Разгонный блок «Фрегат»: новая модификация готова к использованию
Рев двигателей ракеты, пламя огня на стартовой площадке – все это впечатляет. Однако с поднятием техники в небо на глазах очевидцев миссия не заканчивается: длительность пуска составляет не более 10-ти минут. А дальше наступает не менее ответственный момент: космический аппарат нужно вывести на требуемую орбиту.
Как раз для этого и необходима т. н. разгонная ступень. Иногда ее называют буксиром, блоком. В СССР, России разработкой этих устройств сначала занималось РКК «Энергия», Центр им. Хруничева. Это разгонные ступени под названием «Бриз» с буквенными индексами «М», «КМ».
Сегодня производством разгонных (РБ) блоков «Фрегат» занимается НПО им. Лавочкина. Этот аппарат используется на протяжении более, чем 20-ти лет. Такой срок говорит о надежности ступеней данной серии.
Первый пуск «Фрегата» состоялся 09.02.2000 года в составе ракеты «Союз». РБ доставил на орбиту устройство, имитирующее полезную нагрузку. Операция прошла успешно, что позволило приступить к производству целой серии разгонных блоков, каждый из которых имел свои особенности. Однако принцип построения у всех моделей был примерно одинаковый.
В ее основе – моноблочный отсек топливных баков. Он сделан из 6-ти резервуаров, разделенных донышками в виде сферы. Четыре емкости заполняются окислителем с горючим, оставшиеся два заняты оборудованием и приборами. В герметичном резервуаре – система управления, навигации, а также вентиляторы, обеспечивающие нужную температуру.
Во второй емкости находятся служебные блоки, баллоны для основного двигателя, системы стабилизации, старта и ориентации. Конструкторы разгонной ступени получили богатый опыт использования РБ, поэтому, помимо базовой модели, разработали ее модификации, применяемые в тех или иных условиях.
Первый агрегат, масса которого – 6,235 т, отличается облегченной конструкцией, более рациональным размещением приборов в соответствующем отсеке. А также большей несущей способностью: у базового варианта – 12 тс*м, модифицированного устройства – 16 тс*м.
«Фрегат МТ» интереснее: модель, весящая 7,64 т, специально разработана для пусков с космодрома Куру (французская Гвиана). Зачем это нужно – своих площадок не хватает, что ли? Дело в том, что при вращении планеты старт из экваториального района позволяет вывести на орбиту больше полезного груза. На модуль поставили дополнительные емкости с топливом и доработали ракету, учитывая жаркий и влажный климат. Пуск состоялся 21.10.2011 года. «Союз-СТ-Б» доставил в космос пару европейских аппаратов с навигационной системой «Галилео».
Этот разгонный блок массой 11,68 т «умеет» сбрасывать опустошенные топливные баки. Данная версия подходит для работы в составе средних и тяжелых ракет (в первую очередь, ступень разрабатывалась под «Зенит-3SLБФ»). Первый запуск состоялся в Байконуре (январь 2011-го): блок «СБ» вывел на орбиту аппарат «Электро-Л».
На нем тоже установят сбрасываемые баки, только объем топлива увеличат до 4,8 т против 3,1 т в вышерассмотренной модели «СБ». Разгонный блок предназначен для ракет типа «Союз-5». Предполагается, что носитель стартует ближе к концу следующего, 2025-го, года. Эскизное проектирование данного модуля было завершено в 2021-м. Помимо увеличения емкости топливных баков, иных принципиальных отличий по сравнению с предыдущей моделью, нет.
В основном они происходили в 2017-м, но первый сбой был в 2014-м. Тогда «Фрегат МТ» не смог доставить на орбиту спутники от ЕС из-за недостаточно проработанной системы подачи горючего. В 2017-м сбои были обусловлены несовершенством навигации, ПО, неполным раскрытием солнечного паруса. Были и другие аварии.
Однако все неисправности проанализированы, причины их возникновения устранены. И на сегодня «Фрегат» – наиболее востребованный разгонный модуль в РФ.
