С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Еще совсем недавно мир обсуждал удачный полет китайского беспилотника FlyCart 30 к одной из высочайших вершин мира – Эвересту. Это случилось в мае, когда застрявшим на склоне горы альпинистам срочно понадобилась помощь.
БПЛА доставил баллоны с кислородом и прочий груз на высоту почти 6000 м. А на обратном пути забрал мусор. Экология, однако! Беспилотник, способный перевозить 30 кг, анонсировали в январе этого года.
Китайский БПЛА в горах. Фото: youtube.com
А что в России? ОКБ Сухого, входящее в ОАК, совместно с МФТИ на форуме «Армия 2024» представило свой БПЛА, с характеристиками, серьезно превосходящими параметры китайского FlyCart 30.
Так называется тяжелый дрон, а точнее, платформа, предназначенная для транспортировки грузов на расстояние до 1000 км. Это аппарат типа VTOL, взлетающий и садящийся в вертикальном режиме. Достигнув нужной высоты, БПЛА автоматически переходит на горизонтальный полет.
Беспилотник С-76 на выставке. Фото: youtube.com
Пока беспилотная платформа С-76 будет функционировать, как доставщик грузов по городу и в труднодоступные регионы. А также использоваться в качестве участника по ликвидации последствий ЧС. Предусмотрена малогабаритная версия БПЛА – С-76 (МБС). Что же представляет собой базовая модель С-76?
Показанный на форуме экземпляр – не какой-нибудь макет, а полностью работоспособный аппарат. Он оснащен гибридной силовой установкой, состоящей из восьми электрических двигателей и одного маршевого поршневого агрегата (сделан в Уфе), функционирующего на бензине АИ-98 или авиационном керосине.
Чем отличается российский дрон от подобных VTOL? В большинстве аппаратов вертикального взлета и посадки применяется сложная система, переводящая электродвигатели из подъемного режима в тяговый, чтобы устройство смогло лететь горизонтально. В С-76 все по-иному. Вертикальный взлет, посадку осуществляют 8 электродвигателей, расположенных на специальных балках.
Мощный движок толкает дрон в горизонтальном полете. Фото: VK Видео
Когда машина набирает нужную высоту, запускается поршневой агрегат с толкающим пропеллером. При этом винты электродвигателей поворачиваются гранями навстречу воздушному потоку, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.
Электродвигатели и винты сделаны в РФ. Фото: VK Видео
Подобная конструкция увеличивает дальность полета и сводит к минимуму количество движущихся деталей, что повышает надежность, ресурс. Характеристики С-76:
✅ размеры (длина, высота и размах крыльев) – 7,2, 2,7 и 11 м
✅ объем багажного отсека – 2 кубометра
✅ грузоподъемность (С-76 (МБС)) – 300 (50) кг
✅ потолок – 4 тыс. м
✅ дальность – до 1000 км (радиус 500 км)
✅ средняя скорость – 180 км/ч
Дрон позиционируется, как машина внеаэродромного использования. Для взлета и посадки ВПП не требуется, при этом эксплуатационная температура – в диапазоне от -50° до +50°. Последняя характеристика позволяет использовать БПЛА в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, а также для осуществления полетов в Арктике.
Зачастую в РФ они становились «камнем преткновения» при разработке дронов, способных нести тяжелый груз на сотни километров. В основном устанавливали западноевропейские или китайские моторы. Двигатель ЭД-76, которым комплектуется С-76, разработан в ЦИАМ (институт авиастроения имени Баранова), входящим в состав НИЦ им. Жуковского. Также участие принимало отделение «Моторы будущего» Уфимского авиауниверситета.
Электромотор представляет собой синхронную машину с постоянными магнитами в роторе, развивающую мощность в 100 кВт. Конструкция устройства позволяет раскручивать воздушный винт напрямую, без редуктора. Кроме того, ЭД-76 комплектуется угловыми датчиками, определяющими положение ротора. Именно они разворачивают пропеллер, когда БПЛА переходит в режим горизонтального полета.
Для взлета и посадки С-76 нужна площадка 17х17 м. Фото: youtube.com
По словам главного конструктора С-76 Е. Рубцова, реализовать для дрона схему вертикального взлета и посадки на ДВС невозможно: требуются электродвигатели. Для них нужны эффективные источники тока, которые появились в мире только в последние годы.
Эксплуатация дрона полностью автоматизирована: все действия, связанные со взлетом, посадкой, машина может осуществлять без участия оператора. Последнему остается только наблюдать, как С-76 выполняет задание. Система управления включает в себя сложный навигационный алгоритм, обеспечивающий следование БПЛА строго по заложенному в программу маршруту.
