
Электрокар «Лада-гольф» – он мог бы пригодиться в курортных зонах
Надеюсь, все помнят бессмертную фразу: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения»? Сейчас это может звучать ностальгично, наивно и немного смешно. Но в советское время отечественная промышленность всерьез руководствовалась этим принципом.
Причем, в его не самой лучшей интерпретацией. В смысле, не то, чтобы постараться сделать авто доступным для каждого желающего. А немного по-другому: раз оно не роскошь, то должно быть выполнено в лучших традициях аскетизма и максимальной унификации деталей.
«Лада-гольф», созданный для Нахабино и других. Фото: youtube.com
Такой подход иногда порождал внутренний протест советского человека, который помня, что «это звучит гордо», желал чего-то большего. К сожалению, жесткие рамки и принципы того времени не позволяли надеяться хоть на какую-то гибкость.
Совсем другое дело 90-е. Несмотря на разгул преступности и всеобщее обнищание, люди получили более широкий выбор транспортных средств самых разных типов и категорий. Среди них нашлось место и для откровенной экзотики.
Зарождавшийся тогда класс российской буржуазии пытался воссоздать все атрибуты, подтверждающие их теперешний статус. К этому перечню относилось и новомодное для страны увлечение аристократическим гольфом. Лидировала, конечно же, столица, где появился ряд престижных клубов. В том числе, и знаменитое Нахабино.
Сиденье и площадка для ног – все скромно и ничего лишнего. Фото: youtube.com
Его завсегдатаям понадобился не только качественный игровой инструмент и площадка для гольфа. Учитывая специфику этого спорта, требовались постоянные передвижения. Выполнять их на каком-то мощном джипе или т. п. не представлялось возможным. Начался поиск подходящего выхода из ситуации.
Забегая наперед, заметим, что к сожалению, дальше опытных единичных экземпляров дело так и не пошло. А ведь идея была довольно перспективная. Да и сам производитель рассчитывал на плодотворное сотрудничество с различными клиентами в будущем, предлагая им сразу несколько типов электротранспорта:
✅ грузопассажирский, двухместный с платформой ВАЗ-1002
✅ открытый 4-местный ВАЗ-1004
✅ закрытый с таким же количеством мест ВАЗ-1004Т
Последний получил мягкую тентованную крышу, что подтверждалось наличием буквенного дополнения в названии этой модификации. На предприятии серьезно отнеслись к заказу важного клиента, подготовив по одному концепт-кару каждого из требуемых типов электромобилей.
Занимаясь конструированием и разработкой электротранспорта двух типов (отличие третьей модификации от обычной – только в наличии крыши) инженеры ВАЗа делали перспективные предположения. По их мнению, в стране полным ходом развивалась индустрия отдыха. А это означало, что подобные компактные «внедорожники» могли пригодится сразу в нескольких направлениях:
✅ площадки гольф-клубов
✅ спортивные стадионы и сооружения
✅ парковые зоны отдыха в крупных городах страны
✅ лечебные санатории или базы отдыха
Учитывая такие дальние и радужные перспективы, творческий коллектив автосборочного предприятия справился с заданием в кратчайшие сроки. Оба типа электрокаров в виде концептов подготовлены уже к началу нового тысячелетия.
Их официальное представление состоялось в рамках пятого международного автомобильного салона, прошедшего в российской столице (2001 год). Здесь же некоторые специалисты отметили, что подобный транспорт мог бы стать востребованным на территории больших выставочных галерей и комплексов или в рекреационных зонах. Показатели новых «малышей» на электроприводе оказались вполне достойными:
✅ напряжение питания бортовых аккумуляторных батарей – 48,8 В
✅ максимальная грузоподъемность – 600 кг
