Пассажирские самолеты оснастят парашютами или придумают что-то другое?
Вопрос о том, почему пассажирам самолетов не выдают парашюты, изначально кажется логичным. Это хоть какой-то, но все-таки шанс спастись в случае аварии – так думают многие.
Но реальность – совсем другое дело. И отсутствие парашютов на борту пассажирских лайнеров вполне обосновано. Есть множество причин, по которым такой способ спасения вряд ли приведет к положительному результату. Так почему не дают пассажирам парашюты?
Во время Второй мировой пилоты летали на своих машинах, развивая в среднем до 500 км/ч. При таких условиях прыжок с парашютом возможен и никаких препятствий этому нет. Современные воздушные суда летают со скоростью почти 900 км/ч. В этом случае прыжок из лайнера неизбежно приведет к трагедии: сильнейший поток воздуха закрутит человека, затянет в двигатели или разобьет о крыло.
А если прыгнуть через заднюю дверь, как показывают в кино и документальных фильмах? Это тоже бессмысленно: «парашютист» сразу же попадет в турбулентную зону, которую формирует хвостовое оперение. Вот на него и бросит тело человека, без шансов на спасение.
В 30-40-е годы самолеты в основном летали не выше 4-5 км от земли. На таком расстоянии прыжок с парашютом практически безопасен. Сегодня пассажирские суда набирают потолок порядка 9-10 тыс. м, где температура воздуха – в районе -50°. В принципе прыжок при таких условиях возможен (вспомните катапультирование военных летчиков), но потребуется специальное оснащение.
Это не только парашют, но и кислородная маска с баллоном, теплый защитный костюм и т. д. Даже если предположить безумную идею, что подобное снаряжение станут выдавать пассажирам, то они его просто не успеют надеть. Самолет теряет высоту очень быстро: через три минуты парашют уже будет бесполезен.
И еще один момент – разгерметизация. Допустим, вам удалось добраться до двери и открыть ее. Из-за разницы давления вас тут же просто «высосет» из салона самолета. Медэксперты уверяют: на высоте в 10 тыс. м без кислородной маски человек проживет не более полуминуты.
Наверняка все видели, хотя бы по телевизору, что прыжкам с парашютом обучают, причем сначала на земле. И приобретение подобных навыков – непростая задача, в т. ч. психологическая. Нужно научиться не бояться высоты, уметь владеть телом в полете, правильно приземляться.
В условиях чрезвычайной ситуации, на борту, где в узких проходах царит паника, надеть парашют и выпрыгнуть – просто нереально. Даже если получится, неумение обращаться со спасательным средством приведет к трагедии.
Согласно ей, большинство аварий с самолетами в 80% (по другим данным в 85-90%) происходит при взлете или посадке. А в эти моменты парашют бесполезен. И не забывайте: авиалайнер на сегодня – самый безопасный вид транспорта.
Если «набить» самолет парашютами для пассажиров, то его масса неизменно увеличится. Это приведет к снижению летных характеристик воздушного судна. Упадет крейсерская скорость, уменьшится дальность, высота, увеличится время на выполнение рейса и расходы на топливо. Приплюсуйте сюда затраты на дополнительный инструктаж.
Начать можно с банального – парашюты стоят денег, и немаленьких. А кто будет покупать спасательные средства? Не пассажиры же! Хотя некоторые «продвинутые» предлагают давать их напрокат. Авиаперевозчикам в любом случае это невыгодно: парашюты надо где-то хранить, проверять. В общем, кругом одни затраты. Кстати: пассажирам эти расходы тоже «неинтересны», т. к. цена на билет обязательно повысится.
И еще один фактор, о котором обычно умалчивают: авиакомпаниям невыгодно, если кто-то из пассажиров спасется, выживет. Дело в том, что такие счастливцы затребуют огромную компенсацию, которая по размеру значительно превысит (такие случаи были на практике) выплаты семьям погибших. Вот такая грустная арифметика.
Так что же – у пассажиров самолетов шансов выжить при аварии на высоте совсем нет? Это при современных-то технологиях? Есть! Причем средства спасения придуманы уже давно, даже спроектированы. Стоит рассмотреть, что предлагают конструкторы, инженеры, ученые.
Легкие летательные аппараты во многих случаях (чаще опционально) оснащаются спасательными средствами. Имеется в виду специальный парашют, который с помощью пиропатрона автоматически или принудительно выстреливается на определенной высоте в случае ЧС. Производством подобных средств спасения, например, в России, много лет занимается небезызвестная компания МВЕН.
Ее продукция уже спасала жизни пилотам, а в некоторых случаях и пассажирам. Но все это годится для легких самолетов, а что делать, если на борту десятки пассажиров? Тут предлагается иное техническое решение.
