Может ли самолет самостоятельно давать задний ход
Не только теоретически, но и на практике самолет умеет двигаться назад без посторонней помощи Однако, те, кому довелось наблюдать за передвижениями лайнеров по аэродрому, скажут: авиатранспорт сам не ездит – его таскают на буксире.
Почему же так? Казалось бы, чего проще – «врубил» заднюю и поехал! И заморачиваться с тягачом не потребуется. Ему надо подрулить, потом зацепиться, оттащить самолет в определенную точку, отсоединиться и уехать, чтобы не попасть еще под шасси. Но все не так просто: стоит разобраться подробнее.
Это как раз та система, которая позволяет лайнеру двигаться задним ходом. По сути, это «опция» силовой установки: благодаря ей, направление воздушного потока в двигателях меняется. В результате получается обратная тяга и машина начинает пятиться назад.
Однако, если реверс сделали, почему его не используют для обратного хода? Оказывается, создавали систему совсем под иные цели. Эта функция применяется, когда самолетное шасси касается ВПП – в режиме посадки. Реверс помогает резко уменьшить скорость, и, как следствие – пробег.
Когда, например, Ил-96 приземляется, то развивает до 270 км/ч. Обычная тормозная система тут мало помогает. К тому же, на такой скорости резина очень быстро изнашивается. Да и подъемная сила еще остается: давление на шасси при посадке совсем небольшое.
С первого взгляда очевидно: использование «естественного» заднего хода облегчило бы выполнение маневров. Но на самом деле реверс вместо плюсов при рулении на земле приносит сплошные проблемы.
При его перенаправлении, даже когда небольшие обороты, образуется струя, которая выдувается наружу и поднимает с земли мусор. Витающие в воздухе камешки, песок и грязь запросто могут влететь в силовую установку самолета. А это уже грозит серьезным ремонтом двигателя.
Только представьте себе: какой-то камешек может «разорить» авиаперевозчика на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. А если инородное тело сразу не проявит себя? Тогда проблемы, связанные с безопасностью, могут возникнуть во время полета. Выполнять рейс на самолете, у которого двигатель потенциально может сломаться, ни одному экипажу на захочется, не говоря уже о пассажирах.
Для пилотов включать реверс крайне неудобно: они сидят высоко над землей и визуально не могут видеть, что там сзади. Приходится смотреть в камеры, но и они не дают четкого представления о ситуации за хвостом и под крыльями лайнера. Свободного пространства на аэродроме не так много. Кругом – служебная техника, здания, иные объекты.
Что-то из этого зацепить крылом или хвостом, когда обзор ограничен, для самолета ничего не стоит. В подобной ситуации движение задним ходом напоминает попытку фуры вслепую заехать в узкий двор. Все это чревато авариями, а брать на себя такой риск ни один командир воздушного судно не захочет.
Именно поэтому для перемещения самолета по аэродрому используют спецтехнику. Речь идет о машинах, обладающих большой мощностью двигателя. Посредством жесткой сцепки тягач соединяется со стойкой носового шасси воздушного судна и перемещает его в нужное место.
Спецтехника (для каждого самолет в соответствии с его массой есть своя модель) способна очень медленно трогаться с места и ехать крайне аккуратно. При этом буксировочная бригада внимательно наблюдает за процессом, не позволяя водителю тягача совершать ошибки. В итоге перемещение становится максимально безопасным.
Самолет может двигаться задним ходом, благодаря наличию реверса. Однако на практике он применяется только при посадке, а на земле эффективнее пользоваться услугами спецтехники – тягачей.
Почему же так? Казалось бы, чего проще – «врубил» заднюю и поехал! И заморачиваться с тягачом не потребуется. Ему надо подрулить, потом зацепиться, оттащить самолет в определенную точку, отсоединиться и уехать, чтобы не попасть еще под шасси. Но все не так просто: стоит разобраться подробнее.
Реверс
Это как раз та система, которая позволяет лайнеру двигаться задним ходом. По сути, это «опция» силовой установки: благодаря ей, направление воздушного потока в двигателях меняется. В результате получается обратная тяга и машина начинает пятиться назад.
Турбовинтовой самолет сам сдает назад. Фото: YouTube.com
Однако, если реверс сделали, почему его не используют для обратного хода? Оказывается, создавали систему совсем под иные цели. Эта функция применяется, когда самолетное шасси касается ВПП – в режиме посадки. Реверс помогает резко уменьшить скорость, и, как следствие – пробег.
Реверс нужен при посадке. Фото: YouTube.com
Когда, например, Ил-96 приземляется, то развивает до 270 км/ч. Обычная тормозная система тут мало помогает. К тому же, на такой скорости резина очень быстро изнашивается. Да и подъемная сила еще остается: давление на шасси при посадке совсем небольшое.
Почему реверс не применяют для движения назад
С первого взгляда очевидно: использование «естественного» заднего хода облегчило бы выполнение маневров. Но на самом деле реверс вместо плюсов при рулении на земле приносит сплошные проблемы.
Воздушный поток в двигателях
При его перенаправлении, даже когда небольшие обороты, образуется струя, которая выдувается наружу и поднимает с земли мусор. Витающие в воздухе камешки, песок и грязь запросто могут влететь в силовую установку самолета. А это уже грозит серьезным ремонтом двигателя.
Колеса дымят: без реверса быстро не остановиться. Фото: YouTube.com
Только представьте себе: какой-то камешек может «разорить» авиаперевозчика на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. А если инородное тело сразу не проявит себя? Тогда проблемы, связанные с безопасностью, могут возникнуть во время полета. Выполнять рейс на самолете, у которого двигатель потенциально может сломаться, ни одному экипажу на захочется, не говоря уже о пассажирах.
Ограниченность обзора
Для пилотов включать реверс крайне неудобно: они сидят высоко над землей и визуально не могут видеть, что там сзади. Приходится смотреть в камеры, но и они не дают четкого представления о ситуации за хвостом и под крыльями лайнера. Свободного пространства на аэродроме не так много. Кругом – служебная техника, здания, иные объекты.
Что-то из этого зацепить крылом или хвостом, когда обзор ограничен, для самолета ничего не стоит. В подобной ситуации движение задним ходом напоминает попытку фуры вслепую заехать в узкий двор. Все это чревато авариями, а брать на себя такой риск ни один командир воздушного судно не захочет.
Тягачи
Именно поэтому для перемещения самолета по аэродрому используют спецтехнику. Речь идет о машинах, обладающих большой мощностью двигателя. Посредством жесткой сцепки тягач соединяется со стойкой носового шасси воздушного судна и перемещает его в нужное место.
Этот тягач выпускают в Белоруссии. Фото: YouTube.com
Спецтехника (для каждого самолет в соответствии с его массой есть своя модель) способна очень медленно трогаться с места и ехать крайне аккуратно. При этом буксировочная бригада внимательно наблюдает за процессом, не позволяя водителю тягача совершать ошибки. В итоге перемещение становится максимально безопасным.
Резюме
Самолет может двигаться задним ходом, благодаря наличию реверса. Однако на практике он применяется только при посадке, а на земле эффективнее пользоваться услугами спецтехники – тягачей.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....