
Разгонный блок «Фрегат»: новая модификация готова к использованию
Рев двигателей ракеты, пламя огня на стартовой площадке – все это впечатляет. Однако с поднятием техники в небо на глазах очевидцев миссия не заканчивается: длительность пуска составляет не более 10-ти минут. А дальше наступает не менее ответственный момент: космический аппарат нужно вывести на требуемую орбиту.
Как раз для этого и необходима т. н. разгонная ступень. Иногда ее называют буксиром, блоком. В СССР, России разработкой этих устройств сначала занималось РКК «Энергия», Центр им. Хруничева. Это разгонные ступени под названием «Бриз» с буквенными индексами «М», «КМ».
Присоединение разгонного блока к станции «Луна-25». Фото: VK Видео
Сегодня производством разгонных (РБ) блоков «Фрегат» занимается НПО им. Лавочкина. Этот аппарат используется на протяжении более, чем 20-ти лет. Такой срок говорит о надежности ступеней данной серии.
Первый пуск «Фрегата» состоялся 09.02.2000 года в составе ракеты «Союз». РБ доставил на орбиту устройство, имитирующее полезную нагрузку. Операция прошла успешно, что позволило приступить к производству целой серии разгонных блоков, каждый из которых имел свои особенности. Однако принцип построения у всех моделей был примерно одинаковый.
В ее основе – моноблочный отсек топливных баков. Он сделан из 6-ти резервуаров, разделенных донышками в виде сферы. Четыре емкости заполняются окислителем с горючим, оставшиеся два заняты оборудованием и приборами. В герметичном резервуаре – система управления, навигации, а также вентиляторы, обеспечивающие нужную температуру.
Разгонный блок вывозят из сборочного цеха. Фото: VK Видео
Во второй емкости находятся служебные блоки, баллоны для основного двигателя, системы стабилизации, старта и ориентации. Конструкторы разгонной ступени получили богатый опыт использования РБ, поэтому, помимо базовой модели, разработали ее модификации, применяемые в тех или иных условиях.
Первый агрегат, масса которого – 6,235 т, отличается облегченной конструкцией, более рациональным размещением приборов в соответствующем отсеке. А также большей несущей способностью: у базового варианта – 12 тс*м, модифицированного устройства – 16 тс*м.
Модули доставлены к месту установки на ракету-носитель. Фото: VK Видео
«Фрегат МТ» интереснее: модель, весящая 7,64 т, специально разработана для пусков с космодрома Куру (французская Гвиана). Зачем это нужно – своих площадок не хватает, что ли? Дело в том, что при вращении планеты старт из экваториального района позволяет вывести на орбиту больше полезного груза. На модуль поставили дополнительные емкости с топливом и доработали ракету, учитывая жаркий и влажный климат. Пуск состоялся 21.10.2011 года. «Союз-СТ-Б» доставил в космос пару европейских аппаратов с навигационной системой «Галилео».
Этот разгонный блок массой 11,68 т «умеет» сбрасывать опустошенные топливные баки. Данная версия подходит для работы в составе средних и тяжелых ракет (в первую очередь, ступень разрабатывалась под «Зенит-3SLБФ»). Первый запуск состоялся в Байконуре (январь 2011-го): блок «СБ» вывел на орбиту аппарат «Электро-Л».
На нем тоже установят сбрасываемые баки, только объем топлива увеличат до 4,8 т против 3,1 т в вышерассмотренной модели «СБ». Разгонный блок предназначен для ракет типа «Союз-5». Предполагается, что носитель стартует ближе к концу следующего, 2025-го, года. Эскизное проектирование данного модуля было завершено в 2021-м. Помимо увеличения емкости топливных баков, иных принципиальных отличий по сравнению с предыдущей моделью, нет.
В основном они происходили в 2017-м, но первый сбой был в 2014-м. Тогда «Фрегат МТ» не смог доставить на орбиту спутники от ЕС из-за недостаточно проработанной системы подачи горючего. В 2017-м сбои были обусловлены несовершенством навигации, ПО, неполным раскрытием солнечного паруса. Были и другие аварии.
«Союз-2.1б» стартует с блоком «Фрегат». Фото: VK Видео
Однако все неисправности проанализированы, причины их возникновения устранены. И на сегодня «Фрегат» – наиболее востребованный разгонный модуль в РФ.
Как раз для этого и необходима т. н. разгонная ступень. Иногда ее называют буксиром, блоком. В СССР, России разработкой этих устройств сначала занималось РКК «Энергия», Центр им. Хруничева. Это разгонные ступени под названием «Бриз» с буквенными индексами «М», «КМ».

