AGM или EFB – трудности и аргументы при выборе аккумулятора
Если говорить на бытовом языке, то большинство современных легковушек комплектуются «обычными», «улучшенными» либо «промежуточными» свинцово-кислотными аккумуляторами. Сегодня производители предлагают и иные разновидности батарей (особенно для электрокаров), но мы остановимся на тех, что используют чаще всего.
Свинцово-кислотные АКБ известны уже свыше 120-ти лет. С тех пор они стали более емкими, менее габаритными, с большей отдачей тока. Но принцип остался прежним: обратимая в обе стороны реакция. Свинец со своими оксидами переходит в сульфат, а затем – в исходное состояние. Серная кислота играет роль электролита.
По своей сути, аккумуляторы EFB и AGM от обычных батарей отличаются составом элементов и их компоновкой. Какой же тип аккумуляторов предпочтительнее? Вопрос можно поставить и по-другому: при каких условиях та или иная разновидность батареи дает наибольший экономический и энергетический эффект?
Этот вид аккумуляторов (Absorbent Glass Mat – переводится, как «впитывающий стеклянный материал») появился раньше EFB. АКБ отличаются устойчивостью к множеству частых глубоких разрядов, а также высокой энергетической отдачей. Изделия обладают длительным ресурсом и обеспечивают хороший пусковой ток.
Это наилучший вариант для автомобилей, оснащенных системой «старт-стоп». Она подразумевает частые глушения и пуски двигателя, обусловленные необходимостью экономить топливо. Обычная недорогая свинцово-кислотная АКБ выдерживает подобный режим использования в течение, максимум, нескольких месяцев. Производители AGM на своей продукции даже размещают наклейки (пиктограммы): аккумулятор можно использовать на машинах с системой «старт-стоп».
В изделия этого типа заливают электролит, находящийся не в жидком, а во «впитанном» состоянии: т. е. он – внутри стекловолоконных матов, в которые завернуты пластины (тоньше традиционных почти наполовину). Они расположены очень близко друг к другу, что гарантирует надежное удержание активной массы на решетках.
Если сравнивать AGM с традиционными аккумуляторами, выяснится, что у первых количество циклов заряда-разряда в 3 раза больше, как и пусковой ток (на 30%). Таким батареям не страшны небольшие механические повреждения – жидкости внутри нет и выливаться нечему.
А как же насчет отрицательных сторон? Эксперты называют только два минуса, если не считать увеличенной массы при такой же, что и обычный аккумулятор, емкости.
Первый – большая (в 3-4 раза по сравнению с традиционной АКБ) стоимость и второй – «нетерпимость» к высокому зарядному току. Так что, если ваша бортовая проводка или ЭБУ «барахлят», покупать такую батарею не стоит.
Откуда взялись? Производством этих АКБ занялась компания Exide в 2007-м году. Причем, чисто из экономических соображений. Как раз в то время система «старт-стоп» перестала быть «привилегией» дорогих машин: технологию начали внедрять и на массовых моделях. Однако автопроизводителям установка аккумуляторов типа AGM показалась чрезмерно дорогой.
В результате появился некий компромисс – EFB (Enhanced Flooded Battery, что означает «лучшая залитая батарея»). Разумеется, по цене она была дешевле Absorbent Glass Mat, но иногда немного дороже традиционной кислотно-свинцовой АКБ.
По эксплуатационным характеристикам первые схожи со вторыми и при правильном использовании могут прослужить десять и более лет. EFB можно смело ставить в автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». В Enhanced Flooded Battery пластины тоже обернуты стекловолоконным материалом. Но электролит в жидком виде, хоть и небольших количествах, присутствует. Поэтому корпус достаточно герметичный. Один из плюсов такой АКБ – устойчивость при рекомбинации газов. Проще говоря, ее дорогостоящего конкурента Absorbent Glass Mat лучше размещать в багажнике.
Есть и своя «фишка»: в активную массу со знаком «минус» добавляется синтетическое вещество, в составе которого имеется углерод. Оно замедляет процесс сульфатации, что увеличивает срок службы изделий. Технологию назвали Carbon Boost. Ее применение позволило заряжать батарею EFB высокими токами. При этом у нее малое внутреннее сопротивление, не позволяющее изделию нагреваться и тратить энергию на химические реакции. Так что в некотором смысле FEB даже превосходит AGM.
Первое, что нужно помнить – не допускать т. н. даунгрейд, т. е. взамен лучшей батареи ставить технически менее совершенную. Например, вместо AGM использовать обычную свинцово-кислотную. Почему? Во-первых, пусковой мощности может и не хватить, особенно, если в авто есть «старт-стоп». Представьте, что на перекрестке со светофором мотор, как и положено для экономии топлива, автоматически заглушился, а завестись снова уже не сможет. Во-вторых, ЭБУ авто, «привыкшее» к AGM, будет «выдавать» другой алгоритм зарядки АКБ: например, ток будет меньше. В результате последняя быстро исчерпает свой ресурс.
