Стелла РМЗ-2.134 – лучший мокик в линейке рижского мотозавода «Саркана звайгзне»
Многие российские водители, чье детство прошло в СССР и в 90-х, до сих пор вспоминают мини-мокики. Эти стильные мопеды, как их принято сейчас называть, хотя никаких педалей там нет, до сих пор будят счастливые детские воспоминания.
Но имелись мини-мокики далеко не у каждого. Во-первых, их выпуск был ограничен, поэтому купить подобную технику получалось только у везунчиков. Во-вторых, взрослых «Риги» вообще не интересовали, тем более в версиях «мини».
А у подростков, особенно в городах, денег на них не было. В деревне многие зарабатывали сами, но тут опять проблема – в продаже мопеды РМЗ появлялись редко.
Сегодня мы вспомним про Стеллу РМЗ-2.134 – последний массовый мини-мокик рижского завода «Саркана звайгзне». В настоящее время он достаточно редко встречается на рынке б/у, особенно с современными документами.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, откуда вообще появилась идея создания мини-мокиков. Это японские веяния – там такая техника была безумно популярна.
Причин тому явлению несколько:
✅ Дешевизна
✅ Компактность
✅ Мизерный расход топлива
Кстати, планировалось, что возить в Стране восходящего солнца подобную технику будут в багажниках автомобилей. Но эта блестящая идея разбилась о скалу реальности жизни. Во-первых, мопед весил около 50 кг. Куда субтильным японцам забрасывать такой вес в багажник? Да и сильный физически человек вряд ли сможет не запачкаться.
Мокики понравились и рижским дизайнерам. Есть легенда, что они предназначались для владельцев автомобилей «Волга», чтобы те могли добираться до дома со стоянки быстро и с комфортом. Но ничего общего с реальностью в этой красивой «сказке» нет.
Во-первых, «Волг» на руках граждан было ничтожно мало. Во-вторых, начальники точно бы не стали возиться с мопедами – у них были личные водители. В-третьих, двухколесная техника не считалась у большинства взрослых советских граждан солидной. Даже у тех, кто не имел автомобиля.
Но ведь кроме «Волг» и универсалов, которых в СССР было еще меньше, мини-мокик действительно никуда не помещался. А перевозить его полагалось в багажнике такси, в 1980-х там как раз ГАЗ-24 работали.
А еще, согласно техническом заданию, мокик помещался в лифт, домашнюю кладовку, на балкон или лоджию. Конечно, запах бензина соответствующий в квартире при этом присутствовал.
Первым в линейке появился РМЗ-2.126. Мокик начали продавать с 1983 года, и он сразу же стал невероятно популярен у подростков. А еще любили эту технику туристы, рыбаки и охотники. Ведь мопед получалось затащить в тамбур электрички, а потом кататься на нем по лесу. Благо, 10-дюймовые колеса с широкой универсальной резиной позволяли это сделать.
В 1985 году появилась улучшенная модификация – РМЗ-2.130. Ее главное отличие – это маятниковая задняя подвеска с амортизаторами. А еще выхлопную трубу подняли повыше, точнее, задрали. Не ради моды, хотя и это присутствовало, а для того, чтобы глушитель не цеплялся за дорожные неровности.
Ранние мини-мокики РМЗ-2.126 оснащались двигателями S-62. Потом их заменили на В-50 и В-501. Первый работал в паре с ручной КПП, второй – с ножной. Последняя считалась у подростков «правильной», так как напоминала мотоциклетную.
На мопеды не требовались права, так как они оснащались двигателями, не превышающими объем в 50 см3. Заводилась техника с кикстартера, моторы были двухтактные, с карбюраторной системой питания.
Если разобраться, выпускать новую модель на заводе «Саркана звайгзне» в конце 1980-х не планировали. Зачем, если мокики и так разбирали? Их и так выпускалось гораздо меньше, чем того требовал спрос.
