Колесный пароход «Н. В. Гоголь» – 113 лет на плаву
362

Колесный пароход «Н. В. Гоголь» – 113 лет на плаву

Когда вступаешь на палубу этого парохода, кажется, что вокруг тебя ожила сама история. Медные поручни, надраенные до блеска, колеса по бортам, палуба, по которой когда-то ходили дамы в длиннющих платьях и их кавалеры, а также крестьяне в лаптях. Как сказал известный юморист Владимир Винокур, тоже здесь побывавший, «все располагает к вдохновению».


Удивление переходит в гордость за российский флот, когда узнаешь, что судну уже 113 лет. И оно до сих пор на ходу! Более того: используется, как круизное судно или место для проведения различных мероприятий общего либо корпоративного характера.

Колесный пароход «Н. В. Гоголь» – 113 лет на плавуНазвание за 100 с лишним лет так и не поменяли. Фото: YouTube.com

Оказавшись на палубе, вы наверняка увидите четыре закладные доски – таблички. Первая свидетельствует о начале строительства парохода в 1911-м году в Сормове. Еще пара досок закреплены в 1941-м и 1959-м в память о капремонтах.

Царские и советские закладные доски. Фото: YouTube.com

Четвертая табличка говорит о переоснащении судна северодвинскими корабелами в 1996-м на судоверфи «Звездочка». Ну и, конечно же, вы увидите портрет Н. В. Гоголя – рядом с ним висит колокол, называемый моряками рындой. Она отлита в России еще в начале ХХ века.

История парохода


Строительство нового судна в 1910-м заказало Северное общество «Котлас-Архангельск-Мурман» Сормовскому заводу в Нижнем Новгороде. В марте 1911-го пароход сошел со стапелей. На то время «Н. В. Гоголь» был воплощением последних технических достижений. В комфортабельных каютах и на палубах размещалось до 695-ти пассажиров.

Пароход на маршруте. Фото: YouTube.com

Для тех, кто покупал билеты первого и второго классов, предусматривалось сменное постельное белье, ванна. Самый дешевый вариант поездки предполагал сидение на дровах, которыми топились котлы. Сам пароход стоил огромные (по тогдашнему курсу) деньги – 140 тыс. руб.

В 1911-м году за 1 тыс. руб. можно было купить породистого рысака: т. е. по нынешним временам – Mercedes класса «люкс». А целая корова стоила всего 59 руб.

Силовой установкой парохода служила пара огнетрубных котлов. Топливо – дрова: березовые сухие чурки длиной полтора метра, разрубленные вдоль. На сутки хватало 40 «кубов». Поэтому по ходу следования судна на пристанях были специальные склады, из которых пополнялся запас «горючего».

Манометры указывают давление пара – движущей силы судна. Фото: YouTube.com

Основные паровые машины были довольно «продвинутыми» механизмами: имели тройное расширение и золотниковый привод. Общая мощность достигала 500 «лошадей». При этом забортная вода, прежде чем попасть в паровую машину, подвергалась очистке в трехступенчатых кокосовых фильтрах, и подогреву.

В Сормове построили не одного «Н. В. Гоголя»: заложили и «брата» – судно такого же проекта «Генерал Кондратенко» (позже переименован в «А. И. Желябов»).

Пароход оборудовался системой освещения – на борту был источник постоянного тока. Штурвал имел паровой «ГУР»: управление осуществлялось малым колесом, с которым справлялся один человек. Если давление падало, задействовался второй, большой штурвал.

Чтобы вертеть такую штуковину, нужно здоровье! Фото: YouTube.com

Вот его уже нужно было вращать вдвоем, а то и втроем. Еще на судне действовал внутренний телеграф. В общем, для людей того времени «Н. В. Гоголь» был, как для нас сегодня космический корабль.

Как перегоняли пароход «домой»


Сначала судно шло по Волге, затем Шексне, Кубинскому озеру и Сухоне. Однако шлюзы для такого плавсредства были слишком малы. Поэтому пришлось пароход разобрать на 3 части, которые потом соединили заново в Великом Устюге. Добравшись до места «прописки», судно приступило к работе, совершая регулярные рейсы из Архангельска в Вологду.

Ресторан ждет своих посетителей. Фото: YouTube.com

Против течения путь длился 4 дня и 19 ч. Обратно – 3 суток и 9 ч. «Круизный лайнер» имел на борту объемную библиотеку и буфет-ресторан с большим выбором блюд.

