Российский парусник «Седов» – более сотни лет на плаву
Современные суда давно перестали удивлять. Развеялся ореол романтики, теперь это просто машины, лишенные «души». Конечно, есть красивые военные корабли или стильные туристические яхты. Но это вовсе не то, что было раньше, когда не использовали двигатели.
То ли дело парусники – они изящные и стильные. Чтобы плавать на них нужно мастерство, нарабатываемое годами.
Конечно, энтузиасты по всему миру строят яхты. Целенаправленно на них не устанавливают двигатели, обходясь парусами. Но разве можно сравнить эти небольшие суденышки с величавыми галеонами прошлого?
А ведь существуют еще огромные парусники. И российский барк «Седов» именно такой. Кстати, он считается самым большим парусником, сохранившимся «на плаву» в мире. Сегодня мы расскажем его интересную историю, а также о том, как стать пассажиром этого судна.
Барк построила немецкая верфь Germaniawerft (Германия). Она принадлежала богатому промышленнику Круппу. Тому самому, который разработал рецепты лучшей на протяжении десятилетий стали.
Никаких парусных барков на Germaniawerft не производили и не планировали делать. Ведь это изначально была военная верфь. Но проигрыш в Первой Мировой войне наложил свой отпечаток. Пришлось переходить на «мирные рельсы» или закрываться.
Естественно, Крупп понимал, что рано или поздно Германии потребуется военный потенциал. Поэтому верфь перешла на выпуск пароходов и яхт.
Заодно производитель решил построить и несколько парусников. Похоже, романтика морских путешествий овладела и душой Круппа.
Это были:
✅ Барк Magdalene Vinnen II, впоследствии «Седов»
✅ Шхуна Mary
✅ Баркентина Adolf Vinnen
Только первое судно «дожило» до наших дней. Что касается верфи, то ее разрушили в 1945 году – как крупнейший военный объект Кригсмарина.
Барк Magdalene Vinnen II построен в марте 1921 года. Заказчиком был Адольф Виннер, и он назвал судно в честь своей жены. Это большой сухогруз, предназначенный для дальних рейсов.
Адольф Виннер имел привычку все свои корабли называть в честь родни. Огромный парусный барк стал Magdalene Vinnen II не просто так. Магдалене тогда было 37 лет, а мужу 53 года, так что молодую жену он любил. Судя по римской цифре II, это не первое судно в честь супруги.
В 1921 году барк Magdalene Vinnen II входил в пятерку крупнейших парусников в мире. Там он занимал почетное четвертое место. Сухогруз плавал в Южную Америку и Австралию.
Для передвижения в основном использовались паруса, хоть небольшой двигатель и имелся. Так вот, в первом же рейсе до Буэнос-Айреса парусник потратил 20 тонн угля. Не только для паровой машины. На борту имелись все удобства, вроде электричества, радиосвязи и опреснительной установки.
А пароход тех времен с таким же водоизмещением потратил бы около 600 тонн угля. Разница очевидна. Другой вопрос, что скорость парусника куда больше зависела от капризов природы.
Кстати, бывали случаи, когда пароходы даже отставали от своих соперников. Но паровые машины выиграли. В первую очередь потому, что они поддерживали постоянную скорость, что помогало планировать прибытие грузов. Но в любом случае, барк Magdalene Vinnen II был красавцем и постоянно вызывал восхищение одним своим видом.
В 1930-х годах Европу накрыл очередной экономический кризис. Компания «Ф.А. Виннен & Ко», владелец сухогруза Magdalene Vinnen II, пережить его не смогла. Весь флот пришлось распродать.
Нашел нового владельца и барк – им стала компания «Норддойчер Ллойд». Корабль переименовали в честь Николауса Йонсена, заслуженного капитана фирмы. Барк назвали «Командор Йонсен».
Новый владелец решил сделать учебное судно для своих моряков, но от коммерческой эксплуатации не отказались. Корабль переоборудовали – теперь он мог принять на борт сначала 60, а потом и 100 практикантов. Для них же увеличили камбуз, поставили 40-тонную цистерну для питьевой воды, оборудовали дополнительные туалеты.
