Привод ГРМ: цепь или ремень
Основная функция цепи или ремня ГРМ – приведение в движение распределительного вала: передача ему крутящего момента от двигателя. Какой вариант привода лучше – споры об этом ведутся давно, однако прийти к единому мнению так и не удается.
Поэтому стоит разобраться подробнее с каждой «версией» газораспределительного механизма силового агрегата. Это позволит понять, какие достоинства и недостатки есть у цепи и ремня. А уж выводы каждый производитель и автолюбитель делают сами.
Предназначение газораспределительного механизма заключается в обеспечении синхронного движения поршней и клапанов. Это гарантирует осуществление нужных тактов работы ДВС. Когда-то распределительный вал вращался за счет шестерен, одна из которых закреплялась на коленвалу. Способ довольно надежный, но сложный в установке, обслуживании. Сегодня такой привод на автомобилях практически не используется. Впрочем, встретить шестеренчатую передачу можно на некоторых мотоблоках.
На современных машинах чаще всего применяется второй вариант. Натяжитель бывает:
✅ пружинным: сжатие этого элемента настраивают на заводе – регулировка не требуется
✅ гидравлическим (с использованием масла): настройка осуществляется через датчики, электроника сама подтягивает ремень, если надо
Также в комплекте может быть еще один ролик (иногда два) – обводной. Он помогает ремню изгибаться в нужном направлении. А кроме того, снижает уровень вибрации и шума. В недорогих моторах маленькой мощности обводного ролика чаще всего нет.
Его определяет автозавод и указывает в инструкции к машине. Разумеется, срок годности ремня у каждой марки легковушки или грузовика – свой. Но в среднем это от 50 тыс. до 60 тыс. км. Правда, существуют автомобили, где ресурс ремня ГРМ достигает и 120-150 тыс. км.
Не стоит забывать и о втором важном моменте – сроке годности. Устанавливая ремень, посмотрите на дату его выпуска. Через 5-6 лет изделие нужно поменять вне зависимости от степени его износа.
Первый важный плюс – относительно невысокая цена. Особенно, если это касается бюджетных автомобилей. Работы по замене ремня тоже обойдутся недорого. Но тут есть моменты. Например, одно дело ؘ поменять ремень на Renault Logan или ВАЗ-2114 и совсем другое – на Audi A4 2000 года выпуска. В первом случае опытный автолюбитель сможет выполнить все работы самостоятельно, более того: буквально в «чистом поле», т. е. на дороге.
Но если у вас вышеупомянутая «Ауди», то, чтобы добраться до привода ГРМ, придется разобрать и снять всю переднюю облицовку. Еще один момент, связанный с обслуживанием. Любой автомеханик скажет вам, что если вы собрались менять изношенный ремень, то же самое нужно сделать с роликом и натяжителем. Их тоже придется покупать!
Теперь о стоимости. Есть дешевые изделия, произведенные неизвестно кем и где: здесь о ресурсе говорить не приходится. Также продают дорогие хорошие ремни, цена которых наверняка (вот справедливо это или нет?) завышена из-за престижности производителя: т. е. вы переплачиваете не только за качество, но и за буквы на коробке. Тем не менее, такое изделие прослужит дольше.
К достоинствам относится доступность диагностики. Чтобы посмотреть на состояние ремня, достаточно снять пластиковый защитный кожух. Впрочем, иногда и этого делать не требуется: на некоторых марках авто состояние привода видно через специальное окошко. Следующий плюс – способность привода гасить вибрации и снижать шумность работы ДВС.
Один из основных недостатков влияние внешней среды. Привод фактически находится снаружи двигателя и подвергается воздействию пыли, противоледных реагентов, грязи масла, бензина. На резиновую часть ремня воздействует температура: представьте, что этому элементу ГРМ приходится работать сначала в мороз, а потом, после разогрева мотора – при 70-80° и более.
Также к минусам можно отнести ограниченный срок службы: даже новое изделие через 6 лет хранения придется выкидывать. Так что закупать его «впрок» не стоит. При повышенной нагрузке (например, авто тащит прицеп или буксует в грязи) ремень может проскользнуть, а то и оборваться. В последнем случае могут загнуться клапана, что выльется в дорогостоящий капремонт.
