
Мощный грузовой двухсекционный локомотив 2ЭС6 «Синара»
Грузовые перевозки на железной дороге всегда требовали мощных и выносливых локомотивов. Когда-то это были паровозы. Позже пришло время машин на тепловой или электрической энергии. Нередко, чтобы добиться нужных показателей, техника создавалась в виде двух- (а то и трех- или четырех-) секционной конструкции.
Подобное же произошло и с серией, выпуск которой освоили специалисты Уральского завода железнодорожного машиностроения. Первый образец обозначался как 2ЭС4К. Правда, еще на этапе проектирования пришлось название подкорректировать. Причиной стало то, что коллеги из Новочеркасска уже застолбили его для своего локомотива, вышедшего немного раньше.
2ЭС6 в бирюзовом окрасе. Фото: youtube.com
Так, еще находясь в процессе сборки, машина получила новое наименование – 2ЭС6-001. Ее представили в первый день октября 2006 года. Так началась история самого массового современного российского электровоза на постоянном токе.
Уже со второго образца у локомотива появилось личное имя – «Синара». А параллельно шла усиленная подготовка к запуску первой очереди комплекса по сборке новых электровозов. Все говорило о том, что проект должен получить успешное развитие в будущем.
Все даже вышло с перевыполнением плана. Так, на будущий год российские дороги получили вместо запланированных восьми единиц целых 10 новеньких электровозов. Успешный пуск в работу первой очереди нового сборочного комплекса позволил заметно увеличить в последующие годы объемы выпускаемой продукции.
2ЭС6 в корпоративных тонах. Фото: youtube.com
Все началось уже с 25 единиц, собранных в течение 2009 года. По прошествии трех лет локомотивостроители увеличили эту цифру вчетверо. В дальнейшем, до середины десятых, они смогли придерживаться заданного темпа. Правда, во второй половине десятилетия ненадолго обороты снизились.
Но все это происходило накануне серьезного рывка, который стал возможен после перехода сборки под крыло опытных немецких специалистов из Siemens. Дальнейшие события на «Уральских локомотивах» стали очень ободрительными:
✅ 2016 – 600-й образец, посвященный 6-летию предприятия
✅ 2020 – к концу января завершена сборка первой тысячи локомотивов
✅ 2024 – к середине года тираж достиг показателя в 1500 штук
Первоначальные планы предприятия состояли в том, чтобы сделать 2ЭС6 некоей переходной моделью. Спустя несколько лет после выхода ее в серию, должна была пройти серьезная модернизация, вылившаяся в появление нового электровоза – 2ЭС10, созданного совместно с немецкими партнерами.
Частично это удалось осуществить. Но, по причине дороговизны импортных составляющих конструкции и внутренних проблем, сборка «десятки» стала совсем не такой массовой, как планировалось ранее. Завод смог собрать в пределах полторы сотни экземпляров. Зато это открыло путь для дальнейшего интенсивного производства 2ЭС6, которое в десятых только добавило в количественных показателях.
В последнее время процесс резкого снижения грузоперевозок, произошедший в конце 80-х и начале 90-х, удалось приостановить. Более того, показатель стал заметно расти. Это, в свою очередь, привело к формированию составов повышенного тоннажа.
Пульт управления электровоза. Фото: youtube.com
Базовые локомотивы больше не могли с ними успешно справляться. Ведь на равнинной местности 2ЭС6 мог без проблем буксировать составы общим весом до 8 тысяч тонн. А вот при появлении на пути длительных 10%-х подъемов, показатель снижался до пяти.
Это поставило перед предприятием новую задачу – создать более мощную версию локомотива. Проще всего достичь заданной цели удалось благодаря увеличению количества кузовных элементов в исходной машине. Для этого инженерам завода пришлось создать промежуточные бустерные секции.
В этих добавочных сегментах отказались от кабины (да она там и не к чему), зато здесь можно было расположить дополнительные электродвигатели. А это, в свою очередь, заметно повышало общую мощность локомотива. В итоге он стал отличным «конструктором», приспособленным для использования в самых разных условиях:
✅ трехсекционный 3ЭС6
✅ четырехсекционный 4ЭС6
✅ автономная работа одной секцией
Версии с повышенной мощностью имели в середине конструкции элемент (или сразу два) со сквозным проходом. Это позволяло начальные показатели электровоза увеличить в 1,5-2 раза. Его дополнительные секции выпускаются «Уральскими локомотивами» с апреля 2020 года. Так у 3(4)ЭС6 появилась возможность использования для буксировки составов повышенного тоннажа или на участках пути с высокой степенью уклона.
2ЭС6 проследует ж/д переезд. Фото: youtube.com
К началу лета 2023-го локомотивостроительное предприятие довело общий показатель серии до 1379 единиц. И эти цифры продолжили расти и в последующий период. К началу осени 2024 года количество собранных 2ЭС6 достигло 1560 штук.
После того как стартовала серийная сборка машин, к основному названию каждая из них получала трехзначную приписку с порядковым номером. От времени создания зависит и первичный окрас локомотивов. В целом это выглядело примерно так:
✅ первые две – четырехцветная (тона флага+серый низ)
✅ дальнейшие сто десять машин – бирюзово-белая и боковые красные полосы
✅ последующие электровозы – в корпоративном окрасе компании РЖД
Это является вполне естественным шагом, ведь производимая техника после сборки отправляется на эксплуатацию именно к этому пользователю. А теперь – самое время вспомнить о показателях и особенностях 2ЭС6:
✅ цельнометаллический кузов с плоской обшивкой
✅ каждая из основных секций имеет одну кабину повышенной комфортности
✅ эффективный вентилятор охлаждения
✅ тормозной термостат и очистка фильтров
А теперь можно остановиться на этих и других показателях более подробно. Начнем с того, что локомотив питается от сетей постоянного тока напряжением 3 кВ. Каждая его секция состоит из двух элементов, второй (безкабинный) служит межсекционным переходом. А вот и физические размеры конструкции:
✅ каждая секция длиной 17 метров
✅ ширина – 3,13 м
✅ высота – 5,3 м
Электровоз имеет максимальную скорость 120 км/ч. А длительная мощность ТЭД в базовой версии – 6000 кВт. Производитель наделил машину эффективной системой пожаротушения. Чтобы добиться такого результата здесь задействовано активное вещество хладон. Задействуется она как в автоматическом, так и ручном режиме.
В начале этого десятилетия подоспела коренная модернизация конструкции. Это позволило создать модификацию с асинхронным приводом (2ЭС6А). Примененный двигатель стал не только более надежным, но и с увеличенными мощностными характеристиками. Позже локомотив получил и трехсекционную версию, а его название трансформировалось в 2(3)ЭС8 «Малахит».
2ЭС6 стал одним из самых распространенных российских грузовых электровозов. Фото: youtube.com
Хотя на текущий момент создано всего три действующих единицы данной типа, на него возлагаются большие надежды. Предприятие планирует запустить новую серию электровозов с асинхронными двигателями, имеющими различные характеристики и показатели. Они могут быть двухсистемными, а скорость должна вырасти до 140 км/ч. Предполагается, что такой тип не утратит своей актуальности в течение ближайших пары десятилетий.
Подобное же произошло и с серией, выпуск которой освоили специалисты Уральского завода железнодорожного машиностроения. Первый образец обозначался как 2ЭС4К. Правда, еще на этапе проектирования пришлось название подкорректировать. Причиной стало то, что коллеги из Новочеркасска уже застолбили его для своего локомотива, вышедшего немного раньше.

