Двойной выжим сцепления и перегазовка: что это, когда и зачем
983

Двойной выжим сцепления и перегазовка: что это, когда и зачем

Те, кому довелось ездить за рулем советских грузовиков, наверняка не понаслышке знают о двойном выжиме сцепления и перегазовке. Что это за операции и зачем они были нужны? Возникает и второй вопрос: почему сегодня их нет?


Двойной выжим вместе с перегазовкой используется при переключении передач. Эта манипуляция не прихоть, а необходимость, и связана она была с отсутствием в большинстве коробок передач того времени синхронизаторов. Разберем оба действия по очереди.

Двойной выжим


Он подразумевает, что водитель перед тем, как «воткнуть» нужную скорость, сначала утапливает педаль сцепления и переключает свою «механику» в нейтральное положение. Затем двигатель снова соединяется с трансмиссией. Далее приходится еще раз выжимать сцепление, включать передачу и отпускать педаль.

Двойной выжим сцепления и перегазовка: что это, когда и зачемПрежде чем включить нужную скорость, рычаг КПП ставился в нейтральное положение. Фото: YouTube.com

Зачем такие сложности? Это делается для того, чтобы скорости вращения шестеренок в КПП уравнять. Сегодня данным действом «занимаются» синхронизаторы. Об их существовании раньше, конечно же, знали. Но в минувшую эпоху эти элементы считались второстепенными (что-то типа опций). Да и зачем в машине лишнее, что только поднимает себестоимость. Поэтому полагались на опыт водителя.

Если учесть, что в большинстве грузовиков на тот момент не было тахометров, все переключения скоростей приходилось делать на слух, чуть ли не инстинктивно. Впрочем, привычка вырабатывалась быстро.

Двойной выжим уберегал зубья шестеренок коробки от преждевременного износа. Если не выполнять данную операцию, то у КПП не только сократится ресурс: она может выйти из строя. Вспомните: когда неопытный шофер пытается переключить передачу, особенно с высшей на низшую, появляется ужасный скрежет, рычаг «втыкается» долго. Двойной выжим ликвидирует разницу между скоростью вращения выходного и входного валов коробки.

Перегазовка


Операция подразумевает кратковременное и резкое нажатие на педаль газа, когда при двойном выжиме КПП находится в нейтральном положении. Манипуляция производится при переходе с высшей скорости на низшую.

После того, как сцепление отпущено, надо газануть. Фото: YouTube.com

Перегазовка не только способствует меньшему износу деталей КПП, но и предотвращает рывки автомобиля, что повышает его устойчивость (особенно, если он груженый и едет по пересеченной местности).

Почему не ставили синхронизаторы


Дело не только в удешевлении производства, хотя и оно было не на последнем месте. Второй момент касается обслуживания: технику тогда как-то не особо берегли – благо, дефицита не было. Если что, агрегат могли заменить: пусть не на новый, но исправный.

Благодаря отсутствию синхронизаторов, ГАЗ-53 – один из самых массовых и недорогих грузовиков. Фото: YouTube.com

Установка в коробку грузовика синхронизаторов потребовала бы более «нежного» к ней отношения, частого техобслуживания. В то время механические КПП с этими элементами были не очень распространены и не являлись такими надежными, как сегодня. Без синхронизаторов коробка имела простую конструкцию и являлась ремонтопригодным механизмом.

Где применялся двойной выжим и перегазовка


В первую очередь, пожалуй, ГАЗ-51, 52, 53. На ЗиЛах, «Уралах» старых выпусков эта манипуляция тоже была необходима. Данная «технология» переключения КПП в то время распространилась по всему миру. Двойной выжим с перегазовкой существовали до тех пор, пока синхронизаторы, благодаря снижению их себестоимости, не стали массово внедряться в конструкции коробок.

Двойной жим и перегазовку нужно делать быстро, чтобы авто не успело остановиться. Фото: YouTube.com

Но тому, кто еще помнит, как производятся эти операции, расстраиваться не стоит. Навыки вполне могут пригодиться и на новых грузовиках. Представьте себе ситуацию: в дороге синхронизаторы вышли из строя и вам приходится переключать скорости «напрямую». Знание вышеописанных манипуляций позволит минимизировать ущерб деталям КПП и хоть немного сэкономить на ремонте.
А вы что думаете о двойном выжиме и перегазовке?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Зачем трактору треугольные гусеницы

Зачем трактору треугольные гусеницы

Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Natilus бросает вызов Airbus и Boeing

Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....