Оператор контролирует полет. Фото: VK Видео
При этом дрон способен моментально приспосабливаться к изменяющимся условиям полета: например, погоде. Предполагается, что один оператор сможет контролировать перемещение до двенадцати машин С-76. Электронный блок управления разработан российскими специалистами из предприятия «Вектор» при столичном МЭИ.
Единственное, что есть импортного в С-76 – ячейки аккумуляторов для питания электродвигателей. Но и их заменят на российские к 2030-му году, отметил главный конструктор «Вектора», добавив, что создание ячеек будет осуществляться в сотрудничестве с Росатомом.
На данной платформе пока разработаны только две модели. Помимо «старшего брата», существует малогабаритная версия – С-76 (МБС). Она летает на расстояние до 400 км и перевозит груз массой до 50 кг. Предполагается, что этот вариант беспилотника будет востребован в городе и сельской местности. Характеристики базового дрона С-76 позволяют рассматривать его в перспективе, как перевозчика пассажиров.
Основное препятствие заключается в прохождении сертификации, на что понадобится время. В соответствии с Воздушным кодексом России (статьи ст. 8, 33, 37), С-76 относится к категории беспилотных воздушных судов (БВС), взлетная масса которых превышает 30 кг. А это значит, что необходима государственная регистрация. Она, в свою очередь, предполагает наличие сертификатов, подтверждающих безопасность данного летательного аппарата.
Грузы ждут в отдаленных регионах РФ. Фото: VK Видео
Однако, несмотря на отсутствие документов, по словам главного инженера проекта Е. Рубцова, согласования по поставкам беспилотника коммерческим организациям уже ведутся. Эксперты высказывают свое, более осторожное мнение, и считают, что массовое распространение БПЛА типа С-76 возможно в «ближайшие годы». Создатели С-76 рассчитывают, что их беспилотник встанет на конвейер не позже 2028-го года.
Кстати, многие российские производители подобной техники рассчитывают на смягчение требований законодательства к грузовым дронам. В частности, имеется в виду снятие ограничений для полетов таких БПЛА над открытой местностью по заранее определенным маршрутам.
БПЛА доставил баллоны с кислородом и прочий груз на высоту почти 6000 м. А на обратном пути забрал мусор. Экология, однако! Беспилотник, способный перевозить 30 кг, анонсировали в январе этого года.
Китайский БПЛА в горах. Фото: youtube.comА что в России? ОКБ Сухого, входящее в ОАК, совместно с МФТИ на форуме «Армия 2024» представило свой БПЛА, с характеристиками, серьезно превосходящими параметры китайского FlyCart 30.
С-76
Так называется тяжелый дрон, а точнее, платформа, предназначенная для транспортировки грузов на расстояние до 1000 км. Это аппарат типа VTOL, взлетающий и садящийся в вертикальном режиме. Достигнув нужной высоты, БПЛА автоматически переходит на горизонтальный полет.
Беспилотник С-76 на выставке. Фото: youtube.comПока беспилотная платформа С-76 будет функционировать, как доставщик грузов по городу и в труднодоступные регионы. А также использоваться в качестве участника по ликвидации последствий ЧС. Предусмотрена малогабаритная версия БПЛА – С-76 (МБС). Что же представляет собой базовая модель С-76?
Технические параметры
Показанный на форуме экземпляр – не какой-нибудь макет, а полностью работоспособный аппарат. Он оснащен гибридной силовой установкой, состоящей из восьми электрических двигателей и одного маршевого поршневого агрегата (сделан в Уфе), функционирующего на бензине АИ-98 или авиационном керосине.
Изначально проект носил название «Атлас», но позже его переименовали в С-76, по индексу электродвигателей – ЭД-76.
Чем отличается российский дрон от подобных VTOL? В большинстве аппаратов вертикального взлета и посадки применяется сложная система, переводящая электродвигатели из подъемного режима в тяговый, чтобы устройство смогло лететь горизонтально. В С-76 все по-иному. Вертикальный взлет, посадку осуществляют 8 электродвигателей, расположенных на специальных балках.
Мощный движок толкает дрон в горизонтальном полете. Фото: VK ВидеоКогда машина набирает нужную высоту, запускается поршневой агрегат с толкающим пропеллером. При этом винты электродвигателей поворачиваются гранями навстречу воздушному потоку, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.
Электродвигатели и винты сделаны в РФ. Фото: VK ВидеоПодобная конструкция увеличивает дальность полета и сводит к минимуму количество движущихся деталей, что повышает надежность, ресурс. Характеристики С-76:
✅ размеры (длина, высота и размах крыльев) – 7,2, 2,7 и 11 м
✅ объем багажного отсека – 2 кубометра
✅ грузоподъемность (С-76 (МБС)) – 300 (50) кг
✅ потолок – 4 тыс. м
✅ дальность – до 1000 км (радиус 500 км)
✅ средняя скорость – 180 км/ч
Дрон позиционируется, как машина внеаэродромного использования. Для взлета и посадки ВПП не требуется, при этом эксплуатационная температура – в диапазоне от -50° до +50°. Последняя характеристика позволяет использовать БПЛА в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, а также для осуществления полетов в Арктике.
