Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
И действительно: вглядитесь повнимательнее в любое морское судно. А точнее – посмотрите на рубку, где находится капитан, его помощник, штурвальный матрос. Вы увидите, что остекление имеет обратный наклон.
Любое транспортное средство, официально допущенное к эксплуатации, проходит ряд длительных этапов. Это проектирование, разработка, постройка опытных экземпляров, испытания. И только потом – конвейер. Поэтому здесь ничего нет случайного. Это относится и к капитанской рубке морских судов. Так почему же стекла наклонены в обратную сторону?
Это первая причина. Благодаря такой конструкции окон, хорошо видно, что делается на палубе и вдоль обоих бортов. В результате можно лучше контролировать обстановку на судне. Если бы иллюминатор был прямым, пришлось бы «прилепляться» к нему носом, иначе ничего толком на палубе не увидишь. А как же штурвал, который перед вами, приборы и ручки управления? Смешно, но они тогда будут мешать обзору.
Наклоненные особым образом стекла меньше забрызгиваются при шторме, дождливой погоде. И не так сильно страдают от птиц, которые обожают кружиться над кораблем. Набегающий воздушный поток лучше сдувает капли с наклоненного окна, чем с прямого.
А если все-таки что-то попадает на стекла, в работу вступает судовой центробежный очиститель (устройство выполняющее функцию автомобильных «дворников»). «Косое» окно дает дополнительное пространство сверху, на потолке. Иногда туда устанавливают второстепенное оборудование: например, приборы, требующие лишь периодического контроля.
Те, кто путешествовал на туристических судах, знают, что основное время пути корабль проходит ночью. Днем он останавливается, пассажиры любуются достопримечательностями, расположенными рядом с портами.
Управляя лайнером в полумраке, капитан или его помощник могут видеть отражение приборов и иных элементов обстановки рубки в передних иллюминаторах. Обратный наклон исключает отблески. В холодное время года такая конструкция не дает льду покрыть всю площадь окна: он просто сползает вниз. А если есть подогрев, то процесс ускоряется.
Еще наклон уберегает от слепящего солнца: защитные козырьки необязательны. Избавиться от бликов можно и другим способом: например, использовать выпуклые стекла. Однако в техническом плане это сложнее, да и дороже.
В море шторм с большим количеством баллов, ураганный ветер – совсем не редкость. Уже доказано, что иллюминаторы рубки гораздо успешнее выдерживают удары волн. Благодаря наклону, «капитанские» окна переносят в два раза большее давление воды, чем те, что расположены строго вертикально. Излишне говорить: разрушение стекла отвлечет от управления судном, а это уже «удар» по безопасности.
Неизбежно возникает вопрос: а как же речные суда? О малых катерах, лодках речи нет. А, вот, например, «Ракеты» на подводных крыльях, развивающие приличную скорость? Тут вам и волны, и ветер. Во-первых, такие суда не эксплуатируются в холодное время года: лед и снег им не страшны.
Второй момент заключается в отсутствии сильных штормов на реках. И третье – у скоростных «Ракет» на первый план выступают аэродинамические качества: например, обтекаемость, недопустимость завихрений. А наклоненные вперед окна противоречат этим требованиям.
Любое транспортное средство, официально допущенное к эксплуатации, проходит ряд длительных этапов. Это проектирование, разработка, постройка опытных экземпляров, испытания. И только потом – конвейер. Поэтому здесь ничего нет случайного. Это относится и к капитанской рубке морских судов. Так почему же стекла наклонены в обратную сторону?
Лучший обзор
Это первая причина. Благодаря такой конструкции окон, хорошо видно, что делается на палубе и вдоль обоих бортов. В результате можно лучше контролировать обстановку на судне. Если бы иллюминатор был прямым, пришлось бы «прилепляться» к нему носом, иначе ничего толком на палубе не увидишь. А как же штурвал, который перед вами, приборы и ручки управления? Смешно, но они тогда будут мешать обзору.
В «косое» окно смотреть удобнее. Фото: YouTube.com
Наклоненные особым образом стекла меньше забрызгиваются при шторме, дождливой погоде. И не так сильно страдают от птиц, которые обожают кружиться над кораблем. Набегающий воздушный поток лучше сдувает капли с наклоненного окна, чем с прямого.
А если все-таки что-то попадает на стекла, в работу вступает судовой центробежный очиститель (устройство выполняющее функцию автомобильных «дворников»). «Косое» окно дает дополнительное пространство сверху, на потолке. Иногда туда устанавливают второстепенное оборудование: например, приборы, требующие лишь периодического контроля.
Отсвет и блики
Те, кто путешествовал на туристических судах, знают, что основное время пути корабль проходит ночью. Днем он останавливается, пассажиры любуются достопримечательностями, расположенными рядом с портами.
Особая конструкция стекол рубки – не чья-то прихоть. Соответствующее положение зафиксировано в международных правилах – Safety of Life at Sea (SOLAS). Угол наклона должен составлять от 15°. В РФ – часть V, пункт 3.2.12 «Правил оборудования судов» (от 10° до 25°).
Управляя лайнером в полумраке, капитан или его помощник могут видеть отражение приборов и иных элементов обстановки рубки в передних иллюминаторах. Обратный наклон исключает отблески. В холодное время года такая конструкция не дает льду покрыть всю площадь окна: он просто сползает вниз. А если есть подогрев, то процесс ускоряется.
Защита от солнца – «автоматическая». Фото: YouTube.com
Еще наклон уберегает от слепящего солнца: защитные козырьки необязательны. Избавиться от бликов можно и другим способом: например, использовать выпуклые стекла. Однако в техническом плане это сложнее, да и дороже.
Прочность
В море шторм с большим количеством баллов, ураганный ветер – совсем не редкость. Уже доказано, что иллюминаторы рубки гораздо успешнее выдерживают удары волн. Благодаря наклону, «капитанские» окна переносят в два раза большее давление воды, чем те, что расположены строго вертикально. Излишне говорить: разрушение стекла отвлечет от управления судном, а это уже «удар» по безопасности.
В шторм наклонные окна останутся целыми. Фото: YouTube.com
Неизбежно возникает вопрос: а как же речные суда? О малых катерах, лодках речи нет. А, вот, например, «Ракеты» на подводных крыльях, развивающие приличную скорость? Тут вам и волны, и ветер. Во-первых, такие суда не эксплуатируются в холодное время года: лед и снег им не страшны.
В рубке судна «Метеор» на подводных крыльях наклон стекол совсем в другую сторону. Фото: YouTube.com
Второй момент заключается в отсутствии сильных штормов на реках. И третье – у скоростных «Ракет» на первый план выступают аэродинамические качества: например, обтекаемость, недопустимость завихрений. А наклоненные вперед окна противоречат этим требованиям.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....