
Пассажирские самолеты оснастят парашютами или придумают что-то другое?
Вопрос о том, почему пассажирам самолетов не выдают парашюты, изначально кажется логичным. Это хоть какой-то, но все-таки шанс спастись в случае аварии – так думают многие.
Но реальность – совсем другое дело. И отсутствие парашютов на борту пассажирских лайнеров вполне обосновано. Есть множество причин, по которым такой способ спасения вряд ли приведет к положительному результату. Так почему не дают пассажирам парашюты?
Во время Второй мировой пилоты летали на своих машинах, развивая в среднем до 500 км/ч. При таких условиях прыжок с парашютом возможен и никаких препятствий этому нет. Современные воздушные суда летают со скоростью почти 900 км/ч. В этом случае прыжок из лайнера неизбежно приведет к трагедии: сильнейший поток воздуха закрутит человека, затянет в двигатели или разобьет о крыло.
Из Ан-2 можно прыгать без опаски: его максимальная скорость 280 км/ч. Фото: youtube.com
А если прыгнуть через заднюю дверь, как показывают в кино и документальных фильмах? Это тоже бессмысленно: «парашютист» сразу же попадет в турбулентную зону, которую формирует хвостовое оперение. Вот на него и бросит тело человека, без шансов на спасение.
В 30-40-е годы самолеты в основном летали не выше 4-5 км от земли. На таком расстоянии прыжок с парашютом практически безопасен. Сегодня пассажирские суда набирают потолок порядка 9-10 тыс. м, где температура воздуха – в районе -50°. В принципе прыжок при таких условиях возможен (вспомните катапультирование военных летчиков), но потребуется специальное оснащение.
С такой высоты можно прыгать без кислородной маски. Фото: youtube.com
Это не только парашют, но и кислородная маска с баллоном, теплый защитный костюм и т. д. Даже если предположить безумную идею, что подобное снаряжение станут выдавать пассажирам, то они его просто не успеют надеть. Самолет теряет высоту очень быстро: через три минуты парашют уже будет бесполезен.
Даже при малейшем подозрении на разгерметизацию пассажиров просят одеть кислородные маски. Фото: youtube.com
И еще один момент – разгерметизация. Допустим, вам удалось добраться до двери и открыть ее. Из-за разницы давления вас тут же просто «высосет» из салона самолета. Медэксперты уверяют: на высоте в 10 тыс. м без кислородной маски человек проживет не более полуминуты.
Наверняка все видели, хотя бы по телевизору, что прыжкам с парашютом обучают, причем сначала на земле. И приобретение подобных навыков – непростая задача, в т. ч. психологическая. Нужно научиться не бояться высоты, уметь владеть телом в полете, правильно приземляться.
Интересно, а пассажир сам будет упаковывать парашют? Фото: youtube.com
В условиях чрезвычайной ситуации, на борту, где в узких проходах царит паника, надеть парашют и выпрыгнуть – просто нереально. Даже если получится, неумение обращаться со спасательным средством приведет к трагедии.
Согласно ей, большинство аварий с самолетами в 80% (по другим данным в 85-90%) происходит при взлете или посадке. А в эти моменты парашют бесполезен. И не забывайте: авиалайнер на сегодня – самый безопасный вид транспорта.
Если «набить» самолет парашютами для пассажиров, то его масса неизменно увеличится. Это приведет к снижению летных характеристик воздушного судна. Упадет крейсерская скорость, уменьшится дальность, высота, увеличится время на выполнение рейса и расходы на топливо. Приплюсуйте сюда затраты на дополнительный инструктаж.
Начать можно с банального – парашюты стоят денег, и немаленьких. А кто будет покупать спасательные средства? Не пассажиры же! Хотя некоторые «продвинутые» предлагают давать их напрокат. Авиаперевозчикам в любом случае это невыгодно: парашюты надо где-то хранить, проверять. В общем, кругом одни затраты. Кстати: пассажирам эти расходы тоже «неинтересны», т. к. цена на билет обязательно повысится.
И еще один фактор, о котором обычно умалчивают: авиакомпаниям невыгодно, если кто-то из пассажиров спасется, выживет. Дело в том, что такие счастливцы затребуют огромную компенсацию, которая по размеру значительно превысит (такие случаи были на практике) выплаты семьям погибших. Вот такая грустная арифметика.
Деньги нужны всем... Фото: youtube.com
Так что же – у пассажиров самолетов шансов выжить при аварии на высоте совсем нет? Это при современных-то технологиях? Есть! Причем средства спасения придуманы уже давно, даже спроектированы. Стоит рассмотреть, что предлагают конструкторы, инженеры, ученые.
Легкие летательные аппараты во многих случаях (чаще опционально) оснащаются спасательными средствами. Имеется в виду специальный парашют, который с помощью пиропатрона автоматически или принудительно выстреливается на определенной высоте в случае ЧС. Производством подобных средств спасения, например, в России, много лет занимается небезызвестная компания МВЕН.
Безопасный спуск самолета на системе МВЕН. Фото: youtube.com
Ее продукция уже спасала жизни пилотам, а в некоторых случаях и пассажирам. Но все это годится для легких самолетов, а что делать, если на борту десятки пассажиров? Тут предлагается иное техническое решение.
Это не какая-то утопия: существует реальное воплощение подобного спасательного средства. Например, у самолета F-111 при экстремальной ситуации полностью отделяется кабина. Предлагаемый способ можно масштабировать и применять его для пассажирских лайнеров. Официально это называется «Система коллективного спасения».
По словам современных изобретателей, все основано на реальных технических решениях сегодняшнего дня. Они позволяют эвакуировать экипаж и пассажиров из аварийного самолета на высоте от десятков метров до нескольких километров. При этом гарантируется плавный спуск на землю или воду.
Капсула (изготавливается из легких и прочных материалов) представляет собой салон, который крепится к фюзеляжу через автоматические системы. Вся проводка, иные соединения делаются «саморазъемными» (предполагается использовать специальные муфты).
«Пристегивание» капсулы к самолету. Фото: youtube.com
В случае аварийной ситуации капсула автоматически отсоединяется, из спецотсека выстреливаются парашюты. При опускании, когда земля уже близко, будут задействованы баллоны с газом в нижней части капсулы. Люки откроются автоматически по сигналу высотомера, что обеспечит мягкую посадку. Если же до земли совсем немного, включаются в работу ракетные двигатели, также размещенные в нижней части капсулы. Кстати, все ее «маневры» контролируются собственным бортовым компьютером.
Отсоединение капсулы при аварии. Фото: youtube.com
А что будет делать экипаж? Как только возникает ситуация, при которой спасение самолета становится невозможным, пилоты включают нужную программу и покидают кабину, переходя на зарезервированные места в капсуле-салоне.
Их проектируют во многих странах мира, однако осуществление идеи упирается в деньги. А их потребуется немало. Только представьте: капсула серьезно утяжелит массу самолета, т. е. расход топлива увеличится. Можно, конечно, изготовить спасательное средство из композитных материалов, но это дорого. Да и вообще, любые глобальные изменения конструкции воздушных судов чреваты огромными затратами. Про стоимость билетов даже говорить не приходится.
Когда-нибудь такое безопасное приземление после аварии в воздухе станет реальностью. Фото: youtube.com
Остается только надеяться, что когда-нибудь оборудование спасательными капсулами пассажирских самолетов станет обязательным на государственном уровне. А жизнь человека будет оцениваться выше любых финансовых затрат.
Но реальность – совсем другое дело. И отсутствие парашютов на борту пассажирских лайнеров вполне обосновано. Есть множество причин, по которым такой способ спасения вряд ли приведет к положительному результату. Так почему не дают пассажирам парашюты?
Скорость
Во время Второй мировой пилоты летали на своих машинах, развивая в среднем до 500 км/ч. При таких условиях прыжок с парашютом возможен и никаких препятствий этому нет. Современные воздушные суда летают со скоростью почти 900 км/ч. В этом случае прыжок из лайнера неизбежно приведет к трагедии: сильнейший поток воздуха закрутит человека, затянет в двигатели или разобьет о крыло.

