Может ли самолет самостоятельно давать задний ход
Не только теоретически, но и на практике самолет умеет двигаться назад без посторонней помощи Однако, те, кому довелось наблюдать за передвижениями лайнеров по аэродрому, скажут: авиатранспорт сам не ездит – его таскают на буксире.
Почему же так? Казалось бы, чего проще – «врубил» заднюю и поехал! И заморачиваться с тягачом не потребуется. Ему надо подрулить, потом зацепиться, оттащить самолет в определенную точку, отсоединиться и уехать, чтобы не попасть еще под шасси. Но все не так просто: стоит разобраться подробнее.
Это как раз та система, которая позволяет лайнеру двигаться задним ходом. По сути, это «опция» силовой установки: благодаря ей, направление воздушного потока в двигателях меняется. В результате получается обратная тяга и машина начинает пятиться назад.
Однако, если реверс сделали, почему его не используют для обратного хода? Оказывается, создавали систему совсем под иные цели. Эта функция применяется, когда самолетное шасси касается ВПП – в режиме посадки. Реверс помогает резко уменьшить скорость, и, как следствие – пробег.
Когда, например, Ил-96 приземляется, то развивает до 270 км/ч. Обычная тормозная система тут мало помогает. К тому же, на такой скорости резина очень быстро изнашивается. Да и подъемная сила еще остается: давление на шасси при посадке совсем небольшое.
С первого взгляда очевидно: использование «естественного» заднего хода облегчило бы выполнение маневров. Но на самом деле реверс вместо плюсов при рулении на земле приносит сплошные проблемы.
При его перенаправлении, даже когда небольшие обороты, образуется струя, которая выдувается наружу и поднимает с земли мусор. Витающие в воздухе камешки, песок и грязь запросто могут влететь в силовую установку самолета. А это уже грозит серьезным ремонтом двигателя.
Только представьте себе: какой-то камешек может «разорить» авиаперевозчика на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. А если инородное тело сразу не проявит себя? Тогда проблемы, связанные с безопасностью, могут возникнуть во время полета. Выполнять рейс на самолете, у которого двигатель потенциально может сломаться, ни одному экипажу на захочется, не говоря уже о пассажирах.
Для пилотов включать реверс крайне неудобно: они сидят высоко над землей и визуально не могут видеть, что там сзади. Приходится смотреть в камеры, но и они не дают четкого представления о ситуации за хвостом и под крыльями лайнера. Свободного пространства на аэродроме не так много. Кругом – служебная техника, здания, иные объекты.
Что-то из этого зацепить крылом или хвостом, когда обзор ограничен, для самолета ничего не стоит. В подобной ситуации движение задним ходом напоминает попытку фуры вслепую заехать в узкий двор. Все это чревато авариями, а брать на себя такой риск ни один командир воздушного судно не захочет.
Именно поэтому для перемещения самолета по аэродрому используют спецтехнику. Речь идет о машинах, обладающих большой мощностью двигателя. Посредством жесткой сцепки тягач соединяется со стойкой носового шасси воздушного судна и перемещает его в нужное место.
Спецтехника (для каждого самолет в соответствии с его массой есть своя модель) способна очень медленно трогаться с места и ехать крайне аккуратно. При этом буксировочная бригада внимательно наблюдает за процессом, не позволяя водителю тягача совершать ошибки. В итоге перемещение становится максимально безопасным.
Самолет может двигаться задним ходом, благодаря наличию реверса. Однако на практике он применяется только при посадке, а на земле эффективнее пользоваться услугами спецтехники – тягачей.
Почему же так? Казалось бы, чего проще – «врубил» заднюю и поехал! И заморачиваться с тягачом не потребуется. Ему надо подрулить, потом зацепиться, оттащить самолет в определенную точку, отсоединиться и уехать, чтобы не попасть еще под шасси. Но все не так просто: стоит разобраться подробнее.
Реверс
Это как раз та система, которая позволяет лайнеру двигаться задним ходом. По сути, это «опция» силовой установки: благодаря ей, направление воздушного потока в двигателях меняется. В результате получается обратная тяга и машина начинает пятиться назад.
Турбовинтовой самолет сам сдает назад. Фото: YouTube.com
Однако, если реверс сделали, почему его не используют для обратного хода? Оказывается, создавали систему совсем под иные цели. Эта функция применяется, когда самолетное шасси касается ВПП – в режиме посадки. Реверс помогает резко уменьшить скорость, и, как следствие – пробег.
Реверс нужен при посадке. Фото: YouTube.com
Когда, например, Ил-96 приземляется, то развивает до 270 км/ч. Обычная тормозная система тут мало помогает. К тому же, на такой скорости резина очень быстро изнашивается. Да и подъемная сила еще остается: давление на шасси при посадке совсем небольшое.
Почему реверс не применяют для движения назад
С первого взгляда очевидно: использование «естественного» заднего хода облегчило бы выполнение маневров. Но на самом деле реверс вместо плюсов при рулении на земле приносит сплошные проблемы.
Воздушный поток в двигателях
При его перенаправлении, даже когда небольшие обороты, образуется струя, которая выдувается наружу и поднимает с земли мусор. Витающие в воздухе камешки, песок и грязь запросто могут влететь в силовую установку самолета. А это уже грозит серьезным ремонтом двигателя.
Колеса дымят: без реверса быстро не остановиться. Фото: YouTube.com
Только представьте себе: какой-то камешек может «разорить» авиаперевозчика на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. А если инородное тело сразу не проявит себя? Тогда проблемы, связанные с безопасностью, могут возникнуть во время полета. Выполнять рейс на самолете, у которого двигатель потенциально может сломаться, ни одному экипажу на захочется, не говоря уже о пассажирах.
Ограниченность обзора
Для пилотов включать реверс крайне неудобно: они сидят высоко над землей и визуально не могут видеть, что там сзади. Приходится смотреть в камеры, но и они не дают четкого представления о ситуации за хвостом и под крыльями лайнера. Свободного пространства на аэродроме не так много. Кругом – служебная техника, здания, иные объекты.
Что-то из этого зацепить крылом или хвостом, когда обзор ограничен, для самолета ничего не стоит. В подобной ситуации движение задним ходом напоминает попытку фуры вслепую заехать в узкий двор. Все это чревато авариями, а брать на себя такой риск ни один командир воздушного судно не захочет.
Тягачи
Именно поэтому для перемещения самолета по аэродрому используют спецтехнику. Речь идет о машинах, обладающих большой мощностью двигателя. Посредством жесткой сцепки тягач соединяется со стойкой носового шасси воздушного судна и перемещает его в нужное место.
Этот тягач выпускают в Белоруссии. Фото: YouTube.com
Спецтехника (для каждого самолет в соответствии с его массой есть своя модель) способна очень медленно трогаться с места и ехать крайне аккуратно. При этом буксировочная бригада внимательно наблюдает за процессом, не позволяя водителю тягача совершать ошибки. В итоге перемещение становится максимально безопасным.
Резюме
Самолет может двигаться задним ходом, благодаря наличию реверса. Однако на практике он применяется только при посадке, а на земле эффективнее пользоваться услугами спецтехники – тягачей.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....