«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Весной этого года Денис Мантуров заявил, что в стране разрабатывается новая четырехступенчатая твердотопливная ракета-носитель (РН) «Старт-1М», относящаяся к классу сверхлегких. Это изделия, грузоподъемность которых ограничена одной тонной.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».
Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.
Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».
А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.
Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.
В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
Особенность новинки в том, что она создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М». Она уже выводится из ВКС и постепенно заменяется комплексами «Ярс». Ликвидация и утилизация снятых с боевого дежурства и отслуживших свое ракет – довольно затратное дело. Вот и решили провести «конверсию».
О «Тополе-М»
Разработка МБР стартовала в конце 1980-х, в шахтном виде поступила на вооружение в 2000-м. А первый старт был произведен с космодрома «Плесецк» в 1994-м (есть вариант МБР для пуска с подвижной платформы). Начиная с 2011-го года Минобороны отказалось от дальнейших закупок «Тополя-М», отдав предпочтение «Ярсу».
«Тополь-М» хотели утилизировать. Фото: youtube.com
Всего выпустили свыше 90 ракет, из которых использовали в ходе учений, испытаний примерно 20 единиц. Значит, на сегодня штук 60-70 осталось в «запасе». Как раз их и хотят использовать в качестве основы «Старт-1М».
Конструкционные особенности
При запуске «Тополя-М», относящейся к разряду твердотопливных ракет, создаются огромные перегрузки, достигающие значения 10G. Старт МБР из контейнера осуществляется за счет порохового аккумулятора, который создает сильное давление в замкнутом пространстве. Это может отрицательно повлиять на сохранность спутника.
МБР будут дорабатывать. Фото: youtube.com
Поэтому перед разработчиками «конверсионной» ракеты встала задача увеличения пространства под обтекателем «Старта-1М». Также конструкторы решили оснастить его демпферными материалами, которые обеспечат сохранность космического аппарата.
Работы по изменению конструкции МБР ведет столичный институт теплотехники, ранее создавший ракету «Старт-1». На ее «счету» – шесть (один неудачный) успешных выводов полезной нагрузки на космическую орбиту (1994-2006 годы). Из-за отсутствия подходящего груза (от 200 до 300 кг) пуски прекратились.
В результате получается, что конструктивные изменения «Тополя-М» сведутся к минимуму: малые затраты позволят создать конкурентоспособную технику. А МО РФ еще и сэкономит на утилизации.
Откуда будут запускать «Старт-1М»
Предположительно, используют пару космодромов: «Восточный» и (или) «Плесецк». На последнем уже имеется специально оборудованная стартовая площадка: все-таки это военный объект, с которого уже стартовала МБР «Тополь-М» и переоборудованная «Старт-1».
Пуск из шахты. Фото: youtube.com
А вот с «Восточным» все не так ясно: вряд ли на гражданском космодроме есть стартовая площадка под МБР. Впрочем, таковая имеется на закрытом в 2007-м объекте «Свободный». Это космодром в 10 км от «Восточного», где есть шахты под «Тополь-М». Однако, прошло уже 17 лет и в каком они состоянии – большой вопрос.
Пуск с передвижного ракетного комплекса. Фото: youtube.com
Есть еще два варианта – старт с подвижного комплекса и военного полигона «Капустин Яр». Так что в этом плане пока непонятно, как и откуда будет запускаться «Старт-1М».
Другие ракеты на базе военных МБР
Завершается разработка РН «Рокот-М», в основе которой – УР-100. Старт был обещан на этот год, но на данный момент никакой информации нет. Также ходили разговоры о переоборудование в мирную ракету-носитель «Воевода» Р-36. Однако в 2000-е при ее пусках с подлодок было много аварий, и от этого варианта, скорее всего, откажутся.
Перспективы «Старт-1М»
Разработка новой ракеты как раз попадает «в точку». Сегодня в РФ вывод на орбиту относительно небольшой полезной нагрузки довольно популярен. Желающих отправить свой спутник в космос предостаточно. В 2023-м запущено 39 малых КА – космических аппаратов.
Иметь свои спутники в космосе хотят многие страны. Фото: youtube.com
В текущем году ожидается, что их количество превысит 50 единиц. Что касается срока начала эксплуатации «Старт-1М», то, по словам Мантурова, ракету запустят в 2026-м.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Разработанный российскими инженерами грузовой БПЛА летает на расстояние до 1000 км и перевозит грузы в 300 кг. Эта машина – серьезный конкурент на рынке...
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...
Honda представила первый в мире компрессорный двигатель для мотоциклов
У этого мотора не существует аналогов. Производитель ориентируется на модели с большим рабочим объемом и планирует наладить серийное производство....
Минпромторг России утвердил бюджет на разработку самолета МС-21-200
Укороченная версия самолета сможет вместить 40 пассажиров. Сократят на одну секцию фюзеляжа....
Полный привод за копейки – нужен всего лишь стартер
Фантазия наших «кулибиных» не знает границ. Грядет зима, и в этот период почти на каждом моноприводном автомобиле хочется иметь 4WD «про запас». Подключаемый...