Машина и ДВС дергаются на малых оборотах: почему и что делать
Вы привычно усаживаетесь в водительское кресло, пускаете двигатель и начинаете движение. Однако вместо плавного съезда машина дергается, глохнет. То же самое происходит при разгоне, переключении передач. Приходится снова заводить мотор и газовать, чтобы нормально ехать.
Что делать в таких случаях? Здесь главное – выявить причину: а их может быть довольно много. Некоторые проблемы решаются самостоятельно, для устранения других неисправностей понадобится специальное оборудование.
В первую очередь стоит обратить внимание на возможные механические поломки. Плавность хода может быть нарушена из-за:
✅ заедания, неисправности дроссельного узла
✅ КПП
✅ сцепления
✅ элементов тормозной системы
✅ ходовой части (подвески)
Современный автомобиль напичкан кучей различных датчиков. Если один из них подает неверный сигнал в ЭБУ (или данные вообще не выдаются, например, из-за обрыва проводки), то мотор будет работать неустойчиво. Но сначала обратимся к двигателю. И первое, что можно сделать – простейшее: проверить натяжение ремня ГРМ. Если оно слабое, механизм станет работать невпопад с другими системами силового агрегата, что и приведет к дерганью.
Нерегулярная его подача «гарантирует» рывки на малых оборотах, при съезде с места. Причина может крыться в загрязненном топливном фильтре, частичной поломке насоса, нарушении герметичности трубопровода или форсунке, в которую попали посторонние микрочастицы. Еще – из-за некачественного, или не соответствующего рекомендуемому октановому числу, горючего.
Основным источником проблем может быть ДМРВ и фильтр. Последний нужно менять в 2 раза чаще, чем это предусмотрено инструкцией, если авто эксплуатируется в сложных условиях. Например, сильно запыленной местности.
Редко, но бывает, что выходит из строя воздуховод (например, на гофрированном шланге – трещины или порывы). Может быть неисправен и сам ДМРВ: деталь недешевая, т. к. в ее состав входят нити из драгоценных металлов.
Определить, что этот датчик неисправен, не так уж сложно. Помимо дергания, автомобиль будет много расходовать топлива, глохнуть при переключении передач. Авто плохо заводится на «холодную», горит Check. Проверить ДМРВ можно самостоятельно, для чего понадобится омметр (мультиметр). Отсоедините колодку от датчика. Нужно измерить сопротивление между пронумерованными контактами, один из которых – «3». Оно должно быть:
✅ со вторым «2» – свыше 2 Мом
✅ с четвертым «4» – 4,5 кОм
✅ с пятым «5» – от 320 до 380 кОм
Поменяйте полярность щупов и повторите измерения. Они должны быть одинаковыми. Следующий способ проверки заключается в тестировании напряжения. Включите зажигание, и, не вынимая колодки, проколите изоляцию, чтобы прикоснуться плюсовым щупом к 1-му контакту (чаще всего он красный). Минусовый прислоните к «массе». Хороший датчик покажет напряжение 0,996-1,01 В.
По мере износа показания будут больше. И еще один косвенный момент: расход воздуха (нужен бортовой компьютер или сканер) на холостом ходу – 8-9 л/ч. При резком нажатии на газ цифра должна подскочить примерно до 220 л/ч.
Сначала протестируем ДПДЗ. Любопытно, но признаки его неисправности практически точно такие же, что и ДМРВ. Поэтому при их появлении имеет смысл поочередно протестировать оба датчика. Как проверить ДПДЗ? Проще это сделать мультиметром, если у вас нет автосканера. Включите зажигание и подсоедините плюсовый щуп прибора к сигнальному («С», находится вверху) проводу датчика (снимать его не надо).
Минус прибора подсоедините к «массе». Если заслонки не трогать, напряжение будет равно 0,5 В. Если плавно их открыть, должно получиться 4,5-4,8 В. Также проверьте контакт «А»: на него поступает питание 5 В.
