
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
Эти величественные «птицы», парящие невысоко над водой, похоже, имеют все шансы расширить свое присутствие в прибрежных районах, по крайней мере, некоторых американских штатов. Местами недооцененная техника может стать более эффективной и доступной альтернативой обычным электрическим катерам и лодкам, которая, к тому же гораздо быстрее движется и на более дальние расстояния. А если к этим возможностям добавить еще и водородное топливо?
Именно на этот вопрос пытается ответить молодой производитель из Майами – Sea Cheetah, работая над созданием водородных океанических «гидропланов». Также эта компания совместно с H3 Dynamics разрабатывает проект по созданию сети заправок для этого вида топлива.
Есть немало примеров, благодаря которым можно оценить все преимущества надводных планеров. Это и «летающая лодка» Хьюза – Spruce Goose, и советские легенды – «Каспийский монстр» и «Лунь», и уже совсем современные – электрический Viceroy Seaglider от Regent и бензиновый Airfish-8. Последний, кстати, в 2025 году поступит в коммерческую эксплуатацию в Турции, в качестве транспортного средства для организации туристических и частных полетов.
Такое видение у Sea Cheetah насчет будущего экранопланов. Фото: seacheetah.com
Основным преимуществом гидропланов, как известно, является так называемый экранный эффект, когда подъемная сила и другие аэродинамические характеристики летательного аппарата резко увеличиваются при его приближении к экранирующей поверхности. При этом можно достичь очень впечатляющих результатов – если, например, удастся пролететь на высоте, не превышающей 5% размаха крыла, то дальность полета может быть увеличена практически в 2,5 раза.
Единственным «камнем преткновения» на пути к увеличенной автономности самолетов и судов в эпоху электрификации являются аккумуляторные батареи. А точнее их ограниченная емкость, которая не позволяет «разгуляться на полную». И тут взор многих производителей обратился в сторону водородных технологий.
Планируется выпуск даже частных версий экранопланов. Фото: seacheetah.com
Среди них и молодая компания из Флориды – Sea Cheetah, которая недавно представила свой проект водородных экранопланов и сверхбыстрой заправки для них. Правда, на данный момент трудно оценить его реальные перспективы, так как не раскрыты основные характеристики аппаратов, и, что самое главное, производитель не дошел даже до уровня «прототипов».
При этом, из представленных Sea Cheetah эскизов, четко просматривается схожесть их планера с уже упомянутым ранее Airfish-8. Новый гидроплан оснащен стреловидным крылом, которое имеет большую площадь поверхности и загнутые вверх «наконечники». Два электрических движителя подают поток воздуха назад, под заднее крыло.
Sea Cheetah работает также над созданием необходимой инфраструктуры. Фото: seacheetah.com
Также конструкция Sea Cheetah подразумевает наличие двух больших понтонов, расположенных по обе стороны от фюзеляжа. Они, по всей видимости, предназначены для хранения водородного топлива, которое, как известно, отличается большим объемом при малой массе.
Как сообщается, на основе представленной формы планируется создание как грузовой, так и пассажирской версий. Кроме того, производитель анонсировал выпуск и одноместной модели, хотя ее практичность остается под вопросом.
Все они, как предполагается, будут оснащены автоматической системой управления, что обеспечит высокий уровень безопасности. При этом, не исключено, что часть функций будет осуществляться капитаном в ручном режиме. Да, именно капитаны, так как классифицироваться экранопланы будут как морские суда, что недавно было подтверждено официально.
