Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
4 737

Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»

И действительно: вглядитесь повнимательнее в любое морское судно. А точнее – посмотрите на рубку, где находится капитан, его помощник, штурвальный матрос. Вы увидите, что остекление имеет обратный наклон.


Любое транспортное средство, официально допущенное к эксплуатации, проходит ряд длительных этапов. Это проектирование, разработка, постройка опытных экземпляров, испытания. И только потом – конвейер. Поэтому здесь ничего нет случайного. Это относится и к капитанской рубке морских судов. Так почему же стекла наклонены в обратную сторону?

Лучший обзор


Это первая причина. Благодаря такой конструкции окон, хорошо видно, что делается на палубе и вдоль обоих бортов. В результате можно лучше контролировать обстановку на судне. Если бы иллюминатор был прямым, пришлось бы «прилепляться» к нему носом, иначе ничего толком на палубе не увидишь. А как же штурвал, который перед вами, приборы и ручки управления? Смешно, но они тогда будут мешать обзору.

Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»В «косое» окно смотреть удобнее. Фото: YouTube.com

Наклоненные особым образом стекла меньше забрызгиваются при шторме, дождливой погоде. И не так сильно страдают от птиц, которые обожают кружиться над кораблем. Набегающий воздушный поток лучше сдувает капли с наклоненного окна, чем с прямого.

А если все-таки что-то попадает на стекла, в работу вступает судовой центробежный очиститель (устройство выполняющее функцию автомобильных «дворников»). «Косое» окно дает дополнительное пространство сверху, на потолке. Иногда туда устанавливают второстепенное оборудование: например, приборы, требующие лишь периодического контроля.

Отсвет и блики


Те, кто путешествовал на туристических судах, знают, что основное время пути корабль проходит ночью. Днем он останавливается, пассажиры любуются достопримечательностями, расположенными рядом с портами.

Особая конструкция стекол рубки – не чья-то прихоть. Соответствующее положение зафиксировано в международных правилах – Safety of Life at Sea (SOLAS). Угол наклона должен составлять от 15°. В РФ – часть V, пункт 3.2.12 «Правил оборудования судов» (от 10° до 25°).

Управляя лайнером в полумраке, капитан или его помощник могут видеть отражение приборов и иных элементов обстановки рубки в передних иллюминаторах. Обратный наклон исключает отблески. В холодное время года такая конструкция не дает льду покрыть всю площадь окна: он просто сползает вниз. А если есть подогрев, то процесс ускоряется.

Защита от солнца – «автоматическая». Фото: YouTube.com

Еще наклон уберегает от слепящего солнца: защитные козырьки необязательны. Избавиться от бликов можно и другим способом: например, использовать выпуклые стекла. Однако в техническом плане это сложнее, да и дороже.

Прочность


В море шторм с большим количеством баллов, ураганный ветер – совсем не редкость. Уже доказано, что иллюминаторы рубки гораздо успешнее выдерживают удары волн. Благодаря наклону, «капитанские» окна переносят в два раза большее давление воды, чем те, что расположены строго вертикально. Излишне говорить: разрушение стекла отвлечет от управления судном, а это уже «удар» по безопасности.

В шторм наклонные окна останутся целыми. Фото: YouTube.com

Неизбежно возникает вопрос: а как же речные суда? О малых катерах, лодках речи нет. А, вот, например, «Ракеты» на подводных крыльях, развивающие приличную скорость? Тут вам и волны, и ветер. Во-первых, такие суда не эксплуатируются в холодное время года: лед и снег им не страшны.

В рубке судна «Метеор» на подводных крыльях наклон стекол совсем в другую сторону. Фото: YouTube.com

Второй момент заключается в отсутствии сильных штормов на реках. И третье – у скоростных «Ракет» на первый план выступают аэродинамические качества: например, обтекаемость, недопустимость завихрений. А наклоненные вперед окна противоречат этим требованиям.
А вы что думаете о наклоне окон рубки?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?

ПД-8: новому «Суперджету» быть?

Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Откуда взялось слово «джип»

Откуда взялось слово «джип»

Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....