Зачем трактору треугольные гусеницы
Треугольная компоновка гусениц на строительной и сельскохозяйственной технике сегодня встречается не так редко. За этим относительно недавним новшеством кроется тщательный инженерный расчет.
Первыми подобную конструкцию стали использовать американцы – точнее, разработчики компании Caterpillar. Идея оказалась настолько удачной, что значительная часть гусеничной техники, выпускаемой компанией, получили такую схему движителя.
Чаще всего «треугольники» встречаются на бульдозерах. Но «лиха беда начало»: сегодня можно встретить, например, комбайны с такой же схемой. Даже небольшая коммунальная техника тоже бывает с нестандартными движителями.
Строительная и сельскохозяйственная техника совершенствуется на протяжении ряда лет: модернизации подвергается не только мотор и трансмиссия, но и другие важные узлы, элементы. Одним из «толчков» к исследованиям по оптимальной конструкции движителей стал опыт войн. Раньше ведущую звездочку на танках в основном располагали сзади, что логично: там больше нагрузка. В Германии попытались вынести ее вперед, но система получилась неудачной. Инженеры стали думать дальше!
Схема была замыслена для того, чтобы вынести ведущую звездочку как можно дальше от поверхности, с которой соприкасаются траки. В результате получили несколько важных преимуществ – защита от грязи, самоочищение, улучшение проходимости. При выполнении работ гусеницы техники непрерывно контактируют с землей, песком, камнями, обломками горных пород и т. д. И все это мощным потоком летит к каткам, подшипникам, звездочкам. В итоге на бульдозерах с классической конструкцией траков детали, контактирующие с грунтом, приходится менять каждую пару лет.
А в треугольной схеме ведущая звездочка сверху и поэтому не так сильно подвержена загрязнениям и ударному воздействию камней. Второй момент заключается в уменьшении осевых нагрузок, возникающих при поворотах техники. Благодаря нестандартному расположению звездочки и редуктора, они «отдыхают» (работают нижние колеса), когда бульдозер маневрирует. Машина становится более устойчивой при езде по пересеченной местности, при этом гусеница не проскальзывает.
Высоко поднятая ведущая звездочка делает клиренс больше. Это особенно важно при выполнении карьерных работ, когда под днищем много скальных обломков. Высокий клиренс помогает машине преодолевать препятствия, сберегая трансмиссионные узлы, расположенные снизу. Еще треугольная конструкция работает, как «ступенька», позволяя технике взбираться на склоны крутизной до 30°. Острые выступы гусениц создают много контактных точек, что гарантирует передвижение по рыхлому грунту, песку.
Между башмаками в треугольнике есть пустое пространство, куда собирается снег, грязь, камни, которые потом «автоматически» выбрасываются при движении. Гусеницы сами себя очищают. Подводя итоги, можно вывести общий плюс: увеличение ресурса некоторых узлов, механизмов и деталей, повышение проходимости. Ну а как насчет минусов – неужели все так идеально? Нет, конечно.
Один из плюсов, связанный с уменьшением возможности проскальзывания, имеет и отрицательный момент. Гусеничная цепь в виде треугольника обладает меньшим углом охвата, если сравнивать с классической схемой. Это означает: в зацеплении принимает меньшее число зубьев, что ограничивает их ресурс. Конечно, никто не мешает увеличить их количество, высоту. Но тогда возрастает риск проскальзывания в башмаках. Приходится искать некий компромисс.
Еще один минус заключается в стоимости конструкции. Гусеничная цепь получается длиннее, требуются дополнительные направляющие катки. Все это делает систему дороже. То же самое можно сказать и о ремонте. Хотя, проводить его придется реже, по сравнению с техникой, имеющей традиционную конструкцию движителя.
Казалось бы, треугольная схема, созданная «Катерпиллером», является наиболее оптимальной для строительной и сельхозтехники. Но нет предела совершенству: компания Case IH (сегодня она является частью американо-итальянской корпорации CNN Industrial) в 1996 году представила публике трактор QUADTRAC, оснащенный аж четырьмя треугольными гусеницами.
Инженеры фирмы утверждают, что результат их усилий – наилучший вариант для сельхозтехники. Именно такая форма движителей и их количество обеспечивают высокую производительность и экономичность, которые невозможно достичь на колесном или двухгусеничном тракторе. Среди преимуществ – полное копирование рельефа, идеальная развесовка, отсутствие пробуксовок. Минусы все те же, что озвучены ранее – высокая стоимость, в т. ч. ТО. Case IH не остановилась на этом и продолжила эксперименты. В частности, была создана модель MAGNUM ROWTRAC, у которой колеса впереди соседствуют с треугольной лентой сзади.
Производитель уверяет, что подобная схема сочетает в себе мощные тягово-сцепные качества гусеничного трактора с маневренностью колесного. А высокая проходимость здесь соседствует со снижением расхода горючего. При этом возможна оперативная регулировка расстояния между рядками растений: от 45-ти до 76-ти см. Позже Case IH одной из первых выпустила комбайн New Holland с колесами и треугольными гусеницами.
Ушлые американцы, создав удачную конструкцию, тут же ее запатентовали. Долгое время схему, кроме «Катерпиллера», никто не использовал. Однако в США не рассчитывали, что очень скоро начнет развиваться семимильными шагами такая страна, как Китай. И там на американские патенты посмотрели со своей точки зрения. Например, компания Shantui представила свой бульдозер на треугольных гусеницах – DH80-C6. Позже появились и другие модели от многочисленных производителей из КНР.
В Европе (разумеется, заплатив за использование американской идеи) компания Liebherr произвела свой вариант техники на треугольных гусеницах – бульдозер PR-776. Машина успешно применяется в строительстве, работает в карьерах.
В 2018-м году Минский тракторный завод предложил покупателям машину МТЗ 3525 с четырьмя, как у MAGNUM ROWTRAC, движителями на треугольных гусеницах. Покупали минчане лицензию у американцев или нет, остается «тайной за семью печатями». Хотя, скорее всего, договорились с коллегами из КНР.
Трактор позиционируется, как универсальный. Он может проводить предпосевную подготовку, заготавливать и убирать корма, зерновые.
А также использоваться в качестве транспортного средства. Еще возможна эксплуатация МТЗ 3525 в строительстве и промышленности.
Здесь не четыре, как у белорусов, а два движителя: по одному с каждого борта. Машину выпускает ПАО «Промтрактор». На технике, имеющий шестой тяговый класс, установлен американский дизель Cummins QSM11.
«АГРОМАШ-РУСЛАН» предназначен для выполнения самых различных сельскохозяйственных работ на средних и тяжелых почвах.
Треугольная схема, придуманная инженерами из «Катерпиллер» – безусловно, настоящая находка для гусеничных тракторов. И подтверждением тому служит использование конструкции производителями разных стран, в т. ч. из России. И вряд ли американский патент сможет удержать развитие прогресса.
Первыми подобную конструкцию стали использовать американцы – точнее, разработчики компании Caterpillar. Идея оказалась настолько удачной, что значительная часть гусеничной техники, выпускаемой компанией, получили такую схему движителя.
Один из первых Caterpillar с треугольными гусеницами. Фото: YouTube.com
Чаще всего «треугольники» встречаются на бульдозерах. Но «лиха беда начало»: сегодня можно встретить, например, комбайны с такой же схемой. Даже небольшая коммунальная техника тоже бывает с нестандартными движителями.
Из истории
Строительная и сельскохозяйственная техника совершенствуется на протяжении ряда лет: модернизации подвергается не только мотор и трансмиссия, но и другие важные узлы, элементы. Одним из «толчков» к исследованиям по оптимальной конструкции движителей стал опыт войн. Раньше ведущую звездочку на танках в основном располагали сзади, что логично: там больше нагрузка. В Германии попытались вынести ее вперед, но система получилась неудачной. Инженеры стали думать дальше!
Преимущества треугольной конструкции
Схема была замыслена для того, чтобы вынести ведущую звездочку как можно дальше от поверхности, с которой соприкасаются траки. В результате получили несколько важных преимуществ – защита от грязи, самоочищение, улучшение проходимости. При выполнении работ гусеницы техники непрерывно контактируют с землей, песком, камнями, обломками горных пород и т. д. И все это мощным потоком летит к каткам, подшипникам, звездочкам. В итоге на бульдозерах с классической конструкцией траков детали, контактирующие с грунтом, приходится менять каждую пару лет.
Треугольная схема хорошо подходит карьерным бульдозерам. Фото: YouTube.com
А в треугольной схеме ведущая звездочка сверху и поэтому не так сильно подвержена загрязнениям и ударному воздействию камней. Второй момент заключается в уменьшении осевых нагрузок, возникающих при поворотах техники. Благодаря нестандартному расположению звездочки и редуктора, они «отдыхают» (работают нижние колеса), когда бульдозер маневрирует. Машина становится более устойчивой при езде по пересеченной местности, при этом гусеница не проскальзывает.
Увеличение проходимости
Высоко поднятая ведущая звездочка делает клиренс больше. Это особенно важно при выполнении карьерных работ, когда под днищем много скальных обломков. Высокий клиренс помогает машине преодолевать препятствия, сберегая трансмиссионные узлы, расположенные снизу. Еще треугольная конструкция работает, как «ступенька», позволяя технике взбираться на склоны крутизной до 30°. Острые выступы гусениц создают много контактных точек, что гарантирует передвижение по рыхлому грунту, песку.
Треугольная схема хорошо копирует рельеф. Фото: YouTube.com
Между башмаками в треугольнике есть пустое пространство, куда собирается снег, грязь, камни, которые потом «автоматически» выбрасываются при движении. Гусеницы сами себя очищают. Подводя итоги, можно вывести общий плюс: увеличение ресурса некоторых узлов, механизмов и деталей, повышение проходимости. Ну а как насчет минусов – неужели все так идеально? Нет, конечно.