Но было такое чехословацкое торговое объединение «Мотоков». Занимались они реализацией CZ и Jawa в СССР. Во второй половине 80-х главный представитель этой фирмы в Советском Союзе посетил завод «Саркана звайгзне». Ему понравились мокики, точнее, даже не самому Гроссману, а его детям.
Но рижским конструкторам было просто неловко предлагать «Мини» с устаревшими моторами В-501. И тут пришла идея установить на них двигатели Jawa. Тем более, что «страждущий» начальник «Мотоков» может посодействовать.
Так и родился проект под двигатель «Бабетты». Только первые экземпляры Рига Мини смотрелись с чешскими моторами нелепо. Пришлось разрабатывать новую модель.
За двигатели рассчитывались своей же продукцией – «Стеллами». Именно так решили назвать новую модель. А заводской индекс у нее – РМЗ-2.134. Кстати, модификации с более привычными моторами В-50 и В-501 назывались РМЗ-2.136.
Серийное производство «Стеллы» началось в 1988 году и продолжалось около 10 лет. Чешские моторы ставили до развала СССР, но в небольших количествах. На всю технику их не хватало, а план заводу приходилось выполнять.
Выглядит «Стелла» однозначно современней, чем Рига Мини. По крайней мере, в конце 1980-х так считалось. Новый дизайн, пластиковая облицовка, перенос бака под сиденье – это все казалось в свое время стильным.
Пластик на «Стелле» не отличался качеством изготовления. Да и смотрелся он немного нелепо – черный, неокрашенный. Именно с ним чаще всего сейчас возникают проблемы. Но пайка, шлифовка, шпаклевка и окраска помогут вернуть пластик в первоначальное состояние, по крайней мере, внешне.
Самый ценный мотор для «Стеллы» – это М-225 от мопеда Jawa Babetta. При объеме в 49 см3 имел мощность всего 1,5 л. с.
Его главные преимущества:
✅ Надежность
✅ Малошумность
✅ Простота конструкции
К сожалению, таких двигателей было немного. Но именно они сделали новый мокик уникальным. Сейчас можно услышать, что у него имелась автоматическая коробка передач. Как часто случается, слухи не имеют ничего общего с реальностью. Автоматическое было сцепление. Добились этого благодаря центробежной муфте.
Соответственно, скорость имелась всего одна, что делало «Стеллу» легкой в управлении. Но подростки не уважали эти модификации. Им хотелось ножного переключения, как на полноценных мотоциклах.
Чаще всего на «Стеллы» ставили шауляйские моторы В-501 (V-501). Они имели ножное переключение – все, о чем мечтали тогдашние подростки. Конечно, силовые агрегаты эти не отличались надежностью по сравнению с чешскими М-225.
Считается, что других двигателей у «Стеллы» не было. Это не так, просто завод «Саркана звайгзне» после развала СССР пытался выжить и поставлял свои мопеды в ряд европейских стран. Для Польши, например, мокики шли с моторами Dezamet. Небольшие партии для Франции оснащались силовыми агрегатами Peugeot.
Ближе к концу 1990-х «Стелла» выпускалась на заводе «Красный октябрь» под названием Фора-Мини. На нее устанавливались двигатели Д-16. Кстати, к тому времени в Латвии мокик уже не выпускали.
Стоит ли сейчас приобретать «Стеллу»? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Передвигаться взрослому человеку на двухтактной малосильной технике – такое себе удовольствие.
Но сколько радости при этом у современных владельцев! «Стелла» способна вернуть, хоть ненадолго, в детство, а это дорогого стоит. А если скорость не устраивает, можно внедрить китайский четырехтактный двигатель с объемом от 72 до 110 см3.
Но имелись мини-мокики далеко не у каждого. Во-первых, их выпуск был ограничен, поэтому купить подобную технику получалось только у везунчиков. Во-вторых, взрослых «Риги» вообще не интересовали, тем более в версиях «мини».
А у подростков, особенно в городах, денег на них не было. В деревне многие зарабатывали сами, но тут опять проблема – в продаже мопеды РМЗ появлялись редко.
