
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Планы грандиозные: от них захватывает дух даже у бывалых моряков и конструкторов. Только представьте себе подводную лодку размером с футбольное поле. Ее длина – 360, высота – 12, а ширина – 70 м. Это почти что соответствует габаритам авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» (правда, у него высота бортов на носу побольше – 31,42 м).
Проект от бюро «Малахит» (Санкт-Петербург), впервые представленный ОАК в 2019-м году на выставке «Нева», носит рабочее название «Пилигрим». Инженеры из Северной столицы замахнулись не на что-нибудь, а на принципиально новый тип морских судов.
Предполагается, что это будет огромный корабль, способный проплывать под толщей арктических льдов. При этом за одну ходку подводное судно сможет транспортировать до 180 тыс. тонн голубого топлива. В пересчете на кубы, это 1,5 млн горючего.
Основную часть пути гигант будет проходить подо льдами. Фото: VK Видео
Далеко не каждый газопровод сможет перекачать такое количество углеводорода за то время, которое понадобится «Пилигриму» на преодоление северного маршрута.
По сравнению с плаванием на поверхности, данный проект сулит очевидные экономические выгоды. Не придется задействовать мощный ледоколы, которые осуществляют проводку во льдах для обычных газовозов. Подобные операции все-таки дорого стоят. А тут – красота: под водой нет никаких препятствий.
Всплытие газовоза. Фото: VK Видео
Можно развивать максимальную скорость и быстро доставить груз, куда надо. В 2019-м считали, что, учитывая бурное развитие роботизированных способов подводной добычи углеводородов, «Пилигрим» будет востребован и его постройка может осуществиться в течение ближайших 15-ти лет.
Габариты подводного газовоза выбраны не случайно. Они точно соответствуют размерам порта Саабет, расположенного в Карском море, на западе Обской губы. Отсюда сейчас «голубое золото» вывозят надводные корабли с помощью ледоколов в страны ЕС, Азию и Северную Америку. «Пилигрим» будет транспортировать углеводороды от мест их добычи до хабов на Магадане и Камчатке. Фактически подводный транспорт преодолеет Северный морской путь.
Предполагаемая скорость подводного гиганта – семнадцать узлов (31,48 км/ч). Время прохождения расстояния от Кольского полуострова до главных арктических месторождений не превысит двадцать суток. Возникает резонный вопрос: а какие двигатели сумеют обеспечить подобное перемещение и длительное пребывание под водой? Ответ очевиден: атомные реакторы РИТМ-200. Подобные силовые установки Россия уже производит для комплектации своих ядерных ледоколов.
Производство реакторов РИТМ-200 в РФ уже налажено. Фото: rutube.ru
Также судно будет оснащено тремя гребными электрическими двигателями мощностью по 30 МВт каждый. Плюс восемь вспомогательных водометов. Подводная «лодка», разумеется, будет лишена вооружения. Поэтому состав экипажа, по сравнению с военными субмаринами, довольно скромный: не более 28-ми человек.
Одним из вдохновителей проекта является Михаил Ковальчук, занимающий должность главы НИЦ «Курчатовский институт» и являющийся членкором РАН. По мнению президента этой организации, за постройку «Пилигрима» нужно взяться немедленно. Однако в 2019-м проект вызвал бурные споры и дискуссии: многие сравнивали его с полетом на Марс или Юпитер. К тому же ясно: затраты выльются в десятки миллиардов рублей.
Энергетическая установка лодки и ее элементы. Фото: rutube.ru
Однако Ковальчук уверяет, что проект окупится достаточно быстро: газовоз будет подплывать прямо к подводным разработкам, загружаться углеводородами и плыть к ближайшему хабу. Фактически корабль будет работать, как шаттл. Член-корреспондент РАН считает, что данный метод транспортировки безопаснее и дешевле по сравнению с надводными кораблями, способными за раз по тому же маршруту перевезти только 140 тыс. кубов газа. Глава «Курчатовского института» уверен: технических препятствий для осуществления задуманного нет.
Кто-то скажет: выделение таких сумм в нынешней политической ситуации, в которой находится страна, нереально. Однако известно, что к проекту подключился «Газпром», а это уже солидные денежные потоки, направляемые в первую очередь в КБ «Малахит» (принципиальные соглашения достигнуты!). Будет ли практический результат не для отдельных кураторов, а в плане завершения проекта и постройки газовоза – большой вопрос…
Однако, как это ни странно, дело не только в деньгах: есть и другой интересный вопрос. Кто и где будет заниматься постройкой гиганта? Единственная площадка, способная осуществить такой фантастический проект – предприятие «Севмаш» (Северодвинск). Именно на нем и «куются» российские атомные подводные лодки.
Осенью 2023-го лодка «Архангельск» (ранее такое имя носила АПЛ ТК-17) спущена на воду. Фото: VK Видео
Но на сегодня завод, как говорится, «по самое не балуй» загружен заказами от МО РФ. Подлодки штампуют, как горячие пирожки – по две-три штуки за год. И это понятно: так того требует политическая ситуация в мире. Но дело не только в субмаринах. На верфи очень тесно и по иным причинам. Например, уже несколько лет ждет капитального ремонта флагманский крейсер «Петр Великий». Все настолько затянулось, что появилось мнение о списании судна «на иголки». А не ставят корабль на ремонт, потому что место занято его однотипным «братом» «Адмиралом Нахимовым».
«Петр Великий» все никак не может встать на ремонт. Фото: VK Видео
На обновление этого крейсера затрачена сумма, от которой можно вздрогнуть – 200 млрд руб. При этом «апгрейд» так и не закончен. Хотя корабелы обещают вывести судно в море в конце текущего года. Как видите, в подобной «толкучке» вряд ли найдется место для строительства «Пилигрима».
Перевозку полезных ископаемых под толщей льда уже пытались осуществить еще в 1999-м году. Предполагалось, что для транспортировки будут использовать ждущие списания атомные субмарины. Проектом занималось КБ «Рубин» (Санкт-Петербург), заказчик – «Норильский никель». Авторы идеи рассчитывали использовать пару ракетных крейсеров: «Северсталь» и старый «Архангельск» (АПЛ ТК-17). Их хотели переоборудовать, освободить корпус, снять вооружение. Конструкторы считали, что таким образом удастся в одной подлодке транспортировать не менее 10 тыс. тонн руды.
Подлодка «Северсталь», так и не ставшая рудовозом, еще на службе (2011-й год). Фото: VK Видео
И какой же результат? Проект не был закончен. Среди озвученных причин – невозможность перевезти подлодками больше руды, чем надводными судами. А также риск радиационных утечек в случае аварии. Списанные лодки в 2020-м году прошли т. н. поддерживающий (профилактический) ремонт. Из состава ВМФ РФ они выведены и покорно ожидают решения своей дальнейшей судьбы в Северодвинске, где когда-то были спущены на воду. А выделенные на проект деньги наверняка нашли своих хозяев.
Остается только ждать, через какие приключения пройдет проект от питерских инженеров. Ведь его финансирует солидная организация – «Газпром». Хочется надеяться, что высокий авторитет главы «Курчатовского института» (о его приоритетах Ковальчук рассказывал президенту Путину) положительно повлияет на судьбу «Пилигрима». И когда-нибудь мы увидим подводный атомный газоход, заполненный СПГ, у причала одного из крупнейших хабов.
Проект от бюро «Малахит» (Санкт-Петербург), впервые представленный ОАК в 2019-м году на выставке «Нева», носит рабочее название «Пилигрим». Инженеры из Северной столицы замахнулись не на что-нибудь, а на принципиально новый тип морских судов.
Задачи подводного газовоза
Предполагается, что это будет огромный корабль, способный проплывать под толщей арктических льдов. При этом за одну ходку подводное судно сможет транспортировать до 180 тыс. тонн голубого топлива. В пересчете на кубы, это 1,5 млн горючего.

