Для чего нужен режим N в АКПП
1 550

Для чего нужен режим N в АКПП

Бывает так, что многим водителям, долгое время проездившим на «механике», приходится пересаживаться на автомобиль с АКПП. При этом они волей-неволей переносят на другую технику свои привычки: переводят селектор коробки в нейтральное положение (N) при движении накатом, в случае даже коротких остановок и т. д. Расчет такой же, как на «механике»: водитель думает, что подобными процедурами он сэкономит горючее.


Заранее скажем, что это совсем не так. Более того, такие переключения не только не уменьшат расход топлива, но и «угробят» коробку (в «лучшем» случае сократят эксплуатационный ресурс).

Что такое режим нейтрального положения КПП


Когда рычаг АКПП переводится в режим N, трансмиссия машины отсоединяется от двигателя, даже если он работает. В момент включения «нейтралки» в автоматической коробке происходят определенные процессы: часть клапанов прикрывается, циркуляция масла останавливается.

Для чего нужен режим N в АКППАКПП бывают разных типов, но рычаг выглядит примерно одинаково. Фото: youtube.com

В итоге связь между движком и АКПП прекращается и колеса могут свободно вращаться. Машина способна катиться (сама с уклона или принудительно – например, на буксире) вне зависимости от того, работает ДВС или нет.

Для чего и когда применяют режим «нейтраль»


Казалось бы, включил при остановке Р («парковку») и все – этого вполне достаточно. Однако N – функция нужная, а в определенных ситуациях необходимая. Например, коробку-«автомат» переключают на нейтральный режим при буксировке транспортного средства. Правда, заранее сделаем оговорку: расстояние не должно превышать 30 км (для некоторых коробок 50 км), скорость – 50 км/ч.

«Нейтраль» может понадобится при ТО. Фото: youtube.com

Перевод АКПП в положение N потребуется при техническом обслуживании. К примеру, когда машину нужно «нежно» переставить с одного места на другое – чуть-чуть толкнуть вперед либо назад руками. Или в случае регулировки, ремонта ходовой части, когда требуется свободное вращение колес (тот же шиномонтаж). Еще одна необходимость – длительная остановка на крутом склоне. В такие моменты нежелательно оставлять коробку в диапазоне Parking.

Режим P для долгой остановки на крутой горе не подойдет. Фото: youtube.com

Почему? Когда селектор АКПП находится в подобном положении, в работу вступает блокирующий вал. На крутом уклоне он будет испытывать большую нагрузку, что может вызвать деформацию детали. В итоге со временем рычаг АКПП будет трудно переводиться в диапазон Р (или «паркинг» станет отключаться самопроизвольно).

Если остановились на крутом склоне, а стоянка предполагается долгой, переведите селектор в нейтральное положение и задействуйте ручной тормоз. Для надежности подложите под колеса колодки или что-то типа них, подходящее – кирпич и т. п.

Нейтральное положение селектора поможет в экстренных ситуациях. Например, что-то случилось с электроникой коробки и автомобиль, без каких-либо действий с вашей стороны, начал резко набирать скорость. Или заклинило педаль газа. Тогда немедленно переведите АКПП в «нейтраль», чтобы рассоединить двигатель с трансмиссией. Это поможет избежать ДТП.

Буксировка авто в режиме N: особенности


Кто ездил на «механике» может подумать: мол, ничего страшного тут нет – зацепил тросом, врубил «нейтралку» и – вперед, в сервис. Однако в случае с «автоматом» такое делать крайне нежелательно! А если и можно, то при определенных условиях. Причина проста: даже при работающем моторе маслонасос коробки перекачивать смазывающую жидкость не будет. В итоге трущиеся пары перегреются и быстро износятся. Так что, если вы не хотите в скором времени отдать «автомат» в капремонт, вызывайте эвакуатор. А если это невозможно?

