Может ли самолет самостоятельно давать задний ход
280

Может ли самолет самостоятельно давать задний ход

Не только теоретически, но и на практике самолет умеет двигаться назад без посторонней помощи Однако, те, кому довелось наблюдать за передвижениями лайнеров по аэродрому, скажут: авиатранспорт сам не ездит – его таскают на буксире.


Почему же так? Казалось бы, чего проще – «врубил» заднюю и поехал! И заморачиваться с тягачом не потребуется. Ему надо подрулить, потом зацепиться, оттащить самолет в определенную точку, отсоединиться и уехать, чтобы не попасть еще под шасси. Но все не так просто: стоит разобраться подробнее.

Реверс


Это как раз та система, которая позволяет лайнеру двигаться задним ходом. По сути, это «опция» силовой установки: благодаря ей, направление воздушного потока в двигателях меняется. В результате получается обратная тяга и машина начинает пятиться назад.

Может ли самолет самостоятельно давать задний ходТурбовинтовой самолет сам сдает назад. Фото: YouTube.com

Однако, если реверс сделали, почему его не используют для обратного хода? Оказывается, создавали систему совсем под иные цели. Эта функция применяется, когда самолетное шасси касается ВПП – в режиме посадки. Реверс помогает резко уменьшить скорость, и, как следствие – пробег.

Реверс нужен при посадке. Фото: YouTube.com

Когда, например, Ил-96 приземляется, то развивает до 270 км/ч. Обычная тормозная система тут мало помогает. К тому же, на такой скорости резина очень быстро изнашивается. Да и подъемная сила еще остается: давление на шасси при посадке совсем небольшое.

Почему реверс не применяют для движения назад


С первого взгляда очевидно: использование «естественного» заднего хода облегчило бы выполнение маневров. Но на самом деле реверс вместо плюсов при рулении на земле приносит сплошные проблемы.

Воздушный поток в двигателях


При его перенаправлении, даже когда небольшие обороты, образуется струя, которая выдувается наружу и поднимает с земли мусор. Витающие в воздухе камешки, песок и грязь запросто могут влететь в силовую установку самолета. А это уже грозит серьезным ремонтом двигателя.

Колеса дымят: без реверса быстро не остановиться. Фото: YouTube.com

Только представьте себе: какой-то камешек может «разорить» авиаперевозчика на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. А если инородное тело сразу не проявит себя? Тогда проблемы, связанные с безопасностью, могут возникнуть во время полета. Выполнять рейс на самолете, у которого двигатель потенциально может сломаться, ни одному экипажу на захочется, не говоря уже о пассажирах.

Ограниченность обзора


Для пилотов включать реверс крайне неудобно: они сидят высоко над землей и визуально не могут видеть, что там сзади. Приходится смотреть в камеры, но и они не дают четкого представления о ситуации за хвостом и под крыльями лайнера. Свободного пространства на аэродроме не так много. Кругом – служебная техника, здания, иные объекты.

Что-то из этого зацепить крылом или хвостом, когда обзор ограничен, для самолета ничего не стоит. В подобной ситуации движение задним ходом напоминает попытку фуры вслепую заехать в узкий двор. Все это чревато авариями, а брать на себя такой риск ни один командир воздушного судно не захочет.

Тягачи


Именно поэтому для перемещения самолета по аэродрому используют спецтехнику. Речь идет о машинах, обладающих большой мощностью двигателя. Посредством жесткой сцепки тягач соединяется со стойкой носового шасси воздушного судна и перемещает его в нужное место.

Этот тягач выпускают в Белоруссии. Фото: YouTube.com

Спецтехника (для каждого самолет в соответствии с его массой есть своя модель) способна очень медленно трогаться с места и ехать крайне аккуратно. При этом буксировочная бригада внимательно наблюдает за процессом, не позволяя водителю тягача совершать ошибки. В итоге перемещение становится максимально безопасным.

Резюме


Самолет может двигаться задним ходом, благодаря наличию реверса. Однако на практике он применяется только при посадке, а на земле эффективнее пользоваться услугами спецтехники – тягачей.
А вы что думаете о самостоятельном движении самолета задним ходом?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?

ПД-8: новому «Суперджету» быть?

Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....