Его задача – информирование ЭБУ о скорости вращения коленвала. При неисправности датчика ко всем вышеперечисленным признакам добавляются провалы при резком нажатии на газ, плавание оборотов в любых режимах езды, трудный пуск и вибрации ДВС, его «троение». Иногда старт движка вообще невозможен. Если датчик индуктивный (а чаще всего это так), проверьте сопротивление его обмотки. Прибор должен показывать в пределах от 550 до 700 Ом (зависит от модели авто).
Разумеется, лучший вариант – поставить заведомо исправное устройство и сравнить работу двигателя. Иногда помогает банальный метод: прежде чем менять датчик, протрите его контакты растворителем, спиртом.
Из-за нее машина тоже может дергаться. Если это «механика», причина чаще всего кроется в изношенности шестеренок, иных элементов КПП. Если «автомат», «виновником» может быть гидротрансформатор или электроника. Тогда ремонт выльется в «копеечку».
Что касается сцепления, то здесь чаще всего причина – в сильно изношенном (бракованном) диске. Косвенным подтверждением служит резкое падение оборотов (ниже самых малых) при переключении скоростей. Есть и простая причина, из-за которой авто дергается при съезде – износ или плохое закрепление подушек двигателя, коробки. Опоры проверить несложно: возьмите монтажку и приподнимите агрегат в точке крепления. Разрывы, трещины подушки сразу будут видны.
Из механических причин стоит отметить износ тормозных дисков и ступичных подшипников. ШРУСы тоже могут быть причиной. Даже малое количество масла в «автомате» создает впечатление: машину при попытке разгона что-то «держит».
Плохое воспламенение смеси также входит в ряд причин, по которым авто дергается при съезде с места, переключении передач или разгоне. Если «виновато» зажигание, то причины общеизвестны: свечи или высоковольтные провода. Причем, что касается последних, тут есть нюансы. Например, если машина находится на стоянке в условиях высокой влажности, то искра может пробивать на «массу» на мокрых и неправильно расположенных ВП. Они не должны касаться металлических частей кузова или двигателя.
И еще одна причина, связанная с зажиганием – неисправность модуля. Для его тестирования понадобится мультиметр, измеряющий сопротивление. Чтобы проверить устройство, его нужно снять с авто, предварительно отсоединив высоковольтные провода. Суть измерений сводится к тестированию на короткое замыкание и обрыв, чего достаточно для диагностики.
Подсоединяем плюсовый щуп прибора к контакту «D» разъема. Минусом касаемся «массы». Сопротивление должно быть бесконечно большим. Значит, КЗ нет. Затем вставляем щупы между 1-м, 3-м выводами, идущими на цилиндры, и вторым, четвертым. В обоих случаях сопротивление – 4 кОма. Попутно замерьте при включенном зажигании напряжение между «С» и «D»: должно быть 12 В. Но если его не будет, авто не заведется.
Если он частично неисправен, т. е. выдает недостаточно напряжения на определенных режимах, машина задергается. Смесь не сможет полноценно воспламеняться, а датчики будут неправильно работать. Не исключено, что виноват не генератор, а какой-то потребитель, который в виду своей неисправности берет чрезмерно много тока.
Как видите, причин дерганья авто на малых оборотах – «миллион». Какие-то неисправности (долить масло в АКПП, заменить тормозные диски, ШРУСы, опоры и т. п.), устраняются при желании самостоятельно. Электронику тоже можно отремонтировать, используя недорогие автосканеры.
Однако, помните: с их помощью вы сможете отыскать лишь явные неисправности: например, не работает такой-то датчик или есть его обрыв. Более точно диагностировать можно только в условиях автосервиса.
Что делать в таких случаях? Здесь главное – выявить причину: а их может быть довольно много. Некоторые проблемы решаются самостоятельно, для устранения других неисправностей понадобится специальное оборудование.
