
Привод ГРМ: цепь или ремень
Основная функция цепи или ремня ГРМ – приведение в движение распределительного вала: передача ему крутящего момента от двигателя. Какой вариант привода лучше – споры об этом ведутся давно, однако прийти к единому мнению так и не удается.
Поэтому стоит разобраться подробнее с каждой «версией» газораспределительного механизма силового агрегата. Это позволит понять, какие достоинства и недостатки есть у цепи и ремня. А уж выводы каждый производитель и автолюбитель делают сами.
Предназначение газораспределительного механизма заключается в обеспечении синхронного движения поршней и клапанов. Это гарантирует осуществление нужных тактов работы ДВС. Когда-то распределительный вал вращался за счет шестерен, одна из которых закреплялась на коленвалу. Способ довольно надежный, но сложный в установке, обслуживании. Сегодня такой привод на автомобилях практически не используется. Впрочем, встретить шестеренчатую передачу можно на некоторых мотоблоках.
Сегодня чаще применяют ремень или цепь. Средняя цена комплекта для ВАЗ-2114, 2109, 2108, 2115, 2113, 21099, 2110, Лада Калина: 1256 руб. Фото: Market.yandex.ru
На современных машинах чаще всего применяется второй вариант. Натяжитель бывает:
✅ пружинным: сжатие этого элемента настраивают на заводе – регулировка не требуется
✅ гидравлическим (с использованием масла): настройка осуществляется через датчики, электроника сама подтягивает ремень, если надо
Также в комплекте может быть еще один ролик (иногда два) – обводной. Он помогает ремню изгибаться в нужном направлении. А кроме того, снижает уровень вибрации и шума. В недорогих моторах маленькой мощности обводного ролика чаще всего нет.
Его определяет автозавод и указывает в инструкции к машине. Разумеется, срок годности ремня у каждой марки легковушки или грузовика – свой. Но в среднем это от 50 тыс. до 60 тыс. км. Правда, существуют автомобили, где ресурс ремня ГРМ достигает и 120-150 тыс. км.
Ремень ГРМ 111x19 для ВАЗ 2108-15, Kalina, Priora, Granta. Средняя цена: 501 руб. Фото: Market.yandex.ru
Не стоит забывать и о втором важном моменте – сроке годности. Устанавливая ремень, посмотрите на дату его выпуска. Через 5-6 лет изделие нужно поменять вне зависимости от степени его износа.
Первый важный плюс – относительно невысокая цена. Особенно, если это касается бюджетных автомобилей. Работы по замене ремня тоже обойдутся недорого. Но тут есть моменты. Например, одно дело ؘ поменять ремень на Renault Logan или ВАЗ-2114 и совсем другое – на Audi A4 2000 года выпуска. В первом случае опытный автолюбитель сможет выполнить все работы самостоятельно, более того: буквально в «чистом поле», т. е. на дороге.
Чтобы добраться до ремня пришлось разобрать чуть ли не пол-машины. Фото: YouTube.com
Но если у вас вышеупомянутая «Ауди», то, чтобы добраться до привода ГРМ, придется разобрать и снять всю переднюю облицовку. Еще один момент, связанный с обслуживанием. Любой автомеханик скажет вам, что если вы собрались менять изношенный ремень, то же самое нужно сделать с роликом и натяжителем. Их тоже придется покупать!
Теперь о стоимости. Есть дешевые изделия, произведенные неизвестно кем и где: здесь о ресурсе говорить не приходится. Также продают дорогие хорошие ремни, цена которых наверняка (вот справедливо это или нет?) завышена из-за престижности производителя: т. е. вы переплачиваете не только за качество, но и за буквы на коробке. Тем не менее, такое изделие прослужит дольше.
Ремень зубчатый ГРМ Mitsubishi. Средняя цена: 1681 руб. Фото: Market.yandex.ru
