Контрейлерные перевозки – что это такое и приживется ли в России?
262

Контрейлерные перевозки – что это такое и приживется ли в России?

Одна из важнейших отраслей хозяйства любого государства – грузоперевозки и связанная с ними логистика. От них зависит развитие экономики, а если говорить проще, цены на товары. Контрейлерные перевозки – один из интересных способов транспортировки, хорошо развитый в США, Европе и пока еще малоизученный в России.


Железные и автомобильные дороги во многих странах сегодня загружены по максимуму: зачастую получается, что они дублируют маршруты. Так почему бы на некоторых участках не совместить два вида транспорта?

Контрейлеры


Впервые они появились в Канаде и США: изначально такой способ перевозки назывался piggyback, что в переводе с жаргонного буквально означает «на спине». Название, как нельзя лучше, показывает сущность процесса. Контрейлер, говоря официальным языком – контейнер со своей ходовой частью и на автомобильных колесах.

Контрейлерные перевозки – что это такое и приживется ли в России?Фура с водителем на платформе. Фото: youtube.com

Впрочем, термин, о котором идет речь, может обозначать и полноценную фуру, загруженную на специальную низкопрофильную ж/д платформу. Есть еще пара разновидностей контрейлеров:

✅ Роудлейеры – имеют сразу два вида подвески: для автомобильных и железных дорог. Те или другие колеса, в зависимости от типа поверхности, приподнимаются.
✅ Стриктейнеры – контрейлеры с сочлененным кузовом, помогающим легче входить в повороты.

Чаще всего их грузоподъемность – в пределах 6-20 тонн. Количество осей – до четырех. Наибольшей популярностью пользуются перевозки фур: в таких случаях они едут на ж/д платформе вместе с водителем.

Где используют контрейлерные перевозки


Это могут быть отдаленные районы, куда просто нет нормальных автомобильных дорог, а вот железные – есть. Или такая ситуация: ж/д ветка ведет от одного крупного центра до другого, а дальше – тупик. Но зато развита сеть локальных автодорог. Еще подобный вид транспортировки востребован в горных районах с ж/д сетью, где передвигающиеся по серпантину фуры могут перегородить путь встречным машинам.

В горах контрейлерные перевозки – обычное дело. Фото: youtube.com

Поэтому контрейлеры завоевали популярность в альпийских государствах – Австрии, Италии, Швейцарии. Транспортировка грузов вышеописанным способом востребована и в других европейских странах, где автодороги сильно перегружены. В ЕС такая технология называется rolling motorway, что значит, «катящееся шасси» (сокращенно RO-MO). Данный способ транспортировки занимает примерно 30%.

Преимущества контрейлерных перевозок


С первого взгляда, плюсов здесь достаточно. И главный из них заключается в мультимодальности: т. е. товар доставляется по принципу «до двери». А это уже влияет на его стоимость – в лучшую для потребителя сторону.

Гигантская пробка из фур. Фото: youtube.com

Второй плюс – разгрузка автотрасс. Использование контрейлерных перевозок позволяет объезжать участки дорог, где большая вероятность возникновения пробок, увеличивающих время прохождение маршрута. Если при постановке контейнера с колесами на ж/д платформу тягач не используется, это значит, что он может быть задействован где-то в другом месте. А это уже выгодно компании-владельцу. Если же фура едет по железной дороге с водителем, опять появляются плюсы – сбережение эксплуатационного ресурса авто и экология.

Одно время возникала проблема с рефрижераторами. Сегодня ее в Европе решают путем создания платформ с автономными генераторами – чтобы товар не испортился.

Двигатель машины заглушен, выхлопные газы не выбрасываются в атмосферу. Кто-то скажет, что локомотивы работают на тяжелом топливе. Тут можно возразить: вредные парниковые выбросы фур больше, чем у грузовых поездов примерно в четыре раза.