Причины, по которым авто дергается на малых оборотах ДВС
В первую очередь стоит обратить внимание на возможные механические поломки. Плавность хода может быть нарушена из-за:
✅ заедания, неисправности дроссельного узла
✅ КПП
✅ сцепления
✅ элементов тормозной системы
✅ ходовой части (подвески)
Современный автомобиль напичкан кучей различных датчиков. Если один из них подает неверный сигнал в ЭБУ (или данные вообще не выдаются, например, из-за обрыва проводки), то мотор будет работать неустойчиво. Но сначала обратимся к двигателю. И первое, что можно сделать – простейшее: проверить натяжение ремня ГРМ. Если оно слабое, механизм станет работать невпопад с другими системами силового агрегата, что и приведет к дерганью.
Топливо
Нерегулярная его подача «гарантирует» рывки на малых оборотах, при съезде с места. Причина может крыться в загрязненном топливном фильтре, частичной поломке насоса, нарушении герметичности трубопровода или форсунке, в которую попали посторонние микрочастицы. Еще – из-за некачественного, или не соответствующего рекомендуемому октановому числу, горючего.
Подача воздуха
Основным источником проблем может быть ДМРВ и фильтр. Последний нужно менять в 2 раза чаще, чем это предусмотрено инструкцией, если авто эксплуатируется в сложных условиях. Например, сильно запыленной местности.
В Daewoo Nexia причиной дерганья стал клапан EGR, направляющий оксиды азота обратно в коллектор. Фото: YouTube.com
Редко, но бывает, что выходит из строя воздуховод (например, на гофрированном шланге – трещины или порывы). Может быть неисправен и сам ДМРВ: деталь недешевая, т. к. в ее состав входят нити из драгоценных металлов.
Плохо затянутые хомуты на патрубках, гофре способствуют подсосу воздуха. Фото: YouTube.com
Определить, что этот датчик неисправен, не так уж сложно. Помимо дергания, автомобиль будет много расходовать топлива, глохнуть при переключении передач. Авто плохо заводится на «холодную», горит Check. Проверить ДМРВ можно самостоятельно, для чего понадобится омметр (мультиметр). Отсоедините колодку от датчика. Нужно измерить сопротивление между пронумерованными контактами, один из которых – «3». Оно должно быть:
✅ со вторым «2» – свыше 2 Мом
✅ с четвертым «4» – 4,5 кОм
✅ с пятым «5» – от 320 до 380 кОм
Поменяйте полярность щупов и повторите измерения. Они должны быть одинаковыми. Следующий способ проверки заключается в тестировании напряжения. Включите зажигание, и, не вынимая колодки, проколите изоляцию, чтобы прикоснуться плюсовым щупом к 1-му контакту (чаще всего он красный). Минусовый прислоните к «массе». Хороший датчик покажет напряжение 0,996-1,01 В.
Проверка напряжения на ДМРВ: здесь – еще терпимо. Фото: YouTube.com
По мере износа показания будут больше. И еще один косвенный момент: расход воздуха (нужен бортовой компьютер или сканер) на холостом ходу – 8-9 л/ч. При резком нажатии на газ цифра должна подскочить примерно до 220 л/ч.
Проверка других датчиков
Сначала протестируем ДПДЗ. Любопытно, но признаки его неисправности практически точно такие же, что и ДМРВ. Поэтому при их появлении имеет смысл поочередно протестировать оба датчика. Как проверить ДПДЗ? Проще это сделать мультиметром, если у вас нет автосканера. Включите зажигание и подсоедините плюсовый щуп прибора к сигнальному («С», находится вверху) проводу датчика (снимать его не надо).
Протыкаем изоляцию проводов жгута иглами, чтобы проверить все на месте. Фото: YouTube.com
Минус прибора подсоедините к «массе». Если заслонки не трогать, напряжение будет равно 0,5 В. Если плавно их открыть, должно получиться 4,5-4,8 В. Также проверьте контакт «А»: на него поступает питание 5 В.
