
Закись азота в двигателе – увеличение мощности?
Многие наверняка помнят нашумевший в свое время фильм «Форсаж» про гонщиков. Киногерои, чтобы увеличить мощность двигателя своих спортивных автомобилей, откручивают какой-то баллон с газом и жмут красную кнопку. Машина тут же «улетает» по дороге со скоростью самолета. При этом с уст актеров постоянно слетает пара слов – «закись азота».
Как раз после этого фильма в России стала стремительно распространяться мода на чудо-средство, мгновенно увеличивающее мощность двигателя. Что же это за газ такой? У вещества есть химическая формула – N2O и несколько «дублирующих» названий: «Нитрос», «Нитро», NOS. Последняя аббревиатура используется чаще, а означает она сокращенное название компании Nitrous Oxide Systems, которая первой разработала систему впрыска вещества в автомобильный мотор.
Откуда вообще взялась эта закись, кто и где ее стал использовать, в каких целях? NITROUS OXSIDE – газ без цвета, со сладковатым запахом, тяжелее воздуха. Известен с XIX века, как наркоз. В этом качестве применялся в 1914-м году, на войне.
Закись азота изначально использовали в полевой хирургии. Фото: youtube.com
Свойство газа, как вещества, способного увеличить мощность ДВС, первыми открыли немецкие инженеры перед Второй мировой и порекомендовали добавлять в двигатели самолетов. Была разработана система GM-1, благодаря которой в топливно-воздушную смесь впрыскивалась закись азота.
В конце концов вещество попало в руки союзников, а потом и СССР. Советских конструкторов закись не впечатлила: одни указывали на опасность средства, как химического оружия. Других не устраивал вес баллона в 262 кг. Английские летчики использовали немецкую технологию, американцы же ограничились экспериментами.
Один из первых реактивных Яков – закись азота больше не нужна. Фото: youtube.com
Появление на самолетах реактивных двигателей сделало бессмысленным использование «нитроса». Казалось, все, на этом поставлена точка.
После войны европейские и американские инженеры попытались внедрить технологию в автоспорт. Но появились «недоразумения» с законодательством. Закись азота тогда считалась боевым отравляющим веществом. Данная смесь при определенной концентрации может действовать не только как наркоз, но и как «веселящий газ». «Нитрос» вызывает эйфорию типа опьянения, а при чрезмерном увеличении дозы приводит к летальному исходу.
К 70-м годам в большинстве стран Европы (кроме Германии) запрет на смесь был снят. Пара гонщиков, заинтересовавшихся закисью азота, в 1978-м организовали упомянутую выше компанию Nitrous Oxide Systems.
Когда-то почти ни один болид не обходился без закиси азота. Фото: youtube.com
С тех пор NOS стали активно использовать в спортивных машинах, а потом и обычных легковушках. Популяризации газа способствовало огромное количество фильмов про автогонки, заполнивших экраны мира. Хотя были и опасения – многие считали, что вещество способно взрываться. Так ли это?
Газ абсолютно негорючий и безопасный: в медицине он, как наркоз, используется и сегодня. Однако при нагреве до +500° вещество становится сильным окислителем. Данное свойство позволяет поддерживать горение. Это и является ключевым моментом, позволившим использовать NOS в автомобилях.
Баллоны с NOS возят даже на заднем сиденье. Фото: youtube.com
Поэтому не стоит думать, что баллон с закисью, лежащий в авто, вдруг взорвется. Второй миф – «прожигание» газом поршней и клапанов. Это тоже неправда. Тогда как же действует «нитрос»?
Чтобы увеличить мощность, нужно полнее сжигать топливно-воздушную смесь в цилиндрах. Сделать это можно с помощью дополнительной порции кислорода. А где его взять – в воздухе только 21%? Вот здесь закись и выступает в роли своеобразного катализатора. После попадания ее в камеру сгорания, происходят следующие процессы:
✅ высокая температура и давление способствуют распаду закиси на азот и кислород
✅ последний «помогает» сгорать большему количеству топлива, из-за чего возрастает мощность ДВС
✅ азот не дает движку детонировать, предотвращая взрыв
Здесь важно, чтобы пропорции смеси были правильно отрегулированы. Если она будет бедной, движок перегреется. Поэтому существует несколько технологических схем (их вам предложат в тюнинговом ателье), подмешивающих закись в цилиндры.
Подразумевает использование штатного способа подачи горючего. NOS поступает через инжектор вместе с воздухом и топливом. Коллектор остается сухим. Чтобы получить такой эффект, нужно увеличить давление в баллоне или дольше подавать горючее. Подобная относительно недорогая схема чаще применяется в авто с инжекторным ДВС.
Схема «сухого» метода. Фото: youtube.com
«Мокрая» система требует установки отдельной форсунки. Но зато этот метод гарантирует больший КПД, отсутствие детонации и перегрева.
В «мокрой» схеме есть специальная емкость под горючее. Фото: youtube.com
Для повышения эффективности устанавливается отдельный бачок под дополнительное топливо: спирт, высокооктановый бензин.
Закись азота впрыскивается напрямую: все составляющие смеси подготавливаются до поступления в цилиндры. Это основное отличие от вышерассмотренных технологий.
При такой системе смесь готовится до попадания в цилиндры. Фото: youtube.com
Схема считается самой эффективной и помогает увеличить мощность двигателя до максимального предела. С другой стороны, этот способ требует очень тщательного монтажа, точных настроек, поэтому стоит наиболее дорого.
Самое главное – кратковременное увеличение мощности: ее рост составляет примерно 25% (на спортивных авто с 8-ю цилиндрами прибавка доходит до 100 л. с.). При этом не потребуется дорогостоящий тюнинг силового агрегата: т. не надо вставлять спортивные поршни, кольца, перетачивать распредвал и вообще влезать внутрь блока цилиндров.
Несколько заездов – и баллон кончается. Фото: youtube.com
Одного баллона хватит на то, чтобы сделать 5-6 «заездов» на форсаже (несколько минут). Потом баллон придется перезаряжать.
Разумеется, эффективная система добавления закиси импортного производства обойдется недешево – в несколько тысяч «зеленых». Но есть и российские варианты. Если устанавливать самостоятельно, то, например, набор «мокрой» системы, включая баллон, контроллер, обойдется в среднем в 61-118 тыс. руб.
Самостоятельно оснастить ДВС системой добавления NOS по силам только опытному автолюбителю. Фото: youtube.com
Есть и дороже: комплект Nitrous Express 80006EFI-10 с десятилитровой емкостью обойдется в 205 тыс. руб. А вот перезарядка баллона (пустой нужно сдать) стоит относительно недорого – 2 тыс. руб. Если обращаться в тюнинг-ателье, вам наверняка скажут, что стоимость работ сильно зависит от марки и модели авто.
На этот вопрос желательно ответить в первую очередь, прежде чем устанавливать оборудование. При постоянной езде по городу, где максимальная скорость 60 км/ч, ставить «нитрос» вряд ли имеет смысл: со светофора вы, конечно, рванете и всех обгоните, а потом?
Так выглядит движок с системой впрыска закиси азота. Фото: youtube.com
Опробовать систему можно разве что на загородных автотрассах с хорошим покрытием. Использовать «нитрос» на плохой дороге опасно: улетите в кювет. А есть ли другие минусы? Полно! Двигателю вряд ли «понравится» такое новшество: его ресурс уменьшится, особенно, если часто использовать систему.
На вид все просто! Фото: youtube.com
Далее: чтобы ездить на высокой скорости, нужно обладать опытом, иначе есть риск подвергнуть себя, других водителей, пешеходов, опасности. Следующий момент – возможное нарушение ПДД. Набор скорости происходит быстро, а камер вокруг полно: вероятность получить штраф высока.
И последнее – ГИБДД. Техосмотр с таким оборудованием пройти невозможно. Узаконивание системы в НАМИ займет много времени, потребует денег. И не факт, что после испытаний вы получите долгожданный сертификат.
Как раз после этого фильма в России стала стремительно распространяться мода на чудо-средство, мгновенно увеличивающее мощность двигателя. Что же это за газ такой? У вещества есть химическая формула – N2O и несколько «дублирующих» названий: «Нитрос», «Нитро», NOS. Последняя аббревиатура используется чаще, а означает она сокращенное название компании Nitrous Oxide Systems, которая первой разработала систему впрыска вещества в автомобильный мотор.
Немого истории
Откуда вообще взялась эта закись, кто и где ее стал использовать, в каких целях? NITROUS OXSIDE – газ без цвета, со сладковатым запахом, тяжелее воздуха. Известен с XIX века, как наркоз. В этом качестве применялся в 1914-м году, на войне.

