
AGM или EFB – трудности и аргументы при выборе аккумулятора
Если говорить на бытовом языке, то большинство современных легковушек комплектуются «обычными», «улучшенными» либо «промежуточными» свинцово-кислотными аккумуляторами. Сегодня производители предлагают и иные разновидности батарей (особенно для электрокаров), но мы остановимся на тех, что используют чаще всего.
Свинцово-кислотные АКБ известны уже свыше 120-ти лет. С тех пор они стали более емкими, менее габаритными, с большей отдачей тока. Но принцип остался прежним: обратимая в обе стороны реакция. Свинец со своими оксидами переходит в сульфат, а затем – в исходное состояние. Серная кислота играет роль электролита.
Устройство классической АКБ. Фото: youtube.com
По своей сути, аккумуляторы EFB и AGM от обычных батарей отличаются составом элементов и их компоновкой. Какой же тип аккумуляторов предпочтительнее? Вопрос можно поставить и по-другому: при каких условиях та или иная разновидность батареи дает наибольший экономический и энергетический эффект?
Этот вид аккумуляторов (Absorbent Glass Mat – переводится, как «впитывающий стеклянный материал») появился раньше EFB. АКБ отличаются устойчивостью к множеству частых глубоких разрядов, а также высокой энергетической отдачей. Изделия обладают длительным ресурсом и обеспечивают хороший пусковой ток.
Слева видна надпись Start-Stop. Фото: youtube.com
Это наилучший вариант для автомобилей, оснащенных системой «старт-стоп». Она подразумевает частые глушения и пуски двигателя, обусловленные необходимостью экономить топливо. Обычная недорогая свинцово-кислотная АКБ выдерживает подобный режим использования в течение, максимум, нескольких месяцев. Производители AGM на своей продукции даже размещают наклейки (пиктограммы): аккумулятор можно использовать на машинах с системой «старт-стоп».
В изделия этого типа заливают электролит, находящийся не в жидком, а во «впитанном» состоянии: т. е. он – внутри стекловолоконных матов, в которые завернуты пластины (тоньше традиционных почти наполовину). Они расположены очень близко друг к другу, что гарантирует надежное удержание активной массы на решетках.
AGM внутри: весь электролит впитан в стекловолокно. Фото: youtube.com
Если сравнивать AGM с традиционными аккумуляторами, выяснится, что у первых количество циклов заряда-разряда в 3 раза больше, как и пусковой ток (на 30%). Таким батареям не страшны небольшие механические повреждения – жидкости внутри нет и выливаться нечему.
Схематическое изображение AGM. Фото: youtube.com
А как же насчет отрицательных сторон? Эксперты называют только два минуса, если не считать увеличенной массы при такой же, что и обычный аккумулятор, емкости.
Автомобильные аккумуляторы MUTLU StartStop AGM 80 A*ч. Средняя цена: 24945 руб. Фото: market.yandex.ru
Первый – большая (в 3-4 раза по сравнению с традиционной АКБ) стоимость и второй – «нетерпимость» к высокому зарядному току. Так что, если ваша бортовая проводка или ЭБУ «барахлят», покупать такую батарею не стоит.
Откуда взялись? Производством этих АКБ занялась компания Exide в 2007-м году. Причем, чисто из экономических соображений. Как раз в то время система «старт-стоп» перестала быть «привилегией» дорогих машин: технологию начали внедрять и на массовых моделях. Однако автопроизводителям установка аккумуляторов типа AGM показалась чрезмерно дорогой.
Аккумулятор автомобильный Xtreme EFB 60 А*ч . Средняя цена: 6957 руб. Фото: market.yandex.ru
В результате появился некий компромисс – EFB (Enhanced Flooded Battery, что означает «лучшая залитая батарея»). Разумеется, по цене она была дешевле Absorbent Glass Mat, но иногда немного дороже традиционной кислотно-свинцовой АКБ.
По эксплуатационным характеристикам первые схожи со вторыми и при правильном использовании могут прослужить десять и более лет. EFB можно смело ставить в автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». В Enhanced Flooded Battery пластины тоже обернуты стекловолоконным материалом. Но электролит в жидком виде, хоть и небольших количествах, присутствует. Поэтому корпус достаточно герметичный. Один из плюсов такой АКБ – устойчивость при рекомбинации газов. Проще говоря, ее дорогостоящего конкурента Absorbent Glass Mat лучше размещать в багажнике.
Багажник для AGM – лучшее место. Фото: youtube.com
Есть и своя «фишка»: в активную массу со знаком «минус» добавляется синтетическое вещество, в составе которого имеется углерод. Оно замедляет процесс сульфатации, что увеличивает срок службы изделий. Технологию назвали Carbon Boost. Ее применение позволило заряжать батарею EFB высокими токами. При этом у нее малое внутреннее сопротивление, не позволяющее изделию нагреваться и тратить энергию на химические реакции. Так что в некотором смысле FEB даже превосходит AGM.
Первое, что нужно помнить – не допускать т. н. даунгрейд, т. е. взамен лучшей батареи ставить технически менее совершенную. Например, вместо AGM использовать обычную свинцово-кислотную. Почему? Во-первых, пусковой мощности может и не хватить, особенно, если в авто есть «старт-стоп». Представьте, что на перекрестке со светофором мотор, как и положено для экономии топлива, автоматически заглушился, а завестись снова уже не сможет. Во-вторых, ЭБУ авто, «привыкшее» к AGM, будет «выдавать» другой алгоритм зарядки АКБ: например, ток будет меньше. В результате последняя быстро исчерпает свой ресурс.
У многих владельцев бюджетных авто, оснащенных обычными батареями, иногда возникает соблазн поставить AGM или EFB вместо традиционной. Если на машине нет «старт-стопа», покупка аккумулятора первого или второго типа вряд ли имеет смысл. В техническом плане заменить, конечно, можно. Но AGM такой же емкости будет стоить в 3-4 раза дороже. А если у вас еще и зарядный ток в авто нестабильный, «премиальное» изделие долго не прослужит.
Нельзя вместо AGM ставить обычную батарею. Фото: youtube.com
Другой вариант – EFB: она ненамного дороже обычной (предполагаю, будут возражения, но все зависит от производителя!). Такая АКБ имеет больший пусковой ток, прослужит дольше. Есть смысл поставить EFB вместо обычного аккумулятора, если машина эксплуатируется в холодном регионе, когда ее часто приходится заводить на сильном морозе. Ну, или в авто полно всякого электронного оборудования (этим часто «грешат» китайские легковушки): например, мощный сабвуфер, предпусковой подогреватель и т. п.
При выборе АКБ рекомендуется знать информацию о ее типе, параметрах и производителе. Фото: youtube.com
EFB считается «промежуточным» вариантом между обычной батареей и AGM. Однако, производители стараются вовсю и выпускают очередные версии своей продукции. Например, в продаже можно встретить Exide Premium, которая занимает технологическую (не ценовую) нишу между классическим аккумулятором и EFB. У этой батареи хороший пусковой ток, но пластины не обмотаны стекловолокном.
Exide Ea530 Premium, 53 А*ч (видна надпись Carbon Boost). Средняя цена: 15006 руб. Фото: market.yandex.ru
Для авто со «старт-стопом» ее использовать нельзя, зато в морозы она будет хорошо крутить стартер у бюджетной легковушки. То же самое можно сказать об аккумуляторах, в состав которых входит кальций (на корпусе изделий есть надпись Ca/Ca или SFB).
Аккумулятор Mutlu Calcium Silver, 60 А*ч. Средняя цена: 8683 руб. Фото: market.yandex.ru
Они тоже обеспечивают неплохой пусковой ток, но почти не переносят очень глубокий разряд. И, если вы оставите авто на пару-другую дней с включенными габаритами, в скором будущем придется покупать новую АКБ.
Если отбросить в сторону рекламные трюки и уловки, то выбор батареи в первую очередь связан с техническими параметрами, дополнительным оборудованием вашей машины. Если в ней отсутствует «старт-стоп» и пробег уже немаленький, лучше купить обычную кальциевую АКБ. При наличии системы экономии топлива обязательна установка AGM или EFB. В любом случае не разряжайте аккумулятор «до упора» и контролируйте бортовое напряжение.
Свинцово-кислотные АКБ известны уже свыше 120-ти лет. С тех пор они стали более емкими, менее габаритными, с большей отдачей тока. Но принцип остался прежним: обратимая в обе стороны реакция. Свинец со своими оксидами переходит в сульфат, а затем – в исходное состояние. Серная кислота играет роль электролита.

По своей сути, аккумуляторы EFB и AGM от обычных батарей отличаются составом элементов и их компоновкой. Какой же тип аккумуляторов предпочтительнее? Вопрос можно поставить и по-другому: при каких условиях та или иная разновидность батареи дает наибольший экономический и энергетический эффект?
AGM
Этот вид аккумуляторов (Absorbent Glass Mat – переводится, как «впитывающий стеклянный материал») появился раньше EFB. АКБ отличаются устойчивостью к множеству частых глубоких разрядов, а также высокой энергетической отдачей. Изделия обладают длительным ресурсом и обеспечивают хороший пусковой ток.

Это наилучший вариант для автомобилей, оснащенных системой «старт-стоп». Она подразумевает частые глушения и пуски двигателя, обусловленные необходимостью экономить топливо. Обычная недорогая свинцово-кислотная АКБ выдерживает подобный режим использования в течение, максимум, нескольких месяцев. Производители AGM на своей продукции даже размещают наклейки (пиктограммы): аккумулятор можно использовать на машинах с системой «старт-стоп».
О конструкции
В изделия этого типа заливают электролит, находящийся не в жидком, а во «впитанном» состоянии: т. е. он – внутри стекловолоконных матов, в которые завернуты пластины (тоньше традиционных почти наполовину). Они расположены очень близко друг к другу, что гарантирует надежное удержание активной массы на решетках.

Если сравнивать AGM с традиционными аккумуляторами, выяснится, что у первых количество циклов заряда-разряда в 3 раза больше, как и пусковой ток (на 30%). Таким батареям не страшны небольшие механические повреждения – жидкости внутри нет и выливаться нечему.

А как же насчет отрицательных сторон? Эксперты называют только два минуса, если не считать увеличенной массы при такой же, что и обычный аккумулятор, емкости.

Первый – большая (в 3-4 раза по сравнению с традиционной АКБ) стоимость и второй – «нетерпимость» к высокому зарядному току. Так что, если ваша бортовая проводка или ЭБУ «барахлят», покупать такую батарею не стоит.
Аккумуляторы EFB
Откуда взялись? Производством этих АКБ занялась компания Exide в 2007-м году. Причем, чисто из экономических соображений. Как раз в то время система «старт-стоп» перестала быть «привилегией» дорогих машин: технологию начали внедрять и на массовых моделях. Однако автопроизводителям установка аккумуляторов типа AGM показалась чрезмерно дорогой.

В результате появился некий компромисс – EFB (Enhanced Flooded Battery, что означает «лучшая залитая батарея»). Разумеется, по цене она была дешевле Absorbent Glass Mat, но иногда немного дороже традиционной кислотно-свинцовой АКБ.
Конструкционные особенности и отличия EFB от AGM
По эксплуатационным характеристикам первые схожи со вторыми и при правильном использовании могут прослужить десять и более лет. EFB можно смело ставить в автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». В Enhanced Flooded Battery пластины тоже обернуты стекловолоконным материалом. Но электролит в жидком виде, хоть и небольших количествах, присутствует. Поэтому корпус достаточно герметичный. Один из плюсов такой АКБ – устойчивость при рекомбинации газов. Проще говоря, ее дорогостоящего конкурента Absorbent Glass Mat лучше размещать в багажнике.

Есть и своя «фишка»: в активную массу со знаком «минус» добавляется синтетическое вещество, в составе которого имеется углерод. Оно замедляет процесс сульфатации, что увеличивает срок службы изделий. Технологию назвали Carbon Boost. Ее применение позволило заряжать батарею EFB высокими токами. При этом у нее малое внутреннее сопротивление, не позволяющее изделию нагреваться и тратить энергию на химические реакции. Так что в некотором смысле FEB даже превосходит AGM.
Один тип батареи вместо другого?
Первое, что нужно помнить – не допускать т. н. даунгрейд, т. е. взамен лучшей батареи ставить технически менее совершенную. Например, вместо AGM использовать обычную свинцово-кислотную. Почему? Во-первых, пусковой мощности может и не хватить, особенно, если в авто есть «старт-стоп». Представьте, что на перекрестке со светофором мотор, как и положено для экономии топлива, автоматически заглушился, а завестись снова уже не сможет. Во-вторых, ЭБУ авто, «привыкшее» к AGM, будет «выдавать» другой алгоритм зарядки АКБ: например, ток будет меньше. В результате последняя быстро исчерпает свой ресурс.
Апгрейд
У многих владельцев бюджетных авто, оснащенных обычными батареями, иногда возникает соблазн поставить AGM или EFB вместо традиционной. Если на машине нет «старт-стопа», покупка аккумулятора первого или второго типа вряд ли имеет смысл. В техническом плане заменить, конечно, можно. Но AGM такой же емкости будет стоить в 3-4 раза дороже. А если у вас еще и зарядный ток в авто нестабильный, «премиальное» изделие долго не прослужит.

Другой вариант – EFB: она ненамного дороже обычной (предполагаю, будут возражения, но все зависит от производителя!). Такая АКБ имеет больший пусковой ток, прослужит дольше. Есть смысл поставить EFB вместо обычного аккумулятора, если машина эксплуатируется в холодном регионе, когда ее часто приходится заводить на сильном морозе. Ну, или в авто полно всякого электронного оборудования (этим часто «грешат» китайские легковушки): например, мощный сабвуфер, предпусковой подогреватель и т. п.

EFB считается «промежуточным» вариантом между обычной батареей и AGM. Однако, производители стараются вовсю и выпускают очередные версии своей продукции. Например, в продаже можно встретить Exide Premium, которая занимает технологическую (не ценовую) нишу между классическим аккумулятором и EFB. У этой батареи хороший пусковой ток, но пластины не обмотаны стекловолокном.

Для авто со «старт-стопом» ее использовать нельзя, зато в морозы она будет хорошо крутить стартер у бюджетной легковушки. То же самое можно сказать об аккумуляторах, в состав которых входит кальций (на корпусе изделий есть надпись Ca/Ca или SFB).

Они тоже обеспечивают неплохой пусковой ток, но почти не переносят очень глубокий разряд. И, если вы оставите авто на пару-другую дней с включенными габаритами, в скором будущем придется покупать новую АКБ.
Выводы
Если отбросить в сторону рекламные трюки и уловки, то выбор батареи в первую очередь связан с техническими параметрами, дополнительным оборудованием вашей машины. Если в ней отсутствует «старт-стоп» и пробег уже немаленький, лучше купить обычную кальциевую АКБ. При наличии системы экономии топлива обязательна установка AGM или EFB. В любом случае не разряжайте аккумулятор «до упора» и контролируйте бортовое напряжение.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....