Авто заправляют водой – когда история повторяется
В автомобильной Японии 2015-й год ознаменовался выпуском первого серийного автомобиля, работающего на водороде. Это модель Toyota Mirai. Несмотря на экологически чистое топливо, которое так любят в Европе, да и на всем Западе, машина явно «не пошла»: к 2020 году Mirai перестали производить и план по выпуску 30 тыс. авто выполнен не был: конвейер покинуло примерно 9 тыс. единиц техники.
Как известно, новое – хорошо забытое старое. И у японцев уже был автомобиль, который дешевле Mirai (в США она стоила 58500 долларов, в Германии и вовсе 78600 евро), и в его топливные баки нужно было лить воду, а не закачивать газ в баллоны. В Америке тоже было кое-что похожее. Но к этому мы вернемся позже, а пока вспомним свое, советское прошлое.
Эта машина после старта производства «Жигулей» перестала «котироваться»: продукция ВАЗа считалась более престижной. Тем не менее, именно эту модель АЗЛК в Харьковском исследовательском центре выбрали для проведения эксперимента. Его цель – сделать автомобиль, который ездил бы на воде. Ее заливали в бак, а дальше происходило расщепление на кислород и водород. Последний играл роль топлива.
Сам автомобиль внешне не изменился: он выглядел, как серийная машина. Более того: в легковушке остался штатный двигатель и при желании можно было ехать на трех вариантах топлива: бензине, водороде или их смеси. Нужное оборудование размещалось за задними креслами и в багажнике. В последнем находился реактор-катализатор, внутри которого – оксиды металлов.
Почему именно водород? В мире запасов воды больше, чем нефти, Данный газ вырабатывает энергии в 3 раза больше, нежели любое ископаемое топливо и при сгорании выделяет экологически чистую воду. Жидкость проходила через него, расщеплялась на кислород и водород, который поступал в цилиндры по системе подаче топлива, установленной параллельно штатной.
Когда водитель нажимал на педаль газа, он изменял скорость химической реакции. В результате машина ехала быстрее.
Можно точно сказать: эксперимент увенчался успехом. Что же было не так, почему эта машина не перевернула советскую и мировую автоиндустрию?
После завершения испытаний документацию передали в архив, а где сегодня находится «Москвич», работавший на воде, неизвестно. Весь эксперимент в прессе преподносился, как «курьез». Машина в то время просто не могла пойти в серию.
Во-первых, требовались серьезные доработки в плане не только безопасности, но и общей конструкции, эргономики и т. д. Во-вторых, новый вид топлива требовал создавать какие-то другие стандарты, условия и иную документацию.
И еще: представьте, что пришлось бы переворачивать весь автопром, переделывать заводы, конвейеры. На все это требуется время и деньги, а советская бюрократическая машина была совсем неповоротливой во всех отношениях. Зачем что-то менять? Обычные «Москвичи» и так покупают: стоят годами в очереди на получение. Однако, не только в Харькове пытались из воды сделать топливо.
Здесь уже уместно словосочетание «первый в мире». Речь идет о микроавтобусе, работавшем на водороде. Система питания разрабатывалась в НАМИ (Москва, 1976 год). Модель РАФ‑22031 создавали в преддверии Олимпиады-80. Машина использовала водород для работы двигателя на холостом ходу и малых оборотах. Полную мощность мотор выдавал только на чистом бензине. Испытания показали, что расход топлива снизился в 2,6, а вредные выбросы в 26 раз.
В 1982 году Рижская фабрика и объединение «Квант» построили автомобиль, работающий на водородных элементах. Силовая установка состояла из химических генераторов и электродвигателя. После показа техники руководству автопрома решили подключить к программе некоторых гигантов промышленности. Но смена главы РАФ (может, и не только это) заморозила проект. Ему была уготована судьба вышеописанного «Москвича».
А что на Западе? Там тоже предпринимали попытки использовать в качестве топлива воду. Даже были разработаны действующие модели. И какова участь амбициозных проектов?
Еще в 2008 году, на одной из автомобильных выставок в Осаке внимание посетителей привлекла обычная с виду микролитражка (типа нашей «Оки»), показанная компанией Genepax. Заправлять демонстрируемую машину, как говорил представитель производителя, можно было любой жидкостью, содержащей воду: соком, газировкой и т. п. В любом случае происходило расщепление вещества на кислород и водород. Последний сгорает в цилиндрах – мотор работает, авто едет.
И это не какой-то единичный опыт: все узлы, установка запатентованы (№2006-244714) – документация находится в соответствующем файле Европейского ведомства. Машина существовала (может, и сегодня ездит) в реальности и передвигалась по дорогам. Вы думаете, что в Genepax «ломанулись» толпы инвесторов? Увы! Спустя год после демонстрации уникального авто компания по непонятным причинам разорилась.