Это еще одно преимущество в пользу развития экранопланов. Компаниям, производящим данный вид транспорта, не потребуется его проводить через чрезвычайно дорогой и длительный процесс сертификации FAA для того, чтобы получить разрешение на коммерческую эксплуатацию.
Так будут выглядеть погрузочные платформы. Фото: seacheetah.com
Конечно, при одобрении могут возникнуть определенные трудности из-за некоторых эксплуатационных проблем. Например, судну на динамической подушке будет довольно сложно маневрировать или осуществить резкую остановку на большой скорости. Но, несмотря даже на такие «подводные камни», процесс будет намного быстрее и проще, чем если бы пришлось все это делать «с нуля».
Отсюда вырисовывается отличная «картина» – выгоды для потенциальных клиентов должны быть впечатляющими. Еще бы – на порядок дешевле, чем самолетом, и при этом намного быстрее, чем на катере или другом «экологическом» водном транспорте.
На этот вопрос пока сложно дать однозначный ответ. Нет четкого понимания, какое именно преимущество даст водород в вопросе дальности полета самолета WiGE перед электрическими моделями, такими как, например, Regent Viceroy Seaglider. Последний, к слову, предназначен для перевозки 12 человек. Запас его хода составляет порядка 300 км, а крейсерская скорость достигает 180 миль в час (около 300 км/ч).
Что касается Sea Cheetah, то на данный момент даже неизвестно, в каком виде они будут использовать водородное топливо – в сжатом или криогенном жидком состоянии. Однако, глядя на огромные понтоны, можно предположить, что они могут быть заполнены сжатым газом. Это значит, что Sea Cheetah эквивалентного размера может утроить допустимую дальность полета Seaglider. Если же предположить, что в баллонах будет жидкий водород, то этот показатель будет еще больше.
Тот факт, что к водородному топливу в последнее время очень много внимания, и оно регулярно проходит испытания в авиационной отрасли на эксплуатационную безопасность, им вполне могут заинтересоваться и другие компании, такие, например, как Regent. И тогда конкуренция естественным образом возрастет, а коммерческое преимущество получит тот производитель, кто раньше всех представит прототип или, что еще лучше, полномасштабный опытный образец.
Предусмотрены различные варианты эксплуатации экранопланов. Фото: seacheetah.com
Только полноценные летные испытания снимут «дымку» с вопроса о технических возможностях и экономической целесообразности проекта по созданию водородного экраноплана. После этого можно будет дать какую либо оценку о его перспективах, тем более, что выбор потенциального пассажира в пользу Sea Cheetah или любого другого аналогичного вида транспорта далеко не очевиден. На действительно дальние расстояния услуги авиакомпаний останутся в приоритете, если только пассажир не страдает аэрофобией.
Так что проект, конечно, все еще «сыроват», хоть и выглядит достаточно интересным. Мы будем следить за его развитием, если оно последует, и делиться информацией с вами.
Именно на этот вопрос пытается ответить молодой производитель из Майами – Sea Cheetah, работая над созданием водородных океанических «гидропланов». Также эта компания совместно с H3 Dynamics разрабатывает проект по созданию сети заправок для этого вида топлива.
Эффективные и недорогие
Есть немало примеров, благодаря которым можно оценить все преимущества надводных планеров. Это и «летающая лодка» Хьюза – Spruce Goose, и советские легенды – «Каспийский монстр» и «Лунь», и уже совсем современные – электрический Viceroy Seaglider от Regent и бензиновый Airfish-8. Последний, кстати, в 2025 году поступит в коммерческую эксплуатацию в Турции, в качестве транспортного средства для организации туристических и частных полетов.

