Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
В 70-е годы в Советском Союзе началось строительство одного из самых грандиозных инфраструктурных проектов. Тысячи строителей, инженеров и комсомольцев отправились в сибирскую тайгу, чтобы продолжить строительство БАМа – железной дороги, которая повысила бы транзитный потенциал Дальнего Востока и дополнила уже действующую инфраструктуру Транссиба.
Но сегодня поговорим про Амуро-Якутскую магистраль. Она стала опорным ответвлением для строительства БАМа, а затем была продолжена до станции Нижний Бестях возле Якутска. С началом возведения перехода через Лену, о котором мы писали ранее, значение Амуро-Якутской дороги может значительно возрасти.
Первый участок АЯМа (именно так называют эту железную дорогу) проложили к 1979 году. Магистраль соединила город Сковородино в Амурской области, поселки Тында и Нерюнги. Тында стала своеобразным «перекрестком» железных дорог. По АЯМу на строящийся БАМ завозили людей, технику и материалы.
Однако при Советском Союзе Амуро-Якутская магистраль не получила дальнейшего развития. Хотя ее строительство все же предполагалось. Магистраль должна была протянуться на 900 км и соединить южные и северные регионы Сибири.
В последние годы жизни большой страны все силы были брошены на завершение БАМа. К слову, БАМ так и не успели достроить до развала Союза. Хотя железнодорожное сообщение и было запущено, но на бумаге остались еще незавершенные объекты – мосты, тоннели и прочая инфраструктура.
Только в начале 2000-х заговорили о продолжении Амуро-Якутской магистрали. В 2004-м строители сдали участок «Нерюнги-Томмот», а в 2011-м первые поезда пошли и по северному отрезку АЯМ. Железная дорога «уперлась» в Нижний Бестях – в поселок на правом берегу Лены. Предполагалось заведение магистрали в Якутск, но для этого необходимо было сооружение долговременного перехода через реку Лену.
Линия прошла по таежной пересеченной местности. Строительство инфраструктуры в северных условиях связано с высокими издержками из-за особенностей климата, а также из-за вечной мерзлоты – нестабильного и подвижного грунта.
Обилие рек, озер и болот вынуждает инженеров и строителей «обходить» сложные участки, возводить мосты. Трудности возникают и при преодолении горных перевалов. Например, севернее поселка Нерюнги начинается Алданское нагорье. Инженерам пришлось значительно «изгибать» железную дорогу, чтобы обойти горные перевалы.
Незабываем и про перепады температуры. В Якутии наблюдают колебания от +30°C до −50°C. Такие условия также требуют особых инженерно-технических решений.
Эту железную дорогу можно назвать первым крупным логистическим проектом на всем постсоветском пространстве. На сегодняшней день ее длина составляет 1239 км. Практически на всем протяжении – это однопутная неэлектрофицированная железная дорога. Есть расширения в районах крупных станций.
Управлением занимается предприятие «Железные дороги Якутии», созданное в 1995 году для строительства магистрали и для последующей эксплуатации. Компания принадлежит ОАО «РЖД» и Правительству Якутии примерно в равных долях.
Штат предприятия в 1 тыс. человек поддерживает бесперебойную работу железной дороги. По Амуро-Якутской магистрали обеспечивается часть «северного завоза», а также регулярное пассажирское сообщение.
Интерес вызывает и подвижной состав, который используется на магистрали. Основными «рабочими лошадками» являются тепловозы разных серий. Но некоторые локомотивы Якутской железной дороги имеют особенности.
Еще в 2007-м году в Якутске состоялась конференция, посвященная проблеме модернизации тепловозов. На мероприятие приехали и специалисты из США. В результате конференции приняли решение о применении технологий компании General Electric.
Так в 2009-м году знаменитый еще советский тепловоз 2ТЭ10В-0884 получил американский дизельный двигатель 7FDL. Также инженеры заменили тормозной компрессор и генератор. В кабине машинистов разместили бортовой компьютер. Модернизация на разных этапах проходила в Полтаве и в Кирове. Сегодня этот уникальный тепловоз находится в эксплуатации на Якутско-Амурской магистрали.
Культовые маневровые тепловозы ТЭМ2 также модернизировали для нужд Якутской железной дороги. Новые локомотивы получили обозначение ТЭМ2МК. На тепловозы установили дизельные двигатели GE 7FDL8 с мощностью 2000 л. с.
Сегодня эти машины можно встретить на Амуро-Якутской магистрали, а также на Норильской железной дороге. Всего до санкций и ухудшения отношений между нашими странами успели модернизировать 22 тепловоза серии ТЭМ2.
