Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
2 990

Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»

Авиастроительная промышленность России сейчас находится на новом и важном этапе. Многие производители вынуждены перейти на полностью отечественные комплектующие. Конечно, такой глобальной «перестройке» сопутствуют определенные трудности, повышенные расходы и затяжные процессы.


Тем не менее мы видим, что такие проекты, как МС-21, Ту-214, SSJ-100 из исключительно российских комплектующих постепенно становятся реальностью. Пускай происходит все не так быстро, как многим бы хотелось, но динамика ведь положительная.

Впрочем, это все крупные самолеты, лайнеры воздушного пространства. А как обстоят дела с малой авиацией? Сегодня мы поговорим об одном из представителей семейства – ЛМС-901 «Байкал».

Замена «Аннушки»


Самолет с модельным индексом 901 пришел на смену культовому Ан-2. Тот, в свою очередь, также был «заместителем». Его создали в 53-м отделе Новосибирского КБ в 40-х годах прошлого столетия.

Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»Момент первого полета «Байкала». Фото: YouTube.com

Модель разрабатывалась в качестве замены устаревшему У-2. Проектированием преемника занимался сам Олег Антонов. Вначале Ан назывался СХА или СХ-1. Ключевой особенностью машины стала возможность эксплуатации на коротких ВПП длиной не более 600 м.

Воздушное судно было протестировано и выпущено в серию. Насколько оно оказалось успешным можно понять по соответствующей записи в Книге Гиннесса. Ан-2 непрерывно выпускали более 60 лет, чего не скажешь ни об одном другом самолете в мире.

Небесное судно активно использовалось в ВВС и на локальных авиалиниях для перевозки небольшого количества грузов или пассажиров. Как правило, это были отдаленные поселения. Также на них выполняли и сельскохозяйственные работы.

ЛМС-901 «Байкал» готовят к выставке МАКС в 2021 году. Фото: YouTube.com

Особые заслуги на гражданском поприще Ан-2 получил на Крайнем Севере и в Сибири. На нем же учились многие будущие пилоты. Альтернатив «Аннушке» попросту не было.

Это трудно представить, но машина, выпускаемая с 1947 года, с десяток лет назад выполняла до 90 процентов задач в сегменте малой авиации. Впрочем, она порядком устарела в техническом плане и требовала замены.

История возникновения «Байкала»


Первые проекты модернизации «Аннушки» были еще в десятых годах. Тогда речь шла лишь о ремоторизации самолета. Инженеры планировали установить турбовинтовой мотор.

Культовая «Аннушка» – Ан-2 . Фото: YouTube.com

Ожидалось, что модификация позволит перевозить до 9 пассажиров или 3 тонны груза. Это в два раза больше, чем у оригинального Ан-2. Скорость и автономность тоже должна вырасти. Так и получился ТВС-2ДТС – биплан с американскими моторами, корпус которого изготовлен из композита.

Машина хорошо прошла тесты, но Министерство промышленности решило свернуть проект. Причиной такого решения стал избыток зарубежных компонентов.

Тогда в 2019 году прошел еще один тендер. Победителем этого «соревнования» стал «Байкал-Инжиниринг», входящий в Уральский завод гражданской авиации.

Начальная цена госконтракта составила 1,3 млрд руб. Два года назад проект дополнительно профинансировали на 3,5 млрд руб. Основным назначением транзакции стала доработка модели.

Характеристики


Перед создателями «Байкала» стояло довольно-таки амбициозное техническое задание. В списке требований находились:

✅ крейсерская скорость – 300 км/час
✅ полезная нагрузка – 2 тонны
✅ дальность – 1,5 тыс. км
✅ стоимость – 120 млн руб.

Со слов конструкторов УЗГА, некоторые требования к легкому самолету оказались неоднозначными. Инженеры должны были создать машину, которая сможет перевозить гораздо больше груза, чем Ан-2. При этом взлетать нужно с такой же короткой «грунтовки».

Так выглядит кабина пилота ЛМС-901 «Байкал». Фото: YouTube.com

Для проектирования летательного аппарата даже привлекались опытные северные летчики, которые хорошо знакомы с Ан-2. В итоге команда пришла к концепции моноплана с высоко расположенным подкосным крылом.

