Hispano Suiza H6B и H6C (1919-1933): «Вас баюкает в мягкой качели голубая Испано-Сюиза»
250

Hispano Suiza H6B и H6C (1919-1933): «Вас баюкает в мягкой качели голубая Испано-Сюиза»

Удивительной была эпоха между Мировыми войнами. Смена правительств, кризисы, разруха. Но ничто не убивало творческие порывы человечества, стремление двигать науку и технику. И всегда находилось место романтике: неслучайно мы вынесли в заголовок стихи неподражаемого советского барда Александра Вертинского. Казалось, невзгоды служили катализатором эволюции.


Сколько великого создано в искусстве, литературе, зодчестве, машиностроении. Последнее шоферскую братию волнует особенно. Вот, например, «Испано-Сюиза». Мы давали развернутый материал об автомобильной компании с Пиренеев. Сильная была организация, высокотехнологичная, конкурентоспособная как в Европе, так и за Атлантикой. Пала жертвой политических событий в стране. Вторая мировая довершила дело гибели отличного производителя. К счастью, есть память. Ею и воспользуемся.

«Винтажная эра» машиностроения


Может, название неофициальное. Не помнится, чтобы историю автомобильной индустрии делили на «палеолиты», «мезолиты» и т. д. Тем более, нет четких хронологических рамок этапов развития автостроения. Но межвоенный период прошлого века называют «винтажной эрой».

Hispano Suiza H6B и H6C (1919-1933): «Вас баюкает в мягкой качели голубая Испано-Сюиза» Этот коллекционер владеет двумя «Испано-Сюиза». Фото: YouTube.com

Она выделялась особой стилистикой. До Первой мировой 90% машин изготавливали с открытыми кузовами. После 1919 года пропорция поменялась на прямо противоположную: родстерам доставалось всего 10%.

Машины строили длинными. «Мини» и «компакты» оскорбили бы достоинство конструкторов равно, как «эконом» и «бюджет». Создавали масштабно, с размахом, фантазией. Помните, как важно было вручить хозяину ключи от эксклюзивного средства передвижения? А как изощрялись кузовщики, чтобы только не повторить уже существующий образ?

Отличительной чертой «винтажной эры» был задний привод, многолитровые моторы, эксперименты с конфигурацией и количеством цилиндров, расположением клапанов и распредвалов. Примером приведем американские авто Pierce-Arrow, о которых с нескрываемым удовольствием вспоминали недавно.

Владелец демонстрирует, как открывается дверь Hispano Suiza H6C: сначала на себя, потом сдвигаешь назад. Фото: YouTube.com

В счастливое время бурного развития прогресса и пышной красоты рождались великие машины бренда «Испано-Сюиза». Паре моделей уделим пристальное внимание. Этим еще раз выразим уважение основателю марки Дамиану Матеу. Трудяга был, дальновидный руководитель, ловкий бизнесмен.

Hispano Suiza H6B: общие сведения


Модель начали разрабатывать в 1914 году, но приостановились из-за Первой мировой. Машину показали публике на Парижском салоне 1919. Автомобиль в великолепном исполнении французского подразделения компании стал на ближайшее десятилетие эталоном элегантности, комфорта, технологичности.

Hispano Suiza H6B с аистом на капоте – жемчужина ретро-гаража. Фото: YouTube.com

Не перещеголял британский Rolls-Royce или итальянскую Isotta Fraschini. Но смело встал с ними в одну шеренгу, превосходя, правда, в цене. На капоте H6 впервые поселилась фигурка летящего аиста.

В опущенных крыльях птицы заложена какая-то грустинка. Может, потому что ее силуэт был нанесен на фюзеляжи самолетов легендарной французской 12-ой эскадрильи Жоржа Гинемера? Аист, которому детей бы приносить добрым людям, видел жестокие воздушные бои, гибель юных героев. Теперь автопроизводители не заморачиваются статуэтками. Дорого!

Приборная панель «Испано-Сюиза» модели H6. Фото: YouTube.com

Вам лучше поставят на парприз многодюймовый тачскрин с тысячей ненужных функций стоимостью в четверть машины. А символика с глубоким смыслом?.. Слушай, отстань уже со своими претензиями, въедливый пользователь! «Унификация» – вот главное слово в машиностроении, эстет ты наш!

Однако от лирического отступления – к материальным вещам.

Под капотом


Тема авиации была не только на кузове Hispano Suiza H6, но и в моторном отсеке. Вспомним, что во время Первой мировой испанцы выпускали самолетные двигатели. К слову, историки говорят о 50 тысячах агрегатов. Наломали руку, что называется.

Работой над силовой установкой первой послевоенной модели руководил выдающийся инженер-механик и дизайнер Марк Биркигт. Швейцарец через невзгоды и перипетии шел с вдохновителем марки Дамианом Матеу со дня образования фирмы. Марк придумал простую до гениальности вещь: авиационный V12 Birkigt собственной же разработки как бы разрезал вдоль пополам. Получилась рядная «шестерка».

