Контрейлерные перевозки – что это такое и приживется ли в России?
Одна из важнейших отраслей хозяйства любого государства – грузоперевозки и связанная с ними логистика. От них зависит развитие экономики, а если говорить проще, цены на товары. Контрейлерные перевозки – один из интересных способов транспортировки, хорошо развитый в США, Европе и пока еще малоизученный в России.
Железные и автомобильные дороги во многих странах сегодня загружены по максимуму: зачастую получается, что они дублируют маршруты. Так почему бы на некоторых участках не совместить два вида транспорта?
Впервые они появились в Канаде и США: изначально такой способ перевозки назывался piggyback, что в переводе с жаргонного буквально означает «на спине». Название, как нельзя лучше, показывает сущность процесса. Контрейлер, говоря официальным языком – контейнер со своей ходовой частью и на автомобильных колесах.
Впрочем, термин, о котором идет речь, может обозначать и полноценную фуру, загруженную на специальную низкопрофильную ж/д платформу. Есть еще пара разновидностей контрейлеров:
✅ Роудлейеры – имеют сразу два вида подвески: для автомобильных и железных дорог. Те или другие колеса, в зависимости от типа поверхности, приподнимаются.
✅ Стриктейнеры – контрейлеры с сочлененным кузовом, помогающим легче входить в повороты.
Чаще всего их грузоподъемность – в пределах 6-20 тонн. Количество осей – до четырех. Наибольшей популярностью пользуются перевозки фур: в таких случаях они едут на ж/д платформе вместе с водителем.
Это могут быть отдаленные районы, куда просто нет нормальных автомобильных дорог, а вот железные – есть. Или такая ситуация: ж/д ветка ведет от одного крупного центра до другого, а дальше – тупик. Но зато развита сеть локальных автодорог. Еще подобный вид транспортировки востребован в горных районах с ж/д сетью, где передвигающиеся по серпантину фуры могут перегородить путь встречным машинам.
Поэтому контрейлеры завоевали популярность в альпийских государствах – Австрии, Италии, Швейцарии. Транспортировка грузов вышеописанным способом востребована и в других европейских странах, где автодороги сильно перегружены. В ЕС такая технология называется rolling motorway, что значит, «катящееся шасси» (сокращенно RO-MO). Данный способ транспортировки занимает примерно 30%.
С первого взгляда, плюсов здесь достаточно. И главный из них заключается в мультимодальности: т. е. товар доставляется по принципу «до двери». А это уже влияет на его стоимость – в лучшую для потребителя сторону.
Второй плюс – разгрузка автотрасс. Использование контрейлерных перевозок позволяет объезжать участки дорог, где большая вероятность возникновения пробок, увеличивающих время прохождение маршрута. Если при постановке контейнера с колесами на ж/д платформу тягач не используется, это значит, что он может быть задействован где-то в другом месте. А это уже выгодно компании-владельцу. Если же фура едет по железной дороге с водителем, опять появляются плюсы – сбережение эксплуатационного ресурса авто и экология.
Двигатель машины заглушен, выхлопные газы не выбрасываются в атмосферу. Кто-то скажет, что локомотивы работают на тяжелом топливе. Тут можно возразить: вредные парниковые выбросы фур больше, чем у грузовых поездов примерно в четыре раза.
Они тоже есть, и главный из них – необходимость наличия соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы погрузить контейнер с колесами на ж/д платформу, необходима особая подъемная техника с захватами – ричстакер. Работать на ней могут только специалисты, которых надо предварительно обучить.
Другой момент: если перевозится автомобильный полуприцеп, понадобится т. н. корзина, а их пока выпускают слишком мало. Самостоятельный заезд фуры тоже требует специального интермодального терминала на ж/д станции.
Есть и другие проблемы: страны, где осуществляются подобные перевозки, должны иметь одинаковую ширину колеи. Кроме того, потребуется правовая основа для оформления контрейлера, который считается транспортной единицей. Излишне говорить, что правила проезда таких составов в двух соседних странах должны быть согласованы.
Понятно, что выгодно отправлять сразу несколько контрейлеров в составе поезда. Из точки «А» в «Б», допустим, фуры уедут на платформах гружеными, а вот обратно? Гнать порожняк экономически нецелесообразно. Тут все опять упирается в логистику, систему организации подобных грузоперевозок.
Здесь все достаточно сложно. На словах начальство ратует за такой способ транспортировки: соответствующая концепция разработана еще в 2011-м году. Другое дело, что далеко не для всех регионов она подходит. В центре России, где развита сеть автомобильных дорог, которые по сравнению с европейскими, мало загружены, контрейлерные перевозки будут экономически неэффективными. Иное дело – Сибирь, Дальний Восток. Там подобный способ транспортировки выгоден при определенных условиях.
Если говорить о городах, то наиболее «продвинутым» в этом плане считается Новосибирск. Там уже принимают контрейлерные поезда из Московской области. Правда, пока не на регулярной основе. При этом на станции для погрузочно-разгрузочных работ сумели приспособить и обычные козловые краны.
