
Контрейлерные перевозки – что это такое и приживется ли в России?
Одна из важнейших отраслей хозяйства любого государства – грузоперевозки и связанная с ними логистика. От них зависит развитие экономики, а если говорить проще, цены на товары. Контрейлерные перевозки – один из интересных способов транспортировки, хорошо развитый в США, Европе и пока еще малоизученный в России.
Железные и автомобильные дороги во многих странах сегодня загружены по максимуму: зачастую получается, что они дублируют маршруты. Так почему бы на некоторых участках не совместить два вида транспорта?
Впервые они появились в Канаде и США: изначально такой способ перевозки назывался piggyback, что в переводе с жаргонного буквально означает «на спине». Название, как нельзя лучше, показывает сущность процесса. Контрейлер, говоря официальным языком – контейнер со своей ходовой частью и на автомобильных колесах.
Фура с водителем на платформе. Фото: youtube.com
Впрочем, термин, о котором идет речь, может обозначать и полноценную фуру, загруженную на специальную низкопрофильную ж/д платформу. Есть еще пара разновидностей контрейлеров:
✅ Роудлейеры – имеют сразу два вида подвески: для автомобильных и железных дорог. Те или другие колеса, в зависимости от типа поверхности, приподнимаются.
✅ Стриктейнеры – контрейлеры с сочлененным кузовом, помогающим легче входить в повороты.
Чаще всего их грузоподъемность – в пределах 6-20 тонн. Количество осей – до четырех. Наибольшей популярностью пользуются перевозки фур: в таких случаях они едут на ж/д платформе вместе с водителем.
Это могут быть отдаленные районы, куда просто нет нормальных автомобильных дорог, а вот железные – есть. Или такая ситуация: ж/д ветка ведет от одного крупного центра до другого, а дальше – тупик. Но зато развита сеть локальных автодорог. Еще подобный вид транспортировки востребован в горных районах с ж/д сетью, где передвигающиеся по серпантину фуры могут перегородить путь встречным машинам.
В горах контрейлерные перевозки – обычное дело. Фото: youtube.com
Поэтому контрейлеры завоевали популярность в альпийских государствах – Австрии, Италии, Швейцарии. Транспортировка грузов вышеописанным способом востребована и в других европейских странах, где автодороги сильно перегружены. В ЕС такая технология называется rolling motorway, что значит, «катящееся шасси» (сокращенно RO-MO). Данный способ транспортировки занимает примерно 30%.
С первого взгляда, плюсов здесь достаточно. И главный из них заключается в мультимодальности: т. е. товар доставляется по принципу «до двери». А это уже влияет на его стоимость – в лучшую для потребителя сторону.
Гигантская пробка из фур. Фото: youtube.com
Второй плюс – разгрузка автотрасс. Использование контрейлерных перевозок позволяет объезжать участки дорог, где большая вероятность возникновения пробок, увеличивающих время прохождение маршрута. Если при постановке контейнера с колесами на ж/д платформу тягач не используется, это значит, что он может быть задействован где-то в другом месте. А это уже выгодно компании-владельцу. Если же фура едет по железной дороге с водителем, опять появляются плюсы – сбережение эксплуатационного ресурса авто и экология.
Двигатель машины заглушен, выхлопные газы не выбрасываются в атмосферу. Кто-то скажет, что локомотивы работают на тяжелом топливе. Тут можно возразить: вредные парниковые выбросы фур больше, чем у грузовых поездов примерно в четыре раза.
Они тоже есть, и главный из них – необходимость наличия соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы погрузить контейнер с колесами на ж/д платформу, необходима особая подъемная техника с захватами – ричстакер. Работать на ней могут только специалисты, которых надо предварительно обучить.
Для контрейлерных перевозок нужна погрузочная спецтехника. Фото: youtube.com
Другой момент: если перевозится автомобильный полуприцеп, понадобится т. н. корзина, а их пока выпускают слишком мало. Самостоятельный заезд фуры тоже требует специального интермодального терминала на ж/д станции.
Есть и другие проблемы: страны, где осуществляются подобные перевозки, должны иметь одинаковую ширину колеи. Кроме того, потребуется правовая основа для оформления контрейлера, который считается транспортной единицей. Излишне говорить, что правила проезда таких составов в двух соседних странах должны быть согласованы.
Понятно, что выгодно отправлять сразу несколько контрейлеров в составе поезда. Из точки «А» в «Б», допустим, фуры уедут на платформах гружеными, а вот обратно? Гнать порожняк экономически нецелесообразно. Тут все опять упирается в логистику, систему организации подобных грузоперевозок.
Здесь все достаточно сложно. На словах начальство ратует за такой способ транспортировки: соответствующая концепция разработана еще в 2011-м году. Другое дело, что далеко не для всех регионов она подходит. В центре России, где развита сеть автомобильных дорог, которые по сравнению с европейскими, мало загружены, контрейлерные перевозки будут экономически неэффективными. Иное дело – Сибирь, Дальний Восток. Там подобный способ транспортировки выгоден при определенных условиях.
Контрейлерный состав отправляется из Москвы в Новосибирск. Фото: youtube.com
Если говорить о городах, то наиболее «продвинутым» в этом плане считается Новосибирск. Там уже принимают контрейлерные поезда из Московской области. Правда, пока не на регулярной основе. При этом на станции для погрузочно-разгрузочных работ сумели приспособить и обычные козловые краны.
Закрепление транспорта на платформе. Фото: youtube.com
Хотя, ричстакеры тоже есть. Заказчиков не устраивает скорость работ на станции. Например, погрузка одного полуприцепа занимает 20 мин. И это считается чуть ли не рекордом.
В России некоторые транспортные компании пытались использовать контрейлерные перевозки, надеясь на сиюминутную выгоду. Однако, экспериментаторы изначально совершили ошибку, используя для перевозок центр России с его развитыми автодорогами. Так, компания Globaltruck в 2020-м отправила 4 мая прицеп из Подмосковья (ст. Электроугли) в Тульскую область. Обратно он, груженый, вернулся 16 числа того же месяца. А расстояние – всего-то 226 км, если ехать по автотрассе.
Разгрузка прибывшего контрейлерного состава. Фото: youtube.com
Неудачей окончились попытки наладить контрейлерное сообщение с соседней Финляндией. Здесь сначала препятствием стало отсутствие координации действий на таможнях двух стран по оформлению груза. Ну, а позже хорошее начинание «добили» санкции.
Несмотря на неудачи, российские железнодорожники надежды на успех не теряют. Руководство РЖД после тестовых перевозок (осуществлялись с терминала «Белый аист» в Московской области) заявило, что в случае массовых отправок составов время, затрачиваемое на погрузку контрейлеров, не будет превышать продолжительность такой же операции для обычных контейнеров. На сегодня более-менее хорошо работает перегон из столицы в Новосибирск и обратно. Что получится дальше – покажет время.
Железные и автомобильные дороги во многих странах сегодня загружены по максимуму: зачастую получается, что они дублируют маршруты. Так почему бы на некоторых участках не совместить два вида транспорта?
Контрейлеры
Впервые они появились в Канаде и США: изначально такой способ перевозки назывался piggyback, что в переводе с жаргонного буквально означает «на спине». Название, как нельзя лучше, показывает сущность процесса. Контрейлер, говоря официальным языком – контейнер со своей ходовой частью и на автомобильных колесах.

