ЗиЛ-157 – один из лучших военных грузовиков повышенной проходимости
ЗиЛ-157 знаком многим профессиональным водителям. Кто-то начинал на нем свою карьеру в армии, некоторые работали в сельской местности. Есть люди, до сих пор использующие эти грузовики на лесоповалах.
Как только не называют ЗиЛ-157 – «Колун», «Ступа», «Захар», «Трумэн» и даже «Людоед». Старые водители «Захаром» называли еще военный ЗиС-5. «Людоед» – это классический советский КрАЗ, но и у ЗиЛ-157 иногда похожие повадки просматриваются.
История ЗиЛ-157 началась в середине 1940-х, когда изготовили опытные ЗиС-151. Этот харизматичный грузовик серийно начали выпускать с 1948 года, но идея ставить на технику задние двускатные колеса оказалась порочной.
Уже в 1950-х стало ясно, будущее за автомобилями с односкатными задними осями. Советские конструкторы долгое время опирались на опыт американцев с их Студебеккерами. Но на испытаниях именно модели с двумя колесами на ось показали лучшие результаты. Они обошли не только ЗиС-151, но и несколько грузовиков производства США.
Благодаря стараниям конструктора Виталия Грачева, ЗиЛ-157 с 1958 года начали выпускать серийно. Модель получила не только односкатную ошиновку задних мостов, но и уникальную на то время систему подкачки шин. До этого подобная разработка применялась на бронетранспортерах.
По воспоминаниям работников завода, участвующих в армейских испытаниях, генералы оценили проходимость ЗиЛ-157 на уровне серийной гусеничной техники. Вскоре после этого грузовик получил прозвище «Колун». С одной стороны, это объясняют характерной формой капота, с другой – высокой проходимостью. Автомобиль, как настоящий топор для колки дров рассекает бездорожье.
Грузовик с колесной формулой 6 х 6 имеет грузоподъемность на трассе и в городе 4 500 кг, но на грунтах она снижается до 2 500 кг. На шасси ЗиЛ-157 было выпущено огромное количество специальных автомобилей.
Кстати, грузовик не только советский, но и российский – его выпуск продолжался до 1994 года. Самые поздние партии ЗиЛ-157 имели унифицированные двигатели с моделью 130.
Одного взгляда на ЗиЛ-157 хватает, чтобы понять – это военный грузовик. Внешность брутальная, от нее веет надежностью. Огромный капот намекает о высоком уровне безопасности при лобовом столкновении. Хотя, жаль тот автомобиль, который сойдется с рамным монстром лоб в лоб!
А вот размер кабины подкачал – тут есть место для трех человек, но им там однозначно будет тесно. Обзор ограничен небольшими размерами стекол. Зато боковые форточки опускаются, и печка имеется в наличии – что еще нужно для полного счастья?
Современным людям езда на ЗиЛ-157 покажется сложным делом – тут много нюансов, начиная от переключения передач, заканчивая передним мостом.
Мотор на грузовик ставили с таким же названием – ЗиЛ-157. Разрабатывался он именно для военного проходимца. Двигатель рядный шестицилиндровый, рабочий объем – 5560 см3. Мощность от 104 до 109 л. с., в зависимости от модификации.
Выглядят такие параметры сейчас смешно, но не стоит забывать о предназначении автомобиля – высокая проходимость. Скоростными характеристиками ЗиЛ-157 не блещет, но тяга у него отменная. Именно по этой причине до сих пор многие считают, что более проходимого грузовика, чем «Колун» не существует.
Коробка передач пятиступенчатая, есть двухступенчатая раздатка. Опытные водители умеют переключаться на ходу без использования сцепления, ориентируясь по оборотам двигателя.
В городе ЗиЛ-157 делать нечего – огромный и неповоротливый грузовик без гидроусилителя руля в таких условиях подчинится только сильному или хотя бы выносливому водителю. Длинный капот и ограниченная видимость, расход топлива делают использование машины нерентабельным.
Дольше всего в городах эксплуатировали ЗиЛ-157 автобусные и троллейбусные парки – военный грузовик без труда тягал сломанные многотонные машины на ремонты в депо.
На трассе ездить на такой технике тоже проблематично – максимальная скорость в районе 70 км/ч этому не способствуют. Одно дело, когда трасса пустая, совсем другое – это современная загруженность. Из-за ограниченной видимости неповоротливый грузовик может оказаться просто опасным для других участников дорожного движения.
Но стоит съехать на плохую грунтовую дорогу, или на полное бездорожье, и грузовик демонстрирует высокую проходимость. Таким уровнем не могут похвастаться даже подготовленные внедорожники.
Хотя блокировок дифференциалов тут нет, в них автомобиль не нуждается. Если что – достаточно подключить передний мост, и ЗиЛ-157 с характерным ревом двигателя преодолеет сложный участок пути. Понижающая передача нужна только в самых серьезных случаях.
