
Hispano Suiza H6B и H6C (1919-1933): «Вас баюкает в мягкой качели голубая Испано-Сюиза»
Удивительной была эпоха между Мировыми войнами. Смена правительств, кризисы, разруха. Но ничто не убивало творческие порывы человечества, стремление двигать науку и технику. И всегда находилось место романтике: неслучайно мы вынесли в заголовок стихи неподражаемого советского барда Александра Вертинского. Казалось, невзгоды служили катализатором эволюции.
Сколько великого создано в искусстве, литературе, зодчестве, машиностроении. Последнее шоферскую братию волнует особенно. Вот, например, «Испано-Сюиза». Мы давали развернутый материал об автомобильной компании с Пиренеев. Сильная была организация, высокотехнологичная, конкурентоспособная как в Европе, так и за Атлантикой. Пала жертвой политических событий в стране. Вторая мировая довершила дело гибели отличного производителя. К счастью, есть память. Ею и воспользуемся.
Может, название неофициальное. Не помнится, чтобы историю автомобильной индустрии делили на «палеолиты», «мезолиты» и т. д. Тем более, нет четких хронологических рамок этапов развития автостроения. Но межвоенный период прошлого века называют «винтажной эрой».
Этот коллекционер владеет двумя «Испано-Сюиза». Фото: YouTube.com
Она выделялась особой стилистикой. До Первой мировой 90% машин изготавливали с открытыми кузовами. После 1919 года пропорция поменялась на прямо противоположную: родстерам доставалось всего 10%.
Машины строили длинными. «Мини» и «компакты» оскорбили бы достоинство конструкторов равно, как «эконом» и «бюджет». Создавали масштабно, с размахом, фантазией. Помните, как важно было вручить хозяину ключи от эксклюзивного средства передвижения? А как изощрялись кузовщики, чтобы только не повторить уже существующий образ?
Отличительной чертой «винтажной эры» был задний привод, многолитровые моторы, эксперименты с конфигурацией и количеством цилиндров, расположением клапанов и распредвалов. Примером приведем американские авто Pierce-Arrow, о которых с нескрываемым удовольствием вспоминали недавно.
Владелец демонстрирует, как открывается дверь Hispano Suiza H6C: сначала на себя, потом сдвигаешь назад. Фото: YouTube.com
В счастливое время бурного развития прогресса и пышной красоты рождались великие машины бренда «Испано-Сюиза». Паре моделей уделим пристальное внимание. Этим еще раз выразим уважение основателю марки Дамиану Матеу. Трудяга был, дальновидный руководитель, ловкий бизнесмен.
Модель начали разрабатывать в 1914 году, но приостановились из-за Первой мировой. Машину показали публике на Парижском салоне 1919. Автомобиль в великолепном исполнении французского подразделения компании стал на ближайшее десятилетие эталоном элегантности, комфорта, технологичности.
Hispano Suiza H6B с аистом на капоте – жемчужина ретро-гаража. Фото: YouTube.com
Не перещеголял британский Rolls-Royce или итальянскую Isotta Fraschini. Но смело встал с ними в одну шеренгу, превосходя, правда, в цене. На капоте H6 впервые поселилась фигурка летящего аиста.
В опущенных крыльях птицы заложена какая-то грустинка. Может, потому что ее силуэт был нанесен на фюзеляжи самолетов легендарной французской 12-ой эскадрильи Жоржа Гинемера? Аист, которому детей бы приносить добрым людям, видел жестокие воздушные бои, гибель юных героев. Теперь автопроизводители не заморачиваются статуэтками. Дорого!
Приборная панель «Испано-Сюиза» модели H6. Фото: YouTube.com
Вам лучше поставят на парприз многодюймовый тачскрин с тысячей ненужных функций стоимостью в четверть машины. А символика с глубоким смыслом?.. Слушай, отстань уже со своими претензиями, въедливый пользователь! «Унификация» – вот главное слово в машиностроении, эстет ты наш!
Однако от лирического отступления – к материальным вещам.
Тема авиации была не только на кузове Hispano Suiza H6, но и в моторном отсеке. Вспомним, что во время Первой мировой испанцы выпускали самолетные двигатели. К слову, историки говорят о 50 тысячах агрегатов. Наломали руку, что называется.
Работой над силовой установкой первой послевоенной модели руководил выдающийся инженер-механик и дизайнер Марк Биркигт. Швейцарец через невзгоды и перипетии шел с вдохновителем марки Дамианом Матеу со дня образования фирмы. Марк придумал простую до гениальности вещь: авиационный V12 Birkigt собственной же разработки как бы разрезал вдоль пополам. Получилась рядная «шестерка».
Двигатель «Испано-Сюиза» расположен спереди продольно. Фото: YouTube.com
Характеристики движка:
✅ рабочий объем – 6597 см3
✅ мощность – 135 л. с. при 2,5 тыс. об/мин
✅ момент силы – 475 Н*м при 1,6 тыс. об/мин
