
Советский гусеничный трактор Т-170 из Челябинска
К началу 60-х советская экономика постепенно набирала свои обороты. Это содействовало, в том числе, и расширению количества различных строительных объектов. Новые здания и сооружения росли как грибы после дождя на всех просторах необъятной страны.
Кроме того, что все это требовало немалого человеческого ресурса, нужны были и специальные мощные машины. Одну из основных ролей в этом многообразии исполняли трактора-бульдозеры. Именно по указанной причине в начале десятилетия на базе Челябинского тракторного завода произведена модернизация С-100. Она привела к появлению Т-100, ставшего базой для дальнейшего развития линейки.
Т-130 и Т-170: отличить можно разве что по степени изношенности. Фото: youtube.com
Новый бульдозер выпускался серийно с 1964 по примерно 1977 годы. В течении этого периода шла усиленная доработка конструкции техники. Она привела к появлению в конце 60-х обновленной версии – Т-130. Именно этот трактор и стал основной бульдозерной техникой застойных времен. Чтобы расширить области его использования, производители предложили модификацию в виде болотохода Т-130Б, имевшую увеличенную ширину гусениц.
Но даже эта надежная техника со временем немного устарела и нуждалась в некоторой доработке и модернизации. Особенно это касалось силового привода трактора и устройства его трансмиссии. Сначала попытались просто модифицировать уже имеющийся двигатель, увеличив в 1981 году его мощность со 130 до 160 л. с. Позже стало понятно что лишь косметическими мерами ограничиться не удастся. Вопрос требовал кардинального решения.
По внешнему виду он был почти неразличим со своим предшественником. Но оказался более мощной и производительной альтернативой Т-130. Хотя после появления новинки «сто тридцатый» еще и простоял на конвейере около восьми лет. Вот основные отличия модели Т-170:
✅ модернизированная трансмиссия
✅ мощный силовой агрегат
✅ иные ведущие колеса и ступицы
Он также относился к 10 тяговому классу и со временем стал универсальной техникой для проведения различных видов работ в народном хозяйстве СССР и в постсоветский период. Позже количество модификаций достигло 80 штук, а основными стали:
✅ классический бульдозер
✅ трактор-болотоход
✅ карьерная модификация
✅ версии для с/х, лесной промышленности и др.
Отдельно стоит упомянуть о Т-170МГС, созданном для использования на рисовых полях. В целом, модель стала достойным продолжателем славной истории челябинских бульдозеров. Очень скоро подобную технику можно было встретить во многих уголках страны, при выполнении задач самого различного типа. К ней существовало очень много видов дополнительного оборудования и оснащения. Это влияло и на вес самой конструкции:
✅ основная комплектация – 16 тонн
✅ облегченная версия техники – 13 тонн
✅ трактор-трубоукладчик – 17,7 тонн
Физические параметры Т-170 почти полностью соответствовали габаритам предшественника. Это позволяло вполне комфортно перевозить его на ж/д платформах или в кузове грузового автомобиля. Такая мобильность только добавляла технике популярности у пользователей из различных отраслей народного хозяйства. Вот параметры бульдозера:
✅ длина – 4,6 м
✅ ширина – 2,48 м
✅ высота – 3,18 м
✅ база – 2517 мм
✅ длина колеи гусениц – 188 см
Первенцем на базе этой модели трактора считается бульдозер ДЗ-110. Многолетняя эксплуатация данной техники послужила появлению уважения к ней за хорошую работоспособность и высокую надежность. Еще одним плюсом мощной машины стали ее отличная ремонтопригодность и удобства проведения наладочных работ.
Как уже упоминалось выше, для компоновки этой модели использован дизельный двигатель Д-180. Он был четырехтактным и имел турбонаддув и четыре цилиндра. После того как прекратился выпуск «сто тридцатой» модели, ее привод стал применяться в облегченных версиях Т-170, рассчитанных на менее трудоемкие виды работ.
Т-170 способен выполнять различные трудоемкие работы. Фото: youtube.com
Любой из устанавливаемых на тракторах типов двигателей можно назвать всеядными и подходящими для задействования как при очень высоких, так и при довольно низких температурах окружающей среды. В качестве горючего мог использоваться керосин, газоконденсат или другие подобные альтернативные варианты. Вот некоторые из характеристик мотора:
✅ рабочий объем – 14,48 л
✅ мощность – 180/160 л. с
✅ система охлаждения – жидкостная
✅ расход топлива – 160 г/л. с*ч
✅ запас горючего – 300 л
Для запуска двигателя предусмотрена установка электростартера. В качестве альтернативы – старый дедовский метод в виде пускача. При работе в условиях очень низких температур возможно дооборудование предпусковым двигательным подогревателем. 1000-ваттный генератор ременного привода работает при напряжении в 24 В. Он имеет параллельное подключение к паре аккумуляторных элементов.
Ширина гусениц варьировалась от 500 до 900 (болотоходы) мм. Фото: youtube.com
Силовой агрегат расположен в передней части. В паре с ним трудится механическая коробка передач, имеющая восемь передних и четыре задних скорости. После того как двигатель заглушен, КПП фиксируется в последнем положении. Чтобы произвести переключение, потребуется выжать сцепления.
Хорошие показатели трактора достигаются и за счет использования тележечной системы, дающей оптимальное распределение веса машины. А плавное проведение различных работ обеспечивает полужесткая трехточечная подвеска бульдозера. В качестве элементов управления выступает пара классических для гусеничной техники рычагов.
Достаточный внутренний простор кабины Т-170 позволил сделать ее двухместной. При этом все органы управления и контроля находятся в комфортной доступности от тракториста. Кроме того, в наличие хороший защитный каркас и достаточный обзор, благодаря неплохой площади остекления. Для работы в холодное время имеется подогрев, а более поздние модификации предусматривают также установку бортового кондиционера.
Производители обеспечили универсальное использование технике благодаря тому, что имеется возможность фиксации на ней как переднего, так и заднего дополнительного оборудования. Поэтому, в зависимости от необходимости, к Т-170 можно прицепить как передний ковш, так и задние плуги или рыхлители, приспособления для укладки труб и т. д.
В кабине трактора. Фото: youtube.com
И это можно считать огромным плюсом для этой модели. В ту же копилку стоит добавить высокий моторесурс двигателя (до 10 тысяч часов) и возможность проведения обслуживания даже в неспециализированной мастерской. Так же как и ее редкий отказ и доступную стоимость.
Но, как и у любой машины, здесь имеются свои слабые стороны. В первую очередь, устаревший тип фрикционных муфт, часто дающих сбой в работе. Если судить по современным меркам, то стоит еще добавить низкий уровень шумоизоляции кабины и некоторую сложность управления трактором.
Т-170 и сегодня доступны на вторичном рынке. Фото: youtube.com
Несмотря на это, Т-170 простоял на заводском конвейере около 14 лет, пережив эпоху и добравшись до XXI века. Его сборка завершена в 2002 году. Общий тираж составил 1000 экземпляров. Поэтому и сегодня такую технику можно нередко встретить на вторичном рынке. За них могут попросить в интервале между 400 тыс. и 1,8 млн рублей.
Кроме того, что все это требовало немалого человеческого ресурса, нужны были и специальные мощные машины. Одну из основных ролей в этом многообразии исполняли трактора-бульдозеры. Именно по указанной причине в начале десятилетия на базе Челябинского тракторного завода произведена модернизация С-100. Она привела к появлению Т-100, ставшего базой для дальнейшего развития линейки.

