Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Те, кто смотрит американские боевики, наверняка замечали, что Голливуд показывает вертолеты на полозьях. В то время, как винтовые машины, сделанные в СССР и РФ, сплошь и рядом – на колесах. Что-то тут есть в техническом плане или, может, это дань моде (на полозьях – круче!)?
На самом деле, взлетно-посадочная конструкция (так называются полозья или шасси) мало имеют отношения к конкретной стране, Западу или Востоку. Есть иные: технические и экономические тонкости.
Достаточно более внимательно посмотреть на некоторые модели европейских или американских вертолетов, чтобы убедиться, что колеса на них тоже устанавливают. С другой стороны, и российские машины оснащаются полозьями.
Каждое из них используется при определенных условиях. Полозья – наиболее простой вариант (о плюсах и минусах поговорим позже). Чаще всего такие конструкции можно увидеть на легких вертолетах. Колесные шасси – более сложные в плане изготовления, эксплуатации и обслуживания. Однако, любая тяжелая машина выпускается с такой взлетно-посадочной конструкцией. Есть и другие ее типы.
Например, поплавки: их устанавливают в случае, если вертолет предполагается использовать в районах, где много водоемов и легче сесть на озеро или речку, чем на землю. Ну, и последний вариант – комбинированное шасси. Это могут быть баллоны, к которым снизу приделаны небольшие колеса. Это обеспечивает посадку (взлет) на воду или сушу. Но давайте подробнее разберемся с распространенными версиями.
Их главные достоинства очевидны: дешевизна и простота конструкции, легкость в обслуживании – ломаться-то нечему. По сути, это обычные загнутые трубки. В аэродинамическом смысле они являются неким компромиссом, т. к. по сравнению с неубирающимся колесным шасси имеют меньшее сопротивление встречному потоку воздуха.
Распространение полозьев в Америке имеет свои причины. В США, в отличие от РФ, вертолетный парк гораздо больше: эти машины широко используются гражданскими лицами. А для них важна стоимость этого вида транспорта и применение полозьев здесь играет не последнюю роль.
К тому же вертолеты, используемые в мирных целях частными лицами – чаще легкого типа и перетащить такое изделие с одного места на другое не представляет труда: ради экономии можно немого и попотеть! И еще: инфраструктура в США, рассчитанная под вертолеты, хорошо развита.
Какое-никакое, но лобовое сопротивление встречному потоку они оказывают. Второй момент заключается в невозможности взлета с разбега. Кто-то возразит: мол, зачем это вертолету, он же может подниматься в воздух вертикально? Это верно, но есть нюанс: в этом случае расход топлива гораздо больше, чем с использованием ВПП. Если летательный аппарат тяжелый, то для его передвижения по аэродрому, понадобится специальная тележка, что отнимает время.
Оно свойственно советской и российской вертолетной школе. В СССР строили много тяжелых машин, и установка на них полозьев не имела смысла. К тому же, в Советском Союзе была слабая дорожная сеть, много глухих отдаленных районов, куда и летали вертолеты. Из достоинств колес отмечается возможность горизонтального взлета, легкость перемещения по земле: асфальту или грунтовке.
А как же сопротивление воздушному потоку? Колеса можно сделать и убирающимися: тогда в аэродинамическом плане они предпочтительнее полозьев. Но отрицательные стороны тоже есть. Такое шасси сложнее в изготовлении, обслуживании, ремонте. Следовательно, машина обойдется дороже. Тем не менее, без колес – никак. Все тяжелые вертолеты в мире ставят именно на них.
На самом деле, взлетно-посадочная конструкция (так называются полозья или шасси) мало имеют отношения к конкретной стране, Западу или Востоку. Есть иные: технические и экономические тонкости.
Американский Sikorsky UH-60 Black Hawk на колесах. Фото: youtube.com
Достаточно более внимательно посмотреть на некоторые модели европейских или американских вертолетов, чтобы убедиться, что колеса на них тоже устанавливают. С другой стороны, и российские машины оснащаются полозьями.
Сколько типов взлетно-посадочных устройств существует
Каждое из них используется при определенных условиях. Полозья – наиболее простой вариант (о плюсах и минусах поговорим позже). Чаще всего такие конструкции можно увидеть на легких вертолетах. Колесные шасси – более сложные в плане изготовления, эксплуатации и обслуживания. Однако, любая тяжелая машина выпускается с такой взлетно-посадочной конструкцией. Есть и другие ее типы.
Российский «Ансат» на полозьях. Фото: youtube.com
Например, поплавки: их устанавливают в случае, если вертолет предполагается использовать в районах, где много водоемов и легче сесть на озеро или речку, чем на землю. Ну, и последний вариант – комбинированное шасси. Это могут быть баллоны, к которым снизу приделаны небольшие колеса. Это обеспечивает посадку (взлет) на воду или сушу. Но давайте подробнее разберемся с распространенными версиями.
Полозья
Их главные достоинства очевидны: дешевизна и простота конструкции, легкость в обслуживании – ломаться-то нечему. По сути, это обычные загнутые трубки. В аэродинамическом смысле они являются неким компромиссом, т. к. по сравнению с неубирающимся колесным шасси имеют меньшее сопротивление встречному потоку воздуха.
Полозья и две лопасти – дешево! Фото: youtube.com
Распространение полозьев в Америке имеет свои причины. В США, в отличие от РФ, вертолетный парк гораздо больше: эти машины широко используются гражданскими лицами. А для них важна стоимость этого вида транспорта и применение полозьев здесь играет не последнюю роль.
Приспичит, перетащат и руками. Фото: youtube.com
К тому же вертолеты, используемые в мирных целях частными лицами – чаще легкого типа и перетащить такое изделие с одного места на другое не представляет труда: ради экономии можно немого и попотеть! И еще: инфраструктура в США, рассчитанная под вертолеты, хорошо развита.
Минусы полозьев
Какое-никакое, но лобовое сопротивление встречному потоку они оказывают. Второй момент заключается в невозможности взлета с разбега. Кто-то возразит: мол, зачем это вертолету, он же может подниматься в воздух вертикально? Это верно, но есть нюанс: в этом случае расход топлива гораздо больше, чем с использованием ВПП. Если летательный аппарат тяжелый, то для его передвижения по аэродрому, понадобится специальная тележка, что отнимает время.
Колесное шасси
Оно свойственно советской и российской вертолетной школе. В СССР строили много тяжелых машин, и установка на них полозьев не имела смысла. К тому же, в Советском Союзе была слабая дорожная сеть, много глухих отдаленных районов, куда и летали вертолеты. Из достоинств колес отмечается возможность горизонтального взлета, легкость перемещения по земле: асфальту или грунтовке.
В отдаленных деревнях на колесах удобнее. Фото: youtube.com
А как же сопротивление воздушному потоку? Колеса можно сделать и убирающимися: тогда в аэродинамическом плане они предпочтительнее полозьев. Но отрицательные стороны тоже есть. Такое шасси сложнее в изготовлении, обслуживании, ремонте. Следовательно, машина обойдется дороже. Тем не менее, без колес – никак. Все тяжелые вертолеты в мире ставят именно на них.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
Обновленный внедорожный автобус КАМАЗ – теперь с газовым китайским двигателем
КАМАЗ не собирается почивать на лаврах, ограничив свой модельный ряд грузовиками и стандартными автобусами. Имея большой опыт в производстве техники повышенной...
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Производство вертолетных двигателей ВК-2500 в текущем году увеличилось в разы
Эти силовые агрегаты предназначены для вертолетов Ми-8 и Ка-50. В 2024 году уже произведено 700 двигателей....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России увеличат разрешенную скорость на автомагистралях
Чиновники уверены, что нашим водителям от этого будет лучше. Где и на сколько можно будет «разгоняться», читайте в нашем материале....
Как строят дороги в новых регионах России: уже почти 40 млрд рублей инвестиций
Коротко об основных инфраструктурных проектах новых регионов России. В ближайшие годы правительство обещает выделить более 85 млрд рублей на развитие дорожной...
В России скоро появится новый автомобильный бренд – официально и с технологиями Volvo
Речь про Lynk & Co. В линейке будут гибриды, электрокары и классические двигатели внутреннего сгорания....
Автодом Brabus Big Boy 1200 – 26 тонн «тихой роскоши»
Моторхоум немецкого тюнинг-ателье Brabus появится на дорогах в 2025 году. Чем интересен дом на колесах, читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Сделали двигатель V8 для «Жигулей» – заведется ли?
Двигатели формата V8, как правило, устанавливаются на спортивные автомобили, а также на крупные внедорожники. Одним словом, «удовольствие» не из дешевых....
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
ОДК назвала причину невозможности создания «электрического» МС-21
Электродвигатели все чаще используются в машинах. Теперь эту технологию применяют и для создания летательных аппаратов. Однако, для МС-21 это пока что только...