Алюминиевый блок и головка двигателя имели стальные вкладыши, ввинченные вручную. Клапанный механизм тоже взяли из авиации. Впускные и выпускные клапаны со съемными тарелками располагались по сторонам от блока цилиндров. Открывал и закрывал механизм один верхний распредвал.
Семиопорный коленчатый вал был шедевральным: деталь на фрезерном станке вытачивали из цельной стальной болванки весом 272 кг. Масса КВ становилась 16 кг. В сборке с рядным двигателем конструкция располагалась спереди продольно. Капот, понятное дело, простирался далеко вперед – на 1245 мм. Без развитого чувства габаритов водителю приходилось трудновато.
Дорожный сундук за пределами салона Hispano Suiza H6B освобождает внутри дополнительное место. Фото: YouTube.com
И, кстати, о размерах машины при базе колес 3690 мм:
✅ длина – 4900 мм
✅ ширина – 1860 мм
✅ высота – 1860 мм
Практически бесшумный мотор поддерживала лонжеронная рама с тремя поперечинами. На задней ведущей оси, а также спереди использовали зависимую подвеску. Механизм состоял из полуэллиптических рессор с фрикционными амортизаторами. Могла ли при такой подвеске убаюкать «в мягкой качели голубая Испано-Сюиза», вопрос открытый. Предельная скорость машины – 135 км/ч, разгон 0-90 км/ч – 20 сек.
4-дверный седан Hispano Suiza H6B хранится в музее Чикаго. Фото: YouTube.com
Вес модели 1900 кг испытывали на себе 26-дюймовые колеса. В 20-х тормоза на все четыре ската были еще на стадии эксперимента. Но испано-швейцарская компания уже применяла вакуумные усилители с приводом от трансмиссии. Почти 2-тонная громадина при замедлении останавливалась как вкопанная. Rolls-Royce закупил патент на тормозную систему инженера Марка Биркигта и пользовался до 1965 года.
Эта спортивная модификация базовой модели H6 сегодня самая редкая, дорогая и желанная для коллекционеров. Появлением «Испано-Сюиза» под индексом H6C обязана мсье Андре Дюбонне (1897-1980). Личность популярная во Франции.
Спортивный родстер Hispano H6C – экзотика на современных улицах. Фото: YouTube.com
Парень унаследовал огромное состояние деда, основателя одноименной автомобильной марки. Но над златом внук не чах. По жизни прошел красиво, весело, с пользой и риском. Будучи летным асом, воевал в небе обеих мировых, участвовал и побеждал в автогонках. Капиталы пращура тратил на разработки автомобильных узлов и компонентов. Например, придумал систему подвески, назвал своим именем (systeme Dubonnet) и продал «Дженерал Моторс».
В 1924-ом Андре заказал испанцам спортивный родстер. Сигарообразный кузов из тропического красного дерева mahogoni изготавливали во французской авиакомпании Nieuport-Astra: нужна была аэродинамика.
Шоссейная модификация Hispano Suiza H6C с посадочной формулой 2+2. Фото: YouTube.com
Оригинальная технология производства выглядела так: взяли деревянные балки сечением 20 мм, соорудили каркас, обшили фанерой, прикрепили тысячами крохотных медных заклепок деревянные панели. Затем прошлись лаком, днище покрыли тонкими алюминиевыми листами. В итоге конструкция весила 45 кг, а вся машина 1583 кг. Прочие размеры спидстера (ДхШхВ): 5537х1791х1245 мм.
Объем мотора для знаменитого клиента увеличили до 7982 см3. Рядная «шестерка» генерировала 195 «лошадей». Трехскоростная механическая трансмиссия подавала привод на задние колеса. И еще характерные штрихи: водные каналы охладительной системы изнутри эмалированные, а некоторые элементы выхлопа фарфоровые. Так боролись с коррозией.
Hispano Suiza H6B с дуговыми фонарями: до электрических фар дело еще не дошло. Фото: YouTube.com
На этой машине А. Дюбонне выдержал самую изнурительную гонку Targa Florio по перекрытым дорогам общего пользования под Палермо. Француз прошел без единой поломки. Затем взял первое место в классе моторов свыше 4,5 л.
За 14 лет на конвейере «Испано-Сюиза» H6 примерила немало кузовов: ландоле, брогем седан, кабриолет, родстер. Общий тираж составил 2350 экземпляров. Теперь уже редкие владельцы берегут машины, не спешат расставаться. Понять можно – сокровище…
Сколько великого создано в искусстве, литературе, зодчестве, машиностроении. Последнее шоферскую братию волнует особенно. Вот, например, «Испано-Сюиза». Мы давали развернутый материал об автомобильной компании с Пиренеев. Сильная была организация, высокотехнологичная, конкурентоспособная как в Европе, так и за Атлантикой. Пала жертвой политических событий в стране. Вторая мировая довершила дело гибели отличного производителя. К счастью, есть память. Ею и воспользуемся.
«Винтажная эра» машиностроения
Может, название неофициальное. Не помнится, чтобы историю автомобильной индустрии делили на «палеолиты», «мезолиты» и т. д. Тем более, нет четких хронологических рамок этапов развития автостроения. Но межвоенный период прошлого века называют «винтажной эрой».