У многих владельцев бюджетных авто, оснащенных обычными батареями, иногда возникает соблазн поставить AGM или EFB вместо традиционной. Если на машине нет «старт-стопа», покупка аккумулятора первого или второго типа вряд ли имеет смысл. В техническом плане заменить, конечно, можно. Но AGM такой же емкости будет стоить в 3-4 раза дороже. А если у вас еще и зарядный ток в авто нестабильный, «премиальное» изделие долго не прослужит.
Другой вариант – EFB: она ненамного дороже обычной (предполагаю, будут возражения, но все зависит от производителя!). Такая АКБ имеет больший пусковой ток, прослужит дольше. Есть смысл поставить EFB вместо обычного аккумулятора, если машина эксплуатируется в холодном регионе, когда ее часто приходится заводить на сильном морозе. Ну, или в авто полно всякого электронного оборудования (этим часто «грешат» китайские легковушки): например, мощный сабвуфер, предпусковой подогреватель и т. п.
EFB считается «промежуточным» вариантом между обычной батареей и AGM. Однако, производители стараются вовсю и выпускают очередные версии своей продукции. Например, в продаже можно встретить Exide Premium, которая занимает технологическую (не ценовую) нишу между классическим аккумулятором и EFB. У этой батареи хороший пусковой ток, но пластины не обмотаны стекловолокном.
Для авто со «старт-стопом» ее использовать нельзя, зато в морозы она будет хорошо крутить стартер у бюджетной легковушки. То же самое можно сказать об аккумуляторах, в состав которых входит кальций (на корпусе изделий есть надпись Ca/Ca или SFB).
Они тоже обеспечивают неплохой пусковой ток, но почти не переносят очень глубокий разряд. И, если вы оставите авто на пару-другую дней с включенными габаритами, в скором будущем придется покупать новую АКБ.
Если отбросить в сторону рекламные трюки и уловки, то выбор батареи в первую очередь связан с техническими параметрами, дополнительным оборудованием вашей машины. Если в ней отсутствует «старт-стоп» и пробег уже немаленький, лучше купить обычную кальциевую АКБ. При наличии системы экономии топлива обязательна установка AGM или EFB. В любом случае не разряжайте аккумулятор «до упора» и контролируйте бортовое напряжение.
Свинцово-кислотные АКБ известны уже свыше 120-ти лет. С тех пор они стали более емкими, менее габаритными, с большей отдачей тока. Но принцип остался прежним: обратимая в обе стороны реакция. Свинец со своими оксидами переходит в сульфат, а затем – в исходное состояние. Серная кислота играет роль электролита.
Устройство классической АКБ. Фото: youtube.com
По своей сути, аккумуляторы EFB и AGM от обычных батарей отличаются составом элементов и их компоновкой. Какой же тип аккумуляторов предпочтительнее? Вопрос можно поставить и по-другому: при каких условиях та или иная разновидность батареи дает наибольший экономический и энергетический эффект?
AGM
Этот вид аккумуляторов (Absorbent Glass Mat – переводится, как «впитывающий стеклянный материал») появился раньше EFB. АКБ отличаются устойчивостью к множеству частых глубоких разрядов, а также высокой энергетической отдачей. Изделия обладают длительным ресурсом и обеспечивают хороший пусковой ток.
Слева видна надпись Start-Stop. Фото: youtube.com
Это наилучший вариант для автомобилей, оснащенных системой «старт-стоп». Она подразумевает частые глушения и пуски двигателя, обусловленные необходимостью экономить топливо. Обычная недорогая свинцово-кислотная АКБ выдерживает подобный режим использования в течение, максимум, нескольких месяцев. Производители AGM на своей продукции даже размещают наклейки (пиктограммы): аккумулятор можно использовать на машинах с системой «старт-стоп».
О конструкции
В изделия этого типа заливают электролит, находящийся не в жидком, а во «впитанном» состоянии: т. е. он – внутри стекловолоконных матов, в которые завернуты пластины (тоньше традиционных почти наполовину). Они расположены очень близко друг к другу, что гарантирует надежное удержание активной массы на решетках.
AGM внутри: весь электролит впитан в стекловолокно. Фото: youtube.com
Если сравнивать AGM с традиционными аккумуляторами, выяснится, что у первых количество циклов заряда-разряда в 3 раза больше, как и пусковой ток (на 30%). Таким батареям не страшны небольшие механические повреждения – жидкости внутри нет и выливаться нечему.
Схематическое изображение AGM. Фото: youtube.com
А как же насчет отрицательных сторон? Эксперты называют только два минуса, если не считать увеличенной массы при такой же, что и обычный аккумулятор, емкости.
Автомобильные аккумуляторы MUTLU StartStop AGM 80 A*ч. Средняя цена: 24945 руб. Фото: market.yandex.ru
Первый – большая (в 3-4 раза по сравнению с традиционной АКБ) стоимость и второй – «нетерпимость» к высокому зарядному току. Так что, если ваша бортовая проводка или ЭБУ «барахлят», покупать такую батарею не стоит.
Аккумуляторы EFB
Откуда взялись? Производством этих АКБ занялась компания Exide в 2007-м году. Причем, чисто из экономических соображений. Как раз в то время система «старт-стоп» перестала быть «привилегией» дорогих машин: технологию начали внедрять и на массовых моделях. Однако автопроизводителям установка аккумуляторов типа AGM показалась чрезмерно дорогой.
