Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
6 044

Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена

Создание и пуск в эксплуатацию Ту-144 не поставили точку в развитии этого направления советской авиации. Туполевский авиационно-научный комплекс уже занимался разработкой СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) следующего поколения. Велось проектирование, создавались новые покрытия и составные элементы будущего лайнера.


Учитывая недостатки готового самолета, АНТК нуждалось в проведении экспериментов, научно-исследовательских работ. Поэтому в 1993-м году пару Ту-144Д решили переоборудовать в летающие лаборатории. Стоит заметить: одновременно создавался Ту-244, однако «бурные девяностые» и связанный с ними недостаток финансирования затормозили дальнейшие работы по этому лайнеру. Вопрос о проведении экспериментальных полетов тоже «повис в воздухе».

Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполненаТу-144 с бортовым номером 77114 решили переделать в исследовательский самолет. Фото: YouTube.com

Летающие лаборатории заинтересовали американцев. В результате была подписана совместная исследовательская программа, цель которой – разработка технологий для создания СПС нового поколения.

Переоборудование


Готовый Ту-144Д для проведения экспериментов не подходил. Предстояло изучить вопросы, касающиеся аэроупругости, нагрева силовой установки при высокой скорости, управляемости лайнера и т. д. В конечном итоге планировалось создать информационную базу, в которой будут содержаться результаты исследований.

В то время NASA испытывало сильный интерес к исследованиям, связанными с высокими скоростями. На это выделили 440 млн долларов, заключили контракты с Boeing, McDonnell Douglas.

А чем приглянулся американцам именно Ту-144? Ведь был же «Конкорд», разработанный на Западе. К тому же он дольше советского СПС находился в эксплуатации. Причины, конечно же, были. Во-первых, у Ту-144 большая максимальная скорость. Во-вторых, у самолета при необходимости убиралось мешающее исследованиям переднее оперение (пара маленьких крыльев). Не исключено, что был и третий момент – меньшая арендная цена.

То самое переднее оперение, которое у Ту-144 складывалось. Фото: YouTube.com

На предоставленном АНТК Ту-144Д заменили силовую установку. Вместо штатных РД-36-51А поставили форсированные агрегаты НК-32-1: точно такими комплектуются «Белые лебеди» – военные Ту-160. Это дало возможность увеличить скорость до 2,3 Маха (1 Мах или М – скорость звука 1224 км/ч) вместо 2,15 Маха.

Двигатели поставили другие. Фото: YouTube.com

Чтобы регистрировать данные в ходе экспериментальных полетов, на лайнере разместили самую «продвинутую» на тот момент зарубежную систему «Дамьен». Кроме того, машину напичкали всевозможными датчиками и аппаратурой для слежения за пограничным аэродинамическим слоем.

Вместо кресел – аппаратура. Фото: YouTube.com

Финансирование программы по экспериментам на борту Ту-144ЛЛ осуществляла компания «Боинг» совместно с «МакДоннелл Дуглас» (потом она влилась в Boeing). Изначально выделили 9 млн, позже добавили еще 5 млн «зеленых».

Испытания


Сначала проводили наземное тестирование на стендах. Это дало возможность получить много информации о функционировании силовой установки в разных режимах. В марте 1996-го Ту-144ЛЛ торжественно выкатили из ангара в Жуковском. На митинге, посвященном мероприятию, выступали представители АНТК, посол США в РФ, глава одного из отделов НАСА и иные почетные гости.

Они выполнялись в широком скоростном и высотном диапазонах. К началу осени 1997-го произвели восемь вылетов. При этом максимальный потолок составил 17 тыс. м, а скорость – около 2-х Махов. Позже на самолете произвели еще с десяток экспериментов: всего запланировано было 32. В исследованиях принимали участие и пилоты НАСА. В 1998-м на летающей лаборатории они совершили три полета.

Итоги


Летом 1999-го года российская АНТК им. Туполева и американская компания Boeing сделали совместное заявление. Согласно документу, программа исследований по разработке СПС с использованием Ту-144ЛЛ, выполнена полностью.
А вы что думаете о Ту-144ЛЛ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?

ПД-8: новому «Суперджету» быть?

Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....