Она выделялась особой стилистикой. До Первой мировой 90% машин изготавливали с открытыми кузовами. После 1919 года пропорция поменялась на прямо противоположную: родстерам доставалось всего 10%.
Машины строили длинными. «Мини» и «компакты» оскорбили бы достоинство конструкторов равно, как «эконом» и «бюджет». Создавали масштабно, с размахом, фантазией. Помните, как важно было вручить хозяину ключи от эксклюзивного средства передвижения? А как изощрялись кузовщики, чтобы только не повторить уже существующий образ?
Отличительной чертой «винтажной эры» был задний привод, многолитровые моторы, эксперименты с конфигурацией и количеством цилиндров, расположением клапанов и распредвалов. Примером приведем американские авто Pierce-Arrow, о которых с нескрываемым удовольствием вспоминали недавно.

В счастливое время бурного развития прогресса и пышной красоты рождались великие машины бренда «Испано-Сюиза». Паре моделей уделим пристальное внимание. Этим еще раз выразим уважение основателю марки Дамиану Матеу. Трудяга был, дальновидный руководитель, ловкий бизнесмен.
Hispano Suiza H6B: общие сведения
Модель начали разрабатывать в 1914 году, но приостановились из-за Первой мировой. Машину показали публике на Парижском салоне 1919. Автомобиль в великолепном исполнении французского подразделения компании стал на ближайшее десятилетие эталоном элегантности, комфорта, технологичности.

Не перещеголял британский Rolls-Royce или итальянскую Isotta Fraschini. Но смело встал с ними в одну шеренгу, превосходя, правда, в цене. На капоте H6 впервые поселилась фигурка летящего аиста.
В опущенных крыльях птицы заложена какая-то грустинка. Может, потому что ее силуэт был нанесен на фюзеляжи самолетов легендарной французской 12-ой эскадрильи Жоржа Гинемера? Аист, которому детей бы приносить добрым людям, видел жестокие воздушные бои, гибель юных героев. Теперь автопроизводители не заморачиваются статуэтками. Дорого!

Вам лучше поставят на парприз многодюймовый тачскрин с тысячей ненужных функций стоимостью в четверть машины. А символика с глубоким смыслом?.. Слушай, отстань уже со своими претензиями, въедливый пользователь! «Унификация» – вот главное слово в машиностроении, эстет ты наш!
Однако от лирического отступления – к материальным вещам.
Под капотом
Тема авиации была не только на кузове Hispano Suiza H6, но и в моторном отсеке. Вспомним, что во время Первой мировой испанцы выпускали самолетные двигатели. К слову, историки говорят о 50 тысячах агрегатов. Наломали руку, что называется.
Работой над силовой установкой первой послевоенной модели руководил выдающийся инженер-механик и дизайнер Марк Биркигт. Швейцарец через невзгоды и перипетии шел с вдохновителем марки Дамианом Матеу со дня образования фирмы. Марк придумал простую до гениальности вещь: авиационный V12 Birkigt собственной же разработки как бы разрезал вдоль пополам. Получилась рядная «шестерка».

