Автодиагностика: компьютер или механика?
Поломка автомобиля – проблема для его владельца. Чтобы ее решить, в первую очередь необходимо выявить неисправность. А как это сделать? На помощь приходит диагностика, которая бывает нескольких видов.
В нынешнюю эпоху безудержного развития технологий машины не «стесняются» «пичкать» электроникой под самую «завязку». Поэтому неудивительно, что постепенно автовладельцы привыкают к мысли: без компьютерной диагностики не обойтись. Но ведь существовали (и существуют) иные способы проверки технического состояния авто. И что – теперь о них можно забыть? Разберемся по порядку.
Старый добрый метод, без которого во многих случаях и сегодня не обойтись. Сразу представляется опытный и авторитетный дядя, который прислушивается к звуку мотора, осматривает снизу машину в яме и что-то шевелит, дергает в автомобиле. И действительно, даже у современных машин могут возникать неисправности, которые не вычислит никакой компьютер. Например, при помощи визуального осмотра можно выявить заводские дефекты или повреждения деталей подвески. Зрение поможет обнаружить участки кузова, которые только-только начали ржаветь или подверглись замене.
Люфт колеса определяется его покачиванием в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Изношенность пружины – нажиманием на крыло кузова. Если оно сделало пару «кивков», все нормально. Если больше – пора менять амортизаторы. При отсутствии реакции на нажим есть вероятность их заклинивания. Чтобы понять состояние рулевых тяг, некоторых других элементов подвески, нужно их пошевелить руками или монтажкой. Ну какой же тут компьютер?
Идем дальше – механик, с годами накопивший опыт и имеющий хороший, пусть и не музыкальный, слух, способен по звуку определить ту или иную неисправность. Например, поймет, что свистит: ремень генератора, ГРМ или подшипник помпы. В советские годы, когда не было такого понятия, как «компьютерная диагностика», опытный автослесарь мог даже на слух определить, какой стучит клапан, не снимая крышку. Для этого к ней одним концом прислоняли деревянную палку, другим – к уху. И так по всей поверхности.
Слух поможет понять опытному механику, что гудит при ходовых испытаниях – ступичный подшипник, коробка или задний мост, если он есть. Либо определить источник стука, который могут издавать сайлент-блоки, амортизаторы, рулевые тяги и т. д. А подтеки масла, антифриза, тормозной жидкости, горючего? Здесь тоже нужно смотреть и знать, откуда возникла проблема: из-за плохой прокладки или сальника, треснутого топливопровода или другой какой-либо трубки, шланга.
Как видите, механическая проверка хорошему автослесарю может много что «сказать». Жаль: в современном мире все это постепенно забывается: многие автовладельцы предпочитают менять все подряд, а то и машину целиком, заслышав от нее подозрительные звуки или увидев течи.
Это не компьютер, и не механическая проверка, а что-то среднее между ними. О чем пойдет речь? Это необязательно громоздкие стенды для проверки двигателя и иных узлов автомобиля. К спецоборудованию можно отнести, например, тестер, которым определяют толщину лакокрасочного покрытия, ампервольтомметр, щуп для измерения глубины протектора, да хоть манометр, которым проверяют давление в шинах.
Причем сегодня набор подобных приборов постоянно расширяется. Например, есть такие «штуки», как устройство для проверки тормозной жидкости. Ее необходимо менять, если воды больше 4%. Даже температуру замерзания «омывайки» или антифриза можно узнать с помощью рефрактометра. Аккумулятор проверяют нагрузочной вилкой и вольтметром, силу тока – амперметром или универсальным прибором – тестером.
Эндоскоп поможет найти задиры и иные дефекты внутри блока цилиндров, а дымогенератор выявит, где подсасывается воздух. Ну, и все, конечно же, знакомы со стендом для проверки схождения и угла развала колес. Список этот можно продолжать и дальше: он постоянно пополняется – количество автолюбителей, желающих самостоятельно проверять хоть что-то в своей машине, не убавляется. А раз есть спрос, будет и предложение.
Здесь – свои плюсы, учитывая обилие электроники в современных машинах, особенно премиальных и, конечно же, китайских. Сегодня в каждом, в т. ч. из бюджетного сегмента, автомобиле есть свои «мозги» (ЭБУ) и множество датчиков, посылающих сигналы – информацию о состоянии того или иного узла и машины в целом.
Некоторые машины изначально оборудованы бортовым компьютером (иногда можно поставить опционально, докупить потом). Одни выдают только коды ошибок (числа с буквами), подлежащих расшифровке, другие могут даже указывать словами на конкретный узел.
Чтобы выявить, в чем причина неисправности, к бортовой сети транспортного средства через специальные разъемы подключают сканер, на другом «конце» которого – компьютер, ноутбук, планшет или смартфон. Главные достоинства такой диагностики – точность и скорость. При этом сканер не только расшифрует ошибки при включенном зажигании, но и покажет, что неисправно на запущенном двигателе. Нужна только подходящая программа.
