
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
Многострадальная силовая установка ПД-8 уже проходила испытания в 2022-м году. Сначала это были проверки на стенде, потом – на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
По результатам тогдашнего тестирования замглавы ОАК К. Тимофеев сделал заявление: его суть в том, что в двигателе начались «процессы, предусмотреть которые на стенде невозможно». В итоге агрегат отправили на доводку, а выпуск импортозамещенного SJ-100 передвинули на 2026 год.
Бывший гендиректор ОДК Ю. Шмотин уверял, что силовые узлы двигателя спроектированы «с нуля». Однако эксперты с таким утверждением совсем не согласны. По их мнению, в агрегате использована «холодная» часть от французского SaM-16, а газогенератор взят от ПД-14. Последний, кстати, начали разрабатывать еще в 2006-м (на основе ПС-14 образца 1999-го года) и до сих пор двигатель окончательно «до ума» не доведен. Поэтому неудивительно, что все его «болячки» передались «младшему брату» – ПД-8.
Первые испытания ПД-14 на Ил-76ЛЛ. Фото: VK Видео
В 2021-и оформлено разрешение на серийное производство ПД-14. Тогда в авиамоторе было множество импортных комплектующих. И только в 2024-м предполагается их количество сократить до 10%, в лучшем случае – до нуля.
Они те же, что и у ПД-14. Не стоит забывать: современный авиадвигатель работает в связке со множеством систем. Многие из них произведены за рубежом и сегодня требуется найти им замену. Второй вопрос – прецизионное оборудование, необходимое для серийного производства моторов. Да, можно выпустить небольшую опытную партию, собрав движки вручную.
Газогенератор на ПД-8 – уменьшенная копия ГГ, стоящего на ПД-14. Фото: rutube.ru
Но, когда речь идет о конвейерном производстве, нужно много точных станков. А в России с ними проблема. Если выпускать авиамоторы в единичных экземплярах, то они станут «золотыми», т. е. неконкурентоспособными.
В основе этого не совсем обычного самолета – серийный транспортник ИЛ-76. По данным за минувший год в России используется три летающих лаборатории. Для примера рассмотрим историю одной из них. Машина с бортовым номером 76492 была произведена на Ташкентском авиазаводе в 1985-м году. Уже в конце следующего на самолет установили двигатель ПС-90А, испытания которого продлились до 1994-го.
Сначала испытания проводят на стенде. Фото: rutube.ru
В 2007-м Ил-76ЛЛ начал совершать полеты с мотором НК-93. Однако последний потерпел неудачу: выявилось много недоработок. В 2009-м двигатель демонтировали, а программу из-за отсутствия денег свернули. В следующем году испытаниям подвергли индийский агрегат Kaveri. После десятка полетов выяснилось, что мотор «сырой». Была попытка его доработать, но она оказалась неудачной. В итоге индийцы поставили на свои истребители Tejas движок от США (GM).
В 2017-м испытывали российский ТВ7-117С (для Ил-112, Ил-114-300). Три года длились испытания. Наконец, в 2020-м в ОДК сделали заявление о готовности двигателя для монтажа на экспериментальный Ил-114-300. В 2021-м ТВ7-117С еще находился под крылом Ил-76ЛЛ.
Этими двигателями будут оснащаться импортозамещенные SJ-100. Не исключено, что не только они. В начале прошлого года авиамоторы собирались устанавливать на амфибию Бе-200 (сейчас на них украинские Д-436ТП от «Мотор Сич») и вертолет Ми-26. Для последнего предусматривалась модификация ПД-8В.
«Восьмерку» очередной раз доводят «до ума». Фото: rutube.ru
В конце октября текущего года Сергей Чемезов, возглавляющий «Ростех» заявил, что в данное время стендовые испытания двигателя находятся на завершающей стадии. Следующий этап – тестирование агрегата на летающей лаборатории. После того, как ПД-8 отработает на Ил-76ЛЛ нужное время, испытания продолжаться, но уже в составе опытного импортозамещенного SJ-100. При этом серийный выпуск лайнера с российскими комплектующими по-прежнему ожидается в течение 2026-го года.
По результатам тогдашнего тестирования замглавы ОАК К. Тимофеев сделал заявление: его суть в том, что в двигателе начались «процессы, предусмотреть которые на стенде невозможно». В итоге агрегат отправили на доводку, а выпуск импортозамещенного SJ-100 передвинули на 2026 год.
Что представляет собой ПД-8
Бывший гендиректор ОДК Ю. Шмотин уверял, что силовые узлы двигателя спроектированы «с нуля». Однако эксперты с таким утверждением совсем не согласны. По их мнению, в агрегате использована «холодная» часть от французского SaM-16, а газогенератор взят от ПД-14. Последний, кстати, начали разрабатывать еще в 2006-м (на основе ПС-14 образца 1999-го года) и до сих пор двигатель окончательно «до ума» не доведен. Поэтому неудивительно, что все его «болячки» передались «младшему брату» – ПД-8.

