Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
1 360

Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?

Осенью минувшего года Денис Мантуров заявил, что двигатель ПД-35, которым собирались оснастить совместно разрабатываемый самолет CR929, появится не ранее 2030-го года. Впрочем, не исключено, что вместо него будут производить менее мощный ПД-26. Китайским партнерам это явно не понравилось и РФ, у которой свои проблемы с авиамоторами, отказалась от дальнейшего участия в строительстве лайнера.


Однако крест на проекте они ставить не собираются. Программа по созданию широкофюзеляжного межконтинентального лайнера не закрыта. Теперь, правда, будущее воздушное судно называется С929. «R» убрали, т. к. Россия теперь в создании этой авиатехники не участвует. Что же Пекин собирается с этим самолетом делать дальше?

КНР: Совещание в верхах


Оно состоялось весной этого года и полностью было посвящено «исследованию проекта С929». На встрече присутствовали самые авторитетные организации и ведомства. Это Минфин, Миннауки КНР, Управление ГА Китая, ученые самых разных университетов, представители семи авиакомпаний, 43-х подразделений кооперации.

Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?Салон в самолете китайцы могут сделать и сами. Фото: youtube.com

На совещании обсуждалось несколько тем, связанных с конструкцией будущего лайнера. Делились мнениями по поводу дальнейшей разработки основных узлов и систем: авионики, аэродинамики, конструкции планера и т. д. Мероприятие продлилось неделю. Однако, напомним уважаемым читателям, что это за самолет.

С929


Новое обозначение лайнер получил в 2023-м году, после выхода РФ из проекта. Есть и другое название – COMAC Wide-Body. По заявлению руководства госкорпорации COMAC, воздушное судно строится с целью выхода на международный рынок пассажирских лайнеров, где лидирующие позиции у Airbus и Boeing. И предпосылки к этому есть: Китай уже запустил в эксплуатацию узкофюзеляжную машину С919 и региональную ARJ2. Последнюю продают за рубеж: на нем летают в Индонезии (компания TransNusa). Дальнемагистральный С929 в базовой версии будет иметь нижеследующие основные параметры:

✅ размах крыла, длина, высота – 63,9, 63,3 и 17,4 м
✅ взлетная масса – до 50,4 т
✅ крейсерская скорость – 908 км/ч
✅ дальность – от 12 тыс. км

Предполагается, что воздушное судно будет иметь три модификации, различающихся по длине и количеству пассажиров. В каждой версии предусмотрено несколько классов. Самый короткий самолет вместит до 250-ти человек, базовая модель – до 280-ти и наибольший вариант машины – до 320-ти пассажиров. При этом дальность полета тоже будет разной: от 10 тыс. до 14 тыс. км.

Двигатели: на что рассчитывают в Пекине


Документация на самолет, когда проект еще был совместным, осталась на руках у китайцев. Так что фюзеляж и крылья, авионику и некоторые другие узлы и детали в КНР могут изготовить и самостоятельно.

Руководство компании Huarui Aero (ее COMAC выбрала в качестве одного из подрядчиков) заявило, что «среднюю часть» корпуса представят в 2027-м году.

Ранее КНР «на всю катушку» в самолетостроении применяла западные комплектующие и технологии. Разумеется, советские, российские наработки тоже «пришлись ко двору». Но как насчет главного «камня преткновения» – силовой установки?

Год назад в РФ испытали газогенератор ПД-35. Фото: youtube.com

В России серийного ПД-35-го как не было, так и нет. Печальный опыт РФ показал, насколько опасно быть зависимыми от импорта. Наверняка скоро это «прочувствуют» и в Китае. Например, для С919 использовались моторы от CFM (General Electric и Safran из Франции).

C919 сертифицирован только в Китае. Фото: youtube.com

Попытки КНР в плане создания собственного авиадвигателя начались уже давно. Еще в 90-х после развала СССР, китайцы переманивали кадры из Запорожья и даже пытались завладеть «Мотор Сич». Также можно вспомнить несостоявшийся проект по изготовлению двигателя АИ-38. Их основой должны были послужить силовые установки от Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Но тут вмешалась политика и про двигатели от «Мотор Сич» китайцам пришлось забыть. Сегодня от Запада тоже «ничего не светит», учитывая взаимоотношения КНР с ЕС и Америкой.

И что теперь?


В Китае разрабатывают собственный двигатель AEF3500. Только вот задача это архисложная, а у специалистов Поднебесной нет в данной сфере ни опыта, ни компетенций: уйдут годы! Но китайцы не были бы китайцами, если у них не существовует план на этот счет. Вот только какой?
А вы что думаете по поводу двигателей для С929?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....