Мотороллер Harley-Davidson Topper – крайне неудачная попытка превзойти Vespa
Харлей-Дэвидсон – это, без преувеличения, самый популярный в мире производитель мотоциклов. Нет, он никогда не брал массовостью, но многие «безлошадные» мечтают именно о таком.
Считается, что Harley-Davidson давно окостенел в своем развитии. Ничего, кроме чопперов и круизеров с двигателями V-twin они не выпускают. Но это далеко не так. Например, современная линейка включает в себя и нетипичный Pan America 1250 – турэндуро. И он стал бестселлером продаж.
Харлей-Дэвидсон, в отличие от своего извечного конкурента, Индиан, периодически пытался заработать на нетипичных для бренда моделях. Indian Motorcycle приверженность традициям в итоге привела к банкротству. Сейчас бренд возродили, но это уже совсем другая история.
А Харлей-Дэвидсон даже снегоходы выпускал. Было это в период с 1971 по 1975 годы. А еще гольф-кары известный бренд собирал когда-то.
Но сегодня мы не будет отдаляться от мотоциклетной тематики. Герой нашего обзора – мотороллер Harley-Davidson Topper. Производитель надеялся, что он станет законодателем моды в классе, подвинув итальянские модели. Увы, нетипичный Харлей-Дэвидсон стал позорной страницей в истории бренда.
Двухколесная моторизированная техника обрела «второе дыхание» в странах Западной Европы после окончания Второй Мировой войны. И дело вовсе не в том, что местные жители внезапно полюбили мотоциклы. Брали их от безысходности – денег не хватало на что-то более дорогое.
В 1946 году итальянцы совершили прорыв – выпустили мотороллер Vespa. В отличие от простых мопедов, эта техника имела ряд особенностей:
✅ Стильная внешность
✅ Мощный двигатель
✅ Простота в управлении
Vespa удалось занять собственную нишу – мотороллер стал полноценной заменой личному автомобилю. Эта техника уже считалась престижной. Кстати, выпускалась Веспа на заводе Piaggio и оказалась первым коммерчески успешным мотороллером в мире.
Техника стала бешено популярной не из-за своего дизайна, изысканности и универсальности. Просто в те годы удачно для производителя вышел на экраны фильм «Римские каникулы». Так как раз и засветилась Vespa. После этого модель стала буквально культовой у молодежи. Причем не только в Италии, а во всем мире.
Мотороллер имел двигатель с объемом 98 см3 и мощность 3,5 л. с. Видя, что Vespa пользуется спросом, производитель начал выпускать новые модели. В 1948 году появился двигатель с объемом 125 см3 и мощностью в 4 л. с.
В середине 1950-х Веспа уже продавалась по всему миру. Естественно, отлично покупали ее и в США. Там клиенты были значительно богаче, чем в Европе.
Как раз в те годы дела у знаменитого американского бренда пошли не очень. Кто бы мог подумать – 10 лет назад Харлей-Дэвидсон выпускал мотоциклы для армии и полиции, их отправляли в СССР по ленд-лизу.
И вдруг резкий спад. Американцы начали стремиться к поголовной автомобилизации. Мотоциклы стали в основном техникой для неблагополучных слоев общества. Только они по большей части их не покупали, а воровали.
В 1950-х дела Harley-Davidson пошли настолько плохо, что пришлось продать фирму компании AMF. А те, не дорожившие легендарным наследием, решили выпустить мотороллер под новоприобретенным брендом.
Кстати, потом были еще позорные страницы существования под пятой AMF. Это снегоход и гольф-кар. Обе модели тоже не снискали популярность.
В конце же 1950-х руководство Harley-Davidson всерьез собиралось дать бой Vespa и Lambretta, заполонивших рынок США. Кстати, эти два бренда между собой жестко конкурировали. Поэтому решив, что третий будет не лишним, инженеры Харлей-Дэвидсон приступили к разработкам.