Кроме этого в Якутии работает два чисто американских тепловоза EMD SD42ACe. Их произвели в Чикаго специально для нужд Амуро-Якутской магистрали. В 2021 году две машины отгрузили в порту Владивостока, начались ходовые испытания. Тепловозы получили обозначения 2ТЭ3250-0001 и 0002.
Правительство Якутии даже планировало наладить совместное производство таких локомотивов на территории региона. Но, судя по всему, этим планам не суждено сбыться. Интересно, что два тепловоза EMD – первые американские локомотивы, которые появились на наших железных дорогах после Второй мировой войны.
Сегодня по АЯМу происходит как грузовое, так и пассажирское сообщение. Есть регулярные перевозки от Нижнего Бестяха до поселка Нерюнги. От последнего ходят поезда в Хабаровск, Тайшет (Иркутская область) и в город Сковородино. Также предусмотрены беспересадочные вагоны до Москвы, Новосибирска, Иркутска, Владивостока и Кисловодска. Их перецепляют на составы, следующие по БАМу или Транссибу.
АЯМ также имеет большие перспективы развития. Помимо уже упомянутого Ленского моста и продолжения железной дороги до Якутска, прорабатываются и другие направления.
Весной 2024-го года открыли ответвление к речному грузовому терминалу «Нижний Бестях». Сам порт находится еще на стадии строительства, его запуск намечен только на 2030 год.
Самым амбициозным проектом является магистраль «Нижний Бестях – Магадан». Предполагалось, что железную дорогу откроют к 2030-у году, но пока работы так и не начались. Помимо этого разрабатываются проекты по строительству ответвлений на различные предприятия горнодобывающей промышленности.
В планах есть модернизация и развитие железной дороги «Улак – Эльга». Ее открыли еще в 2012-м году для сообщения со значимым Эльгинским месторождением коксующегося угля. Предполагается, что дорога может быть продолжена до Охотска. В 2022 году началось строительство новой магистрали до побережья Охотского моря. В будущем возле мыса Манорский может появиться новый морской порт.
Железные дороги Якутии активно развиваются. Переориентация внешнеторговых связей России открывает большие возможности для предприятий Сибири и Дальнего Востока. Судя по тому, что правительство и крупные компании уделяют большое внимание модернизации магистральной инфраструктуры, а также открывают новые направления, совсем скоро многие даже самые отдаленные города и поселения получат постоянную связь с «большой землей».
Но сегодня поговорим про Амуро-Якутскую магистраль. Она стала опорным ответвлением для строительства БАМа, а затем была продолжена до станции Нижний Бестях возле Якутска. С началом возведения перехода через Лену, о котором мы писали ранее, значение Амуро-Якутской дороги может значительно возрасти.
Через тайгу к Якутску
Первый участок АЯМа (именно так называют эту железную дорогу) проложили к 1979 году. Магистраль соединила город Сковородино в Амурской области, поселки Тында и Нерюнги. Тында стала своеобразным «перекрестком» железных дорог. По АЯМу на строящийся БАМ завозили людей, технику и материалы.
Однако при Советском Союзе Амуро-Якутская магистраль не получила дальнейшего развития. Хотя ее строительство все же предполагалось. Магистраль должна была протянуться на 900 км и соединить южные и северные регионы Сибири.
На станции Нерюнги. Фото: rutube.ru
В последние годы жизни большой страны все силы были брошены на завершение БАМа. К слову, БАМ так и не успели достроить до развала Союза. Хотя железнодорожное сообщение и было запущено, но на бумаге остались еще незавершенные объекты – мосты, тоннели и прочая инфраструктура.
Только в начале 2000-х заговорили о продолжении Амуро-Якутской магистрали. В 2004-м строители сдали участок «Нерюнги-Томмот», а в 2011-м первые поезда пошли и по северному отрезку АЯМ. Железная дорога «уперлась» в Нижний Бестях – в поселок на правом берегу Лены. Предполагалось заведение магистрали в Якутск, но для этого необходимо было сооружение долговременного перехода через реку Лену.
Сложности при строительстве и эксплуатации
Линия прошла по таежной пересеченной местности. Строительство инфраструктуры в северных условиях связано с высокими издержками из-за особенностей климата, а также из-за вечной мерзлоты – нестабильного и подвижного грунта.
Обилие рек, озер и болот вынуждает инженеров и строителей «обходить» сложные участки, возводить мосты. Трудности возникают и при преодолении горных перевалов. Например, севернее поселка Нерюнги начинается Алданское нагорье. Инженерам пришлось значительно «изгибать» железную дорогу, чтобы обойти горные перевалы.
Незабываем и про перепады температуры. В Якутии наблюдают колебания от +30°C до −50°C. Такие условия также требуют особых инженерно-технических решений.
