Преимущества турбированного мотора перед атмосферным и наоборот
Развитие автомобилестроения всегда сталкивалось со множеством противоречий, которые в большинстве случаев удавалось успешно решать. Вот и сегодня: с одной стороны, законодатели, особенно в Европе, «закручивают гайки», требуя уменьшать вредные выбросы в атмосферу. В итоге часть автопроизводителей старается на самые массовые модели устанавливать моторы со сравнительно небольшим объемом. С другой стороны, покупатели хотят хорошей отдачи от силовых установок, лучшей динамики. Один из вариантов решения проблемы – использование турбированных моторов. Но многие к этим агрегатам относятся с «традиционной» опаской. Обосновано ли такое отношение? Для этого стоит сравнить оба типа двигателя.
Здесь нет турбонагнетателя и мотор функционирует при обычном давлении. Поршни в цилиндрах создают разрежение и затягивают поток через фильтры внутрь. Далее в карбюраторе или инжекторе готовится смесь из горючего и воздуха, которая воспламеняется. Какие тут плюсы и минусы?
В первую очередь – относительная простота конструкции. Благодаря этому, ремонт, в т. ч. и капитальный, обходится сравнительно недорого. Второе важное достоинство, которое у всех «на слуху» – длительный эксплуатационный ресурс. Кто-то еще помнит легковушки, наматывавшие по 500 тыс. км и более пробега без «капиталки». Привлекательный срок службы «атмосферника» обусловлен работой движка, имеющего меньшие нагрузки, если сравнивать его с турбированным мотором.
Еще одно достоинство, которое «радует» владельцев бюджетных авто – возможность использования разных типов масла, в т. ч. недорогих. Т. е. помимо синтетики подходит и минеральная моторная жидкость. Хотя стоит помнить: чем масло лучше и чаще меняется, тем двигатель прослужит дольше. То же самое стоит сказать о качестве топлива: классический мотор может и «переварить» плохое горючее. У «атмосферника» есть и иные достоинства:
Главная из них заключается в проигрыше по мощности при одинаковом объеме. Второй минус весьма относительный. Речь идет о расходе топлива. Исходя из первого недостатка понятно, что у «атмосферника» при такой же мощности, что у движка с турбиной, объем будет больше, а следовательно и расход горючего выше. Например, если последний выдает 140 л. с., то топлива на 100 км будет затрачено примерно 8-9 л при вместимости цилиндров 1,4 л. В то же время обычный мотор при такой же мощности израсходует 12-13 л.
По большому счету, это тот же «атмосферник», только в него воздух заходит не «сам», а нагнетается с помощью специального механизма. Т. е. этим занимается турбина, которую, кстати, можно самостоятельно установить на обычный мотор. В итоге воздушный поток попадает в камеры под высоким давлением, благодаря чему топливо сгорает более полно. Это увеличивает мощность и повышает крутящий момент.
Исходя из минусов атмосферных движков, плюсы очевидны: более сильный мотор меньше по объему, а значит и размерам, массе. Даже трех-, а то и двухцилиндровые моторы по мощности сравнимы с атмосферными силовыми агрегатами, состоящими из 4-х «горшков». Турбированный движок более приемистый, быстрее набирает «сотку». Например, оборудованный им Kia Seed разгоняется до 100 км/ч за 9,2 сек., а модель Cerato с обычным мотором данного скоростного предела достигает за 9,8 сек. И последний положительный момент двигателей с турбиной – сравнительно небольшое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Как это ни странно, сначала стоит посмотреть на расход топлива. Только в этот раз возьмем не мощность, а литраж. Здесь получается обратная ситуация: при одинаковом объеме двигателя «атмосферник» расходует меньше горючего, хотя и будет слабее.
Второй момент – качество топлива и масла. Турбированный мотор очень чувствителен к горючему, а смазка должна быть синтетической, т. е. дорогой. Да и менять ее нужно чаще. И еще несколько минусов:
Казалось бы: можно делать вывод – турбированный мотор менее надежен и дорог в обслуживании, годится только любителям погонять и «рвать» со светофоров. Но не все так просто! Вспомните хотя бы инжекторные двигатели – когда-то и к ним относились с большой опаской, считали сложными и неудобными в работе, обслуживании. А сегодня от выпуска карбюраторных моделей отказались практически все автопроизводители. Поэтому стоит взглянуть на отрицательные моменты турбированных моторов отдельно, а заодно и посмотреть: делают ли что-то с минусами конструкторы.