Обычно она двухрядная: бывает пластинчатой или с роликами. Второй вариант предпочтительнее, т. к в этом случае срок службы больше. Цепь имеет солидный ресурс – если ваше авто не участвует постоянно в гонках, то она прослужит и 200 тыс. км. Данный привод надежно защищен от внешнего воздействия, т. к. находится внутри мотора и постоянно смазывается маслом. Цепь не может проскользнуть, как ремень. Хотя перескок на звено случается, если неправильно было проведено обслуживание и привод оказался слабо натянутым.
Чтобы этого не произошло, имеется автоматический «регулятор». Это шток в виде плунжера, который выдвигается по мере износа цепи. А для устранения колебаний и вибраций предусмотрен успокоитель (бывает 2, а то и 3 штуки), сделанный из пластика.
На первом месте – цена, которая выше, чем у ремня. Заменить такое изделие сложнее, поэтому стоимость работы будет выше. Если цепь разорвется, что случается очень редко, внутрь ДВС попадут мелкие металлические осколки, способные повредить движок: т. е. капремонт не исключен.
Устройство данного типа привода сравнительно сложное и добраться до него непросто. К тому же, цепь может быть не одна: например, на моторах V6, V8 их не менее двух – на распредвал и масляный насос.
Однозначно ответить на вопрос невозможно. Обратите внимание: даже одни и те же производители выпускают свои автомобили и с цепью, и с ремнем (например, «Шкода»). Единственное, что можно сказать о «победе» одного из типов привода – многоцилиндровые V-образные движки. Здесь в подавляющем большинстве применяют цепь: скорее всего, из-за особенностей компоновки, при которой использование ремня затруднено. Поэтому выбирайте машину, оглядываясь на надежность двигателя в целом, а не на один из его элементов.
Поэтому стоит разобраться подробнее с каждой «версией» газораспределительного механизма силового агрегата. Это позволит понять, какие достоинства и недостатки есть у цепи и ремня. А уж выводы каждый производитель и автолюбитель делают сами.
Общие особенности привода ГРМ
Предназначение газораспределительного механизма заключается в обеспечении синхронного движения поршней и клапанов. Это гарантирует осуществление нужных тактов работы ДВС. Когда-то распределительный вал вращался за счет шестерен, одна из которых закреплялась на коленвалу. Способ довольно надежный, но сложный в установке, обслуживании. Сегодня такой привод на автомобилях практически не используется. Впрочем, встретить шестеренчатую передачу можно на некоторых мотоблоках.
Сегодня чаще применяют ремень или цепь. Средняя цена комплекта для ВАЗ-2114, 2109, 2108, 2115, 2113, 21099, 2110, Лада Калина: 1256 руб. Фото: Market.yandex.ru
На современных машинах чаще всего применяется второй вариант. Натяжитель бывает:
✅ пружинным: сжатие этого элемента настраивают на заводе – регулировка не требуется
✅ гидравлическим (с использованием масла): настройка осуществляется через датчики, электроника сама подтягивает ремень, если надо
Также в комплекте может быть еще один ролик (иногда два) – обводной. Он помогает ремню изгибаться в нужном направлении. А кроме того, снижает уровень вибрации и шума. В недорогих моторах маленькой мощности обводного ролика чаще всего нет.
Ресурс ремней ГРМ
Его определяет автозавод и указывает в инструкции к машине. Разумеется, срок годности ремня у каждой марки легковушки или грузовика – свой. Но в среднем это от 50 тыс. до 60 тыс. км. Правда, существуют автомобили, где ресурс ремня ГРМ достигает и 120-150 тыс. км.
Ремень ГРМ 111x19 для ВАЗ 2108-15, Kalina, Priora, Granta. Средняя цена: 501 руб. Фото: Market.yandex.ru
Не стоит забывать и о втором важном моменте – сроке годности. Устанавливая ремень, посмотрите на дату его выпуска. Через 5-6 лет изделие нужно поменять вне зависимости от степени его износа.
Достоинства ременного привода ГРМ
Первый важный плюс – относительно невысокая цена. Особенно, если это касается бюджетных автомобилей. Работы по замене ремня тоже обойдутся недорого. Но тут есть моменты. Например, одно дело ؘ поменять ремень на Renault Logan или ВАЗ-2114 и совсем другое – на Audi A4 2000 года выпуска. В первом случае опытный автолюбитель сможет выполнить все работы самостоятельно, более того: буквально в «чистом поле», т. е. на дороге.
