Советский гусеничный трактор Т-170 из Челябинска
118

Советский гусеничный трактор Т-170 из Челябинска

К началу 60-х советская экономика постепенно набирала свои обороты. Это содействовало, в том числе, и расширению количества различных строительных объектов. Новые здания и сооружения росли как грибы после дождя на всех просторах необъятной страны.


Кроме того, что все это требовало немалого человеческого ресурса, нужны были и специальные мощные машины. Одну из основных ролей в этом многообразии исполняли трактора-бульдозеры. Именно по указанной причине в начале десятилетия на базе Челябинского тракторного завода произведена модернизация С-100. Она привела к появлению Т-100, ставшего базой для дальнейшего развития линейки.

Советский гусеничный трактор Т-170 из ЧелябинскаТ-130 и Т-170: отличить можно разве что по степени изношенности. Фото: youtube.com

Новый бульдозер выпускался серийно с 1964 по примерно 1977 годы. В течении этого периода шла усиленная доработка конструкции техники. Она привела к появлению в конце 60-х обновленной версии – Т-130. Именно этот трактор и стал основной бульдозерной техникой застойных времен. Чтобы расширить области его использования, производители предложили модификацию в виде болотохода Т-130Б, имевшую увеличенную ширину гусениц.

Без модернизаций и осовременивания – просто никак


Но даже эта надежная техника со временем немного устарела и нуждалась в некоторой доработке и модернизации. Особенно это касалось силового привода трактора и устройства его трансмиссии. Сначала попытались просто модифицировать уже имеющийся двигатель, увеличив в 1981 году его мощность со 130 до 160 л. с. Позже стало понятно что лишь косметическими мерами ограничиться не удастся. Вопрос требовал кардинального решения.

К 1988 году челябинские специалисты смогли представить абсолютно новую версию бульдозера. Она получила двигатель с увеличенной на двадцать пунктов мощностью и более современной и эффективной трансмиссией. Созданное творение назвали Т-170.


По внешнему виду он был почти неразличим со своим предшественником. Но оказался более мощной и производительной альтернативой Т-130. Хотя после появления новинки «сто тридцатый» еще и простоял на конвейере около восьми лет. Вот основные отличия модели Т-170:

✅ модернизированная трансмиссия
✅ мощный силовой агрегат
✅ иные ведущие колеса и ступицы

Он также относился к 10 тяговому классу и со временем стал универсальной техникой для проведения различных видов работ в народном хозяйстве СССР и в постсоветский период. Позже количество модификаций достигло 80 штук, а основными стали:

✅ классический бульдозер
✅ трактор-болотоход
✅ карьерная модификация
✅ версии для с/х, лесной промышленности и др.

Отдельно стоит упомянуть о Т-170МГС, созданном для использования на рисовых полях. В целом, модель стала достойным продолжателем славной истории челябинских бульдозеров. Очень скоро подобную технику можно было встретить во многих уголках страны, при выполнении задач самого различного типа. К ней существовало очень много видов дополнительного оборудования и оснащения. Это влияло и на вес самой конструкции:

✅ основная комплектация – 16 тонн
✅ облегченная версия техники – 13 тонн
✅ трактор-трубоукладчик – 17,7 тонн

Физические параметры Т-170 почти полностью соответствовали габаритам предшественника. Это позволяло вполне комфортно перевозить его на ж/д платформах или в кузове грузового автомобиля. Такая мобильность только добавляла технике популярности у пользователей из различных отраслей народного хозяйства. Вот параметры бульдозера:

✅ длина – 4,6 м
✅ ширина – 2,48 м
✅ высота – 3,18 м
✅ база – 2517 мм
✅ длина колеи гусениц – 188 см

Первенцем на базе этой модели трактора считается бульдозер ДЗ-110. Многолетняя эксплуатация данной техники послужила появлению уважения к ней за хорошую работоспособность и высокую надежность. Еще одним плюсом мощной машины стали ее отличная ремонтопригодность и удобства проведения наладочных работ.