Проблемы с надежностью действительно были, но это относится к самым первым моделям движков с турбинами. Для примера можно взять «фольксвагеновский» ЕА211 объемом 1,4 л. Его современный вариант по сроку службы вполне сравним с любым «атмосферником», выпускаемым сегодня. Мотор и его турбина постоянно модернизируются, совершенствуются. Согласно статистике, которую ведет VW, количество обращений по гарантии за минувший десяток лет сильно сократилось. Похожая ситуация и с «фордовским» турбодвигателем EcoBoost объемом 1,5 л.
Утверждение спорное. Если вспомнить некоторые «атмосферники» с регулируемым фазораспределением, изменяемым трактам впуска, модернизированными элементами КШМ, то многие из них по сложности «заткнут за пояс» моторы с турбинами. И ремонт самых совершенных атмосферных движков будет ничуть не дешевле. Проблемы с турбированными агрегатами часто возникают из-за горючего или масла, не соответствующих требованиям производителя. Многие автовладельцы самостоятельно устанавливают дополнительный наддув.
Она тоже решается разработчиками турбированных агрегатов. Один из способов заключается в применении отдельного электрического нагревателя. Но возможен и другой вариант. Например, в том же Е211 инженеры встроили выпускной коллектор в головку БЦ. В итоге мотор стал прогреваться быстрее, да и количество тепла, отдаваемого в салон, увеличилось.
Динамика турбированного мотора может начинаться уже с самых малых оборотов – даже с 1500. Приемистость двигателя важна не только для гонок. Например, при обгоне может возникнуть ситуация, когда вам в лоб неожиданно из поворота выскочит встречная машина и все решает резкий набор скорости, чтобы уйти в сторону, а он реален только с турбированным мотором.
Количество автомобилей с этими агрегатами на сегодня составляет 20 % от объема продаваемых машин. И цифра увеличивается год от года. Например, в модельном ряду Renault, присутствующем на российском рынке, половина покупателей отдает предпочтение новому турбированному мотору TCe-150. То же можно сказать о Suzuki: все большей популярностью пользуются автомобили этой марки с двигателем Boosterjet. Оборудованные им машины потребляют на трассе в среднем 5 л/100 км. Так что не исключено: в скором будущем на атмосферные двигатели в мире и России станут смотреть так же, как сегодня на карбюраторные.
Атмосферная силовая установка
Здесь нет турбонагнетателя и мотор функционирует при обычном давлении. Поршни в цилиндрах создают разрежение и затягивают поток через фильтры внутрь. Далее в карбюраторе или инжекторе готовится смесь из горючего и воздуха, которая воспламеняется. Какие тут плюсы и минусы?
Преимущества «атмосферника»
В первую очередь – относительная простота конструкции. Благодаря этому, ремонт, в т. ч. и капитальный, обходится сравнительно недорого. Второе важное достоинство, которое у всех «на слуху» – длительный эксплуатационный ресурс. Кто-то еще помнит легковушки, наматывавшие по 500 тыс. км и более пробега без «капиталки». Привлекательный срок службы «атмосферника» обусловлен работой движка, имеющего меньшие нагрузки, если сравнивать его с турбированным мотором.
Еще одно достоинство, которое «радует» владельцев бюджетных авто – возможность использования разных типов масла, в т. ч. недорогих. Т. е. помимо синтетики подходит и минеральная моторная жидкость. Хотя стоит помнить: чем масло лучше и чаще меняется, тем двигатель прослужит дольше. То же самое стоит сказать о качестве топлива: классический мотор может и «переварить» плохое горючее. У «атмосферника» есть и иные достоинства:
- ✅ более быстрый прогрев двигателя
- ✅ меньший расход масла и сравнительно редкая его замена
- ✅ относительно дешевое обслуживание (как итог вышеприведенных плюсов)
Отрицательные стороны
Главная из них заключается в проигрыше по мощности при одинаковом объеме. Второй минус весьма относительный. Речь идет о расходе топлива. Исходя из первого недостатка понятно, что у «атмосферника» при такой же мощности, что у движка с турбиной, объем будет больше, а следовательно и расход горючего выше. Например, если последний выдает 140 л. с., то топлива на 100 км будет затрачено примерно 8-9 л при вместимости цилиндров 1,4 л. В то же время обычный мотор при такой же мощности израсходует 12-13 л.
Турбированный двигатель
По большому счету, это тот же «атмосферник», только в него воздух заходит не «сам», а нагнетается с помощью специального механизма. Т. е. этим занимается турбина, которую, кстати, можно самостоятельно установить на обычный мотор. В итоге воздушный поток попадает в камеры под высоким давлением, благодаря чему топливо сгорает более полно. Это увеличивает мощность и повышает крутящий момент.
