Автомобили Pierce-Arrow: в кого целился «серебряный лучник»
Век компании «Пирс Эрроу» недолгий – 1901-1938. Но и не фирма-однодневка, коих в машиностроении не счесть. Наследие велико, а история – сплошное развитие, поиск новых решений в отрасли, борьба с конкурентами.
Забвение не грозит производителю, хоть дело и давнее. Он был одним и трех «Пи»: Pierce, Peerless и Packard. Эти имена под рубрикой «великие» вписаны в летопись мирового автопрома. Чтобы не быть голословными, посмотрим несколько моделей бренда.
По-хорошему, датой возникновения автомобильного предприятия Джорджа Пирса следует считать 1901 год. Однако компания возникла не на пустом месте. Предшественницей была фирма, образованная тремя бизнесменами в 1865 году. Напомним их имена: сам Пирс, Хайнц и Мюншауэр. Первый из компаньонов в 1872-ом прибрал дело к рукам, став единоличным хозяином.
Историки с удовольствием смакуют факт, что сотоварищи выпускали металлические изделия домашнего обихода: водяные котлы, велосипедные спицы, клетки для кроликов и пернатых. Птицам изготавливали изящные позолоченные домики. Возможно, поэтому художественной части продукта Джордж в последующем придавал особое значение. К разработке дизайна машин привлекал лучших спецов.
На стыке веков каждый предприниматель стремился вложить капитал в автомобилестроение. Дж. Пирс тоже не устоял под напором модного веяния. В первые годы существования компании промышленник только нащупывал стезю, по которой поведет бизнес.
Начал с автомобиля на паровом двигателе, построенном по купленной лицензии. Потом создал 1-цилиндровый 3-сильный трицикл. Но средства передвижения оказались небезопасными. По этой причине Пирс прекратил выпуск.
Нужен был собственный инженерно-конструкторский базис, хорошие мозги. И тут подвернулся счастливый случай. В Америку явились два британских жулика. Имена известны, но не стоит тратить на них чернила. Шарлатаны пытались впарить Пентагону «военную» технику, сильно смахивающую на самогонные аппараты. Англичане привезли с собой инженера Девида Фергюссона.
Когда авантюристов разоблачили, они бежали, бросив растерянного механика на произвол судьбы. Тут несчастного и подхватил Джордж Пирс. Как оказалось, нашел сокровище. Вместе в 1904 году они открыли новую, славную страницу истории компании.
До умозаключения незабвенного нашего Остапа Ибрагимовича «Автомобиль – это не роскошь…» было еще далеко. И вряд ли Дж. Пирс ему последовал бы: изначально организатор Pierce-Arrow Motor Car Company взял курс на толстые кошельки.
Высокое качество сборки, дорогие материалы, эстетика, великолепие внутри и снаружи должны были покорить элиту общества. В моделях компании, как в тех золоченых птичьих клетках, изяществом отличалась всякая деталь. Даже незначительная безделица, скрытая от глаз.
Лучник, туго натянувший тетиву, неслучайно поселился на капотах «Эрроу» в момент процветания предприятия. Стрелу охотник направил прямиком в сердца небедных почитателей прекрасного. Тех, кто считал себя достойным не просто хорошего, а лучшего. Люксовый, экстравагантный продукт Джорджа Пирса соответствовал требованиям самых притязательных личностей планеты.
К слову, о статуэтке на кузове: высокохудожественную вещь в стиле арт-деко создал Уильям Шнелл, сотрудник «Дженерал Моторс». Сегодня съемный шильдик с клеймом автора торгуется на аукционах за 15 тыс. евро.
Заводы предприятия располагались в Буффало, Нью-Йорк. В 1906-ом Джордж Пирс прикупил поблизости 44 акра земли. Нанял талантливого промышленного архитектора Альберта Кана и построил самый передовой автозавод.
В 1974 году объект получил статус национального достояния из-за «большой художественной ценности». Любопытный штришок: знаменитого зодчего И.В. Сталин пригласил в молодую советскую страну. Здесь А. Кан в 30-х спроектировал 521 промышленное сооружение.
Однако, отвлеклись. Любил Джордж Пирс красоту и монументальность. Ладно, согласимся: колесная база более 3,5 м в те времена не удивляла. Но с каким тщанием были проработаны кузовные детали. Дело не только в этом: на предприятии смогли создать узнаваемый, уникальный, неповторимый стиль, которому следовали до конца.