Далеко не каждый газопровод сможет перекачать такое количество углеводорода за то время, которое понадобится «Пилигриму» на преодоление северного маршрута.
КБ «Малахит» – известная организация, занимающаяся проектированием атомных подводных лодок 885-й («Ясень»), 971-й (Щука Б»), 705-й серий («Лира»). Последняя – первая в мире субмарина с атомным реактором на жидком металле.
По сравнению с плаванием на поверхности, данный проект сулит очевидные экономические выгоды. Не придется задействовать мощный ледоколы, которые осуществляют проводку во льдах для обычных газовозов. Подобные операции все-таки дорого стоят. А тут – красота: под водой нет никаких препятствий.

Можно развивать максимальную скорость и быстро доставить груз, куда надо. В 2019-м считали, что, учитывая бурное развитие роботизированных способов подводной добычи углеводородов, «Пилигрим» будет востребован и его постройка может осуществиться в течение ближайших 15-ти лет.
Маршруты
Габариты подводного газовоза выбраны не случайно. Они точно соответствуют размерам порта Саабет, расположенного в Карском море, на западе Обской губы. Отсюда сейчас «голубое золото» вывозят надводные корабли с помощью ледоколов в страны ЕС, Азию и Северную Америку. «Пилигрим» будет транспортировать углеводороды от мест их добычи до хабов на Магадане и Камчатке. Фактически подводный транспорт преодолеет Северный морской путь.
Технические подробности
Предполагаемая скорость подводного гиганта – семнадцать узлов (31,48 км/ч). Время прохождения расстояния от Кольского полуострова до главных арктических месторождений не превысит двадцать суток. Возникает резонный вопрос: а какие двигатели сумеют обеспечить подобное перемещение и длительное пребывание под водой? Ответ очевиден: атомные реакторы РИТМ-200. Подобные силовые установки Россия уже производит для комплектации своих ядерных ледоколов.