Исходя из минусов атмосферных движков, плюсы очевидны: более сильный мотор меньше по объему, а значит и размерам, массе. Даже трех-, а то и двухцилиндровые моторы по мощности сравнимы с атмосферными силовыми агрегатами, состоящими из 4-х «горшков». Турбированный движок более приемистый, быстрее набирает «сотку». Например, оборудованный им Kia Seed разгоняется до 100 км/ч за 9,2 сек., а модель Cerato с обычным мотором данного скоростного предела достигает за 9,8 сек. И последний положительный момент двигателей с турбиной – сравнительно небольшое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Отрицательные моменты
Как это ни странно, сначала стоит посмотреть на расход топлива. Только в этот раз возьмем не мощность, а литраж. Здесь получается обратная ситуация: при одинаковом объеме двигателя «атмосферник» расходует меньше горючего, хотя и будет слабее.
Второй момент – качество топлива и масла. Турбированный мотор очень чувствителен к горючему, а смазка должна быть синтетической, т. е. дорогой. Да и менять ее нужно чаще. И еще несколько минусов:
- ✅ сложность конструкции, дорогое обслуживание
- ✅ непродолжительный ресурс турбины – в среднем 120 тыс. км
- ✅ долгий прогрев силового агрегата при низкой температуре
Казалось бы: можно делать вывод – турбированный мотор менее надежен и дорог в обслуживании, годится только любителям погонять и «рвать» со светофоров. Но не все так просто! Вспомните хотя бы инжекторные двигатели – когда-то и к ним относились с большой опаской, считали сложными и неудобными в работе, обслуживании. А сегодня от выпуска карбюраторных моделей отказались практически все автопроизводители. Поэтому стоит взглянуть на отрицательные моменты турбированных моторов отдельно, а заодно и посмотреть: делают ли что-то с минусами конструкторы.
Сравнение
Проблемы с надежностью действительно были, но это относится к самым первым моделям движков с турбинами. Для примера можно взять «фольксвагеновский» ЕА211 объемом 1,4 л. Его современный вариант по сроку службы вполне сравним с любым «атмосферником», выпускаемым сегодня. Мотор и его турбина постоянно модернизируются, совершенствуются. Согласно статистике, которую ведет VW, количество обращений по гарантии за минувший десяток лет сильно сократилось. Похожая ситуация и с «фордовским» турбодвигателем EcoBoost объемом 1,5 л.
Сложная конструкция
Утверждение спорное. Если вспомнить некоторые «атмосферники» с регулируемым фазораспределением, изменяемым трактам впуска, модернизированными элементами КШМ, то многие из них по сложности «заткнут за пояс» моторы с турбинами. И ремонт самых совершенных атмосферных движков будет ничуть не дешевле. Проблемы с турбированными агрегатами часто возникают из-за горючего или масла, не соответствующих требованиям производителя. Многие автовладельцы самостоятельно устанавливают дополнительный наддув.
Долгий прогрев
Она тоже решается разработчиками турбированных агрегатов. Один из способов заключается в применении отдельного электрического нагревателя. Но возможен и другой вариант. Например, в том же Е211 инженеры встроили выпускной коллектор в головку БЦ. В итоге мотор стал прогреваться быстрее, да и количество тепла, отдаваемого в салон, увеличилось.
Выводы
Динамика турбированного мотора может начинаться уже с самых малых оборотов – даже с 1500. Приемистость двигателя важна не только для гонок. Например, при обгоне может возникнуть ситуация, когда вам в лоб неожиданно из поворота выскочит встречная машина и все решает резкий набор скорости, чтобы уйти в сторону, а он реален только с турбированным мотором.
Из его недостатков остался разве что повышенный расход дорогого масла, связанный с конструктивными особенностями силового агрегата. Однако понятно, что над этой проблемой наверняка работают и когда-то она решится.
Перспективы турбодвигателей в России и мире
Количество автомобилей с этими агрегатами на сегодня составляет 20 % от объема продаваемых машин. И цифра увеличивается год от года. Например, в модельном ряду Renault, присутствующем на российском рынке, половина покупателей отдает предпочтение новому турбированному мотору TCe-150. То же можно сказать о Suzuki: все большей популярностью пользуются автомобили этой марки с двигателем Boosterjet. Оборудованные им машины потребляют на трассе в среднем 5 л/100 км. Так что не исключено: в скором будущем на атмосферные двигатели в мире и России станут смотреть так же, как сегодня на карбюраторные.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....