
Автомобили Pierce-Arrow: в кого целился «серебряный лучник»
Век компании «Пирс Эрроу» недолгий – 1901-1938. Но и не фирма-однодневка, коих в машиностроении не счесть. Наследие велико, а история – сплошное развитие, поиск новых решений в отрасли, борьба с конкурентами.
Забвение не грозит производителю, хоть дело и давнее. Он был одним и трех «Пи»: Pierce, Peerless и Packard. Эти имена под рубрикой «великие» вписаны в летопись мирового автопрома. Чтобы не быть голословными, посмотрим несколько моделей бренда.
По-хорошему, датой возникновения автомобильного предприятия Джорджа Пирса следует считать 1901 год. Однако компания возникла не на пустом месте. Предшественницей была фирма, образованная тремя бизнесменами в 1865 году. Напомним их имена: сам Пирс, Хайнц и Мюншауэр. Первый из компаньонов в 1872-ом прибрал дело к рукам, став единоличным хозяином.
Pierce-Arrow 1904 с рядной 3,8-литровой «четверкой». Фото: YouTube.com
Историки с удовольствием смакуют факт, что сотоварищи выпускали металлические изделия домашнего обихода: водяные котлы, велосипедные спицы, клетки для кроликов и пернатых. Птицам изготавливали изящные позолоченные домики. Возможно, поэтому художественной части продукта Джордж в последующем придавал особое значение. К разработке дизайна машин привлекал лучших спецов.
На стыке веков каждый предприниматель стремился вложить капитал в автомобилестроение. Дж. Пирс тоже не устоял под напором модного веяния. В первые годы существования компании промышленник только нащупывал стезю, по которой поведет бизнес.
Начал с автомобиля на паровом двигателе, построенном по купленной лицензии. Потом создал 1-цилиндровый 3-сильный трицикл. Но средства передвижения оказались небезопасными. По этой причине Пирс прекратил выпуск.
Музейный экспонат Pierce-Arrow 1913. Фото: YouTube.com
Нужен был собственный инженерно-конструкторский базис, хорошие мозги. И тут подвернулся счастливый случай. В Америку явились два британских жулика. Имена известны, но не стоит тратить на них чернила. Шарлатаны пытались впарить Пентагону «военную» технику, сильно смахивающую на самогонные аппараты. Англичане привезли с собой инженера Девида Фергюссона.
Когда авантюристов разоблачили, они бежали, бросив растерянного механика на произвол судьбы. Тут несчастного и подхватил Джордж Пирс. Как оказалось, нашел сокровище. Вместе в 1904 году они открыли новую, славную страницу истории компании.
До умозаключения незабвенного нашего Остапа Ибрагимовича «Автомобиль – это не роскошь…» было еще далеко. И вряд ли Дж. Пирс ему последовал бы: изначально организатор Pierce-Arrow Motor Car Company взял курс на толстые кошельки.
Pierce-Arrow 1918: 6-цилиндровый нижнеклапанный двигатель Dual Valve Six, конфигурация T-head с отлитыми попарно цилиндрами, двумя нижними РВ, четырьмя клапанами на цилиндр (по два на впуск и выпуск). Фото: YouTube.com
Высокое качество сборки, дорогие материалы, эстетика, великолепие внутри и снаружи должны были покорить элиту общества. В моделях компании, как в тех золоченых птичьих клетках, изяществом отличалась всякая деталь. Даже незначительная безделица, скрытая от глаз.
Лучник, туго натянувший тетиву, неслучайно поселился на капотах «Эрроу» в момент процветания предприятия. Стрелу охотник направил прямиком в сердца небедных почитателей прекрасного. Тех, кто считал себя достойным не просто хорошего, а лучшего. Люксовый, экстравагантный продукт Джорджа Пирса соответствовал требованиям самых притязательных личностей планеты.
«Лучник» на капоте Pierce-Arrow. Фото: YouTube.com
К слову, о статуэтке на кузове: высокохудожественную вещь в стиле арт-деко создал Уильям Шнелл, сотрудник «Дженерал Моторс». Сегодня съемный шильдик с клеймом автора торгуется на аукционах за 15 тыс. евро.
Заводы предприятия располагались в Буффало, Нью-Йорк. В 1906-ом Джордж Пирс прикупил поблизости 44 акра земли. Нанял талантливого промышленного архитектора Альберта Кана и построил самый передовой автозавод.
Запатентованные, с необычным расположением электрические фары на крыльях Pierce-Arrow. Фото: YouTube.com
В 1974 году объект получил статус национального достояния из-за «большой художественной ценности». Любопытный штришок: знаменитого зодчего И.В. Сталин пригласил в молодую советскую страну. Здесь А. Кан в 30-х спроектировал 521 промышленное сооружение.
Однако, отвлеклись. Любил Джордж Пирс красоту и монументальность. Ладно, согласимся: колесная база более 3,5 м в те времена не удивляла. Но с каким тщанием были проработаны кузовные детали. Дело не только в этом: на предприятии смогли создать узнаваемый, уникальный, неповторимый стиль, которому следовали до конца.
