ЗиЛ-157 – один из лучших военных грузовиков повышенной проходимости
ЗиЛ-157 знаком многим профессиональным водителям. Кто-то начинал на нем свою карьеру в армии, некоторые работали в сельской местности. Есть люди, до сих пор использующие эти грузовики на лесоповалах.
Как только не называют ЗиЛ-157 – «Колун», «Ступа», «Захар», «Трумэн» и даже «Людоед». Старые водители «Захаром» называли еще военный ЗиС-5. «Людоед» – это классический советский КрАЗ, но и у ЗиЛ-157 иногда похожие повадки просматриваются.
История ЗиЛ-157 началась в середине 1940-х, когда изготовили опытные ЗиС-151. Этот харизматичный грузовик серийно начали выпускать с 1948 года, но идея ставить на технику задние двускатные колеса оказалась порочной.
Уже в 1950-х стало ясно, будущее за автомобилями с односкатными задними осями. Советские конструкторы долгое время опирались на опыт американцев с их Студебеккерами. Но на испытаниях именно модели с двумя колесами на ось показали лучшие результаты. Они обошли не только ЗиС-151, но и несколько грузовиков производства США.
Благодаря стараниям конструктора Виталия Грачева, ЗиЛ-157 с 1958 года начали выпускать серийно. Модель получила не только односкатную ошиновку задних мостов, но и уникальную на то время систему подкачки шин. До этого подобная разработка применялась на бронетранспортерах.
По воспоминаниям работников завода, участвующих в армейских испытаниях, генералы оценили проходимость ЗиЛ-157 на уровне серийной гусеничной техники. Вскоре после этого грузовик получил прозвище «Колун». С одной стороны, это объясняют характерной формой капота, с другой – высокой проходимостью. Автомобиль, как настоящий топор для колки дров рассекает бездорожье.
Грузовик с колесной формулой 6 х 6 имеет грузоподъемность на трассе и в городе 4 500 кг, но на грунтах она снижается до 2 500 кг. На шасси ЗиЛ-157 было выпущено огромное количество специальных автомобилей.
Кстати, грузовик не только советский, но и российский – его выпуск продолжался до 1994 года. Самые поздние партии ЗиЛ-157 имели унифицированные двигатели с моделью 130.
Одного взгляда на ЗиЛ-157 хватает, чтобы понять – это военный грузовик. Внешность брутальная, от нее веет надежностью. Огромный капот намекает о высоком уровне безопасности при лобовом столкновении. Хотя, жаль тот автомобиль, который сойдется с рамным монстром лоб в лоб!
А вот размер кабины подкачал – тут есть место для трех человек, но им там однозначно будет тесно. Обзор ограничен небольшими размерами стекол. Зато боковые форточки опускаются, и печка имеется в наличии – что еще нужно для полного счастья?
Современным людям езда на ЗиЛ-157 покажется сложным делом – тут много нюансов, начиная от переключения передач, заканчивая передним мостом.
Мотор на грузовик ставили с таким же названием – ЗиЛ-157. Разрабатывался он именно для военного проходимца. Двигатель рядный шестицилиндровый, рабочий объем – 5560 см3. Мощность от 104 до 109 л. с., в зависимости от модификации.
Выглядят такие параметры сейчас смешно, но не стоит забывать о предназначении автомобиля – высокая проходимость. Скоростными характеристиками ЗиЛ-157 не блещет, но тяга у него отменная. Именно по этой причине до сих пор многие считают, что более проходимого грузовика, чем «Колун» не существует.
Коробка передач пятиступенчатая, есть двухступенчатая раздатка. Опытные водители умеют переключаться на ходу без использования сцепления, ориентируясь по оборотам двигателя.
В городе ЗиЛ-157 делать нечего – огромный и неповоротливый грузовик без гидроусилителя руля в таких условиях подчинится только сильному или хотя бы выносливому водителю. Длинный капот и ограниченная видимость, расход топлива делают использование машины нерентабельным.
Дольше всего в городах эксплуатировали ЗиЛ-157 автобусные и троллейбусные парки – военный грузовик без труда тягал сломанные многотонные машины на ремонты в депо.
На трассе ездить на такой технике тоже проблематично – максимальная скорость в районе 70 км/ч этому не способствуют. Одно дело, когда трасса пустая, совсем другое – это современная загруженность. Из-за ограниченной видимости неповоротливый грузовик может оказаться просто опасным для других участников дорожного движения.
Но стоит съехать на плохую грунтовую дорогу, или на полное бездорожье, и грузовик демонстрирует высокую проходимость. Таким уровнем не могут похвастаться даже подготовленные внедорожники.
Хотя блокировок дифференциалов тут нет, в них автомобиль не нуждается. Если что – достаточно подключить передний мост, и ЗиЛ-157 с характерным ревом двигателя преодолеет сложный участок пути. Понижающая передача нужна только в самых серьезных случаях.
Но многое по части проходимости зависит и от водителя – неопытный человек способен застрять на таком монстре в ближайшей луже возле дома. Да он даже не доедет до бездорожья, не сумев тронуться!
На плохой дороге ЗиЛ-157 может показать, за что его иногда называли «Людоедом» по аналогии с КрАЗом. Руль без гидроусилителя, связанный с колесами по факту напрямую, попав в колею легко вырывает из рук. Если при этом он будет охвачен и большими пальцами, то их может вывихнуть или даже сломать. Не так и плохо – КрАЗ некоторым предплечья ломал!
Ходят слухи, что на поздние версии ЗиЛ-157 ставили гидроусилители руля. Это не имеет ничего общего с реальной картиной. Согласно заводской документации, до конца выпуска так и не было серийных грузовиков этой модели с ГУР. Выпускались опытные ЗиЛ-157, иногда встречаются самоделки, но штатно такая модификация никогда не выпускалась!
Профессиональные водители могут застрять на «Колуне» только в крайних случаях – когда грузовик повиснет на раме. Хотя и это не страшно – если бугор не каменный, то его может и вырвать. Дорожный просвет в 310 мм позволяет преодолевать все препятствия.
Кстати, по сравнению с ЗиЛ-131, «Колун» достаточно экономичный на бездорожье. Шестицилиндровый рядный двигатель на 30 % менее прожорлив, чем V8 на 150 л с. Хотя, 60 литров – это тоже много.
Когда армия получила необходимое ей количество ЗиЛ-157 в различных модификациях, грузовики стали выпускать дальше – они полюбились в сельском хозяйстве. Для полевых работ военный автомобиль повышенной проходимости подошел идеально – он доставлял груз независимо от погоды и состоянии дорожного покрытия.
Собственно, никакой дороги могло и не быть, ЗиЛ-157 прекрасно ехал по полю, прокладывая путь самостоятельно.
До сих пор в самых сложных условиях «Колун» иногда используется на лесозаготовках. Конечно, владельцы стараются поменять прожорливый бензиновый двигатель на экономичный дизель, но и родной мотор встречается.
Как только не называют ЗиЛ-157 – «Колун», «Ступа», «Захар», «Трумэн» и даже «Людоед». Старые водители «Захаром» называли еще военный ЗиС-5. «Людоед» – это классический советский КрАЗ, но и у ЗиЛ-157 иногда похожие повадки просматриваются.
История модели
История ЗиЛ-157 началась в середине 1940-х, когда изготовили опытные ЗиС-151. Этот харизматичный грузовик серийно начали выпускать с 1948 года, но идея ставить на технику задние двускатные колеса оказалась порочной.
Уже в 1950-х стало ясно, будущее за автомобилями с односкатными задними осями. Советские конструкторы долгое время опирались на опыт американцев с их Студебеккерами. Но на испытаниях именно модели с двумя колесами на ось показали лучшие результаты. Они обошли не только ЗиС-151, но и несколько грузовиков производства США.
Можно найти хорошие экземпляры на консервации. Фото: Youtube.com
Благодаря стараниям конструктора Виталия Грачева, ЗиЛ-157 с 1958 года начали выпускать серийно. Модель получила не только односкатную ошиновку задних мостов, но и уникальную на то время систему подкачки шин. До этого подобная разработка применялась на бронетранспортерах.
По воспоминаниям работников завода, участвующих в армейских испытаниях, генералы оценили проходимость ЗиЛ-157 на уровне серийной гусеничной техники. Вскоре после этого грузовик получил прозвище «Колун». С одной стороны, это объясняют характерной формой капота, с другой – высокой проходимостью. Автомобиль, как настоящий топор для колки дров рассекает бездорожье.
Первые опытные ЗиЛ-151 назывались ЗиС-151, но в серию он пошел после смены названия завода.
Грузовик с колесной формулой 6 х 6 имеет грузоподъемность на трассе и в городе 4 500 кг, но на грунтах она снижается до 2 500 кг. На шасси ЗиЛ-157 было выпущено огромное количество специальных автомобилей.
Передние стёкла откидываются, кстати. Фото: Youtube.com
Кстати, грузовик не только советский, но и российский – его выпуск продолжался до 1994 года. Самые поздние партии ЗиЛ-157 имели унифицированные двигатели с моделью 130.
Всего за годы выпуска было изготовлено около 1 000 000 грузовиков.
Внешность модели
Одного взгляда на ЗиЛ-157 хватает, чтобы понять – это военный грузовик. Внешность брутальная, от нее веет надежностью. Огромный капот намекает о высоком уровне безопасности при лобовом столкновении. Хотя, жаль тот автомобиль, который сойдется с рамным монстром лоб в лоб!