Свойство газа, как вещества, способного увеличить мощность ДВС, первыми открыли немецкие инженеры перед Второй мировой и порекомендовали добавлять в двигатели самолетов. Была разработана система GM-1, благодаря которой в топливно-воздушную смесь впрыскивалась закись азота.
Вспомните кадры из хроники, когда истребители заходили и пикировали сверху на противника. Скорость при этом резко возрастала. Закись азота помогала и отрываться от преследователей.
В конце концов вещество попало в руки союзников, а потом и СССР. Советских конструкторов закись не впечатлила: одни указывали на опасность средства, как химического оружия. Других не устраивал вес баллона в 262 кг. Английские летчики использовали немецкую технологию, американцы же ограничились экспериментами.

Появление на самолетах реактивных двигателей сделало бессмысленным использование «нитроса». Казалось, все, на этом поставлена точка.
Неожиданные препятствия
После войны европейские и американские инженеры попытались внедрить технологию в автоспорт. Но появились «недоразумения» с законодательством. Закись азота тогда считалась боевым отравляющим веществом. Данная смесь при определенной концентрации может действовать не только как наркоз, но и как «веселящий газ». «Нитрос» вызывает эйфорию типа опьянения, а при чрезмерном увеличении дозы приводит к летальному исходу.
Начало «триумфа»
К 70-м годам в большинстве стран Европы (кроме Германии) запрет на смесь был снят. Пара гонщиков, заинтересовавшихся закисью азота, в 1978-м организовали упомянутую выше компанию Nitrous Oxide Systems.