Новый бульдозер выпускался серийно с 1964 по примерно 1977 годы. В течении этого периода шла усиленная доработка конструкции техники. Она привела к появлению в конце 60-х обновленной версии – Т-130. Именно этот трактор и стал основной бульдозерной техникой застойных времен. Чтобы расширить области его использования, производители предложили модификацию в виде болотохода Т-130Б, имевшую увеличенную ширину гусениц.
Без модернизаций и осовременивания – просто никак
Но даже эта надежная техника со временем немного устарела и нуждалась в некоторой доработке и модернизации. Особенно это касалось силового привода трактора и устройства его трансмиссии. Сначала попытались просто модифицировать уже имеющийся двигатель, увеличив в 1981 году его мощность со 130 до 160 л. с. Позже стало понятно что лишь косметическими мерами ограничиться не удастся. Вопрос требовал кардинального решения.
К 1988 году челябинские специалисты смогли представить абсолютно новую версию бульдозера. Она получила двигатель с увеличенной на двадцать пунктов мощностью и более современной и эффективной трансмиссией. Созданное творение назвали Т-170.
По внешнему виду он был почти неразличим со своим предшественником. Но оказался более мощной и производительной альтернативой Т-130. Хотя после появления новинки «сто тридцатый» еще и простоял на конвейере около восьми лет. Вот основные отличия модели Т-170:
✅ модернизированная трансмиссия
✅ мощный силовой агрегат
✅ иные ведущие колеса и ступицы
Он также относился к 10 тяговому классу и со временем стал универсальной техникой для проведения различных видов работ в народном хозяйстве СССР и в постсоветский период. Позже количество модификаций достигло 80 штук, а основными стали:
✅ классический бульдозер
✅ трактор-болотоход
✅ карьерная модификация
✅ версии для с/х, лесной промышленности и др.
Отдельно стоит упомянуть о Т-170МГС, созданном для использования на рисовых полях. В целом, модель стала достойным продолжателем славной истории челябинских бульдозеров. Очень скоро подобную технику можно было встретить во многих уголках страны, при выполнении задач самого различного типа. К ней существовало очень много видов дополнительного оборудования и оснащения. Это влияло и на вес самой конструкции:
✅ основная комплектация – 16 тонн
✅ облегченная версия техники – 13 тонн
✅ трактор-трубоукладчик – 17,7 тонн
Физические параметры Т-170 почти полностью соответствовали габаритам предшественника. Это позволяло вполне комфортно перевозить его на ж/д платформах или в кузове грузового автомобиля. Такая мобильность только добавляла технике популярности у пользователей из различных отраслей народного хозяйства. Вот параметры бульдозера:
✅ длина – 4,6 м
✅ ширина – 2,48 м
✅ высота – 3,18 м
✅ база – 2517 мм
✅ длина колеи гусениц – 188 см
Первенцем на базе этой модели трактора считается бульдозер ДЗ-110. Многолетняя эксплуатация данной техники послужила появлению уважения к ней за хорошую работоспособность и высокую надежность. Еще одним плюсом мощной машины стали ее отличная ремонтопригодность и удобства проведения наладочных работ.
Двигатель, ходовая и кабина трактора
Как уже упоминалось выше, для компоновки этой модели использован дизельный двигатель Д-180. Он был четырехтактным и имел турбонаддув и четыре цилиндра. После того как прекратился выпуск «сто тридцатой» модели, ее привод стал применяться в облегченных версиях Т-170, рассчитанных на менее трудоемкие виды работ.