А вот размер кабины подкачал – тут есть место для трех человек, но им там однозначно будет тесно. Обзор ограничен небольшими размерами стекол. Зато боковые форточки опускаются, и печка имеется в наличии – что еще нужно для полного счастья?
В кабине много разнообразных табличек-инструкций, грузовик же военный, для солдат делали, а водители из них не очень опытные как правило.
Современным людям езда на ЗиЛ-157 покажется сложным делом – тут много нюансов, начиная от переключения передач, заканчивая передним мостом.
Двигатель и КПП
Мотор на грузовик ставили с таким же названием – ЗиЛ-157. Разрабатывался он именно для военного проходимца. Двигатель рядный шестицилиндровый, рабочий объем – 5560 см3. Мощность от 104 до 109 л. с., в зависимости от модификации.
Такая дорога для ЗиЛ не проблема! Фото: Youtube.com
Выглядят такие параметры сейчас смешно, но не стоит забывать о предназначении автомобиля – высокая проходимость. Скоростными характеристиками ЗиЛ-157 не блещет, но тяга у него отменная. Именно по этой причине до сих пор многие считают, что более проходимого грузовика, чем «Колун» не существует.
Коробка передач пятиступенчатая, есть двухступенчатая раздатка. Опытные водители умеют переключаться на ходу без использования сцепления, ориентируясь по оборотам двигателя.
Грузовик в движении
В городе ЗиЛ-157 делать нечего – огромный и неповоротливый грузовик без гидроусилителя руля в таких условиях подчинится только сильному или хотя бы выносливому водителю. Длинный капот и ограниченная видимость, расход топлива делают использование машины нерентабельным.
Дольше всего в городах эксплуатировали ЗиЛ-157 автобусные и троллейбусные парки – военный грузовик без труда тягал сломанные многотонные машины на ремонты в депо.
На трассе ездить на такой технике тоже проблематично – максимальная скорость в районе 70 км/ч этому не способствуют. Одно дело, когда трасса пустая, совсем другое – это современная загруженность. Из-за ограниченной видимости неповоротливый грузовик может оказаться просто опасным для других участников дорожного движения.
Но, как говорится в таких случаях, пускай сами берегутся, а водителю ЗиЛ-157 бояться нечего!
Но стоит съехать на плохую грунтовую дорогу, или на полное бездорожье, и грузовик демонстрирует высокую проходимость. Таким уровнем не могут похвастаться даже подготовленные внедорожники.
Вывезет дрова из любого леса! Фото: Youtube.com
Хотя блокировок дифференциалов тут нет, в них автомобиль не нуждается. Если что – достаточно подключить передний мост, и ЗиЛ-157 с характерным ревом двигателя преодолеет сложный участок пути. Понижающая передача нужна только в самых серьезных случаях.
Но многое по части проходимости зависит и от водителя – неопытный человек способен застрять на таком монстре в ближайшей луже возле дома. Да он даже не доедет до бездорожья, не сумев тронуться!
На плохой дороге ЗиЛ-157 может показать, за что его иногда называли «Людоедом» по аналогии с КрАЗом. Руль без гидроусилителя, связанный с колесами по факту напрямую, попав в колею легко вырывает из рук. Если при этом он будет охвачен и большими пальцами, то их может вывихнуть или даже сломать. Не так и плохо – КрАЗ некоторым предплечья ломал!
Ходят слухи, что на поздние версии ЗиЛ-157 ставили гидроусилители руля. Это не имеет ничего общего с реальной картиной. Согласно заводской документации, до конца выпуска так и не было серийных грузовиков этой модели с ГУР. Выпускались опытные ЗиЛ-157, иногда встречаются самоделки, но штатно такая модификация никогда не выпускалась!
Профессиональные водители могут застрять на «Колуне» только в крайних случаях – когда грузовик повиснет на раме. Хотя и это не страшно – если бугор не каменный, то его может и вырвать. Дорожный просвет в 310 мм позволяет преодолевать все препятствия.
Кстати, по сравнению с ЗиЛ-131, «Колун» достаточно экономичный на бездорожье. Шестицилиндровый рядный двигатель на 30 % менее прожорлив, чем V8 на 150 л с. Хотя, 60 литров – это тоже много.
Когда армия получила необходимое ей количество ЗиЛ-157 в различных модификациях, грузовики стали выпускать дальше – они полюбились в сельском хозяйстве. Для полевых работ военный автомобиль повышенной проходимости подошел идеально – он доставлял груз независимо от погоды и состоянии дорожного покрытия.
ЗиЛ грязи не боится! Фото: Youtube.com
Собственно, никакой дороги могло и не быть, ЗиЛ-157 прекрасно ехал по полю, прокладывая путь самостоятельно.
До сих пор в самых сложных условиях «Колун» иногда используется на лесозаготовках. Конечно, владельцы стараются поменять прожорливый бензиновый двигатель на экономичный дизель, но и родной мотор встречается.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....