
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Камский автозавод ступил на не совсем привычную для себя стезю – производство карьерных самосвалов, объединенных одним общим названием серии – «Атлант». Произошло это еще в 2020-м году, когда НЦ предприятия представила модель грузоподъемностью 60 тонн (заводской индекс 65805).
Если не считать БЕЛАЗы, в России ранее в основном использовались карьерники западного производства. Но после введения санкций цены на них стали просто неприличными. Есть еще китайский рынок, но там выбор весьма скромный. А Россия очень нуждается в карьерных самосвалах, которые необходимы самым разным отраслям промышленности.
Впервые КАМАЗ-4555 (полный заводской индекс 4555-00000-ВС) под собственным названием «Атлант 50» представили широкой общественности на мероприятии MiningWorld Russia‑2024, проходившем этой весной. Ранее, осенью минувшего года, Камский завод на COMTRANS 2023 уже показывал свой карьерник «Атлант 49». Однако, если сравнивать эти два грузовика, то разница сразу же бросается в глаза. «Сорок девятый» – классическая машина с четырьмя осями и стандартными габаритами, позволяющими ей без проблем перемещаться по дорогам общего пользования (ДОП).
«Пятидесятый» и «сорок девятый» рядом. Фото: rutube.ru
«Атлант 49» – самая грузоподъемная машина от КАМАЗа, которая может официально передвигаться по дорогам общего пользования. «Пятидесятый» выглядит мощнее (почти как БЕЛАЗ), его ширина больше – 3,502 м. По ДОП подобная техника уже не проедет. Привлекает внимание три оси. В отличие от стандартных, устанавливаемых на предыдущих моделях, здесь мы видим усиленный вариант конструкции. Все примененные агрегаты рассчитаны на высокие нагрузки.
У «Атланта 50» ходовая формула 6Х4, грузоподъемность по паспорту – 49 т. Однако автомобиль спокойно переместит и 50, даже с небольшим перегрузом. Передняя ось выдерживает 20 т: у предыдущих моделей этот параметр делится на два. Спереди машина «обута» в покрышки 16.00 R25, сзади – 14.00 R25. Полный вес КАМАЗа составляет 74 т.
Задняя подвеска стандартная – на рессорах. Фото: rutube.ru
У «Атланта 50» усиленная рама, сделанная из швеллеров с толщиной стенок 1 см. Лонжероны связаны поперечными балками. Задние рессоры – стандартные и представляют собой пятнадцать листов, прикрепленных к балансиру стремянками. Для защиты заднего моста от каменных глыб предусмотрен упор.
Это турбированный дизельный агрегат объемом 13 литров с шестью цилиндрами. Мотор разработан совместно со специалистами компании Liebherr (Швейцария и Германия). Мощность двигателя не указывается, однако, известно, что в линейке P6 есть образцы, достигающие 750-ти «лошадей». При этом стоит учитывать: в самосвале отсутствует система очистки выхлопных газов, т. к. для карьерников она не требуется.
Что касается гидромеханического семидиапазонного «автомата» с ретардером, то его производитель пока не раскрывается. Известно лишь, что в коробке применен двухконтурный теплообменник. Ретардер – дополнительное устройство к КПП, позволяющее уменьшать скорость движения машины и даже останавливать ее без использования тормозной системы. Заменой последней не является.
Вся оптика – светодиодная. Фото: rutube.ru
Кузов карьерника универсальный, платформа объемом 30 «кубов» оснащена системой подогрева. Угол подъема – до 47°. Днище бака под горючее защищено. В самосвале можно контролировать давление в колесах, взвешивать груз. Имеются системы централизованной смазки, тушения пожара и предупреждения опрокидывания машины. Учитывая немаленькие габариты техники, инженеры предусмотрели сигнализацию, срабатывающую в случае приближения к воздушной ЛЭП. Вся светотехника – типа LED. Грузовик можно эксплуатировать хоть в Африке, хоть в Сибири: температурный диапазон – от -40° до +40°.
Она относится к семейству К5, с четырехточечной пружинной подвеской и спальником. На «Атланте 49» установлена такая же, но отличия все же заметны. У «пятидесятого» оперение шасси, из-за увеличенных колес, немного другое. Имеются в виду лестницы и пандусы, как на БЕЛАЗах. Бампер пришлось сделать оригинальным.
