Колесный пароход «Н. В. Гоголь» – 113 лет на плаву
Когда вступаешь на палубу этого парохода, кажется, что вокруг тебя ожила сама история. Медные поручни, надраенные до блеска, колеса по бортам, палуба, по которой когда-то ходили дамы в длиннющих платьях и их кавалеры, а также крестьяне в лаптях. Как сказал известный юморист Владимир Винокур, тоже здесь побывавший, «все располагает к вдохновению».
Удивление переходит в гордость за российский флот, когда узнаешь, что судну уже 113 лет. И оно до сих пор на ходу! Более того: используется, как круизное судно или место для проведения различных мероприятий общего либо корпоративного характера.
Оказавшись на палубе, вы наверняка увидите четыре закладные доски – таблички. Первая свидетельствует о начале строительства парохода в 1911-м году в Сормове. Еще пара досок закреплены в 1941-м и 1959-м в память о капремонтах.
Четвертая табличка говорит о переоснащении судна северодвинскими корабелами в 1996-м на судоверфи «Звездочка». Ну и, конечно же, вы увидите портрет Н. В. Гоголя – рядом с ним висит колокол, называемый моряками рындой. Она отлита в России еще в начале ХХ века.
Строительство нового судна в 1910-м заказало Северное общество «Котлас-Архангельск-Мурман» Сормовскому заводу в Нижнем Новгороде. В марте 1911-го пароход сошел со стапелей. На то время «Н. В. Гоголь» был воплощением последних технических достижений. В комфортабельных каютах и на палубах размещалось до 695-ти пассажиров.
Для тех, кто покупал билеты первого и второго классов, предусматривалось сменное постельное белье, ванна. Самый дешевый вариант поездки предполагал сидение на дровах, которыми топились котлы. Сам пароход стоил огромные (по тогдашнему курсу) деньги – 140 тыс. руб.
Силовой установкой парохода служила пара огнетрубных котлов. Топливо – дрова: березовые сухие чурки длиной полтора метра, разрубленные вдоль. На сутки хватало 40 «кубов». Поэтому по ходу следования судна на пристанях были специальные склады, из которых пополнялся запас «горючего».
Основные паровые машины были довольно «продвинутыми» механизмами: имели тройное расширение и золотниковый привод. Общая мощность достигала 500 «лошадей». При этом забортная вода, прежде чем попасть в паровую машину, подвергалась очистке в трехступенчатых кокосовых фильтрах, и подогреву.
Пароход оборудовался системой освещения – на борту был источник постоянного тока. Штурвал имел паровой «ГУР»: управление осуществлялось малым колесом, с которым справлялся один человек. Если давление падало, задействовался второй, большой штурвал.
Вот его уже нужно было вращать вдвоем, а то и втроем. Еще на судне действовал внутренний телеграф. В общем, для людей того времени «Н. В. Гоголь» был, как для нас сегодня космический корабль.
Сначала судно шло по Волге, затем Шексне, Кубинскому озеру и Сухоне. Однако шлюзы для такого плавсредства были слишком малы. Поэтому пришлось пароход разобрать на 3 части, которые потом соединили заново в Великом Устюге. Добравшись до места «прописки», судно приступило к работе, совершая регулярные рейсы из Архангельска в Вологду.
Против течения путь длился 4 дня и 19 ч. Обратно – 3 суток и 9 ч. «Круизный лайнер» имел на борту объемную библиотеку и буфет-ресторан с большим выбором блюд.
В 1919-м судно разобрали и отправили по ж/д в Петроград в очередной ремонт, который продлился пару лет. Затем пароход вернулся обратно на тот же маршрут, которым ходил до революции. Следующий капремонт начался в 1939-м и закончился в 1941-м. Время берет свое: в этот раз заменили гниющий корпус: т. е. от корабля, выпущенного в 1911-м, осталась разве что силовая установка: паровые котлы и механизмы. В Отечественную войну «Н. В. Гоголь» стал плавучим госпиталем.
После Победы он ходил между Котласом и Архангельском. В 1958-59 грянул очередной «апгрейд»: котлы перевели на более удобное топливо – мазут. В 1972-м пароход чуть не утилизировали: хорошо, что судоверфь «Звездочка» приспособила его под свою плавучую базу отдыха.
К 1996-му году на «Звездочке» судно полностью переоснастили в соответствии с требованиями времени. Все помещения, в т. ч. каюты стали такими же, как на любых современных круизных теплоходах.
Вопрос спорный: сохранилась всего лишь паровая машина с котлами и колеса-движители. Но ведь они есть! На Западе старейшим пассажирским кораблем, использующимся до сих пор, считается «Скибландер» из Норвегии.
Пароход построили в 1856-м, реконструировали в 1888-м, когда поставили новую паровую машину, при этом корпус сделали длиннее. Судно пару раз (в 1937- м 1967-м) тонуло и после подъемов серьезно ремонтировалось. Так что сказать точно, какой пароход – российский или норвежский самый старый, в своем первозданном виде, сказать сложно.