В экстерьере сочетали консерватизм, приверженность старой школе построения роскошных экипажей и свежие веяния. В 1914 году придумали и запатентовали новую технологию установки электрических фар. Переднюю оптику располагали не по бокам радиаторной решетки, а интегрировали сверху на передние крылья.
Пороги машин строили широкими и длинными, как сама жизнь. Обилие хрома рисковало ослепить прохожего. При этом дорожные вещи пользователь перевозил в рудиментарном громадном чемодане, закрепленном замысловатыми защелками, замочками и застежками на полочке в кормовой части.
Салон, лишенный багажного отсека, радовал простором. Для удобства экипажа разработчики предусмотрели пепельницы, боксы для сигар, зеркала, поручни. Обязательно присутствовали оконные шторки, подставки для ног, печка и вентиляционные жалюзи.
Еще из занимательного: сегодня фешенебельным считают кожаный салон. А 100 лет назад это было дурным тоном, второсортным оформлением. Шкурами животных тончайшей выделки обтягивали только шоферские автокресла. Чтобы, значит, легче чистить после плебея-то.
И руль до 20-х ставили исключительно справа: так водителю удобнее было выскочить из машины и, не обегая кругом, услужливо распахнуть дверцу для респектабельного господина. Этот восседала на бархате, велюре, дорогом текстиле. Ноги хозяина авто утопали в коврах.
С момента прихода в компанию британца Девида Фергюссона ДВС стали разрабатывать самостоятельно. Первой была 3,8-литровая рядная «четверка», которой компоновали дорогую (4 тыс. долларов) престижную модель Pierce 24/28 (неофициально – Great Arrow).
Безопасность автомобилей, помним, имела для Джорджа Пирса первостепенное значение. Ее-то, а также надежность машин проверили на исторической автогонке Glidden Tour 1905. Тогда американские производители выставили на трассу из Нью-Йорка в Нью-Гемпшир 33 экипажа.
Модель Great Arrow с кузовом из литых алюминиевых панелей и 4,4-литровой силовой установкой выдержала дистанцию в 1100 миль. Затем еще дважды повторила результат, став легендой своего времени. Золотую медаль получил, кстати, Пирси Пирс – сын основателя фирмы.
Другой рекорд, который не побит и сегодня, касается объема двигателей. Фергюссон творил чудеса. От 5,7-, 7,4- и 8,3-литровых 6-цилиндровых рядных агрегатов он перешел к V8 и V12 объемами 11,7 и даже 13,5 литров. Такого на серийных легковушках не наблюдалось ни до, ни после.
Мощность фиксировалась на уровне 175 л. с., скорость – до 180 км/ч. Причем моторы были так отбалансированы, что металлический доллар, поставленный на ребро на работающий двигатель, не падал от вибрации.
Непоколебимо держались и цены на автомашины ($3-10 тысяч). Неизменным оставался спрос. В клиентах компании, которая 1928-ом объединилась с корпорацией Studebaker, ходили промышленные магнаты, короли и шейхи, актерская братия.
Неуклонно снижалось только производство:
✅ 1935 г. – 875 ед.
✅ 1936 г. – 787 ед.
✅ 1937 г. – 167 ед.
✅ 1938 г. – 30 ед.
Да выпускайте же вы бюджетные модели, наращивайте капитализацию! Нет, терпели убытки, но высоко держали марку – премиум, люкс, роскошь. Изящная позолоченная птичья клетка глубоко засела в генах, видимо. Такими и остались в памяти народной…
Однако мы не закончили. Обзор самой выдающейся модели бренда «Серебряная стрела» (Silver Arrow 1933) ждет вас позднее.
Забвение не грозит производителю, хоть дело и давнее. Он был одним и трех «Пи»: Pierce, Peerless и Packard. Эти имена под рубрикой «великие» вписаны в летопись мирового автопрома. Чтобы не быть голословными, посмотрим несколько моделей бренда.
О компании
По-хорошему, датой возникновения автомобильного предприятия Джорджа Пирса следует считать 1901 год. Однако компания возникла не на пустом месте. Предшественницей была фирма, образованная тремя бизнесменами в 1865 году. Напомним их имена: сам Пирс, Хайнц и Мюншауэр. Первый из компаньонов в 1872-ом прибрал дело к рукам, став единоличным хозяином.