Характеристики движка:
✅ рабочий объем – 6597 см3
✅ мощность – 135 л. с. при 2,5 тыс. об/мин
✅ момент силы – 475 Н*м при 1,6 тыс. об/мин
Алюминиевый блок и головка двигателя имели стальные вкладыши, ввинченные вручную. Клапанный механизм тоже взяли из авиации. Впускные и выпускные клапаны со съемными тарелками располагались по сторонам от блока цилиндров. Открывал и закрывал механизм один верхний распредвал.
Другие особенности
Семиопорный коленчатый вал был шедевральным: деталь на фрезерном станке вытачивали из цельной стальной болванки весом 272 кг. Масса КВ становилась 16 кг. В сборке с рядным двигателем конструкция располагалась спереди продольно. Капот, понятное дело, простирался далеко вперед – на 1245 мм. Без развитого чувства габаритов водителю приходилось трудновато.

И, кстати, о размерах машины при базе колес 3690 мм:
✅ длина – 4900 мм
✅ ширина – 1860 мм
✅ высота – 1860 мм
Практически бесшумный мотор поддерживала лонжеронная рама с тремя поперечинами. На задней ведущей оси, а также спереди использовали зависимую подвеску. Механизм состоял из полуэллиптических рессор с фрикционными амортизаторами. Могла ли при такой подвеске убаюкать «в мягкой качели голубая Испано-Сюиза», вопрос открытый. Предельная скорость машины – 135 км/ч, разгон 0-90 км/ч – 20 сек.

Вес модели 1900 кг испытывали на себе 26-дюймовые колеса. В 20-х тормоза на все четыре ската были еще на стадии эксперимента. Но испано-швейцарская компания уже применяла вакуумные усилители с приводом от трансмиссии. Почти 2-тонная громадина при замедлении останавливалась как вкопанная. Rolls-Royce закупил патент на тормозную систему инженера Марка Биркигта и пользовался до 1965 года.
Hispano Suiza H6C
Эта спортивная модификация базовой модели H6 сегодня самая редкая, дорогая и желанная для коллекционеров. Появлением «Испано-Сюиза» под индексом H6C обязана мсье Андре Дюбонне (1897-1980). Личность популярная во Франции.

Парень унаследовал огромное состояние деда, основателя одноименной автомобильной марки. Но над златом внук не чах. По жизни прошел красиво, весело, с пользой и риском. Будучи летным асом, воевал в небе обеих мировых, участвовал и побеждал в автогонках. Капиталы пращура тратил на разработки автомобильных узлов и компонентов. Например, придумал систему подвески, назвал своим именем (systeme Dubonnet) и продал «Дженерал Моторс».
В 1924-ом Андре заказал испанцам спортивный родстер. Сигарообразный кузов из тропического красного дерева mahogoni изготавливали во французской авиакомпании Nieuport-Astra: нужна была аэродинамика.

Оригинальная технология производства выглядела так: взяли деревянные балки сечением 20 мм, соорудили каркас, обшили фанерой, прикрепили тысячами крохотных медных заклепок деревянные панели. Затем прошлись лаком, днище покрыли тонкими алюминиевыми листами. В итоге конструкция весила 45 кг, а вся машина 1583 кг. Прочие размеры спидстера (ДхШхВ): 5537х1791х1245 мм.
Объем мотора для знаменитого клиента увеличили до 7982 см3. Рядная «шестерка» генерировала 195 «лошадей». Трехскоростная механическая трансмиссия подавала привод на задние колеса. И еще характерные штрихи: водные каналы охладительной системы изнутри эмалированные, а некоторые элементы выхлопа фарфоровые. Так боролись с коррозией.

На этой машине А. Дюбонне выдержал самую изнурительную гонку Targa Florio по перекрытым дорогам общего пользования под Палермо. Француз прошел без единой поломки. Затем взял первое место в классе моторов свыше 4,5 л.
За 14 лет на конвейере «Испано-Сюиза» H6 примерила немало кузовов: ландоле, брогем седан, кабриолет, родстер. Общий тираж составил 2350 экземпляров. Теперь уже редкие владельцы берегут машины, не спешат расставаться. Понять можно – сокровище…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...