Основным преимуществом гидропланов, как известно, является так называемый экранный эффект, когда подъемная сила и другие аэродинамические характеристики летательного аппарата резко увеличиваются при его приближении к экранирующей поверхности. При этом можно достичь очень впечатляющих результатов – если, например, удастся пролететь на высоте, не превышающей 5% размаха крыла, то дальность полета может быть увеличена практически в 2,5 раза.
Единственным «камнем преткновения» на пути к увеличенной автономности самолетов и судов в эпоху электрификации являются аккумуляторные батареи. А точнее их ограниченная емкость, которая не позволяет «разгуляться на полную». И тут взор многих производителей обратился в сторону водородных технологий.

Среди них и молодая компания из Флориды – Sea Cheetah, которая недавно представила свой проект водородных экранопланов и сверхбыстрой заправки для них. Правда, на данный момент трудно оценить его реальные перспективы, так как не раскрыты основные характеристики аппаратов, и, что самое главное, производитель не дошел даже до уровня «прототипов».
При этом, из представленных Sea Cheetah эскизов, четко просматривается схожесть их планера с уже упомянутым ранее Airfish-8. Новый гидроплан оснащен стреловидным крылом, которое имеет большую площадь поверхности и загнутые вверх «наконечники». Два электрических движителя подают поток воздуха назад, под заднее крыло.

Также конструкция Sea Cheetah подразумевает наличие двух больших понтонов, расположенных по обе стороны от фюзеляжа. Они, по всей видимости, предназначены для хранения водородного топлива, которое, как известно, отличается большим объемом при малой массе.
Как сообщается, на основе представленной формы планируется создание как грузовой, так и пассажирской версий. Кроме того, производитель анонсировал выпуск и одноместной модели, хотя ее практичность остается под вопросом.
Все они, как предполагается, будут оснащены автоматической системой управления, что обеспечит высокий уровень безопасности. При этом, не исключено, что часть функций будет осуществляться капитаном в ручном режиме. Да, именно капитаны, так как классифицироваться экранопланы будут как морские суда, что недавно было подтверждено официально.
Одни «плюсы»
Это еще одно преимущество в пользу развития экранопланов. Компаниям, производящим данный вид транспорта, не потребуется его проводить через чрезвычайно дорогой и длительный процесс сертификации FAA для того, чтобы получить разрешение на коммерческую эксплуатацию.

Конечно, при одобрении могут возникнуть определенные трудности из-за некоторых эксплуатационных проблем. Например, судну на динамической подушке будет довольно сложно маневрировать или осуществить резкую остановку на большой скорости. Но, несмотря даже на такие «подводные камни», процесс будет намного быстрее и проще, чем если бы пришлось все это делать «с нуля».
Отсюда вырисовывается отличная «картина» – выгоды для потенциальных клиентов должны быть впечатляющими. Еще бы – на порядок дешевле, чем самолетом, и при этом намного быстрее, чем на катере или другом «экологическом» водном транспорте.
Что даст водород?
На этот вопрос пока сложно дать однозначный ответ. Нет четкого понимания, какое именно преимущество даст водород в вопросе дальности полета самолета WiGE перед электрическими моделями, такими как, например, Regent Viceroy Seaglider. Последний, к слову, предназначен для перевозки 12 человек. Запас его хода составляет порядка 300 км, а крейсерская скорость достигает 180 миль в час (около 300 км/ч).
Что касается Sea Cheetah, то на данный момент даже неизвестно, в каком виде они будут использовать водородное топливо – в сжатом или криогенном жидком состоянии. Однако, глядя на огромные понтоны, можно предположить, что они могут быть заполнены сжатым газом. Это значит, что Sea Cheetah эквивалентного размера может утроить допустимую дальность полета Seaglider. Если же предположить, что в баллонах будет жидкий водород, то этот показатель будет еще больше.
Тот факт, что к водородному топливу в последнее время очень много внимания, и оно регулярно проходит испытания в авиационной отрасли на эксплуатационную безопасность, им вполне могут заинтересоваться и другие компании, такие, например, как Regent. И тогда конкуренция естественным образом возрастет, а коммерческое преимущество получит тот производитель, кто раньше всех представит прототип или, что еще лучше, полномасштабный опытный образец.

Только полноценные летные испытания снимут «дымку» с вопроса о технических возможностях и экономической целесообразности проекта по созданию водородного экраноплана. После этого можно будет дать какую либо оценку о его перспективах, тем более, что выбор потенциального пассажира в пользу Sea Cheetah или любого другого аналогичного вида транспорта далеко не очевиден. На действительно дальние расстояния услуги авиакомпаний останутся в приоритете, если только пассажир не страдает аэрофобией.
Так что проект, конечно, все еще «сыроват», хоть и выглядит достаточно интересным. Мы будем следить за его развитием, если оно последует, и делиться информацией с вами.
- Lilu
- seacheetah.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....