АЯМ в наши дни
Эту железную дорогу можно назвать первым крупным логистическим проектом на всем постсоветском пространстве. На сегодняшней день ее длина составляет 1239 км. Практически на всем протяжении – это однопутная неэлектрофицированная железная дорога. Есть расширения в районах крупных станций.
Управлением занимается предприятие «Железные дороги Якутии», созданное в 1995 году для строительства магистрали и для последующей эксплуатации. Компания принадлежит ОАО «РЖД» и Правительству Якутии примерно в равных долях.
АЯМ на карте Дальнего Востока. Фото: yandex.ru/maps
Штат предприятия в 1 тыс. человек поддерживает бесперебойную работу железной дороги. По Амуро-Якутской магистрали обеспечивается часть «северного завоза», а также регулярное пассажирское сообщение.
Американские локомотивы
Интерес вызывает и подвижной состав, который используется на магистрали. Основными «рабочими лошадками» являются тепловозы разных серий. Но некоторые локомотивы Якутской железной дороги имеют особенности.
Еще в 2007-м году в Якутске состоялась конференция, посвященная проблеме модернизации тепловозов. На мероприятие приехали и специалисты из США. В результате конференции приняли решение о применении технологий компании General Electric.
Тепловоз ТЭМ2. Фото: rutube.ru
Так в 2009-м году знаменитый еще советский тепловоз 2ТЭ10В-0884 получил американский дизельный двигатель 7FDL. Также инженеры заменили тормозной компрессор и генератор. В кабине машинистов разместили бортовой компьютер. Модернизация на разных этапах проходила в Полтаве и в Кирове. Сегодня этот уникальный тепловоз находится в эксплуатации на Якутско-Амурской магистрали.
Культовые маневровые тепловозы ТЭМ2 также модернизировали для нужд Якутской железной дороги. Новые локомотивы получили обозначение ТЭМ2МК. На тепловозы установили дизельные двигатели GE 7FDL8 с мощностью 2000 л. с.
Сегодня эти машины можно встретить на Амуро-Якутской магистрали, а также на Норильской железной дороге. Всего до санкций и ухудшения отношений между нашими странами успели модернизировать 22 тепловоза серии ТЭМ2.
Кроме этого в Якутии работает два чисто американских тепловоза EMD SD42ACe. Их произвели в Чикаго специально для нужд Амуро-Якутской магистрали. В 2021 году две машины отгрузили в порту Владивостока, начались ходовые испытания. Тепловозы получили обозначения 2ТЭ3250-0001 и 0002.
Тепловоз 2ТЭ3250-0002. Фото: rutube.ru
Правительство Якутии даже планировало наладить совместное производство таких локомотивов на территории региона. Но, судя по всему, этим планам не суждено сбыться. Интересно, что два тепловоза EMD – первые американские локомотивы, которые появились на наших железных дорогах после Второй мировой войны.
Сообщение и перспективы
Сегодня по АЯМу происходит как грузовое, так и пассажирское сообщение. Есть регулярные перевозки от Нижнего Бестяха до поселка Нерюнги. От последнего ходят поезда в Хабаровск, Тайшет (Иркутская область) и в город Сковородино. Также предусмотрены беспересадочные вагоны до Москвы, Новосибирска, Иркутска, Владивостока и Кисловодска. Их перецепляют на составы, следующие по БАМу или Транссибу.
АЯМ также имеет большие перспективы развития. Помимо уже упомянутого Ленского моста и продолжения железной дороги до Якутска, прорабатываются и другие направления.
Весной 2024-го года открыли ответвление к речному грузовому терминалу «Нижний Бестях». Сам порт находится еще на стадии строительства, его запуск намечен только на 2030 год.
Самым амбициозным проектом является магистраль «Нижний Бестях – Магадан». Предполагалось, что железную дорогу откроют к 2030-у году, но пока работы так и не начались. Помимо этого разрабатываются проекты по строительству ответвлений на различные предприятия горнодобывающей промышленности.
По Амуро-Якутской магистрали. Фото: rutube.ru
В планах есть модернизация и развитие железной дороги «Улак – Эльга». Ее открыли еще в 2012-м году для сообщения со значимым Эльгинским месторождением коксующегося угля. Предполагается, что дорога может быть продолжена до Охотска. В 2022 году началось строительство новой магистрали до побережья Охотского моря. В будущем возле мыса Манорский может появиться новый морской порт.
Железные дороги Якутии активно развиваются. Переориентация внешнеторговых связей России открывает большие возможности для предприятий Сибири и Дальнего Востока. Судя по тому, что правительство и крупные компании уделяют большое внимание модернизации магистральной инфраструктуры, а также открывают новые направления, совсем скоро многие даже самые отдаленные города и поселения получат постоянную связь с «большой землей».
- Андрей Карпов
- rutube.ru
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....