946 года выпуска однозначно красива. Фото: youtube.com

В 1946 году итальянцы совершили прорыв – выпустили мотороллер Vespa. В отличие от простых мопедов, эта техника имела ряд особенностей:

✅ Стильная внешность
✅ Мощный двигатель
✅ Простота в управлении

Vespa удалось занять собственную нишу – мотороллер стал полноценной заменой личному автомобилю. Эта техника уже считалась престижной. Кстати, выпускалась Веспа на заводе Piaggio и оказалась первым коммерчески успешным мотороллером в мире.

Техника стала бешено популярной не из-за своего дизайна, изысканности и универсальности. Просто в те годы удачно для производителя вышел на экраны фильм «Римские каникулы». Так как раз и засветилась Vespa. После этого модель стала буквально культовой у молодежи. Причем не только в Италии, а во всем мире.

Vespa Bacchetta 1949 года выпуска. Фото: youtube.com

Мотороллер имел двигатель с объемом 98 см3 и мощность 3,5 л. с. Видя, что Vespa пользуется спросом, производитель начал выпускать новые модели. В 1948 году появился двигатель с объемом 125 см3 и мощностью в 4 л. с.

В середине 1950-х Веспа уже продавалась по всему миру. Естественно, отлично покупали ее и в США. Там клиенты были значительно богаче, чем в Европе.

При чем тут Harley


Как раз в те годы дела у знаменитого американского бренда пошли не очень. Кто бы мог подумать – 10 лет назад Харлей-Дэвидсон выпускал мотоциклы для армии и полиции, их отправляли в СССР по ленд-лизу.

И вдруг резкий спад. Американцы начали стремиться к поголовной автомобилизации. Мотоциклы стали в основном техникой для неблагополучных слоев общества. Только они по большей части их не покупали, а воровали.

Вот такие мотоциклы выпускал Harley-Davidson в 1945 году. Фото: youtube.com

В 1950-х дела Harley-Davidson пошли настолько плохо, что пришлось продать фирму компании AMF. А те, не дорожившие легендарным наследием, решили выпустить мотороллер под новоприобретенным брендом.

Кстати, потом были еще позорные страницы существования под пятой AMF. Это снегоход и гольф-кар. Обе модели тоже не снискали популярность.

В итоге новый владелец постепенно довел бренд «до ручки» и планировал от него отказаться. Хорошо еще, что представители семей Харлеев и Дэвидсонов выкупили его и даже возродили. Но это уже совсем другая история.

В конце же 1950-х руководство Harley-Davidson всерьез собиралось дать бой Vespa и Lambretta, заполонивших рынок США. Кстати, эти два бренда между собой жестко конкурировали. Поэтому решив, что третий будет не лишним, инженеры Харлей-Дэвидсон приступили к разработкам.

Появление и реклама


В 1960 году производитель представил свой первый и последний скутер в истории. Модель явно создавалась «по мотивам» Vespa и Lambretta, но с американским подходом. Это значит, что от плавных линий и эстетики итальянских мотороллеров отказались. Topper получился брутальным, если такое вообще уместно по отношению к малокубатурной технике.

Стиля в Harley-Davidson Topper было маловато. Фото: youtube.com

Никакой эстетики – облик мотороллера дышал грубой силой и какой-то неуловимой схожестью с холодильниками и заводскими корпусами. Зато в журналах его не стеснялись называть красивым и стильным. Прямо так и писали – превосходит внешне Vespa и Lambretta. Да и по характеристикам новая техника лучше, так как быстрее.

А вот «настоящим железным» Harley-Davidson Topper не стал. Облицовка у него частично из стеклопластика. С одной стороны, это облегчало мотороллер. С другой, заставляло владельца быть аккуратным.

Название Topper появилось не просто так – это производное от «Top», то есть, верх. Вершина эволюции мотороллеров.

Во-первых, скутер вместительный. У него двухместное сиденье, а опционально можно было заказать коляску. Еще спинка имелась пассажирская за дополнительную плату. Для тех, кому нужен был бюджетный транспорт для работы, предлагалась грузовая боковая тележка.

Во-вторых, расход бензина заявлялся в один галлон на 100 миль. Если перевести это в понятные литры – получается 3,8 на 160 километров пробега.

Приборная панель Harley-Davidson Topper выглядит лаконично. Фото: youtube.com

В-третьих, обещали более высокую проходимость, чем у итальянских конкурентов. Этого добились благодаря установке достаточно крупных колес для этого класса техники.

Среди дополнительных преимуществ называли мощные тормоза, высокую скорость, автоматическую коробку передач, точнее, вариаторную. А еще отметили, что купивший Harley-Davidson Topper забудет о дорожных «пробках» и проблемах с парковками. Последнее как-то не сильно актуально для США, тем более, в 1960 году.

Откуда взяли двигатель


А мотор у Харлей-Дэвидсона должен быть V-образный. Но не в случае с мотороллером. Конечно, производитель хвалился, что это силовой агрегат отечественной разработки, появившийся благодаря стараниям конструкторов.

В основном Harley-Davidson Topper были красного цвета. Фото: youtube.com

Но нет – на самом деле этот двигатель имел немецкие «корни». Более того – он родственен советским «Минскам» и «Восходам». Мотор DKW был вывезен в качестве репараций еще в 1945 году.

Как он достался компании Harley-Davidson, история умалчивает. Но его действительно доработали, увеличив объем единственного цилиндра со 125 до 165 см3. Мощность – 9 л. с. В паре с двигателем работала автоматическая трансмиссия, названная Scootaway.

Мотор у скутера двухтактный. Система питания – карбюратор. Максимальная скорость мотороллера составляла 74 км/ч. Запас бензина – 6,4 литра.

Проблемы


Кто знает, может американцы и покупали бы Harley-Davidson Topper. Конечно, уже на старте продаж было ясно, что бестселлером модели не стать, но определенный интерес некоторые к ней испытывали.

Но тут сказались проблемы. «Отличные» тормоза, естественно, барабанные спереди и сзади, были неэффективными. Пластиковые элементы кузова трескались при первых же падениях.

Двигатель Harley-Davidson Topper расположен внизу в специальном тоннеле. Фото: youtube.com

Второй минус – указанной скорости в 74 км/ч добиться удавалось только с горки при попутном ветре. Хотя, мотороллер имел даже ограничитель «разбега».

Третий минус – мотор постоянно перегревался, особенно летом в городах. А там его чаще всего и эксплуатировали. Сказалось неудачное расположение силового агрегата под ногами водителя и отсутствие принудительного нагнетания воздуха для охлаждения. Ведь мотор скутера был закрыт облицовкой.

В общем, судьба Harley-Davidson Topper сложилась печально. Их выпускали с 1960 по 1965 годы. Собрали за это время около 3 тысяч мотороллеров. Зато сейчас они считаются коллекционными.
А как вы оцените Harley-Davidson Topper?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас