Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
Осенью минувшего года Денис Мантуров заявил, что двигатель ПД-35, которым собирались оснастить совместно разрабатываемый самолет CR929, появится не ранее 2030-го года. Впрочем, не исключено, что вместо него будут производить менее мощный ПД-26. Китайским партнерам это явно не понравилось и РФ, у которой свои проблемы с авиамоторами, отказалась от дальнейшего участия в строительстве лайнера.
Однако крест на проекте они ставить не собираются. Программа по созданию широкофюзеляжного межконтинентального лайнера не закрыта. Теперь, правда, будущее воздушное судно называется С929. «R» убрали, т. к. Россия теперь в создании этой авиатехники не участвует. Что же Пекин собирается с этим самолетом делать дальше?
Оно состоялось весной этого года и полностью было посвящено «исследованию проекта С929». На встрече присутствовали самые авторитетные организации и ведомства. Это Минфин, Миннауки КНР, Управление ГА Китая, ученые самых разных университетов, представители семи авиакомпаний, 43-х подразделений кооперации.
На совещании обсуждалось несколько тем, связанных с конструкцией будущего лайнера. Делились мнениями по поводу дальнейшей разработки основных узлов и систем: авионики, аэродинамики, конструкции планера и т. д. Мероприятие продлилось неделю. Однако, напомним уважаемым читателям, что это за самолет.
Новое обозначение лайнер получил в 2023-м году, после выхода РФ из проекта. Есть и другое название – COMAC Wide-Body. По заявлению руководства госкорпорации COMAC, воздушное судно строится с целью выхода на международный рынок пассажирских лайнеров, где лидирующие позиции у Airbus и Boeing. И предпосылки к этому есть: Китай уже запустил в эксплуатацию узкофюзеляжную машину С919 и региональную ARJ2. Последнюю продают за рубеж: на нем летают в Индонезии (компания TransNusa). Дальнемагистральный С929 в базовой версии будет иметь нижеследующие основные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 63,9, 63,3 и 17,4 м
✅ взлетная масса – до 50,4 т
✅ крейсерская скорость – 908 км/ч
✅ дальность – от 12 тыс. км
Предполагается, что воздушное судно будет иметь три модификации, различающихся по длине и количеству пассажиров. В каждой версии предусмотрено несколько классов. Самый короткий самолет вместит до 250-ти человек, базовая модель – до 280-ти и наибольший вариант машины – до 320-ти пассажиров. При этом дальность полета тоже будет разной: от 10 тыс. до 14 тыс. км.
Документация на самолет, когда проект еще был совместным, осталась на руках у китайцев. Так что фюзеляж и крылья, авионику и некоторые другие узлы и детали в КНР могут изготовить и самостоятельно.
Ранее КНР «на всю катушку» в самолетостроении применяла западные комплектующие и технологии. Разумеется, советские, российские наработки тоже «пришлись ко двору». Но как насчет главного «камня преткновения» – силовой установки?
В России серийного ПД-35-го как не было, так и нет. Печальный опыт РФ показал, насколько опасно быть зависимыми от импорта. Наверняка скоро это «прочувствуют» и в Китае. Например, для С919 использовались моторы от CFM (General Electric и Safran из Франции).
Попытки КНР в плане создания собственного авиадвигателя начались уже давно. Еще в 90-х после развала СССР, китайцы переманивали кадры из Запорожья и даже пытались завладеть «Мотор Сич». Также можно вспомнить несостоявшийся проект по изготовлению двигателя АИ-38. Их основой должны были послужить силовые установки от Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Но тут вмешалась политика и про двигатели от «Мотор Сич» китайцам пришлось забыть. Сегодня от Запада тоже «ничего не светит», учитывая взаимоотношения КНР с ЕС и Америкой.
В Китае разрабатывают собственный двигатель AEF3500. Только вот задача это архисложная, а у специалистов Поднебесной нет в данной сфере ни опыта, ни компетенций: уйдут годы! Но китайцы не были бы китайцами, если у них не существовует план на этот счет. Вот только какой?
Однако крест на проекте они ставить не собираются. Программа по созданию широкофюзеляжного межконтинентального лайнера не закрыта. Теперь, правда, будущее воздушное судно называется С929. «R» убрали, т. к. Россия теперь в создании этой авиатехники не участвует. Что же Пекин собирается с этим самолетом делать дальше?
КНР: Совещание в верхах
Оно состоялось весной этого года и полностью было посвящено «исследованию проекта С929». На встрече присутствовали самые авторитетные организации и ведомства. Это Минфин, Миннауки КНР, Управление ГА Китая, ученые самых разных университетов, представители семи авиакомпаний, 43-х подразделений кооперации.
