
Авто заправляют водой – когда история повторяется
В автомобильной Японии 2015-й год ознаменовался выпуском первого серийного автомобиля, работающего на водороде. Это модель Toyota Mirai. Несмотря на экологически чистое топливо, которое так любят в Европе, да и на всем Западе, машина явно «не пошла»: к 2020 году Mirai перестали производить и план по выпуску 30 тыс. авто выполнен не был: конвейер покинуло примерно 9 тыс. единиц техники.
Как известно, новое – хорошо забытое старое. И у японцев уже был автомобиль, который дешевле Mirai (в США она стоила 58500 долларов, в Германии и вовсе 78600 евро), и в его топливные баки нужно было лить воду, а не закачивать газ в баллоны. В Америке тоже было кое-что похожее. Но к этому мы вернемся позже, а пока вспомним свое, советское прошлое.
Эта машина после старта производства «Жигулей» перестала «котироваться»: продукция ВАЗа считалась более престижной. Тем не менее, именно эту модель АЗЛК в Харьковском исследовательском центре выбрали для проведения эксперимента. Его цель – сделать автомобиль, который ездил бы на воде. Ее заливали в бак, а дальше происходило расщепление на кислород и водород. Последний играл роль топлива.
Сам автомобиль внешне не изменился: он выглядел, как серийная машина. Более того: в легковушке остался штатный двигатель и при желании можно было ехать на трех вариантах топлива: бензине, водороде или их смеси. Нужное оборудование размещалось за задними креслами и в багажнике. В последнем находился реактор-катализатор, внутри которого – оксиды металлов.
С первого взгляда – обычная советская легковушка. Фото: youtube.com
Почему именно водород? В мире запасов воды больше, чем нефти, Данный газ вырабатывает энергии в 3 раза больше, нежели любое ископаемое топливо и при сгорании выделяет экологически чистую воду. Жидкость проходила через него, расщеплялась на кислород и водород, который поступал в цилиндры по системе подаче топлива, установленной параллельно штатной.
Все оборудование – в багажнике: для заправки водой приготовлено ведро. Фото: youtube.com
Когда водитель нажимал на педаль газа, он изменял скорость химической реакции. В результате машина ехала быстрее.
Заправка 412-го. Фото: youtube.com
Можно точно сказать: эксперимент увенчался успехом. Что же было не так, почему эта машина не перевернула советскую и мировую автоиндустрию?
После завершения испытаний документацию передали в архив, а где сегодня находится «Москвич», работавший на воде, неизвестно. Весь эксперимент в прессе преподносился, как «курьез». Машина в то время просто не могла пойти в серию.
Доработки свелись бы к минимуму: мотор-то оставили на месте. Фото: youtube.com
Во-первых, требовались серьезные доработки в плане не только безопасности, но и общей конструкции, эргономики и т. д. Во-вторых, новый вид топлива требовал создавать какие-то другие стандарты, условия и иную документацию.
И еще: представьте, что пришлось бы переворачивать весь автопром, переделывать заводы, конвейеры. На все это требуется время и деньги, а советская бюрократическая машина была совсем неповоротливой во всех отношениях. Зачем что-то менять? Обычные «Москвичи» и так покупают: стоят годами в очереди на получение. Однако, не только в Харькове пытались из воды сделать топливо.
Здесь уже уместно словосочетание «первый в мире». Речь идет о микроавтобусе, работавшем на водороде. Система питания разрабатывалась в НАМИ (Москва, 1976 год). Модель РАФ‑22031 создавали в преддверии Олимпиады-80. Машина использовала водород для работы двигателя на холостом ходу и малых оборотах. Полную мощность мотор выдавал только на чистом бензине. Испытания показали, что расход топлива снизился в 2,6, а вредные выбросы в 26 раз.
В 1982 году Рижская фабрика и объединение «Квант» построили автомобиль, работающий на водородных элементах. Силовая установка состояла из химических генераторов и электродвигателя. После показа техники руководству автопрома решили подключить к программе некоторых гигантов промышленности. Но смена главы РАФ (может, и не только это) заморозила проект. Ему была уготована судьба вышеописанного «Москвича».
Водородный РАФ готовят к Олимпиаде-80. Фото: youtube.com
А что на Западе? Там тоже предпринимали попытки использовать в качестве топлива воду. Даже были разработаны действующие модели. И какова участь амбициозных проектов?
Еще в 2008 году, на одной из автомобильных выставок в Осаке внимание посетителей привлекла обычная с виду микролитражка (типа нашей «Оки»), показанная компанией Genepax. Заправлять демонстрируемую машину, как говорил представитель производителя, можно было любой жидкостью, содержащей воду: соком, газировкой и т. п. В любом случае происходило расщепление вещества на кислород и водород. Последний сгорает в цилиндрах – мотор работает, авто едет.
Та самая микролитражка из Японии, работающая на воде. Фото: youtube.com
И это не какой-то единичный опыт: все узлы, установка запатентованы (№2006-244714) – документация находится в соответствующем файле Европейского ведомства. Машина существовала (может, и сегодня ездит) в реальности и передвигалась по дорогам. Вы думаете, что в Genepax «ломанулись» толпы инвесторов? Увы! Спустя год после демонстрации уникального авто компания по непонятным причинам разорилась.
Здесь речь пойдет о гениальном изобретателе-одиночке, сумевшим не только придумать, но и построить автомобиль, двигатель которого работал на расщепленной воде. Идея пришла в голову одному из братьев-близнецов Стэнли Мейеру. Он озаботился мыслью создать авто на дешевом топливе как раз в момент нефтяного кризиса. В то время стоимость бензина в США и Европе из-за санкций арабских государств взлетела в несколько раз.
Проверка т. н. ячейки Стэнли в современных условиях: все работает – кислород и водород активно выделяются. Фото: youtube.com
Свой автомобиль Мейер представил широкой публике в 1980-м. Разумеется, средства массовой информации тут же заинтересовались изобретением. Выступая по телевидению, Стэнли рассказывал об особенностях своего двигателя, который он установил в авто типа багги. Изобретатель сообщил, что вместо свечей зажигания он поставил форсунки, подававшие в цилиндры смесь водорода и кислорода. Для их получения заливаемую в бак жидкость разделяли на составляющие с помощью «электрического резонанса».
Изначально все шло хорошо: появилась пара инвесторов, выделивших деньги на продолжение исследований. Но в 1996-м они внезапно подали иск в суд о мошенничестве со стороны Мейера. Был назначен эксперт – профессор Майкл Лоутон, который должен был осмотреть изобретение и высказать свое мнение. Но авторитет от науки даже не провел тестирование.
Мейер за созданием своего топливного элемента. Фото: youtube.com
Профессор заявил, что доводы Мейера «неубедительны», а представленный им топливный элемент работает по принципу «обычного электролиза». В итоге Мейеру пришлось вернуть инвесторам их деньги. В 1998-м изобретателя настигла загадочная смерть: он умер в кафе, где находился вместе с братом. Изобретатель сделал пару глотков то ли чая, то ли водки. Официальное заключение гласило, что Мейер, страдавший высоким давлением, скончался от аневризмы. Совпадение? Кто знает…
Авто, заправляющиеся водородом, сегодня ездят по дорогам. Вот только составить конкуренцию бензиновым и даже электрическим транспортным средствам они пока не могут.
И сегодня разработка двигателя, работающего на воде – участь изобретателей-одиночек. Фото: youtube.com
Слишком дорого стоят такие машины. Но, может, скоро сдуют пыль с архивных документов энтузиасты, и когда-нибудь в баки станут лить воду, а не постоянно растущий в цене бензин.
Как известно, новое – хорошо забытое старое. И у японцев уже был автомобиль, который дешевле Mirai (в США она стоила 58500 долларов, в Германии и вовсе 78600 евро), и в его топливные баки нужно было лить воду, а не закачивать газ в баллоны. В Америке тоже было кое-что похожее. Но к этому мы вернемся позже, а пока вспомним свое, советское прошлое.
«Москвич-412» с двигателем на воде
Эта машина после старта производства «Жигулей» перестала «котироваться»: продукция ВАЗа считалась более престижной. Тем не менее, именно эту модель АЗЛК в Харьковском исследовательском центре выбрали для проведения эксперимента. Его цель – сделать автомобиль, который ездил бы на воде. Ее заливали в бак, а дальше происходило расщепление на кислород и водород. Последний играл роль топлива.
Конструкция
Сам автомобиль внешне не изменился: он выглядел, как серийная машина. Более того: в легковушке остался штатный двигатель и при желании можно было ехать на трех вариантах топлива: бензине, водороде или их смеси. Нужное оборудование размещалось за задними креслами и в багажнике. В последнем находился реактор-катализатор, внутри которого – оксиды металлов.

Почему именно водород? В мире запасов воды больше, чем нефти, Данный газ вырабатывает энергии в 3 раза больше, нежели любое ископаемое топливо и при сгорании выделяет экологически чистую воду. Жидкость проходила через него, расщеплялась на кислород и водород, который поступал в цилиндры по системе подаче топлива, установленной параллельно штатной.

Когда водитель нажимал на педаль газа, он изменял скорость химической реакции. В результате машина ехала быстрее.

Можно точно сказать: эксперимент увенчался успехом. Что же было не так, почему эта машина не перевернула советскую и мировую автоиндустрию?
Никому не нужен
После завершения испытаний документацию передали в архив, а где сегодня находится «Москвич», работавший на воде, неизвестно. Весь эксперимент в прессе преподносился, как «курьез». Машина в то время просто не могла пойти в серию.

Во-первых, требовались серьезные доработки в плане не только безопасности, но и общей конструкции, эргономики и т. д. Во-вторых, новый вид топлива требовал создавать какие-то другие стандарты, условия и иную документацию.
Советские машины на водороде использовались еще в блокадном Ленинграде. Бензин – в дефиците, а нужно было как-то перевозить аэростаты, защищавшие город от налетов. Тогда воентехник Б. Шелищ создал мотор, работающий на водородно-воздушной смеси. Как раз ее закачивали в аэростаты, а после их использования стравливали в атмосферу.
И еще: представьте, что пришлось бы переворачивать весь автопром, переделывать заводы, конвейеры. На все это требуется время и деньги, а советская бюрократическая машина была совсем неповоротливой во всех отношениях. Зачем что-то менять? Обычные «Москвичи» и так покупают: стоят годами в очереди на получение. Однако, не только в Харькове пытались из воды сделать топливо.
РАФ
Здесь уже уместно словосочетание «первый в мире». Речь идет о микроавтобусе, работавшем на водороде. Система питания разрабатывалась в НАМИ (Москва, 1976 год). Модель РАФ‑22031 создавали в преддверии Олимпиады-80. Машина использовала водород для работы двигателя на холостом ходу и малых оборотах. Полную мощность мотор выдавал только на чистом бензине. Испытания показали, что расход топлива снизился в 2,6, а вредные выбросы в 26 раз.
Несколько экспериментальных микроавтобусов обслуживали праздник спорта в столице в 1980-м. Опытные РАФики возили пассажиров по Олимпийской деревне, сопровождали легкоатлетов на состязаниях по марафонскому бегу – чтобы не травить их выхлопными газами.
В 1982 году Рижская фабрика и объединение «Квант» построили автомобиль, работающий на водородных элементах. Силовая установка состояла из химических генераторов и электродвигателя. После показа техники руководству автопрома решили подключить к программе некоторых гигантов промышленности. Но смена главы РАФ (может, и не только это) заморозила проект. Ему была уготована судьба вышеописанного «Москвича».

А что на Западе? Там тоже предпринимали попытки использовать в качестве топлива воду. Даже были разработаны действующие модели. И какова участь амбициозных проектов?
Япония
Еще в 2008 году, на одной из автомобильных выставок в Осаке внимание посетителей привлекла обычная с виду микролитражка (типа нашей «Оки»), показанная компанией Genepax. Заправлять демонстрируемую машину, как говорил представитель производителя, можно было любой жидкостью, содержащей воду: соком, газировкой и т. п. В любом случае происходило расщепление вещества на кислород и водород. Последний сгорает в цилиндрах – мотор работает, авто едет.

И это не какой-то единичный опыт: все узлы, установка запатентованы (№2006-244714) – документация находится в соответствующем файле Европейского ведомства. Машина существовала (может, и сегодня ездит) в реальности и передвигалась по дорогам. Вы думаете, что в Genepax «ломанулись» толпы инвесторов? Увы! Спустя год после демонстрации уникального авто компания по непонятным причинам разорилась.
США
Здесь речь пойдет о гениальном изобретателе-одиночке, сумевшим не только придумать, но и построить автомобиль, двигатель которого работал на расщепленной воде. Идея пришла в голову одному из братьев-близнецов Стэнли Мейеру. Он озаботился мыслью создать авто на дешевом топливе как раз в момент нефтяного кризиса. В то время стоимость бензина в США и Европе из-за санкций арабских государств взлетела в несколько раз.

Свой автомобиль Мейер представил широкой публике в 1980-м. Разумеется, средства массовой информации тут же заинтересовались изобретением. Выступая по телевидению, Стэнли рассказывал об особенностях своего двигателя, который он установил в авто типа багги. Изобретатель сообщил, что вместо свечей зажигания он поставил форсунки, подававшие в цилиндры смесь водорода и кислорода. Для их получения заливаемую в бак жидкость разделяли на составляющие с помощью «электрического резонанса».
А что потом?
Изначально все шло хорошо: появилась пара инвесторов, выделивших деньги на продолжение исследований. Но в 1996-м они внезапно подали иск в суд о мошенничестве со стороны Мейера. Был назначен эксперт – профессор Майкл Лоутон, который должен был осмотреть изобретение и высказать свое мнение. Но авторитет от науки даже не провел тестирование.

Профессор заявил, что доводы Мейера «неубедительны», а представленный им топливный элемент работает по принципу «обычного электролиза». В итоге Мейеру пришлось вернуть инвесторам их деньги. В 1998-м изобретателя настигла загадочная смерть: он умер в кафе, где находился вместе с братом. Изобретатель сделал пару глотков то ли чая, то ли водки. Официальное заключение гласило, что Мейер, страдавший высоким давлением, скончался от аневризмы. Совпадение? Кто знает…
Выводы
Авто, заправляющиеся водородом, сегодня ездят по дорогам. Вот только составить конкуренцию бензиновым и даже электрическим транспортным средствам они пока не могут.

Слишком дорого стоят такие машины. Но, может, скоро сдуют пыль с архивных документов энтузиасты, и когда-нибудь в баки станут лить воду, а не постоянно растущий в цене бензин.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....