Если поставить аккумулятор большей или меньшей емкости?
Среди автовладельцев иногда встречаются настоящие педанты: как написано в инструкции к машине, так они и будут делать. И ни шагу ни назад, ни вперед! А вот другая категория водителей наоборот – обожает экспериментировать, вносить какие-то изменения, отступать от общепринятых правил, инструкций. Цель таких людей – улучшить характеристики своего авто и желательно без больших вложений.
У последних и возникает вопрос: а что будет, если на машину поставить аккумулятор меньшей или большей емкости? Рано или поздно каждый автовладелец покупает новую батарею. И, придя в магазин, вспоминает советы «бывалых». А мнения совсем разные и зачастую противоречат друг другу. Так лучше или хуже будет для автомобиля, если АКБ не соответствует штатным параметрам?
Часть автовладельцев считает, что установка такой батареи приведет к проблемам с электроникой. И, в первую очередь, «пострадают» стартер с генератором: мол, они столкнуться с повышенной нагрузкой и выйдут из строя. В реальности это совсем не так. Давайте подробней разберемся с одной из основных характеристик батареи. Это даст возможность понять, влияет ли емкость на состояние автомобиля и его систем.
Первый миф. Сама по себе батарея не может выдать повышенный ток на эту деталь. Она возьмет ровно столько, сколько ей нужно. Например, если стартер потребляет 150 А, то он их и «заберет», вне зависимости от того, какой емкости ваш аккумулятор – на 55 или 90 А*ч.
Здесь работает закон Ома, т. е. «выдаваемый» ток зависит от напряжения АКБ и сопротивления стартера.
Так что можете смело ставить аккумулятор большей емкости – на состоянии стартера это никак не отобразится.
Вот и следующее заблуждение. «Знающие люди» утверждают: батарею с большой емкостью генератор не сможет зарядить полностью. На самом деле он восполняет ровно столько энергии, сколько было потрачено аккумулятором. Это как стакан, из которого отпили немного воды. Генератор постепенно восполнит недостаток «жидкости». И при этом совсем неважно какого объема был «резервуар»: ведро, трехлитровая банка или бокал.
Здесь уместно небольшое «лирическое отступление»: в реальности восстановить АКБ на 100% невозможно. Посудите сами – для этого потребуются нижеследующие условия:
✅ постоянная температура внешней среды
✅ равномерный ежедневный разряд
✅ абсолютно исправная электроника авто
✅ одинаковое накопление заряда пластинами АКБ
Ни одно из этих условий в идеале выполнить вряд ли удастся. Например, сегодня +10°, завтра -3°, а при смене сезона и вовсе разница больше: летом +25°, зимой -25°. Пластины в хорошем состоянии долго не продержатся – постепенный износ неизбежен. Генератор тоже не может постоянно выдавать одно и то же значение тока: кольца стачиваются, щетки, подшипники тоже.
Тем не менее, при работе на холостом ходу или движении исправный генератор «по мере своих сил» восполнит потерянную во время пуска двигателя емкость АКБ. Поэтому хронический «недозаряд» аккумулятору не грозит. Правда, не все так просто: недостаток энергии может ощущаться при определенных условиях: об этом – ниже.
Все зависит от того, как эксплуатируется автомобиль. Если вы ездите регулярно, генератор и проводка в хорошем состоянии, емкости указанного в инструкции аккумулятора вполне хватит. Однако, есть ряд оговорок (куда же без них!). При частом передвижении на короткие расстояния, постоянном нахождении в пробках, батарея может и недополучать энергию. А если вы еще живете в северном регионе и вынуждены 8-9 месяцев в году ездить с включенным отопителем, обогревателем стекол, руля и т. п., «недозаряд» гарантирован.
Хорошо, когда есть гараж, где АКБ можно подключать к зарядному устройству. А если авто постоянно торчит под окнами в городе? Вариант: хотя бы раз в 3-4 дня вы уезжаете куда-то далеко, без остановок, часа на два-три – например, на дачу. Но если нет и ее? Вот как раз в подобных случаях имеет смысл устанавливать аккумулятор большей емкости.
Такая батарея дает возможность подсоединять и пользоваться без опаски дополнительным оборудованием. Например, инвертором, к которому подключаются бытовые приборы, питающиеся от 220 В. И, конечно же, музыка! Смело врубайте на «полную катушку» магнитолу, когда движок заглушен. Если, конечно, у вас не «продвинутый» супермощный сабвуфер, способный посадить аккумулятор за полчаса.
Казалось бы, все понятно: вытащил старую батарею и поставил новую, помощнее. Но радость от покупки может быстро улетучиться, когда вы обнаружите, что она не влезает под капот на штатное место. Поэтому прежде чем приобретать АКБ большей емкости, обязательно измерьте подставку под аккумулятор, крепеж.
