Трамваи развитого социализма - Татра Т3
Крупнейшее чехословацкое машиностроительное предприятие CKD-Praha выпускало не только используемые до сих пор маневровые тепловозы ЧМЭ3. В свое время, оно стало мировым лидером по производству трамваев под маркой Tatra.
Первая модель завода получила наименование Татра Т1 и появилась в далеком 1952 году. Сразу же обращаем внимание на то, что, несмотря на полную схожесть названия, трамвай не имеет никакого отношения к не менее популярному в нашей стране многотоннажному грузовику. Кроме, разве что, страны производства.
Чехословацкое машиностроение было самым передовым среди всех стран социалистического лагеря. Поэтому не удивительно, что производство многих единиц в этой отрасли, для нужд государств – членов СЭВ, было поручено именно чехословацким предприятиям. Справедливо это и в отношении трамвая Татра Т3.
Он пришел на смену Татра Т2. Причем техническими условиями было оговорено, что новая модель не должна быть меньшей по вместительности или более сложной в технологическом отношении. Так и вышло. Если в другие страны было поставлено ограниченное количество Татра Т3, то в самой Чехословакии он имелся в каждом городе. То же самое можно сказать и о еще трех странах, которых сегодня нет на карте: СССР, ГДР и Югославии.
Выпуск новой модели был начат в 1960 году и продолжался без малого 40 лет. За это время Татра Т3 стал самым популярным трамваем в крупных советских городах. Из 14 тысяч самоходных вагонов, выпущенных ЧКД-Прага, 80% были экспортированы в нашу страну.
Понимая важность советского рынка, как основного потребителя, чехословацкая сторона была готова адаптировать выпускаемую продукцию под конкретные нужды и условия эксплуатации. Так, в период до 1976 года, к нам поступали только двухдверные вагоны. Это было необходимо в силу присутствия в салоне кондуктора. Когда эту систему упразднили, появилась возможность закупки стандартных трехдверных конструкций.
Так этот подвижной состав гармонично вписался в образ многих городов СССР и остался узнаваемым на постсоветском пространстве. Несмотря на спартанские условия поездки на нем, Татра Т3 заслужил доверие пассажиров и уважение со стороны водителей и ремонтных бригад.
Чтобы его можно было эксплуатировать и в советских городах с суровым климатом, на заводе-производителе делались некоторые доработки. Например, водительская кабина, вместо элегантной стеклянной перегородки, оборудовалась глухой, выполненной из твердых материалов. А служебная лестница переносилась в район задней двери. Все же, в основном, поставляемые нам трамваи мало чем отличались от тех, что колесили по тесным чешским улочкам.
А вот для других стран Восточной Европы пришлось сделать некоторые конструктивные изменения. К примеру, на вагонах, сделанных для Югославии, пантограф переместили в область над задней тележкой. В Румынии пришлось учитывать разницу тяговой сети напряжения (750 В вместо привычных 600). Восточная Германия, в свою очередь, практиковала эксплуатацию составов с двумя моторными вагонами.
Основной технической особенностью Татра Т3 можно считать полное отсутствие пневматического оборудования. Механическая часть трамвая состоит из кузовных деталей, ходовой части вагона и тормозной системы. К этому еще стоит добавить вспомогательное механическое оборудование: вентиляционную и отопительную системы.
Детали кузова представляют собой цельнометаллическую конструкцию, выполняющую несущую роль. Она включает в себя раму и штампованные детали крыши и бортов (шпангоуты). К ним, в свою очередь, крепятся листы металлической обшивки. Из специального стеклопластика выполнены только фронтальная и тыльная носовые части вагона.
К электрическому оборудованию борта можно отнести составные элементы электроотопления трамвая, привод вентиляции салона и электронное питание тормозной системы. Основной его частью, конечно же, считался токоприемник. Он выполнял роль посредника между контактной сетью и перечисленными выше бортовыми электроприборами. Штанги токоприемника имели контактные наконечники-полозы, выполненные из алюминиевого сплава. Также применялись вставки из того же материала и из угля.
