Двойной выжим сцепления и перегазовка: что это, когда и зачем
Те, кому довелось ездить за рулем советских грузовиков, наверняка не понаслышке знают о двойном выжиме сцепления и перегазовке. Что это за операции и зачем они были нужны? Возникает и второй вопрос: почему сегодня их нет?
Двойной выжим вместе с перегазовкой используется при переключении передач. Эта манипуляция не прихоть, а необходимость, и связана она была с отсутствием в большинстве коробок передач того времени синхронизаторов. Разберем оба действия по очереди.
Он подразумевает, что водитель перед тем, как «воткнуть» нужную скорость, сначала утапливает педаль сцепления и переключает свою «механику» в нейтральное положение. Затем двигатель снова соединяется с трансмиссией. Далее приходится еще раз выжимать сцепление, включать передачу и отпускать педаль.
Зачем такие сложности? Это делается для того, чтобы скорости вращения шестеренок в КПП уравнять. Сегодня данным действом «занимаются» синхронизаторы. Об их существовании раньше, конечно же, знали. Но в минувшую эпоху эти элементы считались второстепенными (что-то типа опций). Да и зачем в машине лишнее, что только поднимает себестоимость. Поэтому полагались на опыт водителя.
Двойной выжим уберегал зубья шестеренок коробки от преждевременного износа. Если не выполнять данную операцию, то у КПП не только сократится ресурс: она может выйти из строя. Вспомните: когда неопытный шофер пытается переключить передачу, особенно с высшей на низшую, появляется ужасный скрежет, рычаг «втыкается» долго. Двойной выжим ликвидирует разницу между скоростью вращения выходного и входного валов коробки.
Операция подразумевает кратковременное и резкое нажатие на педаль газа, когда при двойном выжиме КПП находится в нейтральном положении. Манипуляция производится при переходе с высшей скорости на низшую.
Перегазовка не только способствует меньшему износу деталей КПП, но и предотвращает рывки автомобиля, что повышает его устойчивость (особенно, если он груженый и едет по пересеченной местности).
Дело не только в удешевлении производства, хотя и оно было не на последнем месте. Второй момент касается обслуживания: технику тогда как-то не особо берегли – благо, дефицита не было. Если что, агрегат могли заменить: пусть не на новый, но исправный.
Установка в коробку грузовика синхронизаторов потребовала бы более «нежного» к ней отношения, частого техобслуживания. В то время механические КПП с этими элементами были не очень распространены и не являлись такими надежными, как сегодня. Без синхронизаторов коробка имела простую конструкцию и являлась ремонтопригодным механизмом.
В первую очередь, пожалуй, ГАЗ-51, 52, 53. На ЗиЛах, «Уралах» старых выпусков эта манипуляция тоже была необходима. Данная «технология» переключения КПП в то время распространилась по всему миру. Двойной выжим с перегазовкой существовали до тех пор, пока синхронизаторы, благодаря снижению их себестоимости, не стали массово внедряться в конструкции коробок.
Но тому, кто еще помнит, как производятся эти операции, расстраиваться не стоит. Навыки вполне могут пригодиться и на новых грузовиках. Представьте себе ситуацию: в дороге синхронизаторы вышли из строя и вам приходится переключать скорости «напрямую». Знание вышеописанных манипуляций позволит минимизировать ущерб деталям КПП и хоть немного сэкономить на ремонте.
Двойной выжим вместе с перегазовкой используется при переключении передач. Эта манипуляция не прихоть, а необходимость, и связана она была с отсутствием в большинстве коробок передач того времени синхронизаторов. Разберем оба действия по очереди.
Двойной выжим
Он подразумевает, что водитель перед тем, как «воткнуть» нужную скорость, сначала утапливает педаль сцепления и переключает свою «механику» в нейтральное положение. Затем двигатель снова соединяется с трансмиссией. Далее приходится еще раз выжимать сцепление, включать передачу и отпускать педаль.
Прежде чем включить нужную скорость, рычаг КПП ставился в нейтральное положение. Фото: YouTube.com
Зачем такие сложности? Это делается для того, чтобы скорости вращения шестеренок в КПП уравнять. Сегодня данным действом «занимаются» синхронизаторы. Об их существовании раньше, конечно же, знали. Но в минувшую эпоху эти элементы считались второстепенными (что-то типа опций). Да и зачем в машине лишнее, что только поднимает себестоимость. Поэтому полагались на опыт водителя.
Если учесть, что в большинстве грузовиков на тот момент не было тахометров, все переключения скоростей приходилось делать на слух, чуть ли не инстинктивно. Впрочем, привычка вырабатывалась быстро.
Двойной выжим уберегал зубья шестеренок коробки от преждевременного износа. Если не выполнять данную операцию, то у КПП не только сократится ресурс: она может выйти из строя. Вспомните: когда неопытный шофер пытается переключить передачу, особенно с высшей на низшую, появляется ужасный скрежет, рычаг «втыкается» долго. Двойной выжим ликвидирует разницу между скоростью вращения выходного и входного валов коробки.
Перегазовка
Операция подразумевает кратковременное и резкое нажатие на педаль газа, когда при двойном выжиме КПП находится в нейтральном положении. Манипуляция производится при переходе с высшей скорости на низшую.
После того, как сцепление отпущено, надо газануть. Фото: YouTube.com
Перегазовка не только способствует меньшему износу деталей КПП, но и предотвращает рывки автомобиля, что повышает его устойчивость (особенно, если он груженый и едет по пересеченной местности).
Почему не ставили синхронизаторы
Дело не только в удешевлении производства, хотя и оно было не на последнем месте. Второй момент касается обслуживания: технику тогда как-то не особо берегли – благо, дефицита не было. Если что, агрегат могли заменить: пусть не на новый, но исправный.
Благодаря отсутствию синхронизаторов, ГАЗ-53 – один из самых массовых и недорогих грузовиков. Фото: YouTube.com
Установка в коробку грузовика синхронизаторов потребовала бы более «нежного» к ней отношения, частого техобслуживания. В то время механические КПП с этими элементами были не очень распространены и не являлись такими надежными, как сегодня. Без синхронизаторов коробка имела простую конструкцию и являлась ремонтопригодным механизмом.
Где применялся двойной выжим и перегазовка
В первую очередь, пожалуй, ГАЗ-51, 52, 53. На ЗиЛах, «Уралах» старых выпусков эта манипуляция тоже была необходима. Данная «технология» переключения КПП в то время распространилась по всему миру. Двойной выжим с перегазовкой существовали до тех пор, пока синхронизаторы, благодаря снижению их себестоимости, не стали массово внедряться в конструкции коробок.
Двойной жим и перегазовку нужно делать быстро, чтобы авто не успело остановиться. Фото: YouTube.com
Но тому, кто еще помнит, как производятся эти операции, расстраиваться не стоит. Навыки вполне могут пригодиться и на новых грузовиках. Представьте себе ситуацию: в дороге синхронизаторы вышли из строя и вам приходится переключать скорости «напрямую». Знание вышеописанных манипуляций позволит минимизировать ущерб деталям КПП и хоть немного сэкономить на ремонте.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
Двигатель ПД-35 стал на шаг ближе к сертификации
Разработка двигателя для тяжелого транспортного самолета длится уже восемь лет. Теперь проект заметно продвинулся....
С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Разработанный российскими инженерами грузовой БПЛА летает на расстояние до 1000 км и перевозит грузы в 300 кг. Эта машина – серьезный конкурент на рынке...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...