✅ рекомендуемая скорость – до 24 км/ч
Может показаться удивительно, что в столь сжатые сроки отечественные конструкторы смогли разработать кардинально новый тип транспорта почти с нуля. Это и правда совсем не так. Дело в том, что каждый электрокар получил переднеприводный механизм. Кроме того, от экспериментальной малолитражки ВАЗ-1111Э или «Лада Ока Электро» позаимствован широкий ряд элементов:
✅ электрический привод
✅ двигатель ПТ-125 с редуктором
✅ вся передняя подвеска
✅ механизм рулевого управления
Конечно, учитывая абсолютно иную специфику использования, многое из вышеперечисленного пришлось подвергнуть небольшим изменениям и переделкам. Все эти работы проводились под неусыпным контролем ведущего конструктора проекта С. Ивлева. Когда ходовые образцы техники посчитали готовыми к эксплуатации, они отправились к конечному пользователю.
Руководство и сотрудники гольф-клуба Нахабино одобрили созданную специально для них технику. Особенно их впечатлил прекрасный дизайн машин от В. Плешанова. Почти все сошлись во мнении, что данные варианты выгодно отличаются от уже слегка устаревших японских аналогов.
Органы управления: руль и две педали. Фото: youtube.com
Само собой, что не обошлось без обычных замечаний или рекомендаций, как по отношении к любой новинке. Во время опытной эксплуатации проявились проблемы с переднеприводной концепцией у грузопассажирского гольф-кара.
Все дело в том, что специфика игры подразумевает наличие большого количества травы, на которую часто садится роса. Так вот именно в таких условиях у ВАЗ-1002 проявилась явная нехватка сцепного веса на переднюю ось. Особенно это ярко продемонстрировали движения в хорошую горку.
Выход виделся самым прагматичным. Поэтому производитель быстренько перекинул приводные функции на заднюю ось, предложив заказчикам сразу три ходовых образца. Они оказались намного успешнее и более подходили для условий местной эксплуатации. Поэтому электрогольф-кары используются в клубе и по сей день.
Два ряда сидений в пассажирской версии – спиной друг к другу. Фото: youtube.com
Осталось лишь добавить, что самым молодым из этой линейки стала крытая модификация ВАЗ-1004Т, созданная в 2001 году. Она как раз и являлась той надеждой заинтересовать в данном транспорте и заказчиков из других сфер. К сожалению, все завершилось на стадии концепта. А два предыдущих типа тоже ограничились разовой поставкой в Нахабино.
Все они имели переднемоторную конструкцию. Емкость примененного аккумулятора составляла 120 А*ч. Он обеспечивал автономный запас хода примерно в 40 км. Как ни странно, чуть позже история создания гольф-каров все же получила свое дальнейшее развитие.
В 2002 году им стал проект LADA Ricksha. За таким названием с китайским подтекстом скрывался новый концепт электрического гольф-кара. Он получил ряд улучшений и переделок, вылившихся в уменьшение центра тяжести и увеличение посадочной высоты. Последнее стало необходимым, по причине переноса элементов питания под ноги пассажиров.
Все типы гольф-каров не вышли за рамки единичных экземпляров. Фото: youtube.com
Хотя путешествующим на втором ряду все также приходилось ехать спиной вперед, авто приобрело такие элементы цивилизации как передний стеклоочиститель, головной свет и задние фонари. Также имелся съемный тент, а физические параметры остались почти неизменными: 2,83х1,45х1,89 м. Показанный на московском автосалоне 2002 года, он тоже так и остался лишь в качестве концепт-кара.
Причем, в его не самой лучшей интерпретацией. В смысле, не то, чтобы постараться сделать авто доступным для каждого желающего. А немного по-другому: раз оно не роскошь, то должно быть выполнено в лучших традициях аскетизма и максимальной унификации деталей.