Колесные спицы Pierce-Arrow выполняли из австралийской акации. Фото: YouTube.com
В экстерьере сочетали консерватизм, приверженность старой школе построения роскошных экипажей и свежие веяния. В 1914 году придумали и запатентовали новую технологию установки электрических фар. Переднюю оптику располагали не по бокам радиаторной решетки, а интегрировали сверху на передние крылья.
Пороги машин строили широкими и длинными, как сама жизнь. Обилие хрома рисковало ослепить прохожего. При этом дорожные вещи пользователь перевозил в рудиментарном громадном чемодане, закрепленном замысловатыми защелками, замочками и застежками на полочке в кормовой части.
Старомодный чемодан для перевозки багажа на Pierce-Arrow. Фото: YouTube.com
Салон, лишенный багажного отсека, радовал простором. Для удобства экипажа разработчики предусмотрели пепельницы, боксы для сигар, зеркала, поручни. Обязательно присутствовали оконные шторки, подставки для ног, печка и вентиляционные жалюзи.
Еще из занимательного: сегодня фешенебельным считают кожаный салон. А 100 лет назад это было дурным тоном, второсортным оформлением. Шкурами животных тончайшей выделки обтягивали только шоферские автокресла. Чтобы, значит, легче чистить после плебея-то.
Всякая кузовная деталь Pierce-Arrow – произведение искусства. Фото: YouTube.com
И руль до 20-х ставили исключительно справа: так водителю удобнее было выскочить из машины и, не обегая кругом, услужливо распахнуть дверцу для респектабельного господина. Этот восседала на бархате, велюре, дорогом текстиле. Ноги хозяина авто утопали в коврах.
С момента прихода в компанию британца Девида Фергюссона ДВС стали разрабатывать самостоятельно. Первой была 3,8-литровая рядная «четверка», которой компоновали дорогую (4 тыс. долларов) престижную модель Pierce 24/28 (неофициально – Great Arrow).
Pierce-Arrow 1928: двигатель рядный 6-цилиндровый 70 л. с., задний привод, 3-ступенчатая механика. Фото: YouTube.com
Безопасность автомобилей, помним, имела для Джорджа Пирса первостепенное значение. Ее-то, а также надежность машин проверили на исторической автогонке Glidden Tour 1905. Тогда американские производители выставили на трассу из Нью-Йорка в Нью-Гемпшир 33 экипажа.
Модель Great Arrow с кузовом из литых алюминиевых панелей и 4,4-литровой силовой установкой выдержала дистанцию в 1100 миль. Затем еще дважды повторила результат, став легендой своего времени. Золотую медаль получил, кстати, Пирси Пирс – сын основателя фирмы.
Другой рекорд, который не побит и сегодня, касается объема двигателей. Фергюссон творил чудеса. От 5,7-, 7,4- и 8,3-литровых 6-цилиндровых рядных агрегатов он перешел к V8 и V12 объемами 11,7 и даже 13,5 литров. Такого на серийных легковушках не наблюдалось ни до, ни после.
Двухдверный 135-сильный седан Pierce-Arrow 1935 с колесной базой 3454 мм. Фото: YouTube.com
Мощность фиксировалась на уровне 175 л. с., скорость – до 180 км/ч. Причем моторы были так отбалансированы, что металлический доллар, поставленный на ребро на работающий двигатель, не падал от вибрации.
Непоколебимо держались и цены на автомашины ($3-10 тысяч). Неизменным оставался спрос. В клиентах компании, которая 1928-ом объединилась с корпорацией Studebaker, ходили промышленные магнаты, короли и шейхи, актерская братия.
Экземпляр Pierce-Arrow 1931 года музея «Камышмаш». Фото: YouTube.com
Неуклонно снижалось только производство:
✅ 1935 г. – 875 ед.
✅ 1936 г. – 787 ед.
✅ 1937 г. – 167 ед.
✅ 1938 г. – 30 ед.
Да выпускайте же вы бюджетные модели, наращивайте капитализацию! Нет, терпели убытки, но высоко держали марку – премиум, люкс, роскошь. Изящная позолоченная птичья клетка глубоко засела в генах, видимо. Такими и остались в памяти народной…
Однако мы не закончили. Обзор самой выдающейся модели бренда «Серебряная стрела» (Silver Arrow 1933) ждет вас позднее.
Забвение не грозит производителю, хоть дело и давнее. Он был одним и трех «Пи»: Pierce, Peerless и Packard. Эти имена под рубрикой «великие» вписаны в летопись мирового автопрома. Чтобы не быть голословными, посмотрим несколько моделей бренда.
О компании
По-хорошему, датой возникновения автомобильного предприятия Джорджа Пирса следует считать 1901 год. Однако компания возникла не на пустом месте. Предшественницей была фирма, образованная тремя бизнесменами в 1865 году. Напомним их имена: сам Пирс, Хайнц и Мюншауэр. Первый из компаньонов в 1872-ом прибрал дело к рукам, став единоличным хозяином.