Pierce-Arrow 1904 с рядной 3,8-литровой «четверкой». Фото: YouTube.com
Историки с удовольствием смакуют факт, что сотоварищи выпускали металлические изделия домашнего обихода: водяные котлы, велосипедные спицы, клетки для кроликов и пернатых. Птицам изготавливали изящные позолоченные домики. Возможно, поэтому художественной части продукта Джордж в последующем придавал особое значение. К разработке дизайна машин привлекал лучших спецов.
На стыке веков каждый предприниматель стремился вложить капитал в автомобилестроение. Дж. Пирс тоже не устоял под напором модного веяния. В первые годы существования компании промышленник только нащупывал стезю, по которой поведет бизнес.
Начал с автомобиля на паровом двигателе, построенном по купленной лицензии. Потом создал 1-цилиндровый 3-сильный трицикл. Но средства передвижения оказались небезопасными. По этой причине Пирс прекратил выпуск.
Музейный экспонат Pierce-Arrow 1913. Фото: YouTube.com
Нужен был собственный инженерно-конструкторский базис, хорошие мозги. И тут подвернулся счастливый случай. В Америку явились два британских жулика. Имена известны, но не стоит тратить на них чернила. Шарлатаны пытались впарить Пентагону «военную» технику, сильно смахивающую на самогонные аппараты. Англичане привезли с собой инженера Девида Фергюссона.
Когда авантюристов разоблачили, они бежали, бросив растерянного механика на произвол судьбы. Тут несчастного и подхватил Джордж Пирс. Как оказалось, нашел сокровище. Вместе в 1904 году они открыли новую, славную страницу истории компании.
Концепция предприятия и общая характеристика моделей
До умозаключения незабвенного нашего Остапа Ибрагимовича «Автомобиль – это не роскошь…» было еще далеко. И вряд ли Дж. Пирс ему последовал бы: изначально организатор Pierce-Arrow Motor Car Company взял курс на толстые кошельки.
Pierce-Arrow 1918: 6-цилиндровый нижнеклапанный двигатель Dual Valve Six, конфигурация T-head с отлитыми попарно цилиндрами, двумя нижними РВ, четырьмя клапанами на цилиндр (по два на впуск и выпуск). Фото: YouTube.com
Высокое качество сборки, дорогие материалы, эстетика, великолепие внутри и снаружи должны были покорить элиту общества. В моделях компании, как в тех золоченых птичьих клетках, изяществом отличалась всякая деталь. Даже незначительная безделица, скрытая от глаз.
Лучник, туго натянувший тетиву, неслучайно поселился на капотах «Эрроу» в момент процветания предприятия. Стрелу охотник направил прямиком в сердца небедных почитателей прекрасного. Тех, кто считал себя достойным не просто хорошего, а лучшего. Люксовый, экстравагантный продукт Джорджа Пирса соответствовал требованиям самых притязательных личностей планеты.
«Лучник» на капоте Pierce-Arrow. Фото: YouTube.com
К слову, о статуэтке на кузове: высокохудожественную вещь в стиле арт-деко создал Уильям Шнелл, сотрудник «Дженерал Моторс». Сегодня съемный шильдик с клеймом автора торгуется на аукционах за 15 тыс. евро.
Стилистика и особенности моделей
Заводы предприятия располагались в Буффало, Нью-Йорк. В 1906-ом Джордж Пирс прикупил поблизости 44 акра земли. Нанял талантливого промышленного архитектора Альберта Кана и построил самый передовой автозавод.
Запатентованные, с необычным расположением электрические фары на крыльях Pierce-Arrow. Фото: YouTube.com
В 1974 году объект получил статус национального достояния из-за «большой художественной ценности». Любопытный штришок: знаменитого зодчего И.В. Сталин пригласил в молодую советскую страну. Здесь А. Кан в 30-х спроектировал 521 промышленное сооружение.
Однако, отвлеклись. Любил Джордж Пирс красоту и монументальность. Ладно, согласимся: колесная база более 3,5 м в те времена не удивляла. Но с каким тщанием были проработаны кузовные детали. Дело не только в этом: на предприятии смогли создать узнаваемый, уникальный, неповторимый стиль, которому следовали до конца.