Так смотрится взрослый человек на Риге Стелле. Фото: youtube.com
Сегодня мы вспомним про Стеллу РМЗ-2.134 – последний массовый мини-мокик рижского завода «Саркана звайгзне». В настоящее время он достаточно редко встречается на рынке б/у, особенно с современными документами.
Для чего
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, откуда вообще появилась идея создания мини-мокиков. Это японские веяния – там такая техника была безумно популярна.
Причин тому явлению несколько:
✅ Дешевизна
✅ Компактность
✅ Мизерный расход топлива
Кстати, планировалось, что возить в Стране восходящего солнца подобную технику будут в багажниках автомобилей. Но эта блестящая идея разбилась о скалу реальности жизни. Во-первых, мопед весил около 50 кг. Куда субтильным японцам забрасывать такой вес в багажник? Да и сильный физически человек вряд ли сможет не запачкаться.
Редкая Stella Babetta. Фото: youtube.com
Мокики понравились и рижским дизайнерам. Есть легенда, что они предназначались для владельцев автомобилей «Волга», чтобы те могли добираться до дома со стоянки быстро и с комфортом. Но ничего общего с реальностью в этой красивой «сказке» нет.
Во-первых, «Волг» на руках граждан было ничтожно мало. Во-вторых, начальники точно бы не стали возиться с мопедами – у них были личные водители. В-третьих, двухколесная техника не считалась у большинства взрослых советских граждан солидной. Даже у тех, кто не имел автомобиля.
Но ведь кроме «Волг» и универсалов, которых в СССР было еще меньше, мини-мокик действительно никуда не помещался. А перевозить его полагалось в багажнике такси, в 1980-х там как раз ГАЗ-24 работали.
А еще, согласно техническом заданию, мокик помещался в лифт, домашнюю кладовку, на балкон или лоджию. Конечно, запах бензина соответствующий в квартире при этом присутствовал.
Предшественники
Первым в линейке появился РМЗ-2.126. Мокик начали продавать с 1983 года, и он сразу же стал невероятно популярен у подростков. А еще любили эту технику туристы, рыбаки и охотники. Ведь мопед получалось затащить в тамбур электрички, а потом кататься на нем по лесу. Благо, 10-дюймовые колеса с широкой универсальной резиной позволяли это сделать.
Первым мини-мокиком стал РМЗ-2.126. Фото: youtube.com
В 1985 году появилась улучшенная модификация – РМЗ-2.130. Ее главное отличие – это маятниковая задняя подвеска с амортизаторами. А еще выхлопную трубу подняли повыше, точнее, задрали. Не ради моды, хотя и это присутствовало, а для того, чтобы глушитель не цеплялся за дорожные неровности.
Ранние мини-мокики РМЗ-2.126 оснащались двигателями S-62. Потом их заменили на В-50 и В-501. Первый работал в паре с ручной КПП, второй – с ножной. Последняя считалась у подростков «правильной», так как напоминала мотоциклетную.
Предлагались мини-мокики как в обычном, так и в люксовом исполнениях. Стоили они по 250-260 рублей соответственно. Причем при смене модельного ряда цена не менялась.
На мопеды не требовались права, так как они оснащались двигателями, не превышающими объем в 50 см3. Заводилась техника с кикстартера, моторы были двухтактные, с карбюраторной системой питания.
Как появилась «Стелла»
Если разобраться, выпускать новую модель на заводе «Саркана звайгзне» в конце 1980-х не планировали. Зачем, если мокики и так разбирали? Их и так выпускалось гораздо меньше, чем того требовал спрос.
РМЗ-2.130 получил амортизацию задней подвески. Фото: youtube.com
Но было такое чехословацкое торговое объединение «Мотоков». Занимались они реализацией CZ и Jawa в СССР. Во второй половине 80-х главный представитель этой фирмы в Советском Союзе посетил завод «Саркана звайгзне». Ему понравились мокики, точнее, даже не самому Гроссману, а его детям.
