
Wartburg 1.3 – чем отличался бюджетный немец от ВАЗ-2105
В Советском Союзе автомобиль считался большой ценностью – купить его было сложно. Самым дорогим приобретением являлись модели Жигулей. Их выпускали на шасси Fiat, причем переделанном для советских реалий.
Ненамного лучше обстояли дела с автомобилями в странах соцлагеря. В Германии, разделенной на два государства – ГДР и ФРГ, сложилась парадоксальная ситуация. Одни немцы могли приобретать Мерседесы, БМВ, Фольксвагены и прочие современные автомобили. А жители ГДР оказались ущемленными.
Сегодня мы попробуем выяснить, какая машина лучше – советско-российский ВАЗ-2105 или ГДР-овский Wartburg 1.3. Оба авто выпускались какое-то время вместе, хотя «Пятерку» начали делать раньше и пережила она немецкого конкурента на 19 лет.
Появление
Историю автомобиля из ГДР можно начинать в 1965 году – когда дебютировала модель 353. Она отличалась нетипичным для Западной Европы двухтактным двигателем. Даже в СССР всегда выпускались четырехтактные моторы для легковых автомобилей.
Выглядит Wartburg 1.3 достаточно специфически. Фото: Youtube.com
В 1988 году ситуация исправилась – концерн Volkswagen решил помочь соотечественникам, предложив заводу в Айзенаха наладить сборку современных малолитражных двигателей. Так появился Wartburg 1.3.
Впрочем, модель не стала популярной, как ее предшественник. Всего с 1988 по 1991 годы было выпущено около 150 000 экземпляров этих автомобилей. Но после объединения Германии модель стала невостребованной – жители ГДР получили доступ к известным мировым брендам.
Последние партии Wartburg 1.3 в общем количестве 15 000 штук продали в СССР. Это стало возможным благодаря предприимчивой литовской фирме. После этой сделки ГДР-овские автомобили массово появились в Советском Союзе и перестали выглядеть диковинкой.
С Жигулями все было куда проще. Появился ВАЗ-2105 в 1979 году. Это было масштабное обновление модельного ряда. Вместо ВАЗ-2101/03 появилось семейство 2104-07.
Тонированная Лада в начале 90-х была солидным автомобилем. Фото: Youtube.com
По факту, новое поколение автомобилей осталось примерно на том же техническом уровне, но внешне оно стало выглядеть современнее.
Интересно, что ВАЗ-2105 и Wartburg 1.3 в 1988-89 годах одновременно предлагались покупателям в ГДР. Жигули назывались стильно – Lada Nova, и за них просили 9 000 дойчмарок.
Wartburg 1.3 стоил дороже – более 13 000.
Производитель объяснял разницу в цене просто:
Но внешне советский автомобиль выглядел современнее. Тем более, переднеприводный ВАЗ-2108 можно было приобрести за 11 000 марок, так что у немцев даже был выбор.
В СССР Wartburg 1.3 долгое время не продавался. Только в 1991 году завезли большую партию автомобилей. Они не конкурировали с ВАЗ-2105 – их просто разобрали моментально, ведь для советских граждан любая четырехдверная машина была желанна, а тем более иномарка.
Если поставить два автомобиля рядом, то большинство россиян сразу скажут, что «Пятерка» выглядит лучше. Возможно, что это говорит любовь к АвтоВАЗу, но инженерам действительно удалось создать на базе устаревшего Фиата достаточно современную модель.
Вартбурги и в ралли участвовали в свое время! Фото: Youtube.com
Если сравнивать «Пятерку» с авто того же класса из ФРГ, то она кажется безнадежно устаревшей. Но рядом с Wartburg 1.3 отечественная модель смотрится выигрышней.
По размерам два автомобиля были почти одинаковыми. Экземпляр из ГДР был длиннее на 86 мм, но ниже на 49 мм и уже на 40 мм.
