«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Весной этого года Денис Мантуров заявил, что в стране разрабатывается новая четырехступенчатая твердотопливная ракета-носитель (РН) «Старт-1М», относящаяся к классу сверхлегких. Это изделия, грузоподъемность которых ограничена одной тонной.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».
Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.
Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».
А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.
Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.
В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
О «Тополе-М»
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».
«Тополь-М» хотели утилизировать. Фото: youtube.com
Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
Конструкционные особенности
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.
МБР будут дорабатывать. Фото: youtube.com
Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
Работы по изменению конструкции МБР ведет столичный институт теплотехники, ранее создавший ракету «Старт-1». На ее «счету» – шесть (один неудачный) успешных выводов полезной нагрузки на космическую орбиту (1994-2006 годы). Из-за отсутствия подходящего груза (от 200 до 300 кг) пуски прекратились.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Откуда будут запускать «Старт-1М»
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».
Пуск из шахты. Фото: youtube.com
А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.
Пуск с передвижного ракетного комплекса. Фото: youtube.com
Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Другие ракеты на базе военных МБР
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Перспективы «Старт-1М»
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.
Иметь свои спутники в космосе хотят многие страны. Фото: youtube.com
В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Стартовали продажи самого роскошного автомобиля от АвтоВАЗа – LADA Aura
Теперь седан доступен всем желающим. Пока купить его получится только в Москве и Санкт-Петербурге....
«ГАЗель Next» с 4,6-литровым V8 – это не сон, а реальность
«ГАЗель Next» – автомобиль, хорошо знакомый любителям грузовых и коммерческих машин. Однако проект, представленный автором YouTube-канала «NVA-Motors, выходит...
Дизельный УАЗ Профи отправлен на испытания – скоро автомобиль пойдет в серию
В паре с двухлитровым дизельным мотором будет работать новая 6-МКПП. Потом эти агрегаты получит и модель Патриот....
Откуда взялось слово «джип»
Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....