Hispano-Suiza Carmen: «И летит напряженно и дально голубая Испано-Сюиза»
Быть бы ей рядовой электричкой. Правда, эта «заурядность» замечательно хороша внешне и сильна на уровне гиперкаров современности – Lotus или, скажем, Rimac.
Штучный товар: в 2019-2021 годах выпустили 19 экземпляров «Испано-Сюиза Кармен», а далее запланированы всего 5 единиц. Ценник соответствует – 1,5-2,5 млн евро без налогов. И все же она была бы «одной из…», но стала особенной.
Аура… Или как по-другому назови эту невидимую субстанцию, окружающую модель. Постараемся сделать осязаемым ореол сверхбыстрого автомобиля наших дней, потому что безраздельно очарованы историей марки Hispano-Suiza.
Про нее в уникальном авторском стиле пел Александр Вертинский:
Конечно, не теперешней «Кармен», героине нашего обзора, посвящал стихи неподражаемый бард, кумир советской молодежи. А. Вертинский говорил о безумно дорогих и невероятно роскошных автомашинах некогда великого испано-швейцарского бренда.
Блеск тех моделей погасили всполохи Испанской Гражданской войны 1936 года. Дело разрушения компании довершила Вторая мировая. А наша электрическая красавица Hispano-Suiza Carmen призвана возродить легенду 10-30-х прошлого века.
Идея регенерации славной марки заложена уже в названии авто: Кармен – имя правнучки человека, имевшего непосредственное касательство к шикарным «Испано-Сюиза». Однако, к истокам.
Выходца из провинции Галисия звали Хосе Мария Кастро Фернандес. Он явился в Каталонию в 1897-ом с мешком денег. Намеревался поддержать начинания инженера, капитана артиллерии Эмилио де ла Куадра Альбиоля. Этот задумал производить электрические автобусы. Через год Фернандес и Эмилио организовали автомобильную компанию La Cuadra.
Пригласили швейцарского конструктора высшего уровня Марка Биркигта. Имя этого новатора стоило бы высечь золотыми буквами на скрижалях истории машиностроительной отрасли. В зачетной книжке Биркигта много чего интересного. Например, 4-цилиндровый мотор с двумя распредвалами в сочетании с 4-ступенчатой коробкой передач. И это в 1903 году!
Швейцарец придумал тормоза с усилителями. Первым разместил распредвал двигателя V8 в ГБЦ над камерой сгорания (в стандартных версиях РВ находился в блоке двигателя под камерой сгорания). Изобретений, впрочем, не счесть.
Заслуга Марка в том, что он убедил компаньонов производить не электроавтобусы, а легковушки на ДВС. Мытарствам испанских автомобильных первопроходцев можно только «позавидовать». С 1898 года по 1904-ый они умудрились дважды обанкротиться. Их первый автобус на батареях, сойдя с конвейера, проехал от заводских ворот 4 м. Потом его буксировали назад, в цех, на доработку. За весь 1903 год они построили и продали всего 4 единицы 10-сильных автомобилей.
Словом, дело шло к краху. Но на сцене появился спаситель.
Дальнейшее развитие марки, которой в 1904 году присвоили имя Hispano-Suiza, неразрывно связано с Дамианом Матеу (1863-1935). Энергичный предприниматель, отличный организатор заменил галисийца и артиллериста. В штате из старых кадров техническим директором остался только швейцарец Марк Биркигт.
Производство перенесли в Барселону. Работа закипела. Создали новые 4- и 6-цилиндровые двигатели. В недрах шести котлов непомерного объема рождалось крупное «поголовье» – 75 л. с. Модель с этим движком под фотокамеры корреспондентов выставили на испытание. Маршрут Перпиньян-Париж (847 км) машина преодолела за 22 часа.
Газеты зашумели: компания заявила о себе широкой аудитории. Мир увидел реального конкурента раскрученным европейским брендам. Популяризации марки немало поспособствовал ярый автомобилист король Испании Альфонсо Тринадцатый. Его именем в 1911 году назвали 45-сильную модель Hispano-Suiza Alfonso XIII, которая развивала 120 км/ч.
В Первую мировую заводы Дамиана Матеу выпускали авиационные двигатели. С 1914 по 1918 годы произвели 50 тыс. моторов, в том числе, для легендарной французской 12-й эскадрильи Жоржа Гинемера. На фюзеляжах этих самолетов был изображен аист с опущенными крыльями. Позднее птица стала эмблемой марки, поселилась на капотах «Испано-Сюиза». Первой послевоенной моделью с аистом был культовый H6 1919 года.