В 1960 году производитель представил свой первый и последний скутер в истории. Модель явно создавалась «по мотивам» Vespa и Lambretta, но с американским подходом. Это значит, что от плавных линий и эстетики итальянских мотороллеров отказались. Topper получился брутальным, если такое вообще уместно по отношению к малокубатурной технике.
Никакой эстетики – облик мотороллера дышал грубой силой и какой-то неуловимой схожестью с холодильниками и заводскими корпусами. Зато в журналах его не стеснялись называть красивым и стильным. Прямо так и писали – превосходит внешне Vespa и Lambretta. Да и по характеристикам новая техника лучше, так как быстрее.
А вот «настоящим железным» Harley-Davidson Topper не стал. Облицовка у него частично из стеклопластика. С одной стороны, это облегчало мотороллер. С другой, заставляло владельца быть аккуратным.
Во-первых, скутер вместительный. У него двухместное сиденье, а опционально можно было заказать коляску. Еще спинка имелась пассажирская за дополнительную плату. Для тех, кому нужен был бюджетный транспорт для работы, предлагалась грузовая боковая тележка.
Во-вторых, расход бензина заявлялся в один галлон на 100 миль. Если перевести это в понятные литры – получается 3,8 на 160 километров пробега.
В-третьих, обещали более высокую проходимость, чем у итальянских конкурентов. Этого добились благодаря установке достаточно крупных колес для этого класса техники.
Среди дополнительных преимуществ называли мощные тормоза, высокую скорость, автоматическую коробку передач, точнее, вариаторную. А еще отметили, что купивший Harley-Davidson Topper забудет о дорожных «пробках» и проблемах с парковками. Последнее как-то не сильно актуально для США, тем более, в 1960 году.
А мотор у Харлей-Дэвидсона должен быть V-образный. Но не в случае с мотороллером. Конечно, производитель хвалился, что это силовой агрегат отечественной разработки, появившийся благодаря стараниям конструкторов.
Но нет – на самом деле этот двигатель имел немецкие «корни». Более того – он родственен советским «Минскам» и «Восходам». Мотор DKW был вывезен в качестве репараций еще в 1945 году.
Как он достался компании Harley-Davidson, история умалчивает. Но его действительно доработали, увеличив объем единственного цилиндра со 125 до 165 см3. Мощность – 9 л. с. В паре с двигателем работала автоматическая трансмиссия, названная Scootaway.
Мотор у скутера двухтактный. Система питания – карбюратор. Максимальная скорость мотороллера составляла 74 км/ч. Запас бензина – 6,4 литра.
Кто знает, может американцы и покупали бы Harley-Davidson Topper. Конечно, уже на старте продаж было ясно, что бестселлером модели не стать, но определенный интерес некоторые к ней испытывали.
Но тут сказались проблемы. «Отличные» тормоза, естественно, барабанные спереди и сзади, были неэффективными. Пластиковые элементы кузова трескались при первых же падениях.
Второй минус – указанной скорости в 74 км/ч добиться удавалось только с горки при попутном ветре. Хотя, мотороллер имел даже ограничитель «разбега».
Третий минус – мотор постоянно перегревался, особенно летом в городах. А там его чаще всего и эксплуатировали. Сказалось неудачное расположение силового агрегата под ногами водителя и отсутствие принудительного нагнетания воздуха для охлаждения. Ведь мотор скутера был закрыт облицовкой.
В общем, судьба Harley-Davidson Topper сложилась печально. Их выпускали с 1960 по 1965 годы. Собрали за это время около 3 тысяч мотороллеров. Зато сейчас они считаются коллекционными.
Считается, что Harley-Davidson давно окостенел в своем развитии. Ничего, кроме чопперов и круизеров с двигателями V-twin они не выпускают. Но это далеко не так. Например, современная линейка включает в себя и нетипичный Pan America 1250 – турэндуро. И он стал бестселлером продаж.
