
Как строят дороги в новых регионах России: уже почти 40 млрд рублей инвестиций
В 2023 году началась масштабная реконструкция дорог в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Недавно глава «Росавтодора» отчитался о промежуточных результатах большого проекта по модернизации транспортной сети новых регионов до 2030 года.
Только в 2024 году правительство выделило 39,2 млрд рублей на ремонт и содержание автомобильных дорог. Речь идет о трассах Р-280 «Новороссия» (М14) и Р-150 «Белгород – Мариуполь». Власти уделяют внимание и строительству «Азовского кольца» – сети автодорог, куда, в том числе, входит Крымский мост и трасса М4 «Дон».
До 2030 года Москва обещает выделить более 85 млрд рублей. Реконструкция затронет не только региональные трассы, но и дороги местного значения длинной в 20,5 тыс. км.
Дорога проходит по северному побережью Азовского моря и является составной частью международного транспортного коридора М14. Сегодня реализуется проект капитального ремонта этой магистрали. В 2024 году 10-ти километровый участок от границ Ростовской области до города Новоазовск сдали и уже начали эксплуатировать.
Трасса Р-280 «Новороссия» на карте. Фото: yandex.ru/maps
В планах на ближайший год – еще несколько объектов реконструкции. Кроме того, ожидается строительство обхода города Мариуполя. Р-280 на всем протяжении должна стать четырехполосной с освещением в населенных пунктах и у крупных развязок.
После Мариуполя трасса уходит к городам Бердянск, Мелитополь и Джанкой. Это важные экономические и административные центры новых регионов. Учитывая масштаб работ по восстановлению разрушенных городов и деревень, дорога Р-280 очень важна для грузового трафика. Поэтому реконструкция и развитие магистрали – первоочередная задача для дорожников региона.
Перспективная магистраль, которая должна связать центральные регионы России и Приазовье. На сегодняшний день дорога представляет собой несколько шоссе между крупными городами, в том числе Донецк и Луганск. В перспективе трасса станет важной транспортной артерией для новых регионов.
Сейчас реконструируют лишь отдельные участки. На 2025 год запланированы масштабные проектно-изыскательные работы на 37,5 км дорог. Оценочная стоимость реконструкции – 32 млрд рублей.
Реконструированный участок дороги возле Донецка. Фото: rutube.ru
Очевидно, что в рамках развития трассы Р-150 необходимо модернизировать и Донецкую кольцевую автодорогу (ДКАД). Возможно, что речь пойдет и о строительстве западного обхода Донецка. Получит ли в ближайшее время Луганск свою кольцевую пока неизвестно.
В любом случае трасса Р-150 должна появиться на картах в ближайшее время. Она станет важным транспортным коридором новых субъектов.
Кроме двух основных транзитных магистралей реконструировать должны и подъездные пути. Например, недавно был достроен северный обход Ростова-на-Дону, который вошел в так называемое Ростовское транспортное кольцо. Об этом большом проекте мы рассказывали ранее.
Трасса Р-260 «Волгоград – Каменск-Шахтинский» будет продлена до Луганска. Это направление в современном виде не справляется с возросшим грузопотоком из-за многочисленных ограничений скорости в населенных пунктах.
Модернизированный участок трассы Р-280. Фото: rutube.ru
Летом 2023 года осуществлялся капитальный ремонт трассы «Джанкой – Мелитополь». Службы поменяли покрытие на 116 километрах дороги. Также были расширены подъезды и КПП «Джанкой».
Дорожники уделяют внимание и ремонту внутригородских дорог. Так, в июне 2024 года «Автодор» отчитался о завершении реконструкции 82 км улично-дорожной сети Мариуполя. Кроме этого, в городе отремонтировали 8 мостов. Аналогичные работы проводят в Донецке, Луганске, Мелитополе и других крупных городах.
Ремонт дорог в Мариуполе. Фото: rutube.ru
Неопределенным остается будущее Керченской паромной переправы. До строительства Крымского моста этот инфраструктурный объект играл ключевую роль в сообщении между Крымом и остальной Россией. Однако в 2020 году последние паромы встали у причалов. Переправу несколько раз запускали после происшествий на мосту, но потом работу снова останавливали.
