Советский гусеничный трактор Т-170 из Челябинска
К началу 60-х советская экономика постепенно набирала свои обороты. Это содействовало, в том числе, и расширению количества различных строительных объектов. Новые здания и сооружения росли как грибы после дождя на всех просторах необъятной страны.
Кроме того, что все это требовало немалого человеческого ресурса, нужны были и специальные мощные машины. Одну из основных ролей в этом многообразии исполняли трактора-бульдозеры. Именно по указанной причине в начале десятилетия на базе Челябинского тракторного завода произведена модернизация С-100. Она привела к появлению Т-100, ставшего базой для дальнейшего развития линейки.
Новый бульдозер выпускался серийно с 1964 по примерно 1977 годы. В течении этого периода шла усиленная доработка конструкции техники. Она привела к появлению в конце 60-х обновленной версии – Т-130. Именно этот трактор и стал основной бульдозерной техникой застойных времен. Чтобы расширить области его использования, производители предложили модификацию в виде болотохода Т-130Б, имевшую увеличенную ширину гусениц.
Но даже эта надежная техника со временем немного устарела и нуждалась в некоторой доработке и модернизации. Особенно это касалось силового привода трактора и устройства его трансмиссии. Сначала попытались просто модифицировать уже имеющийся двигатель, увеличив в 1981 году его мощность со 130 до 160 л. с. Позже стало понятно что лишь косметическими мерами ограничиться не удастся. Вопрос требовал кардинального решения.
По внешнему виду он был почти неразличим со своим предшественником. Но оказался более мощной и производительной альтернативой Т-130. Хотя после появления новинки «сто тридцатый» еще и простоял на конвейере около восьми лет. Вот основные отличия модели Т-170:
✅ модернизированная трансмиссия
✅ мощный силовой агрегат
✅ иные ведущие колеса и ступицы
Он также относился к 10 тяговому классу и со временем стал универсальной техникой для проведения различных видов работ в народном хозяйстве СССР и в постсоветский период. Позже количество модификаций достигло 80 штук, а основными стали:
✅ классический бульдозер
✅ трактор-болотоход
✅ карьерная модификация
✅ версии для с/х, лесной промышленности и др.
Отдельно стоит упомянуть о Т-170МГС, созданном для использования на рисовых полях. В целом, модель стала достойным продолжателем славной истории челябинских бульдозеров. Очень скоро подобную технику можно было встретить во многих уголках страны, при выполнении задач самого различного типа. К ней существовало очень много видов дополнительного оборудования и оснащения. Это влияло и на вес самой конструкции:
✅ основная комплектация – 16 тонн
✅ облегченная версия техники – 13 тонн
✅ трактор-трубоукладчик – 17,7 тонн
Физические параметры Т-170 почти полностью соответствовали габаритам предшественника. Это позволяло вполне комфортно перевозить его на ж/д платформах или в кузове грузового автомобиля. Такая мобильность только добавляла технике популярности у пользователей из различных отраслей народного хозяйства. Вот параметры бульдозера:
✅ длина – 4,6 м
✅ ширина – 2,48 м
✅ высота – 3,18 м
✅ база – 2517 мм
✅ длина колеи гусениц – 188 см
Первенцем на базе этой модели трактора считается бульдозер ДЗ-110. Многолетняя эксплуатация данной техники послужила появлению уважения к ней за хорошую работоспособность и высокую надежность. Еще одним плюсом мощной машины стали ее отличная ремонтопригодность и удобства проведения наладочных работ.
Как уже упоминалось выше, для компоновки этой модели использован дизельный двигатель Д-180. Он был четырехтактным и имел турбонаддув и четыре цилиндра. После того как прекратился выпуск «сто тридцатой» модели, ее привод стал применяться в облегченных версиях Т-170, рассчитанных на менее трудоемкие виды работ.
Любой из устанавливаемых на тракторах типов двигателей можно назвать всеядными и подходящими для задействования как при очень высоких, так и при довольно низких температурах окружающей среды. В качестве горючего мог использоваться керосин, газоконденсат или другие подобные альтернативные варианты. Вот некоторые из характеристик мотора:
✅ рабочий объем – 14,48 л
✅ мощность – 180/160 л. с
✅ система охлаждения – жидкостная
✅ расход топлива – 160 г/л. с*ч
✅ запас горючего – 300 л
Для запуска двигателя предусмотрена установка электростартера. В качестве альтернативы – старый дедовский метод в виде пускача. При работе в условиях очень низких температур возможно дооборудование предпусковым двигательным подогревателем. 1000-ваттный генератор ременного привода работает при напряжении в 24 В. Он имеет параллельное подключение к паре аккумуляторных элементов.
