Стелла РМЗ-2.134 – лучший мокик в линейке рижского мотозавода «Саркана звайгзне»
Многие российские водители, чье детство прошло в СССР и в 90-х, до сих пор вспоминают мини-мокики. Эти стильные мопеды, как их принято сейчас называть, хотя никаких педалей там нет, до сих пор будят счастливые детские воспоминания.
Но имелись мини-мокики далеко не у каждого. Во-первых, их выпуск был ограничен, поэтому купить подобную технику получалось только у везунчиков. Во-вторых, взрослых «Риги» вообще не интересовали, тем более в версиях «мини».
А у подростков, особенно в городах, денег на них не было. В деревне многие зарабатывали сами, но тут опять проблема – в продаже мопеды РМЗ появлялись редко.
Сегодня мы вспомним про Стеллу РМЗ-2.134 – последний массовый мини-мокик рижского завода «Саркана звайгзне». В настоящее время он достаточно редко встречается на рынке б/у, особенно с современными документами.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, откуда вообще появилась идея создания мини-мокиков. Это японские веяния – там такая техника была безумно популярна.
Причин тому явлению несколько:
✅ Дешевизна
✅ Компактность
✅ Мизерный расход топлива
Кстати, планировалось, что возить в Стране восходящего солнца подобную технику будут в багажниках автомобилей. Но эта блестящая идея разбилась о скалу реальности жизни. Во-первых, мопед весил около 50 кг. Куда субтильным японцам забрасывать такой вес в багажник? Да и сильный физически человек вряд ли сможет не запачкаться.
Мокики понравились и рижским дизайнерам. Есть легенда, что они предназначались для владельцев автомобилей «Волга», чтобы те могли добираться до дома со стоянки быстро и с комфортом. Но ничего общего с реальностью в этой красивой «сказке» нет.
Во-первых, «Волг» на руках граждан было ничтожно мало. Во-вторых, начальники точно бы не стали возиться с мопедами – у них были личные водители. В-третьих, двухколесная техника не считалась у большинства взрослых советских граждан солидной. Даже у тех, кто не имел автомобиля.
Но ведь кроме «Волг» и универсалов, которых в СССР было еще меньше, мини-мокик действительно никуда не помещался. А перевозить его полагалось в багажнике такси, в 1980-х там как раз ГАЗ-24 работали.
А еще, согласно техническом заданию, мокик помещался в лифт, домашнюю кладовку, на балкон или лоджию. Конечно, запах бензина соответствующий в квартире при этом присутствовал.
Первым в линейке появился РМЗ-2.126. Мокик начали продавать с 1983 года, и он сразу же стал невероятно популярен у подростков. А еще любили эту технику туристы, рыбаки и охотники. Ведь мопед получалось затащить в тамбур электрички, а потом кататься на нем по лесу. Благо, 10-дюймовые колеса с широкой универсальной резиной позволяли это сделать.
В 1985 году появилась улучшенная модификация – РМЗ-2.130. Ее главное отличие – это маятниковая задняя подвеска с амортизаторами. А еще выхлопную трубу подняли повыше, точнее, задрали. Не ради моды, хотя и это присутствовало, а для того, чтобы глушитель не цеплялся за дорожные неровности.
Ранние мини-мокики РМЗ-2.126 оснащались двигателями S-62. Потом их заменили на В-50 и В-501. Первый работал в паре с ручной КПП, второй – с ножной. Последняя считалась у подростков «правильной», так как напоминала мотоциклетную.
На мопеды не требовались права, так как они оснащались двигателями, не превышающими объем в 50 см3. Заводилась техника с кикстартера, моторы были двухтактные, с карбюраторной системой питания.
Если разобраться, выпускать новую модель на заводе «Саркана звайгзне» в конце 1980-х не планировали. Зачем, если мокики и так разбирали? Их и так выпускалось гораздо меньше, чем того требовал спрос.
