Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
И действительно: вглядитесь повнимательнее в любое морское судно. А точнее – посмотрите на рубку, где находится капитан, его помощник, штурвальный матрос. Вы увидите, что остекление имеет обратный наклон.
Любое транспортное средство, официально допущенное к эксплуатации, проходит ряд длительных этапов. Это проектирование, разработка, постройка опытных экземпляров, испытания. И только потом – конвейер. Поэтому здесь ничего нет случайного. Это относится и к капитанской рубке морских судов. Так почему же стекла наклонены в обратную сторону?
Это первая причина. Благодаря такой конструкции окон, хорошо видно, что делается на палубе и вдоль обоих бортов. В результате можно лучше контролировать обстановку на судне. Если бы иллюминатор был прямым, пришлось бы «прилепляться» к нему носом, иначе ничего толком на палубе не увидишь. А как же штурвал, который перед вами, приборы и ручки управления? Смешно, но они тогда будут мешать обзору.
Наклоненные особым образом стекла меньше забрызгиваются при шторме, дождливой погоде. И не так сильно страдают от птиц, которые обожают кружиться над кораблем. Набегающий воздушный поток лучше сдувает капли с наклоненного окна, чем с прямого.
А если все-таки что-то попадает на стекла, в работу вступает судовой центробежный очиститель (устройство выполняющее функцию автомобильных «дворников»). «Косое» окно дает дополнительное пространство сверху, на потолке. Иногда туда устанавливают второстепенное оборудование: например, приборы, требующие лишь периодического контроля.
Те, кто путешествовал на туристических судах, знают, что основное время пути корабль проходит ночью. Днем он останавливается, пассажиры любуются достопримечательностями, расположенными рядом с портами.
Управляя лайнером в полумраке, капитан или его помощник могут видеть отражение приборов и иных элементов обстановки рубки в передних иллюминаторах. Обратный наклон исключает отблески. В холодное время года такая конструкция не дает льду покрыть всю площадь окна: он просто сползает вниз. А если есть подогрев, то процесс ускоряется.
Еще наклон уберегает от слепящего солнца: защитные козырьки необязательны. Избавиться от бликов можно и другим способом: например, использовать выпуклые стекла. Однако в техническом плане это сложнее, да и дороже.
В море шторм с большим количеством баллов, ураганный ветер – совсем не редкость. Уже доказано, что иллюминаторы рубки гораздо успешнее выдерживают удары волн. Благодаря наклону, «капитанские» окна переносят в два раза большее давление воды, чем те, что расположены строго вертикально. Излишне говорить: разрушение стекла отвлечет от управления судном, а это уже «удар» по безопасности.
Неизбежно возникает вопрос: а как же речные суда? О малых катерах, лодках речи нет. А, вот, например, «Ракеты» на подводных крыльях, развивающие приличную скорость? Тут вам и волны, и ветер. Во-первых, такие суда не эксплуатируются в холодное время года: лед и снег им не страшны.
Второй момент заключается в отсутствии сильных штормов на реках. И третье – у скоростных «Ракет» на первый план выступают аэродинамические качества: например, обтекаемость, недопустимость завихрений. А наклоненные вперед окна противоречат этим требованиям.
Любое транспортное средство, официально допущенное к эксплуатации, проходит ряд длительных этапов. Это проектирование, разработка, постройка опытных экземпляров, испытания. И только потом – конвейер. Поэтому здесь ничего нет случайного. Это относится и к капитанской рубке морских судов. Так почему же стекла наклонены в обратную сторону?
Лучший обзор
Это первая причина. Благодаря такой конструкции окон, хорошо видно, что делается на палубе и вдоль обоих бортов. В результате можно лучше контролировать обстановку на судне. Если бы иллюминатор был прямым, пришлось бы «прилепляться» к нему носом, иначе ничего толком на палубе не увидишь. А как же штурвал, который перед вами, приборы и ручки управления? Смешно, но они тогда будут мешать обзору.
В «косое» окно смотреть удобнее. Фото: YouTube.com
Наклоненные особым образом стекла меньше забрызгиваются при шторме, дождливой погоде. И не так сильно страдают от птиц, которые обожают кружиться над кораблем. Набегающий воздушный поток лучше сдувает капли с наклоненного окна, чем с прямого.
А если все-таки что-то попадает на стекла, в работу вступает судовой центробежный очиститель (устройство выполняющее функцию автомобильных «дворников»). «Косое» окно дает дополнительное пространство сверху, на потолке. Иногда туда устанавливают второстепенное оборудование: например, приборы, требующие лишь периодического контроля.
Отсвет и блики
Те, кто путешествовал на туристических судах, знают, что основное время пути корабль проходит ночью. Днем он останавливается, пассажиры любуются достопримечательностями, расположенными рядом с портами.
Особая конструкция стекол рубки – не чья-то прихоть. Соответствующее положение зафиксировано в международных правилах – Safety of Life at Sea (SOLAS). Угол наклона должен составлять от 15°. В РФ – часть V, пункт 3.2.12 «Правил оборудования судов» (от 10° до 25°).
Управляя лайнером в полумраке, капитан или его помощник могут видеть отражение приборов и иных элементов обстановки рубки в передних иллюминаторах. Обратный наклон исключает отблески. В холодное время года такая конструкция не дает льду покрыть всю площадь окна: он просто сползает вниз. А если есть подогрев, то процесс ускоряется.
Защита от солнца – «автоматическая». Фото: YouTube.com
Еще наклон уберегает от слепящего солнца: защитные козырьки необязательны. Избавиться от бликов можно и другим способом: например, использовать выпуклые стекла. Однако в техническом плане это сложнее, да и дороже.
Прочность
В море шторм с большим количеством баллов, ураганный ветер – совсем не редкость. Уже доказано, что иллюминаторы рубки гораздо успешнее выдерживают удары волн. Благодаря наклону, «капитанские» окна переносят в два раза большее давление воды, чем те, что расположены строго вертикально. Излишне говорить: разрушение стекла отвлечет от управления судном, а это уже «удар» по безопасности.
В шторм наклонные окна останутся целыми. Фото: YouTube.com
Неизбежно возникает вопрос: а как же речные суда? О малых катерах, лодках речи нет. А, вот, например, «Ракеты» на подводных крыльях, развивающие приличную скорость? Тут вам и волны, и ветер. Во-первых, такие суда не эксплуатируются в холодное время года: лед и снег им не страшны.
В рубке судна «Метеор» на подводных крыльях наклон стекол совсем в другую сторону. Фото: YouTube.com
Второй момент заключается в отсутствии сильных штормов на реках. И третье – у скоростных «Ракет» на первый план выступают аэродинамические качества: например, обтекаемость, недопустимость завихрений. А наклоненные вперед окна противоречат этим требованиям.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Озвучена приоритетность задач в ходе обновления Ту-214
На что направят усилия в первую очередь рассказал руководитель авиационного завода. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
«Белый кречет» – от Москвы до Питера за 2 часа
В начале сентября этого года каждый желающий мог лицезреть макет высокоскоростного поезда «Белый кречет». Состав со скоростью до 400 км/ч будет соединять...
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
Новый российский вездеход «Снарк»: удивляет скоростью и проходимостью
В Санкт-Петербурге разработали уникальный вездеход «Снарк», который сочетает мощность и инновационные технологии для достижения максимальной проходимости....