«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Весной этого года Денис Мантуров заявил, что в стране разрабатывается новая четырехступенчатая твердотопливная ракета-носитель (РН) «Старт-1М», относящаяся к классу сверхлегких. Это изделия, грузоподъемность которых ограничена одной тонной.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».
Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.
Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».
А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.
Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.
В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
О «Тополе-М»
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».
«Тополь-М» хотели утилизировать. Фото: youtube.com
Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
Конструкционные особенности
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.
МБР будут дорабатывать. Фото: youtube.com
Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
Работы по изменению конструкции МБР ведет столичный институт теплотехники, ранее создавший ракету «Старт-1». На ее «счету» – шесть (один неудачный) успешных выводов полезной нагрузки на космическую орбиту (1994-2006 годы). Из-за отсутствия подходящего груза (от 200 до 300 кг) пуски прекратились.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Откуда будут запускать «Старт-1М»
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».
Пуск из шахты. Фото: youtube.com
А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.
Пуск с передвижного ракетного комплекса. Фото: youtube.com
Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Другие ракеты на базе военных МБР
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Перспективы «Старт-1М»
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.
Иметь свои спутники в космосе хотят многие страны. Фото: youtube.com
В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....