ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
Многострадальная силовая установка ПД-8 уже проходила испытания в 2022-м году. Сначала это были проверки на стенде, потом – на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
По результатам тогдашнего тестирования замглавы ОАК К. Тимофеев сделал заявление: его суть в том, что в двигателе начались «процессы, предусмотреть которые на стенде невозможно». В итоге агрегат отправили на доводку, а выпуск импортозамещенного SJ-100 передвинули на 2026 год.
Бывший гендиректор ОДК Ю. Шмотин уверял, что силовые узлы двигателя спроектированы «с нуля». Однако эксперты с таким утверждением совсем не согласны. По их мнению, в агрегате использована «холодная» часть от французского SaM-16, а газогенератор взят от ПД-14. Последний, кстати, начали разрабатывать еще в 2006-м (на основе ПС-14 образца 1999-го года) и до сих пор двигатель окончательно «до ума» не доведен. Поэтому неудивительно, что все его «болячки» передались «младшему брату» – ПД-8.
В 2021-и оформлено разрешение на серийное производство ПД-14. Тогда в авиамоторе было множество импортных комплектующих. И только в 2024-м предполагается их количество сократить до 10%, в лучшем случае – до нуля.
Они те же, что и у ПД-14. Не стоит забывать: современный авиадвигатель работает в связке со множеством систем. Многие из них произведены за рубежом и сегодня требуется найти им замену. Второй вопрос – прецизионное оборудование, необходимое для серийного производства моторов. Да, можно выпустить небольшую опытную партию, собрав движки вручную.
Но, когда речь идет о конвейерном производстве, нужно много точных станков. А в России с ними проблема. Если выпускать авиамоторы в единичных экземплярах, то они станут «золотыми», т. е. неконкурентоспособными.
В основе этого не совсем обычного самолета – серийный транспортник ИЛ-76. По данным за минувший год в России используется три летающих лаборатории. Для примера рассмотрим историю одной из них. Машина с бортовым номером 76492 была произведена на Ташкентском авиазаводе в 1985-м году. Уже в конце следующего на самолет установили двигатель ПС-90А, испытания которого продлились до 1994-го.
В 2007-м Ил-76ЛЛ начал совершать полеты с мотором НК-93. Однако последний потерпел неудачу: выявилось много недоработок. В 2009-м двигатель демонтировали, а программу из-за отсутствия денег свернули. В следующем году испытаниям подвергли индийский агрегат Kaveri. После десятка полетов выяснилось, что мотор «сырой». Была попытка его доработать, но она оказалась неудачной. В итоге индийцы поставили на свои истребители Tejas движок от США (GM).
В 2017-м испытывали российский ТВ7-117С (для Ил-112, Ил-114-300). Три года длились испытания. Наконец, в 2020-м в ОДК сделали заявление о готовности двигателя для монтажа на экспериментальный Ил-114-300. В 2021-м ТВ7-117С еще находился под крылом Ил-76ЛЛ.
Этими двигателями будут оснащаться импортозамещенные SJ-100. Не исключено, что не только они. В начале прошлого года авиамоторы собирались устанавливать на амфибию Бе-200 (сейчас на них украинские Д-436ТП от «Мотор Сич») и вертолет Ми-26. Для последнего предусматривалась модификация ПД-8В.
В конце октября текущего года Сергей Чемезов, возглавляющий «Ростех» заявил, что в данное время стендовые испытания двигателя находятся на завершающей стадии. Следующий этап – тестирование агрегата на летающей лаборатории. После того, как ПД-8 отработает на Ил-76ЛЛ нужное время, испытания продолжаться, но уже в составе опытного импортозамещенного SJ-100. При этом серийный выпуск лайнера с российскими комплектующими по-прежнему ожидается в течение 2026-го года.
По результатам тогдашнего тестирования замглавы ОАК К. Тимофеев сделал заявление: его суть в том, что в двигателе начались «процессы, предусмотреть которые на стенде невозможно». В итоге агрегат отправили на доводку, а выпуск импортозамещенного SJ-100 передвинули на 2026 год.