Впрочем, термин, о котором идет речь, может обозначать и полноценную фуру, загруженную на специальную низкопрофильную ж/д платформу. Есть еще пара разновидностей контрейлеров:
✅ Роудлейеры – имеют сразу два вида подвески: для автомобильных и железных дорог. Те или другие колеса, в зависимости от типа поверхности, приподнимаются.
✅ Стриктейнеры – контрейлеры с сочлененным кузовом, помогающим легче входить в повороты.
Чаще всего их грузоподъемность – в пределах 6-20 тонн. Количество осей – до четырех. Наибольшей популярностью пользуются перевозки фур: в таких случаях они едут на ж/д платформе вместе с водителем.
Где используют контрейлерные перевозки
Это могут быть отдаленные районы, куда просто нет нормальных автомобильных дорог, а вот железные – есть. Или такая ситуация: ж/д ветка ведет от одного крупного центра до другого, а дальше – тупик. Но зато развита сеть локальных автодорог. Еще подобный вид транспортировки востребован в горных районах с ж/д сетью, где передвигающиеся по серпантину фуры могут перегородить путь встречным машинам.

Поэтому контрейлеры завоевали популярность в альпийских государствах – Австрии, Италии, Швейцарии. Транспортировка грузов вышеописанным способом востребована и в других европейских странах, где автодороги сильно перегружены. В ЕС такая технология называется rolling motorway, что значит, «катящееся шасси» (сокращенно RO-MO). Данный способ транспортировки занимает примерно 30%.
Преимущества контрейлерных перевозок
С первого взгляда, плюсов здесь достаточно. И главный из них заключается в мультимодальности: т. е. товар доставляется по принципу «до двери». А это уже влияет на его стоимость – в лучшую для потребителя сторону.