ДПКВ
Его задача – информирование ЭБУ о скорости вращения коленвала. При неисправности датчика ко всем вышеперечисленным признакам добавляются провалы при резком нажатии на газ, плавание оборотов в любых режимах езды, трудный пуск и вибрации ДВС, его «троение». Иногда старт движка вообще невозможен. Если датчик индуктивный (а чаще всего это так), проверьте сопротивление его обмотки. Прибор должен показывать в пределах от 550 до 700 Ом (зависит от модели авто).
Показания мультиметра в норме. Фото: YouTube.com
Разумеется, лучший вариант – поставить заведомо исправное устройство и сравнить работу двигателя. Иногда помогает банальный метод: прежде чем менять датчик, протрите его контакты растворителем, спиртом.
Трансмиссия
Из-за нее машина тоже может дергаться. Если это «механика», причина чаще всего кроется в изношенности шестеренок, иных элементов КПП. Если «автомат», «виновником» может быть гидротрансформатор или электроника. Тогда ремонт выльется в «копеечку».
Целый, но сильно изношенный диск сцепления BMW E34. Фото: YouTube.com
Что касается сцепления, то здесь чаще всего причина – в сильно изношенном (бракованном) диске. Косвенным подтверждением служит резкое падение оборотов (ниже самых малых) при переключении скоростей. Есть и простая причина, из-за которой авто дергается при съезде – износ или плохое закрепление подушек двигателя, коробки. Опоры проверить несложно: возьмите монтажку и приподнимите агрегат в точке крепления. Разрывы, трещины подушки сразу будут видны.
Новая и потресканная опора ДВС. Фото: YouTube.com
Из механических причин стоит отметить износ тормозных дисков и ступичных подшипников. ШРУСы тоже могут быть причиной. Даже малое количество масла в «автомате» создает впечатление: машину при попытке разгона что-то «держит».
Зажигание
Плохое воспламенение смеси также входит в ряд причин, по которым авто дергается при съезде с места, переключении передач или разгоне. Если «виновато» зажигание, то причины общеизвестны: свечи или высоковольтные провода. Причем, что касается последних, тут есть нюансы. Например, если машина находится на стоянке в условиях высокой влажности, то искра может пробивать на «массу» на мокрых и неправильно расположенных ВП. Они не должны касаться металлических частей кузова или двигателя.
ВВ провода – одна из причин неустойчивой работы ДВС. Фото: YouTube.com
И еще одна причина, связанная с зажиганием – неисправность модуля. Для его тестирования понадобится мультиметр, измеряющий сопротивление. Чтобы проверить устройство, его нужно снять с авто, предварительно отсоединив высоковольтные провода. Суть измерений сводится к тестированию на короткое замыкание и обрыв, чего достаточно для диагностики.
Проще всего проверить модуль тестером: здесь сопротивление больше нормы. Фото: YouTube.com
Подсоединяем плюсовый щуп прибора к контакту «D» разъема. Минусом касаемся «массы». Сопротивление должно быть бесконечно большим. Значит, КЗ нет. Затем вставляем щупы между 1-м, 3-м выводами, идущими на цилиндры, и вторым, четвертым. В обоих случаях сопротивление – 4 кОма. Попутно замерьте при включенном зажигании напряжение между «С» и «D»: должно быть 12 В. Но если его не будет, авто не заведется.
Генератор
Если он частично неисправен, т. е. выдает недостаточно напряжения на определенных режимах, машина задергается. Смесь не сможет полноценно воспламеняться, а датчики будут неправильно работать. Не исключено, что виноват не генератор, а какой-то потребитель, который в виду своей неисправности берет чрезмерно много тока.
Выводы
Как видите, причин дерганья авто на малых оборотах – «миллион». Какие-то неисправности (долить масло в АКПП, заменить тормозные диски, ШРУСы, опоры и т. п.), устраняются при желании самостоятельно. Электронику тоже можно отремонтировать, используя недорогие автосканеры.
Автосканер ELM можно приобрести от 174 руб. Фото: market.yandex.ru
Однако, помните: с их помощью вы сможете отыскать лишь явные неисправности: например, не работает такой-то датчик или есть его обрыв. Более точно диагностировать можно только в условиях автосервиса.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....