Здесь речь пойдет о гениальном изобретателе-одиночке, сумевшим не только придумать, но и построить автомобиль, двигатель которого работал на расщепленной воде. Идея пришла в голову одному из братьев-близнецов Стэнли Мейеру. Он озаботился мыслью создать авто на дешевом топливе как раз в момент нефтяного кризиса. В то время стоимость бензина в США и Европе из-за санкций арабских государств взлетела в несколько раз.
Свой автомобиль Мейер представил широкой публике в 1980-м. Разумеется, средства массовой информации тут же заинтересовались изобретением. Выступая по телевидению, Стэнли рассказывал об особенностях своего двигателя, который он установил в авто типа багги. Изобретатель сообщил, что вместо свечей зажигания он поставил форсунки, подававшие в цилиндры смесь водорода и кислорода. Для их получения заливаемую в бак жидкость разделяли на составляющие с помощью «электрического резонанса».
Изначально все шло хорошо: появилась пара инвесторов, выделивших деньги на продолжение исследований. Но в 1996-м они внезапно подали иск в суд о мошенничестве со стороны Мейера. Был назначен эксперт – профессор Майкл Лоутон, который должен был осмотреть изобретение и высказать свое мнение. Но авторитет от науки даже не провел тестирование.
Профессор заявил, что доводы Мейера «неубедительны», а представленный им топливный элемент работает по принципу «обычного электролиза». В итоге Мейеру пришлось вернуть инвесторам их деньги. В 1998-м изобретателя настигла загадочная смерть: он умер в кафе, где находился вместе с братом. Изобретатель сделал пару глотков то ли чая, то ли водки. Официальное заключение гласило, что Мейер, страдавший высоким давлением, скончался от аневризмы. Совпадение? Кто знает…
Авто, заправляющиеся водородом, сегодня ездят по дорогам. Вот только составить конкуренцию бензиновым и даже электрическим транспортным средствам они пока не могут.
Слишком дорого стоят такие машины. Но, может, скоро сдуют пыль с архивных документов энтузиасты, и когда-нибудь в баки станут лить воду, а не постоянно растущий в цене бензин.
Как известно, новое – хорошо забытое старое. И у японцев уже был автомобиль, который дешевле Mirai (в США она стоила 58500 долларов, в Германии и вовсе 78600 евро), и в его топливные баки нужно было лить воду, а не закачивать газ в баллоны. В Америке тоже было кое-что похожее. Но к этому мы вернемся позже, а пока вспомним свое, советское прошлое.
«Москвич-412» с двигателем на воде
Эта машина после старта производства «Жигулей» перестала «котироваться»: продукция ВАЗа считалась более престижной. Тем не менее, именно эту модель АЗЛК в Харьковском исследовательском центре выбрали для проведения эксперимента. Его цель – сделать автомобиль, который ездил бы на воде. Ее заливали в бак, а дальше происходило расщепление на кислород и водород. Последний играл роль топлива.
Конструкция
Сам автомобиль внешне не изменился: он выглядел, как серийная машина. Более того: в легковушке остался штатный двигатель и при желании можно было ехать на трех вариантах топлива: бензине, водороде или их смеси. Нужное оборудование размещалось за задними креслами и в багажнике. В последнем находился реактор-катализатор, внутри которого – оксиды металлов.
С первого взгляда – обычная советская легковушка. Фото: youtube.com
Почему именно водород? В мире запасов воды больше, чем нефти, Данный газ вырабатывает энергии в 3 раза больше, нежели любое ископаемое топливо и при сгорании выделяет экологически чистую воду. Жидкость проходила через него, расщеплялась на кислород и водород, который поступал в цилиндры по системе подаче топлива, установленной параллельно штатной.
Все оборудование – в багажнике: для заправки водой приготовлено ведро. Фото: youtube.com
Когда водитель нажимал на педаль газа, он изменял скорость химической реакции. В результате машина ехала быстрее.
Заправка 412-го. Фото: youtube.com
Можно точно сказать: эксперимент увенчался успехом. Что же было не так, почему эта машина не перевернула советскую и мировую автоиндустрию?
Никому не нужен
После завершения испытаний документацию передали в архив, а где сегодня находится «Москвич», работавший на воде, неизвестно. Весь эксперимент в прессе преподносился, как «курьез». Машина в то время просто не могла пойти в серию.
Доработки свелись бы к минимуму: мотор-то оставили на месте. Фото: youtube.com
Во-первых, требовались серьезные доработки в плане не только безопасности, но и общей конструкции, эргономики и т. д. Во-вторых, новый вид топлива требовал создавать какие-то другие стандарты, условия и иную документацию.
Советские машины на водороде использовались еще в блокадном Ленинграде. Бензин – в дефиците, а нужно было как-то перевозить аэростаты, защищавшие город от налетов. Тогда воентехник Б. Шелищ создал мотор, работающий на водородно-воздушной смеси. Как раз ее закачивали в аэростаты, а после их использования стравливали в атмосферу.