Аккумулятор автомобильный Xtreme EFB 60 А*ч . Средняя цена: 6957 руб. Фото: market.yandex.ru
В результате появился некий компромисс – EFB (Enhanced Flooded Battery, что означает «лучшая залитая батарея»). Разумеется, по цене она была дешевле Absorbent Glass Mat, но иногда немного дороже традиционной кислотно-свинцовой АКБ.
Конструкционные особенности и отличия EFB от AGM
По эксплуатационным характеристикам первые схожи со вторыми и при правильном использовании могут прослужить десять и более лет. EFB можно смело ставить в автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». В Enhanced Flooded Battery пластины тоже обернуты стекловолоконным материалом. Но электролит в жидком виде, хоть и небольших количествах, присутствует. Поэтому корпус достаточно герметичный. Один из плюсов такой АКБ – устойчивость при рекомбинации газов. Проще говоря, ее дорогостоящего конкурента Absorbent Glass Mat лучше размещать в багажнике.
Багажник для AGM – лучшее место. Фото: youtube.com
Есть и своя «фишка»: в активную массу со знаком «минус» добавляется синтетическое вещество, в составе которого имеется углерод. Оно замедляет процесс сульфатации, что увеличивает срок службы изделий. Технологию назвали Carbon Boost. Ее применение позволило заряжать батарею EFB высокими токами. При этом у нее малое внутреннее сопротивление, не позволяющее изделию нагреваться и тратить энергию на химические реакции. Так что в некотором смысле FEB даже превосходит AGM.
Один тип батареи вместо другого?
Первое, что нужно помнить – не допускать т. н. даунгрейд, т. е. взамен лучшей батареи ставить технически менее совершенную. Например, вместо AGM использовать обычную свинцово-кислотную. Почему? Во-первых, пусковой мощности может и не хватить, особенно, если в авто есть «старт-стоп». Представьте, что на перекрестке со светофором мотор, как и положено для экономии топлива, автоматически заглушился, а завестись снова уже не сможет. Во-вторых, ЭБУ авто, «привыкшее» к AGM, будет «выдавать» другой алгоритм зарядки АКБ: например, ток будет меньше. В результате последняя быстро исчерпает свой ресурс.
Апгрейд
У многих владельцев бюджетных авто, оснащенных обычными батареями, иногда возникает соблазн поставить AGM или EFB вместо традиционной. Если на машине нет «старт-стопа», покупка аккумулятора первого или второго типа вряд ли имеет смысл. В техническом плане заменить, конечно, можно. Но AGM такой же емкости будет стоить в 3-4 раза дороже. А если у вас еще и зарядный ток в авто нестабильный, «премиальное» изделие долго не прослужит.
Нельзя вместо AGM ставить обычную батарею. Фото: youtube.com
Другой вариант – EFB: она ненамного дороже обычной (предполагаю, будут возражения, но все зависит от производителя!). Такая АКБ имеет больший пусковой ток, прослужит дольше. Есть смысл поставить EFB вместо обычного аккумулятора, если машина эксплуатируется в холодном регионе, когда ее часто приходится заводить на сильном морозе. Ну, или в авто полно всякого электронного оборудования (этим часто «грешат» китайские легковушки): например, мощный сабвуфер, предпусковой подогреватель и т. п.
При выборе АКБ рекомендуется знать информацию о ее типе, параметрах и производителе. Фото: youtube.com
EFB считается «промежуточным» вариантом между обычной батареей и AGM. Однако, производители стараются вовсю и выпускают очередные версии своей продукции. Например, в продаже можно встретить Exide Premium, которая занимает технологическую (не ценовую) нишу между классическим аккумулятором и EFB. У этой батареи хороший пусковой ток, но пластины не обмотаны стекловолокном.
Exide Ea530 Premium, 53 А*ч (видна надпись Carbon Boost). Средняя цена: 15006 руб. Фото: market.yandex.ru
Для авто со «старт-стопом» ее использовать нельзя, зато в морозы она будет хорошо крутить стартер у бюджетной легковушки. То же самое можно сказать об аккумуляторах, в состав которых входит кальций (на корпусе изделий есть надпись Ca/Ca или SFB).
Аккумулятор Mutlu Calcium Silver, 60 А*ч. Средняя цена: 8683 руб. Фото: market.yandex.ru
Они тоже обеспечивают неплохой пусковой ток, но почти не переносят очень глубокий разряд. И, если вы оставите авто на пару-другую дней с включенными габаритами, в скором будущем придется покупать новую АКБ.
Выводы
Если отбросить в сторону рекламные трюки и уловки, то выбор батареи в первую очередь связан с техническими параметрами, дополнительным оборудованием вашей машины. Если в ней отсутствует «старт-стоп» и пробег уже немаленький, лучше купить обычную кальциевую АКБ. При наличии системы экономии топлива обязательна установка AGM или EFB. В любом случае не разряжайте аккумулятор «до упора» и контролируйте бортовое напряжение.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...