Историки с удовольствием смакуют факт, что сотоварищи выпускали металлические изделия домашнего обихода: водяные котлы, велосипедные спицы, клетки для кроликов и пернатых. Птицам изготавливали изящные позолоченные домики. Возможно, поэтому художественной части продукта Джордж в последующем придавал особое значение. К разработке дизайна машин привлекал лучших спецов.
На стыке веков каждый предприниматель стремился вложить капитал в автомобилестроение. Дж. Пирс тоже не устоял под напором модного веяния. В первые годы существования компании промышленник только нащупывал стезю, по которой поведет бизнес.
Начал с автомобиля на паровом двигателе, построенном по купленной лицензии. Потом создал 1-цилиндровый 3-сильный трицикл. Но средства передвижения оказались небезопасными. По этой причине Пирс прекратил выпуск.

Нужен был собственный инженерно-конструкторский базис, хорошие мозги. И тут подвернулся счастливый случай. В Америку явились два британских жулика. Имена известны, но не стоит тратить на них чернила. Шарлатаны пытались впарить Пентагону «военную» технику, сильно смахивающую на самогонные аппараты. Англичане привезли с собой инженера Девида Фергюссона.
Когда авантюристов разоблачили, они бежали, бросив растерянного механика на произвол судьбы. Тут несчастного и подхватил Джордж Пирс. Как оказалось, нашел сокровище. Вместе в 1904 году они открыли новую, славную страницу истории компании.
Концепция предприятия и общая характеристика моделей
До умозаключения незабвенного нашего Остапа Ибрагимовича «Автомобиль – это не роскошь…» было еще далеко. И вряд ли Дж. Пирс ему последовал бы: изначально организатор Pierce-Arrow Motor Car Company взял курс на толстые кошельки.

Высокое качество сборки, дорогие материалы, эстетика, великолепие внутри и снаружи должны были покорить элиту общества. В моделях компании, как в тех золоченых птичьих клетках, изяществом отличалась всякая деталь. Даже незначительная безделица, скрытая от глаз.
Лучник, туго натянувший тетиву, неслучайно поселился на капотах «Эрроу» в момент процветания предприятия. Стрелу охотник направил прямиком в сердца небедных почитателей прекрасного. Тех, кто считал себя достойным не просто хорошего, а лучшего. Люксовый, экстравагантный продукт Джорджа Пирса соответствовал требованиям самых притязательных личностей планеты.

К слову, о статуэтке на кузове: высокохудожественную вещь в стиле арт-деко создал Уильям Шнелл, сотрудник «Дженерал Моторс». Сегодня съемный шильдик с клеймом автора торгуется на аукционах за 15 тыс. евро.
Стилистика и особенности моделей
Заводы предприятия располагались в Буффало, Нью-Йорк. В 1906-ом Джордж Пирс прикупил поблизости 44 акра земли. Нанял талантливого промышленного архитектора Альберта Кана и построил самый передовой автозавод.

