Reliant Rebel/Kitten: почти «Ока» или даже хуже
Британская компания Reliant больше известна мировым ценителям как производитель отличных трехколесных конструкций. Но у одной из моделей спереди появился еще один элемент, превративший ее в полноценный (хотя и очень компактный) автомобиль.
Но это направление оказалось для предприятия лишь временным ответвлением от основной идеи. Поэтому неудивительно, что подобных конструкций было создано совсем немного. Несмотря на скромный тираж, этот «малыш» все же оставил свой след в истории мировой автомобильной промышленности.
Reliant Motor появилась в английском Тамворте благодаря усилиям Т. Л. Уильямса. Именно он решительно хотел продолжать производство трехколесных мотоциклов, постепенно получивших кузова, похожие на автомобильную классику. Эта компания стала одним из первопроходцев начала 50-х, использовавших в оформлении пластик, армированный стекловолокном.
Такой шаг значительно повысил коррозионную устойчивость конструкции, посодействовав также снижению ее общего веса. А британские налоговые льготы на трехколесную технику привели к значительному расширению производства в те годы.
Но к началу 60-х популярность автомобильной техники заметно превысила спрос на мотоциклы. Поэтому руководство предприятия приняло решение о создании первой полноценной четырехколесной модели. Да, трайки продолжали исправно покупать, но появившаяся тенденция диктовала постепенную градацию в сторону классической концепции.
Да, создание автомобиля не являлось первым опытом компании. Ведь с 1961 по 1963 годы она уже производила спортивные версии Sabre. Но они по своей сути были всего лишь переименованными Sabra Sport с правым рулем. Спорткар изначально разрабатывался для израильского бренда Autocars из Хайфы.
А что касается силового агрегата, то все развивалось следующим образом. Новый гендиректор Рэй Виггин, впечатленный успехом Mini, продолжил разработки собственной модели похожего типа. Он поручил инженерам-конструкторам провести следующие манипуляции:
✅ превратить трехколесный Regal 3/25 в классический вариант
✅ провести испытания ходовой части лестничной рамы
✅ использовать серийный 600-кубовый мотор
Если проверки механической части, проведенные группой под руководством Дэвида Пейджа прямо территории завода, прошли успешно, то с двигателем вышла осечка. Оказалось, что предполагаемый силовой агрегат не подходит для кузова, значительно добавившего в весе.
Вначале попытались мотор с рабочим объемом в 598 куб. см немного переделать, модифицировав головку блока цилиндров и увеличив клапана. Казалось, что это даст больший крутящий момент и позволит «движку» справиться с выросшим весом конструкции. Да, мощность увеличилась на 2,5 «лошадки» (до 27 л. с.), но потребовались и другие переработки. Поэтому двигатели для Reliant Rebel всегда получали заглавную букву «R», что подчеркивало их особенность.
Четырехколесное шасси давало больший простор для лавирования. Поэтому силовой агрегат переместили значительно вперед. Его установили в привычной для тех времен манере – продольно. Он приводил в движение заднюю пару колес. В целом, инженеры произвели в конструкции следующие заимствования:
✅ рулевое управление (в том числе КПП) – от круглого Standard Ten
✅ переднюю подвеску с поперечными шарнирами – от Triumph Herald
✅ тормозную систему – от фургона Courier
Присутствовали также удлиненные листовые рессоры и довольно надежное шасси. Rebel ездил на миниатюрных двенадцатидюймовых стальных колесах (шины 5,50х12) и мог разгоняться до максимальных 101 км/ч. Но оптимальным все же считался показатель в пределах между 75 и 80 км/ч. А вот и его физические параметры:
✅ длина – 3,48 м
✅ ширина – 1,47 м
✅ высота – 1,435 м
✅ колесная база – 2260 мм
Саму форму кузова модели и дизайн внутреннего интерьера разработал Том Карен из Ogle Design. Компания проявила максимум усилий, чтобы дистанцировать новинку от своих классических трайков Regal. Несмотря на это, она унаследовала от «предка» целый ряд элементов:
✅ входные двери
✅ лобовое стекло
✅ приборная панель
Все это делалось для того, чтобы заметно сократить издержки производства во время выпуска 520-килограммового автомобиля. Его выход на рынок изначально являлся неким маркетинговым ходом Виггина, поэтому солидных тиражей никогда не предполагалось.
