
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Создание и пуск в эксплуатацию Ту-144 не поставили точку в развитии этого направления советской авиации. Туполевский авиационно-научный комплекс уже занимался разработкой СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) следующего поколения. Велось проектирование, создавались новые покрытия и составные элементы будущего лайнера.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».
Ту-144 с бортовым номером 77114 решили переделать в исследовательский самолет. Фото: YouTube.com
Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.
То самое переднее оперение, которое у Ту-144 складывалось. Фото: YouTube.com
На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.
Двигатели поставили другие. Фото: YouTube.com
Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.
Вместо кресел – аппаратура. Фото: YouTube.com
Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».

Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Переоборудование
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
В то время NASA испытывало сильный интерес к исследованиям, связанными с высокими скоростями. На это выделили 440 млн долларов, заключили контракты с Boeing, McDonnell Douglas.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.

На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.

Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.

Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Испытания
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Итоги
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....