В 1974 году объект получил статус национального достояния из-за «большой художественной ценности». Любопытный штришок: знаменитого зодчего И.В. Сталин пригласил в молодую советскую страну. Здесь А. Кан в 30-х спроектировал 521 промышленное сооружение.
Однако, отвлеклись. Любил Джордж Пирс красоту и монументальность. Ладно, согласимся: колесная база более 3,5 м в те времена не удивляла. Но с каким тщанием были проработаны кузовные детали. Дело не только в этом: на предприятии смогли создать узнаваемый, уникальный, неповторимый стиль, которому следовали до конца.

В экстерьере сочетали консерватизм, приверженность старой школе построения роскошных экипажей и свежие веяния. В 1914 году придумали и запатентовали новую технологию установки электрических фар. Переднюю оптику располагали не по бокам радиаторной решетки, а интегрировали сверху на передние крылья.
Пороги машин строили широкими и длинными, как сама жизнь. Обилие хрома рисковало ослепить прохожего. При этом дорожные вещи пользователь перевозил в рудиментарном громадном чемодане, закрепленном замысловатыми защелками, замочками и застежками на полочке в кормовой части.

Салон, лишенный багажного отсека, радовал простором. Для удобства экипажа разработчики предусмотрели пепельницы, боксы для сигар, зеркала, поручни. Обязательно присутствовали оконные шторки, подставки для ног, печка и вентиляционные жалюзи.
Еще из занимательного: сегодня фешенебельным считают кожаный салон. А 100 лет назад это было дурным тоном, второсортным оформлением. Шкурами животных тончайшей выделки обтягивали только шоферские автокресла. Чтобы, значит, легче чистить после плебея-то.

И руль до 20-х ставили исключительно справа: так водителю удобнее было выскочить из машины и, не обегая кругом, услужливо распахнуть дверцу для респектабельного господина. Этот восседала на бархате, велюре, дорогом текстиле. Ноги хозяина авто утопали в коврах.
Технические инновации
С момента прихода в компанию британца Девида Фергюссона ДВС стали разрабатывать самостоятельно. Первой была 3,8-литровая рядная «четверка», которой компоновали дорогую (4 тыс. долларов) престижную модель Pierce 24/28 (неофициально – Great Arrow).

Безопасность автомобилей, помним, имела для Джорджа Пирса первостепенное значение. Ее-то, а также надежность машин проверили на исторической автогонке Glidden Tour 1905. Тогда американские производители выставили на трассу из Нью-Йорка в Нью-Гемпшир 33 экипажа.
Модель Great Arrow с кузовом из литых алюминиевых панелей и 4,4-литровой силовой установкой выдержала дистанцию в 1100 миль. Затем еще дважды повторила результат, став легендой своего времени. Золотую медаль получил, кстати, Пирси Пирс – сын основателя фирмы.
Другой рекорд, который не побит и сегодня, касается объема двигателей. Фергюссон творил чудеса. От 5,7-, 7,4- и 8,3-литровых 6-цилиндровых рядных агрегатов он перешел к V8 и V12 объемами 11,7 и даже 13,5 литров. Такого на серийных легковушках не наблюдалось ни до, ни после.

Мощность фиксировалась на уровне 175 л. с., скорость – до 180 км/ч. Причем моторы были так отбалансированы, что металлический доллар, поставленный на ребро на работающий двигатель, не падал от вибрации.
Непоколебимо держались и цены на автомашины ($3-10 тысяч). Неизменным оставался спрос. В клиентах компании, которая 1928-ом объединилась с корпорацией Studebaker, ходили промышленные магнаты, короли и шейхи, актерская братия.

Неуклонно снижалось только производство:
✅ 1935 г. – 875 ед.
✅ 1936 г. – 787 ед.
✅ 1937 г. – 167 ед.
✅ 1938 г. – 30 ед.
Да выпускайте же вы бюджетные модели, наращивайте капитализацию! Нет, терпели убытки, но высоко держали марку – премиум, люкс, роскошь. Изящная позолоченная птичья клетка глубоко засела в генах, видимо. Такими и остались в памяти народной…
Однако мы не закончили. Обзор самой выдающейся модели бренда «Серебряная стрела» (Silver Arrow 1933) ждет вас позднее.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....