Разгонный блок «Фрегат»: новая модификация готова к использованию
767

Разгонный блок «Фрегат»: новая модификация готова к использованию

Рев двигателей ракеты, пламя огня на стартовой площадке – все это впечатляет. Однако с поднятием техники в небо на глазах очевидцев миссия не заканчивается: длительность пуска составляет не более 10-ти минут. А дальше наступает не менее ответственный момент: космический аппарат нужно вывести на требуемую орбиту.


Как раз для этого и необходима т. н. разгонная ступень. Иногда ее называют буксиром, блоком. В СССР, России разработкой этих устройств сначала занималось РКК «Энергия», Центр им. Хруничева. Это разгонные ступени под названием «Бриз» с буквенными индексами «М», «КМ».

Разгонный блок «Фрегат»: новая модификация готова к использованиюПрисоединение разгонного блока к станции «Луна-25». Фото: VK Видео

Сегодня производством разгонных (РБ) блоков «Фрегат» занимается НПО им. Лавочкина. Этот аппарат используется на протяжении более, чем 20-ти лет. Такой срок говорит о надежности ступеней данной серии.

Из истории


Первый пуск «Фрегата» состоялся 09.02.2000 года в составе ракеты «Союз». РБ доставил на орбиту устройство, имитирующее полезную нагрузку. Операция прошла успешно, что позволило приступить к производству целой серии разгонных блоков, каждый из которых имел свои особенности. Однако принцип построения у всех моделей был примерно одинаковый.

Конструкция


В ее основе – моноблочный отсек топливных баков. Он сделан из 6-ти резервуаров, разделенных донышками в виде сферы. Четыре емкости заполняются окислителем с горючим, оставшиеся два заняты оборудованием и приборами. В герметичном резервуаре – система управления, навигации, а также вентиляторы, обеспечивающие нужную температуру.

Разгонный блок вывозят из сборочного цеха. Фото: VK Видео

Во второй емкости находятся служебные блоки, баллоны для основного двигателя, системы стабилизации, старта и ориентации. Конструкторы разгонной ступени получили богатый опыт использования РБ, поэтому, помимо базовой модели, разработали ее модификации, применяемые в тех или иных условиях.

«Фрегат-М» и «МТ»


Первый агрегат, масса которого – 6,235 т, отличается облегченной конструкцией, более рациональным размещением приборов в соответствующем отсеке. А также большей несущей способностью: у базового варианта – 12 тс*м, модифицированного устройства – 16 тс*м.

Модули доставлены к месту установки на ракету-носитель. Фото: VK Видео

«Фрегат МТ» интереснее: модель, весящая 7,64 т, специально разработана для пусков с космодрома Куру (французская Гвиана). Зачем это нужно – своих площадок не хватает, что ли? Дело в том, что при вращении планеты старт из экваториального района позволяет вывести на орбиту больше полезного груза. На модуль поставили дополнительные емкости с топливом и доработали ракету, учитывая жаркий и влажный климат. Пуск состоялся 21.10.2011 года. «Союз-СТ-Б» доставил в космос пару европейских аппаратов с навигационной системой «Галилео».

«Фрегат-СБ»


Этот разгонный блок массой 11,68 т «умеет» сбрасывать опустошенные топливные баки. Данная версия подходит для работы в составе средних и тяжелых ракет (в первую очередь, ступень разрабатывалась под «Зенит-3SLБФ»). Первый запуск состоялся в Байконуре (январь 2011-го): блок «СБ» вывел на орбиту аппарат «Электро-Л».

«Фрегат-СБУ»


На нем тоже установят сбрасываемые баки, только объем топлива увеличат до 4,8 т против 3,1 т в вышерассмотренной модели «СБ». Разгонный блок предназначен для ракет типа «Союз-5». Предполагается, что носитель стартует ближе к концу следующего, 2025-го, года. Эскизное проектирование данного модуля было завершено в 2021-м. Помимо увеличения емкости топливных баков, иных принципиальных отличий по сравнению с предыдущей моделью, нет.

Неудачи


В основном они происходили в 2017-м, но первый сбой был в 2014-м. Тогда «Фрегат МТ» не смог доставить на орбиту спутники от ЕС из-за недостаточно проработанной системы подачи горючего. В 2017-м сбои были обусловлены несовершенством навигации, ПО, неполным раскрытием солнечного паруса. Были и другие аварии.

«Союз-2.1б» стартует с блоком «Фрегат». Фото: VK Видео

Однако все неисправности проанализированы, причины их возникновения устранены. И на сегодня «Фрегат» – наиболее востребованный разгонный модуль в РФ.
А вы что думаете о разгонных модулях «Фрегат»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас