Для чего нужен режим N в АКПП
Бывает так, что многим водителям, долгое время проездившим на «механике», приходится пересаживаться на автомобиль с АКПП. При этом они волей-неволей переносят на другую технику свои привычки: переводят селектор коробки в нейтральное положение (N) при движении накатом, в случае даже коротких остановок и т. д. Расчет такой же, как на «механике»: водитель думает, что подобными процедурами он сэкономит горючее.
Заранее скажем, что это совсем не так. Более того, такие переключения не только не уменьшат расход топлива, но и «угробят» коробку (в «лучшем» случае сократят эксплуатационный ресурс).
Когда рычаг АКПП переводится в режим N, трансмиссия машины отсоединяется от двигателя, даже если он работает. В момент включения «нейтралки» в автоматической коробке происходят определенные процессы: часть клапанов прикрывается, циркуляция масла останавливается.
В итоге связь между движком и АКПП прекращается и колеса могут свободно вращаться. Машина способна катиться (сама с уклона или принудительно – например, на буксире) вне зависимости от того, работает ДВС или нет.
Казалось бы, включил при остановке Р («парковку») и все – этого вполне достаточно. Однако N – функция нужная, а в определенных ситуациях необходимая. Например, коробку-«автомат» переключают на нейтральный режим при буксировке транспортного средства. Правда, заранее сделаем оговорку: расстояние не должно превышать 30 км (для некоторых коробок 50 км), скорость – 50 км/ч.
Перевод АКПП в положение N потребуется при техническом обслуживании. К примеру, когда машину нужно «нежно» переставить с одного места на другое – чуть-чуть толкнуть вперед либо назад руками. Или в случае регулировки, ремонта ходовой части, когда требуется свободное вращение колес (тот же шиномонтаж). Еще одна необходимость – длительная остановка на крутом склоне. В такие моменты нежелательно оставлять коробку в диапазоне Parking.
Почему? Когда селектор АКПП находится в подобном положении, в работу вступает блокирующий вал. На крутом уклоне он будет испытывать большую нагрузку, что может вызвать деформацию детали. В итоге со временем рычаг АКПП будет трудно переводиться в диапазон Р (или «паркинг» станет отключаться самопроизвольно).
Нейтральное положение селектора поможет в экстренных ситуациях. Например, что-то случилось с электроникой коробки и автомобиль, без каких-либо действий с вашей стороны, начал резко набирать скорость. Или заклинило педаль газа. Тогда немедленно переведите АКПП в «нейтраль», чтобы рассоединить двигатель с трансмиссией. Это поможет избежать ДТП.
Кто ездил на «механике» может подумать: мол, ничего страшного тут нет – зацепил тросом, врубил «нейтралку» и – вперед, в сервис. Однако в случае с «автоматом» такое делать крайне нежелательно! А если и можно, то при определенных условиях. Причина проста: даже при работающем моторе маслонасос коробки перекачивать смазывающую жидкость не будет. В итоге трущиеся пары перегреются и быстро износятся. Так что, если вы не хотите в скором времени отдать «автомат» в капремонт, вызывайте эвакуатор. А если это невозможно?
Тогда переставляйте селектор в положение N и передвигайтесь на тросе на скорости до 50 км/ч и расстояние не свыше 30-50 км (точные цифры у каждой марки авто свои). Особую чувствительность и «негативное» отношение к буксировке испытывают многоступенчатые (6-8 и более) «автоматы». В подобных агрегатах очень плотная компоновка деталей, которые перегреются довольно быстро. Поэтому для таких машин эвакуатор требуется в обязательном порядке. То же самое можно сказать об авто, оснащенных вариатором. У них насосы, размещенные в коробке, при заглушенном ДВС не работают. Значит, валы и подшипники, крутящиеся «на сухую», перегреются.
Иное дело – машины с роботизированными коробками и одним диском сцепления: их буксировать можно без опаски. Конструкция таких агрегатов схожа с обычной «механикой». Разница в том, что переключением передач «заведует» не водитель, а электроника. А вот машины с коробкой-роботом, где два сцепления, на тросе лучше не таскать, т. к. конструкция агрегатов напоминает АКПП. В крайнем случае, допускается буксировка на те же 30-50 км.
Если остановка кратковременная, пользоваться диапазоном N не рекомендуется. Хотя это и приносит небольшую экономию горючего. Однако, когда в течение дня вы будете раз двадцать переводить коробку в нейтральное положение и обратно, это приведет к неминуемому сокращению ресурса агрегата.
Частый перевод «автомата» из D в N «напрягает» фрикционы, управляющие планетарными шестеренками. Конструкция «автоматов» в среднем рассчитана на 15 переключений в день.
Что касается роботизированных трансмиссий, здесь другое дело: в положении Drive нагрузка на агрегат возрастает. Это все равно, что стоять в авто с МКПП и держать нажатой педаль сцепления (т. е. зря гонять выжимной подшипник). Так что при длительной остановке (более пятнадцати минут) лучше перевести рычаг в положение N.
Здесь проблемы те же самые. При работающем движке масляный насос коробки не функционирует. Такие части АКПП, как лопасти гидротрансформатора, иные детали (звездочки, шестеренки, в вариаторе шкивы) продолжают крутиться, но уже без смазки. Итог тот же – сокращение ресурса АКПП. Когда задействован диапазон N, водитель теряет контроль над автомобилем и не сможет, например, резко увеличить скорость. А если нужно срочно обогнать стоящую посреди дороги (возможно, сломавшуюся) машину? Результат может быть печальным.
И еще один момент: перевод селектора из положения Drive в «нейтраль» может быть опасным: в случае внезапного торможения или на скользкой дороге зимой колеса могут заблокироваться и автомобиль занесет. Неприятности возникнут, если вы по неопытности или невнимательности непреднамеренно перейдете из режима D в Parking на ходу. Тогда ремонт коробки, имеющей механический фиксатор (АКПП DP8, DP0, DP2, JF011E и им подобные) станет неизбежностью.
А вот при случайном переключении из Drive в Revers ничего страшного не случится: в современных коробках работает электроника, которая заблокирует подобное действие, т. к. включится «защита от дурака».
Для машин с гидромеханической автоматической коробкой режим «нейтраль» рекомендуется использовать при вынужденной буксировке, техническом обслуживании и длительной остановке в заторе, если она представляет собой нечастое явление. Переводить селектор в положение N на спусках и при коротких остановках крайне нежелательно. И не забывайте все-таки заглядывать в инструкцию по эксплуатации. АКПП бывают разными: «робот», «классика», вариатор. У каждого типа – свои особенности, незнание которых чревато дорогостоящим ремонтом, а то и заменой «автомата».
Заранее скажем, что это совсем не так. Более того, такие переключения не только не уменьшат расход топлива, но и «угробят» коробку (в «лучшем» случае сократят эксплуатационный ресурс).
Что такое режим нейтрального положения КПП
Когда рычаг АКПП переводится в режим N, трансмиссия машины отсоединяется от двигателя, даже если он работает. В момент включения «нейтралки» в автоматической коробке происходят определенные процессы: часть клапанов прикрывается, циркуляция масла останавливается.
АКПП бывают разных типов, но рычаг выглядит примерно одинаково. Фото: youtube.com
В итоге связь между движком и АКПП прекращается и колеса могут свободно вращаться. Машина способна катиться (сама с уклона или принудительно – например, на буксире) вне зависимости от того, работает ДВС или нет.
Для чего и когда применяют режим «нейтраль»
Казалось бы, включил при остановке Р («парковку») и все – этого вполне достаточно. Однако N – функция нужная, а в определенных ситуациях необходимая. Например, коробку-«автомат» переключают на нейтральный режим при буксировке транспортного средства. Правда, заранее сделаем оговорку: расстояние не должно превышать 30 км (для некоторых коробок 50 км), скорость – 50 км/ч.
«Нейтраль» может понадобится при ТО. Фото: youtube.com
Перевод АКПП в положение N потребуется при техническом обслуживании. К примеру, когда машину нужно «нежно» переставить с одного места на другое – чуть-чуть толкнуть вперед либо назад руками. Или в случае регулировки, ремонта ходовой части, когда требуется свободное вращение колес (тот же шиномонтаж). Еще одна необходимость – длительная остановка на крутом склоне. В такие моменты нежелательно оставлять коробку в диапазоне Parking.
Режим P для долгой остановки на крутой горе не подойдет. Фото: youtube.com
Почему? Когда селектор АКПП находится в подобном положении, в работу вступает блокирующий вал. На крутом уклоне он будет испытывать большую нагрузку, что может вызвать деформацию детали. В итоге со временем рычаг АКПП будет трудно переводиться в диапазон Р (или «паркинг» станет отключаться самопроизвольно).
Если остановились на крутом склоне, а стоянка предполагается долгой, переведите селектор в нейтральное положение и задействуйте ручной тормоз. Для надежности подложите под колеса колодки или что-то типа них, подходящее – кирпич и т. п.
Нейтральное положение селектора поможет в экстренных ситуациях. Например, что-то случилось с электроникой коробки и автомобиль, без каких-либо действий с вашей стороны, начал резко набирать скорость. Или заклинило педаль газа. Тогда немедленно переведите АКПП в «нейтраль», чтобы рассоединить двигатель с трансмиссией. Это поможет избежать ДТП.
