
Преимущества турбированного мотора перед атмосферным и наоборот
Развитие автомобилестроения всегда сталкивалось со множеством противоречий, которые в большинстве случаев удавалось успешно решать. Вот и сегодня: с одной стороны, законодатели, особенно в Европе, «закручивают гайки», требуя уменьшать вредные выбросы в атмосферу. В итоге часть автопроизводителей старается на самые массовые модели устанавливать моторы со сравнительно небольшим объемом. С другой стороны, покупатели хотят хорошей отдачи от силовых установок, лучшей динамики. Один из вариантов решения проблемы – использование турбированных моторов. Но многие к этим агрегатам относятся с «традиционной» опаской. Обосновано ли такое отношение? Для этого стоит сравнить оба типа двигателя.
Здесь нет турбонагнетателя и мотор функционирует при обычном давлении. Поршни в цилиндрах создают разрежение и затягивают поток через фильтры внутрь. Далее в карбюраторе или инжекторе готовится смесь из горючего и воздуха, которая воспламеняется. Какие тут плюсы и минусы?
В первую очередь – относительная простота конструкции. Благодаря этому, ремонт, в т. ч. и капитальный, обходится сравнительно недорого. Второе важное достоинство, которое у всех «на слуху» – длительный эксплуатационный ресурс. Кто-то еще помнит легковушки, наматывавшие по 500 тыс. км и более пробега без «капиталки». Привлекательный срок службы «атмосферника» обусловлен работой движка, имеющего меньшие нагрузки, если сравнивать его с турбированным мотором.
Еще одно достоинство, которое «радует» владельцев бюджетных авто – возможность использования разных типов масла, в т. ч. недорогих. Т. е. помимо синтетики подходит и минеральная моторная жидкость. Хотя стоит помнить: чем масло лучше и чаще меняется, тем двигатель прослужит дольше. То же самое стоит сказать о качестве топлива: классический мотор может и «переварить» плохое горючее. У «атмосферника» есть и иные достоинства:
Главная из них заключается в проигрыше по мощности при одинаковом объеме. Второй минус весьма относительный. Речь идет о расходе топлива. Исходя из первого недостатка понятно, что у «атмосферника» при такой же мощности, что у движка с турбиной, объем будет больше, а следовательно и расход горючего выше. Например, если последний выдает 140 л. с., то топлива на 100 км будет затрачено примерно 8-9 л при вместимости цилиндров 1,4 л. В то же время обычный мотор при такой же мощности израсходует 12-13 л.
По большому счету, это тот же «атмосферник», только в него воздух заходит не «сам», а нагнетается с помощью специального механизма. Т. е. этим занимается турбина, которую, кстати, можно самостоятельно установить на обычный мотор. В итоге воздушный поток попадает в камеры под высоким давлением, благодаря чему топливо сгорает более полно. Это увеличивает мощность и повышает крутящий момент.
Исходя из минусов атмосферных движков, плюсы очевидны: более сильный мотор меньше по объему, а значит и размерам, массе. Даже трех-, а то и двухцилиндровые моторы по мощности сравнимы с атмосферными силовыми агрегатами, состоящими из 4-х «горшков». Турбированный движок более приемистый, быстрее набирает «сотку». Например, оборудованный им Kia Seed разгоняется до 100 км/ч за 9,2 сек., а модель Cerato с обычным мотором данного скоростного предела достигает за 9,8 сек. И последний положительный момент двигателей с турбиной – сравнительно небольшое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Как это ни странно, сначала стоит посмотреть на расход топлива. Только в этот раз возьмем не мощность, а литраж. Здесь получается обратная ситуация: при одинаковом объеме двигателя «атмосферник» расходует меньше горючего, хотя и будет слабее.
Второй момент – качество топлива и масла. Турбированный мотор очень чувствителен к горючему, а смазка должна быть синтетической, т. е. дорогой. Да и менять ее нужно чаще. И еще несколько минусов:
Казалось бы: можно делать вывод – турбированный мотор менее надежен и дорог в обслуживании, годится только любителям погонять и «рвать» со светофоров. Но не все так просто! Вспомните хотя бы инжекторные двигатели – когда-то и к ним относились с большой опаской, считали сложными и неудобными в работе, обслуживании. А сегодня от выпуска карбюраторных моделей отказались практически все автопроизводители. Поэтому стоит взглянуть на отрицательные моменты турбированных моторов отдельно, а заодно и посмотреть: делают ли что-то с минусами конструкторы.
