Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Планы грандиозные: от них захватывает дух даже у бывалых моряков и конструкторов. Только представьте себе подводную лодку размером с футбольное поле. Ее длина – 360, высота – 12, а ширина – 70 м. Это почти что соответствует габаритам авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» (правда, у него высота бортов на носу побольше – 31,42 м).
Проект от бюро «Малахит» (Санкт-Петербург), впервые представленный ОАК в 2019-м году на выставке «Нева», носит рабочее название «Пилигрим». Инженеры из Северной столицы замахнулись не на что-нибудь, а на принципиально новый тип морских судов.
Предполагается, что это будет огромный корабль, способный проплывать под толщей арктических льдов. При этом за одну ходку подводное судно сможет транспортировать до 180 тыс. тонн голубого топлива. В пересчете на кубы, это 1,5 млн горючего.
Далеко не каждый газопровод сможет перекачать такое количество углеводорода за то время, которое понадобится «Пилигриму» на преодоление северного маршрута.
По сравнению с плаванием на поверхности, данный проект сулит очевидные экономические выгоды. Не придется задействовать мощный ледоколы, которые осуществляют проводку во льдах для обычных газовозов. Подобные операции все-таки дорого стоят. А тут – красота: под водой нет никаких препятствий.
Можно развивать максимальную скорость и быстро доставить груз, куда надо. В 2019-м считали, что, учитывая бурное развитие роботизированных способов подводной добычи углеводородов, «Пилигрим» будет востребован и его постройка может осуществиться в течение ближайших 15-ти лет.
Габариты подводного газовоза выбраны не случайно. Они точно соответствуют размерам порта Саабет, расположенного в Карском море, на западе Обской губы. Отсюда сейчас «голубое золото» вывозят надводные корабли с помощью ледоколов в страны ЕС, Азию и Северную Америку. «Пилигрим» будет транспортировать углеводороды от мест их добычи до хабов на Магадане и Камчатке. Фактически подводный транспорт преодолеет Северный морской путь.
Предполагаемая скорость подводного гиганта – семнадцать узлов (31,48 км/ч). Время прохождения расстояния от Кольского полуострова до главных арктических месторождений не превысит двадцать суток. Возникает резонный вопрос: а какие двигатели сумеют обеспечить подобное перемещение и длительное пребывание под водой? Ответ очевиден: атомные реакторы РИТМ-200. Подобные силовые установки Россия уже производит для комплектации своих ядерных ледоколов.
Также судно будет оснащено тремя гребными электрическими двигателями мощностью по 30 МВт каждый. Плюс восемь вспомогательных водометов. Подводная «лодка», разумеется, будет лишена вооружения. Поэтому состав экипажа, по сравнению с военными субмаринами, довольно скромный: не более 28-ми человек.
Одним из вдохновителей проекта является Михаил Ковальчук, занимающий должность главы НИЦ «Курчатовский институт» и являющийся членкором РАН. По мнению президента этой организации, за постройку «Пилигрима» нужно взяться немедленно. Однако в 2019-м проект вызвал бурные споры и дискуссии: многие сравнивали его с полетом на Марс или Юпитер. К тому же ясно: затраты выльются в десятки миллиардов рублей.
Однако Ковальчук уверяет, что проект окупится достаточно быстро: газовоз будет подплывать прямо к подводным разработкам, загружаться углеводородами и плыть к ближайшему хабу. Фактически корабль будет работать, как шаттл. Член-корреспондент РАН считает, что данный метод транспортировки безопаснее и дешевле по сравнению с надводными кораблями, способными за раз по тому же маршруту перевезти только 140 тыс. кубов газа. Глава «Курчатовского института» уверен: технических препятствий для осуществления задуманного нет.
Кто-то скажет: выделение таких сумм в нынешней политической ситуации, в которой находится страна, нереально. Однако известно, что к проекту подключился «Газпром», а это уже солидные денежные потоки, направляемые в первую очередь в КБ «Малахит» (принципиальные соглашения достигнуты!). Будет ли практический результат не для отдельных кураторов, а в плане завершения проекта и постройки газовоза – большой вопрос…
Однако, как это ни странно, дело не только в деньгах: есть и другой интересный вопрос. Кто и где будет заниматься постройкой гиганта? Единственная площадка, способная осуществить такой фантастический проект – предприятие «Севмаш» (Северодвинск). Именно на нем и «куются» российские атомные подводные лодки.
Но на сегодня завод, как говорится, «по самое не балуй» загружен заказами от МО РФ. Подлодки штампуют, как горячие пирожки – по две-три штуки за год. И это понятно: так того требует политическая ситуация в мире. Но дело не только в субмаринах. На верфи очень тесно и по иным причинам. Например, уже несколько лет ждет капитального ремонта флагманский крейсер «Петр Великий». Все настолько затянулось, что появилось мнение о списании судна «на иголки». А не ставят корабль на ремонт, потому что место занято его однотипным «братом» «Адмиралом Нахимовым».