Еще в начале деятельности компания открыла филиалы под Парижем, поэтому частенько марку ошибочно называют французской. Лицензию на революционные авто купили британцы, итальянцы, чехи. Череда мощных, красивых машин станет темой наших позднейших материалов.
О великолепии и популярности моделей говорят владельцы: Коко Шанель, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн. На испанских люксовых машинах ездили Андре Ситроен и Эдсель Форд. Потрясающие автомобили с аистом на борту стояли в гараже Ротшильдов, шаха Персии, принца Монако и прочих публичных личностей первой половины 20-го века.
Однако политические события в стране положили конец предприятию Дамиана Матеу. В пылу Гражданской войны разрушились связи с государствами-соседями и подразделениями бренда. В довершение к бедам, неожиданно скончался бессменный руководитель интернациональной компании Д. Матеу.
Во время Второй мировой Испания и Франция оказались по разные стороны баррикад. В послевоенные годы восстановить марку не удалось. То, что сталось от «Испано-Сюиза», по кускам присоединяли к другим фирмам, например, Pegaso. В итоге все превратилось в хорошо известную SEAT.
Бренд настолько знаменит и узнаваем, что о нем грешно забыть. Первую попытку реинкарнации марки, которая в лучшие годы котировалась выше «Роллс-Ройса», предприняла в 2000-х инжиниринговая барселонская компания Mazel Group. Три года подряд она выставляла прототипы, надеясь найти инвесторов. Безуспешно.
Ту же неудачу потерпел в 2010 году австрийский дизайнер Эрвин Лео Химмель. Стилист работал в «Ауди», «Фольксвагене», «Шкоде». Но возрождение состоялось только благодаря усилиям наследников семьи Матеу. Шедевр благодарные потомки показали на Женевском автошоу 2019.
Купе Carmen разработали и создали в Барселоне. Прототипом выбрали заслужившую поклонение современников Hispano Suiza H6C 1938 (о ней будет отдельный материал). Схожесть наблюдается в аэродинамическом профиле машин, закрытых задних колесных арках.
Разработчики подошли к делу максимально деликатно. Скрупулезно прорабатывали каждую деталь, но переосмыслили наследие на современный лад.
В основе 2-дверного электрокара лежит углепластиковый монокок весом 195 кг. Масса автомобиля – 1690 кг. Жесткость кузова на кручение потрясает – 50 тыс. Н*м/град. Но коэффициент лобового сопротивления обычный – 0,325.
Размеры машины при базе колес 2800 мм:
✅ Длина – 4733 мм
✅ Ширина – 2040 мм
✅ Высота – 1242 мм
В купе два синхронных электродвижка, по одному на каждое заднее колесо. Суммарная мощность силовых агрегатов 1020 л. с. Подвеска адаптивная двухрычажная по кругу. Тормозная система AP Racing. Диски из углерод-керамики, суппорта на 4-х скатах 6-поршневые.
Литий-полимерная АКБ емкостью 80 кВт*ч нашла место в центральном тоннеле позади автокресел. Батарея имеет жидкостное охлаждение, для которого предусмотрены 3 радиатора. Пробег до восполнения энергии – 400 км.
Предельная скорость ограничена 250 км/ч, первая «сотня» покоряется менее, чем за 3 сек. О внутренней роскоши умолчим. Но отметим, что бортовой компьютер с 10-дюймовым дисплеем передает телеметрию авто прямиком в штаб-квартиру производителя.
Уже через год компания вывела в свет модификацию «Кармен Булонь» с открытыми арками задних колес. А итерация 2024-го с роскошным V-образным задним антикрылом называется «Кармен Сагрэра». Суммарная мощность 4-х двигателей этих машин составляет 1114 электрокобыл. Развесовка идеальная – 50/50. В варианте 2019 года, на заметку, вес смещен к корме – 40/60. Первые «сто» Sagrera разменивает за 2,5 сек.
Кстати! А что это за красивое слово «Сюиза»? «Швейцарская», оказывается…
Штучный товар: в 2019-2021 годах выпустили 19 экземпляров «Испано-Сюиза Кармен», а далее запланированы всего 5 единиц. Ценник соответствует – 1,5-2,5 млн евро без налогов. И все же она была бы «одной из…», но стала особенной.
История марки
Аура… Или как по-другому назови эту невидимую субстанцию, окружающую модель. Постараемся сделать осязаемым ореол сверхбыстрого автомобиля наших дней, потому что безраздельно очарованы историей марки Hispano-Suiza.
