Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Создание и пуск в эксплуатацию Ту-144 не поставили точку в развитии этого направления советской авиации. Туполевский авиационно-научный комплекс уже занимался разработкой СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) следующего поколения. Велось проектирование, создавались новые покрытия и составные элементы будущего лайнера.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».
Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.
На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.
Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.
Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».
Ту-144 с бортовым номером 77114 решили переделать в исследовательский самолет. Фото: YouTube.com
Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Переоборудование
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
В то время NASA испытывало сильный интерес к исследованиям, связанными с высокими скоростями. На это выделили 440 млн долларов, заключили контракты с Boeing, McDonnell Douglas.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.
То самое переднее оперение, которое у Ту-144 складывалось. Фото: YouTube.com
На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.
Двигатели поставили другие. Фото: YouTube.com
Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.
Вместо кресел – аппаратура. Фото: YouTube.com
Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Испытания
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Итоги
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....