Размеры и весовые характеристики ЛМС-901 «Байкал» выглядят следующим образом:

✅ длина – 12 м
✅ высота – 3,7м
✅ размах крыла – 16,5 м
✅ площадь крыла – 28,7 кв. м
✅ пустая масса – 2 тонны
✅ максимальная взлетная масса – 4,8 тонны
✅ вместимость – 9 чел.

Такое конструктивное решение дало множество преимуществ. Основополагающими из них стали взлетная масса и улучшенная аэродинамика.

«Байкал» получил российский двигатель ВК-800. Фото: YouTube.com

Кроме того, моноплан содержит в себе меньше деталей. Это, в свою очередь, позволяет в значительной степени сэкономить на производстве.

Технические характеристики «Байкала» такие:

✅ максимальная дальность – 3 тыс. км
✅ взлетный разбег – 220 м
✅ посадочный пробег – 190 м
✅ максимальная скорость – 300 км/час

Помимо вышеуказанного, на ЛМС-901 установили отечественную авионику. Она позволяет совершать полеты в сложных погодных условиях с минимальной видимостью. Также в списке оснащения значатся погодные локаторы.

Впоследствии ожидаются специализированные версии самолета. Как дополнительные опции, УЗГА предлагает поплавки для посадки на воду, лыжи для снежных условий и увеличенные колеса низкого давления типа Бушкрафт.

Когда полетит


Дебют ЛМС-901 состоялся в 2021 г. Тогда производитель сообщал, что самолет пройдет сертификацию в 2022 г, а еще через год начнутся прямые поставки. Но мы тут, в настоящем времени, знаем, что этого не произошло.

Сроки сместились. Первый полет осуществили зимой 2022 г. Машина пробыла в полете 25 минут. Согласно летного задания выполнялись первые маневры.

ЛМС-901 «Байкал» поступит в серию в 2026 году. Фото: YouTube.com

Тогда же было принято решение, что сборку воздушного судна будут осуществлять в Комсомольске-на-Амуре. Первой компанией, которая получит самолет, станет «Аврора». Последняя появилась в 2013 году, как результат слияния «Сахалинских Авиатрасс» и «Владивосток Авиа».

В прошлом месяце глава Минпромторга РФ сообщил об очередном изменении сроков. Теперь новой датой поступления «Байкала» называют 2026 год. В первую партию войдут пять экземпляров.

Задержку объясняют полным переходом на российские комплектующие. В качестве силовой установки будет применяться ВК-800. Газотурбинный двигатель выдает 800 л. с. мощности в пиковом режиме.

Агрегат сертифицируют лишь к концу 2025 года. Как и в случае с крупными российскими лайнерами, переход на отечественные моторы сместил итоговые сроки.

Стоимость


Изначально в техническом задании закладывалась стоимость ЛМС-901 в 120 млн руб. За основу брались такие самолеты, как Cessna 208 и Pilatus PC-6. «Байкал» должен был быть дешевле зарубежных аналогов.

Так выглядит салон «Байкала». Фото: YouTube.com

Год назад эту цифру изменили до 178 млн руб. В августе 2024 г. было опубликовано письмо ГТЛК, в котором в первый год поставки ЛМС-901 стоил уже 455 млн руб. При этом каждый последующий год цена будет повышаться на 4 процента.

Во время Восточного экономического форума появились сведения о еще одном изменении стоимости. Заместитель Председателя Правительства сообщил, что «особое поручение» президента страны снизило ценник самолета в два раза. Во сколько сейчас обходится производство – доподлинно неизвестно.

Заключение


На текущий момент подписанны контракты на 62 экземпляра. В качестве эксплуатантов фигурируют вышеупомянутая «Аврора», «Витязь-Аэро» и «Аэросервис». Также ведутся переговоры о поставках в Бурятию, Чукотку, Магаданскую и Иркутскую области.

ЛМС-901 будут использовать в отдаленных регионах РФ со сложными климатическими условиями. Что касается эксплуатации в других сферах – об этом пока не сообщается. Кроме того, все чаще встречаются мнения о потенциальной пользе «Байкала» в санавиации.
А что вы скажете по поводу ЛМС-901 «Байкал»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас