ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
Многострадальная силовая установка ПД-8 уже проходила испытания в 2022-м году. Сначала это были проверки на стенде, потом – на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
По результатам тогдашнего тестирования замглавы ОАК К. Тимофеев сделал заявление: его суть в том, что в двигателе начались «процессы, предусмотреть которые на стенде невозможно». В итоге агрегат отправили на доводку, а выпуск импортозамещенного SJ-100 передвинули на 2026 год.
Бывший гендиректор ОДК Ю. Шмотин уверял, что силовые узлы двигателя спроектированы «с нуля». Однако эксперты с таким утверждением совсем не согласны. По их мнению, в агрегате использована «холодная» часть от французского SaM-16, а газогенератор взят от ПД-14. Последний, кстати, начали разрабатывать еще в 2006-м (на основе ПС-14 образца 1999-го года) и до сих пор двигатель окончательно «до ума» не доведен. Поэтому неудивительно, что все его «болячки» передались «младшему брату» – ПД-8.
В 2021-и оформлено разрешение на серийное производство ПД-14. Тогда в авиамоторе было множество импортных комплектующих. И только в 2024-м предполагается их количество сократить до 10%, в лучшем случае – до нуля.
Они те же, что и у ПД-14. Не стоит забывать: современный авиадвигатель работает в связке со множеством систем. Многие из них произведены за рубежом и сегодня требуется найти им замену. Второй вопрос – прецизионное оборудование, необходимое для серийного производства моторов. Да, можно выпустить небольшую опытную партию, собрав движки вручную.
Но, когда речь идет о конвейерном производстве, нужно много точных станков. А в России с ними проблема. Если выпускать авиамоторы в единичных экземплярах, то они станут «золотыми», т. е. неконкурентоспособными.
В основе этого не совсем обычного самолета – серийный транспортник ИЛ-76. По данным за минувший год в России используется три летающих лаборатории. Для примера рассмотрим историю одной из них. Машина с бортовым номером 76492 была произведена на Ташкентском авиазаводе в 1985-м году. Уже в конце следующего на самолет установили двигатель ПС-90А, испытания которого продлились до 1994-го.
В 2007-м Ил-76ЛЛ начал совершать полеты с мотором НК-93. Однако последний потерпел неудачу: выявилось много недоработок. В 2009-м двигатель демонтировали, а программу из-за отсутствия денег свернули. В следующем году испытаниям подвергли индийский агрегат Kaveri. После десятка полетов выяснилось, что мотор «сырой». Была попытка его доработать, но она оказалась неудачной. В итоге индийцы поставили на свои истребители Tejas движок от США (GM).
В 2017-м испытывали российский ТВ7-117С (для Ил-112, Ил-114-300). Три года длились испытания. Наконец, в 2020-м в ОДК сделали заявление о готовности двигателя для монтажа на экспериментальный Ил-114-300. В 2021-м ТВ7-117С еще находился под крылом Ил-76ЛЛ.
Этими двигателями будут оснащаться импортозамещенные SJ-100. Не исключено, что не только они. В начале прошлого года авиамоторы собирались устанавливать на амфибию Бе-200 (сейчас на них украинские Д-436ТП от «Мотор Сич») и вертолет Ми-26. Для последнего предусматривалась модификация ПД-8В.
В конце октября текущего года Сергей Чемезов, возглавляющий «Ростех» заявил, что в данное время стендовые испытания двигателя находятся на завершающей стадии. Следующий этап – тестирование агрегата на летающей лаборатории. После того, как ПД-8 отработает на Ил-76ЛЛ нужное время, испытания продолжаться, но уже в составе опытного импортозамещенного SJ-100. При этом серийный выпуск лайнера с российскими комплектующими по-прежнему ожидается в течение 2026-го года.
По результатам тогдашнего тестирования замглавы ОАК К. Тимофеев сделал заявление: его суть в том, что в двигателе начались «процессы, предусмотреть которые на стенде невозможно». В итоге агрегат отправили на доводку, а выпуск импортозамещенного SJ-100 передвинули на 2026 год.
Что представляет собой ПД-8
Бывший гендиректор ОДК Ю. Шмотин уверял, что силовые узлы двигателя спроектированы «с нуля». Однако эксперты с таким утверждением совсем не согласны. По их мнению, в агрегате использована «холодная» часть от французского SaM-16, а газогенератор взят от ПД-14. Последний, кстати, начали разрабатывать еще в 2006-м (на основе ПС-14 образца 1999-го года) и до сих пор двигатель окончательно «до ума» не доведен. Поэтому неудивительно, что все его «болячки» передались «младшему брату» – ПД-8.
Первые испытания ПД-14 на Ил-76ЛЛ. Фото: VK Видео
В 2021-и оформлено разрешение на серийное производство ПД-14. Тогда в авиамоторе было множество импортных комплектующих. И только в 2024-м предполагается их количество сократить до 10%, в лучшем случае – до нуля.
Проблемы крупномасштабного выпуска ПД-8
Они те же, что и у ПД-14. Не стоит забывать: современный авиадвигатель работает в связке со множеством систем. Многие из них произведены за рубежом и сегодня требуется найти им замену. Второй вопрос – прецизионное оборудование, необходимое для серийного производства моторов. Да, можно выпустить небольшую опытную партию, собрав движки вручную.
Газогенератор на ПД-8 – уменьшенная копия ГГ, стоящего на ПД-14. Фото: rutube.ru
Но, когда речь идет о конвейерном производстве, нужно много точных станков. А в России с ними проблема. Если выпускать авиамоторы в единичных экземплярах, то они станут «золотыми», т. е. неконкурентоспособными.
О летающей лаборатории
В основе этого не совсем обычного самолета – серийный транспортник ИЛ-76. По данным за минувший год в России используется три летающих лаборатории. Для примера рассмотрим историю одной из них. Машина с бортовым номером 76492 была произведена на Ташкентском авиазаводе в 1985-м году. Уже в конце следующего на самолет установили двигатель ПС-90А, испытания которого продлились до 1994-го.
Сначала испытания проводят на стенде. Фото: rutube.ru
В 2007-м Ил-76ЛЛ начал совершать полеты с мотором НК-93. Однако последний потерпел неудачу: выявилось много недоработок. В 2009-м двигатель демонтировали, а программу из-за отсутствия денег свернули. В следующем году испытаниям подвергли индийский агрегат Kaveri. После десятка полетов выяснилось, что мотор «сырой». Была попытка его доработать, но она оказалась неудачной. В итоге индийцы поставили на свои истребители Tejas движок от США (GM).
В 2017-м испытывали российский ТВ7-117С (для Ил-112, Ил-114-300). Три года длились испытания. Наконец, в 2020-м в ОДК сделали заявление о готовности двигателя для монтажа на экспериментальный Ил-114-300. В 2021-м ТВ7-117С еще находился под крылом Ил-76ЛЛ.
Что сегодня с ПД-8
Этими двигателями будут оснащаться импортозамещенные SJ-100. Не исключено, что не только они. В начале прошлого года авиамоторы собирались устанавливать на амфибию Бе-200 (сейчас на них украинские Д-436ТП от «Мотор Сич») и вертолет Ми-26. Для последнего предусматривалась модификация ПД-8В.
«Восьмерку» очередной раз доводят «до ума». Фото: rutube.ru
В конце октября текущего года Сергей Чемезов, возглавляющий «Ростех» заявил, что в данное время стендовые испытания двигателя находятся на завершающей стадии. Следующий этап – тестирование агрегата на летающей лаборатории. После того, как ПД-8 отработает на Ил-76ЛЛ нужное время, испытания продолжаться, но уже в составе опытного импортозамещенного SJ-100. При этом серийный выпуск лайнера с российскими комплектующими по-прежнему ожидается в течение 2026-го года.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, VK Видео
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...
Новый российский краболов готов выйти на промысел
В свой первый рейс судно выйдет в начале ноября. В планах построить еще несколько подобных краболовов....