Но многое по части проходимости зависит и от водителя – неопытный человек способен застрять на таком монстре в ближайшей луже возле дома. Да он даже не доедет до бездорожья, не сумев тронуться!
На плохой дороге ЗиЛ-157 может показать, за что его иногда называли «Людоедом» по аналогии с КрАЗом. Руль без гидроусилителя, связанный с колесами по факту напрямую, попав в колею легко вырывает из рук. Если при этом он будет охвачен и большими пальцами, то их может вывихнуть или даже сломать. Не так и плохо – КрАЗ некоторым предплечья ломал!
Ходят слухи, что на поздние версии ЗиЛ-157 ставили гидроусилители руля. Это не имеет ничего общего с реальной картиной. Согласно заводской документации, до конца выпуска так и не было серийных грузовиков этой модели с ГУР. Выпускались опытные ЗиЛ-157, иногда встречаются самоделки, но штатно такая модификация никогда не выпускалась!
Профессиональные водители могут застрять на «Колуне» только в крайних случаях – когда грузовик повиснет на раме. Хотя и это не страшно – если бугор не каменный, то его может и вырвать. Дорожный просвет в 310 мм позволяет преодолевать все препятствия.
Кстати, по сравнению с ЗиЛ-131, «Колун» достаточно экономичный на бездорожье. Шестицилиндровый рядный двигатель на 30 % менее прожорлив, чем V8 на 150 л с. Хотя, 60 литров – это тоже много.
Когда армия получила необходимое ей количество ЗиЛ-157 в различных модификациях, грузовики стали выпускать дальше – они полюбились в сельском хозяйстве. Для полевых работ военный автомобиль повышенной проходимости подошел идеально – он доставлял груз независимо от погоды и состоянии дорожного покрытия.
Собственно, никакой дороги могло и не быть, ЗиЛ-157 прекрасно ехал по полю, прокладывая путь самостоятельно.
До сих пор в самых сложных условиях «Колун» иногда используется на лесозаготовках. Конечно, владельцы стараются поменять прожорливый бензиновый двигатель на экономичный дизель, но и родной мотор встречается.
Как только не называют ЗиЛ-157 – «Колун», «Ступа», «Захар», «Трумэн» и даже «Людоед». Старые водители «Захаром» называли еще военный ЗиС-5. «Людоед» – это классический советский КрАЗ, но и у ЗиЛ-157 иногда похожие повадки просматриваются.
История модели
История ЗиЛ-157 началась в середине 1940-х, когда изготовили опытные ЗиС-151. Этот харизматичный грузовик серийно начали выпускать с 1948 года, но идея ставить на технику задние двускатные колеса оказалась порочной.
Уже в 1950-х стало ясно, будущее за автомобилями с односкатными задними осями. Советские конструкторы долгое время опирались на опыт американцев с их Студебеккерами. Но на испытаниях именно модели с двумя колесами на ось показали лучшие результаты. Они обошли не только ЗиС-151, но и несколько грузовиков производства США.
Можно найти хорошие экземпляры на консервации. Фото: Youtube.com
Благодаря стараниям конструктора Виталия Грачева, ЗиЛ-157 с 1958 года начали выпускать серийно. Модель получила не только односкатную ошиновку задних мостов, но и уникальную на то время систему подкачки шин. До этого подобная разработка применялась на бронетранспортерах.
По воспоминаниям работников завода, участвующих в армейских испытаниях, генералы оценили проходимость ЗиЛ-157 на уровне серийной гусеничной техники. Вскоре после этого грузовик получил прозвище «Колун». С одной стороны, это объясняют характерной формой капота, с другой – высокой проходимостью. Автомобиль, как настоящий топор для колки дров рассекает бездорожье.
Первые опытные ЗиЛ-151 назывались ЗиС-151, но в серию он пошел после смены названия завода.
Грузовик с колесной формулой 6 х 6 имеет грузоподъемность на трассе и в городе 4 500 кг, но на грунтах она снижается до 2 500 кг. На шасси ЗиЛ-157 было выпущено огромное количество специальных автомобилей.
Передние стёкла откидываются, кстати. Фото: Youtube.com
Кстати, грузовик не только советский, но и российский – его выпуск продолжался до 1994 года. Самые поздние партии ЗиЛ-157 имели унифицированные двигатели с моделью 130.
Всего за годы выпуска было изготовлено около 1 000 000 грузовиков.
Внешность модели
Одного взгляда на ЗиЛ-157 хватает, чтобы понять – это военный грузовик. Внешность брутальная, от нее веет надежностью. Огромный капот намекает о высоком уровне безопасности при лобовом столкновении. Хотя, жаль тот автомобиль, который сойдется с рамным монстром лоб в лоб!
