С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Еще совсем недавно мир обсуждал удачный полет китайского беспилотника FlyCart 30 к одной из высочайших вершин мира – Эвересту. Это случилось в мае, когда застрявшим на склоне горы альпинистам срочно понадобилась помощь.
БПЛА доставил баллоны с кислородом и прочий груз на высоту почти 6000 м. А на обратном пути забрал мусор. Экология, однако! Беспилотник, способный перевозить 30 кг, анонсировали в январе этого года.
А что в России? ОКБ Сухого, входящее в ОАК, совместно с МФТИ на форуме «Армия 2024» представило свой БПЛА, с характеристиками, серьезно превосходящими параметры китайского FlyCart 30.
Так называется тяжелый дрон, а точнее, платформа, предназначенная для транспортировки грузов на расстояние до 1000 км. Это аппарат типа VTOL, взлетающий и садящийся в вертикальном режиме. Достигнув нужной высоты, БПЛА автоматически переходит на горизонтальный полет.
Пока беспилотная платформа С-76 будет функционировать, как доставщик грузов по городу и в труднодоступные регионы. А также использоваться в качестве участника по ликвидации последствий ЧС. Предусмотрена малогабаритная версия БПЛА – С-76 (МБС). Что же представляет собой базовая модель С-76?
Показанный на форуме экземпляр – не какой-нибудь макет, а полностью работоспособный аппарат. Он оснащен гибридной силовой установкой, состоящей из восьми электрических двигателей и одного маршевого поршневого агрегата (сделан в Уфе), функционирующего на бензине АИ-98 или авиационном керосине.
Чем отличается российский дрон от подобных VTOL? В большинстве аппаратов вертикального взлета и посадки применяется сложная система, переводящая электродвигатели из подъемного режима в тяговый, чтобы устройство смогло лететь горизонтально. В С-76 все по-иному. Вертикальный взлет, посадку осуществляют 8 электродвигателей, расположенных на специальных балках.
Когда машина набирает нужную высоту, запускается поршневой агрегат с толкающим пропеллером. При этом винты электродвигателей поворачиваются гранями навстречу воздушному потоку, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.
Подобная конструкция увеличивает дальность полета и сводит к минимуму количество движущихся деталей, что повышает надежность, ресурс. Характеристики С-76:
✅ размеры (длина, высота и размах крыльев) – 7,2, 2,7 и 11 м
✅ объем багажного отсека – 2 кубометра
✅ грузоподъемность (С-76 (МБС)) – 300 (50) кг
✅ потолок – 4 тыс. м
✅ дальность – до 1000 км (радиус 500 км)
✅ средняя скорость – 180 км/ч
Дрон позиционируется, как машина внеаэродромного использования. Для взлета и посадки ВПП не требуется, при этом эксплуатационная температура – в диапазоне от -50° до +50°. Последняя характеристика позволяет использовать БПЛА в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, а также для осуществления полетов в Арктике.
Зачастую в РФ они становились «камнем преткновения» при разработке дронов, способных нести тяжелый груз на сотни километров. В основном устанавливали западноевропейские или китайские моторы. Двигатель ЭД-76, которым комплектуется С-76, разработан в ЦИАМ (институт авиастроения имени Баранова), входящим в состав НИЦ им. Жуковского. Также участие принимало отделение «Моторы будущего» Уфимского авиауниверситета.
Электромотор представляет собой синхронную машину с постоянными магнитами в роторе, развивающую мощность в 100 кВт. Конструкция устройства позволяет раскручивать воздушный винт напрямую, без редуктора. Кроме того, ЭД-76 комплектуется угловыми датчиками, определяющими положение ротора. Именно они разворачивают пропеллер, когда БПЛА переходит в режим горизонтального полета.
По словам главного конструктора С-76 Е. Рубцова, реализовать для дрона схему вертикального взлета и посадки на ДВС невозможно: требуются электродвигатели. Для них нужны эффективные источники тока, которые появились в мире только в последние годы.
Эксплуатация дрона полностью автоматизирована: все действия, связанные со взлетом, посадкой, машина может осуществлять без участия оператора. Последнему остается только наблюдать, как С-76 выполняет задание. Система управления включает в себя сложный навигационный алгоритм, обеспечивающий следование БПЛА строго по заложенному в программу маршруту.
При этом дрон способен моментально приспосабливаться к изменяющимся условиям полета: например, погоде. Предполагается, что один оператор сможет контролировать перемещение до двенадцати машин С-76. Электронный блок управления разработан российскими специалистами из предприятия «Вектор» при столичном МЭИ.
Единственное, что есть импортного в С-76 – ячейки аккумуляторов для питания электродвигателей. Но и их заменят на российские к 2030-му году, отметил главный конструктор «Вектора», добавив, что создание ячеек будет осуществляться в сотрудничестве с Росатомом.