Силовой агрегат расположен в передней части. В паре с ним трудится механическая коробка передач, имеющая восемь передних и четыре задних скорости. После того как двигатель заглушен, КПП фиксируется в последнем положении. Чтобы произвести переключение, потребуется выжать сцепления.
Хорошие показатели трактора достигаются и за счет использования тележечной системы, дающей оптимальное распределение веса машины. А плавное проведение различных работ обеспечивает полужесткая трехточечная подвеска бульдозера. В качестве элементов управления выступает пара классических для гусеничной техники рычагов.
Достаточный внутренний простор кабины Т-170 позволил сделать ее двухместной. При этом все органы управления и контроля находятся в комфортной доступности от тракториста. Кроме того, в наличие хороший защитный каркас и достаточный обзор, благодаря неплохой площади остекления. Для работы в холодное время имеется подогрев, а более поздние модификации предусматривают также установку бортового кондиционера.
Производители обеспечили универсальное использование технике благодаря тому, что имеется возможность фиксации на ней как переднего, так и заднего дополнительного оборудования. Поэтому, в зависимости от необходимости, к Т-170 можно прицепить как передний ковш, так и задние плуги или рыхлители, приспособления для укладки труб и т. д.
И это можно считать огромным плюсом для этой модели. В ту же копилку стоит добавить высокий моторесурс двигателя (до 10 тысяч часов) и возможность проведения обслуживания даже в неспециализированной мастерской. Так же как и ее редкий отказ и доступную стоимость.
Но, как и у любой машины, здесь имеются свои слабые стороны. В первую очередь, устаревший тип фрикционных муфт, часто дающих сбой в работе. Если судить по современным меркам, то стоит еще добавить низкий уровень шумоизоляции кабины и некоторую сложность управления трактором.
Несмотря на это, Т-170 простоял на заводском конвейере около 14 лет, пережив эпоху и добравшись до XXI века. Его сборка завершена в 2002 году. Общий тираж составил 1000 экземпляров. Поэтому и сегодня такую технику можно нередко встретить на вторичном рынке. За них могут попросить в интервале между 400 тыс. и 1,8 млн рублей.
Кроме того, что все это требовало немалого человеческого ресурса, нужны были и специальные мощные машины. Одну из основных ролей в этом многообразии исполняли трактора-бульдозеры. Именно по указанной причине в начале десятилетия на базе Челябинского тракторного завода произведена модернизация С-100. Она привела к появлению Т-100, ставшего базой для дальнейшего развития линейки.
Т-130 и Т-170: отличить можно разве что по степени изношенности. Фото: youtube.com
Новый бульдозер выпускался серийно с 1964 по примерно 1977 годы. В течении этого периода шла усиленная доработка конструкции техники. Она привела к появлению в конце 60-х обновленной версии – Т-130. Именно этот трактор и стал основной бульдозерной техникой застойных времен. Чтобы расширить области его использования, производители предложили модификацию в виде болотохода Т-130Б, имевшую увеличенную ширину гусениц.
Без модернизаций и осовременивания – просто никак
Но даже эта надежная техника со временем немного устарела и нуждалась в некоторой доработке и модернизации. Особенно это касалось силового привода трактора и устройства его трансмиссии. Сначала попытались просто модифицировать уже имеющийся двигатель, увеличив в 1981 году его мощность со 130 до 160 л. с. Позже стало понятно что лишь косметическими мерами ограничиться не удастся. Вопрос требовал кардинального решения.
К 1988 году челябинские специалисты смогли представить абсолютно новую версию бульдозера. Она получила двигатель с увеличенной на двадцать пунктов мощностью и более современной и эффективной трансмиссией. Созданное творение назвали Т-170.
По внешнему виду он был почти неразличим со своим предшественником. Но оказался более мощной и производительной альтернативой Т-130. Хотя после появления новинки «сто тридцатый» еще и простоял на конвейере около восьми лет. Вот основные отличия модели Т-170:
✅ модернизированная трансмиссия
✅ мощный силовой агрегат
✅ иные ведущие колеса и ступицы
Он также относился к 10 тяговому классу и со временем стал универсальной техникой для проведения различных видов работ в народном хозяйстве СССР и в постсоветский период. Позже количество модификаций достигло 80 штук, а основными стали:
✅ классический бульдозер
✅ трактор-болотоход
✅ карьерная модификация
✅ версии для с/х, лесной промышленности и др.
