
Может ли самолет самостоятельно давать задний ход
Не только теоретически, но и на практике самолет умеет двигаться назад без посторонней помощи Однако, те, кому довелось наблюдать за передвижениями лайнеров по аэродрому, скажут: авиатранспорт сам не ездит – его таскают на буксире.
Почему же так? Казалось бы, чего проще – «врубил» заднюю и поехал! И заморачиваться с тягачом не потребуется. Ему надо подрулить, потом зацепиться, оттащить самолет в определенную точку, отсоединиться и уехать, чтобы не попасть еще под шасси. Но все не так просто: стоит разобраться подробнее.
Это как раз та система, которая позволяет лайнеру двигаться задним ходом. По сути, это «опция» силовой установки: благодаря ей, направление воздушного потока в двигателях меняется. В результате получается обратная тяга и машина начинает пятиться назад.
Турбовинтовой самолет сам сдает назад. Фото: YouTube.com
Однако, если реверс сделали, почему его не используют для обратного хода? Оказывается, создавали систему совсем под иные цели. Эта функция применяется, когда самолетное шасси касается ВПП – в режиме посадки. Реверс помогает резко уменьшить скорость, и, как следствие – пробег.
Реверс нужен при посадке. Фото: YouTube.com
Когда, например, Ил-96 приземляется, то развивает до 270 км/ч. Обычная тормозная система тут мало помогает. К тому же, на такой скорости резина очень быстро изнашивается. Да и подъемная сила еще остается: давление на шасси при посадке совсем небольшое.
С первого взгляда очевидно: использование «естественного» заднего хода облегчило бы выполнение маневров. Но на самом деле реверс вместо плюсов при рулении на земле приносит сплошные проблемы.
При его перенаправлении, даже когда небольшие обороты, образуется струя, которая выдувается наружу и поднимает с земли мусор. Витающие в воздухе камешки, песок и грязь запросто могут влететь в силовую установку самолета. А это уже грозит серьезным ремонтом двигателя.
Колеса дымят: без реверса быстро не остановиться. Фото: YouTube.com
Только представьте себе: какой-то камешек может «разорить» авиаперевозчика на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. А если инородное тело сразу не проявит себя? Тогда проблемы, связанные с безопасностью, могут возникнуть во время полета. Выполнять рейс на самолете, у которого двигатель потенциально может сломаться, ни одному экипажу на захочется, не говоря уже о пассажирах.
Для пилотов включать реверс крайне неудобно: они сидят высоко над землей и визуально не могут видеть, что там сзади. Приходится смотреть в камеры, но и они не дают четкого представления о ситуации за хвостом и под крыльями лайнера. Свободного пространства на аэродроме не так много. Кругом – служебная техника, здания, иные объекты.
Что-то из этого зацепить крылом или хвостом, когда обзор ограничен, для самолета ничего не стоит. В подобной ситуации движение задним ходом напоминает попытку фуры вслепую заехать в узкий двор. Все это чревато авариями, а брать на себя такой риск ни один командир воздушного судно не захочет.
Именно поэтому для перемещения самолета по аэродрому используют спецтехнику. Речь идет о машинах, обладающих большой мощностью двигателя. Посредством жесткой сцепки тягач соединяется со стойкой носового шасси воздушного судна и перемещает его в нужное место.
Этот тягач выпускают в Белоруссии. Фото: YouTube.com
Спецтехника (для каждого самолет в соответствии с его массой есть своя модель) способна очень медленно трогаться с места и ехать крайне аккуратно. При этом буксировочная бригада внимательно наблюдает за процессом, не позволяя водителю тягача совершать ошибки. В итоге перемещение становится максимально безопасным.
Самолет может двигаться задним ходом, благодаря наличию реверса. Однако на практике он применяется только при посадке, а на земле эффективнее пользоваться услугами спецтехники – тягачей.
Почему же так? Казалось бы, чего проще – «врубил» заднюю и поехал! И заморачиваться с тягачом не потребуется. Ему надо подрулить, потом зацепиться, оттащить самолет в определенную точку, отсоединиться и уехать, чтобы не попасть еще под шасси. Но все не так просто: стоит разобраться подробнее.
Реверс
Это как раз та система, которая позволяет лайнеру двигаться задним ходом. По сути, это «опция» силовой установки: благодаря ей, направление воздушного потока в двигателях меняется. В результате получается обратная тяга и машина начинает пятиться назад.

Однако, если реверс сделали, почему его не используют для обратного хода? Оказывается, создавали систему совсем под иные цели. Эта функция применяется, когда самолетное шасси касается ВПП – в режиме посадки. Реверс помогает резко уменьшить скорость, и, как следствие – пробег.

Когда, например, Ил-96 приземляется, то развивает до 270 км/ч. Обычная тормозная система тут мало помогает. К тому же, на такой скорости резина очень быстро изнашивается. Да и подъемная сила еще остается: давление на шасси при посадке совсем небольшое.
Почему реверс не применяют для движения назад
С первого взгляда очевидно: использование «естественного» заднего хода облегчило бы выполнение маневров. Но на самом деле реверс вместо плюсов при рулении на земле приносит сплошные проблемы.
Воздушный поток в двигателях
При его перенаправлении, даже когда небольшие обороты, образуется струя, которая выдувается наружу и поднимает с земли мусор. Витающие в воздухе камешки, песок и грязь запросто могут влететь в силовую установку самолета. А это уже грозит серьезным ремонтом двигателя.

Только представьте себе: какой-то камешек может «разорить» авиаперевозчика на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. А если инородное тело сразу не проявит себя? Тогда проблемы, связанные с безопасностью, могут возникнуть во время полета. Выполнять рейс на самолете, у которого двигатель потенциально может сломаться, ни одному экипажу на захочется, не говоря уже о пассажирах.
Ограниченность обзора
Для пилотов включать реверс крайне неудобно: они сидят высоко над землей и визуально не могут видеть, что там сзади. Приходится смотреть в камеры, но и они не дают четкого представления о ситуации за хвостом и под крыльями лайнера. Свободного пространства на аэродроме не так много. Кругом – служебная техника, здания, иные объекты.
Что-то из этого зацепить крылом или хвостом, когда обзор ограничен, для самолета ничего не стоит. В подобной ситуации движение задним ходом напоминает попытку фуры вслепую заехать в узкий двор. Все это чревато авариями, а брать на себя такой риск ни один командир воздушного судно не захочет.
Тягачи
Именно поэтому для перемещения самолета по аэродрому используют спецтехнику. Речь идет о машинах, обладающих большой мощностью двигателя. Посредством жесткой сцепки тягач соединяется со стойкой носового шасси воздушного судна и перемещает его в нужное место.

Спецтехника (для каждого самолет в соответствии с его массой есть своя модель) способна очень медленно трогаться с места и ехать крайне аккуратно. При этом буксировочная бригада внимательно наблюдает за процессом, не позволяя водителю тягача совершать ошибки. В итоге перемещение становится максимально безопасным.
Резюме
Самолет может двигаться задним ходом, благодаря наличию реверса. Однако на практике он применяется только при посадке, а на земле эффективнее пользоваться услугами спецтехники – тягачей.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....