Двигатель, ходовая и кабина трактора


Как уже упоминалось выше, для компоновки этой модели использован дизельный двигатель Д-180. Он был четырехтактным и имел турбонаддув и четыре цилиндра. После того как прекратился выпуск «сто тридцатой» модели, ее привод стал применяться в облегченных версиях Т-170, рассчитанных на менее трудоемкие виды работ.

Т-170 способен выполнять различные трудоемкие работы. Фото: youtube.com

Любой из устанавливаемых на тракторах типов двигателей можно назвать всеядными и подходящими для задействования как при очень высоких, так и при довольно низких температурах окружающей среды. В качестве горючего мог использоваться керосин, газоконденсат или другие подобные альтернативные варианты. Вот некоторые из характеристик мотора:

✅ рабочий объем – 14,48 л
✅ мощность – 180/160 л. с
✅ система охлаждения – жидкостная
✅ расход топлива – 160 г/л. с*ч
✅ запас горючего – 300 л

Для запуска двигателя предусмотрена установка электростартера. В качестве альтернативы – старый дедовский метод в виде пускача. При работе в условиях очень низких температур возможно дооборудование предпусковым двигательным подогревателем. 1000-ваттный генератор ременного привода работает при напряжении в 24 В. Он имеет параллельное подключение к паре аккумуляторных элементов.

Ширина гусениц варьировалась от 500 до 900 (болотоходы) мм. Фото: youtube.com

Силовой агрегат расположен в передней части. В паре с ним трудится механическая коробка передач, имеющая восемь передних и четыре задних скорости. После того как двигатель заглушен, КПП фиксируется в последнем положении. Чтобы произвести переключение, потребуется выжать сцепления.

Хорошие показатели трактора достигаются и за счет использования тележечной системы, дающей оптимальное распределение веса машины. А плавное проведение различных работ обеспечивает полужесткая трехточечная подвеска бульдозера. В качестве элементов управления выступает пара классических для гусеничной техники рычагов.

Достаточный внутренний простор кабины Т-170 позволил сделать ее двухместной. При этом все органы управления и контроля находятся в комфортной доступности от тракториста. Кроме того, в наличие хороший защитный каркас и достаточный обзор, благодаря неплохой площади остекления. Для работы в холодное время имеется подогрев, а более поздние модификации предусматривают также установку бортового кондиционера.

Прицепное оборудование, плюсы и минусы Т-170


Производители обеспечили универсальное использование технике благодаря тому, что имеется возможность фиксации на ней как переднего, так и заднего дополнительного оборудования. Поэтому, в зависимости от необходимости, к Т-170 можно прицепить как передний ковш, так и задние плуги или рыхлители, приспособления для укладки труб и т. д.

В кабине трактора. Фото: youtube.com

И это можно считать огромным плюсом для этой модели. В ту же копилку стоит добавить высокий моторесурс двигателя (до 10 тысяч часов) и возможность проведения обслуживания даже в неспециализированной мастерской. Так же как и ее редкий отказ и доступную стоимость.

Но, как и у любой машины, здесь имеются свои слабые стороны. В первую очередь, устаревший тип фрикционных муфт, часто дающих сбой в работе. Если судить по современным меркам, то стоит еще добавить низкий уровень шумоизоляции кабины и некоторую сложность управления трактором.

Т-170 и сегодня доступны на вторичном рынке. Фото: youtube.com

Несмотря на это, Т-170 простоял на заводском конвейере около 14 лет, пережив эпоху и добравшись до XXI века. Его сборка завершена в 2002 году. Общий тираж составил 1000 экземпляров. Поэтому и сегодня такую технику можно нередко встретить на вторичном рынке. За них могут попросить в интервале между 400 тыс. и 1,8 млн рублей.
А вам понравился мощный трактор Т-170?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Ленскому мосту» быть!

«Ленскому мосту» быть!

Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...