Также судно будет оснащено тремя гребными электрическими двигателями мощностью по 30 МВт каждый. Плюс восемь вспомогательных водометов. Подводная «лодка», разумеется, будет лишена вооружения. Поэтому состав экипажа, по сравнению с военными субмаринами, довольно скромный: не более 28-ми человек.
«Пилигрим» – фантастика?
Одним из вдохновителей проекта является Михаил Ковальчук, занимающий должность главы НИЦ «Курчатовский институт» и являющийся членкором РАН. По мнению президента этой организации, за постройку «Пилигрима» нужно взяться немедленно. Однако в 2019-м проект вызвал бурные споры и дискуссии: многие сравнивали его с полетом на Марс или Юпитер. К тому же ясно: затраты выльются в десятки миллиардов рублей.

Однако Ковальчук уверяет, что проект окупится достаточно быстро: газовоз будет подплывать прямо к подводным разработкам, загружаться углеводородами и плыть к ближайшему хабу. Фактически корабль будет работать, как шаттл. Член-корреспондент РАН считает, что данный метод транспортировки безопаснее и дешевле по сравнению с надводными кораблями, способными за раз по тому же маршруту перевезти только 140 тыс. кубов газа. Глава «Курчатовского института» уверен: технических препятствий для осуществления задуманного нет.
А что в реальности
Кто-то скажет: выделение таких сумм в нынешней политической ситуации, в которой находится страна, нереально. Однако известно, что к проекту подключился «Газпром», а это уже солидные денежные потоки, направляемые в первую очередь в КБ «Малахит» (принципиальные соглашения достигнуты!). Будет ли практический результат не для отдельных кураторов, а в плане завершения проекта и постройки газовоза – большой вопрос…
Верфи
Однако, как это ни странно, дело не только в деньгах: есть и другой интересный вопрос. Кто и где будет заниматься постройкой гиганта? Единственная площадка, способная осуществить такой фантастический проект – предприятие «Севмаш» (Северодвинск). Именно на нем и «куются» российские атомные подводные лодки.

Но на сегодня завод, как говорится, «по самое не балуй» загружен заказами от МО РФ. Подлодки штампуют, как горячие пирожки – по две-три штуки за год. И это понятно: так того требует политическая ситуация в мире. Но дело не только в субмаринах. На верфи очень тесно и по иным причинам. Например, уже несколько лет ждет капитального ремонта флагманский крейсер «Петр Великий». Все настолько затянулось, что появилось мнение о списании судна «на иголки». А не ставят корабль на ремонт, потому что место занято его однотипным «братом» «Адмиралом Нахимовым».

На обновление этого крейсера затрачена сумма, от которой можно вздрогнуть – 200 млрд руб. При этом «апгрейд» так и не закончен. Хотя корабелы обещают вывести судно в море в конце текущего года. Как видите, в подобной «толкучке» вряд ли найдется место для строительства «Пилигрима».
История повторяется?
Перевозку полезных ископаемых под толщей льда уже пытались осуществить еще в 1999-м году. Предполагалось, что для транспортировки будут использовать ждущие списания атомные субмарины. Проектом занималось КБ «Рубин» (Санкт-Петербург), заказчик – «Норильский никель». Авторы идеи рассчитывали использовать пару ракетных крейсеров: «Северсталь» и старый «Архангельск» (АПЛ ТК-17). Их хотели переоборудовать, освободить корпус, снять вооружение. Конструкторы считали, что таким образом удастся в одной подлодке транспортировать не менее 10 тыс. тонн руды.

И какой же результат? Проект не был закончен. Среди озвученных причин – невозможность перевезти подлодками больше руды, чем надводными судами. А также риск радиационных утечек в случае аварии. Списанные лодки в 2020-м году прошли т. н. поддерживающий (профилактический) ремонт. Из состава ВМФ РФ они выведены и покорно ожидают решения своей дальнейшей судьбы в Северодвинске, где когда-то были спущены на воду. А выделенные на проект деньги наверняка нашли своих хозяев.
Выводы
Остается только ждать, через какие приключения пройдет проект от питерских инженеров. Ведь его финансирует солидная организация – «Газпром». Хочется надеяться, что высокий авторитет главы «Курчатовского института» (о его приоритетах Ковальчук рассказывал президенту Путину) положительно повлияет на судьбу «Пилигрима». И когда-нибудь мы увидим подводный атомный газоход, заполненный СПГ, у причала одного из крупнейших хабов.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...