На обновление этого крейсера затрачена сумма, от которой можно вздрогнуть – 200 млрд руб. При этом «апгрейд» так и не закончен. Хотя корабелы обещают вывести судно в море в конце текущего года. Как видите, в подобной «толкучке» вряд ли найдется место для строительства «Пилигрима».
Перевозку полезных ископаемых под толщей льда уже пытались осуществить еще в 1999-м году. Предполагалось, что для транспортировки будут использовать ждущие списания атомные субмарины. Проектом занималось КБ «Рубин» (Санкт-Петербург), заказчик – «Норильский никель». Авторы идеи рассчитывали использовать пару ракетных крейсеров: «Северсталь» и старый «Архангельск» (АПЛ ТК-17). Их хотели переоборудовать, освободить корпус, снять вооружение. Конструкторы считали, что таким образом удастся в одной подлодке транспортировать не менее 10 тыс. тонн руды.
И какой же результат? Проект не был закончен. Среди озвученных причин – невозможность перевезти подлодками больше руды, чем надводными судами. А также риск радиационных утечек в случае аварии. Списанные лодки в 2020-м году прошли т. н. поддерживающий (профилактический) ремонт. Из состава ВМФ РФ они выведены и покорно ожидают решения своей дальнейшей судьбы в Северодвинске, где когда-то были спущены на воду. А выделенные на проект деньги наверняка нашли своих хозяев.
Остается только ждать, через какие приключения пройдет проект от питерских инженеров. Ведь его финансирует солидная организация – «Газпром». Хочется надеяться, что высокий авторитет главы «Курчатовского института» (о его приоритетах Ковальчук рассказывал президенту Путину) положительно повлияет на судьбу «Пилигрима». И когда-нибудь мы увидим подводный атомный газоход, заполненный СПГ, у причала одного из крупнейших хабов.
Проект от бюро «Малахит» (Санкт-Петербург), впервые представленный ОАК в 2019-м году на выставке «Нева», носит рабочее название «Пилигрим». Инженеры из Северной столицы замахнулись не на что-нибудь, а на принципиально новый тип морских судов.
Задачи подводного газовоза
Предполагается, что это будет огромный корабль, способный проплывать под толщей арктических льдов. При этом за одну ходку подводное судно сможет транспортировать до 180 тыс. тонн голубого топлива. В пересчете на кубы, это 1,5 млн горючего.
Основную часть пути гигант будет проходить подо льдами. Фото: VK Видео
Далеко не каждый газопровод сможет перекачать такое количество углеводорода за то время, которое понадобится «Пилигриму» на преодоление северного маршрута.
КБ «Малахит» – известная организация, занимающаяся проектированием атомных подводных лодок 885-й («Ясень»), 971-й (Щука Б»), 705-й серий («Лира»). Последняя – первая в мире субмарина с атомным реактором на жидком металле.
По сравнению с плаванием на поверхности, данный проект сулит очевидные экономические выгоды. Не придется задействовать мощный ледоколы, которые осуществляют проводку во льдах для обычных газовозов. Подобные операции все-таки дорого стоят. А тут – красота: под водой нет никаких препятствий.
Всплытие газовоза. Фото: VK Видео
Можно развивать максимальную скорость и быстро доставить груз, куда надо. В 2019-м считали, что, учитывая бурное развитие роботизированных способов подводной добычи углеводородов, «Пилигрим» будет востребован и его постройка может осуществиться в течение ближайших 15-ти лет.
Маршруты
Габариты подводного газовоза выбраны не случайно. Они точно соответствуют размерам порта Саабет, расположенного в Карском море, на западе Обской губы. Отсюда сейчас «голубое золото» вывозят надводные корабли с помощью ледоколов в страны ЕС, Азию и Северную Америку. «Пилигрим» будет транспортировать углеводороды от мест их добычи до хабов на Магадане и Камчатке. Фактически подводный транспорт преодолеет Северный морской путь.
Технические подробности
Предполагаемая скорость подводного гиганта – семнадцать узлов (31,48 км/ч). Время прохождения расстояния от Кольского полуострова до главных арктических месторождений не превысит двадцать суток. Возникает резонный вопрос: а какие двигатели сумеют обеспечить подобное перемещение и длительное пребывание под водой? Ответ очевиден: атомные реакторы РИТМ-200. Подобные силовые установки Россия уже производит для комплектации своих ядерных ледоколов.