Конструктивно Wartburg был более примитивным автомобилем, чем ВАЗ-2105. Его родословная шла от моделей образца 1955 года.
Создавая салоны, конструкторы из ГДР и ФРГ старались максимально осовременить свои устаревшие модели. ВАЗ-2105 получил новые передние кресла, угловатую приборную панель и новую обшивку дверей. Но пластик остался жестким, что не придавало модели уюта в салоне.
А вот посадка в Жигулях не изменилась – она «раскорячная», ведь база была все от того же Фиата-124.
Салон ВАЗ-2105 смотрится более современно. Фото: Youtube.com
Но Wartburg по салону не лучше, скорее, даже хуже. Водителю за рулем тут еще неудобнее, чем Жигулях. Дизайн больше всего напоминал советский Запорожец, особенно если обратить внимание на внутренние ручки и ничем не прикрытый металл на дверях.
Конструкторы попытались освежить дизайн за счет установки закругленной передней панели и крупными сиденьями. Ничего, кроме дисбаланса такие нововведения не принесли.
На счет оснащенности ВАЗ-2105 многие и так знают – никаких электростекол и прочих «наворотов» там в конце 1980-х годов, начале 1990-х не имелось, как и в Wartburg. Зато печка была – чего еще желать советскому человеку?
Wartburg 1.3 – это уникальная машина, вобравшая в себя конструкторские решения из разных периодов автомобилестроения. Начать нужно с того, что эта малолитражная модель рамная. Именно так – это конструкторские решения еще довоенного времени, дошедшие до конца 1980-х годов без особых изменений. Уровень безопасности повышался, но зато о динамике можно было сразу забыть из-за увеличения веса.
Но при этом автомобиль был переднеприводным, причем это реализовали еще на модели Wartburg 353, где ставился примитивный двухтактный мотор.
Двигатель под капотом Wartburg изготовлен по лицензии Фольксваген. Фото: Youtube.com
Раз уж коснулись двигателя – то у «немца» он был более современный, чем у ВАЗ-2105 – от Фольксваген. Этот силовой агрегат ставили на такие популярные модели, как Volkswagen Polo/ Golf II. Только у Wartburg 1.3 он был всегда карбюраторный.
«Пятерка» – это классический заднеприводный Жигуль без рамы. Двигатели на машину ставились разные, встречались даже роторные и дизельные (опытные партии). Но сравнивать с Вартбургом нужно мотор с индексом 2105 – он как раз имеет рабочий объем 1,3 литра.
Силовой агрегат четырехтактный, карбюраторный, развивает 64 л. с. Это больше чем у Wartburg 1.3, тот выдавал всего 58 л. с. Если учесть еще и наличие рамы у немца, сразу становится понятно, что советский автомобиль «делал» своего ГДР-овского конкурента как в городе, так и на трассе.
Привод ГРМ у ВАЗ-2105 был ременным. Кстати, такое конструкторское решение впервые применили именно на этой модели Жигулей. На тех «Пятерках», где использовали старые моторы 2101/03 привод ГРМ с цепью.
На этот вопрос можно ответить однозначно и без раздумий – конечно ВАЗ-2105! Этих автомобилей в России и СНГ сохранилось огромное количество, запчасти достать не проблема и стоят они дешево.
Были и такие Вартбурги в ГДР. Фото: Youtube.com
Что касается покупки Wartburg 1.3 – это так себе решение. Автомобиль сейчас редкий, запчасти достать сложно, разве что по двигателю Фольксваген проблем нет.
Кстати, немецкие Wartburg 1.3 сопротивляются коррозии гораздо лучше, чем ВАЗ-2105 одних с ними годов выпуска. Производитель давал автомобилю срок службы в 25 лет – это сказывается. Для сравнения, у ВАЗ-2105 этот ресурс равен всего 8 годам.
Wartburg 1.3 – это экземпляр скорее коллекционный, хотя сам по себе автомобиль никакой ценности не представляет. А вот ВАЗ-2105 – это полноценная «рабочая лошадка», которая уйдет на покой еще нескоро.