А вот размер кабины подкачал – тут есть место для трех человек, но им там однозначно будет тесно. Обзор ограничен небольшими размерами стекол. Зато боковые форточки опускаются, и печка имеется в наличии – что еще нужно для полного счастья?
В кабине много разнообразных табличек-инструкций, грузовик же военный, для солдат делали, а водители из них не очень опытные как правило.
Современным людям езда на ЗиЛ-157 покажется сложным делом – тут много нюансов, начиная от переключения передач, заканчивая передним мостом.
Двигатель и КПП
Мотор на грузовик ставили с таким же названием – ЗиЛ-157. Разрабатывался он именно для военного проходимца. Двигатель рядный шестицилиндровый, рабочий объем – 5560 см3. Мощность от 104 до 109 л. с., в зависимости от модификации.
Такая дорога для ЗиЛ не проблема! Фото: Youtube.com
Выглядят такие параметры сейчас смешно, но не стоит забывать о предназначении автомобиля – высокая проходимость. Скоростными характеристиками ЗиЛ-157 не блещет, но тяга у него отменная. Именно по этой причине до сих пор многие считают, что более проходимого грузовика, чем «Колун» не существует.
Коробка передач пятиступенчатая, есть двухступенчатая раздатка. Опытные водители умеют переключаться на ходу без использования сцепления, ориентируясь по оборотам двигателя.
Грузовик в движении
В городе ЗиЛ-157 делать нечего – огромный и неповоротливый грузовик без гидроусилителя руля в таких условиях подчинится только сильному или хотя бы выносливому водителю. Длинный капот и ограниченная видимость, расход топлива делают использование машины нерентабельным.
Дольше всего в городах эксплуатировали ЗиЛ-157 автобусные и троллейбусные парки – военный грузовик без труда тягал сломанные многотонные машины на ремонты в депо.
На трассе ездить на такой технике тоже проблематично – максимальная скорость в районе 70 км/ч этому не способствуют. Одно дело, когда трасса пустая, совсем другое – это современная загруженность. Из-за ограниченной видимости неповоротливый грузовик может оказаться просто опасным для других участников дорожного движения.
Но, как говорится в таких случаях, пускай сами берегутся, а водителю ЗиЛ-157 бояться нечего!
Но стоит съехать на плохую грунтовую дорогу, или на полное бездорожье, и грузовик демонстрирует высокую проходимость. Таким уровнем не могут похвастаться даже подготовленные внедорожники.
Вывезет дрова из любого леса! Фото: Youtube.com
Хотя блокировок дифференциалов тут нет, в них автомобиль не нуждается. Если что – достаточно подключить передний мост, и ЗиЛ-157 с характерным ревом двигателя преодолеет сложный участок пути. Понижающая передача нужна только в самых серьезных случаях.
Но многое по части проходимости зависит и от водителя – неопытный человек способен застрять на таком монстре в ближайшей луже возле дома. Да он даже не доедет до бездорожья, не сумев тронуться!
На плохой дороге ЗиЛ-157 может показать, за что его иногда называли «Людоедом» по аналогии с КрАЗом. Руль без гидроусилителя, связанный с колесами по факту напрямую, попав в колею легко вырывает из рук. Если при этом он будет охвачен и большими пальцами, то их может вывихнуть или даже сломать. Не так и плохо – КрАЗ некоторым предплечья ломал!
Ходят слухи, что на поздние версии ЗиЛ-157 ставили гидроусилители руля. Это не имеет ничего общего с реальной картиной. Согласно заводской документации, до конца выпуска так и не было серийных грузовиков этой модели с ГУР. Выпускались опытные ЗиЛ-157, иногда встречаются самоделки, но штатно такая модификация никогда не выпускалась!
Профессиональные водители могут застрять на «Колуне» только в крайних случаях – когда грузовик повиснет на раме. Хотя и это не страшно – если бугор не каменный, то его может и вырвать. Дорожный просвет в 310 мм позволяет преодолевать все препятствия.
Кстати, по сравнению с ЗиЛ-131, «Колун» достаточно экономичный на бездорожье. Шестицилиндровый рядный двигатель на 30 % менее прожорлив, чем V8 на 150 л с. Хотя, 60 литров – это тоже много.
Когда армия получила необходимое ей количество ЗиЛ-157 в различных модификациях, грузовики стали выпускать дальше – они полюбились в сельском хозяйстве. Для полевых работ военный автомобиль повышенной проходимости подошел идеально – он доставлял груз независимо от погоды и состоянии дорожного покрытия.
ЗиЛ грязи не боится! Фото: Youtube.com
Собственно, никакой дороги могло и не быть, ЗиЛ-157 прекрасно ехал по полю, прокладывая путь самостоятельно.
До сих пор в самых сложных условиях «Колун» иногда используется на лесозаготовках. Конечно, владельцы стараются поменять прожорливый бензиновый двигатель на экономичный дизель, но и родной мотор встречается.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....