Но рижским конструкторам было просто неловко предлагать «Мини» с устаревшими моторами В-501. И тут пришла идея установить на них двигатели Jawa. Тем более, что «страждущий» начальник «Мотоков» может посодействовать.
Так и родился проект под двигатель «Бабетты». Только первые экземпляры Рига Мини смотрелись с чешскими моторами нелепо. Пришлось разрабатывать новую модель.
За двигатели рассчитывались своей же продукцией – «Стеллами». Именно так решили назвать новую модель. А заводской индекс у нее – РМЗ-2.134. Кстати, модификации с более привычными моторами В-50 и В-501 назывались РМЗ-2.136.
Первое серьезное отличие «Стеллы» – это бак под сиденьем. Фото: youtube.com
Серийное производство «Стеллы» началось в 1988 году и продолжалось около 10 лет. Чешские моторы ставили до развала СССР, но в небольших количествах. На всю технику их не хватало, а план заводу приходилось выполнять.
Внешность
Выглядит «Стелла» однозначно современней, чем Рига Мини. По крайней мере, в конце 1980-х так считалось. Новый дизайн, пластиковая облицовка, перенос бака под сиденье – это все казалось в свое время стильным.
Сейчас же больше ценятся именно Риги Мини. Ведь они те самые, «настоящие железные». Да и больше общего с японскими моделями.
Пластик на «Стелле» не отличался качеством изготовления. Да и смотрелся он немного нелепо – черный, неокрашенный. Именно с ним чаще всего сейчас возникают проблемы. Но пайка, шлифовка, шпаклевка и окраска помогут вернуть пластик в первоначальное состояние, по крайней мере, внешне.
Двигатели
Самый ценный мотор для «Стеллы» – это М-225 от мопеда Jawa Babetta. При объеме в 49 см3 имел мощность всего 1,5 л. с.
Его главные преимущества:
✅ Надежность
✅ Малошумность
✅ Простота конструкции
К сожалению, таких двигателей было немного. Но именно они сделали новый мокик уникальным. Сейчас можно услышать, что у него имелась автоматическая коробка передач. Как часто случается, слухи не имеют ничего общего с реальностью. Автоматическое было сцепление. Добились этого благодаря центробежной муфте.
Так выглядит чешский двигатель «Стеллы». Фото: youtube.com
Соответственно, скорость имелась всего одна, что делало «Стеллу» легкой в управлении. Но подростки не уважали эти модификации. Им хотелось ножного переключения, как на полноценных мотоциклах.
Чаще всего на «Стеллы» ставили шауляйские моторы В-501 (V-501). Они имели ножное переключение – все, о чем мечтали тогдашние подростки. Конечно, силовые агрегаты эти не отличались надежностью по сравнению с чешскими М-225.
Третий двигатель, который встречался реже – это В-50. Мотор с механической коробкой, но ручного типа, то есть, расположенной на руле.
Считается, что других двигателей у «Стеллы» не было. Это не так, просто завод «Саркана звайгзне» после развала СССР пытался выжить и поставлял свои мопеды в ряд европейских стран. Для Польши, например, мокики шли с моторами Dezamet. Небольшие партии для Франции оснащались силовыми агрегатами Peugeot.
«Стелла» с ручным переключением передач. Фото: youtube.com
Ближе к концу 1990-х «Стелла» выпускалась на заводе «Красный октябрь» под названием Фора-Мини. На нее устанавливались двигатели Д-16. Кстати, к тому времени в Латвии мокик уже не выпускали.
Стоит ли сейчас приобретать «Стеллу»? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Передвигаться взрослому человеку на двухтактной малосильной технике – такое себе удовольствие.
Но сколько радости при этом у современных владельцев! «Стелла» способна вернуть, хоть ненадолго, в детство, а это дорогого стоит. А если скорость не устраивает, можно внедрить китайский четырехтактный двигатель с объемом от 72 до 110 см3.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....