Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
Осенью минувшего года Денис Мантуров заявил, что двигатель ПД-35, которым собирались оснастить совместно разрабатываемый самолет CR929, появится не ранее 2030-го года. Впрочем, не исключено, что вместо него будут производить менее мощный ПД-26. Китайским партнерам это явно не понравилось и РФ, у которой свои проблемы с авиамоторами, отказалась от дальнейшего участия в строительстве лайнера.
Однако крест на проекте они ставить не собираются. Программа по созданию широкофюзеляжного межконтинентального лайнера не закрыта. Теперь, правда, будущее воздушное судно называется С929. «R» убрали, т. к. Россия теперь в создании этой авиатехники не участвует. Что же Пекин собирается с этим самолетом делать дальше?
Оно состоялось весной этого года и полностью было посвящено «исследованию проекта С929». На встрече присутствовали самые авторитетные организации и ведомства. Это Минфин, Миннауки КНР, Управление ГА Китая, ученые самых разных университетов, представители семи авиакомпаний, 43-х подразделений кооперации.
На совещании обсуждалось несколько тем, связанных с конструкцией будущего лайнера. Делились мнениями по поводу дальнейшей разработки основных узлов и систем: авионики, аэродинамики, конструкции планера и т. д. Мероприятие продлилось неделю. Однако, напомним уважаемым читателям, что это за самолет.
Новое обозначение лайнер получил в 2023-м году, после выхода РФ из проекта. Есть и другое название – COMAC Wide-Body. По заявлению руководства госкорпорации COMAC, воздушное судно строится с целью выхода на международный рынок пассажирских лайнеров, где лидирующие позиции у Airbus и Boeing. И предпосылки к этому есть: Китай уже запустил в эксплуатацию узкофюзеляжную машину С919 и региональную ARJ2. Последнюю продают за рубеж: на нем летают в Индонезии (компания TransNusa). Дальнемагистральный С929 в базовой версии будет иметь нижеследующие основные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 63,9, 63,3 и 17,4 м
✅ взлетная масса – до 50,4 т
✅ крейсерская скорость – 908 км/ч
✅ дальность – от 12 тыс. км
Предполагается, что воздушное судно будет иметь три модификации, различающихся по длине и количеству пассажиров. В каждой версии предусмотрено несколько классов. Самый короткий самолет вместит до 250-ти человек, базовая модель – до 280-ти и наибольший вариант машины – до 320-ти пассажиров. При этом дальность полета тоже будет разной: от 10 тыс. до 14 тыс. км.
Документация на самолет, когда проект еще был совместным, осталась на руках у китайцев. Так что фюзеляж и крылья, авионику и некоторые другие узлы и детали в КНР могут изготовить и самостоятельно.
Ранее КНР «на всю катушку» в самолетостроении применяла западные комплектующие и технологии. Разумеется, советские, российские наработки тоже «пришлись ко двору». Но как насчет главного «камня преткновения» – силовой установки?
В России серийного ПД-35-го как не было, так и нет. Печальный опыт РФ показал, насколько опасно быть зависимыми от импорта. Наверняка скоро это «прочувствуют» и в Китае. Например, для С919 использовались моторы от CFM (General Electric и Safran из Франции).
Попытки КНР в плане создания собственного авиадвигателя начались уже давно. Еще в 90-х после развала СССР, китайцы переманивали кадры из Запорожья и даже пытались завладеть «Мотор Сич». Также можно вспомнить несостоявшийся проект по изготовлению двигателя АИ-38. Их основой должны были послужить силовые установки от Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Но тут вмешалась политика и про двигатели от «Мотор Сич» китайцам пришлось забыть. Сегодня от Запада тоже «ничего не светит», учитывая взаимоотношения КНР с ЕС и Америкой.
В Китае разрабатывают собственный двигатель AEF3500. Только вот задача это архисложная, а у специалистов Поднебесной нет в данной сфере ни опыта, ни компетенций: уйдут годы! Но китайцы не были бы китайцами, если у них не существовует план на этот счет. Вот только какой?
Однако крест на проекте они ставить не собираются. Программа по созданию широкофюзеляжного межконтинентального лайнера не закрыта. Теперь, правда, будущее воздушное судно называется С929. «R» убрали, т. к. Россия теперь в создании этой авиатехники не участвует. Что же Пекин собирается с этим самолетом делать дальше?
КНР: Совещание в верхах
Оно состоялось весной этого года и полностью было посвящено «исследованию проекта С929». На встрече присутствовали самые авторитетные организации и ведомства. Это Минфин, Миннауки КНР, Управление ГА Китая, ученые самых разных университетов, представители семи авиакомпаний, 43-х подразделений кооперации.
Салон в самолете китайцы могут сделать и сами. Фото: youtube.com
На совещании обсуждалось несколько тем, связанных с конструкцией будущего лайнера. Делились мнениями по поводу дальнейшей разработки основных узлов и систем: авионики, аэродинамики, конструкции планера и т. д. Мероприятие продлилось неделю. Однако, напомним уважаемым читателям, что это за самолет.
С929
Новое обозначение лайнер получил в 2023-м году, после выхода РФ из проекта. Есть и другое название – COMAC Wide-Body. По заявлению руководства госкорпорации COMAC, воздушное судно строится с целью выхода на международный рынок пассажирских лайнеров, где лидирующие позиции у Airbus и Boeing. И предпосылки к этому есть: Китай уже запустил в эксплуатацию узкофюзеляжную машину С919 и региональную ARJ2. Последнюю продают за рубеж: на нем летают в Индонезии (компания TransNusa). Дальнемагистральный С929 в базовой версии будет иметь нижеследующие основные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 63,9, 63,3 и 17,4 м
✅ взлетная масса – до 50,4 т
✅ крейсерская скорость – 908 км/ч
✅ дальность – от 12 тыс. км
Предполагается, что воздушное судно будет иметь три модификации, различающихся по длине и количеству пассажиров. В каждой версии предусмотрено несколько классов. Самый короткий самолет вместит до 250-ти человек, базовая модель – до 280-ти и наибольший вариант машины – до 320-ти пассажиров. При этом дальность полета тоже будет разной: от 10 тыс. до 14 тыс. км.
Двигатели: на что рассчитывают в Пекине
Документация на самолет, когда проект еще был совместным, осталась на руках у китайцев. Так что фюзеляж и крылья, авионику и некоторые другие узлы и детали в КНР могут изготовить и самостоятельно.
Руководство компании Huarui Aero (ее COMAC выбрала в качестве одного из подрядчиков) заявило, что «среднюю часть» корпуса представят в 2027-м году.
Ранее КНР «на всю катушку» в самолетостроении применяла западные комплектующие и технологии. Разумеется, советские, российские наработки тоже «пришлись ко двору». Но как насчет главного «камня преткновения» – силовой установки?
Год назад в РФ испытали газогенератор ПД-35. Фото: youtube.com
В России серийного ПД-35-го как не было, так и нет. Печальный опыт РФ показал, насколько опасно быть зависимыми от импорта. Наверняка скоро это «прочувствуют» и в Китае. Например, для С919 использовались моторы от CFM (General Electric и Safran из Франции).
C919 сертифицирован только в Китае. Фото: youtube.com
Попытки КНР в плане создания собственного авиадвигателя начались уже давно. Еще в 90-х после развала СССР, китайцы переманивали кадры из Запорожья и даже пытались завладеть «Мотор Сич». Также можно вспомнить несостоявшийся проект по изготовлению двигателя АИ-38. Их основой должны были послужить силовые установки от Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Но тут вмешалась политика и про двигатели от «Мотор Сич» китайцам пришлось забыть. Сегодня от Запада тоже «ничего не светит», учитывая взаимоотношения КНР с ЕС и Америкой.
И что теперь?
В Китае разрабатывают собственный двигатель AEF3500. Только вот задача это архисложная, а у специалистов Поднебесной нет в данной сфере ни опыта, ни компетенций: уйдут годы! Но китайцы не были бы китайцами, если у них не существовует план на этот счет. Вот только какой?
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Стартовали продажи самого роскошного автомобиля от АвтоВАЗа – LADA Aura
Теперь седан доступен всем желающим. Пока купить его получится только в Москве и Санкт-Петербурге....
«ГАЗель Next» с 4,6-литровым V8 – это не сон, а реальность
«ГАЗель Next» – автомобиль, хорошо знакомый любителям грузовых и коммерческих машин. Однако проект, представленный автором YouTube-канала «NVA-Motors, выходит...
Дизельный УАЗ Профи отправлен на испытания – скоро автомобиль пойдет в серию
В паре с двухлитровым дизельным мотором будет работать новая 6-МКПП. Потом эти агрегаты получит и модель Патриот....
Откуда взялось слово «джип»
Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....