Что представляет собой ПД-8
Бывший гендиректор ОДК Ю. Шмотин уверял, что силовые узлы двигателя спроектированы «с нуля». Однако эксперты с таким утверждением совсем не согласны. По их мнению, в агрегате использована «холодная» часть от французского SaM-16, а газогенератор взят от ПД-14. Последний, кстати, начали разрабатывать еще в 2006-м (на основе ПС-14 образца 1999-го года) и до сих пор двигатель окончательно «до ума» не доведен. Поэтому неудивительно, что все его «болячки» передались «младшему брату» – ПД-8.
Первые испытания ПД-14 на Ил-76ЛЛ. Фото: VK Видео
В 2021-и оформлено разрешение на серийное производство ПД-14. Тогда в авиамоторе было множество импортных комплектующих. И только в 2024-м предполагается их количество сократить до 10%, в лучшем случае – до нуля.
Проблемы крупномасштабного выпуска ПД-8
Они те же, что и у ПД-14. Не стоит забывать: современный авиадвигатель работает в связке со множеством систем. Многие из них произведены за рубежом и сегодня требуется найти им замену. Второй вопрос – прецизионное оборудование, необходимое для серийного производства моторов. Да, можно выпустить небольшую опытную партию, собрав движки вручную.
Газогенератор на ПД-8 – уменьшенная копия ГГ, стоящего на ПД-14. Фото: rutube.ru
Но, когда речь идет о конвейерном производстве, нужно много точных станков. А в России с ними проблема. Если выпускать авиамоторы в единичных экземплярах, то они станут «золотыми», т. е. неконкурентоспособными.
О летающей лаборатории
В основе этого не совсем обычного самолета – серийный транспортник ИЛ-76. По данным за минувший год в России используется три летающих лаборатории. Для примера рассмотрим историю одной из них. Машина с бортовым номером 76492 была произведена на Ташкентском авиазаводе в 1985-м году. Уже в конце следующего на самолет установили двигатель ПС-90А, испытания которого продлились до 1994-го.
Сначала испытания проводят на стенде. Фото: rutube.ru
В 2007-м Ил-76ЛЛ начал совершать полеты с мотором НК-93. Однако последний потерпел неудачу: выявилось много недоработок. В 2009-м двигатель демонтировали, а программу из-за отсутствия денег свернули. В следующем году испытаниям подвергли индийский агрегат Kaveri. После десятка полетов выяснилось, что мотор «сырой». Была попытка его доработать, но она оказалась неудачной. В итоге индийцы поставили на свои истребители Tejas движок от США (GM).
В 2017-м испытывали российский ТВ7-117С (для Ил-112, Ил-114-300). Три года длились испытания. Наконец, в 2020-м в ОДК сделали заявление о готовности двигателя для монтажа на экспериментальный Ил-114-300. В 2021-м ТВ7-117С еще находился под крылом Ил-76ЛЛ.
Что сегодня с ПД-8
Этими двигателями будут оснащаться импортозамещенные SJ-100. Не исключено, что не только они. В начале прошлого года авиамоторы собирались устанавливать на амфибию Бе-200 (сейчас на них украинские Д-436ТП от «Мотор Сич») и вертолет Ми-26. Для последнего предусматривалась модификация ПД-8В.
«Восьмерку» очередной раз доводят «до ума». Фото: rutube.ru
В конце октября текущего года Сергей Чемезов, возглавляющий «Ростех» заявил, что в данное время стендовые испытания двигателя находятся на завершающей стадии. Следующий этап – тестирование агрегата на летающей лаборатории. После того, как ПД-8 отработает на Ил-76ЛЛ нужное время, испытания продолжаться, но уже в составе опытного импортозамещенного SJ-100. При этом серийный выпуск лайнера с российскими комплектующими по-прежнему ожидается в течение 2026-го года.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....