Харлей-Дэвидсон, в отличие от своего извечного конкурента, Индиан, периодически пытался заработать на нетипичных для бренда моделях. Indian Motorcycle приверженность традициям в итоге привела к банкротству. Сейчас бренд возродили, но это уже совсем другая история.
Семейная версия Harley-Davidson Topper с коляской. Фото: youtube.com
А Харлей-Дэвидсон даже снегоходы выпускал. Было это в период с 1971 по 1975 годы. А еще гольф-кары известный бренд собирал когда-то.
Но сегодня мы не будет отдаляться от мотоциклетной тематики. Герой нашего обзора – мотороллер Harley-Davidson Topper. Производитель надеялся, что он станет законодателем моды в классе, подвинув итальянские модели. Увы, нетипичный Харлей-Дэвидсон стал позорной страницей в истории бренда.
Причины популярности мотороллеров
Двухколесная моторизированная техника обрела «второе дыхание» в странах Западной Европы после окончания Второй Мировой войны. И дело вовсе не в том, что местные жители внезапно полюбили мотоциклы. Брали их от безысходности – денег не хватало на что-то более дорогое.
Vespa V98 1946 года выпуска однозначно красива. Фото: youtube.com
В 1946 году итальянцы совершили прорыв – выпустили мотороллер Vespa. В отличие от простых мопедов, эта техника имела ряд особенностей:
✅ Стильная внешность
✅ Мощный двигатель
✅ Простота в управлении
Vespa удалось занять собственную нишу – мотороллер стал полноценной заменой личному автомобилю. Эта техника уже считалась престижной. Кстати, выпускалась Веспа на заводе Piaggio и оказалась первым коммерчески успешным мотороллером в мире.
Техника стала бешено популярной не из-за своего дизайна, изысканности и универсальности. Просто в те годы удачно для производителя вышел на экраны фильм «Римские каникулы». Так как раз и засветилась Vespa. После этого модель стала буквально культовой у молодежи. Причем не только в Италии, а во всем мире.
Vespa Bacchetta 1949 года выпуска. Фото: youtube.com
Мотороллер имел двигатель с объемом 98 см3 и мощность 3,5 л. с. Видя, что Vespa пользуется спросом, производитель начал выпускать новые модели. В 1948 году появился двигатель с объемом 125 см3 и мощностью в 4 л. с.
В середине 1950-х Веспа уже продавалась по всему миру. Естественно, отлично покупали ее и в США. Там клиенты были значительно богаче, чем в Европе.
При чем тут Harley
Как раз в те годы дела у знаменитого американского бренда пошли не очень. Кто бы мог подумать – 10 лет назад Харлей-Дэвидсон выпускал мотоциклы для армии и полиции, их отправляли в СССР по ленд-лизу.
И вдруг резкий спад. Американцы начали стремиться к поголовной автомобилизации. Мотоциклы стали в основном техникой для неблагополучных слоев общества. Только они по большей части их не покупали, а воровали.
Вот такие мотоциклы выпускал Harley-Davidson в 1945 году. Фото: youtube.com
В 1950-х дела Harley-Davidson пошли настолько плохо, что пришлось продать фирму компании AMF. А те, не дорожившие легендарным наследием, решили выпустить мотороллер под новоприобретенным брендом.
Кстати, потом были еще позорные страницы существования под пятой AMF. Это снегоход и гольф-кар. Обе модели тоже не снискали популярность.
В итоге новый владелец постепенно довел бренд «до ручки» и планировал от него отказаться. Хорошо еще, что представители семей Харлеев и Дэвидсонов выкупили его и даже возродили. Но это уже совсем другая история.
В конце же 1950-х руководство Harley-Davidson всерьез собиралось дать бой Vespa и Lambretta, заполонивших рынок США. Кстати, эти два бренда между собой жестко конкурировали. Поэтому решив, что третий будет не лишним, инженеры Харлей-Дэвидсон приступили к разработкам.
Появление и реклама
В 1960 году производитель представил свой первый и последний скутер в истории. Модель явно создавалась «по мотивам» Vespa и Lambretta, но с американским подходом. Это значит, что от плавных линий и эстетики итальянских мотороллеров отказались. Topper получился брутальным, если такое вообще уместно по отношению к малокубатурной технике.