Хотя, ричстакеры тоже есть. Заказчиков не устраивает скорость работ на станции. Например, погрузка одного полуприцепа занимает 20 мин. И это считается чуть ли не рекордом.
В России некоторые транспортные компании пытались использовать контрейлерные перевозки, надеясь на сиюминутную выгоду. Однако, экспериментаторы изначально совершили ошибку, используя для перевозок центр России с его развитыми автодорогами. Так, компания Globaltruck в 2020-м отправила 4 мая прицеп из Подмосковья (ст. Электроугли) в Тульскую область. Обратно он, груженый, вернулся 16 числа того же месяца. А расстояние – всего-то 226 км, если ехать по автотрассе.
Неудачей окончились попытки наладить контрейлерное сообщение с соседней Финляндией. Здесь сначала препятствием стало отсутствие координации действий на таможнях двух стран по оформлению груза. Ну, а позже хорошее начинание «добили» санкции.
Несмотря на неудачи, российские железнодорожники надежды на успех не теряют. Руководство РЖД после тестовых перевозок (осуществлялись с терминала «Белый аист» в Московской области) заявило, что в случае массовых отправок составов время, затрачиваемое на погрузку контрейлеров, не будет превышать продолжительность такой же операции для обычных контейнеров. На сегодня более-менее хорошо работает перегон из столицы в Новосибирск и обратно. Что получится дальше – покажет время.
Железные и автомобильные дороги во многих странах сегодня загружены по максимуму: зачастую получается, что они дублируют маршруты. Так почему бы на некоторых участках не совместить два вида транспорта?
Контрейлеры
Впервые они появились в Канаде и США: изначально такой способ перевозки назывался piggyback, что в переводе с жаргонного буквально означает «на спине». Название, как нельзя лучше, показывает сущность процесса. Контрейлер, говоря официальным языком – контейнер со своей ходовой частью и на автомобильных колесах.
Фура с водителем на платформе. Фото: youtube.com
Впрочем, термин, о котором идет речь, может обозначать и полноценную фуру, загруженную на специальную низкопрофильную ж/д платформу. Есть еще пара разновидностей контрейлеров:
✅ Роудлейеры – имеют сразу два вида подвески: для автомобильных и железных дорог. Те или другие колеса, в зависимости от типа поверхности, приподнимаются.
✅ Стриктейнеры – контрейлеры с сочлененным кузовом, помогающим легче входить в повороты.
Чаще всего их грузоподъемность – в пределах 6-20 тонн. Количество осей – до четырех. Наибольшей популярностью пользуются перевозки фур: в таких случаях они едут на ж/д платформе вместе с водителем.
Где используют контрейлерные перевозки
Это могут быть отдаленные районы, куда просто нет нормальных автомобильных дорог, а вот железные – есть. Или такая ситуация: ж/д ветка ведет от одного крупного центра до другого, а дальше – тупик. Но зато развита сеть локальных автодорог. Еще подобный вид транспортировки востребован в горных районах с ж/д сетью, где передвигающиеся по серпантину фуры могут перегородить путь встречным машинам.
В горах контрейлерные перевозки – обычное дело. Фото: youtube.com
Поэтому контрейлеры завоевали популярность в альпийских государствах – Австрии, Италии, Швейцарии. Транспортировка грузов вышеописанным способом востребована и в других европейских странах, где автодороги сильно перегружены. В ЕС такая технология называется rolling motorway, что значит, «катящееся шасси» (сокращенно RO-MO). Данный способ транспортировки занимает примерно 30%.
Преимущества контрейлерных перевозок
С первого взгляда, плюсов здесь достаточно. И главный из них заключается в мультимодальности: т. е. товар доставляется по принципу «до двери». А это уже влияет на его стоимость – в лучшую для потребителя сторону.
Гигантская пробка из фур. Фото: youtube.com
Второй плюс – разгрузка автотрасс. Использование контрейлерных перевозок позволяет объезжать участки дорог, где большая вероятность возникновения пробок, увеличивающих время прохождение маршрута. Если при постановке контейнера с колесами на ж/д платформу тягач не используется, это значит, что он может быть задействован где-то в другом месте. А это уже выгодно компании-владельцу. Если же фура едет по железной дороге с водителем, опять появляются плюсы – сбережение эксплуатационного ресурса авто и экология.
Одно время возникала проблема с рефрижераторами. Сегодня ее в Европе решают путем создания платформ с автономными генераторами – чтобы товар не испортился.
Двигатель машины заглушен, выхлопные газы не выбрасываются в атмосферу. Кто-то скажет, что локомотивы работают на тяжелом топливе. Тут можно возразить: вредные парниковые выбросы фур больше, чем у грузовых поездов примерно в четыре раза.
Минусы
Они тоже есть, и главный из них – необходимость наличия соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы погрузить контейнер с колесами на ж/д платформу, необходима особая подъемная техника с захватами – ричстакер. Работать на ней могут только специалисты, которых надо предварительно обучить.