Представление Reliant Rebel состоялось в рамках автосалона Earls Court 1964 года. Показанные там предсерийники собирались в Турции и уже оттуда добирались до Лондона. Это помогло им сразу же пройти прекрасный тест на выносливость.
Новая малолитражка вызвала интерес не только у профильных средств массовой информации, но и у широкой общественности. Уже за время проведения мероприятия было зарегистрировано более тысячи предварительных заказов на Reliant Rebel.
Однако это же вызвало и первые серьезные проблемы. Ведь новая модель не имела собственной сборочной линии. Основными продуктами компании продолжали оставаться популярные трайки и сверхкомпактные авто скромных размеров.
Официальный старт производства датируется октябрем 1964 года. В последующие пару месяцев на свет появились две опытные серии, общим количеством около сотни экземпляров. Но до покупателей они так и не дошли, поскольку использовались дилерами в качестве демонстрационных образцов.
Да и вообще, производитель продолжал в них поиски оптимальных решений. А это вылилось в то, что в интерьере могли присутствовать различные материалы и тканевая обивка. Существовало не менее трех версий ковров, пытались использовать черный гель-лак.
Запаску решили установить под капотом спереди, скрыв петли в кузове. Автомобили обладали передней маской с 14 горизонтальными вытянутыми вентиляционными отверстиями. Практика показала их явную нецелесообразность, поэтому от данного элемента в будущем отказались.
В апреле 1965 года появилась версия Deluxe, вскоре получившая новое обозначение – Rebel 600. В рекламных буклетах от ноября того же года отмечался отличный радиус поворота автомобиля и более чем скромный расход топлива (4,71 л/100 км). Обновления в этой версии коснулись:
✅ иной приборной панели
✅ двухспицевого руля
✅ прочных и удобных сидений
✅ семилепестковых задних рессор
✅ оранжевых поворотников
В октябре 1967 года представлен Rebel 700 с переработанным шасси из более прочной стали и двигателем увеличенного объема. Он выдавал уже 32 «лошадки», позволяя автомобилю разгоняться почти до 113 км/ч. Правда, и расход топлива слегка вырос, до 5,1 л/100 км. На рулевой колонке теперь красовался мультипереключатель указателей поворотов, дальнего света и звукового сигнала.
Дальнейшее развитие линейки привело к появлению версий в кузове универсал и фургон. Это стало ответом на пожелания клиентов, которым не нравилось, что крышка багажника у хэтчбека заканчивалась под задним стеклом. Третья дверь, открывавшаяся вправо и складная скамейка сделали универсал самым популярным вариантом.
Грузовой тип автомобиля появился только в 1971 году. Его вместимость составляла 1302 литра. Но ее можно было увеличить до 1699 литров, за счет отказа от переднего пассажирского сиденья. В это же время у Reliant Rebel появилась своя производственная линия. Вот только это абсолютно не сказалось на том, чтобы сделать его долгожителем заводского конвейера.
Не помогло и появление в октябре 1972 года еще более мощного Rebel 750 (35 л. с и максимальная скорость в 129 км/ч). Или неподдельный интерес со стороны британских почтовых служб. В мае 1974-го уже немного устаревшая модель уступила место классическим для предприятия трехколесным трайкам. Всего было выпущено 2600 экземпляров в различных версиях.
Но это направление оказалось для предприятия лишь временным ответвлением от основной идеи. Поэтому неудивительно, что подобных конструкций было создано совсем немного. Несмотря на скромный тираж, этот «малыш» все же оставил свой след в истории мировой автомобильной промышленности.