Механику нужно много времени, чтобы найти неработающий узел, разобрать его, дабы убедиться в верности предположений. Компьютер все определяет сразу без снятия агрегата или детали. Выявленное устройство можно смело осматривать, при необходимости демонтировать, не боясь, что вы «не туда попали». Напомним, что своевременное устранение поломки или замена детали могут оградить ваш автомобиль от более серьезных неисправностей, а ваш карман – от излишних расходов.
Проблемы, связанные с антиблокировочными (ABS), стабилизационными (ESP) и иными электронными системами, без которых не выпускают даже бюджетные авто, быстро и точно выявить можно только через сканер, подключенный к компьютеру. Конечно, что-то можно узнать методом «тыка» – проб и ошибок. Но это не только долго, еще и опасно – дорогая деталь может выйти из строя.
Еще один плюс компьютерного диагностирования заключается в возможности нахождения неисправности на ранней стадии ее появления. Причем, внешне дефект никак себя не проявляет: мотор работает нормально, едешь тоже без проблем. Сканирование позволит заранее предпринять какие-то меры: заменить деталь, узел или заняться их ремонтом.
Идеальным нельзя назвать ни один из перечисленных выше подходов к обслуживанию или ремонту авто. Компьютер не может оценить физическое состояние машины, найти неисправности, если их не зафиксировал ЭБУ. Механическое тестирование тоже не всесильно. С его помощью нельзя выявить многие проблемы, связанные с электроникой. Но без опытного автослесаря не обойтись, если «забарахлил», например, мотор старой машины, где из электроники – только небольшой пучок проводов.
Какими бы нынешние технологии не были, они не смогут полностью заменить человека. Так что логичнее комбинировать все способы диагностики – это даст наилучший результат.
В нынешнюю эпоху безудержного развития технологий машины не «стесняются» «пичкать» электроникой под самую «завязку». Поэтому неудивительно, что постепенно автовладельцы привыкают к мысли: без компьютерной диагностики не обойтись. Но ведь существовали (и существуют) иные способы проверки технического состояния авто. И что – теперь о них можно забыть? Разберемся по порядку.
Механическая проверка
Старый добрый метод, без которого во многих случаях и сегодня не обойтись. Сразу представляется опытный и авторитетный дядя, который прислушивается к звуку мотора, осматривает снизу машину в яме и что-то шевелит, дергает в автомобиле. И действительно, даже у современных машин могут возникать неисправности, которые не вычислит никакой компьютер. Например, при помощи визуального осмотра можно выявить заводские дефекты или повреждения деталей подвески. Зрение поможет обнаружить участки кузова, которые только-только начали ржаветь или подверглись замене.
Чтобы найти неисправность подвески, механику нужно залезть под машину. Фото: youtube.com
Люфт колеса определяется его покачиванием в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Изношенность пружины – нажиманием на крыло кузова. Если оно сделало пару «кивков», все нормально. Если больше – пора менять амортизаторы. При отсутствии реакции на нажим есть вероятность их заклинивания. Чтобы понять состояние рулевых тяг, некоторых других элементов подвески, нужно их пошевелить руками или монтажкой. Ну какой же тут компьютер?
Исправность рулевых тяг можно проверить только руками. Фото: youtube.com
Идем дальше – механик, с годами накопивший опыт и имеющий хороший, пусть и не музыкальный, слух, способен по звуку определить ту или иную неисправность. Например, поймет, что свистит: ремень генератора, ГРМ или подшипник помпы. В советские годы, когда не было такого понятия, как «компьютерная диагностика», опытный автослесарь мог даже на слух определить, какой стучит клапан, не снимая крышку. Для этого к ней одним концом прислоняли деревянную палку, другим – к уху. И так по всей поверхности.
Слух поможет обнаружить неисправный ШРУС – он «захрустит». Фото: youtube.com
Слух поможет понять опытному механику, что гудит при ходовых испытаниях – ступичный подшипник, коробка или задний мост, если он есть. Либо определить источник стука, который могут издавать сайлент-блоки, амортизаторы, рулевые тяги и т. д. А подтеки масла, антифриза, тормозной жидкости, горючего? Здесь тоже нужно смотреть и знать, откуда возникла проблема: из-за плохой прокладки или сальника, треснутого топливопровода или другой какой-либо трубки, шланга.
Найти место протечки можно только при визуальном осмотре. Фото: youtube.com
Как видите, механическая проверка хорошему автослесарю может много что «сказать». Жаль: в современном мире все это постепенно забывается: многие автовладельцы предпочитают менять все подряд, а то и машину целиком, заслышав от нее подозрительные звуки или увидев течи.
Диагностика с использованием спецоборудования
Это не компьютер, и не механическая проверка, а что-то среднее между ними. О чем пойдет речь? Это необязательно громоздкие стенды для проверки двигателя и иных узлов автомобиля. К спецоборудованию можно отнести, например, тестер, которым определяют толщину лакокрасочного покрытия, ампервольтомметр, щуп для измерения глубины протектора, да хоть манометр, которым проверяют давление в шинах.
Тестер для проверки толщины ЛКП. Фото: youtube.com
Причем сегодня набор подобных приборов постоянно расширяется. Например, есть такие «штуки», как устройство для проверки тормозной жидкости. Ее необходимо менять, если воды больше 4%. Даже температуру замерзания «омывайки» или антифриза можно узнать с помощью рефрактометра. Аккумулятор проверяют нагрузочной вилкой и вольтметром, силу тока – амперметром или универсальным прибором – тестером.
Эндоскоп в работе. Фото: youtube.com
Эндоскоп поможет найти задиры и иные дефекты внутри блока цилиндров, а дымогенератор выявит, где подсасывается воздух. Ну, и все, конечно же, знакомы со стендом для проверки схождения и угла развала колес. Список этот можно продолжать и дальше: он постоянно пополняется – количество автолюбителей, желающих самостоятельно проверять хоть что-то в своей машине, не убавляется. А раз есть спрос, будет и предложение.
Компьютерная диагностика
Здесь – свои плюсы, учитывая обилие электроники в современных машинах, особенно премиальных и, конечно же, китайских. Сегодня в каждом, в т. ч. из бюджетного сегмента, автомобиле есть свои «мозги» (ЭБУ) и множество датчиков, посылающих сигналы – информацию о состоянии того или иного узла и машины в целом.
Чем больше датчиков, тем точнее и быстрее выявляется «виновник» неправильной работы авто. Но тогда и стоимость транспортного средства, его техобслуживание, ремонт обойдутся дороже.
Некоторые машины изначально оборудованы бортовым компьютером (иногда можно поставить опционально, докупить потом). Одни выдают только коды ошибок (числа с буквами), подлежащих расшифровке, другие могут даже указывать словами на конкретный узел.
Для каждой марки авто желательна своя программа, но бывают и универсальные. Фото: youtube.com
Чтобы выявить, в чем причина неисправности, к бортовой сети транспортного средства через специальные разъемы подключают сканер, на другом «конце» которого – компьютер, ноутбук, планшет или смартфон. Главные достоинства такой диагностики – точность и скорость. При этом сканер не только расшифрует ошибки при включенном зажигании, но и покажет, что неисправно на запущенном двигателе. Нужна только подходящая программа.
Для многих авто ПО постоянно обновляется: его регулярно присылает производитель в дилерские центры.
Механику нужно много времени, чтобы найти неработающий узел, разобрать его, дабы убедиться в верности предположений. Компьютер все определяет сразу без снятия агрегата или детали. Выявленное устройство можно смело осматривать, при необходимости демонтировать, не боясь, что вы «не туда попали». Напомним, что своевременное устранение поломки или замена детали могут оградить ваш автомобиль от более серьезных неисправностей, а ваш карман – от излишних расходов.
Приборная панель покажет только общие неисправности. Фото: youtube.com
Проблемы, связанные с антиблокировочными (ABS), стабилизационными (ESP) и иными электронными системами, без которых не выпускают даже бюджетные авто, быстро и точно выявить можно только через сканер, подключенный к компьютеру. Конечно, что-то можно узнать методом «тыка» – проб и ошибок. Но это не только долго, еще и опасно – дорогая деталь может выйти из строя.
Компьютерную диагностику можно провести и самостоятельно. Фото: youtube.com
Еще один плюс компьютерного диагностирования заключается в возможности нахождения неисправности на ранней стадии ее появления. Причем, внешне дефект никак себя не проявляет: мотор работает нормально, едешь тоже без проблем. Сканирование позволит заранее предпринять какие-то меры: заменить деталь, узел или заняться их ремонтом.
Выводы
Идеальным нельзя назвать ни один из перечисленных выше подходов к обслуживанию или ремонту авто. Компьютер не может оценить физическое состояние машины, найти неисправности, если их не зафиксировал ЭБУ. Механическое тестирование тоже не всесильно. С его помощью нельзя выявить многие проблемы, связанные с электроникой. Но без опытного автослесаря не обойтись, если «забарахлил», например, мотор старой машины, где из электроники – только небольшой пучок проводов.
Современный стенд для регулировки схождения, схода-развала: туту вам и механика и компьютеры. Фото: youtube.com
Какими бы нынешние технологии не были, они не смогут полностью заменить человека. Так что логичнее комбинировать все способы диагностики – это даст наилучший результат.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
SsangYong Rexton официально возвращается в Россию под брендом KGM
Продажи стартуют в ближайшие недели. На все автомобили будет распространяться пятилетняя поддержка....
Первый в истории цивилизации плавучий подводный погружной тоннель: технологии, особенности, цены
Тоннели – привычная часть дорожной инфраструктуры. Сквозное отверстие в скале – пустяк. По морскому дну или под ним – очень сложно. Но тоннель, плавающий в...