Так, еще находясь в процессе сборки, машина получила новое наименование – 2ЭС6-001. Ее представили в первый день октября 2006 года. Так началась история самого массового современного российского электровоза на постоянном токе.
«Синара» – для нужд РЖД
Уже со второго образца у локомотива появилось личное имя – «Синара». А параллельно шла усиленная подготовка к запуску первой очереди комплекса по сборке новых электровозов. Все говорило о том, что проект должен получить успешное развитие в будущем.
В середине лета 2007 года появился контракт с РЖД, который подтверждал поставку локомотивов 2ЭС6 «Синара» для нужд этой организации в течение следующих двух лет. Это дало производителям дополнительный стимул к предстоящему плодотворному труду.
Все даже вышло с перевыполнением плана. Так, на будущий год российские дороги получили вместо запланированных восьми единиц целых 10 новеньких электровозов. Успешный пуск в работу первой очереди нового сборочного комплекса позволил заметно увеличить в последующие годы объемы выпускаемой продукции.

Все началось уже с 25 единиц, собранных в течение 2009 года. По прошествии трех лет локомотивостроители увеличили эту цифру вчетверо. В дальнейшем, до середины десятых, они смогли придерживаться заданного темпа. Правда, во второй половине десятилетия ненадолго обороты снизились.
Но все это происходило накануне серьезного рывка, который стал возможен после перехода сборки под крыло опытных немецких специалистов из Siemens. Дальнейшие события на «Уральских локомотивах» стали очень ободрительными:
✅ 2016 – 600-й образец, посвященный 6-летию предприятия
✅ 2020 – к концу января завершена сборка первой тысячи локомотивов
✅ 2024 – к середине года тираж достиг показателя в 1500 штук
Первоначальные планы предприятия состояли в том, чтобы сделать 2ЭС6 некоей переходной моделью. Спустя несколько лет после выхода ее в серию, должна была пройти серьезная модернизация, вылившаяся в появление нового электровоза – 2ЭС10, созданного совместно с немецкими партнерами.
Частично это удалось осуществить. Но, по причине дороговизны импортных составляющих конструкции и внутренних проблем, сборка «десятки» стала совсем не такой массовой, как планировалось ранее. Завод смог собрать в пределах полторы сотни экземпляров. Зато это открыло путь для дальнейшего интенсивного производства 2ЭС6, которое в десятых только добавило в количественных показателях.
Появление трех- и четырехсекционных версий
В последнее время процесс резкого снижения грузоперевозок, произошедший в конце 80-х и начале 90-х, удалось приостановить. Более того, показатель стал заметно расти. Это, в свою очередь, привело к формированию составов повышенного тоннажа.