Чтобы добраться до ремня пришлось разобрать чуть ли не пол-машины. Фото: YouTube.com
Но если у вас вышеупомянутая «Ауди», то, чтобы добраться до привода ГРМ, придется разобрать и снять всю переднюю облицовку. Еще один момент, связанный с обслуживанием. Любой автомеханик скажет вам, что если вы собрались менять изношенный ремень, то же самое нужно сделать с роликом и натяжителем. Их тоже придется покупать!
Теперь о стоимости. Есть дешевые изделия, произведенные неизвестно кем и где: здесь о ресурсе говорить не приходится. Также продают дорогие хорошие ремни, цена которых наверняка (вот справедливо это или нет?) завышена из-за престижности производителя: т. е. вы переплачиваете не только за качество, но и за буквы на коробке. Тем не менее, такое изделие прослужит дольше.
Ремень зубчатый ГРМ Mitsubishi. Средняя цена: 1681 руб. Фото: Market.yandex.ru
К достоинствам относится доступность диагностики. Чтобы посмотреть на состояние ремня, достаточно снять пластиковый защитный кожух. Впрочем, иногда и этого делать не требуется: на некоторых марках авто состояние привода видно через специальное окошко. Следующий плюс – способность привода гасить вибрации и снижать шумность работы ДВС.
Минусы ремней ГРМ
Один из основных недостатков влияние внешней среды. Привод фактически находится снаружи двигателя и подвергается воздействию пыли, противоледных реагентов, грязи масла, бензина. На резиновую часть ремня воздействует температура: представьте, что этому элементу ГРМ приходится работать сначала в мороз, а потом, после разогрева мотора – при 70-80° и более.
Вот таким сложным бывает путь у ремня ГРМ. Фото: YouTube.com
Также к минусам можно отнести ограниченный срок службы: даже новое изделие через 6 лет хранения придется выкидывать. Так что закупать его «впрок» не стоит. При повышенной нагрузке (например, авто тащит прицеп или буксует в грязи) ремень может проскользнуть, а то и оборваться. В последнем случае могут загнуться клапана, что выльется в дорогостоящий капремонт.
Цепь ГРМ и ее плюсы
Обычно она двухрядная: бывает пластинчатой или с роликами. Второй вариант предпочтительнее, т. к в этом случае срок службы больше. Цепь имеет солидный ресурс – если ваше авто не участвует постоянно в гонках, то она прослужит и 200 тыс. км. Данный привод надежно защищен от внешнего воздействия, т. к. находится внутри мотора и постоянно смазывается маслом. Цепь не может проскользнуть, как ремень. Хотя перескок на звено случается, если неправильно было проведено обслуживание и привод оказался слабо натянутым.
Цепь может вращать еще и маслонасос, помпу. Фото: YouTube.com
Чтобы этого не произошло, имеется автоматический «регулятор». Это шток в виде плунжера, который выдвигается по мере износа цепи. А для устранения колебаний и вибраций предусмотрен успокоитель (бывает 2, а то и 3 штуки), сделанный из пластика.
Недостатки цепного привода
На первом месте – цена, которая выше, чем у ремня. Заменить такое изделие сложнее, поэтому стоимость работы будет выше. Если цепь разорвется, что случается очень редко, внутрь ДВС попадут мелкие металлические осколки, способные повредить движок: т. е. капремонт не исключен.
Цепь рвется крайне редко. Фото: YouTube.com
Устройство данного типа привода сравнительно сложное и добраться до него непросто. К тому же, цепь может быть не одна: например, на моторах V6, V8 их не менее двух – на распредвал и масляный насос.
Так что же лучше?
Однозначно ответить на вопрос невозможно. Обратите внимание: даже одни и те же производители выпускают свои автомобили и с цепью, и с ремнем (например, «Шкода»). Единственное, что можно сказать о «победе» одного из типов привода – многоцилиндровые V-образные движки. Здесь в подавляющем большинстве применяют цепь: скорее всего, из-за особенностей компоновки, при которой использование ремня затруднено. Поэтому выбирайте машину, оглядываясь на надежность двигателя в целом, а не на один из его элементов.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....