Салон в самолете китайцы могут сделать и сами. Фото: youtube.com
На совещании обсуждалось несколько тем, связанных с конструкцией будущего лайнера. Делились мнениями по поводу дальнейшей разработки основных узлов и систем: авионики, аэродинамики, конструкции планера и т. д. Мероприятие продлилось неделю. Однако, напомним уважаемым читателям, что это за самолет.
С929
Новое обозначение лайнер получил в 2023-м году, после выхода РФ из проекта. Есть и другое название – COMAC Wide-Body. По заявлению руководства госкорпорации COMAC, воздушное судно строится с целью выхода на международный рынок пассажирских лайнеров, где лидирующие позиции у Airbus и Boeing. И предпосылки к этому есть: Китай уже запустил в эксплуатацию узкофюзеляжную машину С919 и региональную ARJ2. Последнюю продают за рубеж: на нем летают в Индонезии (компания TransNusa). Дальнемагистральный С929 в базовой версии будет иметь нижеследующие основные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 63,9, 63,3 и 17,4 м
✅ взлетная масса – до 50,4 т
✅ крейсерская скорость – 908 км/ч
✅ дальность – от 12 тыс. км
Предполагается, что воздушное судно будет иметь три модификации, различающихся по длине и количеству пассажиров. В каждой версии предусмотрено несколько классов. Самый короткий самолет вместит до 250-ти человек, базовая модель – до 280-ти и наибольший вариант машины – до 320-ти пассажиров. При этом дальность полета тоже будет разной: от 10 тыс. до 14 тыс. км.
Двигатели: на что рассчитывают в Пекине
Документация на самолет, когда проект еще был совместным, осталась на руках у китайцев. Так что фюзеляж и крылья, авионику и некоторые другие узлы и детали в КНР могут изготовить и самостоятельно.
Руководство компании Huarui Aero (ее COMAC выбрала в качестве одного из подрядчиков) заявило, что «среднюю часть» корпуса представят в 2027-м году.
Ранее КНР «на всю катушку» в самолетостроении применяла западные комплектующие и технологии. Разумеется, советские, российские наработки тоже «пришлись ко двору». Но как насчет главного «камня преткновения» – силовой установки?
Год назад в РФ испытали газогенератор ПД-35. Фото: youtube.com
В России серийного ПД-35-го как не было, так и нет. Печальный опыт РФ показал, насколько опасно быть зависимыми от импорта. Наверняка скоро это «прочувствуют» и в Китае. Например, для С919 использовались моторы от CFM (General Electric и Safran из Франции).
C919 сертифицирован только в Китае. Фото: youtube.com
Попытки КНР в плане создания собственного авиадвигателя начались уже давно. Еще в 90-х после развала СССР, китайцы переманивали кадры из Запорожья и даже пытались завладеть «Мотор Сич». Также можно вспомнить несостоявшийся проект по изготовлению двигателя АИ-38. Их основой должны были послужить силовые установки от Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Но тут вмешалась политика и про двигатели от «Мотор Сич» китайцам пришлось забыть. Сегодня от Запада тоже «ничего не светит», учитывая взаимоотношения КНР с ЕС и Америкой.
И что теперь?
В Китае разрабатывают собственный двигатель AEF3500. Только вот задача это архисложная, а у специалистов Поднебесной нет в данной сфере ни опыта, ни компетенций: уйдут годы! Но китайцы не были бы китайцами, если у них не существовует план на этот счет. Вот только какой?
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
Обновленный внедорожный автобус КАМАЗ – теперь с газовым китайским двигателем
КАМАЗ не собирается почивать на лаврах, ограничив свой модельный ряд грузовиками и стандартными автобусами. Имея большой опыт в производстве техники повышенной...
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Производство вертолетных двигателей ВК-2500 в текущем году увеличилось в разы
Эти силовые агрегаты предназначены для вертолетов Ми-8 и Ка-50. В 2024 году уже произведено 700 двигателей....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Как строят дороги в новых регионах России: уже почти 40 млрд рублей инвестиций
Коротко об основных инфраструктурных проектах новых регионов России. В ближайшие годы правительство обещает выделить более 85 млрд рублей на развитие дорожной...
В России увеличат разрешенную скорость на автомагистралях
Чиновники уверены, что нашим водителям от этого будет лучше. Где и на сколько можно будет «разгоняться», читайте в нашем материале....
Сравнили классическую Ниву с «новой» – есть ли разница?
Оригинальный советский внедорожник появился в продаже 47 лет назад. Это «серьезная» цифра, в особенности, когда речь идет об автомобиле. Для сравнения, еще...
В России скоро появится новый автомобильный бренд – официально и с технологиями Volvo
Речь про Lynk & Co. В линейке будут гибриды, электрокары и классические двигатели внутреннего сгорания....
Автодом Brabus Big Boy 1200 – 26 тонн «тихой роскоши»
Моторхоум немецкого тюнинг-ателье Brabus появится на дорогах в 2025 году. Чем интересен дом на колесах, читайте в нашем материале....