Второй плюс – разгрузка автотрасс. Использование контрейлерных перевозок позволяет объезжать участки дорог, где большая вероятность возникновения пробок, увеличивающих время прохождение маршрута. Если при постановке контейнера с колесами на ж/д платформу тягач не используется, это значит, что он может быть задействован где-то в другом месте. А это уже выгодно компании-владельцу. Если же фура едет по железной дороге с водителем, опять появляются плюсы – сбережение эксплуатационного ресурса авто и экология.
Одно время возникала проблема с рефрижераторами. Сегодня ее в Европе решают путем создания платформ с автономными генераторами – чтобы товар не испортился.
Двигатель машины заглушен, выхлопные газы не выбрасываются в атмосферу. Кто-то скажет, что локомотивы работают на тяжелом топливе. Тут можно возразить: вредные парниковые выбросы фур больше, чем у грузовых поездов примерно в четыре раза.
Минусы
Они тоже есть, и главный из них – необходимость наличия соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы погрузить контейнер с колесами на ж/д платформу, необходима особая подъемная техника с захватами – ричстакер. Работать на ней могут только специалисты, которых надо предварительно обучить.

Другой момент: если перевозится автомобильный полуприцеп, понадобится т. н. корзина, а их пока выпускают слишком мало. Самостоятельный заезд фуры тоже требует специального интермодального терминала на ж/д станции.
Законодательство
Есть и другие проблемы: страны, где осуществляются подобные перевозки, должны иметь одинаковую ширину колеи. Кроме того, потребуется правовая основа для оформления контрейлера, который считается транспортной единицей. Излишне говорить, что правила проезда таких составов в двух соседних странах должны быть согласованы.
Полная загрузка и порожняк
Понятно, что выгодно отправлять сразу несколько контрейлеров в составе поезда. Из точки «А» в «Б», допустим, фуры уедут на платформах гружеными, а вот обратно? Гнать порожняк экономически нецелесообразно. Тут все опять упирается в логистику, систему организации подобных грузоперевозок.
Как обстоят дела с контрейлерами в России
Здесь все достаточно сложно. На словах начальство ратует за такой способ транспортировки: соответствующая концепция разработана еще в 2011-м году. Другое дело, что далеко не для всех регионов она подходит. В центре России, где развита сеть автомобильных дорог, которые по сравнению с европейскими, мало загружены, контрейлерные перевозки будут экономически неэффективными. Иное дело – Сибирь, Дальний Восток. Там подобный способ транспортировки выгоден при определенных условиях.

Если говорить о городах, то наиболее «продвинутым» в этом плане считается Новосибирск. Там уже принимают контрейлерные поезда из Московской области. Правда, пока не на регулярной основе. При этом на станции для погрузочно-разгрузочных работ сумели приспособить и обычные козловые краны.

Хотя, ричстакеры тоже есть. Заказчиков не устраивает скорость работ на станции. Например, погрузка одного полуприцепа занимает 20 мин. И это считается чуть ли не рекордом.
За неполный час в европейском терминале готовят к отправке целый контрейлерный поезд. Например, во французском Кале за сутки грузят до 900 полуприцепов. Примерно сотня транспортных средств занимает свое место на платформах каждые 37-40 мин. Компания CargoBeamer формирует поезд из 36 платформ за 20 мин.
В России некоторые транспортные компании пытались использовать контрейлерные перевозки, надеясь на сиюминутную выгоду. Однако, экспериментаторы изначально совершили ошибку, используя для перевозок центр России с его развитыми автодорогами. Так, компания Globaltruck в 2020-м отправила 4 мая прицеп из Подмосковья (ст. Электроугли) в Тульскую область. Обратно он, груженый, вернулся 16 числа того же месяца. А расстояние – всего-то 226 км, если ехать по автотрассе.

Неудачей окончились попытки наладить контрейлерное сообщение с соседней Финляндией. Здесь сначала препятствием стало отсутствие координации действий на таможнях двух стран по оформлению груза. Ну, а позже хорошее начинание «добили» санкции.
Перспективы контрейлерных перевозок в РФ
Несмотря на неудачи, российские железнодорожники надежды на успех не теряют. Руководство РЖД после тестовых перевозок (осуществлялись с терминала «Белый аист» в Московской области) заявило, что в случае массовых отправок составов время, затрачиваемое на погрузку контрейлеров, не будет превышать продолжительность такой же операции для обычных контейнеров. На сегодня более-менее хорошо работает перегон из столицы в Новосибирск и обратно. Что получится дальше – покажет время.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....