Такой подход иногда порождал внутренний протест советского человека, который помня, что «это звучит гордо», желал чего-то большего. К сожалению, жесткие рамки и принципы того времени не позволяли надеяться хоть на какую-то гибкость.
Новые реалии потребовали других типов транспортных средств
Совсем другое дело 90-е. Несмотря на разгул преступности и всеобщее обнищание, люди получили более широкий выбор транспортных средств самых разных типов и категорий. Среди них нашлось место и для откровенной экзотики.
Зарождавшийся тогда класс российской буржуазии пытался воссоздать все атрибуты, подтверждающие их теперешний статус. К этому перечню относилось и новомодное для страны увлечение аристократическим гольфом. Лидировала, конечно же, столица, где появился ряд престижных клубов. В том числе, и знаменитое Нахабино.

Его завсегдатаям понадобился не только качественный игровой инструмент и площадка для гольфа. Учитывая специфику этого спорта, требовались постоянные передвижения. Выполнять их на каком-то мощном джипе или т. п. не представлялось возможным. Начался поиск подходящего выхода из ситуации.
Поэтому в 1999 году местное руководство сделало заказ на ведущее российское автосборочное предприятие ВАЗ. В нем содержалась информация о разработке и выпуске электрического гольф-кара. Позже он получил наименование «Лада-гольф».
Забегая наперед, заметим, что к сожалению, дальше опытных единичных экземпляров дело так и не пошло. А ведь идея была довольно перспективная. Да и сам производитель рассчитывал на плодотворное сотрудничество с различными клиентами в будущем, предлагая им сразу несколько типов электротранспорта:
✅ грузопассажирский, двухместный с платформой ВАЗ-1002
✅ открытый 4-местный ВАЗ-1004
✅ закрытый с таким же количеством мест ВАЗ-1004Т
Последний получил мягкую тентованную крышу, что подтверждалось наличием буквенного дополнения в названии этой модификации. На предприятии серьезно отнеслись к заказу важного клиента, подготовив по одному концепт-кару каждого из требуемых типов электромобилей.
Просматривая широкие перспективы
Занимаясь конструированием и разработкой электротранспорта двух типов (отличие третьей модификации от обычной – только в наличии крыши) инженеры ВАЗа делали перспективные предположения. По их мнению, в стране полным ходом развивалась индустрия отдыха. А это означало, что подобные компактные «внедорожники» могли пригодится сразу в нескольких направлениях:
✅ площадки гольф-клубов
✅ спортивные стадионы и сооружения
✅ парковые зоны отдыха в крупных городах страны
✅ лечебные санатории или базы отдыха
Учитывая такие дальние и радужные перспективы, творческий коллектив автосборочного предприятия справился с заданием в кратчайшие сроки. Оба типа электрокаров в виде концептов подготовлены уже к началу нового тысячелетия.
Их официальное представление состоялось в рамках пятого международного автомобильного салона, прошедшего в российской столице (2001 год). Здесь же некоторые специалисты отметили, что подобный транспорт мог бы стать востребованным на территории больших выставочных галерей и комплексов или в рекреационных зонах. Показатели новых «малышей» на электроприводе оказались вполне достойными:
✅ напряжение питания бортовых аккумуляторных батарей – 48,8 В
✅ максимальная грузоподъемность – 600 кг
✅ рекомендуемая скорость – до 24 км/ч
Может показаться удивительно, что в столь сжатые сроки отечественные конструкторы смогли разработать кардинально новый тип транспорта почти с нуля. Это и правда совсем не так. Дело в том, что каждый электрокар получил переднеприводный механизм. Кроме того, от экспериментальной малолитражки ВАЗ-1111Э или «Лада Ока Электро» позаимствован широкий ряд элементов:
✅ электрический привод
✅ двигатель ПТ-125 с редуктором
✅ вся передняя подвеска
✅ механизм рулевого управления
Конечно, учитывая абсолютно иную специфику использования, многое из вышеперечисленного пришлось подвергнуть небольшим изменениям и переделкам. Все эти работы проводились под неусыпным контролем ведущего конструктора проекта С. Ивлева. Когда ходовые образцы техники посчитали готовыми к эксплуатации, они отправились к конечному пользователю.
В Нахабино остались довольны
Руководство и сотрудники гольф-клуба Нахабино одобрили созданную специально для них технику. Особенно их впечатлил прекрасный дизайн машин от В. Плешанова. Почти все сошлись во мнении, что данные варианты выгодно отличаются от уже слегка устаревших японских аналогов.

Само собой, что не обошлось без обычных замечаний или рекомендаций, как по отношении к любой новинке. Во время опытной эксплуатации проявились проблемы с переднеприводной концепцией у грузопассажирского гольф-кара.
Все дело в том, что специфика игры подразумевает наличие большого количества травы, на которую часто садится роса. Так вот именно в таких условиях у ВАЗ-1002 проявилась явная нехватка сцепного веса на переднюю ось. Особенно это ярко продемонстрировали движения в хорошую горку.
Выход виделся самым прагматичным. Поэтому производитель быстренько перекинул приводные функции на заднюю ось, предложив заказчикам сразу три ходовых образца. Они оказались намного успешнее и более подходили для условий местной эксплуатации. Поэтому электрогольф-кары используются в клубе и по сей день.

Осталось лишь добавить, что самым молодым из этой линейки стала крытая модификация ВАЗ-1004Т, созданная в 2001 году. Она как раз и являлась той надеждой заинтересовать в данном транспорте и заказчиков из других сфер. К сожалению, все завершилось на стадии концепта. А два предыдущих типа тоже ограничились разовой поставкой в Нахабино.
Дальше концепт-каров дело не пошло
Все они имели переднемоторную конструкцию. Емкость примененного аккумулятора составляла 120 А*ч. Он обеспечивал автономный запас хода примерно в 40 км. Как ни странно, чуть позже история создания гольф-каров все же получила свое дальнейшее развитие.
В 2002 году им стал проект LADA Ricksha. За таким названием с китайским подтекстом скрывался новый концепт электрического гольф-кара. Он получил ряд улучшений и переделок, вылившихся в уменьшение центра тяжести и увеличение посадочной высоты. Последнее стало необходимым, по причине переноса элементов питания под ноги пассажиров.

Хотя путешествующим на втором ряду все также приходилось ехать спиной вперед, авто приобрело такие элементы цивилизации как передний стеклоочиститель, головной свет и задние фонари. Также имелся съемный тент, а физические параметры остались почти неизменными: 2,83х1,45х1,89 м. Показанный на московском автосалоне 2002 года, он тоже так и остался лишь в качестве концепт-кара.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....