К достоинствам относится доступность диагностики. Чтобы посмотреть на состояние ремня, достаточно снять пластиковый защитный кожух. Впрочем, иногда и этого делать не требуется: на некоторых марках авто состояние привода видно через специальное окошко. Следующий плюс – способность привода гасить вибрации и снижать шумность работы ДВС.
Один из основных недостатков влияние внешней среды. Привод фактически находится снаружи двигателя и подвергается воздействию пыли, противоледных реагентов, грязи масла, бензина. На резиновую часть ремня воздействует температура: представьте, что этому элементу ГРМ приходится работать сначала в мороз, а потом, после разогрева мотора – при 70-80° и более.
Вот таким сложным бывает путь у ремня ГРМ. Фото: YouTube.com
Также к минусам можно отнести ограниченный срок службы: даже новое изделие через 6 лет хранения придется выкидывать. Так что закупать его «впрок» не стоит. При повышенной нагрузке (например, авто тащит прицеп или буксует в грязи) ремень может проскользнуть, а то и оборваться. В последнем случае могут загнуться клапана, что выльется в дорогостоящий капремонт.
Обычно она двухрядная: бывает пластинчатой или с роликами. Второй вариант предпочтительнее, т. к в этом случае срок службы больше. Цепь имеет солидный ресурс – если ваше авто не участвует постоянно в гонках, то она прослужит и 200 тыс. км. Данный привод надежно защищен от внешнего воздействия, т. к. находится внутри мотора и постоянно смазывается маслом. Цепь не может проскользнуть, как ремень. Хотя перескок на звено случается, если неправильно было проведено обслуживание и привод оказался слабо натянутым.
Цепь может вращать еще и маслонасос, помпу. Фото: YouTube.com
Чтобы этого не произошло, имеется автоматический «регулятор». Это шток в виде плунжера, который выдвигается по мере износа цепи. А для устранения колебаний и вибраций предусмотрен успокоитель (бывает 2, а то и 3 штуки), сделанный из пластика.
На первом месте – цена, которая выше, чем у ремня. Заменить такое изделие сложнее, поэтому стоимость работы будет выше. Если цепь разорвется, что случается очень редко, внутрь ДВС попадут мелкие металлические осколки, способные повредить движок: т. е. капремонт не исключен.
Цепь рвется крайне редко. Фото: YouTube.com
Устройство данного типа привода сравнительно сложное и добраться до него непросто. К тому же, цепь может быть не одна: например, на моторах V6, V8 их не менее двух – на распредвал и масляный насос.
Однозначно ответить на вопрос невозможно. Обратите внимание: даже одни и те же производители выпускают свои автомобили и с цепью, и с ремнем (например, «Шкода»). Единственное, что можно сказать о «победе» одного из типов привода – многоцилиндровые V-образные движки. Здесь в подавляющем большинстве применяют цепь: скорее всего, из-за особенностей компоновки, при которой использование ремня затруднено. Поэтому выбирайте машину, оглядываясь на надежность двигателя в целом, а не на один из его элементов.
Поэтому стоит разобраться подробнее с каждой «версией» газораспределительного механизма силового агрегата. Это позволит понять, какие достоинства и недостатки есть у цепи и ремня. А уж выводы каждый производитель и автолюбитель делают сами.
Общие особенности привода ГРМ
Предназначение газораспределительного механизма заключается в обеспечении синхронного движения поршней и клапанов. Это гарантирует осуществление нужных тактов работы ДВС. Когда-то распределительный вал вращался за счет шестерен, одна из которых закреплялась на коленвалу. Способ довольно надежный, но сложный в установке, обслуживании. Сегодня такой привод на автомобилях практически не используется. Впрочем, встретить шестеренчатую передачу можно на некоторых мотоблоках.