А если прыгнуть через заднюю дверь, как показывают в кино и документальных фильмах? Это тоже бессмысленно: «парашютист» сразу же попадет в турбулентную зону, которую формирует хвостовое оперение. Вот на него и бросит тело человека, без шансов на спасение.
Высота
В 30-40-е годы самолеты в основном летали не выше 4-5 км от земли. На таком расстоянии прыжок с парашютом практически безопасен. Сегодня пассажирские суда набирают потолок порядка 9-10 тыс. м, где температура воздуха – в районе -50°. В принципе прыжок при таких условиях возможен (вспомните катапультирование военных летчиков), но потребуется специальное оснащение.

Это не только парашют, но и кислородная маска с баллоном, теплый защитный костюм и т. д. Даже если предположить безумную идею, что подобное снаряжение станут выдавать пассажирам, то они его просто не успеют надеть. Самолет теряет высоту очень быстро: через три минуты парашют уже будет бесполезен.

И еще один момент – разгерметизация. Допустим, вам удалось добраться до двери и открыть ее. Из-за разницы давления вас тут же просто «высосет» из салона самолета. Медэксперты уверяют: на высоте в 10 тыс. м без кислородной маски человек проживет не более полуминуты.
Отсутствие подготовки и паника
Наверняка все видели, хотя бы по телевизору, что прыжкам с парашютом обучают, причем сначала на земле. И приобретение подобных навыков – непростая задача, в т. ч. психологическая. Нужно научиться не бояться высоты, уметь владеть телом в полете, правильно приземляться.

