Советский «харлик» из 30-х – ХМЗ-1М
Отечественное мотоциклостроение никогда не блистало особо передовыми технологиями. Тем не менее в этой отрасли советские инженеры всегда предлагали широкий выбор практичных, нетребовательных и относительно недорогих моделей.
И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.
Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный мотоцикл «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.
А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.
В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».
Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:
✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн
Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:
✅ четырехтактник
✅ рабочий объем – 350 куб. см
✅ мощность – 8 л. с
Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.
Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.
Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:
✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ
Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:
✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)
У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.
К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:
✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ расход топлива – 3,5 л/100 км
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ база – 1400 мм
✅ дорожный просвет – 124 мм
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.
Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного транспорта стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.
Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.
Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.
Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.
После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.
Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного автомобиля с кубовым двигателем.
«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.
Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.
ХМЗ-1М мог стать очень востребованной моделью. Фото: youtube.com
Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный мотоцикл «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.
Американская копия или собственное видение
А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.
В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».
По этому же пути пытались идти и советские инженеры 30-х. Все началось с того, что на базе Харьковского автосборочного завода освоили выпуск неплохой для тех времен техники – мотоцикла ХМЗ-1М.
Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:
✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн
Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:
✅ четырехтактник
✅ рабочий объем – 350 куб. см
✅ мощность – 8 л. с
Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.
Harley Davidson Model B – сходство более чем заметно. Фото: youtube.com
Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.
С чего все начиналось
Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:
✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ
Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:
✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)
У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.
К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:
✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ расход топлива – 3,5 л/100 км
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ база – 1400 мм
✅ дорожный просвет – 124 мм
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.
Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного транспорта стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.
350-кубовый двигатель модели 1М. Фото: youtube.com
Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.
Дальнейшая история и ее завершение
Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.
Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.
375-кубовый двигатель модели 3М. Фото: youtube.com
После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.
Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного автомобиля с кубовым двигателем.
«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.
Многие конструктивные решения американцев взяты на вооружение. Фото: youtube.com
Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Разработанный российскими инженерами грузовой БПЛА летает на расстояние до 1000 км и перевозит грузы в 300 кг. Эта машина – серьезный конкурент на рынке...
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Обновленный внедорожный автобус КАМАЗ – теперь с газовым китайским двигателем
КАМАЗ не собирается почивать на лаврах, ограничив свой модельный ряд грузовиками и стандартными автобусами. Имея большой опыт в производстве техники повышенной...
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...
Honda представила первый в мире компрессорный двигатель для мотоциклов
У этого мотора не существует аналогов. Производитель ориентируется на модели с большим рабочим объемом и планирует наладить серийное производство....
Минпромторг России утвердил бюджет на разработку самолета МС-21-200
Укороченная версия самолета сможет вместить 40 пассажиров. Сократят на одну секцию фюзеляжа....