Может возникнуть и еще одна проблема, характерная для более современных, «продвинутых» в плане электроники, машин. Речь идет об адаптации аккумулятора. Электронный блок управления следит за тем, как заряжается батарея и регулирует подачу тока в зависимости от нагрузки на двигатель. Система «привыкает» к старой АКБ и после установки новой не «собирается» менять алгоритм восполнения емкости аккумулятора. Результат может быть плачевным: хронический «недозаряд» или «перебор». И в том и в другом случае – угроза уменьшения ресурса АКБ.
Чтобы этого не произошло, внимательно изучите инструкцию к вашей машине и при необходимости обратитесь в автосервис. Там ЭБУ перепрограммируют («перепрошьют»).
Тут все проще: с одной стороны, он станет быстрее разряжаться, с другой – емкость будет восполняться скорее. Если вы ежедневно ездите по городу на малые расстояния, ставить такую батарею взамен штатной крайне не рекомендуется. Во-первых, она может не успевать заряжаться: даже хотя бы до уровня, который позволит по утрам без проблем заводить машину. Во-вторых, аккумулятор меньшей емкости будет постоянно доходить до почти полного разряда, что для него губительно.
В результате скорость износа увеличится и АКБ придется менять раньше, чем этого хотелось бы. Когда такой аккумулятор прослужит пару лет, оставление машины (даже на короткое время) с горящими габаритными огнями или включенной магнитолой чревато невозможностью пуска двигателя. А плюсов только два: первое положительное качество – батарея с меньшей емкостью стоит дешевле (и то, в зависимости от производителя). Второе – быстрое восполнение емкости.
Подводя итоги, можно сделать выводы, что выбор аккумулятора связан с условиями эксплуатации авто. Имеется в виду климат, стиль езды (город или трасса). При этом установка батареи меньшей емкости нежелательна, а большая АКБ машине и ее узлам вреда не принесет. Не забывайте смотреть и на другие параметры аккумулятора: его тип, полюсовку (прямая или обратная), пусковой ток, дату изготовления (срок хранения до начала эксплуатации: 12-18 месяцев).
У последних и возникает вопрос: а что будет, если на машину поставить аккумулятор меньшей или большей емкости? Рано или поздно каждый автовладелец покупает новую батарею. И, придя в магазин, вспоминает советы «бывалых». А мнения совсем разные и зачастую противоречат друг другу. Так лучше или хуже будет для автомобиля, если АКБ не соответствует штатным параметрам?
Если емкость больше
Часть автовладельцев считает, что установка такой батареи приведет к проблемам с электроникой. И, в первую очередь, «пострадают» стартер с генератором: мол, они столкнуться с повышенной нагрузкой и выйдут из строя. В реальности это совсем не так. Давайте подробней разберемся с одной из основных характеристик батареи. Это даст возможность понять, влияет ли емкость на состояние автомобиля и его систем.
«Перегрузка» стартера
Первый миф. Сама по себе батарея не может выдать повышенный ток на эту деталь. Она возьмет ровно столько, сколько ей нужно. Например, если стартер потребляет 150 А, то он их и «заберет», вне зависимости от того, какой емкости ваш аккумулятор – на 55 или 90 А*ч.
Стартер возьмет столько тока, сколько сможет. Фото: YouTube.com
Здесь работает закон Ома, т. е. «выдаваемый» ток зависит от напряжения АКБ и сопротивления стартера.
Уместно такое сравнение: допустим, вы установили на авто бак емкостью 80 л вместо штатного, рассчитанного на 40 л. Топливная система авто будет забирать из резервуара ровно столько, сколько ей потребуется.
Так что можете смело ставить аккумулятор большей емкости – на состоянии стартера это никак не отобразится.
«Недозаряд»
Вот и следующее заблуждение. «Знающие люди» утверждают: батарею с большой емкостью генератор не сможет зарядить полностью. На самом деле он восполняет ровно столько энергии, сколько было потрачено аккумулятором. Это как стакан, из которого отпили немного воды. Генератор постепенно восполнит недостаток «жидкости». И при этом совсем неважно какого объема был «резервуар»: ведро, трехлитровая банка или бокал.
О полном заряде
Здесь уместно небольшое «лирическое отступление»: в реальности восстановить АКБ на 100% невозможно. Посудите сами – для этого потребуются нижеследующие условия:
✅ постоянная температура внешней среды
✅ равномерный ежедневный разряд
✅ абсолютно исправная электроника авто
✅ одинаковое накопление заряда пластинами АКБ
Ни одно из этих условий в идеале выполнить вряд ли удастся. Например, сегодня +10°, завтра -3°, а при смене сезона и вовсе разница больше: летом +25°, зимой -25°. Пластины в хорошем состоянии долго не продержатся – постепенный износ неизбежен. Генератор тоже не может постоянно выдавать одно и то же значение тока: кольца стачиваются, щетки, подшипники тоже.
