Ока – малолитражный автомобиль родом из СССР
Малолитражных автомобилей в Советском Союзе по факту было много, но никто их таковыми не называл. Даже Запорожец считали полноценной машиной, хоть и недоделанной, а уж про Москвичи и ВАЗы даже говорить не стоит. Это были настоящие автомобили – роскошные и желанные почти для каждого советского гражданина.
Машина в СССР считалась символом богатства и процветания, поэтому вопрос о создании максимально дешевой и модели всегда стоял остро. Вот только автозаводы не уделяли ему внимания и не стремились расширять производственный ряд.
Даже «Горбатый» Запорожец, который изначально был типичной малолитражкой, быстро вырос из «коротких штанишек». В следующем поколении он превратился в достаточно крупного «Ушастого» 966 серии.
А ведь в послевоенной Европе малолитражных автомобилей выпускалось много – обедневшему населению не были не по карману машины высокого класса, поэтому производители давали народу именно то, на что был спрос.
В СССР вопрос стоял по-другому – тут все были уверены в том, что вся их продукция будет продана. А раз дела обстоят именно так – зачем что-то новое изобретать?
Но в начале 1980-х годов в СССР все же решили сделать малолитражку. Только разрабатывали ее не для всех, а в виде «инвалидки», ведь старая модель, выпускаемая в Серпухове, к тому времени безнадежно устарела. Да и качество ее изготовления вызывало нарекание даже у старых фронтовиков.
Только была одна серьезная проблема – завод не имел возможности выпускать машины. В штате не имелось специалистов, да и денег на переоборудование производства никто выделять не собирался.
Пришлось обратиться за помощью к самому современному на то время предприятию во всем Советском Союзе – АвтоВАЗу.
Но министр автомобильной промышленности Поляков, узнав о новой «инвалидке», принял судьбоносное решение – освоить выпуск полноценной малолитражной машины для народа.
Конструкторы Серпуховского моторного завода уже успели разработать в сотрудничестве с НАМИ свой вариант Оки, который и был с гордостью продемонстрирован коллегам из АвтоВАЗа.
Интересно, что машину хотели собирать сразу на трех заводах:
Всего планировалось выпускать около 50 000 новых малолитражных автомобилей.
Техническое задание по производству модели было простым и открывало широкий простор для творчества.
Машина должна соответствовать следующим параметрам:
Мотор планировалось изначально ставить оригинальной разработки – двухцилиндровый с жидкостным охлаждением. Мощность прототипа составляла 32 л. с.
Но разработка нового двигателя – это лишние траты. «Сверху» пришло указание использовать мотор от ВАЗ-2108. Пришлось «половинить» этот двигатель – именно поэтому он получился на 650 см3.
Автомобиль внешне был чем-то похож на малолитражку Daihatsu. Скорее всего, модель Cuore использовали в качестве внешнего образца. Но конструктивно у Оки нет ничего общего с японским автомобилем.
Первые опытные экземпляры обозначались как серия 100. Эти автомобили были недоработаны и в ходе заводских испытаний решили их переделывать.
Уже в 200-ой серии Ока получила переднюю подвеску типа МакФерсон – похожую на ту, что использовалась на ВАЗ-2108.
Вообще, конструкторы АвтоВАЗа истово старались исполнить все указания «верхов» и унифицировали Оку со своим переднеприводным семейством.
Следующая опытная серия получила индекс 300. Эти автомобили прошли всесоюзные испытания в разных уголках СССР, начиная от Коми, заканчивая Туркменистаном. В итого ВАЗ-1111 Ока прошел госприемку в 1987 году и был рекомендован к серийному производству. Машина получилась в лучших традициях европейской школы – дешевая, простая конструктивно, но при этом универсальная.
В 1987 году, когда машину собирались ставить на конвейер, вышел указ о переводе советской экономики на рыночные отношения. Теперь предприятия должны были сами зарабатывать, не рассчитывая на государственную поддержку.
Серпуховский моторный завод, где планировалось выпускать модели для инвалидов, сразу выпал из обоймы – он не имел средств для запуска машины в производство.
На помощь предприятию пришел бывший министр автомобильной промышленности Поляков. Используя свои связи, он помог СМЗ войти в состав АвтоВАЗа. Таким образом, на предприятии смогли работать с привлечением активов Волжского завода.
Но первые 100 единиц автомобилей Ока, которые назывались Кама, выпустил КамАЗ в 1988 году. Сколько было шуток тогда по этому поводу! У советских водителей и мечтающих ими быть вызывал смех сам факт выпуска малолитражных легковых автомобилей производителем тяжелых грузовиков.
Но объяснялось все просто – КамАЗу нужно было осваивать побочную продукцию в условиях рыночной экономики, а делать всякую мелочь, вроде молотков, ложек и вилок, руководство завода не хотело.
В том же 1988 году АвтоВАЗ выпустил 200 малолитражек. Серпуховский моторный завод собрал 100 экземпляров для инвалидов.
