
Пермские ученые нашли способ сделать самолеты тише
Шум двигателя самолета считается побочной проблемой авиаотрасли. Впрочем, отсутствие огласки не отменяет влияние этого фактора на экологию и даже здоровье людей.
В особенности это касается районов и зон, территориально прилегающих к аэропортам. Утверждение справедливо и по отношению к сотрудникам воздушных гаваней.
Вопросу снижения шума самолетов в последнее время дают дополнительный приоритет. Более того, появились первые результаты исследований в области поиска оптимального метода «обеззвучивания» двигателя воздушного суда.
Исследование проводилось в Пермском Политехническом Институте. Фото: YouTube.com
Специалисты лаборатории генерации шума и модального анализа Пермского Политехнического университета провели уникальные эксперименты. Ученые изучили всевозможные конфигурации сопел авиадвигателей. Инженеры оценили их способность поглощать шум в различных частотных спектрах – от низких на уровне 500 Гц до высоких в диапазоне свыше 1000 Гц.
Сегодня часто применяемыми в авиастроении считаются следующие типы сопел:
✅ конические
✅ шевронные
✅ гофрированные
Исследователи ПНИПУ пришли к заключению, что наиболее эффективными являются модернизированные гофрированные сопла. В отличие от стандартных, они оснащаются увеличенным количеством лепестков.
Напомним, возникновение шума во время работы воздушного суда связано с турбулентными потоками выхлопных газов. Их высокая скорость выброса взаимодействует с воздухом и корпусом самолета.
Традиционно для борьбы со звуковой проблемой инженеры прибегают к увеличению диаметра двигателя. Таким образом получается снизить скорость выхлопного потока, но появляется дополнительная конструктивная особенность – усиливаются низкочастотные колебания.
Еще одним методом стала смена локации монтажа двигателя. Для снижения шума их устанавливают над крылом. И вновь решение одной проблемы порождает другую. Низкочастотных колебаний становится меньше, но в этом случае поток уже негативно воздействует на поверхность крыла.
Так и появились шумопоглощающие устройства – шевронные и гофрированные сопла. Но они помогают бороться с проблемой лишь частично. К примеру, первый тип обладает треугольным «рисунком», которые эффективно поглощает низкочастотный шум, но усиливает его в высокочастотном спектре.
Современные гофрированные сопла функционально почти не отличаются. Тогда ученые Пермского Политеха стали экспериментировать с количеством лепестков.
Если использовать конструкцию на модернизированных соплах, то эффективность возрастает. Гипотезу подтвердили в ходе испытаний в акустической лаборатории ПНИПУ.
Измерения проводились с применением моделей, напечатанных на 3D-принтере, а также специализированного оборудования. Условия исследований были приближены к реальным.
К примеру, у двигателя ПД-14 сопла шевронного типа. Фото: YouTube.com
За формирование потока мощностью 45 кВт отвечал специальный вентилятор, а фиксация уровня громкости осуществлялась при помощи 6 микрофонов.
Ученые отметили, что на 12 кГц шевронные сопла способны снизить низкочастотный шум на 1,3 дБ. При этом модернизированные 12-лепестковые гофрированные образцы обеспечивают снижение на 2,5 дБ.
Эффективность подтверждена по всему частотному спектру, не только в «низкой зоне». Специалисты ПНИПУ уверены, что внедрение инновационной шумопонижающей конструкции поможет улучшить акустические характеристики российских самолетов.
В особенности это касается районов и зон, территориально прилегающих к аэропортам. Утверждение справедливо и по отношению к сотрудникам воздушных гаваней.
Вопросу снижения шума самолетов в последнее время дают дополнительный приоритет. Более того, появились первые результаты исследований в области поиска оптимального метода «обеззвучивания» двигателя воздушного суда.

Специалисты лаборатории генерации шума и модального анализа Пермского Политехнического университета провели уникальные эксперименты. Ученые изучили всевозможные конфигурации сопел авиадвигателей. Инженеры оценили их способность поглощать шум в различных частотных спектрах – от низких на уровне 500 Гц до высоких в диапазоне свыше 1000 Гц.
Сегодня часто применяемыми в авиастроении считаются следующие типы сопел:
✅ конические
✅ шевронные
✅ гофрированные
Исследователи ПНИПУ пришли к заключению, что наиболее эффективными являются модернизированные гофрированные сопла. В отличие от стандартных, они оснащаются увеличенным количеством лепестков.
Напомним, возникновение шума во время работы воздушного суда связано с турбулентными потоками выхлопных газов. Их высокая скорость выброса взаимодействует с воздухом и корпусом самолета.
Традиционно для борьбы со звуковой проблемой инженеры прибегают к увеличению диаметра двигателя. Таким образом получается снизить скорость выхлопного потока, но появляется дополнительная конструктивная особенность – усиливаются низкочастотные колебания.
Еще одним методом стала смена локации монтажа двигателя. Для снижения шума их устанавливают над крылом. И вновь решение одной проблемы порождает другую. Низкочастотных колебаний становится меньше, но в этом случае поток уже негативно воздействует на поверхность крыла.
Так и появились шумопоглощающие устройства – шевронные и гофрированные сопла. Но они помогают бороться с проблемой лишь частично. К примеру, первый тип обладает треугольным «рисунком», которые эффективно поглощает низкочастотный шум, но усиливает его в высокочастотном спектре.
Современные гофрированные сопла функционально почти не отличаются. Тогда ученые Пермского Политеха стали экспериментировать с количеством лепестков.
Если использовать конструкцию на модернизированных соплах, то эффективность возрастает. Гипотезу подтвердили в ходе испытаний в акустической лаборатории ПНИПУ.
Измерения проводились с применением моделей, напечатанных на 3D-принтере, а также специализированного оборудования. Условия исследований были приближены к реальным.

За формирование потока мощностью 45 кВт отвечал специальный вентилятор, а фиксация уровня громкости осуществлялась при помощи 6 микрофонов.
Ученые отметили, что на 12 кГц шевронные сопла способны снизить низкочастотный шум на 1,3 дБ. При этом модернизированные 12-лепестковые гофрированные образцы обеспечивают снижение на 2,5 дБ.
Эффективность подтверждена по всему частотному спектру, не только в «низкой зоне». Специалисты ПНИПУ уверены, что внедрение инновационной шумопонижающей конструкции поможет улучшить акустические характеристики российских самолетов.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...