Это не какая-то утопия: существует реальное воплощение подобного спасательного средства. Например, у самолета F-111 при экстремальной ситуации полностью отделяется кабина. Предлагаемый способ можно масштабировать и применять его для пассажирских лайнеров. Официально это называется «Система коллективного спасения».
По словам современных изобретателей, все основано на реальных технических решениях сегодняшнего дня. Они позволяют эвакуировать экипаж и пассажиров из аварийного самолета на высоте от десятков метров до нескольких километров. При этом гарантируется плавный спуск на землю или воду.
Капсула (изготавливается из легких и прочных материалов) представляет собой салон, который крепится к фюзеляжу через автоматические системы. Вся проводка, иные соединения делаются «саморазъемными» (предполагается использовать специальные муфты).
В случае аварийной ситуации капсула автоматически отсоединяется, из спецотсека выстреливаются парашюты. При опускании, когда земля уже близко, будут задействованы баллоны с газом в нижней части капсулы. Люки откроются автоматически по сигналу высотомера, что обеспечит мягкую посадку. Если же до земли совсем немного, включаются в работу ракетные двигатели, также размещенные в нижней части капсулы. Кстати, все ее «маневры» контролируются собственным бортовым компьютером.
А что будет делать экипаж? Как только возникает ситуация, при которой спасение самолета становится невозможным, пилоты включают нужную программу и покидают кабину, переходя на зарезервированные места в капсуле-салоне.
Их проектируют во многих странах мира, однако осуществление идеи упирается в деньги. А их потребуется немало. Только представьте: капсула серьезно утяжелит массу самолета, т. е. расход топлива увеличится. Можно, конечно, изготовить спасательное средство из композитных материалов, но это дорого. Да и вообще, любые глобальные изменения конструкции воздушных судов чреваты огромными затратами. Про стоимость билетов даже говорить не приходится.
Остается только надеяться, что когда-нибудь оборудование спасательными капсулами пассажирских самолетов станет обязательным на государственном уровне. А жизнь человека будет оцениваться выше любых финансовых затрат.
Но реальность – совсем другое дело. И отсутствие парашютов на борту пассажирских лайнеров вполне обосновано. Есть множество причин, по которым такой способ спасения вряд ли приведет к положительному результату. Так почему не дают пассажирам парашюты?
Скорость
Во время Второй мировой пилоты летали на своих машинах, развивая в среднем до 500 км/ч. При таких условиях прыжок с парашютом возможен и никаких препятствий этому нет. Современные воздушные суда летают со скоростью почти 900 км/ч. В этом случае прыжок из лайнера неизбежно приведет к трагедии: сильнейший поток воздуха закрутит человека, затянет в двигатели или разобьет о крыло.
Из Ан-2 можно прыгать без опаски: его максимальная скорость 280 км/ч. Фото: youtube.com
А если прыгнуть через заднюю дверь, как показывают в кино и документальных фильмах? Это тоже бессмысленно: «парашютист» сразу же попадет в турбулентную зону, которую формирует хвостовое оперение. Вот на него и бросит тело человека, без шансов на спасение.
Высота
В 30-40-е годы самолеты в основном летали не выше 4-5 км от земли. На таком расстоянии прыжок с парашютом практически безопасен. Сегодня пассажирские суда набирают потолок порядка 9-10 тыс. м, где температура воздуха – в районе -50°. В принципе прыжок при таких условиях возможен (вспомните катапультирование военных летчиков), но потребуется специальное оснащение.
С такой высоты можно прыгать без кислородной маски. Фото: youtube.com
Это не только парашют, но и кислородная маска с баллоном, теплый защитный костюм и т. д. Даже если предположить безумную идею, что подобное снаряжение станут выдавать пассажирам, то они его просто не успеют надеть. Самолет теряет высоту очень быстро: через три минуты парашют уже будет бесполезен.
Даже при малейшем подозрении на разгерметизацию пассажиров просят одеть кислородные маски. Фото: youtube.com
И еще один момент – разгерметизация. Допустим, вам удалось добраться до двери и открыть ее. Из-за разницы давления вас тут же просто «высосет» из салона самолета. Медэксперты уверяют: на высоте в 10 тыс. м без кислородной маски человек проживет не более полуминуты.
Отсутствие подготовки и паника
Наверняка все видели, хотя бы по телевизору, что прыжкам с парашютом обучают, причем сначала на земле. И приобретение подобных навыков – непростая задача, в т. ч. психологическая. Нужно научиться не бояться высоты, уметь владеть телом в полете, правильно приземляться.
Интересно, а пассажир сам будет упаковывать парашют? Фото: youtube.com
В условиях чрезвычайной ситуации, на борту, где в узких проходах царит паника, надеть парашют и выпрыгнуть – просто нереально. Даже если получится, неумение обращаться со спасательным средством приведет к трагедии.
