Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Создание и пуск в эксплуатацию Ту-144 не поставили точку в развитии этого направления советской авиации. Туполевский авиационно-научный комплекс уже занимался разработкой СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) следующего поколения. Велось проектирование, создавались новые покрытия и составные элементы будущего лайнера.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».
Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.
На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.
Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.
Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».
Ту-144 с бортовым номером 77114 решили переделать в исследовательский самолет. Фото: YouTube.com
Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Переоборудование
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
В то время NASA испытывало сильный интерес к исследованиям, связанными с высокими скоростями. На это выделили 440 млн долларов, заключили контракты с Boeing, McDonnell Douglas.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.
То самое переднее оперение, которое у Ту-144 складывалось. Фото: YouTube.com
На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.
Двигатели поставили другие. Фото: YouTube.com
Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.
Вместо кресел – аппаратура. Фото: YouTube.com
Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Испытания
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Итоги
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....