Электродвигатели
Зачастую в РФ они становились «камнем преткновения» при разработке дронов, способных нести тяжелый груз на сотни километров. В основном устанавливали западноевропейские или китайские моторы. Двигатель ЭД-76, которым комплектуется С-76, разработан в ЦИАМ (институт авиастроения имени Баранова), входящим в состав НИЦ им. Жуковского. Также участие принимало отделение «Моторы будущего» Уфимского авиауниверситета.
Для создания двигателя в ЦИАМ разработали и построили специальный испытательный стенд-демонстратор. На нем и проводилось тестирование электромотора с заданной нагрузкой в разных режимах. Также осуществлялись испытания комплекта из 8-и ЭД-76 вместе с винтами.
Электромотор представляет собой синхронную машину с постоянными магнитами в роторе, развивающую мощность в 100 кВт. Конструкция устройства позволяет раскручивать воздушный винт напрямую, без редуктора. Кроме того, ЭД-76 комплектуется угловыми датчиками, определяющими положение ротора. Именно они разворачивают пропеллер, когда БПЛА переходит в режим горизонтального полета.
Для взлета и посадки С-76 нужна площадка 17х17 м. Фото: youtube.comПо словам главного конструктора С-76 Е. Рубцова, реализовать для дрона схему вертикального взлета и посадки на ДВС невозможно: требуются электродвигатели. Для них нужны эффективные источники тока, которые появились в мире только в последние годы.
Управление беспилотником
Эксплуатация дрона полностью автоматизирована: все действия, связанные со взлетом, посадкой, машина может осуществлять без участия оператора. Последнему остается только наблюдать, как С-76 выполняет задание. Система управления включает в себя сложный навигационный алгоритм, обеспечивающий следование БПЛА строго по заложенному в программу маршруту.
Оператор контролирует полет. Фото: VK ВидеоПри этом дрон способен моментально приспосабливаться к изменяющимся условиям полета: например, погоде. Предполагается, что один оператор сможет контролировать перемещение до двенадцати машин С-76. Электронный блок управления разработан российскими специалистами из предприятия «Вектор» при столичном МЭИ.
Инженеры из Московского энергетического института сумели создать устройство, подавляющее мощнейшие помехи от 8-и моторов дрона. Электромагнитное поле не давало нормально работать системам управления.
Единственное, что есть импортного в С-76 – ячейки аккумуляторов для питания электродвигателей. Но и их заменят на российские к 2030-му году, отметил главный конструктор «Вектора», добавив, что создание ячеек будет осуществляться в сотрудничестве с Росатомом.
Семейство беспилотников
На данной платформе пока разработаны только две модели. Помимо «старшего брата», существует малогабаритная версия – С-76 (МБС). Она летает на расстояние до 400 км и перевозит груз массой до 50 кг. Предполагается, что этот вариант беспилотника будет востребован в городе и сельской местности. Характеристики базового дрона С-76 позволяют рассматривать его в перспективе, как перевозчика пассажиров.
Когда С-76 начнут выпускать серийно
Основное препятствие заключается в прохождении сертификации, на что понадобится время. В соответствии с Воздушным кодексом России (статьи ст. 8, 33, 37), С-76 относится к категории беспилотных воздушных судов (БВС), взлетная масса которых превышает 30 кг. А это значит, что необходима государственная регистрация. Она, в свою очередь, предполагает наличие сертификатов, подтверждающих безопасность данного летательного аппарата.
Грузы ждут в отдаленных регионах РФ. Фото: VK ВидеоОднако, несмотря на отсутствие документов, по словам главного инженера проекта Е. Рубцова, согласования по поставкам беспилотника коммерческим организациям уже ведутся. Эксперты высказывают свое, более осторожное мнение, и считают, что массовое распространение БПЛА типа С-76 возможно в «ближайшие годы». Создатели С-76 рассчитывают, что их беспилотник встанет на конвейер не позже 2028-го года.
Китайский беспилотник DJI FlyCart 30 впервые был продемонстрирован в августе 2023-го. Через год он уже совершал коммерческие рейсы.
Кстати, многие российские производители подобной техники рассчитывают на смягчение требований законодательства к грузовым дронам. В частности, имеется в виду снятие ограничений для полетов таких БПЛА над открытой местностью по заранее определенным маршрутам.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас