
Советский «харлик» из 30-х – ХМЗ-1М
Отечественное мотоциклостроение никогда не блистало особо передовыми технологиями. Тем не менее в этой отрасли советские инженеры всегда предлагали широкий выбор практичных, нетребовательных и относительно недорогих моделей.
И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.
ХМЗ-1М мог стать очень востребованной моделью. Фото: youtube.com
Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный мотоцикл «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.
А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.
В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».
Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:
✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн
Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:
✅ четырехтактник
✅ рабочий объем – 350 куб. см
✅ мощность – 8 л. с
Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.
Harley Davidson Model B – сходство более чем заметно. Фото: youtube.com
Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.
Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:
✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ
Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:
✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)
У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.
К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:
✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ расход топлива – 3,5 л/100 км
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ база – 1400 мм
✅ дорожный просвет – 124 мм
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.
Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного транспорта стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.
350-кубовый двигатель модели 1М. Фото: youtube.com
Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.
Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.
Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.
375-кубовый двигатель модели 3М. Фото: youtube.com
После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.
Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного автомобиля с кубовым двигателем.
«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.
Многие конструктивные решения американцев взяты на вооружение. Фото: youtube.com
Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.

Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный мотоцикл «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.
Американская копия или собственное видение
А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.
В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».
По этому же пути пытались идти и советские инженеры 30-х. Все началось с того, что на базе Харьковского автосборочного завода освоили выпуск неплохой для тех времен техники – мотоцикла ХМЗ-1М.
Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:
✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн
Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:
✅ четырехтактник
✅ рабочий объем – 350 куб. см
✅ мощность – 8 л. с
Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.

Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.
С чего все начиналось
Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:
✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ
Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:
✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)
У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.
К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:
✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ расход топлива – 3,5 л/100 км
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ база – 1400 мм
✅ дорожный просвет – 124 мм
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.
Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного транспорта стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.

Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.
Дальнейшая история и ее завершение
Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.
Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.

После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.
Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного автомобиля с кубовым двигателем.
«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.

Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....