«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
646

«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом

Камский автозавод ступил на не совсем привычную для себя стезю – производство карьерных самосвалов, объединенных одним общим названием серии – «Атлант». Произошло это еще в 2020-м году, когда НЦ предприятия представила модель грузоподъемностью 60 тонн (заводской индекс 65805).


Если не считать БЕЛАЗы, в России ранее в основном использовались карьерники западного производства. Но после введения санкций цены на них стали просто неприличными. Есть еще китайский рынок, но там выбор весьма скромный. А Россия очень нуждается в карьерных самосвалах, которые необходимы самым разным отраслям промышленности.

Начало переросло в традицию


Впервые КАМАЗ-4555 (полный заводской индекс 4555-00000-ВС) под собственным названием «Атлант 50» представили широкой общественности на мероприятии MiningWorld Russia‑2024, проходившем этой весной. Ранее, осенью минувшего года, Камский завод на COMTRANS 2023 уже показывал свой карьерник «Атлант 49». Однако, если сравнивать эти два грузовика, то разница сразу же бросается в глаза. «Сорок девятый» – классическая машина с четырьмя осями и стандартными габаритами, позволяющими ей без проблем перемещаться по дорогам общего пользования (ДОП).

«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом«Пятидесятый» и «сорок девятый» рядом. Фото: rutube.ru

«Атлант 49» – самая грузоподъемная машина от КАМАЗа, которая может официально передвигаться по дорогам общего пользования. «Пятидесятый» выглядит мощнее (почти как БЕЛАЗ), его ширина больше – 3,502 м. По ДОП подобная техника уже не проедет. Привлекает внимание три оси. В отличие от стандартных, устанавливаемых на предыдущих моделях, здесь мы видим усиленный вариант конструкции. Все примененные агрегаты рассчитаны на высокие нагрузки.

Технические особенности


У «Атланта 50» ходовая формула 6Х4, грузоподъемность по паспорту – 49 т. Однако автомобиль спокойно переместит и 50, даже с небольшим перегрузом. Передняя ось выдерживает 20 т: у предыдущих моделей этот параметр делится на два. Спереди машина «обута» в покрышки 16.00 R25, сзади – 14.00 R25. Полный вес КАМАЗа составляет 74 т.

Задняя подвеска стандартная – на рессорах. Фото: rutube.ru

У «Атланта 50» усиленная рама, сделанная из швеллеров с толщиной стенок 1 см. Лонжероны связаны поперечными балками. Задние рессоры – стандартные и представляют собой пятнадцать листов, прикрепленных к балансиру стремянками. Для защиты заднего моста от каменных глыб предусмотрен упор.

Двигатель


Это турбированный дизельный агрегат объемом 13 литров с шестью цилиндрами. Мотор разработан совместно со специалистами компании Liebherr (Швейцария и Германия). Мощность двигателя не указывается, однако, известно, что в линейке P6 есть образцы, достигающие 750-ти «лошадей». При этом стоит учитывать: в самосвале отсутствует система очистки выхлопных газов, т. к. для карьерников она не требуется.

Что касается гидромеханического семидиапазонного «автомата» с ретардером, то его производитель пока не раскрывается. Известно лишь, что в коробке применен двухконтурный теплообменник. Ретардер – дополнительное устройство к КПП, позволяющее уменьшать скорость движения машины и даже останавливать ее без использования тормозной системы. Заменой последней не является.

Вся оптика – светодиодная. Фото: rutube.ru

Кузов карьерника универсальный, платформа объемом 30 «кубов» оснащена системой подогрева. Угол подъема – до 47°. Днище бака под горючее защищено. В самосвале можно контролировать давление в колесах, взвешивать груз. Имеются системы централизованной смазки, тушения пожара и предупреждения опрокидывания машины. Учитывая немаленькие габариты техники, инженеры предусмотрели сигнализацию, срабатывающую в случае приближения к воздушной ЛЭП. Вся светотехника – типа LED. Грузовик можно эксплуатировать хоть в Африке, хоть в Сибири: температурный диапазон – от -40° до +40°.