С тех пор NOS стали активно использовать в спортивных машинах, а потом и обычных легковушках. Популяризации газа способствовало огромное количество фильмов про автогонки, заполнивших экраны мира. Хотя были и опасения – многие считали, что вещество способно взрываться. Так ли это?
Мифы
Газ абсолютно негорючий и безопасный: в медицине он, как наркоз, используется и сегодня. Однако при нагреве до +500° вещество становится сильным окислителем. Данное свойство позволяет поддерживать горение. Это и является ключевым моментом, позволившим использовать NOS в автомобилях.

Поэтому не стоит думать, что баллон с закисью, лежащий в авто, вдруг взорвется. Второй миф – «прожигание» газом поршней и клапанов. Это тоже неправда. Тогда как же действует «нитрос»?
Принцип работы
Чтобы увеличить мощность, нужно полнее сжигать топливно-воздушную смесь в цилиндрах. Сделать это можно с помощью дополнительной порции кислорода. А где его взять – в воздухе только 21%? Вот здесь закись и выступает в роли своеобразного катализатора. После попадания ее в камеру сгорания, происходят следующие процессы:
✅ высокая температура и давление способствуют распаду закиси на азот и кислород
✅ последний «помогает» сгорать большему количеству топлива, из-за чего возрастает мощность ДВС
✅ азот не дает движку детонировать, предотвращая взрыв
Здесь важно, чтобы пропорции смеси были правильно отрегулированы. Если она будет бедной, движок перегреется. Поэтому существует несколько технологических схем (их вам предложат в тюнинговом ателье), подмешивающих закись в цилиндры.
«Сухая» и «мокрая» системы
Подразумевает использование штатного способа подачи горючего. NOS поступает через инжектор вместе с воздухом и топливом. Коллектор остается сухим. Чтобы получить такой эффект, нужно увеличить давление в баллоне или дольше подавать горючее. Подобная относительно недорогая схема чаще применяется в авто с инжекторным ДВС.

«Мокрая» система требует установки отдельной форсунки. Но зато этот метод гарантирует больший КПД, отсутствие детонации и перегрева.

Для повышения эффективности устанавливается отдельный бачок под дополнительное топливо: спирт, высокооктановый бензин.
Третья схема
Закись азота впрыскивается напрямую: все составляющие смеси подготавливаются до поступления в цилиндры. Это основное отличие от вышерассмотренных технологий.

Схема считается самой эффективной и помогает увеличить мощность двигателя до максимального предела. С другой стороны, этот способ требует очень тщательного монтажа, точных настроек, поэтому стоит наиболее дорого.
Что дает применение закиси азота
Самое главное – кратковременное увеличение мощности: ее рост составляет примерно 25% (на спортивных авто с 8-ю цилиндрами прибавка доходит до 100 л. с.). При этом не потребуется дорогостоящий тюнинг силового агрегата: т. не надо вставлять спортивные поршни, кольца, перетачивать распредвал и вообще влезать внутрь блока цилиндров.

Одного баллона хватит на то, чтобы сделать 5-6 «заездов» на форсаже (несколько минут). Потом баллон придется перезаряжать.
Цены
Разумеется, эффективная система добавления закиси импортного производства обойдется недешево – в несколько тысяч «зеленых». Но есть и российские варианты. Если устанавливать самостоятельно, то, например, набор «мокрой» системы, включая баллон, контроллер, обойдется в среднем в 61-118 тыс. руб.

Есть и дороже: комплект Nitrous Express 80006EFI-10 с десятилитровой емкостью обойдется в 205 тыс. руб. А вот перезарядка баллона (пустой нужно сдать) стоит относительно недорого – 2 тыс. руб. Если обращаться в тюнинг-ателье, вам наверняка скажут, что стоимость работ сильно зависит от марки и модели авто.
Нужна вам система с закисью азота?
На этот вопрос желательно ответить в первую очередь, прежде чем устанавливать оборудование. При постоянной езде по городу, где максимальная скорость 60 км/ч, ставить «нитрос» вряд ли имеет смысл: со светофора вы, конечно, рванете и всех обгоните, а потом?

Опробовать систему можно разве что на загородных автотрассах с хорошим покрытием. Использовать «нитрос» на плохой дороге опасно: улетите в кювет. А есть ли другие минусы? Полно! Двигателю вряд ли «понравится» такое новшество: его ресурс уменьшится, особенно, если часто использовать систему.

Далее: чтобы ездить на высокой скорости, нужно обладать опытом, иначе есть риск подвергнуть себя, других водителей, пешеходов, опасности. Следующий момент – возможное нарушение ПДД. Набор скорости происходит быстро, а камер вокруг полно: вероятность получить штраф высока.
Современные авто способны достигать «сотки» за 3-5 секунд: так что сегодня спрос на системы с закисью азота сильно упал.
И последнее – ГИБДД. Техосмотр с таким оборудованием пройти невозможно. Узаконивание системы в НАМИ займет много времени, потребует денег. И не факт, что после испытаний вы получите долгожданный сертификат.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...