Отдельно стоит упомянуть о Т-170МГС, созданном для использования на рисовых полях. В целом, модель стала достойным продолжателем славной истории челябинских бульдозеров. Очень скоро подобную технику можно было встретить во многих уголках страны, при выполнении задач самого различного типа. К ней существовало очень много видов дополнительного оборудования и оснащения. Это влияло и на вес самой конструкции:
✅ основная комплектация – 16 тонн
✅ облегченная версия техники – 13 тонн
✅ трактор-трубоукладчик – 17,7 тонн
Физические параметры Т-170 почти полностью соответствовали габаритам предшественника. Это позволяло вполне комфортно перевозить его на ж/д платформах или в кузове грузового автомобиля. Такая мобильность только добавляла технике популярности у пользователей из различных отраслей народного хозяйства. Вот параметры бульдозера:
✅ длина – 4,6 м
✅ ширина – 2,48 м
✅ высота – 3,18 м
✅ база – 2517 мм
✅ длина колеи гусениц – 188 см
Первенцем на базе этой модели трактора считается бульдозер ДЗ-110. Многолетняя эксплуатация данной техники послужила появлению уважения к ней за хорошую работоспособность и высокую надежность. Еще одним плюсом мощной машины стали ее отличная ремонтопригодность и удобства проведения наладочных работ.
Двигатель, ходовая и кабина трактора
Как уже упоминалось выше, для компоновки этой модели использован дизельный двигатель Д-180. Он был четырехтактным и имел турбонаддув и четыре цилиндра. После того как прекратился выпуск «сто тридцатой» модели, ее привод стал применяться в облегченных версиях Т-170, рассчитанных на менее трудоемкие виды работ.
Т-170 способен выполнять различные трудоемкие работы. Фото: youtube.com
Любой из устанавливаемых на тракторах типов двигателей можно назвать всеядными и подходящими для задействования как при очень высоких, так и при довольно низких температурах окружающей среды. В качестве горючего мог использоваться керосин, газоконденсат или другие подобные альтернативные варианты. Вот некоторые из характеристик мотора:
✅ рабочий объем – 14,48 л
✅ мощность – 180/160 л. с
✅ система охлаждения – жидкостная
✅ расход топлива – 160 г/л. с*ч
✅ запас горючего – 300 л
Для запуска двигателя предусмотрена установка электростартера. В качестве альтернативы – старый дедовский метод в виде пускача. При работе в условиях очень низких температур возможно дооборудование предпусковым двигательным подогревателем. 1000-ваттный генератор ременного привода работает при напряжении в 24 В. Он имеет параллельное подключение к паре аккумуляторных элементов.
Ширина гусениц варьировалась от 500 до 900 (болотоходы) мм. Фото: youtube.com
Силовой агрегат расположен в передней части. В паре с ним трудится механическая коробка передач, имеющая восемь передних и четыре задних скорости. После того как двигатель заглушен, КПП фиксируется в последнем положении. Чтобы произвести переключение, потребуется выжать сцепления.
Хорошие показатели трактора достигаются и за счет использования тележечной системы, дающей оптимальное распределение веса машины. А плавное проведение различных работ обеспечивает полужесткая трехточечная подвеска бульдозера. В качестве элементов управления выступает пара классических для гусеничной техники рычагов.
Достаточный внутренний простор кабины Т-170 позволил сделать ее двухместной. При этом все органы управления и контроля находятся в комфортной доступности от тракториста. Кроме того, в наличие хороший защитный каркас и достаточный обзор, благодаря неплохой площади остекления. Для работы в холодное время имеется подогрев, а более поздние модификации предусматривают также установку бортового кондиционера.
Прицепное оборудование, плюсы и минусы Т-170
Производители обеспечили универсальное использование технике благодаря тому, что имеется возможность фиксации на ней как переднего, так и заднего дополнительного оборудования. Поэтому, в зависимости от необходимости, к Т-170 можно прицепить как передний ковш, так и задние плуги или рыхлители, приспособления для укладки труб и т. д.
В кабине трактора. Фото: youtube.com
И это можно считать огромным плюсом для этой модели. В ту же копилку стоит добавить высокий моторесурс двигателя (до 10 тысяч часов) и возможность проведения обслуживания даже в неспециализированной мастерской. Так же как и ее редкий отказ и доступную стоимость.
Но, как и у любой машины, здесь имеются свои слабые стороны. В первую очередь, устаревший тип фрикционных муфт, часто дающих сбой в работе. Если судить по современным меркам, то стоит еще добавить низкий уровень шумоизоляции кабины и некоторую сложность управления трактором.
Т-170 и сегодня доступны на вторичном рынке. Фото: youtube.com
Несмотря на это, Т-170 простоял на заводском конвейере около 14 лет, пережив эпоху и добравшись до XXI века. Его сборка завершена в 2002 году. Общий тираж составил 1000 экземпляров. Поэтому и сегодня такую технику можно нередко встретить на вторичном рынке. За них могут попросить в интервале между 400 тыс. и 1,8 млн рублей.
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....