На данной платформе пока разработаны только две модели. Помимо «старшего брата», существует малогабаритная версия – С-76 (МБС). Она летает на расстояние до 400 км и перевозит груз массой до 50 кг. Предполагается, что этот вариант беспилотника будет востребован в городе и сельской местности. Характеристики базового дрона С-76 позволяют рассматривать его в перспективе, как перевозчика пассажиров.
Основное препятствие заключается в прохождении сертификации, на что понадобится время. В соответствии с Воздушным кодексом России (статьи ст. 8, 33, 37), С-76 относится к категории беспилотных воздушных судов (БВС), взлетная масса которых превышает 30 кг. А это значит, что необходима государственная регистрация. Она, в свою очередь, предполагает наличие сертификатов, подтверждающих безопасность данного летательного аппарата.
Однако, несмотря на отсутствие документов, по словам главного инженера проекта Е. Рубцова, согласования по поставкам беспилотника коммерческим организациям уже ведутся. Эксперты высказывают свое, более осторожное мнение, и считают, что массовое распространение БПЛА типа С-76 возможно в «ближайшие годы». Создатели С-76 рассчитывают, что их беспилотник встанет на конвейер не позже 2028-го года.
Кстати, многие российские производители подобной техники рассчитывают на смягчение требований законодательства к грузовым дронам. В частности, имеется в виду снятие ограничений для полетов таких БПЛА над открытой местностью по заранее определенным маршрутам.
БПЛА доставил баллоны с кислородом и прочий груз на высоту почти 6000 м. А на обратном пути забрал мусор. Экология, однако! Беспилотник, способный перевозить 30 кг, анонсировали в январе этого года.
Китайский БПЛА в горах. Фото: youtube.com
А что в России? ОКБ Сухого, входящее в ОАК, совместно с МФТИ на форуме «Армия 2024» представило свой БПЛА, с характеристиками, серьезно превосходящими параметры китайского FlyCart 30.
С-76
Так называется тяжелый дрон, а точнее, платформа, предназначенная для транспортировки грузов на расстояние до 1000 км. Это аппарат типа VTOL, взлетающий и садящийся в вертикальном режиме. Достигнув нужной высоты, БПЛА автоматически переходит на горизонтальный полет.
Беспилотник С-76 на выставке. Фото: youtube.com
Пока беспилотная платформа С-76 будет функционировать, как доставщик грузов по городу и в труднодоступные регионы. А также использоваться в качестве участника по ликвидации последствий ЧС. Предусмотрена малогабаритная версия БПЛА – С-76 (МБС). Что же представляет собой базовая модель С-76?
Технические параметры
Показанный на форуме экземпляр – не какой-нибудь макет, а полностью работоспособный аппарат. Он оснащен гибридной силовой установкой, состоящей из восьми электрических двигателей и одного маршевого поршневого агрегата (сделан в Уфе), функционирующего на бензине АИ-98 или авиационном керосине.
Изначально проект носил название «Атлас», но позже его переименовали в С-76, по индексу электродвигателей – ЭД-76.
Чем отличается российский дрон от подобных VTOL? В большинстве аппаратов вертикального взлета и посадки применяется сложная система, переводящая электродвигатели из подъемного режима в тяговый, чтобы устройство смогло лететь горизонтально. В С-76 все по-иному. Вертикальный взлет, посадку осуществляют 8 электродвигателей, расположенных на специальных балках.
Мощный движок толкает дрон в горизонтальном полете. Фото: VK Видео
Когда машина набирает нужную высоту, запускается поршневой агрегат с толкающим пропеллером. При этом винты электродвигателей поворачиваются гранями навстречу воздушному потоку, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.
Электродвигатели и винты сделаны в РФ. Фото: VK Видео
Подобная конструкция увеличивает дальность полета и сводит к минимуму количество движущихся деталей, что повышает надежность, ресурс. Характеристики С-76:
✅ размеры (длина, высота и размах крыльев) – 7,2, 2,7 и 11 м
✅ объем багажного отсека – 2 кубометра
✅ грузоподъемность (С-76 (МБС)) – 300 (50) кг
✅ потолок – 4 тыс. м
✅ дальность – до 1000 км (радиус 500 км)
✅ средняя скорость – 180 км/ч
Дрон позиционируется, как машина внеаэродромного использования. Для взлета и посадки ВПП не требуется, при этом эксплуатационная температура – в диапазоне от -50° до +50°. Последняя характеристика позволяет использовать БПЛА в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, а также для осуществления полетов в Арктике.
Электродвигатели
Зачастую в РФ они становились «камнем преткновения» при разработке дронов, способных нести тяжелый груз на сотни километров. В основном устанавливали западноевропейские или китайские моторы. Двигатель ЭД-76, которым комплектуется С-76, разработан в ЦИАМ (институт авиастроения имени Баранова), входящим в состав НИЦ им. Жуковского. Также участие принимало отделение «Моторы будущего» Уфимского авиауниверситета.