Как раз для этого и необходима т. н. разгонная ступень. Иногда ее называют буксиром, блоком. В СССР, России разработкой этих устройств сначала занималось РКК «Энергия», Центр им. Хруничева. Это разгонные ступени под названием «Бриз» с буквенными индексами «М», «КМ».
Присоединение разгонного блока к станции «Луна-25». Фото: VK Видео
Сегодня производством разгонных (РБ) блоков «Фрегат» занимается НПО им. Лавочкина. Этот аппарат используется на протяжении более, чем 20-ти лет. Такой срок говорит о надежности ступеней данной серии.
Из истории
Первый пуск «Фрегата» состоялся 09.02.2000 года в составе ракеты «Союз». РБ доставил на орбиту устройство, имитирующее полезную нагрузку. Операция прошла успешно, что позволило приступить к производству целой серии разгонных блоков, каждый из которых имел свои особенности. Однако принцип построения у всех моделей был примерно одинаковый.
Конструкция
В ее основе – моноблочный отсек топливных баков. Он сделан из 6-ти резервуаров, разделенных донышками в виде сферы. Четыре емкости заполняются окислителем с горючим, оставшиеся два заняты оборудованием и приборами. В герметичном резервуаре – система управления, навигации, а также вентиляторы, обеспечивающие нужную температуру.
Разгонный блок вывозят из сборочного цеха. Фото: VK Видео
Во второй емкости находятся служебные блоки, баллоны для основного двигателя, системы стабилизации, старта и ориентации. Конструкторы разгонной ступени получили богатый опыт использования РБ, поэтому, помимо базовой модели, разработали ее модификации, применяемые в тех или иных условиях.
«Фрегат-М» и «МТ»
Первый агрегат, масса которого – 6,235 т, отличается облегченной конструкцией, более рациональным размещением приборов в соответствующем отсеке. А также большей несущей способностью: у базового варианта – 12 тс*м, модифицированного устройства – 16 тс*м.
Модули доставлены к месту установки на ракету-носитель. Фото: VK Видео
«Фрегат МТ» интереснее: модель, весящая 7,64 т, специально разработана для пусков с космодрома Куру (французская Гвиана). Зачем это нужно – своих площадок не хватает, что ли? Дело в том, что при вращении планеты старт из экваториального района позволяет вывести на орбиту больше полезного груза. На модуль поставили дополнительные емкости с топливом и доработали ракету, учитывая жаркий и влажный климат. Пуск состоялся 21.10.2011 года. «Союз-СТ-Б» доставил в космос пару европейских аппаратов с навигационной системой «Галилео».
«Фрегат-СБ»
Этот разгонный блок массой 11,68 т «умеет» сбрасывать опустошенные топливные баки. Данная версия подходит для работы в составе средних и тяжелых ракет (в первую очередь, ступень разрабатывалась под «Зенит-3SLБФ»). Первый запуск состоялся в Байконуре (январь 2011-го): блок «СБ» вывел на орбиту аппарат «Электро-Л».
«Фрегат-СБУ»
На нем тоже установят сбрасываемые баки, только объем топлива увеличат до 4,8 т против 3,1 т в вышерассмотренной модели «СБ». Разгонный блок предназначен для ракет типа «Союз-5». Предполагается, что носитель стартует ближе к концу следующего, 2025-го, года. Эскизное проектирование данного модуля было завершено в 2021-м. Помимо увеличения емкости топливных баков, иных принципиальных отличий по сравнению с предыдущей моделью, нет.
Неудачи
В основном они происходили в 2017-м, но первый сбой был в 2014-м. Тогда «Фрегат МТ» не смог доставить на орбиту спутники от ЕС из-за недостаточно проработанной системы подачи горючего. В 2017-м сбои были обусловлены несовершенством навигации, ПО, неполным раскрытием солнечного паруса. Были и другие аварии.
«Союз-2.1б» стартует с блоком «Фрегат». Фото: VK Видео
Однако все неисправности проанализированы, причины их возникновения устранены. И на сегодня «Фрегат» – наиболее востребованный разгонный модуль в РФ.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....