Ненамного лучше обстояли дела с автомобилями в странах соцлагеря. В Германии, разделенной на два государства – ГДР и ФРГ, сложилась парадоксальная ситуация. Одни немцы могли приобретать Мерседесы, БМВ, Фольксвагены и прочие современные автомобили. А жители ГДР оказались ущемленными.
Сегодня мы попробуем выяснить, какая машина лучше – советско-российский ВАЗ-2105 или ГДР-овский Wartburg 1.3. Оба авто выпускались какое-то время вместе, хотя «Пятерку» начали делать раньше и пережила она немецкого конкурента на 19 лет.
Появление
Историю автомобиля из ГДР можно начинать в 1965 году – когда дебютировала модель 353. Она отличалась нетипичным для Западной Европы двухтактным двигателем. Даже в СССР всегда выпускались четырехтактные моторы для легковых автомобилей.

В 1988 году ситуация исправилась – концерн Volkswagen решил помочь соотечественникам, предложив заводу в Айзенаха наладить сборку современных малолитражных двигателей. Так появился Wartburg 1.3.
Впрочем, модель не стала популярной, как ее предшественник. Всего с 1988 по 1991 годы было выпущено около 150 000 экземпляров этих автомобилей. Но после объединения Германии модель стала невостребованной – жители ГДР получили доступ к известным мировым брендам.
Да и завод в Айзенахе в 1990-м году превратился в филиал Опеля, которому Вартбурги были не нужны.
Последние партии Wartburg 1.3 в общем количестве 15 000 штук продали в СССР. Это стало возможным благодаря предприимчивой литовской фирме. После этой сделки ГДР-овские автомобили массово появились в Советском Союзе и перестали выглядеть диковинкой.
С Жигулями все было куда проще. Появился ВАЗ-2105 в 1979 году. Это было масштабное обновление модельного ряда. Вместо ВАЗ-2101/03 появилось семейство 2104-07.

По факту, новое поколение автомобилей осталось примерно на том же техническом уровне, но внешне оно стало выглядеть современнее.
Цены на машины
Интересно, что ВАЗ-2105 и Wartburg 1.3 в 1988-89 годах одновременно предлагались покупателям в ГДР. Жигули назывались стильно – Lada Nova, и за них просили 9 000 дойчмарок.
Wartburg 1.3 стоил дороже – более 13 000.
Производитель объяснял разницу в цене просто:
- ? Надежный двигатель Фольксваген
- ? Переднеприводная компоновка
- ? Рамное шасси
Но внешне советский автомобиль выглядел современнее. Тем более, переднеприводный ВАЗ-2108 можно было приобрести за 11 000 марок, так что у немцев даже был выбор.
В СССР Wartburg 1.3 долгое время не продавался. Только в 1991 году завезли большую партию автомобилей. Они не конкурировали с ВАЗ-2105 – их просто разобрали моментально, ведь для советских граждан любая четырехдверная машина была желанна, а тем более иномарка.
Внешние сравнения
Если поставить два автомобиля рядом, то большинство россиян сразу скажут, что «Пятерка» выглядит лучше. Возможно, что это говорит любовь к АвтоВАЗу, но инженерам действительно удалось создать на базе устаревшего Фиата достаточно современную модель.

Если сравнивать «Пятерку» с авто того же класса из ФРГ, то она кажется безнадежно устаревшей. Но рядом с Wartburg 1.3 отечественная модель смотрится выигрышней.
По размерам два автомобиля были почти одинаковыми. Экземпляр из ГДР был длиннее на 86 мм, но ниже на 49 мм и уже на 40 мм.
Но внешне ВАЗ-2105 выглядел более спортивно, растянуто. Wartburg же не производил впечатление красивого автомобиля. До сих пор немцы, особенно из бывшего ФРГ, удивляются, увидев модель из ГДР – она им кажется несуразной и уродливой.
Конструктивно Wartburg был более примитивным автомобилем, чем ВАЗ-2105. Его родословная шла от моделей образца 1955 года.
Что внутри?
Создавая салоны, конструкторы из ГДР и ФРГ старались максимально осовременить свои устаревшие модели. ВАЗ-2105 получил новые передние кресла, угловатую приборную панель и новую обшивку дверей. Но пластик остался жестким, что не придавало модели уюта в салоне.
А вот посадка в Жигулях не изменилась – она «раскорячная», ведь база была все от того же Фиата-124.

Но Wartburg по салону не лучше, скорее, даже хуже. Водителю за рулем тут еще неудобнее, чем Жигулях. Дизайн больше всего напоминал советский Запорожец, особенно если обратить внимание на внутренние ручки и ничем не прикрытый металл на дверях.
Конструкторы попытались освежить дизайн за счет установки закругленной передней панели и крупными сиденьями. Ничего, кроме дисбаланса такие нововведения не принесли.
На счет оснащенности ВАЗ-2105 многие и так знают – никаких электростекол и прочих «наворотов» там в конце 1980-х годов, начале 1990-х не имелось, как и в Wartburg. Зато печка была – чего еще желать советскому человеку?
Технические особенности «немца»
Wartburg 1.3 – это уникальная машина, вобравшая в себя конструкторские решения из разных периодов автомобилестроения. Начать нужно с того, что эта малолитражная модель рамная. Именно так – это конструкторские решения еще довоенного времени, дошедшие до конца 1980-х годов без особых изменений. Уровень безопасности повышался, но зато о динамике можно было сразу забыть из-за увеличения веса.
Но при этом автомобиль был переднеприводным, причем это реализовали еще на модели Wartburg 353, где ставился примитивный двухтактный мотор.

Раз уж коснулись двигателя – то у «немца» он был более современный, чем у ВАЗ-2105 – от Фольксваген. Этот силовой агрегат ставили на такие популярные модели, как Volkswagen Polo/ Golf II. Только у Wartburg 1.3 он был всегда карбюраторный.
Что может предложить ВАЗ-2105 по технике?
«Пятерка» – это классический заднеприводный Жигуль без рамы. Двигатели на машину ставились разные, встречались даже роторные и дизельные (опытные партии). Но сравнивать с Вартбургом нужно мотор с индексом 2105 – он как раз имеет рабочий объем 1,3 литра.
Силовой агрегат четырехтактный, карбюраторный, развивает 64 л. с. Это больше чем у Wartburg 1.3, тот выдавал всего 58 л. с. Если учесть еще и наличие рамы у немца, сразу становится понятно, что советский автомобиль «делал» своего ГДР-овского конкурента как в городе, так и на трассе.
Привод ГРМ у ВАЗ-2105 был ременным. Кстати, такое конструкторское решение впервые применили именно на этой модели Жигулей. На тех «Пятерках», где использовали старые моторы 2101/03 привод ГРМ с цепью.
Какой автомобиль лучше приобрести сейчас?
На этот вопрос можно ответить однозначно и без раздумий – конечно ВАЗ-2105! Этих автомобилей в России и СНГ сохранилось огромное количество, запчасти достать не проблема и стоят они дешево.

Что касается покупки Wartburg 1.3 – это так себе решение. Автомобиль сейчас редкий, запчасти достать сложно, разве что по двигателю Фольксваген проблем нет.
Кстати, немецкие Wartburg 1.3 сопротивляются коррозии гораздо лучше, чем ВАЗ-2105 одних с ними годов выпуска. Производитель давал автомобилю срок службы в 25 лет – это сказывается. Для сравнения, у ВАЗ-2105 этот ресурс равен всего 8 годам.
Wartburg 1.3 – это экземпляр скорее коллекционный, хотя сам по себе автомобиль никакой ценности не представляет. А вот ВАЗ-2105 – это полноценная «рабочая лошадка», которая уйдет на покой еще нескоро.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....