АвтоВАЗ выпускал Оку недолго – всего до 1995 года. А вот на КамАЗе (отпочковавшемся подразделении гиганта под названием ЗМА) и СаАЗе (Серпухов) автомобиль собирали до 2006 и 2008 годов соответственно.
После развала Советского Союза Ока начала выпускаться с перебоями. С 2000 года в продаже стали попадаться машины не только с моторами 0,65 и 0,75 литра от АвтоВАЗа.
Ближе концу выпуска, в Серпухове начали ставить китайские двигатели на 1,0 бензин. Примерно в это же время под капотами Оки можно было встретить и моторы МеМЗ-245 от Таврии, с рабочим объемом 1,1 литра.
Была и дизельная Ока, которая не пошла даже в мелкосерийное производство. Этот автомобиль получил двигатель Д18А с мощностью 25 л. с. Вот только никто из автопроизводителей не поддержал дизелизацию отечественной малолитражки, и проект заглох. Своего двигателя на тяжелом топливе не нашлось.
Но чуть позже было выпущено несколько опытных партий автомобилей с китайским дизельным мотором.
В последние годы выпуска Ока стала невостребованной, и производители пытались всеми способами поднять спрос на модель. Делали автомобили в оригинальных заводских обвесах, появлялись литые диски.
Были попытки поднять спрос за счет выпуска лимитированных серий вроде «Lady».
Но машина давно устарела и безнадежно проигрывала иностранным аналогам. В итоге от нее отказались. Последней каплей стало ужесточение экологических стандартов, после чего пришлось убрать карбюраторный мотор собственного производства в 2006 году. Ока с китайским двигателем, который начали ставить после этого, была слишком дорогой.
Неоднократно АвтоВАЗ собирался выпустить Оку второго поколения, но дальше опытных образцов дело не пошло.
Сейчас купить Оку можно от 25 тысяч рублей. Но приобретение такого автомобиля неоправданно – найти запчасти с каждым годом становится все сложнее.
Машина в СССР считалась символом богатства и процветания, поэтому вопрос о создании максимально дешевой и модели всегда стоял остро. Вот только автозаводы не уделяли ему внимания и не стремились расширять производственный ряд.
Даже «Горбатый» Запорожец, который изначально был типичной малолитражкой, быстро вырос из «коротких штанишек». В следующем поколении он превратился в достаточно крупного «Ушастого» 966 серии.
Простой городской автомобиль с минимальным расходом топлива. Фото: Youtube.com
А ведь в послевоенной Европе малолитражных автомобилей выпускалось много – обедневшему населению не были не по карману машины высокого класса, поэтому производители давали народу именно то, на что был спрос.
В СССР вопрос стоял по-другому – тут все были уверены в том, что вся их продукция будет продана. А раз дела обстоят именно так – зачем что-то новое изобретать?
Появление Оки
Но в начале 1980-х годов в СССР все же решили сделать малолитражку. Только разрабатывали ее не для всех, а в виде «инвалидки», ведь старая модель, выпускаемая в Серпухове, к тому времени безнадежно устарела. Да и качество ее изготовления вызывало нарекание даже у старых фронтовиков.
Сразу было решено уйти от серпуховской мотоциклетной базы, и делать хоть и небольшие, но полноценные автомобили.
Только была одна серьезная проблема – завод не имел возможности выпускать машины. В штате не имелось специалистов, да и денег на переоборудование производства никто выделять не собирался.
Пришлось обратиться за помощью к самому современному на то время предприятию во всем Советском Союзе – АвтоВАЗу.
Первый из опытных образцов от НАМИ. Фото: Youtube.com
Но министр автомобильной промышленности Поляков, узнав о новой «инвалидке», принял судьбоносное решение – освоить выпуск полноценной малолитражной машины для народа.
Перезапуск прототипа
Конструкторы Серпуховского моторного завода уже успели разработать в сотрудничестве с НАМИ свой вариант Оки, который и был с гордостью продемонстрирован коллегам из АвтоВАЗа.
Но прототип СМЗ-1101 оказался недоработанным. Этот автомобиль не подходил для выпуска на современном предприятии, пришлось делать заново.
Интересно, что машину хотели собирать сразу на трех заводах:
- ? АвтоВАЗе
- ? Серпуховском моторном
- ? КамАЗе
Всего планировалось выпускать около 50 000 новых малолитражных автомобилей.
Особенности модели
Техническое задание по производству модели было простым и открывало широкий простор для творчества.
Машина должна соответствовать следующим параметрам:
- ? Иметь длину до 3,3 метра
- ? Снаряженная масса – до 650 кг
- ? Двигатель должен был быть только четырехтактным
- ? Кузов двухдверный и четырехместный, обязательно закрытый
- ? Привод передний
Мотор планировалось изначально ставить оригинальной разработки – двухцилиндровый с жидкостным охлаждением. Мощность прототипа составляла 32 л. с.
Такой необычный цвет – это попытка завода привлечь внимание покупателей. Фото: Youtube.com
Но разработка нового двигателя – это лишние траты. «Сверху» пришло указание использовать мотор от ВАЗ-2108. Пришлось «половинить» этот двигатель – именно поэтому он получился на 650 см3.