Стиля в Harley-Davidson Topper было маловато. Фото: youtube.com
Никакой эстетики – облик мотороллера дышал грубой силой и какой-то неуловимой схожестью с холодильниками и заводскими корпусами. Зато в журналах его не стеснялись называть красивым и стильным. Прямо так и писали – превосходит внешне Vespa и Lambretta. Да и по характеристикам новая техника лучше, так как быстрее.
А вот «настоящим железным» Harley-Davidson Topper не стал. Облицовка у него частично из стеклопластика. С одной стороны, это облегчало мотороллер. С другой, заставляло владельца быть аккуратным.
Название Topper появилось не просто так – это производное от «Top», то есть, верх. Вершина эволюции мотороллеров.
Во-первых, скутер вместительный. У него двухместное сиденье, а опционально можно было заказать коляску. Еще спинка имелась пассажирская за дополнительную плату. Для тех, кому нужен был бюджетный транспорт для работы, предлагалась грузовая боковая тележка.
Во-вторых, расход бензина заявлялся в один галлон на 100 миль. Если перевести это в понятные литры – получается 3,8 на 160 километров пробега.
Приборная панель Harley-Davidson Topper выглядит лаконично. Фото: youtube.com
В-третьих, обещали более высокую проходимость, чем у итальянских конкурентов. Этого добились благодаря установке достаточно крупных колес для этого класса техники.
Среди дополнительных преимуществ называли мощные тормоза, высокую скорость, автоматическую коробку передач, точнее, вариаторную. А еще отметили, что купивший Harley-Davidson Topper забудет о дорожных «пробках» и проблемах с парковками. Последнее как-то не сильно актуально для США, тем более, в 1960 году.
Откуда взяли двигатель
А мотор у Харлей-Дэвидсона должен быть V-образный. Но не в случае с мотороллером. Конечно, производитель хвалился, что это силовой агрегат отечественной разработки, появившийся благодаря стараниям конструкторов.
В основном Harley-Davidson Topper были красного цвета. Фото: youtube.com
Но нет – на самом деле этот двигатель имел немецкие «корни». Более того – он родственен советским «Минскам» и «Восходам». Мотор DKW был вывезен в качестве репараций еще в 1945 году.
Как он достался компании Harley-Davidson, история умалчивает. Но его действительно доработали, увеличив объем единственного цилиндра со 125 до 165 см3. Мощность – 9 л. с. В паре с двигателем работала автоматическая трансмиссия, названная Scootaway.
Мотор у скутера двухтактный. Система питания – карбюратор. Максимальная скорость мотороллера составляла 74 км/ч. Запас бензина – 6,4 литра.
Проблемы
Кто знает, может американцы и покупали бы Harley-Davidson Topper. Конечно, уже на старте продаж было ясно, что бестселлером модели не стать, но определенный интерес некоторые к ней испытывали.
Но тут сказались проблемы. «Отличные» тормоза, естественно, барабанные спереди и сзади, были неэффективными. Пластиковые элементы кузова трескались при первых же падениях.
Двигатель Harley-Davidson Topper расположен внизу в специальном тоннеле. Фото: youtube.com
Второй минус – указанной скорости в 74 км/ч добиться удавалось только с горки при попутном ветре. Хотя, мотороллер имел даже ограничитель «разбега».
Третий минус – мотор постоянно перегревался, особенно летом в городах. А там его чаще всего и эксплуатировали. Сказалось неудачное расположение силового агрегата под ногами водителя и отсутствие принудительного нагнетания воздуха для охлаждения. Ведь мотор скутера был закрыт облицовкой.
В общем, судьба Harley-Davidson Topper сложилась печально. Их выпускали с 1960 по 1965 годы. Собрали за это время около 3 тысяч мотороллеров. Зато сейчас они считаются коллекционными.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....