Минусы


Они тоже есть, и главный из них – необходимость наличия соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы погрузить контейнер с колесами на ж/д платформу, необходима особая подъемная техника с захватами – ричстакер. Работать на ней могут только специалисты, которых надо предварительно обучить.

Для контрейлерных перевозок нужна погрузочная спецтехника. Фото: youtube.com

Другой момент: если перевозится автомобильный полуприцеп, понадобится т. н. корзина, а их пока выпускают слишком мало. Самостоятельный заезд фуры тоже требует специального интермодального терминала на ж/д станции.

Законодательство


Есть и другие проблемы: страны, где осуществляются подобные перевозки, должны иметь одинаковую ширину колеи. Кроме того, потребуется правовая основа для оформления контрейлера, который считается транспортной единицей. Излишне говорить, что правила проезда таких составов в двух соседних странах должны быть согласованы.

Полная загрузка и порожняк


Понятно, что выгодно отправлять сразу несколько контрейлеров в составе поезда. Из точки «А» в «Б», допустим, фуры уедут на платформах гружеными, а вот обратно? Гнать порожняк экономически нецелесообразно. Тут все опять упирается в логистику, систему организации подобных грузоперевозок.

Как обстоят дела с контрейлерами в России


Здесь все достаточно сложно. На словах начальство ратует за такой способ транспортировки: соответствующая концепция разработана еще в 2011-м году. Другое дело, что далеко не для всех регионов она подходит. В центре России, где развита сеть автомобильных дорог, которые по сравнению с европейскими, мало загружены, контрейлерные перевозки будут экономически неэффективными. Иное дело – Сибирь, Дальний Восток. Там подобный способ транспортировки выгоден при определенных условиях.

Контрейлерный состав отправляется из Москвы в Новосибирск. Фото: youtube.com

Если говорить о городах, то наиболее «продвинутым» в этом плане считается Новосибирск. Там уже принимают контрейлерные поезда из Московской области. Правда, пока не на регулярной основе. При этом на станции для погрузочно-разгрузочных работ сумели приспособить и обычные козловые краны.

Закрепление транспорта на платформе. Фото: youtube.com

Хотя, ричстакеры тоже есть. Заказчиков не устраивает скорость работ на станции. Например, погрузка одного полуприцепа занимает 20 мин. И это считается чуть ли не рекордом.

За неполный час в европейском терминале готовят к отправке целый контрейлерный поезд. Например, во французском Кале за сутки грузят до 900 полуприцепов. Примерно сотня транспортных средств занимает свое место на платформах каждые 37-40 мин. Компания CargoBeamer формирует поезд из 36 платформ за 20 мин.

В России некоторые транспортные компании пытались использовать контрейлерные перевозки, надеясь на сиюминутную выгоду. Однако, экспериментаторы изначально совершили ошибку, используя для перевозок центр России с его развитыми автодорогами. Так, компания Globaltruck в 2020-м отправила 4 мая прицеп из Подмосковья (ст. Электроугли) в Тульскую область. Обратно он, груженый, вернулся 16 числа того же месяца. А расстояние – всего-то 226 км, если ехать по автотрассе.

Разгрузка прибывшего контрейлерного состава. Фото: youtube.com

Неудачей окончились попытки наладить контрейлерное сообщение с соседней Финляндией. Здесь сначала препятствием стало отсутствие координации действий на таможнях двух стран по оформлению груза. Ну, а позже хорошее начинание «добили» санкции.

Перспективы контрейлерных перевозок в РФ


Несмотря на неудачи, российские железнодорожники надежды на успех не теряют. Руководство РЖД после тестовых перевозок (осуществлялись с терминала «Белый аист» в Московской области) заявило, что в случае массовых отправок составов время, затрачиваемое на погрузку контрейлеров, не будет превышать продолжительность такой же операции для обычных контейнеров. На сегодня более-менее хорошо работает перегон из столицы в Новосибирск и обратно. Что получится дальше – покажет время.
А вы что думаете о контрейлерных перевозках?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....