
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
Осенью минувшего года Денис Мантуров заявил, что двигатель ПД-35, которым собирались оснастить совместно разрабатываемый самолет CR929, появится не ранее 2030-го года. Впрочем, не исключено, что вместо него будут производить менее мощный ПД-26. Китайским партнерам это явно не понравилось и РФ, у которой свои проблемы с авиамоторами, отказалась от дальнейшего участия в строительстве лайнера.
Однако крест на проекте они ставить не собираются. Программа по созданию широкофюзеляжного межконтинентального лайнера не закрыта. Теперь, правда, будущее воздушное судно называется С929. «R» убрали, т. к. Россия теперь в создании этой авиатехники не участвует. Что же Пекин собирается с этим самолетом делать дальше?
Оно состоялось весной этого года и полностью было посвящено «исследованию проекта С929». На встрече присутствовали самые авторитетные организации и ведомства. Это Минфин, Миннауки КНР, Управление ГА Китая, ученые самых разных университетов, представители семи авиакомпаний, 43-х подразделений кооперации.
Салон в самолете китайцы могут сделать и сами. Фото: youtube.com
На совещании обсуждалось несколько тем, связанных с конструкцией будущего лайнера. Делились мнениями по поводу дальнейшей разработки основных узлов и систем: авионики, аэродинамики, конструкции планера и т. д. Мероприятие продлилось неделю. Однако, напомним уважаемым читателям, что это за самолет.
Новое обозначение лайнер получил в 2023-м году, после выхода РФ из проекта. Есть и другое название – COMAC Wide-Body. По заявлению руководства госкорпорации COMAC, воздушное судно строится с целью выхода на международный рынок пассажирских лайнеров, где лидирующие позиции у Airbus и Boeing. И предпосылки к этому есть: Китай уже запустил в эксплуатацию узкофюзеляжную машину С919 и региональную ARJ2. Последнюю продают за рубеж: на нем летают в Индонезии (компания TransNusa). Дальнемагистральный С929 в базовой версии будет иметь нижеследующие основные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 63,9, 63,3 и 17,4 м
✅ взлетная масса – до 50,4 т
✅ крейсерская скорость – 908 км/ч
✅ дальность – от 12 тыс. км
Предполагается, что воздушное судно будет иметь три модификации, различающихся по длине и количеству пассажиров. В каждой версии предусмотрено несколько классов. Самый короткий самолет вместит до 250-ти человек, базовая модель – до 280-ти и наибольший вариант машины – до 320-ти пассажиров. При этом дальность полета тоже будет разной: от 10 тыс. до 14 тыс. км.
Документация на самолет, когда проект еще был совместным, осталась на руках у китайцев. Так что фюзеляж и крылья, авионику и некоторые другие узлы и детали в КНР могут изготовить и самостоятельно.
Ранее КНР «на всю катушку» в самолетостроении применяла западные комплектующие и технологии. Разумеется, советские, российские наработки тоже «пришлись ко двору». Но как насчет главного «камня преткновения» – силовой установки?
Год назад в РФ испытали газогенератор ПД-35. Фото: youtube.com
В России серийного ПД-35-го как не было, так и нет. Печальный опыт РФ показал, насколько опасно быть зависимыми от импорта. Наверняка скоро это «прочувствуют» и в Китае. Например, для С919 использовались моторы от CFM (General Electric и Safran из Франции).
C919 сертифицирован только в Китае. Фото: youtube.com
Попытки КНР в плане создания собственного авиадвигателя начались уже давно. Еще в 90-х после развала СССР, китайцы переманивали кадры из Запорожья и даже пытались завладеть «Мотор Сич». Также можно вспомнить несостоявшийся проект по изготовлению двигателя АИ-38. Их основой должны были послужить силовые установки от Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Но тут вмешалась политика и про двигатели от «Мотор Сич» китайцам пришлось забыть. Сегодня от Запада тоже «ничего не светит», учитывая взаимоотношения КНР с ЕС и Америкой.
В Китае разрабатывают собственный двигатель AEF3500. Только вот задача это архисложная, а у специалистов Поднебесной нет в данной сфере ни опыта, ни компетенций: уйдут годы! Но китайцы не были бы китайцами, если у них не существовует план на этот счет. Вот только какой?
Однако крест на проекте они ставить не собираются. Программа по созданию широкофюзеляжного межконтинентального лайнера не закрыта. Теперь, правда, будущее воздушное судно называется С929. «R» убрали, т. к. Россия теперь в создании этой авиатехники не участвует. Что же Пекин собирается с этим самолетом делать дальше?
КНР: Совещание в верхах
Оно состоялось весной этого года и полностью было посвящено «исследованию проекта С929». На встрече присутствовали самые авторитетные организации и ведомства. Это Минфин, Миннауки КНР, Управление ГА Китая, ученые самых разных университетов, представители семи авиакомпаний, 43-х подразделений кооперации.

На совещании обсуждалось несколько тем, связанных с конструкцией будущего лайнера. Делились мнениями по поводу дальнейшей разработки основных узлов и систем: авионики, аэродинамики, конструкции планера и т. д. Мероприятие продлилось неделю. Однако, напомним уважаемым читателям, что это за самолет.
С929
Новое обозначение лайнер получил в 2023-м году, после выхода РФ из проекта. Есть и другое название – COMAC Wide-Body. По заявлению руководства госкорпорации COMAC, воздушное судно строится с целью выхода на международный рынок пассажирских лайнеров, где лидирующие позиции у Airbus и Boeing. И предпосылки к этому есть: Китай уже запустил в эксплуатацию узкофюзеляжную машину С919 и региональную ARJ2. Последнюю продают за рубеж: на нем летают в Индонезии (компания TransNusa). Дальнемагистральный С929 в базовой версии будет иметь нижеследующие основные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 63,9, 63,3 и 17,4 м
✅ взлетная масса – до 50,4 т
✅ крейсерская скорость – 908 км/ч
✅ дальность – от 12 тыс. км
Предполагается, что воздушное судно будет иметь три модификации, различающихся по длине и количеству пассажиров. В каждой версии предусмотрено несколько классов. Самый короткий самолет вместит до 250-ти человек, базовая модель – до 280-ти и наибольший вариант машины – до 320-ти пассажиров. При этом дальность полета тоже будет разной: от 10 тыс. до 14 тыс. км.
Двигатели: на что рассчитывают в Пекине
Документация на самолет, когда проект еще был совместным, осталась на руках у китайцев. Так что фюзеляж и крылья, авионику и некоторые другие узлы и детали в КНР могут изготовить и самостоятельно.
Руководство компании Huarui Aero (ее COMAC выбрала в качестве одного из подрядчиков) заявило, что «среднюю часть» корпуса представят в 2027-м году.
Ранее КНР «на всю катушку» в самолетостроении применяла западные комплектующие и технологии. Разумеется, советские, российские наработки тоже «пришлись ко двору». Но как насчет главного «камня преткновения» – силовой установки?

В России серийного ПД-35-го как не было, так и нет. Печальный опыт РФ показал, насколько опасно быть зависимыми от импорта. Наверняка скоро это «прочувствуют» и в Китае. Например, для С919 использовались моторы от CFM (General Electric и Safran из Франции).

Попытки КНР в плане создания собственного авиадвигателя начались уже давно. Еще в 90-х после развала СССР, китайцы переманивали кадры из Запорожья и даже пытались завладеть «Мотор Сич». Также можно вспомнить несостоявшийся проект по изготовлению двигателя АИ-38. Их основой должны были послужить силовые установки от Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Но тут вмешалась политика и про двигатели от «Мотор Сич» китайцам пришлось забыть. Сегодня от Запада тоже «ничего не светит», учитывая взаимоотношения КНР с ЕС и Америкой.
И что теперь?
В Китае разрабатывают собственный двигатель AEF3500. Только вот задача это архисложная, а у специалистов Поднебесной нет в данной сфере ни опыта, ни компетенций: уйдут годы! Но китайцы не были бы китайцами, если у них не существовует план на этот счет. Вот только какой?
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

10 советских грузовиков долгожителей: почему их не хотели снимать с производства?
Советская автомобильная промышленность подарила стране немало легендарных грузовиков, которые стали неотъемлемой частью дорог и стройплощадок. Некоторые из них...

Ускоряем импортозамещение – завод производителя МС-21 модернизировали
Часть работ осуществляли без остановки цехов. Помимо этого появилась информация о количестве собранных серийных лайнеров....

LADA Aura теряет популярность: АВТОВАЗ резко сокращает производство модели
Обещали, что в 2025 году производитель соберет 8 000 автомобилей. Увы, но этого не случится....

Грузовой внедорожник из СССР – как себя «чувствует» ГАЗ-63 в 2025 году
Горьковский автомобильный завод начал проектировать эту модель еще в 1938 году, но в серию она смогла выйти только через десять лет. Ключевым преимуществом и...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....