Советский «харлик» из 30-х – ХМЗ-1М
159

Советский «харлик» из 30-х – ХМЗ-1М

Отечественное мотоциклостроение никогда не блистало особо передовыми технологиями. Тем не менее в этой отрасли советские инженеры всегда предлагали широкий выбор практичных, нетребовательных и относительно недорогих моделей.


И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.

Советский «харлик» из 30-х – ХМЗ-1МХМЗ-1М мог стать очень востребованной моделью. Фото: youtube.com

Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный мотоцикл «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.

Американская копия или собственное видение


А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.

В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».

По этому же пути пытались идти и советские инженеры 30-х. Все началось с того, что на базе Харьковского автосборочного завода освоили выпуск неплохой для тех времен техники – мотоцикла ХМЗ-1М.


Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:

✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн

Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:

✅ четырехтактник
✅ рабочий объем – 350 куб. см
✅ мощность – 8 л. с

Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.

Harley Davidson Model B – сходство более чем заметно. Фото: youtube.com

Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.

С чего все начиналось


Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:

✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ

Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:

✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)

У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.

К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:

✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ расход топлива – 3,5 л/100 км
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ база – 1400 мм
✅ дорожный просвет – 124 мм
✅ максимальная скорость – 90 км/ч

Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.

Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного транспорта стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.

350-кубовый двигатель модели 1М. Фото: youtube.com

Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.

Дальнейшая история и ее завершение


Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.

Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.

375-кубовый двигатель модели 3М. Фото: youtube.com

После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.

Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного автомобиля с кубовым двигателем.

«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.

Многие конструктивные решения американцев взяты на вооружение. Фото: youtube.com

Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
А вам понравился ХМЗ-1М из 30-х?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....