В 2021-и оформлено разрешение на серийное производство ПД-14. Тогда в авиамоторе было множество импортных комплектующих. И только в 2024-м предполагается их количество сократить до 10%, в лучшем случае – до нуля.
Проблемы крупномасштабного выпуска ПД-8
Они те же, что и у ПД-14. Не стоит забывать: современный авиадвигатель работает в связке со множеством систем. Многие из них произведены за рубежом и сегодня требуется найти им замену. Второй вопрос – прецизионное оборудование, необходимое для серийного производства моторов. Да, можно выпустить небольшую опытную партию, собрав движки вручную.

Но, когда речь идет о конвейерном производстве, нужно много точных станков. А в России с ними проблема. Если выпускать авиамоторы в единичных экземплярах, то они станут «золотыми», т. е. неконкурентоспособными.
О летающей лаборатории
В основе этого не совсем обычного самолета – серийный транспортник ИЛ-76. По данным за минувший год в России используется три летающих лаборатории. Для примера рассмотрим историю одной из них. Машина с бортовым номером 76492 была произведена на Ташкентском авиазаводе в 1985-м году. Уже в конце следующего на самолет установили двигатель ПС-90А, испытания которого продлились до 1994-го.

В 2007-м Ил-76ЛЛ начал совершать полеты с мотором НК-93. Однако последний потерпел неудачу: выявилось много недоработок. В 2009-м двигатель демонтировали, а программу из-за отсутствия денег свернули. В следующем году испытаниям подвергли индийский агрегат Kaveri. После десятка полетов выяснилось, что мотор «сырой». Была попытка его доработать, но она оказалась неудачной. В итоге индийцы поставили на свои истребители Tejas движок от США (GM).
В 2017-м испытывали российский ТВ7-117С (для Ил-112, Ил-114-300). Три года длились испытания. Наконец, в 2020-м в ОДК сделали заявление о готовности двигателя для монтажа на экспериментальный Ил-114-300. В 2021-м ТВ7-117С еще находился под крылом Ил-76ЛЛ.
Что сегодня с ПД-8
Этими двигателями будут оснащаться импортозамещенные SJ-100. Не исключено, что не только они. В начале прошлого года авиамоторы собирались устанавливать на амфибию Бе-200 (сейчас на них украинские Д-436ТП от «Мотор Сич») и вертолет Ми-26. Для последнего предусматривалась модификация ПД-8В.

В конце октября текущего года Сергей Чемезов, возглавляющий «Ростех» заявил, что в данное время стендовые испытания двигателя находятся на завершающей стадии. Следующий этап – тестирование агрегата на летающей лаборатории. После того, как ПД-8 отработает на Ил-76ЛЛ нужное время, испытания продолжаться, но уже в составе опытного импортозамещенного SJ-100. При этом серийный выпуск лайнера с российскими комплектующими по-прежнему ожидается в течение 2026-го года.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...