Привод ГРМ: цепь или ремень
156

Привод ГРМ: цепь или ремень

Основная функция цепи или ремня ГРМ – приведение в движение распределительного вала: передача ему крутящего момента от двигателя. Какой вариант привода лучше – споры об этом ведутся давно, однако прийти к единому мнению так и не удается.


Поэтому стоит разобраться подробнее с каждой «версией» газораспределительного механизма силового агрегата. Это позволит понять, какие достоинства и недостатки есть у цепи и ремня. А уж выводы каждый производитель и автолюбитель делают сами.

Общие особенности привода ГРМ


Предназначение газораспределительного механизма заключается в обеспечении синхронного движения поршней и клапанов. Это гарантирует осуществление нужных тактов работы ДВС. Когда-то распределительный вал вращался за счет шестерен, одна из которых закреплялась на коленвалу. Способ довольно надежный, но сложный в установке, обслуживании. Сегодня такой привод на автомобилях практически не используется. Впрочем, встретить шестеренчатую передачу можно на некоторых мотоблоках.

Привод ГРМ: цепь или ременьСегодня чаще применяют ремень или цепь. Средняя цена комплекта для ВАЗ-2114, 2109, 2108, 2115, 2113, 21099, 2110, Лада Калина: 1256 руб. Фото: Market.yandex.ru

На современных машинах чаще всего применяется второй вариант. Натяжитель бывает:

✅ пружинным: сжатие этого элемента настраивают на заводе – регулировка не требуется
✅ гидравлическим (с использованием масла): настройка осуществляется через датчики, электроника сама подтягивает ремень, если надо

Также в комплекте может быть еще один ролик (иногда два) – обводной. Он помогает ремню изгибаться в нужном направлении. А кроме того, снижает уровень вибрации и шума. В недорогих моторах маленькой мощности обводного ролика чаще всего нет.

Ресурс ремней ГРМ


Его определяет автозавод и указывает в инструкции к машине. Разумеется, срок годности ремня у каждой марки легковушки или грузовика – свой. Но в среднем это от 50 тыс. до 60 тыс. км. Правда, существуют автомобили, где ресурс ремня ГРМ достигает и 120-150 тыс. км.

Ремень ГРМ 111x19 для ВАЗ 2108-15, Kalina, Priora, Granta. Средняя цена: 501 руб. Фото: Market.yandex.ru

Не стоит забывать и о втором важном моменте – сроке годности. Устанавливая ремень, посмотрите на дату его выпуска. Через 5-6 лет изделие нужно поменять вне зависимости от степени его износа.

Достоинства ременного привода ГРМ


Первый важный плюс – относительно невысокая цена. Особенно, если это касается бюджетных автомобилей. Работы по замене ремня тоже обойдутся недорого. Но тут есть моменты. Например, одно дело ؘ поменять ремень на Renault Logan или ВАЗ-2114 и совсем другое – на Audi A4 2000 года выпуска. В первом случае опытный автолюбитель сможет выполнить все работы самостоятельно, более того: буквально в «чистом поле», т. е. на дороге.

Чтобы добраться до ремня пришлось разобрать чуть ли не пол-машины. Фото: YouTube.com

Но если у вас вышеупомянутая «Ауди», то, чтобы добраться до привода ГРМ, придется разобрать и снять всю переднюю облицовку. Еще один момент, связанный с обслуживанием. Любой автомеханик скажет вам, что если вы собрались менять изношенный ремень, то же самое нужно сделать с роликом и натяжителем. Их тоже придется покупать!

Теперь о стоимости. Есть дешевые изделия, произведенные неизвестно кем и где: здесь о ресурсе говорить не приходится. Также продают дорогие хорошие ремни, цена которых наверняка (вот справедливо это или нет?) завышена из-за престижности производителя: т. е. вы переплачиваете не только за качество, но и за буквы на коробке. Тем не менее, такое изделие прослужит дольше.

Ремень зубчатый ГРМ Mitsubishi. Средняя цена: 1681 руб. Фото: Market.yandex.ru

К достоинствам относится доступность диагностики. Чтобы посмотреть на состояние ремня, достаточно снять пластиковый защитный кожух. Впрочем, иногда и этого делать не требуется: на некоторых марках авто состояние привода видно через специальное окошко. Следующий плюс – способность привода гасить вибрации и снижать шумность работы ДВС.

Минусы ремней ГРМ


Один из основных недостатков влияние внешней среды. Привод фактически находится снаружи двигателя и подвергается воздействию пыли, противоледных реагентов, грязи масла, бензина. На резиновую часть ремня воздействует температура: представьте, что этому элементу ГРМ приходится работать сначала в мороз, а потом, после разогрева мотора – при 70-80° и более.

Вот таким сложным бывает путь у ремня ГРМ. Фото: YouTube.com

Также к минусам можно отнести ограниченный срок службы: даже новое изделие через 6 лет хранения придется выкидывать. Так что закупать его «впрок» не стоит. При повышенной нагрузке (например, авто тащит прицеп или буксует в грязи) ремень может проскользнуть, а то и оборваться. В последнем случае могут загнуться клапана, что выльется в дорогостоящий капремонт.

Цепь ГРМ и ее плюсы


Обычно она двухрядная: бывает пластинчатой или с роликами. Второй вариант предпочтительнее, т. к в этом случае срок службы больше. Цепь имеет солидный ресурс – если ваше авто не участвует постоянно в гонках, то она прослужит и 200 тыс. км. Данный привод надежно защищен от внешнего воздействия, т. к. находится внутри мотора и постоянно смазывается маслом. Цепь не может проскользнуть, как ремень. Хотя перескок на звено случается, если неправильно было проведено обслуживание и привод оказался слабо натянутым.

Цепь может вращать еще и маслонасос, помпу. Фото: YouTube.com

Чтобы этого не произошло, имеется автоматический «регулятор». Это шток в виде плунжера, который выдвигается по мере износа цепи. А для устранения колебаний и вибраций предусмотрен успокоитель (бывает 2, а то и 3 штуки), сделанный из пластика.

Недостатки цепного привода


На первом месте – цена, которая выше, чем у ремня. Заменить такое изделие сложнее, поэтому стоимость работы будет выше. Если цепь разорвется, что случается очень редко, внутрь ДВС попадут мелкие металлические осколки, способные повредить движок: т. е. капремонт не исключен.

Цепь рвется крайне редко. Фото: YouTube.com

Устройство данного типа привода сравнительно сложное и добраться до него непросто. К тому же, цепь может быть не одна: например, на моторах V6, V8 их не менее двух – на распредвал и масляный насос.

Так что же лучше?


Однозначно ответить на вопрос невозможно. Обратите внимание: даже одни и те же производители выпускают свои автомобили и с цепью, и с ремнем (например, «Шкода»). Единственное, что можно сказать о «победе» одного из типов привода – многоцилиндровые V-образные движки. Здесь в подавляющем большинстве применяют цепь: скорее всего, из-за особенностей компоновки, при которой использование ремня затруднено. Поэтому выбирайте машину, оглядываясь на надежность двигателя в целом, а не на один из его элементов.
А вы что думаете: ремень лучше или цепь?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?

ПД-8: новому «Суперджету» быть?

Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....