И еще: представьте, что пришлось бы переворачивать весь автопром, переделывать заводы, конвейеры. На все это требуется время и деньги, а советская бюрократическая машина была совсем неповоротливой во всех отношениях. Зачем что-то менять? Обычные «Москвичи» и так покупают: стоят годами в очереди на получение. Однако, не только в Харькове пытались из воды сделать топливо.
РАФ
Здесь уже уместно словосочетание «первый в мире». Речь идет о микроавтобусе, работавшем на водороде. Система питания разрабатывалась в НАМИ (Москва, 1976 год). Модель РАФ‑22031 создавали в преддверии Олимпиады-80. Машина использовала водород для работы двигателя на холостом ходу и малых оборотах. Полную мощность мотор выдавал только на чистом бензине. Испытания показали, что расход топлива снизился в 2,6, а вредные выбросы в 26 раз.
Несколько экспериментальных микроавтобусов обслуживали праздник спорта в столице в 1980-м. Опытные РАФики возили пассажиров по Олимпийской деревне, сопровождали легкоатлетов на состязаниях по марафонскому бегу – чтобы не травить их выхлопными газами.
В 1982 году Рижская фабрика и объединение «Квант» построили автомобиль, работающий на водородных элементах. Силовая установка состояла из химических генераторов и электродвигателя. После показа техники руководству автопрома решили подключить к программе некоторых гигантов промышленности. Но смена главы РАФ (может, и не только это) заморозила проект. Ему была уготована судьба вышеописанного «Москвича».
Водородный РАФ готовят к Олимпиаде-80. Фото: youtube.com
А что на Западе? Там тоже предпринимали попытки использовать в качестве топлива воду. Даже были разработаны действующие модели. И какова участь амбициозных проектов?
Япония
Еще в 2008 году, на одной из автомобильных выставок в Осаке внимание посетителей привлекла обычная с виду микролитражка (типа нашей «Оки»), показанная компанией Genepax. Заправлять демонстрируемую машину, как говорил представитель производителя, можно было любой жидкостью, содержащей воду: соком, газировкой и т. п. В любом случае происходило расщепление вещества на кислород и водород. Последний сгорает в цилиндрах – мотор работает, авто едет.
Та самая микролитражка из Японии, работающая на воде. Фото: youtube.com
И это не какой-то единичный опыт: все узлы, установка запатентованы (№2006-244714) – документация находится в соответствующем файле Европейского ведомства. Машина существовала (может, и сегодня ездит) в реальности и передвигалась по дорогам. Вы думаете, что в Genepax «ломанулись» толпы инвесторов? Увы! Спустя год после демонстрации уникального авто компания по непонятным причинам разорилась.
США
Здесь речь пойдет о гениальном изобретателе-одиночке, сумевшим не только придумать, но и построить автомобиль, двигатель которого работал на расщепленной воде. Идея пришла в голову одному из братьев-близнецов Стэнли Мейеру. Он озаботился мыслью создать авто на дешевом топливе как раз в момент нефтяного кризиса. В то время стоимость бензина в США и Европе из-за санкций арабских государств взлетела в несколько раз.
Проверка т. н. ячейки Стэнли в современных условиях: все работает – кислород и водород активно выделяются. Фото: youtube.com
Свой автомобиль Мейер представил широкой публике в 1980-м. Разумеется, средства массовой информации тут же заинтересовались изобретением. Выступая по телевидению, Стэнли рассказывал об особенностях своего двигателя, который он установил в авто типа багги. Изобретатель сообщил, что вместо свечей зажигания он поставил форсунки, подававшие в цилиндры смесь водорода и кислорода. Для их получения заливаемую в бак жидкость разделяли на составляющие с помощью «электрического резонанса».
А что потом?
Изначально все шло хорошо: появилась пара инвесторов, выделивших деньги на продолжение исследований. Но в 1996-м они внезапно подали иск в суд о мошенничестве со стороны Мейера. Был назначен эксперт – профессор Майкл Лоутон, который должен был осмотреть изобретение и высказать свое мнение. Но авторитет от науки даже не провел тестирование.
Мейер за созданием своего топливного элемента. Фото: youtube.com
Профессор заявил, что доводы Мейера «неубедительны», а представленный им топливный элемент работает по принципу «обычного электролиза». В итоге Мейеру пришлось вернуть инвесторам их деньги. В 1998-м изобретателя настигла загадочная смерть: он умер в кафе, где находился вместе с братом. Изобретатель сделал пару глотков то ли чая, то ли водки. Официальное заключение гласило, что Мейер, страдавший высоким давлением, скончался от аневризмы. Совпадение? Кто знает…
Выводы
Авто, заправляющиеся водородом, сегодня ездят по дорогам. Вот только составить конкуренцию бензиновым и даже электрическим транспортным средствам они пока не могут.
И сегодня разработка двигателя, работающего на воде – участь изобретателей-одиночек. Фото: youtube.com
Слишком дорого стоят такие машины. Но, может, скоро сдуют пыль с архивных документов энтузиасты, и когда-нибудь в баки станут лить воду, а не постоянно растущий в цене бензин.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....