Производство реакторов РИТМ-200 в РФ уже налажено. Фото: rutube.ru
Также судно будет оснащено тремя гребными электрическими двигателями мощностью по 30 МВт каждый. Плюс восемь вспомогательных водометов. Подводная «лодка», разумеется, будет лишена вооружения. Поэтому состав экипажа, по сравнению с военными субмаринами, довольно скромный: не более 28-ми человек.
«Пилигрим» – фантастика?
Одним из вдохновителей проекта является Михаил Ковальчук, занимающий должность главы НИЦ «Курчатовский институт» и являющийся членкором РАН. По мнению президента этой организации, за постройку «Пилигрима» нужно взяться немедленно. Однако в 2019-м проект вызвал бурные споры и дискуссии: многие сравнивали его с полетом на Марс или Юпитер. К тому же ясно: затраты выльются в десятки миллиардов рублей.
Энергетическая установка лодки и ее элементы. Фото: rutube.ru
Однако Ковальчук уверяет, что проект окупится достаточно быстро: газовоз будет подплывать прямо к подводным разработкам, загружаться углеводородами и плыть к ближайшему хабу. Фактически корабль будет работать, как шаттл. Член-корреспондент РАН считает, что данный метод транспортировки безопаснее и дешевле по сравнению с надводными кораблями, способными за раз по тому же маршруту перевезти только 140 тыс. кубов газа. Глава «Курчатовского института» уверен: технических препятствий для осуществления задуманного нет.
А что в реальности
Кто-то скажет: выделение таких сумм в нынешней политической ситуации, в которой находится страна, нереально. Однако известно, что к проекту подключился «Газпром», а это уже солидные денежные потоки, направляемые в первую очередь в КБ «Малахит» (принципиальные соглашения достигнуты!). Будет ли практический результат не для отдельных кураторов, а в плане завершения проекта и постройки газовоза – большой вопрос…
Верфи
Однако, как это ни странно, дело не только в деньгах: есть и другой интересный вопрос. Кто и где будет заниматься постройкой гиганта? Единственная площадка, способная осуществить такой фантастический проект – предприятие «Севмаш» (Северодвинск). Именно на нем и «куются» российские атомные подводные лодки.
Осенью 2023-го лодка «Архангельск» (ранее такое имя носила АПЛ ТК-17) спущена на воду. Фото: VK Видео
Но на сегодня завод, как говорится, «по самое не балуй» загружен заказами от МО РФ. Подлодки штампуют, как горячие пирожки – по две-три штуки за год. И это понятно: так того требует политическая ситуация в мире. Но дело не только в субмаринах. На верфи очень тесно и по иным причинам. Например, уже несколько лет ждет капитального ремонта флагманский крейсер «Петр Великий». Все настолько затянулось, что появилось мнение о списании судна «на иголки». А не ставят корабль на ремонт, потому что место занято его однотипным «братом» «Адмиралом Нахимовым».
«Петр Великий» все никак не может встать на ремонт. Фото: VK Видео
На обновление этого крейсера затрачена сумма, от которой можно вздрогнуть – 200 млрд руб. При этом «апгрейд» так и не закончен. Хотя корабелы обещают вывести судно в море в конце текущего года. Как видите, в подобной «толкучке» вряд ли найдется место для строительства «Пилигрима».
История повторяется?
Перевозку полезных ископаемых под толщей льда уже пытались осуществить еще в 1999-м году. Предполагалось, что для транспортировки будут использовать ждущие списания атомные субмарины. Проектом занималось КБ «Рубин» (Санкт-Петербург), заказчик – «Норильский никель». Авторы идеи рассчитывали использовать пару ракетных крейсеров: «Северсталь» и старый «Архангельск» (АПЛ ТК-17). Их хотели переоборудовать, освободить корпус, снять вооружение. Конструкторы считали, что таким образом удастся в одной подлодке транспортировать не менее 10 тыс. тонн руды.
Подлодка «Северсталь», так и не ставшая рудовозом, еще на службе (2011-й год). Фото: VK Видео
И какой же результат? Проект не был закончен. Среди озвученных причин – невозможность перевезти подлодками больше руды, чем надводными судами. А также риск радиационных утечек в случае аварии. Списанные лодки в 2020-м году прошли т. н. поддерживающий (профилактический) ремонт. Из состава ВМФ РФ они выведены и покорно ожидают решения своей дальнейшей судьбы в Северодвинске, где когда-то были спущены на воду. А выделенные на проект деньги наверняка нашли своих хозяев.
Выводы
Остается только ждать, через какие приключения пройдет проект от питерских инженеров. Ведь его финансирует солидная организация – «Газпром». Хочется надеяться, что высокий авторитет главы «Курчатовского института» (о его приоритетах Ковальчук рассказывал президенту Путину) положительно повлияет на судьбу «Пилигрима». И когда-нибудь мы увидим подводный атомный газоход, заполненный СПГ, у причала одного из крупнейших хабов.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....