Hispano-Suiza Carmen: футуристический дизайн с элементами ретро. Фото: YouTube.com
Про нее в уникальном авторском стиле пел Александр Вертинский:
Ах, сегодня весна Боттичелли!
Вы во власти весеннего бриза,
Вас баюкает в мягкой качели
Голубая «Испано-Сюиза» ...
Вы во власти весеннего бриза,
Вас баюкает в мягкой качели
Голубая «Испано-Сюиза» ...
Конечно, не теперешней «Кармен», героине нашего обзора, посвящал стихи неподражаемый бард, кумир советской молодежи. А. Вертинский говорил о безумно дорогих и невероятно роскошных автомашинах некогда великого испано-швейцарского бренда.
«Кармен Булонь» 2021 с открытыми арками задних колес. Фото: YouTube.com
Блеск тех моделей погасили всполохи Испанской Гражданской войны 1936 года. Дело разрушения компании довершила Вторая мировая. А наша электрическая красавица Hispano-Suiza Carmen призвана возродить легенду 10-30-х прошлого века.
Идея регенерации славной марки заложена уже в названии авто: Кармен – имя правнучки человека, имевшего непосредственное касательство к шикарным «Испано-Сюиза». Однако, к истокам.
Артиллерист, галисийский «детонатор» и швейцарский гений
Выходца из провинции Галисия звали Хосе Мария Кастро Фернандес. Он явился в Каталонию в 1897-ом с мешком денег. Намеревался поддержать начинания инженера, капитана артиллерии Эмилио де ла Куадра Альбиоля. Этот задумал производить электрические автобусы. Через год Фернандес и Эмилио организовали автомобильную компанию La Cuadra.
Одна из первых моделей бренда на электрических батареях. Фото: YouTube.com
Пригласили швейцарского конструктора высшего уровня Марка Биркигта. Имя этого новатора стоило бы высечь золотыми буквами на скрижалях истории машиностроительной отрасли. В зачетной книжке Биркигта много чего интересного. Например, 4-цилиндровый мотор с двумя распредвалами в сочетании с 4-ступенчатой коробкой передач. И это в 1903 году!
Швейцарец придумал тормоза с усилителями. Первым разместил распредвал двигателя V8 в ГБЦ над камерой сгорания (в стандартных версиях РВ находился в блоке двигателя под камерой сгорания). Изобретений, впрочем, не счесть.
Заслуга Марка в том, что он убедил компаньонов производить не электроавтобусы, а легковушки на ДВС. Мытарствам испанских автомобильных первопроходцев можно только «позавидовать». С 1898 года по 1904-ый они умудрились дважды обанкротиться. Их первый автобус на батареях, сойдя с конвейера, проехал от заводских ворот 4 м. Потом его буксировали назад, в цех, на доработку. За весь 1903 год они построили и продали всего 4 единицы 10-сильных автомобилей.
Словом, дело шло к краху. Но на сцене появился спаситель.
Дамиан Матеу: начало, «золотой век» и закат легенды
Дальнейшее развитие марки, которой в 1904 году присвоили имя Hispano-Suiza, неразрывно связано с Дамианом Матеу (1863-1935). Энергичный предприниматель, отличный организатор заменил галисийца и артиллериста. В штате из старых кадров техническим директором остался только швейцарец Марк Биркигт.
Модель Hispano-Suiza Alfonso XIII 1911 года. Фото: YouTube.com
Производство перенесли в Барселону. Работа закипела. Создали новые 4- и 6-цилиндровые двигатели. В недрах шести котлов непомерного объема рождалось крупное «поголовье» – 75 л. с. Модель с этим движком под фотокамеры корреспондентов выставили на испытание. Маршрут Перпиньян-Париж (847 км) машина преодолела за 22 часа.
Газеты зашумели: компания заявила о себе широкой аудитории. Мир увидел реального конкурента раскрученным европейским брендам. Популяризации марки немало поспособствовал ярый автомобилист король Испании Альфонсо Тринадцатый. Его именем в 1911 году назвали 45-сильную модель Hispano-Suiza Alfonso XIII, которая развивала 120 км/ч.
В Первую мировую заводы Дамиана Матеу выпускали авиационные двигатели. С 1914 по 1918 годы произвели 50 тыс. моторов, в том числе, для легендарной французской 12-й эскадрильи Жоржа Гинемера. На фюзеляжах этих самолетов был изображен аист с опущенными крыльями. Позднее птица стала эмблемой марки, поселилась на капотах «Испано-Сюиза». Первой послевоенной моделью с аистом был культовый H6 1919 года.
