Мощный грузовой двухсекционный локомотив 2ЭС6 «Синара»
Грузовые перевозки на железной дороге всегда требовали мощных и выносливых локомотивов. Когда-то это были паровозы. Позже пришло время машин на тепловой или электрической энергии. Нередко, чтобы добиться нужных показателей, техника создавалась в виде двух- (а то и трех- или четырех-) секционной конструкции.
Подобное же произошло и с серией, выпуск которой освоили специалисты Уральского завода железнодорожного машиностроения. Первый образец обозначался как 2ЭС4К. Правда, еще на этапе проектирования пришлось название подкорректировать. Причиной стало то, что коллеги из Новочеркасска уже застолбили его для своего локомотива, вышедшего немного раньше.
Так, еще находясь в процессе сборки, машина получила новое наименование – 2ЭС6-001. Ее представили в первый день октября 2006 года. Так началась история самого массового современного российского электровоза на постоянном токе.
Уже со второго образца у локомотива появилось личное имя – «Синара». А параллельно шла усиленная подготовка к запуску первой очереди комплекса по сборке новых электровозов. Все говорило о том, что проект должен получить успешное развитие в будущем.
Все даже вышло с перевыполнением плана. Так, на будущий год российские дороги получили вместо запланированных восьми единиц целых 10 новеньких электровозов. Успешный пуск в работу первой очереди нового сборочного комплекса позволил заметно увеличить в последующие годы объемы выпускаемой продукции.
Все началось уже с 25 единиц, собранных в течение 2009 года. По прошествии трех лет локомотивостроители увеличили эту цифру вчетверо. В дальнейшем, до середины десятых, они смогли придерживаться заданного темпа. Правда, во второй половине десятилетия ненадолго обороты снизились.
Но все это происходило накануне серьезного рывка, который стал возможен после перехода сборки под крыло опытных немецких специалистов из Siemens. Дальнейшие события на «Уральских локомотивах» стали очень ободрительными:
✅ 2016 – 600-й образец, посвященный 6-летию предприятия
✅ 2020 – к концу января завершена сборка первой тысячи локомотивов
✅ 2024 – к середине года тираж достиг показателя в 1500 штук
Первоначальные планы предприятия состояли в том, чтобы сделать 2ЭС6 некоей переходной моделью. Спустя несколько лет после выхода ее в серию, должна была пройти серьезная модернизация, вылившаяся в появление нового электровоза – 2ЭС10, созданного совместно с немецкими партнерами.
Частично это удалось осуществить. Но, по причине дороговизны импортных составляющих конструкции и внутренних проблем, сборка «десятки» стала совсем не такой массовой, как планировалось ранее. Завод смог собрать в пределах полторы сотни экземпляров. Зато это открыло путь для дальнейшего интенсивного производства 2ЭС6, которое в десятых только добавило в количественных показателях.
В последнее время процесс резкого снижения грузоперевозок, произошедший в конце 80-х и начале 90-х, удалось приостановить. Более того, показатель стал заметно расти. Это, в свою очередь, привело к формированию составов повышенного тоннажа.
Базовые локомотивы больше не могли с ними успешно справляться. Ведь на равнинной местности 2ЭС6 мог без проблем буксировать составы общим весом до 8 тысяч тонн. А вот при появлении на пути длительных 10%-х подъемов, показатель снижался до пяти.
Это поставило перед предприятием новую задачу – создать более мощную версию локомотива. Проще всего достичь заданной цели удалось благодаря увеличению количества кузовных элементов в исходной машине. Для этого инженерам завода пришлось создать промежуточные бустерные секции.
В этих добавочных сегментах отказались от кабины (да она там и не к чему), зато здесь можно было расположить дополнительные электродвигатели. А это, в свою очередь, заметно повышало общую мощность локомотива. В итоге он стал отличным «конструктором», приспособленным для использования в самых разных условиях:
✅ трехсекционный 3ЭС6
✅ четырехсекционный 4ЭС6
✅ автономная работа одной секцией
Версии с повышенной мощностью имели в середине конструкции элемент (или сразу два) со сквозным проходом. Это позволяло начальные показатели электровоза увеличить в 1,5-2 раза. Его дополнительные секции выпускаются «Уральскими локомотивами» с апреля 2020 года. Так у 3(4)ЭС6 появилась возможность использования для буксировки составов повышенного тоннажа или на участках пути с высокой степенью уклона.
К началу лета 2023-го локомотивостроительное предприятие довело общий показатель серии до 1379 единиц. И эти цифры продолжили расти и в последующий период. К началу осени 2024 года количество собранных 2ЭС6 достигло 1560 штук.
