
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Весной этого года Денис Мантуров заявил, что в стране разрабатывается новая четырехступенчатая твердотопливная ракета-носитель (РН) «Старт-1М», относящаяся к классу сверхлегких. Это изделия, грузоподъемность которых ограничена одной тонной.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».
«Тополь-М» хотели утилизировать. Фото: youtube.com
Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.
МБР будут дорабатывать. Фото: youtube.com
Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».
Пуск из шахты. Фото: youtube.com
А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.
Пуск с передвижного ракетного комплекса. Фото: youtube.com
Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.
Иметь свои спутники в космосе хотят многие страны. Фото: youtube.com
В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
О «Тополе-М»
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».

Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
Конструкционные особенности
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.

Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
Работы по изменению конструкции МБР ведет столичный институт теплотехники, ранее создавший ракету «Старт-1». На ее «счету» – шесть (один неудачный) успешных выводов полезной нагрузки на космическую орбиту (1994-2006 годы). Из-за отсутствия подходящего груза (от 200 до 300 кг) пуски прекратились.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Откуда будут запускать «Старт-1М»
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».

А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.

Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Другие ракеты на базе военных МБР
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Перспективы «Старт-1М»
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.

В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Сахалинская железная дорога: утопия или большие возможности?
В 2020 году завершились работы по модернизации путей сообщения на Сахалине. Остров получил новый подвижной состав и вагоны. Но у железной дороги по-прежнему...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Современная версия советского трактора Т-16 – российский СИЛАНТ «Универсал»
Многие еще помнят нелепый советский трактор Т-16. Несмотря на свой странный вид, эта техника до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Да и на частных...

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

EMD E9 – последний американский локомотив с дизайном «нос бульдога»
EMD E9 стал завершением серии американских тепловозов. Он же оказался и самой производительной моделью, хотя, из-за ситуации на рынке, и не смог...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....