Буксировка авто в режиме N: особенности
Кто ездил на «механике» может подумать: мол, ничего страшного тут нет – зацепил тросом, врубил «нейтралку» и – вперед, в сервис. Однако в случае с «автоматом» такое делать крайне нежелательно! А если и можно, то при определенных условиях. Причина проста: даже при работающем моторе маслонасос коробки перекачивать смазывающую жидкость не будет. В итоге трущиеся пары перегреются и быстро износятся. Так что, если вы не хотите в скором времени отдать «автомат» в капремонт, вызывайте эвакуатор. А если это невозможно?
В глухомани, где нет мобильной связи, эвакуатор не вызовешь. Фото: youtube.com
Тогда переставляйте селектор в положение N и передвигайтесь на тросе на скорости до 50 км/ч и расстояние не свыше 30-50 км (точные цифры у каждой марки авто свои). Особую чувствительность и «негативное» отношение к буксировке испытывают многоступенчатые (6-8 и более) «автоматы». В подобных агрегатах очень плотная компоновка деталей, которые перегреются довольно быстро. Поэтому для таких машин эвакуатор требуется в обязательном порядке. То же самое можно сказать об авто, оснащенных вариатором. У них насосы, размещенные в коробке, при заглушенном ДВС не работают. Значит, валы и подшипники, крутящиеся «на сухую», перегреются.
При буксировке соблюдайте максимально допустимую скорость и расстояние. Фото: youtube.com
Иное дело – машины с роботизированными коробками и одним диском сцепления: их буксировать можно без опаски. Конструкция таких агрегатов схожа с обычной «механикой». Разница в том, что переключением передач «заведует» не водитель, а электроника. А вот машины с коробкой-роботом, где два сцепления, на тросе лучше не таскать, т. к. конструкция агрегатов напоминает АКПП. В крайнем случае, допускается буксировка на те же 30-50 км.
«Нейтралка» на светофоре и в пробках
Если остановка кратковременная, пользоваться диапазоном N не рекомендуется. Хотя это и приносит небольшую экономию горючего. Однако, когда в течение дня вы будете раз двадцать переводить коробку в нейтральное положение и обратно, это приведет к неминуемому сокращению ресурса агрегата.
Пробки – общая проблема больших городов. Фото: youtube.com
Частый перевод «автомата» из D в N «напрягает» фрикционы, управляющие планетарными шестеренками. Конструкция «автоматов» в среднем рассчитана на 15 переключений в день.
Правда, есть исключение: в сильную жару на светофорах и в пробках лучше все-таки пользоваться режимом N. Это уменьшит нагрев масла в коробке.
Что касается роботизированных трансмиссий, здесь другое дело: в положении Drive нагрузка на агрегат возрастает. Это все равно, что стоять в авто с МКПП и держать нажатой педаль сцепления (т. е. зря гонять выжимной подшипник). Так что при длительной остановке (более пятнадцати минут) лучше перевести рычаг в положение N.
О движении накатом
Здесь проблемы те же самые. При работающем движке масляный насос коробки не функционирует. Такие части АКПП, как лопасти гидротрансформатора, иные детали (звездочки, шестеренки, в вариаторе шкивы) продолжают крутиться, но уже без смазки. Итог тот же – сокращение ресурса АКПП. Когда задействован диапазон N, водитель теряет контроль над автомобилем и не сможет, например, резко увеличить скорость. А если нужно срочно обогнать стоящую посреди дороги (возможно, сломавшуюся) машину? Результат может быть печальным.
При переходе из N в D на ходу изнашиваются мягкие фрикционные кольца. Фото: youtube.com
И еще один момент: перевод селектора из положения Drive в «нейтраль» может быть опасным: в случае внезапного торможения или на скользкой дороге зимой колеса могут заблокироваться и автомобиль занесет. Неприятности возникнут, если вы по неопытности или невнимательности непреднамеренно перейдете из режима D в Parking на ходу. Тогда ремонт коробки, имеющей механический фиксатор (АКПП DP8, DP0, DP2, JF011E и им подобные) станет неизбежностью.
Ремонт АКПП стоит дорого. Фото: youtube.com
А вот при случайном переключении из Drive в Revers ничего страшного не случится: в современных коробках работает электроника, которая заблокирует подобное действие, т. к. включится «защита от дурака».
Резюме
Для машин с гидромеханической автоматической коробкой режим «нейтраль» рекомендуется использовать при вынужденной буксировке, техническом обслуживании и длительной остановке в заторе, если она представляет собой нечастое явление. Переводить селектор в положение N на спусках и при коротких остановках крайне нежелательно. И не забывайте все-таки заглядывать в инструкцию по эксплуатации. АКПП бывают разными: «робот», «классика», вариатор. У каждого типа – свои особенности, незнание которых чревато дорогостоящим ремонтом, а то и заменой «автомата».
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....