Эмблема Hispano-Suiza появилась после Первой мировой. Фото: YouTube.com
Еще в начале деятельности компания открыла филиалы под Парижем, поэтому частенько марку ошибочно называют французской. Лицензию на революционные авто купили британцы, итальянцы, чехи. Череда мощных, красивых машин станет темой наших позднейших материалов.
О великолепии и популярности моделей говорят владельцы: Коко Шанель, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн. На испанских люксовых машинах ездили Андре Ситроен и Эдсель Форд. Потрясающие автомобили с аистом на борту стояли в гараже Ротшильдов, шаха Персии, принца Монако и прочих публичных личностей первой половины 20-го века.
Однако политические события в стране положили конец предприятию Дамиана Матеу. В пылу Гражданской войны разрушились связи с государствами-соседями и подразделениями бренда. В довершение к бедам, неожиданно скончался бессменный руководитель интернациональной компании Д. Матеу.
Первая модель Hispano-Suiza с аистом на борту. Фото: YouTube.com
Во время Второй мировой Испания и Франция оказались по разные стороны баррикад. В послевоенные годы восстановить марку не удалось. То, что сталось от «Испано-Сюиза», по кускам присоединяли к другим фирмам, например, Pegaso. В итоге все превратилось в хорошо известную SEAT.
Рождение Hispano-Suiza Carmen
Бренд настолько знаменит и узнаваем, что о нем грешно забыть. Первую попытку реинкарнации марки, которая в лучшие годы котировалась выше «Роллс-Ройса», предприняла в 2000-х инжиниринговая барселонская компания Mazel Group. Три года подряд она выставляла прототипы, надеясь найти инвесторов. Безуспешно.
Ту же неудачу потерпел в 2010 году австрийский дизайнер Эрвин Лео Химмель. Стилист работал в «Ауди», «Фольксвагене», «Шкоде». Но возрождение состоялось только благодаря усилиям наследников семьи Матеу. Шедевр благодарные потомки показали на Женевском автошоу 2019.
Слева – Hispano Suiza H6C, справа – «Испано-Сюиза Кармен». Фото: YouTube.com
Купе Carmen разработали и создали в Барселоне. Прототипом выбрали заслужившую поклонение современников Hispano Suiza H6C 1938 (о ней будет отдельный материал). Схожесть наблюдается в аэродинамическом профиле машин, закрытых задних колесных арках.
Разработчики подошли к делу максимально деликатно. Скрупулезно прорабатывали каждую деталь, но переосмыслили наследие на современный лад.
Технические данные модели
В основе 2-дверного электрокара лежит углепластиковый монокок весом 195 кг. Масса автомобиля – 1690 кг. Жесткость кузова на кручение потрясает – 50 тыс. Н*м/град. Но коэффициент лобового сопротивления обычный – 0,325.
Размеры машины при базе колес 2800 мм:
✅ Длина – 4733 мм
✅ Ширина – 2040 мм
✅ Высота – 1242 мм
В купе два синхронных электродвижка, по одному на каждое заднее колесо. Суммарная мощность силовых агрегатов 1020 л. с. Подвеска адаптивная двухрычажная по кругу. Тормозная система AP Racing. Диски из углерод-керамики, суппорта на 4-х скатах 6-поршневые.
Творческий коллектив на презентации «Испано-Сюиза Кармен». Фото: YouTube.com
Литий-полимерная АКБ емкостью 80 кВт*ч нашла место в центральном тоннеле позади автокресел. Батарея имеет жидкостное охлаждение, для которого предусмотрены 3 радиатора. Пробег до восполнения энергии – 400 км.
Предельная скорость ограничена 250 км/ч, первая «сотня» покоряется менее, чем за 3 сек. О внутренней роскоши умолчим. Но отметим, что бортовой компьютер с 10-дюймовым дисплеем передает телеметрию авто прямиком в штаб-квартиру производителя.
Carmen Sagrera 2024. Фото: YouTube.com
Уже через год компания вывела в свет модификацию «Кармен Булонь» с открытыми арками задних колес. А итерация 2024-го с роскошным V-образным задним антикрылом называется «Кармен Сагрэра». Суммарная мощность 4-х двигателей этих машин составляет 1114 электрокобыл. Развесовка идеальная – 50/50. В варианте 2019 года, на заметку, вес смещен к корме – 40/60. Первые «сто» Sagrera разменивает за 2,5 сек.
Кстати! А что это за красивое слово «Сюиза»? «Швейцарская», оказывается…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....