После того как стартовала серийная сборка машин, к основному названию каждая из них получала трехзначную приписку с порядковым номером. От времени создания зависит и первичный окрас локомотивов. В целом это выглядело примерно так:
✅ первые две – четырехцветная (тона флага+серый низ)
✅ дальнейшие сто десять машин – бирюзово-белая и боковые красные полосы
✅ последующие электровозы – в корпоративном окрасе компании РЖД
Это является вполне естественным шагом, ведь производимая техника после сборки отправляется на эксплуатацию именно к этому пользователю. А теперь – самое время вспомнить о показателях и особенностях 2ЭС6:
✅ цельнометаллический кузов с плоской обшивкой
✅ каждая из основных секций имеет одну кабину повышенной комфортности
✅ эффективный вентилятор охлаждения
✅ тормозной термостат и очистка фильтров
А теперь можно остановиться на этих и других показателях более подробно. Начнем с того, что локомотив питается от сетей постоянного тока напряжением 3 кВ. Каждая его секция состоит из двух элементов, второй (безкабинный) служит межсекционным переходом. А вот и физические размеры конструкции:
✅ каждая секция длиной 17 метров
✅ ширина – 3,13 м
✅ высота – 5,3 м
Электровоз имеет максимальную скорость 120 км/ч. А длительная мощность ТЭД в базовой версии – 6000 кВт. Производитель наделил машину эффективной системой пожаротушения. Чтобы добиться такого результата здесь задействовано активное вещество хладон. Задействуется она как в автоматическом, так и ручном режиме.
В начале этого десятилетия подоспела коренная модернизация конструкции. Это позволило создать модификацию с асинхронным приводом (2ЭС6А). Примененный двигатель стал не только более надежным, но и с увеличенными мощностными характеристиками. Позже локомотив получил и трехсекционную версию, а его название трансформировалось в 2(3)ЭС8 «Малахит».
Хотя на текущий момент создано всего три действующих единицы данной типа, на него возлагаются большие надежды. Предприятие планирует запустить новую серию электровозов с асинхронными двигателями, имеющими различные характеристики и показатели. Они могут быть двухсистемными, а скорость должна вырасти до 140 км/ч. Предполагается, что такой тип не утратит своей актуальности в течение ближайших пары десятилетий.
Подобное же произошло и с серией, выпуск которой освоили специалисты Уральского завода железнодорожного машиностроения. Первый образец обозначался как 2ЭС4К. Правда, еще на этапе проектирования пришлось название подкорректировать. Причиной стало то, что коллеги из Новочеркасска уже застолбили его для своего локомотива, вышедшего немного раньше.
2ЭС6 в бирюзовом окрасе. Фото: youtube.com
Так, еще находясь в процессе сборки, машина получила новое наименование – 2ЭС6-001. Ее представили в первый день октября 2006 года. Так началась история самого массового современного российского электровоза на постоянном токе.
«Синара» – для нужд РЖД
Уже со второго образца у локомотива появилось личное имя – «Синара». А параллельно шла усиленная подготовка к запуску первой очереди комплекса по сборке новых электровозов. Все говорило о том, что проект должен получить успешное развитие в будущем.
В середине лета 2007 года появился контракт с РЖД, который подтверждал поставку локомотивов 2ЭС6 «Синара» для нужд этой организации в течение следующих двух лет. Это дало производителям дополнительный стимул к предстоящему плодотворному труду.
Все даже вышло с перевыполнением плана. Так, на будущий год российские дороги получили вместо запланированных восьми единиц целых 10 новеньких электровозов. Успешный пуск в работу первой очереди нового сборочного комплекса позволил заметно увеличить в последующие годы объемы выпускаемой продукции.
2ЭС6 в корпоративных тонах. Фото: youtube.com
Все началось уже с 25 единиц, собранных в течение 2009 года. По прошествии трех лет локомотивостроители увеличили эту цифру вчетверо. В дальнейшем, до середины десятых, они смогли придерживаться заданного темпа. Правда, во второй половине десятилетия ненадолго обороты снизились.
Но все это происходило накануне серьезного рывка, который стал возможен после перехода сборки под крыло опытных немецких специалистов из Siemens. Дальнейшие события на «Уральских локомотивах» стали очень ободрительными:
✅ 2016 – 600-й образец, посвященный 6-летию предприятия
✅ 2020 – к концу января завершена сборка первой тысячи локомотивов
✅ 2024 – к середине года тираж достиг показателя в 1500 штук
Первоначальные планы предприятия состояли в том, чтобы сделать 2ЭС6 некоей переходной моделью. Спустя несколько лет после выхода ее в серию, должна была пройти серьезная модернизация, вылившаяся в появление нового электровоза – 2ЭС10, созданного совместно с немецкими партнерами.