На современных машинах чаще всего применяется второй вариант. Натяжитель бывает:
✅ пружинным: сжатие этого элемента настраивают на заводе – регулировка не требуется
✅ гидравлическим (с использованием масла): настройка осуществляется через датчики, электроника сама подтягивает ремень, если надо
Также в комплекте может быть еще один ролик (иногда два) – обводной. Он помогает ремню изгибаться в нужном направлении. А кроме того, снижает уровень вибрации и шума. В недорогих моторах маленькой мощности обводного ролика чаще всего нет.
Ресурс ремней ГРМ
Его определяет автозавод и указывает в инструкции к машине. Разумеется, срок годности ремня у каждой марки легковушки или грузовика – свой. Но в среднем это от 50 тыс. до 60 тыс. км. Правда, существуют автомобили, где ресурс ремня ГРМ достигает и 120-150 тыс. км.

Не стоит забывать и о втором важном моменте – сроке годности. Устанавливая ремень, посмотрите на дату его выпуска. Через 5-6 лет изделие нужно поменять вне зависимости от степени его износа.
Достоинства ременного привода ГРМ
Первый важный плюс – относительно невысокая цена. Особенно, если это касается бюджетных автомобилей. Работы по замене ремня тоже обойдутся недорого. Но тут есть моменты. Например, одно дело ؘ поменять ремень на Renault Logan или ВАЗ-2114 и совсем другое – на Audi A4 2000 года выпуска. В первом случае опытный автолюбитель сможет выполнить все работы самостоятельно, более того: буквально в «чистом поле», т. е. на дороге.

Но если у вас вышеупомянутая «Ауди», то, чтобы добраться до привода ГРМ, придется разобрать и снять всю переднюю облицовку. Еще один момент, связанный с обслуживанием. Любой автомеханик скажет вам, что если вы собрались менять изношенный ремень, то же самое нужно сделать с роликом и натяжителем. Их тоже придется покупать!
Теперь о стоимости. Есть дешевые изделия, произведенные неизвестно кем и где: здесь о ресурсе говорить не приходится. Также продают дорогие хорошие ремни, цена которых наверняка (вот справедливо это или нет?) завышена из-за престижности производителя: т. е. вы переплачиваете не только за качество, но и за буквы на коробке. Тем не менее, такое изделие прослужит дольше.

К достоинствам относится доступность диагностики. Чтобы посмотреть на состояние ремня, достаточно снять пластиковый защитный кожух. Впрочем, иногда и этого делать не требуется: на некоторых марках авто состояние привода видно через специальное окошко. Следующий плюс – способность привода гасить вибрации и снижать шумность работы ДВС.
Минусы ремней ГРМ
Один из основных недостатков влияние внешней среды. Привод фактически находится снаружи двигателя и подвергается воздействию пыли, противоледных реагентов, грязи масла, бензина. На резиновую часть ремня воздействует температура: представьте, что этому элементу ГРМ приходится работать сначала в мороз, а потом, после разогрева мотора – при 70-80° и более.

Также к минусам можно отнести ограниченный срок службы: даже новое изделие через 6 лет хранения придется выкидывать. Так что закупать его «впрок» не стоит. При повышенной нагрузке (например, авто тащит прицеп или буксует в грязи) ремень может проскользнуть, а то и оборваться. В последнем случае могут загнуться клапана, что выльется в дорогостоящий капремонт.
Цепь ГРМ и ее плюсы
Обычно она двухрядная: бывает пластинчатой или с роликами. Второй вариант предпочтительнее, т. к в этом случае срок службы больше. Цепь имеет солидный ресурс – если ваше авто не участвует постоянно в гонках, то она прослужит и 200 тыс. км. Данный привод надежно защищен от внешнего воздействия, т. к. находится внутри мотора и постоянно смазывается маслом. Цепь не может проскользнуть, как ремень. Хотя перескок на звено случается, если неправильно было проведено обслуживание и привод оказался слабо натянутым.

Чтобы этого не произошло, имеется автоматический «регулятор». Это шток в виде плунжера, который выдвигается по мере износа цепи. А для устранения колебаний и вибраций предусмотрен успокоитель (бывает 2, а то и 3 штуки), сделанный из пластика.
Недостатки цепного привода
На первом месте – цена, которая выше, чем у ремня. Заменить такое изделие сложнее, поэтому стоимость работы будет выше. Если цепь разорвется, что случается очень редко, внутрь ДВС попадут мелкие металлические осколки, способные повредить движок: т. е. капремонт не исключен.

Устройство данного типа привода сравнительно сложное и добраться до него непросто. К тому же, цепь может быть не одна: например, на моторах V6, V8 их не менее двух – на распредвал и масляный насос.
Так что же лучше?
Однозначно ответить на вопрос невозможно. Обратите внимание: даже одни и те же производители выпускают свои автомобили и с цепью, и с ремнем (например, «Шкода»). Единственное, что можно сказать о «победе» одного из типов привода – многоцилиндровые V-образные движки. Здесь в подавляющем большинстве применяют цепь: скорее всего, из-за особенностей компоновки, при которой использование ремня затруднено. Поэтому выбирайте машину, оглядываясь на надежность двигателя в целом, а не на один из его элементов.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....