Для создания двигателя в ЦИАМ разработали и построили специальный испытательный стенд-демонстратор. На нем и проводилось тестирование электромотора с заданной нагрузкой в разных режимах. Также осуществлялись испытания комплекта из 8-и ЭД-76 вместе с винтами.
Электромотор представляет собой синхронную машину с постоянными магнитами в роторе, развивающую мощность в 100 кВт. Конструкция устройства позволяет раскручивать воздушный винт напрямую, без редуктора. Кроме того, ЭД-76 комплектуется угловыми датчиками, определяющими положение ротора. Именно они разворачивают пропеллер, когда БПЛА переходит в режим горизонтального полета.
Для взлета и посадки С-76 нужна площадка 17х17 м. Фото: youtube.com
По словам главного конструктора С-76 Е. Рубцова, реализовать для дрона схему вертикального взлета и посадки на ДВС невозможно: требуются электродвигатели. Для них нужны эффективные источники тока, которые появились в мире только в последние годы.
Управление беспилотником
Эксплуатация дрона полностью автоматизирована: все действия, связанные со взлетом, посадкой, машина может осуществлять без участия оператора. Последнему остается только наблюдать, как С-76 выполняет задание. Система управления включает в себя сложный навигационный алгоритм, обеспечивающий следование БПЛА строго по заложенному в программу маршруту.
Оператор контролирует полет. Фото: VK Видео
При этом дрон способен моментально приспосабливаться к изменяющимся условиям полета: например, погоде. Предполагается, что один оператор сможет контролировать перемещение до двенадцати машин С-76. Электронный блок управления разработан российскими специалистами из предприятия «Вектор» при столичном МЭИ.
Инженеры из Московского энергетического института сумели создать устройство, подавляющее мощнейшие помехи от 8-и моторов дрона. Электромагнитное поле не давало нормально работать системам управления.
Единственное, что есть импортного в С-76 – ячейки аккумуляторов для питания электродвигателей. Но и их заменят на российские к 2030-му году, отметил главный конструктор «Вектора», добавив, что создание ячеек будет осуществляться в сотрудничестве с Росатомом.
Семейство беспилотников
На данной платформе пока разработаны только две модели. Помимо «старшего брата», существует малогабаритная версия – С-76 (МБС). Она летает на расстояние до 400 км и перевозит груз массой до 50 кг. Предполагается, что этот вариант беспилотника будет востребован в городе и сельской местности. Характеристики базового дрона С-76 позволяют рассматривать его в перспективе, как перевозчика пассажиров.
Когда С-76 начнут выпускать серийно
Основное препятствие заключается в прохождении сертификации, на что понадобится время. В соответствии с Воздушным кодексом России (статьи ст. 8, 33, 37), С-76 относится к категории беспилотных воздушных судов (БВС), взлетная масса которых превышает 30 кг. А это значит, что необходима государственная регистрация. Она, в свою очередь, предполагает наличие сертификатов, подтверждающих безопасность данного летательного аппарата.
Грузы ждут в отдаленных регионах РФ. Фото: VK Видео
Однако, несмотря на отсутствие документов, по словам главного инженера проекта Е. Рубцова, согласования по поставкам беспилотника коммерческим организациям уже ведутся. Эксперты высказывают свое, более осторожное мнение, и считают, что массовое распространение БПЛА типа С-76 возможно в «ближайшие годы». Создатели С-76 рассчитывают, что их беспилотник встанет на конвейер не позже 2028-го года.
Китайский беспилотник DJI FlyCart 30 впервые был продемонстрирован в августе 2023-го. Через год он уже совершал коммерческие рейсы.
Кстати, многие российские производители подобной техники рассчитывают на смягчение требований законодательства к грузовым дронам. В частности, имеется в виду снятие ограничений для полетов таких БПЛА над открытой местностью по заранее определенным маршрутам.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Разработанный российскими инженерами грузовой БПЛА летает на расстояние до 1000 км и перевозит грузы в 300 кг. Эта машина – серьезный конкурент на рынке...
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...
Honda представила первый в мире компрессорный двигатель для мотоциклов
У этого мотора не существует аналогов. Производитель ориентируется на модели с большим рабочим объемом и планирует наладить серийное производство....
Минпромторг России утвердил бюджет на разработку самолета МС-21-200
Укороченная версия самолета сможет вместить 40 пассажиров. Сократят на одну секцию фюзеляжа....
Полный привод за копейки – нужен всего лишь стартер
Фантазия наших «кулибиных» не знает границ. Грядет зима, и в этот период почти на каждом моноприводном автомобиле хочется иметь 4WD «про запас». Подключаемый...