Но было такое чехословацкое торговое объединение «Мотоков». Занимались они реализацией CZ и Jawa в СССР. Во второй половине 80-х главный представитель этой фирмы в Советском Союзе посетил завод «Саркана звайгзне». Ему понравились мокики, точнее, даже не самому Гроссману, а его детям.
Но рижским конструкторам было просто неловко предлагать «Мини» с устаревшими моторами В-501. И тут пришла идея установить на них двигатели Jawa. Тем более, что «страждущий» начальник «Мотоков» может посодействовать.
Так и родился проект под двигатель «Бабетты». Только первые экземпляры Рига Мини смотрелись с чешскими моторами нелепо. Пришлось разрабатывать новую модель.
За двигатели рассчитывались своей же продукцией – «Стеллами». Именно так решили назвать новую модель. А заводской индекс у нее – РМЗ-2.134. Кстати, модификации с более привычными моторами В-50 и В-501 назывались РМЗ-2.136.
Серийное производство «Стеллы» началось в 1988 году и продолжалось около 10 лет. Чешские моторы ставили до развала СССР, но в небольших количествах. На всю технику их не хватало, а план заводу приходилось выполнять.
Выглядит «Стелла» однозначно современней, чем Рига Мини. По крайней мере, в конце 1980-х так считалось. Новый дизайн, пластиковая облицовка, перенос бака под сиденье – это все казалось в свое время стильным.
Пластик на «Стелле» не отличался качеством изготовления. Да и смотрелся он немного нелепо – черный, неокрашенный. Именно с ним чаще всего сейчас возникают проблемы. Но пайка, шлифовка, шпаклевка и окраска помогут вернуть пластик в первоначальное состояние, по крайней мере, внешне.
Самый ценный мотор для «Стеллы» – это М-225 от мопеда Jawa Babetta. При объеме в 49 см3 имел мощность всего 1,5 л. с.
Его главные преимущества:
✅ Надежность
✅ Малошумность
✅ Простота конструкции
К сожалению, таких двигателей было немного. Но именно они сделали новый мокик уникальным. Сейчас можно услышать, что у него имелась автоматическая коробка передач. Как часто случается, слухи не имеют ничего общего с реальностью. Автоматическое было сцепление. Добились этого благодаря центробежной муфте.
Соответственно, скорость имелась всего одна, что делало «Стеллу» легкой в управлении. Но подростки не уважали эти модификации. Им хотелось ножного переключения, как на полноценных мотоциклах.
Чаще всего на «Стеллы» ставили шауляйские моторы В-501 (V-501). Они имели ножное переключение – все, о чем мечтали тогдашние подростки. Конечно, силовые агрегаты эти не отличались надежностью по сравнению с чешскими М-225.
Считается, что других двигателей у «Стеллы» не было. Это не так, просто завод «Саркана звайгзне» после развала СССР пытался выжить и поставлял свои мопеды в ряд европейских стран. Для Польши, например, мокики шли с моторами Dezamet. Небольшие партии для Франции оснащались силовыми агрегатами Peugeot.
Ближе к концу 1990-х «Стелла» выпускалась на заводе «Красный октябрь» под названием Фора-Мини. На нее устанавливались двигатели Д-16. Кстати, к тому времени в Латвии мокик уже не выпускали.
Стоит ли сейчас приобретать «Стеллу»? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Передвигаться взрослому человеку на двухтактной малосильной технике – такое себе удовольствие.
Но сколько радости при этом у современных владельцев! «Стелла» способна вернуть, хоть ненадолго, в детство, а это дорогого стоит. А если скорость не устраивает, можно внедрить китайский четырехтактный двигатель с объемом от 72 до 110 см3.
Но имелись мини-мокики далеко не у каждого. Во-первых, их выпуск был ограничен, поэтому купить подобную технику получалось только у везунчиков. Во-вторых, взрослых «Риги» вообще не интересовали, тем более в версиях «мини».
А у подростков, особенно в городах, денег на них не было. В деревне многие зарабатывали сами, но тут опять проблема – в продаже мопеды РМЗ появлялись редко.