Колесные спицы Pierce-Arrow выполняли из австралийской акации. Фото: YouTube.com
В экстерьере сочетали консерватизм, приверженность старой школе построения роскошных экипажей и свежие веяния. В 1914 году придумали и запатентовали новую технологию установки электрических фар. Переднюю оптику располагали не по бокам радиаторной решетки, а интегрировали сверху на передние крылья.
Пороги машин строили широкими и длинными, как сама жизнь. Обилие хрома рисковало ослепить прохожего. При этом дорожные вещи пользователь перевозил в рудиментарном громадном чемодане, закрепленном замысловатыми защелками, замочками и застежками на полочке в кормовой части.
Старомодный чемодан для перевозки багажа на Pierce-Arrow. Фото: YouTube.com
Салон, лишенный багажного отсека, радовал простором. Для удобства экипажа разработчики предусмотрели пепельницы, боксы для сигар, зеркала, поручни. Обязательно присутствовали оконные шторки, подставки для ног, печка и вентиляционные жалюзи.
Еще из занимательного: сегодня фешенебельным считают кожаный салон. А 100 лет назад это было дурным тоном, второсортным оформлением. Шкурами животных тончайшей выделки обтягивали только шоферские автокресла. Чтобы, значит, легче чистить после плебея-то.
Всякая кузовная деталь Pierce-Arrow – произведение искусства. Фото: YouTube.com
И руль до 20-х ставили исключительно справа: так водителю удобнее было выскочить из машины и, не обегая кругом, услужливо распахнуть дверцу для респектабельного господина. Этот восседала на бархате, велюре, дорогом текстиле. Ноги хозяина авто утопали в коврах.
Технические инновации
С момента прихода в компанию британца Девида Фергюссона ДВС стали разрабатывать самостоятельно. Первой была 3,8-литровая рядная «четверка», которой компоновали дорогую (4 тыс. долларов) престижную модель Pierce 24/28 (неофициально – Great Arrow).
Pierce-Arrow 1928: двигатель рядный 6-цилиндровый 70 л. с., задний привод, 3-ступенчатая механика. Фото: YouTube.com
Безопасность автомобилей, помним, имела для Джорджа Пирса первостепенное значение. Ее-то, а также надежность машин проверили на исторической автогонке Glidden Tour 1905. Тогда американские производители выставили на трассу из Нью-Йорка в Нью-Гемпшир 33 экипажа.
Модель Great Arrow с кузовом из литых алюминиевых панелей и 4,4-литровой силовой установкой выдержала дистанцию в 1100 миль. Затем еще дважды повторила результат, став легендой своего времени. Золотую медаль получил, кстати, Пирси Пирс – сын основателя фирмы.
Другой рекорд, который не побит и сегодня, касается объема двигателей. Фергюссон творил чудеса. От 5,7-, 7,4- и 8,3-литровых 6-цилиндровых рядных агрегатов он перешел к V8 и V12 объемами 11,7 и даже 13,5 литров. Такого на серийных легковушках не наблюдалось ни до, ни после.
Двухдверный 135-сильный седан Pierce-Arrow 1935 с колесной базой 3454 мм. Фото: YouTube.com
Мощность фиксировалась на уровне 175 л. с., скорость – до 180 км/ч. Причем моторы были так отбалансированы, что металлический доллар, поставленный на ребро на работающий двигатель, не падал от вибрации.
Непоколебимо держались и цены на автомашины ($3-10 тысяч). Неизменным оставался спрос. В клиентах компании, которая 1928-ом объединилась с корпорацией Studebaker, ходили промышленные магнаты, короли и шейхи, актерская братия.
Экземпляр Pierce-Arrow 1931 года музея «Камышмаш». Фото: YouTube.com
Неуклонно снижалось только производство:
✅ 1935 г. – 875 ед.
✅ 1936 г. – 787 ед.
✅ 1937 г. – 167 ед.
✅ 1938 г. – 30 ед.
Да выпускайте же вы бюджетные модели, наращивайте капитализацию! Нет, терпели убытки, но высоко держали марку – премиум, люкс, роскошь. Изящная позолоченная птичья клетка глубоко засела в генах, видимо. Такими и остались в памяти народной…
Однако мы не закончили. Обзор самой выдающейся модели бренда «Серебряная стрела» (Silver Arrow 1933) ждет вас позднее.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....