Проблемы с надежностью действительно были, но это относится к самым первым моделям движков с турбинами. Для примера можно взять «фольксвагеновский» ЕА211 объемом 1,4 л. Его современный вариант по сроку службы вполне сравним с любым «атмосферником», выпускаемым сегодня. Мотор и его турбина постоянно модернизируются, совершенствуются. Согласно статистике, которую ведет VW, количество обращений по гарантии за минувший десяток лет сильно сократилось. Похожая ситуация и с «фордовским» турбодвигателем EcoBoost объемом 1,5 л.
Утверждение спорное. Если вспомнить некоторые «атмосферники» с регулируемым фазораспределением, изменяемым трактам впуска, модернизированными элементами КШМ, то многие из них по сложности «заткнут за пояс» моторы с турбинами. И ремонт самых совершенных атмосферных движков будет ничуть не дешевле. Проблемы с турбированными агрегатами часто возникают из-за горючего или масла, не соответствующих требованиям производителя. Многие автовладельцы самостоятельно устанавливают дополнительный наддув.
Она тоже решается разработчиками турбированных агрегатов. Один из способов заключается в применении отдельного электрического нагревателя. Но возможен и другой вариант. Например, в том же Е211 инженеры встроили выпускной коллектор в головку БЦ. В итоге мотор стал прогреваться быстрее, да и количество тепла, отдаваемого в салон, увеличилось.
Динамика турбированного мотора может начинаться уже с самых малых оборотов – даже с 1500. Приемистость двигателя важна не только для гонок. Например, при обгоне может возникнуть ситуация, когда вам в лоб неожиданно из поворота выскочит встречная машина и все решает резкий набор скорости, чтобы уйти в сторону, а он реален только с турбированным мотором.
Количество автомобилей с этими агрегатами на сегодня составляет 20 % от объема продаваемых машин. И цифра увеличивается год от года. Например, в модельном ряду Renault, присутствующем на российском рынке, половина покупателей отдает предпочтение новому турбированному мотору TCe-150. То же можно сказать о Suzuki: все большей популярностью пользуются автомобили этой марки с двигателем Boosterjet. Оборудованные им машины потребляют на трассе в среднем 5 л/100 км. Так что не исключено: в скором будущем на атмосферные двигатели в мире и России станут смотреть так же, как сегодня на карбюраторные.
Атмосферная силовая установка
Здесь нет турбонагнетателя и мотор функционирует при обычном давлении. Поршни в цилиндрах создают разрежение и затягивают поток через фильтры внутрь. Далее в карбюраторе или инжекторе готовится смесь из горючего и воздуха, которая воспламеняется. Какие тут плюсы и минусы?
Преимущества «атмосферника»
В первую очередь – относительная простота конструкции. Благодаря этому, ремонт, в т. ч. и капитальный, обходится сравнительно недорого. Второе важное достоинство, которое у всех «на слуху» – длительный эксплуатационный ресурс. Кто-то еще помнит легковушки, наматывавшие по 500 тыс. км и более пробега без «капиталки». Привлекательный срок службы «атмосферника» обусловлен работой движка, имеющего меньшие нагрузки, если сравнивать его с турбированным мотором.
Еще одно достоинство, которое «радует» владельцев бюджетных авто – возможность использования разных типов масла, в т. ч. недорогих. Т. е. помимо синтетики подходит и минеральная моторная жидкость. Хотя стоит помнить: чем масло лучше и чаще меняется, тем двигатель прослужит дольше. То же самое стоит сказать о качестве топлива: классический мотор может и «переварить» плохое горючее. У «атмосферника» есть и иные достоинства:
- ✅ более быстрый прогрев двигателя
- ✅ меньший расход масла и сравнительно редкая его замена
- ✅ относительно дешевое обслуживание (как итог вышеприведенных плюсов)
Отрицательные стороны
Главная из них заключается в проигрыше по мощности при одинаковом объеме. Второй минус весьма относительный. Речь идет о расходе топлива. Исходя из первого недостатка понятно, что у «атмосферника» при такой же мощности, что у движка с турбиной, объем будет больше, а следовательно и расход горючего выше. Например, если последний выдает 140 л. с., то топлива на 100 км будет затрачено примерно 8-9 л при вместимости цилиндров 1,4 л. В то же время обычный мотор при такой же мощности израсходует 12-13 л.
Турбированный двигатель
По большому счету, это тот же «атмосферник», только в него воздух заходит не «сам», а нагнетается с помощью специального механизма. Т. е. этим занимается турбина, которую, кстати, можно самостоятельно установить на обычный мотор. В итоге воздушный поток попадает в камеры под высоким давлением, благодаря чему топливо сгорает более полно. Это увеличивает мощность и повышает крутящий момент.
