Пермские ученые нашли способ сделать самолеты тише
Шум двигателя самолета считается побочной проблемой авиаотрасли. Впрочем, отсутствие огласки не отменяет влияние этого фактора на экологию и даже здоровье людей.
В особенности это касается районов и зон, территориально прилегающих к аэропортам. Утверждение справедливо и по отношению к сотрудникам воздушных гаваней.
Вопросу снижения шума самолетов в последнее время дают дополнительный приоритет. Более того, появились первые результаты исследований в области поиска оптимального метода «обеззвучивания» двигателя воздушного суда.
Специалисты лаборатории генерации шума и модального анализа Пермского Политехнического университета провели уникальные эксперименты. Ученые изучили всевозможные конфигурации сопел авиадвигателей. Инженеры оценили их способность поглощать шум в различных частотных спектрах – от низких на уровне 500 Гц до высоких в диапазоне свыше 1000 Гц.
Сегодня часто применяемыми в авиастроении считаются следующие типы сопел:
✅ конические
✅ шевронные
✅ гофрированные
Исследователи ПНИПУ пришли к заключению, что наиболее эффективными являются модернизированные гофрированные сопла. В отличие от стандартных, они оснащаются увеличенным количеством лепестков.
Напомним, возникновение шума во время работы воздушного суда связано с турбулентными потоками выхлопных газов. Их высокая скорость выброса взаимодействует с воздухом и корпусом самолета.
Традиционно для борьбы со звуковой проблемой инженеры прибегают к увеличению диаметра двигателя. Таким образом получается снизить скорость выхлопного потока, но появляется дополнительная конструктивная особенность – усиливаются низкочастотные колебания.
Еще одним методом стала смена локации монтажа двигателя. Для снижения шума их устанавливают над крылом. И вновь решение одной проблемы порождает другую. Низкочастотных колебаний становится меньше, но в этом случае поток уже негативно воздействует на поверхность крыла.
Так и появились шумопоглощающие устройства – шевронные и гофрированные сопла. Но они помогают бороться с проблемой лишь частично. К примеру, первый тип обладает треугольным «рисунком», которые эффективно поглощает низкочастотный шум, но усиливает его в высокочастотном спектре.
Современные гофрированные сопла функционально почти не отличаются. Тогда ученые Пермского Политеха стали экспериментировать с количеством лепестков.
Если использовать конструкцию на модернизированных соплах, то эффективность возрастает. Гипотезу подтвердили в ходе испытаний в акустической лаборатории ПНИПУ.
Измерения проводились с применением моделей, напечатанных на 3D-принтере, а также специализированного оборудования. Условия исследований были приближены к реальным.
За формирование потока мощностью 45 кВт отвечал специальный вентилятор, а фиксация уровня громкости осуществлялась при помощи 6 микрофонов.
Ученые отметили, что на 12 кГц шевронные сопла способны снизить низкочастотный шум на 1,3 дБ. При этом модернизированные 12-лепестковые гофрированные образцы обеспечивают снижение на 2,5 дБ.
Эффективность подтверждена по всему частотному спектру, не только в «низкой зоне». Специалисты ПНИПУ уверены, что внедрение инновационной шумопонижающей конструкции поможет улучшить акустические характеристики российских самолетов.
В особенности это касается районов и зон, территориально прилегающих к аэропортам. Утверждение справедливо и по отношению к сотрудникам воздушных гаваней.
Вопросу снижения шума самолетов в последнее время дают дополнительный приоритет. Более того, появились первые результаты исследований в области поиска оптимального метода «обеззвучивания» двигателя воздушного суда.
Исследование проводилось в Пермском Политехническом Институте. Фото: YouTube.com
Специалисты лаборатории генерации шума и модального анализа Пермского Политехнического университета провели уникальные эксперименты. Ученые изучили всевозможные конфигурации сопел авиадвигателей. Инженеры оценили их способность поглощать шум в различных частотных спектрах – от низких на уровне 500 Гц до высоких в диапазоне свыше 1000 Гц.
Сегодня часто применяемыми в авиастроении считаются следующие типы сопел:
✅ конические
✅ шевронные
✅ гофрированные
Исследователи ПНИПУ пришли к заключению, что наиболее эффективными являются модернизированные гофрированные сопла. В отличие от стандартных, они оснащаются увеличенным количеством лепестков.
Напомним, возникновение шума во время работы воздушного суда связано с турбулентными потоками выхлопных газов. Их высокая скорость выброса взаимодействует с воздухом и корпусом самолета.
Традиционно для борьбы со звуковой проблемой инженеры прибегают к увеличению диаметра двигателя. Таким образом получается снизить скорость выхлопного потока, но появляется дополнительная конструктивная особенность – усиливаются низкочастотные колебания.
Еще одним методом стала смена локации монтажа двигателя. Для снижения шума их устанавливают над крылом. И вновь решение одной проблемы порождает другую. Низкочастотных колебаний становится меньше, но в этом случае поток уже негативно воздействует на поверхность крыла.
Так и появились шумопоглощающие устройства – шевронные и гофрированные сопла. Но они помогают бороться с проблемой лишь частично. К примеру, первый тип обладает треугольным «рисунком», которые эффективно поглощает низкочастотный шум, но усиливает его в высокочастотном спектре.
Современные гофрированные сопла функционально почти не отличаются. Тогда ученые Пермского Политеха стали экспериментировать с количеством лепестков.
Если использовать конструкцию на модернизированных соплах, то эффективность возрастает. Гипотезу подтвердили в ходе испытаний в акустической лаборатории ПНИПУ.
Измерения проводились с применением моделей, напечатанных на 3D-принтере, а также специализированного оборудования. Условия исследований были приближены к реальным.
К примеру, у двигателя ПД-14 сопла шевронного типа. Фото: YouTube.com
За формирование потока мощностью 45 кВт отвечал специальный вентилятор, а фиксация уровня громкости осуществлялась при помощи 6 микрофонов.
Ученые отметили, что на 12 кГц шевронные сопла способны снизить низкочастотный шум на 1,3 дБ. При этом модернизированные 12-лепестковые гофрированные образцы обеспечивают снижение на 2,5 дБ.
Эффективность подтверждена по всему частотному спектру, не только в «низкой зоне». Специалисты ПНИПУ уверены, что внедрение инновационной шумопонижающей конструкции поможет улучшить акустические характеристики российских самолетов.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Стартовали продажи самого роскошного автомобиля от АвтоВАЗа – LADA Aura
Теперь седан доступен всем желающим. Пока купить его получится только в Москве и Санкт-Петербурге....
«ГАЗель Next» с 4,6-литровым V8 – это не сон, а реальность
«ГАЗель Next» – автомобиль, хорошо знакомый любителям грузовых и коммерческих машин. Однако проект, представленный автором YouTube-канала «NVA-Motors, выходит...
Дизельный УАЗ Профи отправлен на испытания – скоро автомобиль пойдет в серию
В паре с двухлитровым дизельным мотором будет работать новая 6-МКПП. Потом эти агрегаты получит и модель Патриот....
Откуда взялось слово «джип»
Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....