Пароход в Гражданскую и Отечественную войны


В 1919-м судно разобрали и отправили по ж/д в Петроград в очередной ремонт, который продлился пару лет. Затем пароход вернулся обратно на тот же маршрут, которым ходил до революции. Следующий капремонт начался в 1939-м и закончился в 1941-м. Время берет свое: в этот раз заменили гниющий корпус: т. е. от корабля, выпущенного в 1911-м, осталась разве что силовая установка: паровые котлы и механизмы. В Отечественную войну «Н. В. Гоголь» стал плавучим госпиталем.

В мирное время


После Победы он ходил между Котласом и Архангельском. В 1958-59 грянул очередной «апгрейд»: котлы перевели на более удобное топливо – мазут. В 1972-м пароход чуть не утилизировали: хорошо, что судоверфь «Звездочка» приспособила его под свою плавучую базу отдыха.

Завод из Северодвинска получил «Н. В. Гоголя» не за «спасибо». Архангельскому пароходству предприятие выплатило стоимость 100 т металлолома.

К 1996-му году на «Звездочке» судно полностью переоснастили в соответствии с требованиями времени. Все помещения, в т. ч. каюты стали такими же, как на любых современных круизных теплоходах.

«Н. В. Гоголь» – старейший пароход в мире?


Вопрос спорный: сохранилась всего лишь паровая машина с котлами и колеса-движители. Но ведь они есть! На Западе старейшим пассажирским кораблем, использующимся до сих пор, считается «Скибландер» из Норвегии.

Паровая машина на судне «Н. В. Гоголь» работает и сегодня. Фото: YouTube.com

Пароход построили в 1856-м, реконструировали в 1888-м, когда поставили новую паровую машину, при этом корпус сделали длиннее. Судно пару раз (в 1937- м 1967-м) тонуло и после подъемов серьезно ремонтировалось. Так что сказать точно, какой пароход – российский или норвежский самый старый, в своем первозданном виде, сказать сложно.

«Н. В. Гоголь» сегодня


Перед своей сотой навигацией в 2011-м, пароход прошел очередной ремонт. Обновили отделку снаружи, в каютах, ресторане, иных помещениях. Однако гордость судна – его паровая машина осталась такой же, как и сто лет назад. Просто не верится, что техника может столько времени работать: умели раньше делать!

За стеклом двери – движители: металлические колеса с деревянными плицами. Фото: YouTube.com

После процедуры «омоложения» пароход стал напоминать миллионера на пенсии. Теперь на нем проводят экскурсии, круизы, корпоративы: жители местных деревень, мимо которых курсирует судно, даже дали ему свое название – «банкетоход».

Когда наступает зима, «Н. В. Гоголь» отправляется на «прикол», где он стоит среди могучих атомных подводных лодок. Вот она, «преемственность поколений»!

Сегодня на пароходе 30 пассажирских кают, рассчитанных на одного, двух, трех или четырех человек. Внутри, как минимум – кровать (с 1 или 2 ярусами), розетка на 220 В, стол, шкаф, диван, умывальник и радио. Есть пара кают-«люксов», находящихся в носовой части судна.

Эта каюта – явно не VIP. Фото: YouTube.com

На главной палубе есть уютное помещение для отдыха, где можно пообщаться в небольшой компании. В носу судна имеется еще один салон, который идеально подойдет для ведения деловых переговоров или официальных приемов.

Какой же круиз без ресторана? Фото: YouTube.com

Обстановка помещения очень сильно напоминает кадры из фильма «Жестокий романс». Впрочем, ничего удивительного здесь нет: частично кино снималось на пароходе. Не забыта и молодежь: на корме – танцевальный зал.

На входе – «ресепшн», как в гостинице. Фото: YouTube.com

Прогулочная палуба обставлена скамейками и креслами, сделанными из беломорской сосны. Каждый желающий может вдоволь налюбоваться северными пейзажами.

На прогулочной палубе – скамейки и столики. Фото: YouTube.com

А где же «мозг» корабля? Он находится на т. н. тентовой палубе, где размещена рулевая рубка.

Стоимость круизов


Цена в 2024-м году – самые разные. Например, двухчасовая прогулка по Северной Двине обойдется в 1700 руб. А вот погрузиться в красоту белых ночей вы сможете в течение трех дней за 27 тыс. руб. За девятичасовой маршрут со стоянкой в деревне Черный Яр придется выложить 5 тыс. руб. Ну, а если у вас совсем плохо с финансами, можно просто совершить обзорную экскурсию.
А вы что думаете о пароходе «Н. В. Гоголь»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?

ПД-8: новому «Суперджету» быть?

Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....