Reliant Rebel – попытка создания малолитражки британским производителем трайков. Фото: youtube.com
Reliant Motor появилась в английском Тамворте благодаря усилиям Т. Л. Уильямса. Именно он решительно хотел продолжать производство трехколесных мотоциклов, постепенно получивших кузова, похожие на автомобильную классику. Эта компания стала одним из первопроходцев начала 50-х, использовавших в оформлении пластик, армированный стекловолокном.
Такой шаг значительно повысил коррозионную устойчивость конструкции, посодействовав также снижению ее общего веса. А британские налоговые льготы на трехколесную технику привели к значительному расширению производства в те годы.
Наконец настоящее авто
Но к началу 60-х популярность автомобильной техники заметно превысила спрос на мотоциклы. Поэтому руководство предприятия приняло решение о создании первой полноценной четырехколесной модели. Да, трайки продолжали исправно покупать, но появившаяся тенденция диктовала постепенную градацию в сторону классической концепции.
Маленький Reliant Rebel стал пробным шаром для проверки возможности внедрения в новый набиравший популярность сегмент рынка. Вначале для него даже пытались применить серийный 600-кубовый двигатель от трайков.
Да, создание автомобиля не являлось первым опытом компании. Ведь с 1961 по 1963 годы она уже производила спортивные версии Sabre. Но они по своей сути были всего лишь переименованными Sabra Sport с правым рулем. Спорткар изначально разрабатывался для израильского бренда Autocars из Хайфы.
А что касается силового агрегата, то все развивалось следующим образом. Новый гендиректор Рэй Виггин, впечатленный успехом Mini, продолжил разработки собственной модели похожего типа. Он поручил инженерам-конструкторам провести следующие манипуляции:
✅ превратить трехколесный Regal 3/25 в классический вариант
✅ провести испытания ходовой части лестничной рамы
✅ использовать серийный 600-кубовый мотор
Если проверки механической части, проведенные группой под руководством Дэвида Пейджа прямо территории завода, прошли успешно, то с двигателем вышла осечка. Оказалось, что предполагаемый силовой агрегат не подходит для кузова, значительно добавившего в весе.
Модифицированный двигатель и другие показатели
Вначале попытались мотор с рабочим объемом в 598 куб. см немного переделать, модифицировав головку блока цилиндров и увеличив клапана. Казалось, что это даст больший крутящий момент и позволит «движку» справиться с выросшим весом конструкции. Да, мощность увеличилась на 2,5 «лошадки» (до 27 л. с.), но потребовались и другие переработки. Поэтому двигатели для Reliant Rebel всегда получали заглавную букву «R», что подчеркивало их особенность.
12-дюймовые колеса уверенно ведут себя и в снежное время года. Фото: youtube.com
Четырехколесное шасси давало больший простор для лавирования. Поэтому силовой агрегат переместили значительно вперед. Его установили в привычной для тех времен манере – продольно. Он приводил в движение заднюю пару колес. В целом, инженеры произвели в конструкции следующие заимствования:
✅ рулевое управление (в том числе КПП) – от круглого Standard Ten
✅ переднюю подвеску с поперечными шарнирами – от Triumph Herald
✅ тормозную систему – от фургона Courier
Присутствовали также удлиненные листовые рессоры и довольно надежное шасси. Rebel ездил на миниатюрных двенадцатидюймовых стальных колесах (шины 5,50х12) и мог разгоняться до максимальных 101 км/ч. Но оптимальным все же считался показатель в пределах между 75 и 80 км/ч. А вот и его физические параметры:
✅ длина – 3,48 м
✅ ширина – 1,47 м
✅ высота – 1,435 м
✅ колесная база – 2260 мм
Саму форму кузова модели и дизайн внутреннего интерьера разработал Том Карен из Ogle Design. Компания проявила максимум усилий, чтобы дистанцировать новинку от своих классических трайков Regal. Несмотря на это, она унаследовала от «предка» целый ряд элементов:
✅ входные двери
✅ лобовое стекло
✅ приборная панель
Все это делалось для того, чтобы заметно сократить издержки производства во время выпуска 520-килограммового автомобиля. Его выход на рынок изначально являлся неким маркетинговым ходом Виггина, поэтому солидных тиражей никогда не предполагалось.
Показ публике и выход в серию
Представление Reliant Rebel состоялось в рамках автосалона Earls Court 1964 года. Показанные там предсерийники собирались в Турции и уже оттуда добирались до Лондона. Это помогло им сразу же пройти прекрасный тест на выносливость.
Новая малолитражка вызвала интерес не только у профильных средств массовой информации, но и у широкой общественности. Уже за время проведения мероприятия было зарегистрировано более тысячи предварительных заказов на Reliant Rebel.
Двигатель Rebel. Фото: youtube.com
Однако это же вызвало и первые серьезные проблемы. Ведь новая модель не имела собственной сборочной линии. Основными продуктами компании продолжали оставаться популярные трайки и сверхкомпактные авто скромных размеров.
Официальный старт производства датируется октябрем 1964 года. В последующие пару месяцев на свет появились две опытные серии, общим количеством около сотни экземпляров. Но до покупателей они так и не дошли, поскольку использовались дилерами в качестве демонстрационных образцов.
Да и вообще, производитель продолжал в них поиски оптимальных решений. А это вылилось в то, что в интерьере могли присутствовать различные материалы и тканевая обивка. Существовало не менее трех версий ковров, пытались использовать черный гель-лак.
Reliant Rebel – несбывшаяся мечта британских почтальонов. Фото: youtube.com
Запаску решили установить под капотом спереди, скрыв петли в кузове. Автомобили обладали передней маской с 14 горизонтальными вытянутыми вентиляционными отверстиями. Практика показала их явную нецелесообразность, поэтому от данного элемента в будущем отказались.
Развитие, новые кузова и завершение производства
В апреле 1965 года появилась версия Deluxe, вскоре получившая новое обозначение – Rebel 600. В рекламных буклетах от ноября того же года отмечался отличный радиус поворота автомобиля и более чем скромный расход топлива (4,71 л/100 км). Обновления в этой версии коснулись:
✅ иной приборной панели
✅ двухспицевого руля
✅ прочных и удобных сидений
✅ семилепестковых задних рессор
✅ оранжевых поворотников
В октябре 1967 года представлен Rebel 700 с переработанным шасси из более прочной стали и двигателем увеличенного объема. Он выдавал уже 32 «лошадки», позволяя автомобилю разгоняться почти до 113 км/ч. Правда, и расход топлива слегка вырос, до 5,1 л/100 км. На рулевой колонке теперь красовался мультипереключатель указателей поворотов, дальнего света и звукового сигнала.
Дальнейшее развитие линейки привело к появлению версий в кузове универсал и фургон. Это стало ответом на пожелания клиентов, которым не нравилось, что крышка багажника у хэтчбека заканчивалась под задним стеклом. Третья дверь, открывавшаяся вправо и складная скамейка сделали универсал самым популярным вариантом.
Грузовой тип автомобиля появился только в 1971 году. Его вместимость составляла 1302 литра. Но ее можно было увеличить до 1699 литров, за счет отказа от переднего пассажирского сиденья. В это же время у Reliant Rebel появилась своя производственная линия. Вот только это абсолютно не сказалось на том, чтобы сделать его долгожителем заводского конвейера.
Автомобиль в кузове универсал стал самой популярной версией. Фото: youtube.com
Не помогло и появление в октябре 1972 года еще более мощного Rebel 750 (35 л. с и максимальная скорость в 129 км/ч). Или неподдельный интерес со стороны британских почтовых служб. В мае 1974-го уже немного устаревшая модель уступила место классическим для предприятия трехколесным трайкам. Всего было выпущено 2600 экземпляров в различных версиях.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...