Недостатки
Один из плюсов, связанный с уменьшением возможности проскальзывания, имеет и отрицательный момент. Гусеничная цепь в виде треугольника обладает меньшим углом охвата, если сравнивать с классической схемой. Это означает: в зацеплении принимает меньшее число зубьев, что ограничивает их ресурс. Конечно, никто не мешает увеличить их количество, высоту. Но тогда возрастает риск проскальзывания в башмаках. Приходится искать некий компромисс.
У ведущей звездочки количество зубьев не стали увеличивать. Фото: YouTube.com
Еще один минус заключается в стоимости конструкции. Гусеничная цепь получается длиннее, требуются дополнительные направляющие катки. Все это делает систему дороже. То же самое можно сказать и о ремонте. Хотя, проводить его придется реже, по сравнению с техникой, имеющей традиционную конструкцию движителя.
Модернизации
Казалось бы, треугольная схема, созданная «Катерпиллером», является наиболее оптимальной для строительной и сельхозтехники. Но нет предела совершенству: компания Case IH (сегодня она является частью американо-итальянской корпорации CNN Industrial) в 1996 году представила публике трактор QUADTRAC, оснащенный аж четырьмя треугольными гусеницами.
QUADTRAC за работой в поле. Фото: YouTube.com
Инженеры фирмы утверждают, что результат их усилий – наилучший вариант для сельхозтехники. Именно такая форма движителей и их количество обеспечивают высокую производительность и экономичность, которые невозможно достичь на колесном или двухгусеничном тракторе. Среди преимуществ – полное копирование рельефа, идеальная развесовка, отсутствие пробуксовок. Минусы все те же, что озвучены ранее – высокая стоимость, в т. ч. ТО. Case IH не остановилась на этом и продолжила эксперименты. В частности, была создана модель MAGNUM ROWTRAC, у которой колеса впереди соседствуют с треугольной лентой сзади.
MAGNUM ROWTRAC: и гусеницы и колеса. Фото: YouTube.com
Производитель уверяет, что подобная схема сочетает в себе мощные тягово-сцепные качества гусеничного трактора с маневренностью колесного. А высокая проходимость здесь соседствует со снижением расхода горючего. При этом возможна оперативная регулировка расстояния между рядками растений: от 45-ти до 76-ти см. Позже Case IH одной из первых выпустила комбайн New Holland с колесами и треугольными гусеницами.
А что другие страны, кроме США?
Ушлые американцы, создав удачную конструкцию, тут же ее запатентовали. Долгое время схему, кроме «Катерпиллера», никто не использовал. Однако в США не рассчитывали, что очень скоро начнет развиваться семимильными шагами такая страна, как Китай. И там на американские патенты посмотрели со своей точки зрения. Например, компания Shantui представила свой бульдозер на треугольных гусеницах – DH80-C6. Позже появились и другие модели от многочисленных производителей из КНР.
Китайский «треугольник» можно купить хоть сегодня. Фото: shantui.com
В Европе (разумеется, заплатив за использование американской идеи) компания Liebherr произвела свой вариант техники на треугольных гусеницах – бульдозер PR-776. Машина успешно применяется в строительстве, работает в карьерах.
Белоруссия и РФ
В 2018-м году Минский тракторный завод предложил покупателям машину МТЗ 3525 с четырьмя, как у MAGNUM ROWTRAC, движителями на треугольных гусеницах. Покупали минчане лицензию у американцев или нет, остается «тайной за семью печатями». Хотя, скорее всего, договорились с коллегами из КНР.
На машину устанавливается двигатель «Камминз QSL 8.9» (возможна поставка с «Катерпиллер С9»), выпускаемый совместным американо-китайским предприятием DCEC.
Трактор позиционируется, как универсальный. Он может проводить предпосевную подготовку, заготавливать и убирать корма, зерновые.
МТЗ 3525 – белорусский ответ «Катерпиллеру». Фото: YouTube.com
А также использоваться в качестве транспортного средства. Еще возможна эксплуатация МТЗ 3525 в строительстве и промышленности.
Российский трактор «АГРОМАШ-РУСЛАН»
Здесь не четыре, как у белорусов, а два движителя: по одному с каждого борта. Машину выпускает ПАО «Промтрактор». На технике, имеющий шестой тяговый класс, установлен американский дизель Cummins QSM11.
Российский трактор с треугольными движителями в поле. Фото: YouTube.com
«АГРОМАШ-РУСЛАН» предназначен для выполнения самых различных сельскохозяйственных работ на средних и тяжелых почвах.
Итоги
Треугольная схема, придуманная инженерами из «Катерпиллер» – безусловно, настоящая находка для гусеничных тракторов. И подтверждением тому служит использование конструкции производителями разных стран, в т. ч. из России. И вряд ли американский патент сможет удержать развитие прогресса.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, shantui.com
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...