Характеристики Татра Т3 показывают, что конструкторам удалось достичь цели, которая ставилась перед ними вначале. Транспорт получился с хорошими параметрами, показателями вместимости и ходовыми качествами:
✅ длина трамвая – 14 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3 м
✅ мощность электродвигателей – 160 кВт
✅ предельная скорость движения – 65 км/ч
Обычно на машины этой модели устанавливались двигатели ТМ22. Их было четыре, мощностью 40 кВт каждый. Сухая масса транспортного средства составляла 16 тонн, а вместимость – до 110 человек. Количество сидячих мест при этом составляло 23 или 36, в зависимости от модификации.
Думаю, всем понятно, что несколько десятилетий плотной эксплуатации не проходят бесследно. Несмотря на продемонстрированную неплохую живучесть, Татра Т3 постоянно нуждались в замене вышедших из строя деталей. Некоторые узлы и системы и вовсе морально устарели. Также в ходе эксплуатации в разных погодных и климатических условиях, был выявлен ряд конструкторских недоработок и промахов. Все говорило в пользу того, что для дальнейшего успешного использования трамваев на городских маршрутах, необходимы коренные изменения.
Чтобы повысить ходовые характеристики трамваев, повсеместно стала производиться их модернизация. Чаще всего она включала в себя следующие шаги:
✅ замена двигателя
✅ полная реставрация кузовных деталей
✅ переустройство и увеличение комфортности салона
✅ замена комплекса управления на транзисторный тип
Еще в советские времена, в таких городах нашей страны, как Москва, Волгоград, Киев, Харьков и др. появились хорошо обустроенные базы для ремонта и обслуживания городского подвижного состава. Многим стало понятно, что гораздо проще и дешевле проводить своевременное обслуживание и ремонт уже имеющихся трамваев, вместо того чтобы покупать недешевую новую технику.
На постсоветском пространстве, с появлением коммерции и кризиса 90-х, такое мнение только укрепилось. Так московский ремонтный завод «ТРЗ» ремонтирует чешские трамваи с 1998 года. За это время появился целый ряд модернизированных моделей: ТМРП- 1, МТТМ, МТТА, МТТЭ, KT3R («Кобра») и др. Они получили свои наименования в зависимости от того, какой узел машины был подвергнут коренной переделки или заменен более новым аналогом.
Неплохо с подобными задачами справляется Орловское ТТП. Уже пять трамваев, простаивавших из-за поломок, после встречи с орловскими специалистами, снова вернулись в строй. Теперь они стали более приспособленными к нынешним условиям эксплуатации, а их срок службы заметно увеличен.
Заказ на последние восемь трамваев для российского рынка ЧКД-Прага получило на исходе XX века. К сожалению, не все они дошли к конечному пользователю. Причиной стали экономические трудности у российской стороны. Сейчас невостребованные единицы, после модернизации, используются в разных чешских городах.
Кроме уже упомянутой низкой комфортабельности, есть у Татра Т3 и другие недостатки. Например, высокое расположение полов, одновременно с низкими окнами. Это создает неудобства и для сидящих, и, тем более, стоящих пассажиров. Несовершенство конструкции ускорителя, которое иногда приводит к резкому повышению скорости движения или, напротив, торможению. Еще отмечается тесная водительская кабина и повышенный шум в салоне, связанный с работой мото-генератора.
Некоторые из них были устранены в процессе множественных усовершенствований конструкции трамвая, другие пока еще остаются. Несмотря на это, Татра Т3 и сегодня считается одной из самых удачных моделей городского рельсового транспорта и продолжает оставаться основным его видом в российских и чешских городах. И, в общем-то, на всем постсоветском пространстве.
Конечно, этого чехам удалось достичь, в первую очередь, благодаря огромным советским заказам. А, также, поставке трамваев в другие социалистические страны. Самой популярной модификацией вагонов стал Татра Т3.
Как появился Татра Т3
Первая модель завода получила наименование Татра Т1 и появилась в далеком 1952 году. Сразу же обращаем внимание на то, что, несмотря на полную схожесть названия, трамвай не имеет никакого отношения к не менее популярному в нашей стране многотоннажному грузовику. Кроме, разве что, страны производства.
Чехословацкое машиностроение было самым передовым среди всех стран социалистического лагеря. Поэтому не удивительно, что производство многих единиц в этой отрасли, для нужд государств – членов СЭВ, было поручено именно чехословацким предприятиям. Справедливо это и в отношении трамвая Татра Т3.
Привычная картина: Татра Т3 движется по провинциальной улице. Фото: youtube.com
Он пришел на смену Татра Т2. Причем техническими условиями было оговорено, что новая модель не должна быть меньшей по вместительности или более сложной в технологическом отношении. Так и вышло. Если в другие страны было поставлено ограниченное количество Татра Т3, то в самой Чехословакии он имелся в каждом городе. То же самое можно сказать и о еще трех странах, которых сегодня нет на карте: СССР, ГДР и Югославии.
Выпуск новой модели был начат в 1960 году и продолжался без малого 40 лет. За это время Татра Т3 стал самым популярным трамваем в крупных советских городах. Из 14 тысяч самоходных вагонов, выпущенных ЧКД-Прага, 80% были экспортированы в нашу страну.
Трамваи, сделанные для Советского Союза
Понимая важность советского рынка, как основного потребителя, чехословацкая сторона была готова адаптировать выпускаемую продукцию под конкретные нужды и условия эксплуатации. Так, в период до 1976 года, к нам поступали только двухдверные вагоны. Это было необходимо в силу присутствия в салоне кондуктора. Когда эту систему упразднили, появилась возможность закупки стандартных трехдверных конструкций.
Так этот подвижной состав гармонично вписался в образ многих городов СССР и остался узнаваемым на постсоветском пространстве. Несмотря на спартанские условия поездки на нем, Татра Т3 заслужил доверие пассажиров и уважение со стороны водителей и ремонтных бригад.
В учебном вагоне водителю было еще теснее. Фото: youtube.com
Чтобы его можно было эксплуатировать и в советских городах с суровым климатом, на заводе-производителе делались некоторые доработки. Например, водительская кабина, вместо элегантной стеклянной перегородки, оборудовалась глухой, выполненной из твердых материалов. А служебная лестница переносилась в район задней двери. Все же, в основном, поставляемые нам трамваи мало чем отличались от тех, что колесили по тесным чешским улочкам.
А вот для других стран Восточной Европы пришлось сделать некоторые конструктивные изменения. К примеру, на вагонах, сделанных для Югославии, пантограф переместили в область над задней тележкой. В Румынии пришлось учитывать разницу тяговой сети напряжения (750 В вместо привычных 600). Восточная Германия, в свою очередь, практиковала эксплуатацию составов с двумя моторными вагонами.
Технические характеристики трамвая
Основной технической особенностью Татра Т3 можно считать полное отсутствие пневматического оборудования. Механическая часть трамвая состоит из кузовных деталей, ходовой части вагона и тормозной системы. К этому еще стоит добавить вспомогательное механическое оборудование: вентиляционную и отопительную системы.
Детали кузова представляют собой цельнометаллическую конструкцию, выполняющую несущую роль. Она включает в себя раму и штампованные детали крыши и бортов (шпангоуты). К ним, в свою очередь, крепятся листы металлической обшивки. Из специального стеклопластика выполнены только фронтальная и тыльная носовые части вагона.
Скромная приборная панель. Фото: youtube.com
К электрическому оборудованию борта можно отнести составные элементы электроотопления трамвая, привод вентиляции салона и электронное питание тормозной системы. Основной его частью, конечно же, считался токоприемник. Он выполнял роль посредника между контактной сетью и перечисленными выше бортовыми электроприборами. Штанги токоприемника имели контактные наконечники-полозы, выполненные из алюминиевого сплава. Также применялись вставки из того же материала и из угля.
Характеристики Татра Т3 показывают, что конструкторам удалось достичь цели, которая ставилась перед ними вначале. Транспорт получился с хорошими параметрами, показателями вместимости и ходовыми качествами:
✅ длина трамвая – 14 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3 м
✅ мощность электродвигателей – 160 кВт
✅ предельная скорость движения – 65 км/ч
Обычно на машины этой модели устанавливались двигатели ТМ22. Их было четыре, мощностью 40 кВт каждый. Сухая масса транспортного средства составляла 16 тонн, а вместимость – до 110 человек. Количество сидячих мест при этом составляло 23 или 36, в зависимости от модификации.
Время модернизации
Думаю, всем понятно, что несколько десятилетий плотной эксплуатации не проходят бесследно. Несмотря на продемонстрированную неплохую живучесть, Татра Т3 постоянно нуждались в замене вышедших из строя деталей. Некоторые узлы и системы и вовсе морально устарели. Также в ходе эксплуатации в разных погодных и климатических условиях, был выявлен ряд конструкторских недоработок и промахов. Все говорило в пользу того, что для дальнейшего успешного использования трамваев на городских маршрутах, необходимы коренные изменения.
Чтобы повысить ходовые характеристики трамваев, повсеместно стала производиться их модернизация. Чаще всего она включала в себя следующие шаги:
✅ замена двигателя
✅ полная реставрация кузовных деталей
✅ переустройство и увеличение комфортности салона
✅ замена комплекса управления на транзисторный тип
Еще в советские времена, в таких городах нашей страны, как Москва, Волгоград, Киев, Харьков и др. появились хорошо обустроенные базы для ремонта и обслуживания городского подвижного состава. Многим стало понятно, что гораздо проще и дешевле проводить своевременное обслуживание и ремонт уже имеющихся трамваев, вместо того чтобы покупать недешевую новую технику.
На постсоветском пространстве, с появлением коммерции и кризиса 90-х, такое мнение только укрепилось. Так московский ремонтный завод «ТРЗ» ремонтирует чешские трамваи с 1998 года. За это время появился целый ряд модернизированных моделей: ТМРП- 1, МТТМ, МТТА, МТТЭ, KT3R («Кобра») и др. Они получили свои наименования в зависимости от того, какой узел машины был подвергнут коренной переделки или заменен более новым аналогом.
В элегантных линиях «Кобры» с трудом узнается привычный Т3. Фото: youtube.com
Неплохо с подобными задачами справляется Орловское ТТП. Уже пять трамваев, простаивавших из-за поломок, после встречи с орловскими специалистами, снова вернулись в строй. Теперь они стали более приспособленными к нынешним условиям эксплуатации, а их срок службы заметно увеличен.
Заказ на последние восемь трамваев для российского рынка ЧКД-Прага получило на исходе XX века. К сожалению, не все они дошли к конечному пользователю. Причиной стали экономические трудности у российской стороны. Сейчас невостребованные единицы, после модернизации, используются в разных чешских городах.
Недостатки трамваев, покрываемые их достоинствами
Кроме уже упомянутой низкой комфортабельности, есть у Татра Т3 и другие недостатки. Например, высокое расположение полов, одновременно с низкими окнами. Это создает неудобства и для сидящих, и, тем более, стоящих пассажиров. Несовершенство конструкции ускорителя, которое иногда приводит к резкому повышению скорости движения или, напротив, торможению. Еще отмечается тесная водительская кабина и повышенный шум в салоне, связанный с работой мото-генератора.
Мягкий салон. А бывали и с пластиковыми сидениями. Фото: youtube.com
Некоторые из них были устранены в процессе множественных усовершенствований конструкции трамвая, другие пока еще остаются. Несмотря на это, Татра Т3 и сегодня считается одной из самых удачных моделей городского рельсового транспорта и продолжает оставаться основным его видом в российских и чешских городах. И, в общем-то, на всем постсоветском пространстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....