В условиях чрезвычайной ситуации, на борту, где в узких проходах царит паника, надеть парашют и выпрыгнуть – просто нереально. Даже если получится, неумение обращаться со спасательным средством приведет к трагедии.
Статистика и технические моменты
Согласно ей, большинство аварий с самолетами в 80% (по другим данным в 85-90%) происходит при взлете или посадке. А в эти моменты парашют бесполезен. И не забывайте: авиалайнер на сегодня – самый безопасный вид транспорта.
Если «набить» самолет парашютами для пассажиров, то его масса неизменно увеличится. Это приведет к снижению летных характеристик воздушного судна. Упадет крейсерская скорость, уменьшится дальность, высота, увеличится время на выполнение рейса и расходы на топливо. Приплюсуйте сюда затраты на дополнительный инструктаж.
Экономика
Начать можно с банального – парашюты стоят денег, и немаленьких. А кто будет покупать спасательные средства? Не пассажиры же! Хотя некоторые «продвинутые» предлагают давать их напрокат. Авиаперевозчикам в любом случае это невыгодно: парашюты надо где-то хранить, проверять. В общем, кругом одни затраты. Кстати: пассажирам эти расходы тоже «неинтересны», т. к. цена на билет обязательно повысится.
И еще один фактор, о котором обычно умалчивают: авиакомпаниям невыгодно, если кто-то из пассажиров спасется, выживет. Дело в том, что такие счастливцы затребуют огромную компенсацию, которая по размеру значительно превысит (такие случаи были на практике) выплаты семьям погибших. Вот такая грустная арифметика.

Так что же – у пассажиров самолетов шансов выжить при аварии на высоте совсем нет? Это при современных-то технологиях? Есть! Причем средства спасения придуманы уже давно, даже спроектированы. Стоит рассмотреть, что предлагают конструкторы, инженеры, ученые.
Парашюты для самолетов
Легкие летательные аппараты во многих случаях (чаще опционально) оснащаются спасательными средствами. Имеется в виду специальный парашют, который с помощью пиропатрона автоматически или принудительно выстреливается на определенной высоте в случае ЧС. Производством подобных средств спасения, например, в России, много лет занимается небезызвестная компания МВЕН.

Ее продукция уже спасала жизни пилотам, а в некоторых случаях и пассажирам. Но все это годится для легких самолетов, а что делать, если на борту десятки пассажиров? Тут предлагается иное техническое решение.
Капсулы
Это не какая-то утопия: существует реальное воплощение подобного спасательного средства. Например, у самолета F-111 при экстремальной ситуации полностью отделяется кабина. Предлагаемый способ можно масштабировать и применять его для пассажирских лайнеров. Официально это называется «Система коллективного спасения».
Идея пришла в голову изобретателю парашюта россиянину Г. Е. Котельникову в 1923-м году. Глеб Евгеньевич получил даже патент. Но при тогдашнем развитии техники о реализации проекта не могло быть и речи. Позже подобные системы проектировали во многих странах.
По словам современных изобретателей, все основано на реальных технических решениях сегодняшнего дня. Они позволяют эвакуировать экипаж и пассажиров из аварийного самолета на высоте от десятков метров до нескольких километров. При этом гарантируется плавный спуск на землю или воду.
Подробности конструкции
Капсула (изготавливается из легких и прочных материалов) представляет собой салон, который крепится к фюзеляжу через автоматические системы. Вся проводка, иные соединения делаются «саморазъемными» (предполагается использовать специальные муфты).

В случае аварийной ситуации капсула автоматически отсоединяется, из спецотсека выстреливаются парашюты. При опускании, когда земля уже близко, будут задействованы баллоны с газом в нижней части капсулы. Люки откроются автоматически по сигналу высотомера, что обеспечит мягкую посадку. Если же до земли совсем немного, включаются в работу ракетные двигатели, также размещенные в нижней части капсулы. Кстати, все ее «маневры» контролируются собственным бортовым компьютером.

А что будет делать экипаж? Как только возникает ситуация, при которой спасение самолета становится невозможным, пилоты включают нужную программу и покидают кабину, переходя на зарезервированные места в капсуле-салоне.
Почему не делают такие системы-капсулы
Их проектируют во многих странах мира, однако осуществление идеи упирается в деньги. А их потребуется немало. Только представьте: капсула серьезно утяжелит массу самолета, т. е. расход топлива увеличится. Можно, конечно, изготовить спасательное средство из композитных материалов, но это дорого. Да и вообще, любые глобальные изменения конструкции воздушных судов чреваты огромными затратами. Про стоимость билетов даже говорить не приходится.

Остается только надеяться, что когда-нибудь оборудование спасательными капсулами пассажирских самолетов станет обязательным на государственном уровне. А жизнь человека будет оцениваться выше любых финансовых затрат.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....