Исходя из минусов атмосферных движков, плюсы очевидны: более сильный мотор меньше по объему, а значит и размерам, массе. Даже трех-, а то и двухцилиндровые моторы по мощности сравнимы с атмосферными силовыми агрегатами, состоящими из 4-х «горшков». Турбированный движок более приемистый, быстрее набирает «сотку». Например, оборудованный им Kia Seed разгоняется до 100 км/ч за 9,2 сек., а модель Cerato с обычным мотором данного скоростного предела достигает за 9,8 сек. И последний положительный момент двигателей с турбиной – сравнительно небольшое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Отрицательные моменты
Как это ни странно, сначала стоит посмотреть на расход топлива. Только в этот раз возьмем не мощность, а литраж. Здесь получается обратная ситуация: при одинаковом объеме двигателя «атмосферник» расходует меньше горючего, хотя и будет слабее.
Второй момент – качество топлива и масла. Турбированный мотор очень чувствителен к горючему, а смазка должна быть синтетической, т. е. дорогой. Да и менять ее нужно чаще. И еще несколько минусов:
- ✅ сложность конструкции, дорогое обслуживание
- ✅ непродолжительный ресурс турбины – в среднем 120 тыс. км
- ✅ долгий прогрев силового агрегата при низкой температуре
Казалось бы: можно делать вывод – турбированный мотор менее надежен и дорог в обслуживании, годится только любителям погонять и «рвать» со светофоров. Но не все так просто! Вспомните хотя бы инжекторные двигатели – когда-то и к ним относились с большой опаской, считали сложными и неудобными в работе, обслуживании. А сегодня от выпуска карбюраторных моделей отказались практически все автопроизводители. Поэтому стоит взглянуть на отрицательные моменты турбированных моторов отдельно, а заодно и посмотреть: делают ли что-то с минусами конструкторы.
Сравнение
Проблемы с надежностью действительно были, но это относится к самым первым моделям движков с турбинами. Для примера можно взять «фольксвагеновский» ЕА211 объемом 1,4 л. Его современный вариант по сроку службы вполне сравним с любым «атмосферником», выпускаемым сегодня. Мотор и его турбина постоянно модернизируются, совершенствуются. Согласно статистике, которую ведет VW, количество обращений по гарантии за минувший десяток лет сильно сократилось. Похожая ситуация и с «фордовским» турбодвигателем EcoBoost объемом 1,5 л.
Сложная конструкция
Утверждение спорное. Если вспомнить некоторые «атмосферники» с регулируемым фазораспределением, изменяемым трактам впуска, модернизированными элементами КШМ, то многие из них по сложности «заткнут за пояс» моторы с турбинами. И ремонт самых совершенных атмосферных движков будет ничуть не дешевле. Проблемы с турбированными агрегатами часто возникают из-за горючего или масла, не соответствующих требованиям производителя. Многие автовладельцы самостоятельно устанавливают дополнительный наддув.
Долгий прогрев
Она тоже решается разработчиками турбированных агрегатов. Один из способов заключается в применении отдельного электрического нагревателя. Но возможен и другой вариант. Например, в том же Е211 инженеры встроили выпускной коллектор в головку БЦ. В итоге мотор стал прогреваться быстрее, да и количество тепла, отдаваемого в салон, увеличилось.
Выводы
Динамика турбированного мотора может начинаться уже с самых малых оборотов – даже с 1500. Приемистость двигателя важна не только для гонок. Например, при обгоне может возникнуть ситуация, когда вам в лоб неожиданно из поворота выскочит встречная машина и все решает резкий набор скорости, чтобы уйти в сторону, а он реален только с турбированным мотором.
Из его недостатков остался разве что повышенный расход дорогого масла, связанный с конструктивными особенностями силового агрегата. Однако понятно, что над этой проблемой наверняка работают и когда-то она решится.
Перспективы турбодвигателей в России и мире
Количество автомобилей с этими агрегатами на сегодня составляет 20 % от объема продаваемых машин. И цифра увеличивается год от года. Например, в модельном ряду Renault, присутствующем на российском рынке, половина покупателей отдает предпочтение новому турбированному мотору TCe-150. То же можно сказать о Suzuki: все большей популярностью пользуются автомобили этой марки с двигателем Boosterjet. Оборудованные им машины потребляют на трассе в среднем 5 л/100 км. Так что не исключено: в скором будущем на атмосферные двигатели в мире и России станут смотреть так же, как сегодня на карбюраторные.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....