О кабине


Она относится к семейству К5, с четырехточечной пружинной подвеской и спальником. На «Атланте 49» установлена такая же, но отличия все же заметны. У «пятидесятого» оперение шасси, из-за увеличенных колес, немного другое. Имеются в виду лестницы и пандусы, как на БЕЛАЗах. Бампер пришлось сделать оригинальным.

Интерьер


Он такой же, как и в «Атланте 49». Водитель наверняка комфортно почувствует себя в кресле, оснащенным множеством регулировок. Отдохнуть можно на широком спальном месте, а пообедать – за столиком. В качестве опции предлагается установка бытового отсека с холодильником и «микроволновкой».

Кабина просторная, но рассчитана на двоих. Фото: rutube.ru

Помимо приборной панели, на передней консоли виден десятидюймовый ЖК-монитор. На нем отображаются данные о состоянии узлов и агрегатов машины, ее крене. На экран выводится изображение камеры заднего вида, информация о физическом состоянии водителя. Предусмотрен даже алкозамок! Все вместе это называется инфосистемой «БИС КАМАЗ».

Эргономика на высоте: все под руками. Фото: rutube.ru

Сверху кабина защищена специальным металлическим навесом (в соответствии с правилами FOPS). При этом он никак не связан с кузовом и при необходимости доступа к двигателю поднимать платформу-надстройку не потребуется. Добраться до силового агрегата можно и при отказе гидравлики: это делается вручную, с помощью мощных пружин. «Атлант 50» – безусловно, новый шаг Камского завода в производстве карьерных самосвалов. Однако, на этом автомобиле линейка не заканчивается.

«Атлант 65»


В преддверии саммита БРИКС, который стартует в столице Татарстана 22.10.2024 года, КАМАЗ представил свою самую большую на сегодня модель (заводской индекс 65685) карьерного самосвала. Его грузоподъемность составляет 65 тонн: это на 10 т превышает возможности БЕЛАЗа-7555. При этом полный вес новинки – 95 т. Объем кузова – 41 кубометр. Разумеется, при таких параметрах (высота и ширина) передвижение «Атланта 65» по дорогам общего пользования невозможно.

«Атлант 49» (на снимке) еще может ездить по ДОП, «Атлант 65» – уже нет. Фото: rutube.ru

Подробностей о технических характеристиках гиганта не так много. Известно, что на машину установлен дизельный силовой агрегат (скорее всего, российского производства), выдающий 560 «лошадей» при крутящем моменте 2600 Н*м. Трансмиссия – автоматическая, семидиапазонная. Ее изготовитель пока неизвестен, но ряд экспертов склоняется к тому, что это Allison из США. Где изготовлены мощные мосты, тоже не сообщается; но есть мнение, что это финские агрегаты от Sisu. Такие стоят у предыдущей модели «Атлант 50».

Где делали мосты для большегрузов – не сообщается. Фото: rutube.ru

Представленный образец пока существует в единственном экземпляре. Предполагается, что небольшая опытная партия самосвалов будет выпущена ближе к концу текущего года. Продажи стартуют в 2025-м. Стоимость новинки не разглашается.

Перспективы КАМАЗа в отношении крупнотоннажной техники


Зимой текущего года стартовали работы по созданию беспилотного карьерного самосвала грузоподъемностью 220 тонн! Эта машина будет передвигаться по запрограммированной территории без участия человека. На данный момент закончены теоретические исследования: формируется эскиз машины и технический проект.

Очередной самосвал-беспилотник на испытаниях. Фото: rutube.ru

Работы по созданию 220-тонного карьерника КАМАЗ ведет совместно с КузГТУ. У завода уже есть опыт сотрудничества с университетом. С 2021-го года предприятие выпускает опытные образцы беспилотных автомобилей, которые сегодня испытываются на дорогах страны. И еще один важный аспект – совместная подготовка кадров по обслуживанию и конструированию подобной техники.
А вы что думаете о новых карьерниках КАМАЗа?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Ленскому мосту» быть!

«Ленскому мосту» быть!

Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...