В глухомани, где нет мобильной связи, эвакуатор не вызовешь. Фото: youtube.com

Тогда переставляйте селектор в положение N и передвигайтесь на тросе на скорости до 50 км/ч и расстояние не свыше 30-50 км (точные цифры у каждой марки авто свои). Особую чувствительность и «негативное» отношение к буксировке испытывают многоступенчатые (6-8 и более) «автоматы». В подобных агрегатах очень плотная компоновка деталей, которые перегреются довольно быстро. Поэтому для таких машин эвакуатор требуется в обязательном порядке. То же самое можно сказать об авто, оснащенных вариатором. У них насосы, размещенные в коробке, при заглушенном ДВС не работают. Значит, валы и подшипники, крутящиеся «на сухую», перегреются.

При буксировке соблюдайте максимально допустимую скорость и расстояние. Фото: youtube.com

Иное дело – машины с роботизированными коробками и одним диском сцепления: их буксировать можно без опаски. Конструкция таких агрегатов схожа с обычной «механикой». Разница в том, что переключением передач «заведует» не водитель, а электроника. А вот машины с коробкой-роботом, где два сцепления, на тросе лучше не таскать, т. к. конструкция агрегатов напоминает АКПП. В крайнем случае, допускается буксировка на те же 30-50 км.

«Нейтралка» на светофоре и в пробках


Если остановка кратковременная, пользоваться диапазоном N не рекомендуется. Хотя это и приносит небольшую экономию горючего. Однако, когда в течение дня вы будете раз двадцать переводить коробку в нейтральное положение и обратно, это приведет к неминуемому сокращению ресурса агрегата.

Пробки – общая проблема больших городов. Фото: youtube.com

Частый перевод «автомата» из D в N «напрягает» фрикционы, управляющие планетарными шестеренками. Конструкция «автоматов» в среднем рассчитана на 15 переключений в день.

Правда, есть исключение: в сильную жару на светофорах и в пробках лучше все-таки пользоваться режимом N. Это уменьшит нагрев масла в коробке.

Что касается роботизированных трансмиссий, здесь другое дело: в положении Drive нагрузка на агрегат возрастает. Это все равно, что стоять в авто с МКПП и держать нажатой педаль сцепления (т. е. зря гонять выжимной подшипник). Так что при длительной остановке (более пятнадцати минут) лучше перевести рычаг в положение N.

О движении накатом


Здесь проблемы те же самые. При работающем движке масляный насос коробки не функционирует. Такие части АКПП, как лопасти гидротрансформатора, иные детали (звездочки, шестеренки, в вариаторе шкивы) продолжают крутиться, но уже без смазки. Итог тот же – сокращение ресурса АКПП. Когда задействован диапазон N, водитель теряет контроль над автомобилем и не сможет, например, резко увеличить скорость. А если нужно срочно обогнать стоящую посреди дороги (возможно, сломавшуюся) машину? Результат может быть печальным.

При переходе из N в D на ходу изнашиваются мягкие фрикционные кольца. Фото: youtube.com

И еще один момент: перевод селектора из положения Drive в «нейтраль» может быть опасным: в случае внезапного торможения или на скользкой дороге зимой колеса могут заблокироваться и автомобиль занесет. Неприятности возникнут, если вы по неопытности или невнимательности непреднамеренно перейдете из режима D в Parking на ходу. Тогда ремонт коробки, имеющей механический фиксатор (АКПП DP8, DP0, DP2, JF011E и им подобные) станет неизбежностью.

Ремонт АКПП стоит дорого. Фото: youtube.com

А вот при случайном переключении из Drive в Revers ничего страшного не случится: в современных коробках работает электроника, которая заблокирует подобное действие, т. к. включится «защита от дурака».

Резюме


Для машин с гидромеханической автоматической коробкой режим «нейтраль» рекомендуется использовать при вынужденной буксировке, техническом обслуживании и длительной остановке в заторе, если она представляет собой нечастое явление. Переводить селектор в положение N на спусках и при коротких остановках крайне нежелательно. И не забывайте все-таки заглядывать в инструкцию по эксплуатации. АКПП бывают разными: «робот», «классика», вариатор. У каждого типа – свои особенности, незнание которых чревато дорогостоящим ремонтом, а то и заменой «автомата».
А вы что думаете о режиме N в АКПП?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?

ПД-8: новому «Суперджету» быть?

Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....