Он такой же, как и в «Атланте 49». Водитель наверняка комфортно почувствует себя в кресле, оснащенным множеством регулировок. Отдохнуть можно на широком спальном месте, а пообедать – за столиком. В качестве опции предлагается установка бытового отсека с холодильником и «микроволновкой».
Кабина просторная, но рассчитана на двоих. Фото: rutube.ru
Помимо приборной панели, на передней консоли виден десятидюймовый ЖК-монитор. На нем отображаются данные о состоянии узлов и агрегатов машины, ее крене. На экран выводится изображение камеры заднего вида, информация о физическом состоянии водителя. Предусмотрен даже алкозамок! Все вместе это называется инфосистемой «БИС КАМАЗ».
Эргономика на высоте: все под руками. Фото: rutube.ru
Сверху кабина защищена специальным металлическим навесом (в соответствии с правилами FOPS). При этом он никак не связан с кузовом и при необходимости доступа к двигателю поднимать платформу-надстройку не потребуется. Добраться до силового агрегата можно и при отказе гидравлики: это делается вручную, с помощью мощных пружин. «Атлант 50» – безусловно, новый шаг Камского завода в производстве карьерных самосвалов. Однако, на этом автомобиле линейка не заканчивается.
В преддверии саммита БРИКС, который стартует в столице Татарстана 22.10.2024 года, КАМАЗ представил свою самую большую на сегодня модель (заводской индекс 65685) карьерного самосвала. Его грузоподъемность составляет 65 тонн: это на 10 т превышает возможности БЕЛАЗа-7555. При этом полный вес новинки – 95 т. Объем кузова – 41 кубометр. Разумеется, при таких параметрах (высота и ширина) передвижение «Атланта 65» по дорогам общего пользования невозможно.
«Атлант 49» (на снимке) еще может ездить по ДОП, «Атлант 65» – уже нет. Фото: rutube.ru
Подробностей о технических характеристиках гиганта не так много. Известно, что на машину установлен дизельный силовой агрегат (скорее всего, российского производства), выдающий 560 «лошадей» при крутящем моменте 2600 Н*м. Трансмиссия – автоматическая, семидиапазонная. Ее изготовитель пока неизвестен, но ряд экспертов склоняется к тому, что это Allison из США. Где изготовлены мощные мосты, тоже не сообщается; но есть мнение, что это финские агрегаты от Sisu. Такие стоят у предыдущей модели «Атлант 50».
Где делали мосты для большегрузов – не сообщается. Фото: rutube.ru
Представленный образец пока существует в единственном экземпляре. Предполагается, что небольшая опытная партия самосвалов будет выпущена ближе к концу текущего года. Продажи стартуют в 2025-м. Стоимость новинки не разглашается.
Зимой текущего года стартовали работы по созданию беспилотного карьерного самосвала грузоподъемностью 220 тонн! Эта машина будет передвигаться по запрограммированной территории без участия человека. На данный момент закончены теоретические исследования: формируется эскиз машины и технический проект.
Очередной самосвал-беспилотник на испытаниях. Фото: rutube.ru
Работы по созданию 220-тонного карьерника КАМАЗ ведет совместно с КузГТУ. У завода уже есть опыт сотрудничества с университетом. С 2021-го года предприятие выпускает опытные образцы беспилотных автомобилей, которые сегодня испытываются на дорогах страны. И еще один важный аспект – совместная подготовка кадров по обслуживанию и конструированию подобной техники.
Если не считать БЕЛАЗы, в России ранее в основном использовались карьерники западного производства. Но после введения санкций цены на них стали просто неприличными. Есть еще китайский рынок, но там выбор весьма скромный. А Россия очень нуждается в карьерных самосвалах, которые необходимы самым разным отраслям промышленности.
Начало переросло в традицию
Впервые КАМАЗ-4555 (полный заводской индекс 4555-00000-ВС) под собственным названием «Атлант 50» представили широкой общественности на мероприятии MiningWorld Russia‑2024, проходившем этой весной. Ранее, осенью минувшего года, Камский завод на COMTRANS 2023 уже показывал свой карьерник «Атлант 49». Однако, если сравнивать эти два грузовика, то разница сразу же бросается в глаза. «Сорок девятый» – классическая машина с четырьмя осями и стандартными габаритами, позволяющими ей без проблем перемещаться по дорогам общего пользования (ДОП).