Базовые локомотивы больше не могли с ними успешно справляться. Ведь на равнинной местности 2ЭС6 мог без проблем буксировать составы общим весом до 8 тысяч тонн. А вот при появлении на пути длительных 10%-х подъемов, показатель снижался до пяти.
Это поставило перед предприятием новую задачу – создать более мощную версию локомотива. Проще всего достичь заданной цели удалось благодаря увеличению количества кузовных элементов в исходной машине. Для этого инженерам завода пришлось создать промежуточные бустерные секции.
В этих добавочных сегментах отказались от кабины (да она там и не к чему), зато здесь можно было расположить дополнительные электродвигатели. А это, в свою очередь, заметно повышало общую мощность локомотива. В итоге он стал отличным «конструктором», приспособленным для использования в самых разных условиях:
✅ трехсекционный 3ЭС6
✅ четырехсекционный 4ЭС6
✅ автономная работа одной секцией
Версии с повышенной мощностью имели в середине конструкции элемент (или сразу два) со сквозным проходом. Это позволяло начальные показатели электровоза увеличить в 1,5-2 раза. Его дополнительные секции выпускаются «Уральскими локомотивами» с апреля 2020 года. Так у 3(4)ЭС6 появилась возможность использования для буксировки составов повышенного тоннажа или на участках пути с высокой степенью уклона.

К началу лета 2023-го локомотивостроительное предприятие довело общий показатель серии до 1379 единиц. И эти цифры продолжили расти и в последующий период. К началу осени 2024 года количество собранных 2ЭС6 достигло 1560 штук.
Устройство и характеристики 2ЭС6
После того как стартовала серийная сборка машин, к основному названию каждая из них получала трехзначную приписку с порядковым номером. От времени создания зависит и первичный окрас локомотивов. В целом это выглядело примерно так:
✅ первые две – четырехцветная (тона флага+серый низ)
✅ дальнейшие сто десять машин – бирюзово-белая и боковые красные полосы
✅ последующие электровозы – в корпоративном окрасе компании РЖД
Это является вполне естественным шагом, ведь производимая техника после сборки отправляется на эксплуатацию именно к этому пользователю. А теперь – самое время вспомнить о показателях и особенностях 2ЭС6:
✅ цельнометаллический кузов с плоской обшивкой
✅ каждая из основных секций имеет одну кабину повышенной комфортности
✅ эффективный вентилятор охлаждения
✅ тормозной термостат и очистка фильтров
А теперь можно остановиться на этих и других показателях более подробно. Начнем с того, что локомотив питается от сетей постоянного тока напряжением 3 кВ. Каждая его секция состоит из двух элементов, второй (безкабинный) служит межсекционным переходом. А вот и физические размеры конструкции:
✅ каждая секция длиной 17 метров
✅ ширина – 3,13 м
✅ высота – 5,3 м
Электровоз имеет максимальную скорость 120 км/ч. А длительная мощность ТЭД в базовой версии – 6000 кВт. Производитель наделил машину эффективной системой пожаротушения. Чтобы добиться такого результата здесь задействовано активное вещество хладон. Задействуется она как в автоматическом, так и ручном режиме.
Новые разработки на базе 2ЭС6
В начале этого десятилетия подоспела коренная модернизация конструкции. Это позволило создать модификацию с асинхронным приводом (2ЭС6А). Примененный двигатель стал не только более надежным, но и с увеличенными мощностными характеристиками. Позже локомотив получил и трехсекционную версию, а его название трансформировалось в 2(3)ЭС8 «Малахит».

Хотя на текущий момент создано всего три действующих единицы данной типа, на него возлагаются большие надежды. Предприятие планирует запустить новую серию электровозов с асинхронными двигателями, имеющими различные характеристики и показатели. Они могут быть двухсистемными, а скорость должна вырасти до 140 км/ч. Предполагается, что такой тип не утратит своей актуальности в течение ближайших пары десятилетий.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...