Генератор восполнит емкость АКБ. Фото: YouTube.com
Тем не менее, при работе на холостом ходу или движении исправный генератор «по мере своих сил» восполнит потерянную во время пуска двигателя емкость АКБ. Поэтому хронический «недозаряд» аккумулятору не грозит. Правда, не все так просто: недостаток энергии может ощущаться при определенных условиях: об этом – ниже.
Зачем ставят батареи большей емкости
Все зависит от того, как эксплуатируется автомобиль. Если вы ездите регулярно, генератор и проводка в хорошем состоянии, емкости указанного в инструкции аккумулятора вполне хватит. Однако, есть ряд оговорок (куда же без них!). При частом передвижении на короткие расстояния, постоянном нахождении в пробках, батарея может и недополучать энергию. А если вы еще живете в северном регионе и вынуждены 8-9 месяцев в году ездить с включенным отопителем, обогревателем стекол, руля и т. п., «недозаряд» гарантирован.
«Зарядка» всегда пригодится. Фото: YouTube.com
Хорошо, когда есть гараж, где АКБ можно подключать к зарядному устройству. А если авто постоянно торчит под окнами в городе? Вариант: хотя бы раз в 3-4 дня вы уезжаете куда-то далеко, без остановок, часа на два-три – например, на дачу. Но если нет и ее? Вот как раз в подобных случаях имеет смысл устанавливать аккумулятор большей емкости.
«Бонусы»
Такая батарея дает возможность подсоединять и пользоваться без опаски дополнительным оборудованием. Например, инвертором, к которому подключаются бытовые приборы, питающиеся от 220 В. И, конечно же, музыка! Смело врубайте на «полную катушку» магнитолу, когда движок заглушен. Если, конечно, у вас не «продвинутый» супермощный сабвуфер, способный посадить аккумулятор за полчаса.
Вероятные проблемы
Казалось бы, все понятно: вытащил старую батарею и поставил новую, помощнее. Но радость от покупки может быстро улетучиться, когда вы обнаружите, что она не влезает под капот на штатное место. Поэтому прежде чем приобретать АКБ большей емкости, обязательно измерьте подставку под аккумулятор, крепеж.
Подольский аккумулятор 90 А/ч 780 А. Средняя цена: 7644 руб. Фото: market.yandex.ru
Может возникнуть и еще одна проблема, характерная для более современных, «продвинутых» в плане электроники, машин. Речь идет об адаптации аккумулятора. Электронный блок управления следит за тем, как заряжается батарея и регулирует подачу тока в зависимости от нагрузки на двигатель. Система «привыкает» к старой АКБ и после установки новой не «собирается» менять алгоритм восполнения емкости аккумулятора. Результат может быть плачевным: хронический «недозаряд» или «перебор». И в том и в другом случае – угроза уменьшения ресурса АКБ.
Электроника поддерживает бортовое напряжение в районе 14 В. Фото: YouTube.com
Чтобы этого не произошло, внимательно изучите инструкцию к вашей машине и при необходимости обратитесь в автосервис. Там ЭБУ перепрограммируют («перепрошьют»).
Установка аккумулятора меньшей емкости
Тут все проще: с одной стороны, он станет быстрее разряжаться, с другой – емкость будет восполняться скорее. Если вы ежедневно ездите по городу на малые расстояния, ставить такую батарею взамен штатной крайне не рекомендуется. Во-первых, она может не успевать заряжаться: даже хотя бы до уровня, который позволит по утрам без проблем заводить машину. Во-вторых, аккумулятор меньшей емкости будет постоянно доходить до почти полного разряда, что для него губительно.
Подольский аккумулятор 55 А/ч 480 А. Средняя цена: 4749 руб. Фото: market.yandex.ru
В результате скорость износа увеличится и АКБ придется менять раньше, чем этого хотелось бы. Когда такой аккумулятор прослужит пару лет, оставление машины (даже на короткое время) с горящими габаритными огнями или включенной магнитолой чревато невозможностью пуска двигателя. А плюсов только два: первое положительное качество – батарея с меньшей емкостью стоит дешевле (и то, в зависимости от производителя). Второе – быстрое восполнение емкости.
Резюме
Подводя итоги, можно сделать выводы, что выбор аккумулятора связан с условиями эксплуатации авто. Имеется в виду климат, стиль езды (город или трасса). При этом установка батареи меньшей емкости нежелательна, а большая АКБ машине и ее узлам вреда не принесет. Не забывайте смотреть и на другие параметры аккумулятора: его тип, полюсовку (прямая или обратная), пусковой ток, дату изготовления (срок хранения до начала эксплуатации: 12-18 месяцев).
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....