«Атлант 49» – самая грузоподъемная машина от КАМАЗа, которая может официально передвигаться по дорогам общего пользования. «Пятидесятый» выглядит мощнее (почти как БЕЛАЗ), его ширина больше – 3,502 м. По ДОП подобная техника уже не проедет. Привлекает внимание три оси. В отличие от стандартных, устанавливаемых на предыдущих моделях, здесь мы видим усиленный вариант конструкции. Все примененные агрегаты рассчитаны на высокие нагрузки.
Технические особенности
У «Атланта 50» ходовая формула 6Х4, грузоподъемность по паспорту – 49 т. Однако автомобиль спокойно переместит и 50, даже с небольшим перегрузом. Передняя ось выдерживает 20 т: у предыдущих моделей этот параметр делится на два. Спереди машина «обута» в покрышки 16.00 R25, сзади – 14.00 R25. Полный вес КАМАЗа составляет 74 т.

У «Атланта 50» усиленная рама, сделанная из швеллеров с толщиной стенок 1 см. Лонжероны связаны поперечными балками. Задние рессоры – стандартные и представляют собой пятнадцать листов, прикрепленных к балансиру стремянками. Для защиты заднего моста от каменных глыб предусмотрен упор.
Двигатель
Это турбированный дизельный агрегат объемом 13 литров с шестью цилиндрами. Мотор разработан совместно со специалистами компании Liebherr (Швейцария и Германия). Мощность двигателя не указывается, однако, известно, что в линейке P6 есть образцы, достигающие 750-ти «лошадей». При этом стоит учитывать: в самосвале отсутствует система очистки выхлопных газов, т. к. для карьерников она не требуется.
Что касается гидромеханического семидиапазонного «автомата» с ретардером, то его производитель пока не раскрывается. Известно лишь, что в коробке применен двухконтурный теплообменник. Ретардер – дополнительное устройство к КПП, позволяющее уменьшать скорость движения машины и даже останавливать ее без использования тормозной системы. Заменой последней не является.

Кузов карьерника универсальный, платформа объемом 30 «кубов» оснащена системой подогрева. Угол подъема – до 47°. Днище бака под горючее защищено. В самосвале можно контролировать давление в колесах, взвешивать груз. Имеются системы централизованной смазки, тушения пожара и предупреждения опрокидывания машины. Учитывая немаленькие габариты техники, инженеры предусмотрели сигнализацию, срабатывающую в случае приближения к воздушной ЛЭП. Вся светотехника – типа LED. Грузовик можно эксплуатировать хоть в Африке, хоть в Сибири: температурный диапазон – от -40° до +40°.
О кабине
Она относится к семейству К5, с четырехточечной пружинной подвеской и спальником. На «Атланте 49» установлена такая же, но отличия все же заметны. У «пятидесятого» оперение шасси, из-за увеличенных колес, немного другое. Имеются в виду лестницы и пандусы, как на БЕЛАЗах. Бампер пришлось сделать оригинальным.
Интерьер
Он такой же, как и в «Атланте 49». Водитель наверняка комфортно почувствует себя в кресле, оснащенным множеством регулировок. Отдохнуть можно на широком спальном месте, а пообедать – за столиком. В качестве опции предлагается установка бытового отсека с холодильником и «микроволновкой».

Помимо приборной панели, на передней консоли виден десятидюймовый ЖК-монитор. На нем отображаются данные о состоянии узлов и агрегатов машины, ее крене. На экран выводится изображение камеры заднего вида, информация о физическом состоянии водителя. Предусмотрен даже алкозамок! Все вместе это называется инфосистемой «БИС КАМАЗ».

Сверху кабина защищена специальным металлическим навесом (в соответствии с правилами FOPS). При этом он никак не связан с кузовом и при необходимости доступа к двигателю поднимать платформу-надстройку не потребуется. Добраться до силового агрегата можно и при отказе гидравлики: это делается вручную, с помощью мощных пружин. «Атлант 50» – безусловно, новый шаг Камского завода в производстве карьерных самосвалов. Однако, на этом автомобиле линейка не заканчивается.
«Атлант 65»
В преддверии саммита БРИКС, который стартует в столице Татарстана 22.10.2024 года, КАМАЗ представил свою самую большую на сегодня модель (заводской индекс 65685) карьерного самосвала. Его грузоподъемность составляет 65 тонн: это на 10 т превышает возможности БЕЛАЗа-7555. При этом полный вес новинки – 95 т. Объем кузова – 41 кубометр. Разумеется, при таких параметрах (высота и ширина) передвижение «Атланта 65» по дорогам общего пользования невозможно.

Подробностей о технических характеристиках гиганта не так много. Известно, что на машину установлен дизельный силовой агрегат (скорее всего, российского производства), выдающий 560 «лошадей» при крутящем моменте 2600 Н*м. Трансмиссия – автоматическая, семидиапазонная. Ее изготовитель пока неизвестен, но ряд экспертов склоняется к тому, что это Allison из США. Где изготовлены мощные мосты, тоже не сообщается; но есть мнение, что это финские агрегаты от Sisu. Такие стоят у предыдущей модели «Атлант 50».

Представленный образец пока существует в единственном экземпляре. Предполагается, что небольшая опытная партия самосвалов будет выпущена ближе к концу текущего года. Продажи стартуют в 2025-м. Стоимость новинки не разглашается.
Перспективы КАМАЗа в отношении крупнотоннажной техники
Зимой текущего года стартовали работы по созданию беспилотного карьерного самосвала грузоподъемностью 220 тонн! Эта машина будет передвигаться по запрограммированной территории без участия человека. На данный момент закончены теоретические исследования: формируется эскиз машины и технический проект.

Работы по созданию 220-тонного карьерника КАМАЗ ведет совместно с КузГТУ. У завода уже есть опыт сотрудничества с университетом. С 2021-го года предприятие выпускает опытные образцы беспилотных автомобилей, которые сегодня испытываются на дорогах страны. И еще один важный аспект – совместная подготовка кадров по обслуживанию и конструированию подобной техники.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....