Двигатель «Испано-Сюиза» расположен спереди продольно. Фото: YouTube.com

Характеристики движка:

✅ рабочий объем – 6597 см3
✅ мощность – 135 л. с. при 2,5 тыс. об/мин
✅ момент силы – 475 Н*м при 1,6 тыс. об/мин

Алюминиевый блок и головка двигателя имели стальные вкладыши, ввинченные вручную. Клапанный механизм тоже взяли из авиации. Впускные и выпускные клапаны со съемными тарелками располагались по сторонам от блока цилиндров. Открывал и закрывал механизм один верхний распредвал.

Другие особенности


Семиопорный коленчатый вал был шедевральным: деталь на фрезерном станке вытачивали из цельной стальной болванки весом 272 кг. Масса КВ становилась 16 кг. В сборке с рядным двигателем конструкция располагалась спереди продольно. Капот, понятное дело, простирался далеко вперед – на 1245 мм. Без развитого чувства габаритов водителю приходилось трудновато.

Дорожный сундук за пределами салона Hispano Suiza H6B освобождает внутри дополнительное место. Фото: YouTube.com

И, кстати, о размерах машины при базе колес 3690 мм:

✅ длина – 4900 мм
✅ ширина – 1860 мм
✅ высота – 1860 мм

Практически бесшумный мотор поддерживала лонжеронная рама с тремя поперечинами. На задней ведущей оси, а также спереди использовали зависимую подвеску. Механизм состоял из полуэллиптических рессор с фрикционными амортизаторами. Могла ли при такой подвеске убаюкать «в мягкой качели голубая Испано-Сюиза», вопрос открытый. Предельная скорость машины – 135 км/ч, разгон 0-90 км/ч – 20 сек.

4-дверный седан Hispano Suiza H6B хранится в музее Чикаго. Фото: YouTube.com

Вес модели 1900 кг испытывали на себе 26-дюймовые колеса. В 20-х тормоза на все четыре ската были еще на стадии эксперимента. Но испано-швейцарская компания уже применяла вакуумные усилители с приводом от трансмиссии. Почти 2-тонная громадина при замедлении останавливалась как вкопанная. Rolls-Royce закупил патент на тормозную систему инженера Марка Биркигта и пользовался до 1965 года.

Hispano Suiza H6C


Эта спортивная модификация базовой модели H6 сегодня самая редкая, дорогая и желанная для коллекционеров. Появлением «Испано-Сюиза» под индексом H6C обязана мсье Андре Дюбонне (1897-1980). Личность популярная во Франции.

Спортивный родстер Hispano H6C – экзотика на современных улицах. Фото: YouTube.com

Парень унаследовал огромное состояние деда, основателя одноименной автомобильной марки. Но над златом внук не чах. По жизни прошел красиво, весело, с пользой и риском. Будучи летным асом, воевал в небе обеих мировых, участвовал и побеждал в автогонках. Капиталы пращура тратил на разработки автомобильных узлов и компонентов. Например, придумал систему подвески, назвал своим именем (systeme Dubonnet) и продал «Дженерал Моторс».

В 1924-ом Андре заказал испанцам спортивный родстер. Сигарообразный кузов из тропического красного дерева mahogoni изготавливали во французской авиакомпании Nieuport-Astra: нужна была аэродинамика.

Шоссейная модификация Hispano Suiza H6C с посадочной формулой 2+2. Фото: YouTube.com

Оригинальная технология производства выглядела так: взяли деревянные балки сечением 20 мм, соорудили каркас, обшили фанерой, прикрепили тысячами крохотных медных заклепок деревянные панели. Затем прошлись лаком, днище покрыли тонкими алюминиевыми листами. В итоге конструкция весила 45 кг, а вся машина 1583 кг. Прочие размеры спидстера (ДхШхВ): 5537х1791х1245 мм.

Объем мотора для знаменитого клиента увеличили до 7982 см3. Рядная «шестерка» генерировала 195 «лошадей». Трехскоростная механическая трансмиссия подавала привод на задние колеса. И еще характерные штрихи: водные каналы охладительной системы изнутри эмалированные, а некоторые элементы выхлопа фарфоровые. Так боролись с коррозией.

Hispano Suiza H6B с дуговыми фонарями: до электрических фар дело еще не дошло. Фото: YouTube.com

На этой машине А. Дюбонне выдержал самую изнурительную гонку Targa Florio по перекрытым дорогам общего пользования под Палермо. Француз прошел без единой поломки. Затем взял первое место в классе моторов свыше 4,5 л.

За 14 лет на конвейере «Испано-Сюиза» H6 примерила немало кузовов: ландоле, брогем седан, кабриолет, родстер. Общий тираж составил 2350 экземпляров. Теперь уже редкие владельцы берегут машины, не спешат расставаться. Понять можно – сокровище…
Что бы вы изменили или добавили в модель «Испано-Сюиза» H6?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас