Пассажирские самолеты оснастят парашютами или придумают что-то другое?
357

Пассажирские самолеты оснастят парашютами или придумают что-то другое?

Вопрос о том, почему пассажирам самолетов не выдают парашюты, изначально кажется логичным. Это хоть какой-то, но все-таки шанс спастись в случае аварии – так думают многие.


Но реальность – совсем другое дело. И отсутствие парашютов на борту пассажирских лайнеров вполне обосновано. Есть множество причин, по которым такой способ спасения вряд ли приведет к положительному результату. Так почему не дают пассажирам парашюты?

Скорость


Во время Второй мировой пилоты летали на своих машинах, развивая в среднем до 500 км/ч. При таких условиях прыжок с парашютом возможен и никаких препятствий этому нет. Современные воздушные суда летают со скоростью почти 900 км/ч. В этом случае прыжок из лайнера неизбежно приведет к трагедии: сильнейший поток воздуха закрутит человека, затянет в двигатели или разобьет о крыло.

Пассажирские самолеты оснастят парашютами или придумают что-то другое?Из Ан-2 можно прыгать без опаски: его максимальная скорость 280 км/ч. Фото: youtube.com

А если прыгнуть через заднюю дверь, как показывают в кино и документальных фильмах? Это тоже бессмысленно: «парашютист» сразу же попадет в турбулентную зону, которую формирует хвостовое оперение. Вот на него и бросит тело человека, без шансов на спасение.

Высота


В 30-40-е годы самолеты в основном летали не выше 4-5 км от земли. На таком расстоянии прыжок с парашютом практически безопасен. Сегодня пассажирские суда набирают потолок порядка 9-10 тыс. м, где температура воздуха – в районе -50°. В принципе прыжок при таких условиях возможен (вспомните катапультирование военных летчиков), но потребуется специальное оснащение.

С такой высоты можно прыгать без кислородной маски. Фото: youtube.com

Это не только парашют, но и кислородная маска с баллоном, теплый защитный костюм и т. д. Даже если предположить безумную идею, что подобное снаряжение станут выдавать пассажирам, то они его просто не успеют надеть. Самолет теряет высоту очень быстро: через три минуты парашют уже будет бесполезен.

Даже при малейшем подозрении на разгерметизацию пассажиров просят одеть кислородные маски. Фото: youtube.com

И еще один момент – разгерметизация. Допустим, вам удалось добраться до двери и открыть ее. Из-за разницы давления вас тут же просто «высосет» из салона самолета. Медэксперты уверяют: на высоте в 10 тыс. м без кислородной маски человек проживет не более полуминуты.

Отсутствие подготовки и паника


Наверняка все видели, хотя бы по телевизору, что прыжкам с парашютом обучают, причем сначала на земле. И приобретение подобных навыков – непростая задача, в т. ч. психологическая. Нужно научиться не бояться высоты, уметь владеть телом в полете, правильно приземляться.

Интересно, а пассажир сам будет упаковывать парашют? Фото: youtube.com

В условиях чрезвычайной ситуации, на борту, где в узких проходах царит паника, надеть парашют и выпрыгнуть – просто нереально. Даже если получится, неумение обращаться со спасательным средством приведет к трагедии.

Статистика и технические моменты


Согласно ей, большинство аварий с самолетами в 80% (по другим данным в 85-90%) происходит при взлете или посадке. А в эти моменты парашют бесполезен. И не забывайте: авиалайнер на сегодня – самый безопасный вид транспорта.

Если «набить» самолет парашютами для пассажиров, то его масса неизменно увеличится. Это приведет к снижению летных характеристик воздушного судна. Упадет крейсерская скорость, уменьшится дальность, высота, увеличится время на выполнение рейса и расходы на топливо. Приплюсуйте сюда затраты на дополнительный инструктаж.

Экономика


Начать можно с банального – парашюты стоят денег, и немаленьких. А кто будет покупать спасательные средства? Не пассажиры же! Хотя некоторые «продвинутые» предлагают давать их напрокат. Авиаперевозчикам в любом случае это невыгодно: парашюты надо где-то хранить, проверять. В общем, кругом одни затраты. Кстати: пассажирам эти расходы тоже «неинтересны», т. к. цена на билет обязательно повысится.

И еще один фактор, о котором обычно умалчивают: авиакомпаниям невыгодно, если кто-то из пассажиров спасется, выживет. Дело в том, что такие счастливцы затребуют огромную компенсацию, которая по размеру значительно превысит (такие случаи были на практике) выплаты семьям погибших. Вот такая грустная арифметика.

Деньги нужны всем... Фото: youtube.com

Так что же – у пассажиров самолетов шансов выжить при аварии на высоте совсем нет? Это при современных-то технологиях? Есть! Причем средства спасения придуманы уже давно, даже спроектированы. Стоит рассмотреть, что предлагают конструкторы, инженеры, ученые.

Парашюты для самолетов


Легкие летательные аппараты во многих случаях (чаще опционально) оснащаются спасательными средствами. Имеется в виду специальный парашют, который с помощью пиропатрона автоматически или принудительно выстреливается на определенной высоте в случае ЧС. Производством подобных средств спасения, например, в России, много лет занимается небезызвестная компания МВЕН.

Безопасный спуск самолета на системе МВЕН. Фото: youtube.com

Ее продукция уже спасала жизни пилотам, а в некоторых случаях и пассажирам. Но все это годится для легких самолетов, а что делать, если на борту десятки пассажиров? Тут предлагается иное техническое решение.

Капсулы


Это не какая-то утопия: существует реальное воплощение подобного спасательного средства. Например, у самолета F-111 при экстремальной ситуации полностью отделяется кабина. Предлагаемый способ можно масштабировать и применять его для пассажирских лайнеров. Официально это называется «Система коллективного спасения».

Идея пришла в голову изобретателю парашюта россиянину Г. Е. Котельникову в 1923-м году. Глеб Евгеньевич получил даже патент. Но при тогдашнем развитии техники о реализации проекта не могло быть и речи. Позже подобные системы проектировали во многих странах.

По словам современных изобретателей, все основано на реальных технических решениях сегодняшнего дня. Они позволяют эвакуировать экипаж и пассажиров из аварийного самолета на высоте от десятков метров до нескольких километров. При этом гарантируется плавный спуск на землю или воду.

Подробности конструкции


Капсула (изготавливается из легких и прочных материалов) представляет собой салон, который крепится к фюзеляжу через автоматические системы. Вся проводка, иные соединения делаются «саморазъемными» (предполагается использовать специальные муфты).

«Пристегивание» капсулы к самолету. Фото: youtube.com

В случае аварийной ситуации капсула автоматически отсоединяется, из спецотсека выстреливаются парашюты. При опускании, когда земля уже близко, будут задействованы баллоны с газом в нижней части капсулы. Люки откроются автоматически по сигналу высотомера, что обеспечит мягкую посадку. Если же до земли совсем немного, включаются в работу ракетные двигатели, также размещенные в нижней части капсулы. Кстати, все ее «маневры» контролируются собственным бортовым компьютером.

Отсоединение капсулы при аварии. Фото: youtube.com

А что будет делать экипаж? Как только возникает ситуация, при которой спасение самолета становится невозможным, пилоты включают нужную программу и покидают кабину, переходя на зарезервированные места в капсуле-салоне.

Почему не делают такие системы-капсулы


Их проектируют во многих странах мира, однако осуществление идеи упирается в деньги. А их потребуется немало. Только представьте: капсула серьезно утяжелит массу самолета, т. е. расход топлива увеличится. Можно, конечно, изготовить спасательное средство из композитных материалов, но это дорого. Да и вообще, любые глобальные изменения конструкции воздушных судов чреваты огромными затратами. Про стоимость билетов даже говорить не приходится.

Когда-нибудь такое безопасное приземление после аварии в воздухе станет реальностью. Фото: youtube.com

Остается только надеяться, что когда-нибудь оборудование спасательными капсулами пассажирских самолетов станет обязательным на государственном уровне. А жизнь человека будет оцениваться выше любых финансовых затрат.
А вы что думаете о спасении пассажиров самолета?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»

Остров Свободы получил новых «Патриотов»

Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....