Для контрейлерных перевозок нужна погрузочная спецтехника. Фото: youtube.com
Другой момент: если перевозится автомобильный полуприцеп, понадобится т. н. корзина, а их пока выпускают слишком мало. Самостоятельный заезд фуры тоже требует специального интермодального терминала на ж/д станции.
Законодательство
Есть и другие проблемы: страны, где осуществляются подобные перевозки, должны иметь одинаковую ширину колеи. Кроме того, потребуется правовая основа для оформления контрейлера, который считается транспортной единицей. Излишне говорить, что правила проезда таких составов в двух соседних странах должны быть согласованы.
Полная загрузка и порожняк
Понятно, что выгодно отправлять сразу несколько контрейлеров в составе поезда. Из точки «А» в «Б», допустим, фуры уедут на платформах гружеными, а вот обратно? Гнать порожняк экономически нецелесообразно. Тут все опять упирается в логистику, систему организации подобных грузоперевозок.
Как обстоят дела с контрейлерами в России
Здесь все достаточно сложно. На словах начальство ратует за такой способ транспортировки: соответствующая концепция разработана еще в 2011-м году. Другое дело, что далеко не для всех регионов она подходит. В центре России, где развита сеть автомобильных дорог, которые по сравнению с европейскими, мало загружены, контрейлерные перевозки будут экономически неэффективными. Иное дело – Сибирь, Дальний Восток. Там подобный способ транспортировки выгоден при определенных условиях.
Контрейлерный состав отправляется из Москвы в Новосибирск. Фото: youtube.com
Если говорить о городах, то наиболее «продвинутым» в этом плане считается Новосибирск. Там уже принимают контрейлерные поезда из Московской области. Правда, пока не на регулярной основе. При этом на станции для погрузочно-разгрузочных работ сумели приспособить и обычные козловые краны.
Закрепление транспорта на платформе. Фото: youtube.com
Хотя, ричстакеры тоже есть. Заказчиков не устраивает скорость работ на станции. Например, погрузка одного полуприцепа занимает 20 мин. И это считается чуть ли не рекордом.
За неполный час в европейском терминале готовят к отправке целый контрейлерный поезд. Например, во французском Кале за сутки грузят до 900 полуприцепов. Примерно сотня транспортных средств занимает свое место на платформах каждые 37-40 мин. Компания CargoBeamer формирует поезд из 36 платформ за 20 мин.
В России некоторые транспортные компании пытались использовать контрейлерные перевозки, надеясь на сиюминутную выгоду. Однако, экспериментаторы изначально совершили ошибку, используя для перевозок центр России с его развитыми автодорогами. Так, компания Globaltruck в 2020-м отправила 4 мая прицеп из Подмосковья (ст. Электроугли) в Тульскую область. Обратно он, груженый, вернулся 16 числа того же месяца. А расстояние – всего-то 226 км, если ехать по автотрассе.
Разгрузка прибывшего контрейлерного состава. Фото: youtube.com
Неудачей окончились попытки наладить контрейлерное сообщение с соседней Финляндией. Здесь сначала препятствием стало отсутствие координации действий на таможнях двух стран по оформлению груза. Ну, а позже хорошее начинание «добили» санкции.
Перспективы контрейлерных перевозок в РФ
Несмотря на неудачи, российские железнодорожники надежды на успех не теряют. Руководство РЖД после тестовых перевозок (осуществлялись с терминала «Белый аист» в Московской области) заявило, что в случае массовых отправок составов время, затрачиваемое на погрузку контрейлеров, не будет превышать продолжительность такой же операции для обычных контейнеров. На сегодня более-менее хорошо работает перегон из столицы в Новосибирск и обратно. Что получится дальше – покажет время.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Обновленный внедорожный автобус КАМАЗ – теперь с газовым китайским двигателем
КАМАЗ не собирается почивать на лаврах, ограничив свой модельный ряд грузовиками и стандартными автобусами. Имея большой опыт в производстве техники повышенной...
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...
Производство вертолетных двигателей ВК-2500 в текущем году увеличилось в разы
Эти силовые агрегаты предназначены для вертолетов Ми-8 и Ка-50. В 2024 году уже произведено 700 двигателей....
Минпромторг России утвердил бюджет на разработку самолета МС-21-200
Укороченная версия самолета сможет вместить 40 пассажиров. Сократят на одну секцию фюзеляжа....
Полный привод за копейки – нужен всего лишь стартер
Фантазия наших «кулибиных» не знает границ. Грядет зима, и в этот период почти на каждом моноприводном автомобиле хочется иметь 4WD «про запас». Подключаемый...
Сравнили классическую Ниву с «новой» – есть ли разница?
Оригинальный советский внедорожник появился в продаже 47 лет назад. Это «серьезная» цифра, в особенности, когда речь идет об автомобиле. Для сравнения, еще...
В России скоро появится новый автомобильный бренд – официально и с технологиями Volvo
Речь про Lynk & Co. В линейке будут гибриды, электрокары и классические двигатели внутреннего сгорания....