
LignoSat – теперь в космосе летают деревянные спутники
Первый в мире спутник, сделанный из дерева, отправился на борт МКС 4 ноября этого года. Доставка была осуществлена американской ракетой-носителем Falcon 9, стартовавшей с космодрома им. Кеннеди (Флорида). «Фалькон» доставит на станцию 2721 кг научного оборудования, включая японский деревянный спутник, получивший название LignoSat.
Разработкой аппарата занимались ученые из университета города Киото совместно с Sumitomo Forestry – компанией, заготовляющей и перерабатывающей древесину. На создание LignoSat (lignum по латыни – «древесина») ушло четыре года.
Это куб массой 1 кг с гранями длиной по 10 см, умещающийся на ладони. Материалом изготовления (его толщина 4-5,5 мм) послужила хоноки – разновидность распространенной в Японии магнолии. Из этой древесины когда-то делали ножны для мечей, а сегодня – спутник. Технология его изготовления полностью соответствует народным традициям: клей и иной крепеж в конструкции отсутствуют. Хоноки выбрали не просто так: панели из дерева проходили десятимесячные испытания на МКС и с успехом их выдержали.
Ученый представляет свое детище. Фото: youtube.com
Однако, рама аппарата – из алюминия. Но Такао Дои, в прошлом – астронавт, а сегодня профессор Киотского университета, сообщил, что в будущем (в случае успеха эксперимента) планируется собрать полностью деревянный аппарат, даже включая электронную подложку.
Тестирование проходит на орбите – расстояние до Земли составляет 400 км. Внутри спутника установлены телеметрические датчики. Их задача заключается в измерении параметров древесины. А ей выпадут нелегкие испытания – перепады температуры от -100° (в тени) до +100° (на солнце). Причем из жары в холод и обратно переход происходит каждые 45 минут. Эксперимент будет продолжаться в течение шести месяцев.
Защитит ли дерево от радиации электронику? Фото: youtube.com
Еще спутнику предстоит «выяснить»: ограничит ли древесина действие радиации на электронную аппаратуру. Полученные данные могут пригодиться при создании во Вселенной компьютерных дата-центров.
Японские ученые считают, что древесина гораздо устойчивее в космосе, чем на нашей планете. И действительно: в вакууме нет ни влаги, ни кислорода, губительно действующих на этот материал, который не будет гнить, разрушаться. Если эксперимент удастся, ученые намерены обратиться в NASA для получения сертификата на использование дерева в космосе.
В атмосфере дерево сгорает полностью. Фото: youtube.com
Второй момент относится к экологии. После того, как спутник отработает свое, он сгорит в земной атмосфере без следа: космического мусора станет меньше. Аппараты, сделанные из металла, оставляют частицы типа оксида алюминия и глинозема. Последний негативно влияет на радиосвязь и погоду.
Профессор Дои убежден, что в будущем почти перестанут использовать металл при изготовлении орбитальных и межпланетных аппаратов. В качестве аргумента ученый напомнил, что в начале минувшего века самолеты тоже были деревянными.
Японцы уверены, что постепенно древесина (конечно, не полностью) вытеснит металл. Когда человек начнет осваивать Луну и Марс, то в «ходу» будет наиболее перспективная технология переработки древесины. Из нее построят дома, другие сооружения. Повсюду рассадят деревья: правда, пока непонятно, как они там будут расти. Но это не смущает японцев – у них уже разработан план по распространению древесины в космосе на ближайшие полвека.
Разработкой аппарата занимались ученые из университета города Киото совместно с Sumitomo Forestry – компанией, заготовляющей и перерабатывающей древесину. На создание LignoSat (lignum по латыни – «древесина») ушло четыре года.
Что представляет собой спутник
Это куб массой 1 кг с гранями длиной по 10 см, умещающийся на ладони. Материалом изготовления (его толщина 4-5,5 мм) послужила хоноки – разновидность распространенной в Японии магнолии. Из этой древесины когда-то делали ножны для мечей, а сегодня – спутник. Технология его изготовления полностью соответствует народным традициям: клей и иной крепеж в конструкции отсутствуют. Хоноки выбрали не просто так: панели из дерева проходили десятимесячные испытания на МКС и с успехом их выдержали.

Однако, рама аппарата – из алюминия. Но Такао Дои, в прошлом – астронавт, а сегодня профессор Киотского университета, сообщил, что в будущем (в случае успеха эксперимента) планируется собрать полностью деревянный аппарат, даже включая электронную подложку.
Задачи LignoSat в космосе
Тестирование проходит на орбите – расстояние до Земли составляет 400 км. Внутри спутника установлены телеметрические датчики. Их задача заключается в измерении параметров древесины. А ей выпадут нелегкие испытания – перепады температуры от -100° (в тени) до +100° (на солнце). Причем из жары в холод и обратно переход происходит каждые 45 минут. Эксперимент будет продолжаться в течение шести месяцев.

Еще спутнику предстоит «выяснить»: ограничит ли древесина действие радиации на электронную аппаратуру. Полученные данные могут пригодиться при создании во Вселенной компьютерных дата-центров.
Почему выбрали дерево
Японские ученые считают, что древесина гораздо устойчивее в космосе, чем на нашей планете. И действительно: в вакууме нет ни влаги, ни кислорода, губительно действующих на этот материал, который не будет гнить, разрушаться. Если эксперимент удастся, ученые намерены обратиться в NASA для получения сертификата на использование дерева в космосе.

Второй момент относится к экологии. После того, как спутник отработает свое, он сгорит в земной атмосфере без следа: космического мусора станет меньше. Аппараты, сделанные из металла, оставляют частицы типа оксида алюминия и глинозема. Последний негативно влияет на радиосвязь и погоду.
Перспективы древесины в космосе
Профессор Дои убежден, что в будущем почти перестанут использовать металл при изготовлении орбитальных и межпланетных аппаратов. В качестве аргумента ученый напомнил, что в начале минувшего века самолеты тоже были деревянными.
Иосиф Незваль, хорошо знавший Туполева, вспоминал: когда легендарный конструктор предложил строить самолеты из металла, то наткнулся на непонимание со стороны довольно авторитетных оппонентов, выдвигавших свои аргументы. Понадобилось время, чтобы отстоять «право» сплавов стать частью летательных аппаратов.
Японцы уверены, что постепенно древесина (конечно, не полностью) вытеснит металл. Когда человек начнет осваивать Луну и Марс, то в «ходу» будет наиболее перспективная технология переработки древесины. Из нее построят дома, другие сооружения. Повсюду рассадят деревья: правда, пока непонятно, как они там будут расти. Но это не смущает японцев – у них уже разработан план по распространению древесины в космосе на ближайшие полвека.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....