Автомобиль внешне был чем-то похож на малолитражку Daihatsu. Скорее всего, модель Cuore использовали в качестве внешнего образца. Но конструктивно у Оки нет ничего общего с японским автомобилем.
Испытания
Первые опытные экземпляры обозначались как серия 100. Эти автомобили были недоработаны и в ходе заводских испытаний решили их переделывать.
Модели следующей 200-ой серии получили классическую заднюю подвеску для моделей с передним приводом – П-образную балку. На предыдущих экземплярах стояли диагональные рычаги, от которых отказались в ходе испытаний.
Уже в 200-ой серии Ока получила переднюю подвеску типа МакФерсон – похожую на ту, что использовалась на ВАЗ-2108.
Вообще, конструкторы АвтоВАЗа истово старались исполнить все указания «верхов» и унифицировали Оку со своим переднеприводным семейством.
Опытная модель от СМЗ. Фото: Youtube.com
Следующая опытная серия получила индекс 300. Эти автомобили прошли всесоюзные испытания в разных уголках СССР, начиная от Коми, заканчивая Туркменистаном. В итого ВАЗ-1111 Ока прошел госприемку в 1987 году и был рекомендован к серийному производству. Машина получилась в лучших традициях европейской школы – дешевая, простая конструктивно, но при этом универсальная.
Запуск производства
В 1987 году, когда машину собирались ставить на конвейер, вышел указ о переводе советской экономики на рыночные отношения. Теперь предприятия должны были сами зарабатывать, не рассчитывая на государственную поддержку.
Серпуховский моторный завод, где планировалось выпускать модели для инвалидов, сразу выпал из обоймы – он не имел средств для запуска машины в производство.
На помощь предприятию пришел бывший министр автомобильной промышленности Поляков. Используя свои связи, он помог СМЗ войти в состав АвтоВАЗа. Таким образом, на предприятии смогли работать с привлечением активов Волжского завода.
Но первые 100 единиц автомобилей Ока, которые назывались Кама, выпустил КамАЗ в 1988 году. Сколько было шуток тогда по этому поводу! У советских водителей и мечтающих ими быть вызывал смех сам факт выпуска малолитражных легковых автомобилей производителем тяжелых грузовиков.
Модель, разработанная АвтоВАЗом. Фото: Youtube.com
Но объяснялось все просто – КамАЗу нужно было осваивать побочную продукцию в условиях рыночной экономики, а делать всякую мелочь, вроде молотков, ложек и вилок, руководство завода не хотело.
В том же 1988 году АвтоВАЗ выпустил 200 малолитражек. Серпуховский моторный завод собрал 100 экземпляров для инвалидов.
В дальнейшие перестроечные годы Ока так и не смогла стать распространенной моделью в СССР – предприятия лихорадило, а после развала Советского Союза все стало еще хуже.
АвтоВАЗ выпускал Оку недолго – всего до 1995 года. А вот на КамАЗе (отпочковавшемся подразделении гиганта под названием ЗМА) и СаАЗе (Серпухов) автомобиль собирали до 2006 и 2008 годов соответственно.
Интересные модели
После развала Советского Союза Ока начала выпускаться с перебоями. С 2000 года в продаже стали попадаться машины не только с моторами 0,65 и 0,75 литра от АвтоВАЗа.
Ближе концу выпуска, в Серпухове начали ставить китайские двигатели на 1,0 бензин. Примерно в это же время под капотами Оки можно было встретить и моторы МеМЗ-245 от Таврии, с рабочим объемом 1,1 литра.
Ходовой макет Оки-2 2003 года выпуска. Фото: Youtube.com
Была и дизельная Ока, которая не пошла даже в мелкосерийное производство. Этот автомобиль получил двигатель Д18А с мощностью 25 л. с. Вот только никто из автопроизводителей не поддержал дизелизацию отечественной малолитражки, и проект заглох. Своего двигателя на тяжелом топливе не нашлось.
Но чуть позже было выпущено несколько опытных партий автомобилей с китайским дизельным мотором.
Существовали и грузопассажирские модификации Ока – это Гном и Тойма. Была и длиннобазная версия – Алсу.
В последние годы выпуска Ока стала невостребованной, и производители пытались всеми способами поднять спрос на модель. Делали автомобили в оригинальных заводских обвесах, появлялись литые диски.
Были попытки поднять спрос за счет выпуска лимитированных серий вроде «Lady».
А как вам такая грузовая Ока? Фото: Youtube.com
Но машина давно устарела и безнадежно проигрывала иностранным аналогам. В итоге от нее отказались. Последней каплей стало ужесточение экологических стандартов, после чего пришлось убрать карбюраторный мотор собственного производства в 2006 году. Ока с китайским двигателем, который начали ставить после этого, была слишком дорогой.
Неоднократно АвтоВАЗ собирался выпустить Оку второго поколения, но дальше опытных образцов дело не пошло.
Сейчас купить Оку можно от 25 тысяч рублей. Но приобретение такого автомобиля неоправданно – найти запчасти с каждым годом становится все сложнее.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....