Сегодня производством разгонных (РБ) блоков «Фрегат» занимается НПО им. Лавочкина. Этот аппарат используется на протяжении более, чем 20-ти лет. Такой срок говорит о надежности ступеней данной серии.
Из истории
Первый пуск «Фрегата» состоялся 09.02.2000 года в составе ракеты «Союз». РБ доставил на орбиту устройство, имитирующее полезную нагрузку. Операция прошла успешно, что позволило приступить к производству целой серии разгонных блоков, каждый из которых имел свои особенности. Однако принцип построения у всех моделей был примерно одинаковый.
Конструкция
В ее основе – моноблочный отсек топливных баков. Он сделан из 6-ти резервуаров, разделенных донышками в виде сферы. Четыре емкости заполняются окислителем с горючим, оставшиеся два заняты оборудованием и приборами. В герметичном резервуаре – система управления, навигации, а также вентиляторы, обеспечивающие нужную температуру.

Во второй емкости находятся служебные блоки, баллоны для основного двигателя, системы стабилизации, старта и ориентации. Конструкторы разгонной ступени получили богатый опыт использования РБ, поэтому, помимо базовой модели, разработали ее модификации, применяемые в тех или иных условиях.
«Фрегат-М» и «МТ»
Первый агрегат, масса которого – 6,235 т, отличается облегченной конструкцией, более рациональным размещением приборов в соответствующем отсеке. А также большей несущей способностью: у базового варианта – 12 тс*м, модифицированного устройства – 16 тс*м.

«Фрегат МТ» интереснее: модель, весящая 7,64 т, специально разработана для пусков с космодрома Куру (французская Гвиана). Зачем это нужно – своих площадок не хватает, что ли? Дело в том, что при вращении планеты старт из экваториального района позволяет вывести на орбиту больше полезного груза. На модуль поставили дополнительные емкости с топливом и доработали ракету, учитывая жаркий и влажный климат. Пуск состоялся 21.10.2011 года. «Союз-СТ-Б» доставил в космос пару европейских аппаратов с навигационной системой «Галилео».
«Фрегат-СБ»
Этот разгонный блок массой 11,68 т «умеет» сбрасывать опустошенные топливные баки. Данная версия подходит для работы в составе средних и тяжелых ракет (в первую очередь, ступень разрабатывалась под «Зенит-3SLБФ»). Первый запуск состоялся в Байконуре (январь 2011-го): блок «СБ» вывел на орбиту аппарат «Электро-Л».
«Фрегат-СБУ»
На нем тоже установят сбрасываемые баки, только объем топлива увеличат до 4,8 т против 3,1 т в вышерассмотренной модели «СБ». Разгонный блок предназначен для ракет типа «Союз-5». Предполагается, что носитель стартует ближе к концу следующего, 2025-го, года. Эскизное проектирование данного модуля было завершено в 2021-м. Помимо увеличения емкости топливных баков, иных принципиальных отличий по сравнению с предыдущей моделью, нет.
Неудачи
В основном они происходили в 2017-м, но первый сбой был в 2014-м. Тогда «Фрегат МТ» не смог доставить на орбиту спутники от ЕС из-за недостаточно проработанной системы подачи горючего. В 2017-м сбои были обусловлены несовершенством навигации, ПО, неполным раскрытием солнечного паруса. Были и другие аварии.

Однако все неисправности проанализированы, причины их возникновения устранены. И на сегодня «Фрегат» – наиболее востребованный разгонный модуль в РФ.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, VK Видео
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....