Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
И действительно: вглядитесь повнимательнее в любое морское судно. А точнее – посмотрите на рубку, где находится капитан, его помощник, штурвальный матрос. Вы увидите, что остекление имеет обратный наклон.
Любое транспортное средство, официально допущенное к эксплуатации, проходит ряд длительных этапов. Это проектирование, разработка, постройка опытных экземпляров, испытания. И только потом – конвейер. Поэтому здесь ничего нет случайного. Это относится и к капитанской рубке морских судов. Так почему же стекла наклонены в обратную сторону?
Это первая причина. Благодаря такой конструкции окон, хорошо видно, что делается на палубе и вдоль обоих бортов. В результате можно лучше контролировать обстановку на судне. Если бы иллюминатор был прямым, пришлось бы «прилепляться» к нему носом, иначе ничего толком на палубе не увидишь. А как же штурвал, который перед вами, приборы и ручки управления? Смешно, но они тогда будут мешать обзору.
Наклоненные особым образом стекла меньше забрызгиваются при шторме, дождливой погоде. И не так сильно страдают от птиц, которые обожают кружиться над кораблем. Набегающий воздушный поток лучше сдувает капли с наклоненного окна, чем с прямого.
А если все-таки что-то попадает на стекла, в работу вступает судовой центробежный очиститель (устройство выполняющее функцию автомобильных «дворников»). «Косое» окно дает дополнительное пространство сверху, на потолке. Иногда туда устанавливают второстепенное оборудование: например, приборы, требующие лишь периодического контроля.
Те, кто путешествовал на туристических судах, знают, что основное время пути корабль проходит ночью. Днем он останавливается, пассажиры любуются достопримечательностями, расположенными рядом с портами.
Управляя лайнером в полумраке, капитан или его помощник могут видеть отражение приборов и иных элементов обстановки рубки в передних иллюминаторах. Обратный наклон исключает отблески. В холодное время года такая конструкция не дает льду покрыть всю площадь окна: он просто сползает вниз. А если есть подогрев, то процесс ускоряется.
Еще наклон уберегает от слепящего солнца: защитные козырьки необязательны. Избавиться от бликов можно и другим способом: например, использовать выпуклые стекла. Однако в техническом плане это сложнее, да и дороже.
В море шторм с большим количеством баллов, ураганный ветер – совсем не редкость. Уже доказано, что иллюминаторы рубки гораздо успешнее выдерживают удары волн. Благодаря наклону, «капитанские» окна переносят в два раза большее давление воды, чем те, что расположены строго вертикально. Излишне говорить: разрушение стекла отвлечет от управления судном, а это уже «удар» по безопасности.
Неизбежно возникает вопрос: а как же речные суда? О малых катерах, лодках речи нет. А, вот, например, «Ракеты» на подводных крыльях, развивающие приличную скорость? Тут вам и волны, и ветер. Во-первых, такие суда не эксплуатируются в холодное время года: лед и снег им не страшны.
Второй момент заключается в отсутствии сильных штормов на реках. И третье – у скоростных «Ракет» на первый план выступают аэродинамические качества: например, обтекаемость, недопустимость завихрений. А наклоненные вперед окна противоречат этим требованиям.
Любое транспортное средство, официально допущенное к эксплуатации, проходит ряд длительных этапов. Это проектирование, разработка, постройка опытных экземпляров, испытания. И только потом – конвейер. Поэтому здесь ничего нет случайного. Это относится и к капитанской рубке морских судов. Так почему же стекла наклонены в обратную сторону?
Лучший обзор
Это первая причина. Благодаря такой конструкции окон, хорошо видно, что делается на палубе и вдоль обоих бортов. В результате можно лучше контролировать обстановку на судне. Если бы иллюминатор был прямым, пришлось бы «прилепляться» к нему носом, иначе ничего толком на палубе не увидишь. А как же штурвал, который перед вами, приборы и ручки управления? Смешно, но они тогда будут мешать обзору.
В «косое» окно смотреть удобнее. Фото: YouTube.com
Наклоненные особым образом стекла меньше забрызгиваются при шторме, дождливой погоде. И не так сильно страдают от птиц, которые обожают кружиться над кораблем. Набегающий воздушный поток лучше сдувает капли с наклоненного окна, чем с прямого.
А если все-таки что-то попадает на стекла, в работу вступает судовой центробежный очиститель (устройство выполняющее функцию автомобильных «дворников»). «Косое» окно дает дополнительное пространство сверху, на потолке. Иногда туда устанавливают второстепенное оборудование: например, приборы, требующие лишь периодического контроля.
Отсвет и блики
Те, кто путешествовал на туристических судах, знают, что основное время пути корабль проходит ночью. Днем он останавливается, пассажиры любуются достопримечательностями, расположенными рядом с портами.
Особая конструкция стекол рубки – не чья-то прихоть. Соответствующее положение зафиксировано в международных правилах – Safety of Life at Sea (SOLAS). Угол наклона должен составлять от 15°. В РФ – часть V, пункт 3.2.12 «Правил оборудования судов» (от 10° до 25°).
Управляя лайнером в полумраке, капитан или его помощник могут видеть отражение приборов и иных элементов обстановки рубки в передних иллюминаторах. Обратный наклон исключает отблески. В холодное время года такая конструкция не дает льду покрыть всю площадь окна: он просто сползает вниз. А если есть подогрев, то процесс ускоряется.
Защита от солнца – «автоматическая». Фото: YouTube.com
Еще наклон уберегает от слепящего солнца: защитные козырьки необязательны. Избавиться от бликов можно и другим способом: например, использовать выпуклые стекла. Однако в техническом плане это сложнее, да и дороже.
Прочность
В море шторм с большим количеством баллов, ураганный ветер – совсем не редкость. Уже доказано, что иллюминаторы рубки гораздо успешнее выдерживают удары волн. Благодаря наклону, «капитанские» окна переносят в два раза большее давление воды, чем те, что расположены строго вертикально. Излишне говорить: разрушение стекла отвлечет от управления судном, а это уже «удар» по безопасности.
В шторм наклонные окна останутся целыми. Фото: YouTube.com
Неизбежно возникает вопрос: а как же речные суда? О малых катерах, лодках речи нет. А, вот, например, «Ракеты» на подводных крыльях, развивающие приличную скорость? Тут вам и волны, и ветер. Во-первых, такие суда не эксплуатируются в холодное время года: лед и снег им не страшны.
В рубке судна «Метеор» на подводных крыльях наклон стекол совсем в другую сторону. Фото: YouTube.com
Второй момент заключается в отсутствии сильных штормов на реках. И третье – у скоростных «Ракет» на первый план выступают аэродинамические качества: например, обтекаемость, недопустимость завихрений. А наклоненные вперед окна противоречат этим требованиям.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Стартовали продажи самого роскошного автомобиля от АвтоВАЗа – LADA Aura
Теперь седан доступен всем желающим. Пока купить его получится только в Москве и Санкт-Петербурге....
«ГАЗель Next» с 4,6-литровым V8 – это не сон, а реальность
«ГАЗель Next» – автомобиль, хорошо знакомый любителям грузовых и коммерческих машин. Однако проект, представленный автором YouTube-канала «NVA-Motors, выходит...
Дизельный УАЗ Профи отправлен на испытания – скоро автомобиль пойдет в серию
В паре с двухлитровым дизельным мотором будет работать новая 6-МКПП. Потом эти агрегаты получит и модель Патриот....
Откуда взялось слово «джип»
Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....