Частично это удалось осуществить. Но, по причине дороговизны импортных составляющих конструкции и внутренних проблем, сборка «десятки» стала совсем не такой массовой, как планировалось ранее. Завод смог собрать в пределах полторы сотни экземпляров. Зато это открыло путь для дальнейшего интенсивного производства 2ЭС6, которое в десятых только добавило в количественных показателях.
Появление трех- и четырехсекционных версий
В последнее время процесс резкого снижения грузоперевозок, произошедший в конце 80-х и начале 90-х, удалось приостановить. Более того, показатель стал заметно расти. Это, в свою очередь, привело к формированию составов повышенного тоннажа.
Пульт управления электровоза. Фото: youtube.com
Базовые локомотивы больше не могли с ними успешно справляться. Ведь на равнинной местности 2ЭС6 мог без проблем буксировать составы общим весом до 8 тысяч тонн. А вот при появлении на пути длительных 10%-х подъемов, показатель снижался до пяти.
Это поставило перед предприятием новую задачу – создать более мощную версию локомотива. Проще всего достичь заданной цели удалось благодаря увеличению количества кузовных элементов в исходной машине. Для этого инженерам завода пришлось создать промежуточные бустерные секции.
В этих добавочных сегментах отказались от кабины (да она там и не к чему), зато здесь можно было расположить дополнительные электродвигатели. А это, в свою очередь, заметно повышало общую мощность локомотива. В итоге он стал отличным «конструктором», приспособленным для использования в самых разных условиях:
✅ трехсекционный 3ЭС6
✅ четырехсекционный 4ЭС6
✅ автономная работа одной секцией
Версии с повышенной мощностью имели в середине конструкции элемент (или сразу два) со сквозным проходом. Это позволяло начальные показатели электровоза увеличить в 1,5-2 раза. Его дополнительные секции выпускаются «Уральскими локомотивами» с апреля 2020 года. Так у 3(4)ЭС6 появилась возможность использования для буксировки составов повышенного тоннажа или на участках пути с высокой степенью уклона.
2ЭС6 проследует ж/д переезд. Фото: youtube.com
К началу лета 2023-го локомотивостроительное предприятие довело общий показатель серии до 1379 единиц. И эти цифры продолжили расти и в последующий период. К началу осени 2024 года количество собранных 2ЭС6 достигло 1560 штук.
Устройство и характеристики 2ЭС6
После того как стартовала серийная сборка машин, к основному названию каждая из них получала трехзначную приписку с порядковым номером. От времени создания зависит и первичный окрас локомотивов. В целом это выглядело примерно так:
✅ первые две – четырехцветная (тона флага+серый низ)
✅ дальнейшие сто десять машин – бирюзово-белая и боковые красные полосы
✅ последующие электровозы – в корпоративном окрасе компании РЖД
Это является вполне естественным шагом, ведь производимая техника после сборки отправляется на эксплуатацию именно к этому пользователю. А теперь – самое время вспомнить о показателях и особенностях 2ЭС6:
✅ цельнометаллический кузов с плоской обшивкой
✅ каждая из основных секций имеет одну кабину повышенной комфортности
✅ эффективный вентилятор охлаждения
✅ тормозной термостат и очистка фильтров
А теперь можно остановиться на этих и других показателях более подробно. Начнем с того, что локомотив питается от сетей постоянного тока напряжением 3 кВ. Каждая его секция состоит из двух элементов, второй (безкабинный) служит межсекционным переходом. А вот и физические размеры конструкции:
✅ каждая секция длиной 17 метров
✅ ширина – 3,13 м
✅ высота – 5,3 м
Электровоз имеет максимальную скорость 120 км/ч. А длительная мощность ТЭД в базовой версии – 6000 кВт. Производитель наделил машину эффективной системой пожаротушения. Чтобы добиться такого результата здесь задействовано активное вещество хладон. Задействуется она как в автоматическом, так и ручном режиме.
Новые разработки на базе 2ЭС6
В начале этого десятилетия подоспела коренная модернизация конструкции. Это позволило создать модификацию с асинхронным приводом (2ЭС6А). Примененный двигатель стал не только более надежным, но и с увеличенными мощностными характеристиками. Позже локомотив получил и трехсекционную версию, а его название трансформировалось в 2(3)ЭС8 «Малахит».
2ЭС6 стал одним из самых распространенных российских грузовых электровозов. Фото: youtube.com
Хотя на текущий момент создано всего три действующих единицы данной типа, на него возлагаются большие надежды. Предприятие планирует запустить новую серию электровозов с асинхронными двигателями, имеющими различные характеристики и показатели. Они могут быть двухсистемными, а скорость должна вырасти до 140 км/ч. Предполагается, что такой тип не утратит своей актуальности в течение ближайших пары десятилетий.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....