Впрочем, до начала Второй Мировой войны «Командор Йонсен» совершил только восемь рейсов. Интересно, что и в это время его использовали для учебных походов.
В 1945 году барк получили англичане. Потом его передали Советскому Союзу – в качестве репарационных выплат. В 1946 году судно переименовали в «Седов», в честь известного ученого-географа, погибшего во время экспедиции к северному полюсу.
Что делать с парусником – в СССР не знали, тем более, состояние его после рук англичан было плачевным. Судно поставили «на прикол», где оно постепенно ветшало.
Впрочем, благодаря новому капитану, назначенному в 1948 году, барк все-таки отремонтировали. После чего начали использовать в качестве учебного. Возрожденное судно совершило пробный рейс в 1952 году. В походе оно прекрасно зарекомендовало себя, после чего служило несколько лет для обучения моряков и выходило в Атлантику.
В 1957 году «Седов» был передан ученым. Как оказалось, парусник идеален для научно-экспедиционной работы, в первую очередь, благодаря отсутствию вибраций от двигателя. Судно пришлось «ко двору» и трудилось в новом амплуа до 1965 года включительно.
Но потом чиновники решили, что ученым слишком хорошо живется. Их рабочие дни проходят как у капиталистов – отдых, морские круизы, тропики. В общем, «лавочку прикрыли». Бюрократов не интересовало, сколько открытий совершили океанографы.
Буквально спас «Седова» бывший капитан судна – Митрофанов. Он долго боролся с бюрократами, подключил общественное движение, энтузиастов и ученых. И наконец добился своего – барк отправили на ремонт.
Последний длился с 1973 по 1981 годы. После этого судно отправили в рижский порт, где его и оставили. «Седов» опять стал учебным барком.
Кстати, на рубеже существования Советского Союза, в 1991 году, было принято решение, повлиявшее на судьбу судна. Парусник отдали морскому училищу в Мурманске. Если бы этого не произошло, Россия бы потеряла барк.
Сейчас «Седов» является учебным судном. Переименовывать барк не стали, зато успели несколько раз отремонтировать. В 2012-2013 годах парусник даже совершил первое в своей истории кругосветное путешествие.
Кроме обучения матросов, «Седов» используется и в туристической деятельности. Например, сейчас туда может попасть любой желающий. Только не в качестве туриста, а инопрактикантом. И не важно, что человек может быть россиянином – все равно его так назовут.
Дело в юридических ограничениях. «Седов» является учебно-парусным судном, а не круизным лайнером, с этим нужно считаться. Кстати, иностранцам месяц плавания обойдется примерно в 10 тысяч евро (1,05 млн рублей).
Некоторые туристы предпочитают «тянуть лямку» вместе с курсантами, то есть, работать с ними наравне и жить в таких же условиях. Именно для инопрактикантов выделено пять кубриков, в которых могут разместиться до 40 человек.
Барк «Седов» – это «живое» напоминание об ушедшей эпохе парусников. Радует, что самое большое судно такого типа сохранили именно в России.
То ли дело парусники – они изящные и стильные. Чтобы плавать на них нужно мастерство, нарабатываемое годами.
Конечно, энтузиасты по всему миру строят яхты. Целенаправленно на них не устанавливают двигатели, обходясь парусами. Но разве можно сравнить эти небольшие суденышки с величавыми галеонами прошлого?
Барк «Седов» по-прежнему радует своих курсантов и пассажиров. Фото: youtube.com
А ведь существуют еще огромные парусники. И российский барк «Седов» именно такой. Кстати, он считается самым большим парусником, сохранившимся «на плаву» в мире. Сегодня мы расскажем его интересную историю, а также о том, как стать пассажиром этого судна.
Он не должен был появиться
Барк построила немецкая верфь Germaniawerft (Германия). Она принадлежала богатому промышленнику Круппу. Тому самому, который разработал рецепты лучшей на протяжении десятилетий стали.