Перед своей сотой навигацией в 2011-м, пароход прошел очередной ремонт. Обновили отделку снаружи, в каютах, ресторане, иных помещениях. Однако гордость судна – его паровая машина осталась такой же, как и сто лет назад. Просто не верится, что техника может столько времени работать: умели раньше делать!
После процедуры «омоложения» пароход стал напоминать миллионера на пенсии. Теперь на нем проводят экскурсии, круизы, корпоративы: жители местных деревень, мимо которых курсирует судно, даже дали ему свое название – «банкетоход».
Сегодня на пароходе 30 пассажирских кают, рассчитанных на одного, двух, трех или четырех человек. Внутри, как минимум – кровать (с 1 или 2 ярусами), розетка на 220 В, стол, шкаф, диван, умывальник и радио. Есть пара кают-«люксов», находящихся в носовой части судна.
На главной палубе есть уютное помещение для отдыха, где можно пообщаться в небольшой компании. В носу судна имеется еще один салон, который идеально подойдет для ведения деловых переговоров или официальных приемов.
Обстановка помещения очень сильно напоминает кадры из фильма «Жестокий романс». Впрочем, ничего удивительного здесь нет: частично кино снималось на пароходе. Не забыта и молодежь: на корме – танцевальный зал.
Прогулочная палуба обставлена скамейками и креслами, сделанными из беломорской сосны. Каждый желающий может вдоволь налюбоваться северными пейзажами.
А где же «мозг» корабля? Он находится на т. н. тентовой палубе, где размещена рулевая рубка.
Цена в 2024-м году – самые разные. Например, двухчасовая прогулка по Северной Двине обойдется в 1700 руб. А вот погрузиться в красоту белых ночей вы сможете в течение трех дней за 27 тыс. руб. За девятичасовой маршрут со стоянкой в деревне Черный Яр придется выложить 5 тыс. руб. Ну, а если у вас совсем плохо с финансами, можно просто совершить обзорную экскурсию.
Удивление переходит в гордость за российский флот, когда узнаешь, что судну уже 113 лет. И оно до сих пор на ходу! Более того: используется, как круизное судно или место для проведения различных мероприятий общего либо корпоративного характера.
Название за 100 с лишним лет так и не поменяли. Фото: YouTube.com
Оказавшись на палубе, вы наверняка увидите четыре закладные доски – таблички. Первая свидетельствует о начале строительства парохода в 1911-м году в Сормове. Еще пара досок закреплены в 1941-м и 1959-м в память о капремонтах.
Царские и советские закладные доски. Фото: YouTube.com
Четвертая табличка говорит о переоснащении судна северодвинскими корабелами в 1996-м на судоверфи «Звездочка». Ну и, конечно же, вы увидите портрет Н. В. Гоголя – рядом с ним висит колокол, называемый моряками рындой. Она отлита в России еще в начале ХХ века.
История парохода
Строительство нового судна в 1910-м заказало Северное общество «Котлас-Архангельск-Мурман» Сормовскому заводу в Нижнем Новгороде. В марте 1911-го пароход сошел со стапелей. На то время «Н. В. Гоголь» был воплощением последних технических достижений. В комфортабельных каютах и на палубах размещалось до 695-ти пассажиров.
Пароход на маршруте. Фото: YouTube.com
Для тех, кто покупал билеты первого и второго классов, предусматривалось сменное постельное белье, ванна. Самый дешевый вариант поездки предполагал сидение на дровах, которыми топились котлы. Сам пароход стоил огромные (по тогдашнему курсу) деньги – 140 тыс. руб.
В 1911-м году за 1 тыс. руб. можно было купить породистого рысака: т. е. по нынешним временам – Mercedes класса «люкс». А целая корова стоила всего 59 руб.
Силовой установкой парохода служила пара огнетрубных котлов. Топливо – дрова: березовые сухие чурки длиной полтора метра, разрубленные вдоль. На сутки хватало 40 «кубов». Поэтому по ходу следования судна на пристанях были специальные склады, из которых пополнялся запас «горючего».
Манометры указывают давление пара – движущей силы судна. Фото: YouTube.com
Основные паровые машины были довольно «продвинутыми» механизмами: имели тройное расширение и золотниковый привод. Общая мощность достигала 500 «лошадей». При этом забортная вода, прежде чем попасть в паровую машину, подвергалась очистке в трехступенчатых кокосовых фильтрах, и подогреву.
В Сормове построили не одного «Н. В. Гоголя»: заложили и «брата» – судно такого же проекта «Генерал Кондратенко» (позже переименован в «А. И. Желябов»).
Пароход оборудовался системой освещения – на борту был источник постоянного тока. Штурвал имел паровой «ГУР»: управление осуществлялось малым колесом, с которым справлялся один человек. Если давление падало, задействовался второй, большой штурвал.
Чтобы вертеть такую штуковину, нужно здоровье! Фото: YouTube.com
Вот его уже нужно было вращать вдвоем, а то и втроем. Еще на судне действовал внутренний телеграф. В общем, для людей того времени «Н. В. Гоголь» был, как для нас сегодня космический корабль.
Как перегоняли пароход «домой»
Сначала судно шло по Волге, затем Шексне, Кубинскому озеру и Сухоне. Однако шлюзы для такого плавсредства были слишком малы. Поэтому пришлось пароход разобрать на 3 части, которые потом соединили заново в Великом Устюге. Добравшись до места «прописки», судно приступило к работе, совершая регулярные рейсы из Архангельска в Вологду.
Ресторан ждет своих посетителей. Фото: YouTube.com
Против течения путь длился 4 дня и 19 ч. Обратно – 3 суток и 9 ч. «Круизный лайнер» имел на борту объемную библиотеку и буфет-ресторан с большим выбором блюд.
Пароход в Гражданскую и Отечественную войны
В 1919-м судно разобрали и отправили по ж/д в Петроград в очередной ремонт, который продлился пару лет. Затем пароход вернулся обратно на тот же маршрут, которым ходил до революции. Следующий капремонт начался в 1939-м и закончился в 1941-м. Время берет свое: в этот раз заменили гниющий корпус: т. е. от корабля, выпущенного в 1911-м, осталась разве что силовая установка: паровые котлы и механизмы. В Отечественную войну «Н. В. Гоголь» стал плавучим госпиталем.
В мирное время
После Победы он ходил между Котласом и Архангельском. В 1958-59 грянул очередной «апгрейд»: котлы перевели на более удобное топливо – мазут. В 1972-м пароход чуть не утилизировали: хорошо, что судоверфь «Звездочка» приспособила его под свою плавучую базу отдыха.
Завод из Северодвинска получил «Н. В. Гоголя» не за «спасибо». Архангельскому пароходству предприятие выплатило стоимость 100 т металлолома.
К 1996-му году на «Звездочке» судно полностью переоснастили в соответствии с требованиями времени. Все помещения, в т. ч. каюты стали такими же, как на любых современных круизных теплоходах.
«Н. В. Гоголь» – старейший пароход в мире?
Вопрос спорный: сохранилась всего лишь паровая машина с котлами и колеса-движители. Но ведь они есть! На Западе старейшим пассажирским кораблем, использующимся до сих пор, считается «Скибландер» из Норвегии.
Паровая машина на судне «Н. В. Гоголь» работает и сегодня. Фото: YouTube.com
Пароход построили в 1856-м, реконструировали в 1888-м, когда поставили новую паровую машину, при этом корпус сделали длиннее. Судно пару раз (в 1937- м 1967-м) тонуло и после подъемов серьезно ремонтировалось. Так что сказать точно, какой пароход – российский или норвежский самый старый, в своем первозданном виде, сказать сложно.
«Н. В. Гоголь» сегодня
Перед своей сотой навигацией в 2011-м, пароход прошел очередной ремонт. Обновили отделку снаружи, в каютах, ресторане, иных помещениях. Однако гордость судна – его паровая машина осталась такой же, как и сто лет назад. Просто не верится, что техника может столько времени работать: умели раньше делать!
За стеклом двери – движители: металлические колеса с деревянными плицами. Фото: YouTube.com
После процедуры «омоложения» пароход стал напоминать миллионера на пенсии. Теперь на нем проводят экскурсии, круизы, корпоративы: жители местных деревень, мимо которых курсирует судно, даже дали ему свое название – «банкетоход».
Когда наступает зима, «Н. В. Гоголь» отправляется на «прикол», где он стоит среди могучих атомных подводных лодок. Вот она, «преемственность поколений»!
Сегодня на пароходе 30 пассажирских кают, рассчитанных на одного, двух, трех или четырех человек. Внутри, как минимум – кровать (с 1 или 2 ярусами), розетка на 220 В, стол, шкаф, диван, умывальник и радио. Есть пара кают-«люксов», находящихся в носовой части судна.
Эта каюта – явно не VIP. Фото: YouTube.com
На главной палубе есть уютное помещение для отдыха, где можно пообщаться в небольшой компании. В носу судна имеется еще один салон, который идеально подойдет для ведения деловых переговоров или официальных приемов.
Какой же круиз без ресторана? Фото: YouTube.com
Обстановка помещения очень сильно напоминает кадры из фильма «Жестокий романс». Впрочем, ничего удивительного здесь нет: частично кино снималось на пароходе. Не забыта и молодежь: на корме – танцевальный зал.
На входе – «ресепшн», как в гостинице. Фото: YouTube.com
Прогулочная палуба обставлена скамейками и креслами, сделанными из беломорской сосны. Каждый желающий может вдоволь налюбоваться северными пейзажами.
На прогулочной палубе – скамейки и столики. Фото: YouTube.com
А где же «мозг» корабля? Он находится на т. н. тентовой палубе, где размещена рулевая рубка.
Стоимость круизов
Цена в 2024-м году – самые разные. Например, двухчасовая прогулка по Северной Двине обойдется в 1700 руб. А вот погрузиться в красоту белых ночей вы сможете в течение трех дней за 27 тыс. руб. За девятичасовой маршрут со стоянкой в деревне Черный Яр придется выложить 5 тыс. руб. Ну, а если у вас совсем плохо с финансами, можно просто совершить обзорную экскурсию.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....