
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Первое, что приковывает взгляд к этому «экспонату» – идентичность с легендой Второй мировой Як-3. Однако, если подойти поближе, станут видны отличия. На борту – надпись «АК-3», указывающая на разработчика – КБ им. А. Кеменова.
По габаритам машина немного уступает советскому истребителю, да и кабина здесь на двоих (хотя возможно изготовление одноместной версии). Впервые ее продемонстрировали на форуме «Армия-2024».
Настоящий Як-3. Фото: YouTube.com
Однако самолет предназначен не для борьбы в воздухе с авиацией противника, а для обучения молодых пилотов, совершенствования их навыков. И это, не говоря уже о кабине: она не похожа на Як-3 и оснащена современным радиолокационным оборудованием.
В основе фюзеляжа – металлический каркас, выполненный из хорошо известной авиастроителям нержавеющей стали типа ВНС-2. Это из нее изготавливают фермы для Су-24, Су-26 с его вариантами и МиГ-25. Материал легко сваривать, он не требует последующей термической обработки.
Крылья и иные плоскости снаружи покрыты композитом. Фото: YouTube.com
Сегодня композиционные материалы – не эксклюзив, а отработанная технология. Используя данную концепцию, можно запросто построить любой истребитель, штурмовик (Ил-2, Ла-5 и т. п.) времен Великой Отечественной. Именно в этом главный плюс новинки, которая фактически является базой для постройки самых разных исторических моделей. Но, если с фюзеляжем и оперением проблем нет, то возникает «извечный вопрос» насчет силовой установки. Что стоит внутри, под капотом?
Это доработанный автомобильный восьмицилиндровый мотор Chevrolet LS-3 в 6,2 л, развивающий до 430-ти «лошадей». ДВС делают в Мексике, так что пока с поставками должно быть все нормально. Впрочем, разработчики уверяют, что в будущем самолет будут комплектовать российским агрегатом АПД-500 (на конвейер пока не поставлен). Редуктор – собственного производства.
От своего «собрата» Як-3 новая учебно-тренировочная модель отличается лучшей безопасностью. Машина оборудована парашютной катапультой КС-100 от ведущего производителя в этой сфере – фирмы МВЕН. Некоторые технические характеристики УТС:
✅ крейсерская и максимальная скорость – 340 и 410 км/ч
✅ сваливание происходит на 120 км/ч
✅ наибольшая высота – 4 км
✅ скороподъемность при массе 1100 кг – 15,5 м/сек.
✅ перегрузки – от +8 до -6G
✅ пробег – 276 м
На движок пока устанавливается импортный винт. Однако в компании заявляют, что ведутся работы по изготовлению своего семейства этих изделий.
Винт скоро будет «свой». Фото: YouTube.com
В частности, это будет винт ВВ-3-250 изменяемого шага с тремя полыми лопастями из композита. И еще один – ВСВ-4 (соосный).
Они запланированы на текущий год. УТС оборудован сдвоенным, дублированным управлением, что дает возможность обучать пилотов, совершенствовать их навыки.
В кабине рядом с аналоговыми приборами – дисплей. Фото: YouTube.com
Конструкторские особенности позволяют машине участвовать во всевозможных мероприятиях: гонках, аэрошоу. Опытный летчик совершит практически все фигуры высшего пилотажа.
Есть и еще одно предназначение: проведение развлекательных (туристических) полетов. А кроме того – киносъемки: ведь внешне это почти копия Як-3. Участие в «воздушных боях» – оригинальная практика для начинающего летчика, желающего освоить технику пилотирования.
В течение ближайшего времени, сообщает глава КБ, планируется, кроме самолетов-реплик, создавать модели, специально разработанные для высоких пилотажных достижений. Это АК-21, а также линейка УТС, рассчитанных на два и четыре места.
По габаритам машина немного уступает советскому истребителю, да и кабина здесь на двоих (хотя возможно изготовление одноместной версии). Впервые ее продемонстрировали на форуме «Армия-2024».

Однако самолет предназначен не для борьбы в воздухе с авиацией противника, а для обучения молодых пилотов, совершенствования их навыков. И это, не говоря уже о кабине: она не похожа на Як-3 и оснащена современным радиолокационным оборудованием.
Инновационная технологическая платформа
В основе фюзеляжа – металлический каркас, выполненный из хорошо известной авиастроителям нержавеющей стали типа ВНС-2. Это из нее изготавливают фермы для Су-24, Су-26 с его вариантами и МиГ-25. Материал легко сваривать, он не требует последующей термической обработки.

Сегодня композиционные материалы – не эксклюзив, а отработанная технология. Используя данную концепцию, можно запросто построить любой истребитель, штурмовик (Ил-2, Ла-5 и т. п.) времен Великой Отечественной. Именно в этом главный плюс новинки, которая фактически является базой для постройки самых разных исторических моделей. Но, если с фюзеляжем и оперением проблем нет, то возникает «извечный вопрос» насчет силовой установки. Что стоит внутри, под капотом?
Двигатель
Это доработанный автомобильный восьмицилиндровый мотор Chevrolet LS-3 в 6,2 л, развивающий до 430-ти «лошадей». ДВС делают в Мексике, так что пока с поставками должно быть все нормально. Впрочем, разработчики уверяют, что в будущем самолет будут комплектовать российским агрегатом АПД-500 (на конвейер пока не поставлен). Редуктор – собственного производства.
Другие особенности
От своего «собрата» Як-3 новая учебно-тренировочная модель отличается лучшей безопасностью. Машина оборудована парашютной катапультой КС-100 от ведущего производителя в этой сфере – фирмы МВЕН. Некоторые технические характеристики УТС:
✅ крейсерская и максимальная скорость – 340 и 410 км/ч
✅ сваливание происходит на 120 км/ч
✅ наибольшая высота – 4 км
✅ скороподъемность при массе 1100 кг – 15,5 м/сек.
✅ перегрузки – от +8 до -6G
✅ пробег – 276 м
На движок пока устанавливается импортный винт. Однако в компании заявляют, что ведутся работы по изготовлению своего семейства этих изделий.

В частности, это будет винт ВВ-3-250 изменяемого шага с тремя полыми лопастями из композита. И еще один – ВСВ-4 (соосный).
Когда начнутся полеты
Они запланированы на текущий год. УТС оборудован сдвоенным, дублированным управлением, что дает возможность обучать пилотов, совершенствовать их навыки.

Конструкторские особенности позволяют машине участвовать во всевозможных мероприятиях: гонках, аэрошоу. Опытный летчик совершит практически все фигуры высшего пилотажа.
Гендиректор компании С. Корнеев уверен, что созданная в организации модель, как минимум, выполнит все виражи, на которые способен конкурент Як-52
.Есть и еще одно предназначение: проведение развлекательных (туристических) полетов. А кроме того – киносъемки: ведь внешне это почти копия Як-3. Участие в «воздушных боях» – оригинальная практика для начинающего летчика, желающего освоить технику пилотирования.
Перспективы
В течение ближайшего времени, сообщает глава КБ, планируется, кроме самолетов-реплик, создавать модели, специально разработанные для высоких пилотажных достижений. Это АК-21, а также линейка УТС, рассчитанных на два и четыре места.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

10 советских грузовиков долгожителей: почему их не хотели снимать с производства?
Советская автомобильная промышленность подарила стране немало легендарных грузовиков, которые стали неотъемлемой частью дорог и стройплощадок. Некоторые из них...

Ускоряем импортозамещение – завод производителя МС-21 модернизировали
Часть работ осуществляли без остановки цехов. Помимо этого появилась информация о количестве собранных серийных лайнеров....

LADA Aura теряет популярность: АВТОВАЗ резко сокращает производство модели
Обещали, что в 2025 году производитель соберет 8 000 автомобилей. Увы, но этого не случится....

Грузовой внедорожник из СССР – как себя «чувствует» ГАЗ-63 в 2025 году
Горьковский автомобильный завод начал проектировать эту модель еще в 1938 году, но в серию она смогла выйти только через десять лет. Ключевым преимуществом и...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....