Любой из устанавливаемых на тракторах типов двигателей можно назвать всеядными и подходящими для задействования как при очень высоких, так и при довольно низких температурах окружающей среды. В качестве горючего мог использоваться керосин, газоконденсат или другие подобные альтернативные варианты. Вот некоторые из характеристик мотора:
✅ рабочий объем – 14,48 л
✅ мощность – 180/160 л. с
✅ система охлаждения – жидкостная
✅ расход топлива – 160 г/л. с*ч
✅ запас горючего – 300 л
Для запуска двигателя предусмотрена установка электростартера. В качестве альтернативы – старый дедовский метод в виде пускача. При работе в условиях очень низких температур возможно дооборудование предпусковым двигательным подогревателем. 1000-ваттный генератор ременного привода работает при напряжении в 24 В. Он имеет параллельное подключение к паре аккумуляторных элементов.

Силовой агрегат расположен в передней части. В паре с ним трудится механическая коробка передач, имеющая восемь передних и четыре задних скорости. После того как двигатель заглушен, КПП фиксируется в последнем положении. Чтобы произвести переключение, потребуется выжать сцепления.
Хорошие показатели трактора достигаются и за счет использования тележечной системы, дающей оптимальное распределение веса машины. А плавное проведение различных работ обеспечивает полужесткая трехточечная подвеска бульдозера. В качестве элементов управления выступает пара классических для гусеничной техники рычагов.
Достаточный внутренний простор кабины Т-170 позволил сделать ее двухместной. При этом все органы управления и контроля находятся в комфортной доступности от тракториста. Кроме того, в наличие хороший защитный каркас и достаточный обзор, благодаря неплохой площади остекления. Для работы в холодное время имеется подогрев, а более поздние модификации предусматривают также установку бортового кондиционера.
Прицепное оборудование, плюсы и минусы Т-170
Производители обеспечили универсальное использование технике благодаря тому, что имеется возможность фиксации на ней как переднего, так и заднего дополнительного оборудования. Поэтому, в зависимости от необходимости, к Т-170 можно прицепить как передний ковш, так и задние плуги или рыхлители, приспособления для укладки труб и т. д.

И это можно считать огромным плюсом для этой модели. В ту же копилку стоит добавить высокий моторесурс двигателя (до 10 тысяч часов) и возможность проведения обслуживания даже в неспециализированной мастерской. Так же как и ее редкий отказ и доступную стоимость.
Но, как и у любой машины, здесь имеются свои слабые стороны. В первую очередь, устаревший тип фрикционных муфт, часто дающих сбой в работе. Если судить по современным меркам, то стоит еще добавить низкий уровень шумоизоляции кабины и некоторую сложность управления трактором.

Несмотря на это, Т-170 простоял на заводском конвейере около 14 лет, пережив эпоху и добравшись до XXI века. Его сборка завершена в 2002 году. Общий тираж составил 1000 экземпляров. Поэтому и сегодня такую технику можно нередко встретить на вторичном рынке. За них могут попросить в интервале между 400 тыс. и 1,8 млн рублей.
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....