Так смотрится взрослый человек на Риге Стелле. Фото: youtube.com
Сегодня мы вспомним про Стеллу РМЗ-2.134 – последний массовый мини-мокик рижского завода «Саркана звайгзне». В настоящее время он достаточно редко встречается на рынке б/у, особенно с современными документами.
Для чего
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, откуда вообще появилась идея создания мини-мокиков. Это японские веяния – там такая техника была безумно популярна.
Причин тому явлению несколько:
✅ Дешевизна
✅ Компактность
✅ Мизерный расход топлива
Кстати, планировалось, что возить в Стране восходящего солнца подобную технику будут в багажниках автомобилей. Но эта блестящая идея разбилась о скалу реальности жизни. Во-первых, мопед весил около 50 кг. Куда субтильным японцам забрасывать такой вес в багажник? Да и сильный физически человек вряд ли сможет не запачкаться.
Редкая Stella Babetta. Фото: youtube.com
Мокики понравились и рижским дизайнерам. Есть легенда, что они предназначались для владельцев автомобилей «Волга», чтобы те могли добираться до дома со стоянки быстро и с комфортом. Но ничего общего с реальностью в этой красивой «сказке» нет.
Во-первых, «Волг» на руках граждан было ничтожно мало. Во-вторых, начальники точно бы не стали возиться с мопедами – у них были личные водители. В-третьих, двухколесная техника не считалась у большинства взрослых советских граждан солидной. Даже у тех, кто не имел автомобиля.
Но ведь кроме «Волг» и универсалов, которых в СССР было еще меньше, мини-мокик действительно никуда не помещался. А перевозить его полагалось в багажнике такси, в 1980-х там как раз ГАЗ-24 работали.
А еще, согласно техническом заданию, мокик помещался в лифт, домашнюю кладовку, на балкон или лоджию. Конечно, запах бензина соответствующий в квартире при этом присутствовал.
Предшественники
Первым в линейке появился РМЗ-2.126. Мокик начали продавать с 1983 года, и он сразу же стал невероятно популярен у подростков. А еще любили эту технику туристы, рыбаки и охотники. Ведь мопед получалось затащить в тамбур электрички, а потом кататься на нем по лесу. Благо, 10-дюймовые колеса с широкой универсальной резиной позволяли это сделать.
Первым мини-мокиком стал РМЗ-2.126. Фото: youtube.com
В 1985 году появилась улучшенная модификация – РМЗ-2.130. Ее главное отличие – это маятниковая задняя подвеска с амортизаторами. А еще выхлопную трубу подняли повыше, точнее, задрали. Не ради моды, хотя и это присутствовало, а для того, чтобы глушитель не цеплялся за дорожные неровности.
Ранние мини-мокики РМЗ-2.126 оснащались двигателями S-62. Потом их заменили на В-50 и В-501. Первый работал в паре с ручной КПП, второй – с ножной. Последняя считалась у подростков «правильной», так как напоминала мотоциклетную.
Предлагались мини-мокики как в обычном, так и в люксовом исполнениях. Стоили они по 250-260 рублей соответственно. Причем при смене модельного ряда цена не менялась.
На мопеды не требовались права, так как они оснащались двигателями, не превышающими объем в 50 см3. Заводилась техника с кикстартера, моторы были двухтактные, с карбюраторной системой питания.
Как появилась «Стелла»
Если разобраться, выпускать новую модель на заводе «Саркана звайгзне» в конце 1980-х не планировали. Зачем, если мокики и так разбирали? Их и так выпускалось гораздо меньше, чем того требовал спрос.
РМЗ-2.130 получил амортизацию задней подвески. Фото: youtube.com
Но было такое чехословацкое торговое объединение «Мотоков». Занимались они реализацией CZ и Jawa в СССР. Во второй половине 80-х главный представитель этой фирмы в Советском Союзе посетил завод «Саркана звайгзне». Ему понравились мокики, точнее, даже не самому Гроссману, а его детям.
