Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Создание и пуск в эксплуатацию Ту-144 не поставили точку в развитии этого направления советской авиации. Туполевский авиационно-научный комплекс уже занимался разработкой СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) следующего поколения. Велось проектирование, создавались новые покрытия и составные элементы будущего лайнера.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».
Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.
На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.
Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.
Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».
Ту-144 с бортовым номером 77114 решили переделать в исследовательский самолет. Фото: YouTube.com
Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.
Переоборудование
Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.
В то время NASA испытывало сильный интерес к исследованиям, связанными с высокими скоростями. На это выделили 440 млн долларов, заключили контракты с Boeing, McDonnell Douglas.
А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.
То самое переднее оперение, которое у Ту-144 складывалось. Фото: YouTube.com
На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.
Двигатели поставили другие. Фото: YouTube.com
Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.
Вместо кресел – аппаратура. Фото: YouTube.com
Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».
Испытания
Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.
Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.
Итоги
Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Озвучена приоритетность задач в ходе обновления Ту-214
На что направят усилия в первую очередь рассказал руководитель авиационного завода. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
«Белый кречет» – от Москвы до Питера за 2 часа
В начале сентября этого года каждый желающий мог лицезреть макет высокоскоростного поезда «Белый кречет». Состав со скоростью до 400 км/ч будет соединять...
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Новый российский вездеход «Снарк»: удивляет скоростью и проходимостью
В Санкт-Петербурге разработали уникальный вездеход «Снарк», который сочетает мощность и инновационные технологии для достижения максимальной проходимости....