Статистика и технические моменты
Согласно ей, большинство аварий с самолетами в 80% (по другим данным в 85-90%) происходит при взлете или посадке. А в эти моменты парашют бесполезен. И не забывайте: авиалайнер на сегодня – самый безопасный вид транспорта.
Если «набить» самолет парашютами для пассажиров, то его масса неизменно увеличится. Это приведет к снижению летных характеристик воздушного судна. Упадет крейсерская скорость, уменьшится дальность, высота, увеличится время на выполнение рейса и расходы на топливо. Приплюсуйте сюда затраты на дополнительный инструктаж.
Экономика
Начать можно с банального – парашюты стоят денег, и немаленьких. А кто будет покупать спасательные средства? Не пассажиры же! Хотя некоторые «продвинутые» предлагают давать их напрокат. Авиаперевозчикам в любом случае это невыгодно: парашюты надо где-то хранить, проверять. В общем, кругом одни затраты. Кстати: пассажирам эти расходы тоже «неинтересны», т. к. цена на билет обязательно повысится.
И еще один фактор, о котором обычно умалчивают: авиакомпаниям невыгодно, если кто-то из пассажиров спасется, выживет. Дело в том, что такие счастливцы затребуют огромную компенсацию, которая по размеру значительно превысит (такие случаи были на практике) выплаты семьям погибших. Вот такая грустная арифметика.
Деньги нужны всем... Фото: youtube.com
Так что же – у пассажиров самолетов шансов выжить при аварии на высоте совсем нет? Это при современных-то технологиях? Есть! Причем средства спасения придуманы уже давно, даже спроектированы. Стоит рассмотреть, что предлагают конструкторы, инженеры, ученые.
Парашюты для самолетов
Легкие летательные аппараты во многих случаях (чаще опционально) оснащаются спасательными средствами. Имеется в виду специальный парашют, который с помощью пиропатрона автоматически или принудительно выстреливается на определенной высоте в случае ЧС. Производством подобных средств спасения, например, в России, много лет занимается небезызвестная компания МВЕН.
Безопасный спуск самолета на системе МВЕН. Фото: youtube.com
Ее продукция уже спасала жизни пилотам, а в некоторых случаях и пассажирам. Но все это годится для легких самолетов, а что делать, если на борту десятки пассажиров? Тут предлагается иное техническое решение.
Капсулы
Это не какая-то утопия: существует реальное воплощение подобного спасательного средства. Например, у самолета F-111 при экстремальной ситуации полностью отделяется кабина. Предлагаемый способ можно масштабировать и применять его для пассажирских лайнеров. Официально это называется «Система коллективного спасения».
Идея пришла в голову изобретателю парашюта россиянину Г. Е. Котельникову в 1923-м году. Глеб Евгеньевич получил даже патент. Но при тогдашнем развитии техники о реализации проекта не могло быть и речи. Позже подобные системы проектировали во многих странах.
По словам современных изобретателей, все основано на реальных технических решениях сегодняшнего дня. Они позволяют эвакуировать экипаж и пассажиров из аварийного самолета на высоте от десятков метров до нескольких километров. При этом гарантируется плавный спуск на землю или воду.
Подробности конструкции
Капсула (изготавливается из легких и прочных материалов) представляет собой салон, который крепится к фюзеляжу через автоматические системы. Вся проводка, иные соединения делаются «саморазъемными» (предполагается использовать специальные муфты).
«Пристегивание» капсулы к самолету. Фото: youtube.com
В случае аварийной ситуации капсула автоматически отсоединяется, из спецотсека выстреливаются парашюты. При опускании, когда земля уже близко, будут задействованы баллоны с газом в нижней части капсулы. Люки откроются автоматически по сигналу высотомера, что обеспечит мягкую посадку. Если же до земли совсем немного, включаются в работу ракетные двигатели, также размещенные в нижней части капсулы. Кстати, все ее «маневры» контролируются собственным бортовым компьютером.
Отсоединение капсулы при аварии. Фото: youtube.com
А что будет делать экипаж? Как только возникает ситуация, при которой спасение самолета становится невозможным, пилоты включают нужную программу и покидают кабину, переходя на зарезервированные места в капсуле-салоне.
Почему не делают такие системы-капсулы
Их проектируют во многих странах мира, однако осуществление идеи упирается в деньги. А их потребуется немало. Только представьте: капсула серьезно утяжелит массу самолета, т. е. расход топлива увеличится. Можно, конечно, изготовить спасательное средство из композитных материалов, но это дорого. Да и вообще, любые глобальные изменения конструкции воздушных судов чреваты огромными затратами. Про стоимость билетов даже говорить не приходится.
Когда-нибудь такое безопасное приземление после аварии в воздухе станет реальностью. Фото: youtube.com
Остается только надеяться, что когда-нибудь оборудование спасательными капсулами пассажирских самолетов станет обязательным на государственном уровне. А жизнь человека будет оцениваться выше любых финансовых затрат.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...