Но рижским конструкторам было просто неловко предлагать «Мини» с устаревшими моторами В-501. И тут пришла идея установить на них двигатели Jawa. Тем более, что «страждущий» начальник «Мотоков» может посодействовать.
Так и родился проект под двигатель «Бабетты». Только первые экземпляры Рига Мини смотрелись с чешскими моторами нелепо. Пришлось разрабатывать новую модель.
За двигатели рассчитывались своей же продукцией – «Стеллами». Именно так решили назвать новую модель. А заводской индекс у нее – РМЗ-2.134. Кстати, модификации с более привычными моторами В-50 и В-501 назывались РМЗ-2.136.
Первое серьезное отличие «Стеллы» – это бак под сиденьем. Фото: youtube.com
Серийное производство «Стеллы» началось в 1988 году и продолжалось около 10 лет. Чешские моторы ставили до развала СССР, но в небольших количествах. На всю технику их не хватало, а план заводу приходилось выполнять.
Внешность
Выглядит «Стелла» однозначно современней, чем Рига Мини. По крайней мере, в конце 1980-х так считалось. Новый дизайн, пластиковая облицовка, перенос бака под сиденье – это все казалось в свое время стильным.
Сейчас же больше ценятся именно Риги Мини. Ведь они те самые, «настоящие железные». Да и больше общего с японскими моделями.
Пластик на «Стелле» не отличался качеством изготовления. Да и смотрелся он немного нелепо – черный, неокрашенный. Именно с ним чаще всего сейчас возникают проблемы. Но пайка, шлифовка, шпаклевка и окраска помогут вернуть пластик в первоначальное состояние, по крайней мере, внешне.
Двигатели
Самый ценный мотор для «Стеллы» – это М-225 от мопеда Jawa Babetta. При объеме в 49 см3 имел мощность всего 1,5 л. с.
Его главные преимущества:
✅ Надежность
✅ Малошумность
✅ Простота конструкции
К сожалению, таких двигателей было немного. Но именно они сделали новый мокик уникальным. Сейчас можно услышать, что у него имелась автоматическая коробка передач. Как часто случается, слухи не имеют ничего общего с реальностью. Автоматическое было сцепление. Добились этого благодаря центробежной муфте.
Так выглядит чешский двигатель «Стеллы». Фото: youtube.com
Соответственно, скорость имелась всего одна, что делало «Стеллу» легкой в управлении. Но подростки не уважали эти модификации. Им хотелось ножного переключения, как на полноценных мотоциклах.
Чаще всего на «Стеллы» ставили шауляйские моторы В-501 (V-501). Они имели ножное переключение – все, о чем мечтали тогдашние подростки. Конечно, силовые агрегаты эти не отличались надежностью по сравнению с чешскими М-225.
Третий двигатель, который встречался реже – это В-50. Мотор с механической коробкой, но ручного типа, то есть, расположенной на руле.
Считается, что других двигателей у «Стеллы» не было. Это не так, просто завод «Саркана звайгзне» после развала СССР пытался выжить и поставлял свои мопеды в ряд европейских стран. Для Польши, например, мокики шли с моторами Dezamet. Небольшие партии для Франции оснащались силовыми агрегатами Peugeot.
«Стелла» с ручным переключением передач. Фото: youtube.com
Ближе к концу 1990-х «Стелла» выпускалась на заводе «Красный октябрь» под названием Фора-Мини. На нее устанавливались двигатели Д-16. Кстати, к тому времени в Латвии мокик уже не выпускали.
Стоит ли сейчас приобретать «Стеллу»? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Передвигаться взрослому человеку на двухтактной малосильной технике – такое себе удовольствие.
Но сколько радости при этом у современных владельцев! «Стелла» способна вернуть, хоть ненадолго, в детство, а это дорогого стоит. А если скорость не устраивает, можно внедрить китайский четырехтактный двигатель с объемом от 72 до 110 см3.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....