Сегодня Керченский переход поддерживается в работоспособном состоянии на случай чрезвычайных ситуаций. Но в будущем необходимость в нем может исчезнуть. Хотя, портовая инфраструктура никуда не денется.
Грандиозный проект по созданию скоростных магистралей вокруг Азовского моря. Власти обещают построить кольцо в течении ближайших 2-3 лет. Города, расположенные по разным берегам моря имеют большой экономический потенциал. Всего регион населяет свыше 3 млн человек. Поэтому решение объединить все города Азовского моря единой магистралью выглядит очень логичным.
К тому же, часть проекта уже реализована. Идут работы по модернизации дорог северного Приазовья. Ремонтируют и перестраивают дороги Крыма. Функционирует трасса «Таврида» и Крымский мост.
Открытым остается вопрос восточного отреза Азовского транспортного кольца. Будет ли построена новая магистраль от Таманского полуострова через Приморско-Ахтарск, Ейск и Азов или же «восточным» крылом останется трасса М4 «Дон» – вопрос открытый.
Строительство новой дороги возле Мариуполя. Фото: rutube.ru
Конечно, магистраль по восточному Приазовью выглядит более перспективной. Но в этом случае речь пойдет о больших вложениях на разработку проекта, на выкуп земель. Помимо дорог потребуется строительство новых мостов и развязок. Вряд ли федеральный бюджет сможет «потянуть» такие работы в ближайшее время.
В любом случае, Азовское транспортное кольцо на сегодняшний день – это самый масштабный инфраструктурный проект не только России, но и всей Европы. Его реализация будет иметь большой позитивный экономический и даже политический эффект.
Всего на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей трудятся сотрудники 37 региональных дорожных предприятий. Все они выступают подрядчиками «Автодора» и выполняют работы, согласно единому утвержденному плану.
Предприятия также получают новую строительную технику и высококвалифицированных специалистов. Ресурсы и готовые конструкции для новых регионов, в основном, везут с заводов центральных регионов России. В планах есть развитие и местных производственных площадок.
Масштабные стройки, развернутые в новых регионах – острая необходимость, которая принесет желаемый эффект не сразу. Вложения в инфраструктуру – это всегда «игра в долгую». От бумажного проекта до полной окупаемости могут пройти десятилетия.
Но важно понимать, что без качественных автомобильных и железных дорог, невозможно говорить о восстановлении и развитии заводов, малых и больших предприятий. А без них не будет и рабочих мест для местного населения. Поэтому строительство дорог, упрощение логистики – первоочередная задача для местных и федеральных властей. Этим из занимаются.
Реконструированный участок трасс Р-280. Фото: rutube.ru
Важно, что все магистрали новых регионов России не предполагают платный проезд. Это значительно отличает их от скоростных трасс, которые строят в других частях страны.
Нам остается пожелать успехов дорожникам и ждать, когда эти проекты будут завершены. Жители новых регионов и других частей страны уже в скором будущем получат новые качественные магистрали, которые еще больше повысят транспортную связность.
Только в 2024 году правительство выделило 39,2 млрд рублей на ремонт и содержание автомобильных дорог. Речь идет о трассах Р-280 «Новороссия» (М14) и Р-150 «Белгород – Мариуполь». Власти уделяют внимание и строительству «Азовского кольца» – сети автодорог, куда, в том числе, входит Крымский мост и трасса М4 «Дон».
До 2030 года Москва обещает выделить более 85 млрд рублей. Реконструкция затронет не только региональные трассы, но и дороги местного значения длинной в 20,5 тыс. км.
Р-280 «Новороссия»
Дорога проходит по северному побережью Азовского моря и является составной частью международного транспортного коридора М14. Сегодня реализуется проект капитального ремонта этой магистрали. В 2024 году 10-ти километровый участок от границ Ростовской области до города Новоазовск сдали и уже начали эксплуатировать.

В планах на ближайший год – еще несколько объектов реконструкции. Кроме того, ожидается строительство обхода города Мариуполя. Р-280 на всем протяжении должна стать четырехполосной с освещением в населенных пунктах и у крупных развязок.
После Мариуполя трасса уходит к городам Бердянск, Мелитополь и Джанкой. Это важные экономические и административные центры новых регионов. Учитывая масштаб работ по восстановлению разрушенных городов и деревень, дорога Р-280 очень важна для грузового трафика. Поэтому реконструкция и развитие магистрали – первоочередная задача для дорожников региона.
Р-150 «Белгород – Мариуполь»
Перспективная магистраль, которая должна связать центральные регионы России и Приазовье. На сегодняшний день дорога представляет собой несколько шоссе между крупными городами, в том числе Донецк и Луганск. В перспективе трасса станет важной транспортной артерией для новых регионов.
Сейчас реконструируют лишь отдельные участки. На 2025 год запланированы масштабные проектно-изыскательные работы на 37,5 км дорог. Оценочная стоимость реконструкции – 32 млрд рублей.

Очевидно, что в рамках развития трассы Р-150 необходимо модернизировать и Донецкую кольцевую автодорогу (ДКАД). Возможно, что речь пойдет и о строительстве западного обхода Донецка. Получит ли в ближайшее время Луганск свою кольцевую пока неизвестно.
В любом случае трасса Р-150 должна появиться на картах в ближайшее время. Она станет важным транспортным коридором новых субъектов.
Другие дороги региона
Кроме двух основных транзитных магистралей реконструировать должны и подъездные пути. Например, недавно был достроен северный обход Ростова-на-Дону, который вошел в так называемое Ростовское транспортное кольцо. Об этом большом проекте мы рассказывали ранее.
Трасса Р-260 «Волгоград – Каменск-Шахтинский» будет продлена до Луганска. Это направление в современном виде не справляется с возросшим грузопотоком из-за многочисленных ограничений скорости в населенных пунктах.

Летом 2023 года осуществлялся капитальный ремонт трассы «Джанкой – Мелитополь». Службы поменяли покрытие на 116 километрах дороги. Также были расширены подъезды и КПП «Джанкой».
Дорожники уделяют внимание и ремонту внутригородских дорог. Так, в июне 2024 года «Автодор» отчитался о завершении реконструкции 82 км улично-дорожной сети Мариуполя. Кроме этого, в городе отремонтировали 8 мостов. Аналогичные работы проводят в Донецке, Луганске, Мелитополе и других крупных городах.

Неопределенным остается будущее Керченской паромной переправы. До строительства Крымского моста этот инфраструктурный объект играл ключевую роль в сообщении между Крымом и остальной Россией. Однако в 2020 году последние паромы встали у причалов. Переправу несколько раз запускали после происшествий на мосту, но потом работу снова останавливали.
Сегодня Керченский переход поддерживается в работоспособном состоянии на случай чрезвычайных ситуаций. Но в будущем необходимость в нем может исчезнуть. Хотя, портовая инфраструктура никуда не денется.
Азовское транспортное кольцо
Грандиозный проект по созданию скоростных магистралей вокруг Азовского моря. Власти обещают построить кольцо в течении ближайших 2-3 лет. Города, расположенные по разным берегам моря имеют большой экономический потенциал. Всего регион населяет свыше 3 млн человек. Поэтому решение объединить все города Азовского моря единой магистралью выглядит очень логичным.
К тому же, часть проекта уже реализована. Идут работы по модернизации дорог северного Приазовья. Ремонтируют и перестраивают дороги Крыма. Функционирует трасса «Таврида» и Крымский мост.
Открытым остается вопрос восточного отреза Азовского транспортного кольца. Будет ли построена новая магистраль от Таманского полуострова через Приморско-Ахтарск, Ейск и Азов или же «восточным» крылом останется трасса М4 «Дон» – вопрос открытый.

Конечно, магистраль по восточному Приазовью выглядит более перспективной. Но в этом случае речь пойдет о больших вложениях на разработку проекта, на выкуп земель. Помимо дорог потребуется строительство новых мостов и развязок. Вряд ли федеральный бюджет сможет «потянуть» такие работы в ближайшее время.
В любом случае, Азовское транспортное кольцо на сегодняшний день – это самый масштабный инфраструктурный проект не только России, но и всей Европы. Его реализация будет иметь большой позитивный экономический и даже политический эффект.
Кто строит дороги в новых регионах
Всего на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей трудятся сотрудники 37 региональных дорожных предприятий. Все они выступают подрядчиками «Автодора» и выполняют работы, согласно единому утвержденному плану.
Предприятия также получают новую строительную технику и высококвалифицированных специалистов. Ресурсы и готовые конструкции для новых регионов, в основном, везут с заводов центральных регионов России. В планах есть развитие и местных производственных площадок.
Масштабные стройки, развернутые в новых регионах – острая необходимость, которая принесет желаемый эффект не сразу. Вложения в инфраструктуру – это всегда «игра в долгую». От бумажного проекта до полной окупаемости могут пройти десятилетия.
Но важно понимать, что без качественных автомобильных и железных дорог, невозможно говорить о восстановлении и развитии заводов, малых и больших предприятий. А без них не будет и рабочих мест для местного населения. Поэтому строительство дорог, упрощение логистики – первоочередная задача для местных и федеральных властей. Этим из занимаются.

Важно, что все магистрали новых регионов России не предполагают платный проезд. Это значительно отличает их от скоростных трасс, которые строят в других частях страны.
Нам остается пожелать успехов дорожникам и ждать, когда эти проекты будут завершены. Жители новых регионов и других частей страны уже в скором будущем получат новые качественные магистрали, которые еще больше повысят транспортную связность.
- Андрей Карпов
- rutube.ru, yandex.ru/maps
Рекомендуем для вас