
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Те, кто смотрит американские боевики, наверняка замечали, что Голливуд показывает вертолеты на полозьях. В то время, как винтовые машины, сделанные в СССР и РФ, сплошь и рядом – на колесах. Что-то тут есть в техническом плане или, может, это дань моде (на полозьях – круче!)?
На самом деле, взлетно-посадочная конструкция (так называются полозья или шасси) мало имеют отношения к конкретной стране, Западу или Востоку. Есть иные: технические и экономические тонкости.
Американский Sikorsky UH-60 Black Hawk на колесах. Фото: youtube.com
Достаточно более внимательно посмотреть на некоторые модели европейских или американских вертолетов, чтобы убедиться, что колеса на них тоже устанавливают. С другой стороны, и российские машины оснащаются полозьями.
Каждое из них используется при определенных условиях. Полозья – наиболее простой вариант (о плюсах и минусах поговорим позже). Чаще всего такие конструкции можно увидеть на легких вертолетах. Колесные шасси – более сложные в плане изготовления, эксплуатации и обслуживания. Однако, любая тяжелая машина выпускается с такой взлетно-посадочной конструкцией. Есть и другие ее типы.
Российский «Ансат» на полозьях. Фото: youtube.com
Например, поплавки: их устанавливают в случае, если вертолет предполагается использовать в районах, где много водоемов и легче сесть на озеро или речку, чем на землю. Ну, и последний вариант – комбинированное шасси. Это могут быть баллоны, к которым снизу приделаны небольшие колеса. Это обеспечивает посадку (взлет) на воду или сушу. Но давайте подробнее разберемся с распространенными версиями.
Их главные достоинства очевидны: дешевизна и простота конструкции, легкость в обслуживании – ломаться-то нечему. По сути, это обычные загнутые трубки. В аэродинамическом смысле они являются неким компромиссом, т. к. по сравнению с неубирающимся колесным шасси имеют меньшее сопротивление встречному потоку воздуха.
Полозья и две лопасти – дешево! Фото: youtube.com
Распространение полозьев в Америке имеет свои причины. В США, в отличие от РФ, вертолетный парк гораздо больше: эти машины широко используются гражданскими лицами. А для них важна стоимость этого вида транспорта и применение полозьев здесь играет не последнюю роль.
Приспичит, перетащат и руками. Фото: youtube.com
К тому же вертолеты, используемые в мирных целях частными лицами – чаще легкого типа и перетащить такое изделие с одного места на другое не представляет труда: ради экономии можно немого и попотеть! И еще: инфраструктура в США, рассчитанная под вертолеты, хорошо развита.
Какое-никакое, но лобовое сопротивление встречному потоку они оказывают. Второй момент заключается в невозможности взлета с разбега. Кто-то возразит: мол, зачем это вертолету, он же может подниматься в воздух вертикально? Это верно, но есть нюанс: в этом случае расход топлива гораздо больше, чем с использованием ВПП. Если летательный аппарат тяжелый, то для его передвижения по аэродрому, понадобится специальная тележка, что отнимает время.
Оно свойственно советской и российской вертолетной школе. В СССР строили много тяжелых машин, и установка на них полозьев не имела смысла. К тому же, в Советском Союзе была слабая дорожная сеть, много глухих отдаленных районов, куда и летали вертолеты. Из достоинств колес отмечается возможность горизонтального взлета, легкость перемещения по земле: асфальту или грунтовке.
В отдаленных деревнях на колесах удобнее. Фото: youtube.com
А как же сопротивление воздушному потоку? Колеса можно сделать и убирающимися: тогда в аэродинамическом плане они предпочтительнее полозьев. Но отрицательные стороны тоже есть. Такое шасси сложнее в изготовлении, обслуживании, ремонте. Следовательно, машина обойдется дороже. Тем не менее, без колес – никак. Все тяжелые вертолеты в мире ставят именно на них.
На самом деле, взлетно-посадочная конструкция (так называются полозья или шасси) мало имеют отношения к конкретной стране, Западу или Востоку. Есть иные: технические и экономические тонкости.

Достаточно более внимательно посмотреть на некоторые модели европейских или американских вертолетов, чтобы убедиться, что колеса на них тоже устанавливают. С другой стороны, и российские машины оснащаются полозьями.
Сколько типов взлетно-посадочных устройств существует
Каждое из них используется при определенных условиях. Полозья – наиболее простой вариант (о плюсах и минусах поговорим позже). Чаще всего такие конструкции можно увидеть на легких вертолетах. Колесные шасси – более сложные в плане изготовления, эксплуатации и обслуживания. Однако, любая тяжелая машина выпускается с такой взлетно-посадочной конструкцией. Есть и другие ее типы.

Например, поплавки: их устанавливают в случае, если вертолет предполагается использовать в районах, где много водоемов и легче сесть на озеро или речку, чем на землю. Ну, и последний вариант – комбинированное шасси. Это могут быть баллоны, к которым снизу приделаны небольшие колеса. Это обеспечивает посадку (взлет) на воду или сушу. Но давайте подробнее разберемся с распространенными версиями.
Полозья
Их главные достоинства очевидны: дешевизна и простота конструкции, легкость в обслуживании – ломаться-то нечему. По сути, это обычные загнутые трубки. В аэродинамическом смысле они являются неким компромиссом, т. к. по сравнению с неубирающимся колесным шасси имеют меньшее сопротивление встречному потоку воздуха.

Распространение полозьев в Америке имеет свои причины. В США, в отличие от РФ, вертолетный парк гораздо больше: эти машины широко используются гражданскими лицами. А для них важна стоимость этого вида транспорта и применение полозьев здесь играет не последнюю роль.

К тому же вертолеты, используемые в мирных целях частными лицами – чаще легкого типа и перетащить такое изделие с одного места на другое не представляет труда: ради экономии можно немого и попотеть! И еще: инфраструктура в США, рассчитанная под вертолеты, хорошо развита.
Минусы полозьев
Какое-никакое, но лобовое сопротивление встречному потоку они оказывают. Второй момент заключается в невозможности взлета с разбега. Кто-то возразит: мол, зачем это вертолету, он же может подниматься в воздух вертикально? Это верно, но есть нюанс: в этом случае расход топлива гораздо больше, чем с использованием ВПП. Если летательный аппарат тяжелый, то для его передвижения по аэродрому, понадобится специальная тележка, что отнимает время.
Колесное шасси
Оно свойственно советской и российской вертолетной школе. В СССР строили много тяжелых машин, и установка на них полозьев не имела смысла. К тому же, в Советском Союзе была слабая дорожная сеть, много глухих отдаленных районов, куда и летали вертолеты. Из достоинств колес отмечается возможность горизонтального взлета, легкость перемещения по земле: асфальту или грунтовке.

А как же сопротивление воздушному потоку? Колеса можно сделать и убирающимися: тогда в аэродинамическом плане они предпочтительнее полозьев. Но отрицательные стороны тоже есть. Такое шасси сложнее в изготовлении, обслуживании, ремонте. Следовательно, машина обойдется дороже. Тем не менее, без колес – никак. Все тяжелые вертолеты в мире ставят именно на них.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....