Двойной выжим сцепления и перегазовка: что это, когда и зачем
Те, кому довелось ездить за рулем советских грузовиков, наверняка не понаслышке знают о двойном выжиме сцепления и перегазовке. Что это за операции и зачем они были нужны? Возникает и второй вопрос: почему сегодня их нет?
Двойной выжим вместе с перегазовкой используется при переключении передач. Эта манипуляция не прихоть, а необходимость, и связана она была с отсутствием в большинстве коробок передач того времени синхронизаторов. Разберем оба действия по очереди.
Он подразумевает, что водитель перед тем, как «воткнуть» нужную скорость, сначала утапливает педаль сцепления и переключает свою «механику» в нейтральное положение. Затем двигатель снова соединяется с трансмиссией. Далее приходится еще раз выжимать сцепление, включать передачу и отпускать педаль.
Зачем такие сложности? Это делается для того, чтобы скорости вращения шестеренок в КПП уравнять. Сегодня данным действом «занимаются» синхронизаторы. Об их существовании раньше, конечно же, знали. Но в минувшую эпоху эти элементы считались второстепенными (что-то типа опций). Да и зачем в машине лишнее, что только поднимает себестоимость. Поэтому полагались на опыт водителя.
Двойной выжим уберегал зубья шестеренок коробки от преждевременного износа. Если не выполнять данную операцию, то у КПП не только сократится ресурс: она может выйти из строя. Вспомните: когда неопытный шофер пытается переключить передачу, особенно с высшей на низшую, появляется ужасный скрежет, рычаг «втыкается» долго. Двойной выжим ликвидирует разницу между скоростью вращения выходного и входного валов коробки.
Операция подразумевает кратковременное и резкое нажатие на педаль газа, когда при двойном выжиме КПП находится в нейтральном положении. Манипуляция производится при переходе с высшей скорости на низшую.
Перегазовка не только способствует меньшему износу деталей КПП, но и предотвращает рывки автомобиля, что повышает его устойчивость (особенно, если он груженый и едет по пересеченной местности).
Дело не только в удешевлении производства, хотя и оно было не на последнем месте. Второй момент касается обслуживания: технику тогда как-то не особо берегли – благо, дефицита не было. Если что, агрегат могли заменить: пусть не на новый, но исправный.
Установка в коробку грузовика синхронизаторов потребовала бы более «нежного» к ней отношения, частого техобслуживания. В то время механические КПП с этими элементами были не очень распространены и не являлись такими надежными, как сегодня. Без синхронизаторов коробка имела простую конструкцию и являлась ремонтопригодным механизмом.
В первую очередь, пожалуй, ГАЗ-51, 52, 53. На ЗиЛах, «Уралах» старых выпусков эта манипуляция тоже была необходима. Данная «технология» переключения КПП в то время распространилась по всему миру. Двойной выжим с перегазовкой существовали до тех пор, пока синхронизаторы, благодаря снижению их себестоимости, не стали массово внедряться в конструкции коробок.
Но тому, кто еще помнит, как производятся эти операции, расстраиваться не стоит. Навыки вполне могут пригодиться и на новых грузовиках. Представьте себе ситуацию: в дороге синхронизаторы вышли из строя и вам приходится переключать скорости «напрямую». Знание вышеописанных манипуляций позволит минимизировать ущерб деталям КПП и хоть немного сэкономить на ремонте.
Двойной выжим вместе с перегазовкой используется при переключении передач. Эта манипуляция не прихоть, а необходимость, и связана она была с отсутствием в большинстве коробок передач того времени синхронизаторов. Разберем оба действия по очереди.
Двойной выжим
Он подразумевает, что водитель перед тем, как «воткнуть» нужную скорость, сначала утапливает педаль сцепления и переключает свою «механику» в нейтральное положение. Затем двигатель снова соединяется с трансмиссией. Далее приходится еще раз выжимать сцепление, включать передачу и отпускать педаль.
Прежде чем включить нужную скорость, рычаг КПП ставился в нейтральное положение. Фото: YouTube.com
Зачем такие сложности? Это делается для того, чтобы скорости вращения шестеренок в КПП уравнять. Сегодня данным действом «занимаются» синхронизаторы. Об их существовании раньше, конечно же, знали. Но в минувшую эпоху эти элементы считались второстепенными (что-то типа опций). Да и зачем в машине лишнее, что только поднимает себестоимость. Поэтому полагались на опыт водителя.
Если учесть, что в большинстве грузовиков на тот момент не было тахометров, все переключения скоростей приходилось делать на слух, чуть ли не инстинктивно. Впрочем, привычка вырабатывалась быстро.
Двойной выжим уберегал зубья шестеренок коробки от преждевременного износа. Если не выполнять данную операцию, то у КПП не только сократится ресурс: она может выйти из строя. Вспомните: когда неопытный шофер пытается переключить передачу, особенно с высшей на низшую, появляется ужасный скрежет, рычаг «втыкается» долго. Двойной выжим ликвидирует разницу между скоростью вращения выходного и входного валов коробки.
Перегазовка
Операция подразумевает кратковременное и резкое нажатие на педаль газа, когда при двойном выжиме КПП находится в нейтральном положении. Манипуляция производится при переходе с высшей скорости на низшую.
После того, как сцепление отпущено, надо газануть. Фото: YouTube.com
Перегазовка не только способствует меньшему износу деталей КПП, но и предотвращает рывки автомобиля, что повышает его устойчивость (особенно, если он груженый и едет по пересеченной местности).
Почему не ставили синхронизаторы
Дело не только в удешевлении производства, хотя и оно было не на последнем месте. Второй момент касается обслуживания: технику тогда как-то не особо берегли – благо, дефицита не было. Если что, агрегат могли заменить: пусть не на новый, но исправный.
Благодаря отсутствию синхронизаторов, ГАЗ-53 – один из самых массовых и недорогих грузовиков. Фото: YouTube.com
Установка в коробку грузовика синхронизаторов потребовала бы более «нежного» к ней отношения, частого техобслуживания. В то время механические КПП с этими элементами были не очень распространены и не являлись такими надежными, как сегодня. Без синхронизаторов коробка имела простую конструкцию и являлась ремонтопригодным механизмом.
Где применялся двойной выжим и перегазовка
В первую очередь, пожалуй, ГАЗ-51, 52, 53. На ЗиЛах, «Уралах» старых выпусков эта манипуляция тоже была необходима. Данная «технология» переключения КПП в то время распространилась по всему миру. Двойной выжим с перегазовкой существовали до тех пор, пока синхронизаторы, благодаря снижению их себестоимости, не стали массово внедряться в конструкции коробок.
Двойной жим и перегазовку нужно делать быстро, чтобы авто не успело остановиться. Фото: YouTube.com
Но тому, кто еще помнит, как производятся эти операции, расстраиваться не стоит. Навыки вполне могут пригодиться и на новых грузовиках. Представьте себе ситуацию: в дороге синхронизаторы вышли из строя и вам приходится переключать скорости «напрямую». Знание вышеописанных манипуляций позволит минимизировать ущерб деталям КПП и хоть немного сэкономить на ремонте.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Стартовали продажи самого роскошного автомобиля от АвтоВАЗа – LADA Aura
Теперь седан доступен всем желающим. Пока купить его получится только в Москве и Санкт-Петербурге....
«ГАЗель Next» с 4,6-литровым V8 – это не сон, а реальность
«ГАЗель Next» – автомобиль, хорошо знакомый любителям грузовых и коммерческих машин. Однако проект, представленный автором YouTube-канала «NVA-Motors, выходит...
Дизельный УАЗ Профи отправлен на испытания – скоро автомобиль пойдет в серию
В паре с двухлитровым дизельным мотором будет работать новая 6-МКПП. Потом эти агрегаты получит и модель Патриот....
Откуда взялось слово «джип»
Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....