Никаких парусных барков на Germaniawerft не производили и не планировали делать. Ведь это изначально была военная верфь. Но проигрыш в Первой Мировой войне наложил свой отпечаток. Пришлось переходить на «мирные рельсы» или закрываться.
Барк «Седов» швартуется в Мурманске. Фото: youtube.com
Естественно, Крупп понимал, что рано или поздно Германии потребуется военный потенциал. Поэтому верфь перешла на выпуск пароходов и яхт.
Заодно производитель решил построить и несколько парусников. Похоже, романтика морских путешествий овладела и душой Круппа.
Это были:
✅ Барк Magdalene Vinnen II, впоследствии «Седов»
✅ Шхуна Mary
✅ Баркентина Adolf Vinnen
Только первое судно «дожило» до наших дней. Что касается верфи, то ее разрушили в 1945 году – как крупнейший военный объект Кригсмарина.
«Рождение»
Барк Magdalene Vinnen II построен в марте 1921 года. Заказчиком был Адольф Виннер, и он назвал судно в честь своей жены. Это большой сухогруз, предназначенный для дальних рейсов.
Изначально барк назвали Magdalene Vinnen II и он был сухогрузом. Фото: youtube.com
Адольф Виннер имел привычку все свои корабли называть в честь родни. Огромный парусный барк стал Magdalene Vinnen II не просто так. Магдалене тогда было 37 лет, а мужу 53 года, так что молодую жену он любил. Судя по римской цифре II, это не первое судно в честь супруги.
В 1921 году барк Magdalene Vinnen II входил в пятерку крупнейших парусников в мире. Там он занимал почетное четвертое место. Сухогруз плавал в Южную Америку и Австралию.
Несмотря на то, что эпоха парусников к тому времени уже подходила к концу, одно серьезное преимущество у Magdalene Vinnen II все же было. Это топливная экономия.
Для передвижения в основном использовались паруса, хоть небольшой двигатель и имелся. Так вот, в первом же рейсе до Буэнос-Айреса парусник потратил 20 тонн угля. Не только для паровой машины. На борту имелись все удобства, вроде электричества, радиосвязи и опреснительной установки.
Когда барк «Седов» в Мурманске, на его борт можно подняться в рамках экскурсии. Фото: youtube.com
А пароход тех времен с таким же водоизмещением потратил бы около 600 тонн угля. Разница очевидна. Другой вопрос, что скорость парусника куда больше зависела от капризов природы.
Кстати, бывали случаи, когда пароходы даже отставали от своих соперников. Но паровые машины выиграли. В первую очередь потому, что они поддерживали постоянную скорость, что помогало планировать прибытие грузов. Но в любом случае, барк Magdalene Vinnen II был красавцем и постоянно вызывал восхищение одним своим видом.
Новое имя
В 1930-х годах Европу накрыл очередной экономический кризис. Компания «Ф.А. Виннен & Ко», владелец сухогруза Magdalene Vinnen II, пережить его не смогла. Весь флот пришлось распродать.
Чтобы управляться с парусами «Седова», нужна сноровка и сила. Фото: youtube.com
Нашел нового владельца и барк – им стала компания «Норддойчер Ллойд». Корабль переименовали в честь Николауса Йонсена, заслуженного капитана фирмы. Барк назвали «Командор Йонсен».
Новый владелец решил сделать учебное судно для своих моряков, но от коммерческой эксплуатации не отказались. Корабль переоборудовали – теперь он мог принять на борт сначала 60, а потом и 100 практикантов. Для них же увеличили камбуз, поставили 40-тонную цистерну для питьевой воды, оборудовали дополнительные туалеты.
Впрочем, до начала Второй Мировой войны «Командор Йонсен» совершил только восемь рейсов. Интересно, что и в это время его использовали для учебных походов.
«Седов» на грани
В 1945 году барк получили англичане. Потом его передали Советскому Союзу – в качестве репарационных выплат. В 1946 году судно переименовали в «Седов», в честь известного ученого-географа, погибшего во время экспедиции к северному полюсу.
На борту «Седова» есть специальная мастерская по ремонту парусов. Фото: youtube.com
Что делать с парусником – в СССР не знали, тем более, состояние его после рук англичан было плачевным. Судно поставили «на прикол», где оно постепенно ветшало.
Впрочем, благодаря новому капитану, назначенному в 1948 году, барк все-таки отремонтировали. После чего начали использовать в качестве учебного. Возрожденное судно совершило пробный рейс в 1952 году. В походе оно прекрасно зарекомендовало себя, после чего служило несколько лет для обучения моряков и выходило в Атлантику.
Наука и Минрыбхоз
В 1957 году «Седов» был передан ученым. Как оказалось, парусник идеален для научно-экспедиционной работы, в первую очередь, благодаря отсутствию вибраций от двигателя. Судно пришлось «ко двору» и трудилось в новом амплуа до 1965 года включительно.
Но потом чиновники решили, что ученым слишком хорошо живется. Их рабочие дни проходят как у капиталистов – отдых, морские круизы, тропики. В общем, «лавочку прикрыли». Бюрократов не интересовало, сколько открытий совершили океанографы.
В 1966 году барк был отобран у ученых и передан Министерству рыбного хозяйства. Естественно, применения ему там не нашлось. Парусник отправили «на прикол», где он простоял до 1973 года.
Буквально спас «Седова» бывший капитан судна – Митрофанов. Он долго боролся с бюрократами, подключил общественное движение, энтузиастов и ученых. И наконец добился своего – барк отправили на ремонт.
Экскурсии на барк «Седов» неизменно популярны. Фото: youtube.com
Последний длился с 1973 по 1981 годы. После этого судно отправили в рижский порт, где его и оставили. «Седов» опять стал учебным барком.
Кстати, на рубеже существования Советского Союза, в 1991 году, было принято решение, повлиявшее на судьбу судна. Парусник отдали морскому училищу в Мурманске. Если бы этого не произошло, Россия бы потеряла барк.
Современность
Сейчас «Седов» является учебным судном. Переименовывать барк не стали, зато успели несколько раз отремонтировать. В 2012-2013 годах парусник даже совершил первое в своей истории кругосветное путешествие.
Кроме обучения матросов, «Седов» используется и в туристической деятельности. Например, сейчас туда может попасть любой желающий. Только не в качестве туриста, а инопрактикантом. И не важно, что человек может быть россиянином – все равно его так назовут.
Огромный штурвал «Седова» как будто из XIX века. Фото: youtube.com
Дело в юридических ограничениях. «Седов» является учебно-парусным судном, а не круизным лайнером, с этим нужно считаться. Кстати, иностранцам месяц плавания обойдется примерно в 10 тысяч евро (1,05 млн рублей).
Некоторые туристы предпочитают «тянуть лямку» вместе с курсантами, то есть, работать с ними наравне и жить в таких же условиях. Именно для инопрактикантов выделено пять кубриков, в которых могут разместиться до 40 человек.
Барк «Седов» – это «живое» напоминание об ушедшей эпохе парусников. Радует, что самое большое судно такого типа сохранили именно в России.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Стартовали продажи самого роскошного автомобиля от АвтоВАЗа – LADA Aura
Теперь седан доступен всем желающим. Пока купить его получится только в Москве и Санкт-Петербурге....
«ГАЗель Next» с 4,6-литровым V8 – это не сон, а реальность
«ГАЗель Next» – автомобиль, хорошо знакомый любителям грузовых и коммерческих машин. Однако проект, представленный автором YouTube-канала «NVA-Motors, выходит...
Дизельный УАЗ Профи отправлен на испытания – скоро автомобиль пойдет в серию
В паре с двухлитровым дизельным мотором будет работать новая 6-МКПП. Потом эти агрегаты получит и модель Патриот....
Откуда взялось слово «джип»
Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....